Туризм и развитие ребенка

Туризм и развитие ребенка thumbnail

Туризм – это самый демократичный вид отдыха, он
не ставит никаких ограничений ни по физической
подготовке, ни по возрасту. Не в возрасте дело.
Главное – состояние души. “Не физическая сила
двигает человека, — считал известный
путешественник Карло Моури, — а его вера в
собственные силы”.

Туризм способен удовлетворить самые разные
стремления людей. Каждый в нём избирает для себя
ту сложность, тот вид походов, которые более
всего способствуют его устремлениям, интересами
возможностям.

Туризм даёт также простор для реализации
различных увлечений, наилучшие возможности для
воспитания характера и для объединения людей по
интересам.

Туризм – это общение с природой и друзьями,
познание своей Родины, это постоянные открытия. И
не только новых путей, уникальных природных
явлений. Главное – это открытие человека. В
походе лучше узнаёшь своих спутников и самого
себя. В различных природных условиях
вырабатываются стойкость, мужество,
взаимовыручка и на деле проверяется, что стоит
каждый.

Чтобы походы приносили пользу, удовольствие,
заканчивались без травм, необходимо знать
“азбуку” туризма – его основные правила,
технические приёмы, походную этику. “Когда
знаешь – не трудно, трудно – когда не знаешь” —
гласит китайская поговорка.

Туризм занимает ведущее место в физическом
воспитании детей дошкольного и школьного
возрастов. Реализация воспитательных
возможностей зависит от педагогов. Работа по
туризму создаёт благоприятную почву для
воспитания трудовых и волевых навыков. В походе
турист учится преодолевать препятствия,
преодолевать препятствия, ориентироваться на
местности.

Туристская подготовка в ДОУ является важным
фактором в решении проблем комплексного
воспитания детей; предусматривает теоретические
и практические занятия по таким разделам как
знакомство с топографией и ориентирование на
местности, общефизическая подготовка,
обеспечение безопасности при проведении
туристских мероприятий.

Неотъемлемой частью общей подготовки
туриста-дошкольника является краеведческая
подготовка. Она связана с приобретением знаний о
природных богатствах родного края, историческом
прошлом, знакомство с наиболее интересными
объектами, уникальными природными комплексами,
формированием у ребят умений и навыков в
организации и проведении наблюдений с их
последующей обработкой и анализом.
Краеведческая подготовка и выполнение
краеведческих наблюдений способствует
соединению обучения и воспитания в единый
процесс.

Идея создания этого проекта достаточно
прозаична: территория нашего детского сада
большая, и есть участки, которые никак не
используются, там просто лес (фото 1,2: свободные
уголки на территории детского сада). Вместе с тем,
всё чаще стали появляться мысли о том, как
сделать занятия физкультурой более интересными
и увлекательными для детей.

Поиски таких форм работы привели к идее
создания “Тропы здоровья” на участках
нескольких групп в качестве эксперимента, чтобы,
опробовав, понять необходимость и правильность
такого решения и впоследствии использовать
оставшуюся свободную территорию.

Пришлось обратиться к различным источникам
литературы, что заставило немного пересмотреть
свои планы и расширить их, а именно объединить
использование “Тропы здоровья” с обучением
детей ориентированию на местности, умению вести
себя в природе. В результате появилась идея
соединить всё это в единую систему воспитания и
обучения детей. Так и появился “детский туризм”.

Изучая специальную литературу по этой теме,
были определены наиболее важные тезисы, которые,
на наш взгляд, очень чётко раскрывают основные
задачи такой работы:

  • туризм – самая массовая форма активного отдыха
    и оздоровления, одно из важных средств
    воспитания не только детей, но и взрослых;
  • работа по туризму создаёт благоприятную почву
    для воспитания трудовых и волевых навыков;
  • туристская подготовка учит преодолевать
    препятствия, ориентироваться на местности, дети
    лучше узнают друг друга.

Как и любая деятельность в педагогике, так и
работа с детьми по туризму имеет свою ценность. В
физкультуре на первом месте мы всегда ставим
оздоровительную задачу, следовательно, ценность
занятий туризмом в оздоровлении ребёнка можно
сформулировать так:

  • дети занимаются на свежем воздухе в любую
    погоду, что способствует закаливанию организма и
    улучшает здоровье. Организм ребёнка закаляется в
    естественных условиях. В результате происходит
    совершенствование всех физических качеств –
    быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, силы,
    ориентировки в пространстве; основных видов
    движений – ходьбы, бега, ползания, лазания,
    прыжков, метания, упражнений в равновесии.

Кроме этого, такие занятия имеют и
образовательную, в туризме познавательную,
ценность:

  • знакомство с малой родиной, особенностями
    ландшафта, животного и растительного мира, у них
    формируются обобщённые представления о временах
    года, об изменениях в природе, о зависимости
    изменений живой природы от изменений в неживой
    природе. Расширяются знания детей о правилах
    поведения в природе, об её охране. Развивается
    мыслительная деятельность. Благодаря
    постоянному перемещению по местности, умению
    пользоваться картой и компасом, активному
    участию в играх и туристических состязаниях
    развивается пространственная ориентация
    каждого участника, умение действовать по
    предложенному плану, самостоятельно выполнять
    поставленную умственную задачу, правильно
    оценивать результат своей деятельности. Дети
    анализируют и делают выводы о некоторых
    закономерностях и взаимосвязях.
Читайте также:  Смирнова е о развитие речи ребенка

Воспитательную ценность туристической
деятельности можно сформулировать следующим
образом:

  • поскольку туристическая деятельность
    проводится большей частью в коллективе, когда
    один зависит от другого, то дети учатся быть
    отзывчивыми к сверстникам, проявляется внимание
    к ближнему, их переживаниям, радоваться успехам
    своих товарищей, сопереживать в случае неудачи,
    правильно оценивать поступки свои и сверстников.
    Решаются задачи и трудового воспитания: у детей
    формируются навыки самообслуживания, умение
    трудиться в коллективе и планировать свою
    деятельность, осуществлять самоконтроль, учатся
    экономным приёмам работы. Воспитываются такие
    качества, как самостоятельность, аккуратность,
    ответственность, инициативность, бережное
    отношение к снаряжению и спортивному инвентарю.
    Физическая и морально-волевая подготовка
    помогает детям лучше адаптироваться к
    конкретным условиям. Общение с людьми разных
    возрастов способствует приобретению детьми
    коммуникативных навыков.

Таким образом, убедившись в правильности
своего выбора и в масштабах предстоящей работы,
было решено после обсуждения с администрацией
определить две экспериментальные группы (2
младшая группа и старшая), сроки нашего
эксперимента, после чего приступили к работе.

Была создана творческая группа в составе
инструктора по физкультуре, воспитателей
названных групп, которая на организационном
этапе разработала цель проекта:

  • объединение усилий детей, родителей и педагогов
    на пути к здоровому образу жизни;
  • расширять и закреплять знания детей о природе
    как целостной взаимосвязанной системы,
    формировать эколого-туристские знания и умения
    природопользования, развивать
    поисково-исследовательскