Твердый и мягкие звуки ребенку 5 лет

Твердый и мягкие звуки ребенку 5 лет thumbnail

Вы знаете, как объяснить ребенку гласные и согласные звуки и буквы? А твердые и мягкие? Воспользуйтесь нашими советами, ведь перед школой вашему ребенку не помешает знать, как характеризовать звуки, это поможет ему с легкостью овладеть программой первого класса.

kak-nauchit-rebenka-xarakterizovat-zvukishkolazhizni.ru

Приступая к обучению, вы должны быть уверены, что ребенок имеет представление о тех органах артикуляции, которые принимают участие в речевом процессе (язык, губы, зубы). С учетом дошкольного возраста, проще научить различать гласные и согласные звуки и буквы в игровой форме.

Как объяснить ребенку гласные и согласные звуки и буквы

«Какие-то гласные и с кем-то совсем не согласные…» Для малыша это звучит необычно. Чтобы ваше домашнее обучение прошло эффективно и без лишней нервотрепки, не спешите. Ловите обещанные рекомендации.

  • Ребенок должен знать разницу между звуком и буквой.

Звуки мы слышим и говорим, буквы – видим и пишем.

  • Начните с изучения гласных.

Они значительно проще по артикуляции и легче воспринимаются. Все просто: их можно петь.

Звук М тоже вполне достоин сольного выступления, но есть разница: при произношении гласных воздух выходит свободно, ему ничего не мешает, язык спокойно лежит во рту, а с согласными он вытворяет чудеса акробатики.

  • Подкрепляйте произносимые звуки графическими образами букв.

Тут фантазия вам в помощь: можно писать, лепить, клеить и выкладывать из макарон или фасоли.

  • Используйте зеркало.

Привлекайте внимание малыша к положению рта при произношении гласных, обращайте внимание на язык и зубы.

  • Придумывайте вместе с ребенком слова, которые начинаются на «поющие» звуки, ищите их не только в устной речи, но и в книгах, на улице и дома.

Куда запропастилась О? Вот же она, замаскировалась под зеркало. Нашли букву, назвали звук.

  • Используйте загадки, отгадки в которых начинаются только на гласные.
  • Приступая к изучению согласных звуков и букв, обратите внимание, что их значительно больше, произносятся они иначе.

Когда мы их произносим, воздух «цепляется» за препятствие в виде зубов или губ. Зеркало в данном случае ваш обязательный помощник.

  • Предложите «пропеть» согласные звуки, фиксируя внимание ребенка на положении органов артикуляции.

Беспокойный язык во время попыток петь постоянно мешает, а зубы вовсе раскапризничались и сомкнулись.

Закрепляем умение различать гласные и согласные звуки и буквы

Когда вы объяснили разницу между гласными и согласными звуками и буквами, обязательно закрепляйте сформированный навык. И снова играйте.

  • По дороге из детского сада придумывайте вместе с малышом слова, которые начинаются на заданный звук.
  • Расчертите лист бумаги на клетки, раскрасьте их красным и синим цветом и предложите разложить буквы из разрезной азбуки по «домикам».
  • * Игра «Внимательные ушки». Инструкция простая: «Если слово начинается на гласный – хлопни, на согласный – топни».
  • Придумайте рецепт необычного блюда, ингредиенты в котором начинаются только на определенные звуки.
  • Убирая квартиру, дайте задание сначала убрать все игрушки, начинающиеся на согласные.

Важное условие! Систематичность и спокойствие.

Ваш позитивный настрой позволит не только научить различать гласные и согласные звуки и буквы, но и сформировать желание учиться.

Как объяснить ребенку твердые и мягкие согласные

kak-nauchit-rebenka-xarakterizovat-zvuki-2

Задача не из легких. Если ребенок знает буквы, начните с нехитрой истории о том, как гласные окружили согласные и начали ими командовать. Да-да. На войне как на войне. Эти нахальные гласные решают, каким будет согласный звук, твердым или мягким.

Есть парочка мятежников, на которых это правило не распространяется.

Ц, Ж, Ш бывают только твердыми, а Ч, Щ и Й – мягкие при любых обстоятельствах. Бунтарей вносим в «черный» список и помещает его на самое популярное место в доме, например, на холодильник, чтобы их славные имена отложились в памяти ребенка. Не забудьте про мягкий знак, который так же своим появлением запросто решает судьбу твердых и мягких согласных.

Остальным повезло меньше: если после согласного стоит А, О, У, Э или Ы – звук твердый, обозначается синим кирпичиком или кружочком, если за «пленным» стоит Е, Ё, Я, Ю или И – он мягкий и обозначается зеленым.

Ваши усилия не принесли ожидаемого результата? Привлекайте внимание к положению языка при произнесении парных твердых и мягких согласных.

Предложите превратить твердый звук в мягкий, используя разные гласные: па – пя, са –ся, пу – пю, су — сю и т.д Аналогичную игру можно усложнить, изменяя слова: «угол – уголь», «рад – ряд», лук – люк» и другие.

Если после согласного стоит его такой же на все согласный собрат, звук твердый. Например, в слове «конфета» после «н» стоит «ф». Можно уверенно утверждать, что в данном случае «н» — твердый.

Формируя умение различать твердые и мягкие согласные, вы помогаете ребенку развивать слуховое внимание, фонематический слух, что важно при обучении ребенка чтению и письму. Таким образом вы закладываете фундамент для успешного обучения в школе.

Помните, что русский язык один из самых сложных. Не так просто объяснить ребенку твердые и мягкие согласные. Поэтому не стоит корить своего малыша за ошибки.

Уважаемые читатели! Уверены, что теперь вы знаете, как научить ребенка различать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки и буквы. Делитесь в комментариях своими успехами и секретными приемами.

Читайте также:  Занятия для ребенка 5 лет невский район

Источник

Обычно с пониманием разницы между гласными и согласными у детей не возникает серьезных затруднений. А вот на твердых и мягких согласных следует остановиться подробнее.

Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки

Самое первое, чему нужно научить ребенка: твердыми и мягкими могут быть согласные звуки, но не буквы.

Типичная ошибка:
Дети путают звук и букву. Помним, что звук – звучит, а буква – это значок, он пишется. Буква не может быть твердой или мягкой, твердым или мягким по произношению может быть только согласный звук.

Иногда  детям удается достаточно легко научиться различать на слух мягкие и твердые звуки.
Но бывает, что это дается с трудом, и в таком случае на помощь придут признаки, по которым можно отличать твердые звуки от мягких.

Отличительные признаки мягких и твердых звуков

Какой звук стоит после согласного:

  • Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, ы – то согласный твердый.
  • Если после согласного стоит гласный и, е, ю, я – то согласный мягкий.

Отработка на примерах:
В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о».
В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».

  • Если после согласного звучит другой согласный – то первый согласный будет твердым.
  • Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышится и какая буква пишется после них.

Всегда твердые звуки – ж, ш, ц.
Всегда мягкие – й, ч, щ.
Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.

Мягкий знак и твердый знак

  • Если согласный в конце слова, и после него стоит буква «ь» – то согласный мягкий.

Это правило легко применить, если ребенок видит написанное слово, но оно не поможет, если ребенок выполняет задание на слух.

Движение языка при произношении мягких и твердых звуков

При произношении мягкого звука язык движется немного вперед, приближаясь к нёбу (или касаясь его) своей серединой.
При произношении твердых звуков язык не движется вперед.

Таблица признаков твердых и мягких звуков

Твердые:

  1. Перед а,о,у,э,ы.
  2. В конце слова перед согласным.
  3. Ж, ц, ш.

Мягкие:

  1. Перед гласными е,ё, и, ю, я.
  2. Если после согласного стоит мягкий знак (пыль, корь).
  3. Й, ч, щ.

признаки мягких и твердых звуков

Примеры интересных заданий для выработки навыка различия мягких и твердых согласных

Демонстрируется картинка или просто список тематических слов, и дается задание выбрать слова с мягкими или твердыми согласными. Например:

заданий для выработки навыка различия мягких и твердых согласных

Примеры интересных заданий для выработки навыка различия мягких и твердых согласных

Звонкие и глухие согласные звуки

В русском языке 11 пар звонких/глухих согласных.
Фонетическое различие между звонкими и глухими согласными заключается в напряжении голосовых связок. Глухие звуки произносятся при помощи шума, без напряжения связок. Звонкие звуки произносятся голосом, вызываются колебанием голосовых связок, т.к. воздух с шумом выходит из гортани.

Таблица звонких и глухих звуков

Таблица звонких и глухих звуков
Мнемонический прием для запоминания глухих звуков:
Заучите фразу : «Степка, хочешь щец? – Фи!». Все согласные звуки здесь – глухие.

Примеры заданий для детей

Задания на тренировку различия парных согласных могут составляться на каждую пару по следующему принципу (на примере пары Д/Т):

Задания на тренировку различия парных согласных
Задания на различие пары согласных Г/К

Задания на тренировку различия парных согласных

Читайте также:

Источник

Наталия Чернышова
Конспект занятия по обучению грамоте «Твёрдые и мягкие согласные. Условное обозначение мягких согласных.»

ЗАНЯТИЕ №12.

Тема. Твёрдые и мягкие согласные. Условное обозначение мягких согласных.

Цель: дать понятие о мягких и твёрдых согласных, учить различать их на слух и по артикуляции, познакомить с условным обозначением мягких и твёрдых согласных; развивать фонематический слух; совершенствовать артикуляционный аппарат; расширять знание детей о значениях слов.

Развивать умение слышать и слушать произносимые слова.

Оборудование: предметные картинки, игрушки, карточки – схемы, мячик.

Ход занятия:

Дружно улыбнемся,

За руки возьмемся.

Друг другу руки мы протянем,

Тепло сердец своих подарим.

1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

1. Беседа.

— Из чего состоят слова? (Слова состоят из звуков.)

— На какие группы делятся звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные.)

— Какие звуки мы называем гласными?

— Вспомни, чем гласные отличаются от согласных? (ГЛАСНЫЕ МОЖНО ПЕТЬ, ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ВОЗДУХ ЧЕРЕЗ РОТ ПРОХОДИТ СВОБОДНО НЕ ВСТРЕЧАЯ ПРЕГРАДУ НА СВОЁМ ПУТИ — ЗУБКИ И ЯЗЫЧОК НЕ МЕШАЮТ ПРОХОДИТЬ ВОЗДУХУ).

-Как на схеме обозначаются гласные звуки? (кружочком)

— Назовите их. (А, У, О, Э, Ы, И – в русском языке их шесть).

-Посмотрите в зеркало на свой ротик. Как проходит воздух, когда вы произносите гласные звуки?

— Чем согласные звуки отличаются от гласных? (ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ СТРУЯ ВОЗДУХА ВСТРЕЧАЕТ ПРЕГРАДУ – МЕШАЮТ ЗУБКИ И ЯЗЫЧОК.)

— Расскажите стихи о гласных и согласных звуках.

— Какие это звуки: [с], [р], [в ], [ д]? Докажите, что они согласные.

-Какие звуки на схеме обозначаются чёрточкой? (СОГЛАСНЫЕ)

2. Работа с наглядностью.

Рассмотрите картинки. Найдите картинки, в названии которых первые звуки одинаковые.

Читайте также:  Ребенок 5 лет избаловали как перевоспитать

3. Проверка выполнения задания.

Мишутка и Буратино тоже выполняли это задание. Они соединили самолёт и слона. Согласны? Почему?

Потом они соединили зайца и зебру. Рака и ракету. Кота и кита. Вы согласны, что слова кот и кит начинаются с одного и того же звука?

Произнесите первый звук в слове кот ([к]). Понаблюдайте за вашим язычком.

Теперь произнесите первый звук в слове кит. Что вы заметили?

2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ

Сегодня мы научимся определять твёрдость и мягкость согласных звуков, будем учиться их различать. Познакомимся с новыми обозначениями звуков.

3. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Сообщение учителя.

В нашей речи согласные имеют пары по твёрдости – мягкости. Это помогает нам различать слова. Произнеси согласный звук к и кь. Посмотри в зеркало на свой рот и сравни одинаково ли создаётся преграда в твоём ротике при произношении этих звуков? (ЧЁТКО ПРОАРТИКУЛИРОВАВ И ПРОИЗНЕСЯ ЗВУКИ к И кь ДЕТИ ОЩУЩАЮТ, ЧТО ПО СИЛЕ, И ПО ПЛОЩАДИ СМЫКАНИЯ ПРЕГРАДА СИЛЬНЕЕ ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ МЯГКОГО ЗВУКА.)

Преграда как бы удваивается, когда произносим мягкий согласный. Поэтому будем обозначать мягкие согласные звуки не одной чёрточкой, как твёрдые, а двумя. Таким знаком будем обозначать мягкие согласные звуки

2. Игра «Озорники».

Чтобы услышать, как меняется значение слова, если путать мягкие и твёрдые согласные, мы сыграем с вами в игру. Я буду произносить предложение, а вы – находить звук – озорник.

Корабль сел на мел.

В каком слове спрятался звук – озорник? Исправьте ошибку. Что такое мель?

(Мель – неглубокое место в реке, озере, море.)

Девочка поставила веник в уголь.

Исправьте ошибку.

Хорь пел весело и звонко.

Кто такой хорь?

(Хорь – хорёк, хищный зверёк с ценным мехом.)

3. Работа с наглядностью.

Рассмотрите рисунки, что вы видите на рисунке слева? (Лук. Люк)

Составим звуковую модель слова лук.

А теперь звуковую модель слова люк.

Сравните наши модели. Что заметили?

Для того чтобы на письме различить твёрдые и мягкие звуки, мы будем мягкие согласные обозначать двумя чёрточками.

4. Физкультминутка «Давай с тобой попрыгаем».

Давай с тобой попрыгаем,

Попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем,

подрыгаем, подрыгаем,

В ладоши мы похлопаем,

Похлопаем, похлопаем,

И ножками, потопаем,

Потопаем, потопаем.

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ

1. Работа с наглядностью.

Рассмотрите рисунок. Что вы видите?

Слева и справа изображены звуковые модели слов. (коса – коса)

Слова звучат одинаково: коса.

А что они значат?

2. Игра «Поймай звук».

Я называю слова, вы их проговариваете и обратите на первый звук в слове. Если он твёрдый, разведите руки. Если мягкий, хлопните в ладоши.

Кот, ток, кит, лак, лук, зуб, жук, лев, мяч, дом, таз, люк…

Продолжим игру. Но теперь обратите внимание на последний звук.

Дым, лось, соль, сок, лес, рысь, гусь, цепь, мак…

3. Физкультминутка «Сова».

По команде «день» дети приседают –совы днём спят, по команде «ночь» дети встают и машут руками –совы вылетают на охоту.

6 .ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

1. Игра «Волшебники».

Я бросаю мяч и называю согласный звук. Ребёнок должен поймав мяч, назвать его пару по твёрдости – мягкости.

(Не называть звуки [ ж], [ш], [ц], [й], [ч],[щ]).

2. Игра «Ремонт слов».

Попробуйте починить слова:

Рэпка, тярелка, свэт, лямпочка, буквар, утуг, футболь …

3. Беседа.

— Что вы знаете о звуках?

-Влияет ли на смысл слова замена твёрдых согласных на мягкие и наоборот?

7. Итог занятия

-Что нового вы узнали на занятии?

— Чему научились?

Расскажите домашним, чему вы научились в школе. Сыграйте с родителями в игры, в которые играли мы на занятии.

Воспитатель: Я каждого из вас я хочу поблагодарить за хорошую работу на занятии.

Спасибо (имя ребенка) за то, что ты был внимательным, погладь себя по голове. Спасибо (имя ребенка) за то, что старался и улыбался как солнышко. Спасибо (имя ребенка) за то, что был такой умница. Спасибо (имя ребенка, что любишь играть. И. т. д.

Воспитатель: А теперь попрощаемся с вами.

«До свидания, до свидания.

Приходите к нам ещё.

Мы вас любим горячо».

Источник

микроцель

Ход занятия

Используемый материал, пособия, музыкальное сопровождение

1.

2.

3.

5.

6.

7.

Эмоциональный настрой детей

Закрепление представлений  у детей о признаках осени.

Умение интонационно выделять в словах звук / ж/

Развитие мелкой моторики, ручной умелости и координации движений рук

Закрепить умение определять на слух твердые и мягкие согласные звуки.

Развитие координации движений в мышечных группах рук и кистей.

Закрепить умение детей интонационно выделять в словах звуки  /с/ и /сь/.

Развитие внимание, фонематического слуха.

Закрепление знаний полученных на занятии.

(Дети стоят в кругу)

Воспитатель: Дети, какой сегодня день?

— Какое настроение вызывает у вас токая погода?

— А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно?

— Я хочу с вами поделиться улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. Я люблю вас. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что, глядя на них, ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу.

Читайте также:  Затруднение речи у ребенка 5 лет

(Звучит музыка)

(Дети стоя у фланелеграфа)

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами отправимся погулять в осенний лес.

— Какое сейчас время года?

Воспитатель: Да, правильно, осень – это прекрасная пора. Посмотрите внимательно на картину и перечислить, что вы видите на ней.

Воспитатель: Правильно, ребята, мы видим луг, речку, золотые листочки берез, пожелтевшую, почти высохшую траву, яркое солнечное небо. А что нам помогает в речи перечислить то, что мы видим.

— Конечно слово, благодаря ему вы можете рассказать о чем-то, выразить свои чувства, попросить о чем-либо и т.д.

Воспитатель: Посмотрите, как ярко светит солнце и по-осеннему согревает нас. Здесь мы можем встретить насекомых, которые не спят. Посмотрите,  вот летит жук и жужжит (показываю).

— Как жужжит жук? (ж-ж-ж- сначала тихо, а затем громче)

— Вот он сел на листик клена отдохнуть. Мы не будем ему мешать. Давайте сейчас немного отдохнем.

Пальчиковая гимнастика «Жуки»

(Дети стоят по кругу)

Правая рука сжата в кулачок, указательный палец вытянут вперед (жук). Левая ладошка раскрыта (Листок).

Дети производят вращательные движения указательным пальцем правой руки и жужжат (Жук летит).

Затем кладут палец на левую ладошку (жук отдыхает). Повторить движения несколько раз.

(выполнить на другой руке)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вот мы отдохнули, нагулялись в лесу, пора возвращаться в группу.

Воспитатель: Ребята, проходите рассаживайтесь за столы и внимательно рассмотрите картинки. Что на них изображено?

— Давайте еще раз произнесем все слова, которые изображены на картинках.

— Какие звуки, вы ребята заметили, повторяются в этих словах?

Воспитатель: Правильно ребята это звуки /сь/ и /с/. Скажите они одинаково звучат?

— Конечно нет, звук /сь/ — мягкий согласный, а звук /с/ — твердый.

Воспитатель: Посмотрите, на фланелеграф еще раз, если вы заметили, то кроме картинок там висят фишки зеленого и синего цветов. Кто-нибудь мне скажет, для чего они используются?

Воспитатель: Совершенно верно – фишкой синего цвета мы обозначаем твердый согласный звук /с/, а фишкой зеленого цвета – мягкий согласный звук /сь/.

Воспитатель: Ну, а теперь давайте каждую картинку со звуками /с/ и /сь/ обозначим нужной фишкой.

(Вызываю по одному ребенку к фланелеграфу, он произносит слово, выделяет голосом звук, обозначает нужной фишкой и объясняет свои действия).

Воспитатель: Молодцы, ребята, ну а теперь мы с вами встанем около столов и немного поиграем.

Игра «Будь внимательным»

(дети встают около столов)

Воспитатель: Ребята, я буду называть слова, где есть звук /с/ и /сь/. А вы когда услышите в слове звук  /с/ — поднимайте руку вверх, когда звук /сь/ -приседайте

(слон, сосиска, лиса, миска, сироп, синица, лось, сирень, сосулька и т.д.)

Воспитатель: Ребята, к нам в гости сегодня пришла кукла Катя.

Кукла: Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам рассказать о своей прогулке в осенний лес. Я там видела так много интересного! Хотите послушать.

Воспитатель: Ребята, рассаживайтесь по удобнее и давайте послушаем рассказ Кати. (Дети сидят на стульчиках возле фланелеграфа).

(Рассказ рассказывает кукла с демонстрацией всех персонажей на фланелеграфе).

Кукла:  Вышла Катюша  рано утром из дома и отправилась в лес. Солнышко ярко светит (ставлю изображение солнца)

Катюше очень нравилось в лесу и вдруг она услышала как птичка запела свою песню, она подошла поближе и увидела, что на ветке сосны сидит синица (показываю). Девочка послушала пение птицы, рассмотрела её и пошла дальше. Под ногами было много листьев (показываю), они шуршали и как — будто тоже напевали песню Осени. Но тут Катя неожиданно увидела бабочку (показываю), она сидела на дереве, расправив свои красивые крылья, грелась на солнышке. Катя полюбовалось на неё и когда собиралась идти дальше, под ногами обнаружила грибок (показываю), он спрятался под листком. Девочка подумала, пора возвращаться домой. По дороге на склоне оврага она увидела чью – то нору (показываю). Она догадалась, что в ней жила лиса (показываю), просто её сейчас не было в норе, она ушла охотиться  на грызунов. Девочка набрала букет из осенних листьев и отнесла его маме.

Воспитатель: Ребята, понравился вам рассказ Кати?

— Да, интересный рассказ ты рассказала нам Катя, да и посмотрите какая красивая картина у вас получилась.

— Давайте, назовем что вы на ней видите?

— Назовите слова, в которых вы слышате звук /с/, какой фишкой его обозначаем? Какой это звук?

— Назовите слова, где вы слышите мягкий звук /сь/? Какой это звук? Какой фишкой обозначаем?

Воспитатель: Ребята, а мы все предметы назвали на картинке? Какие не назвали?

— Почему?

Воспитатель: Давайте, скажем Кате спасибо за рассказ и попрощаемся сней.

Воспитатель: Ребята, наше занятие подходит к концу. Скажите, что вы узнали сегодня нового?

— Что вам понравилось делать? Почему?

Что вам больше всего запомнилось?Почему?

Песня из м/ф

«Крошка Енот»

«Улыбка»

Муз. В.Шаинского

Слова  М. Пляцковского

картина И.Левитана «Золотая осень»

картинка с изображением жука.

Предметные картинки:

Девочка, солнце, синица, бабочка, лиса, листочек, грибок, сосна.

Кукла

Источник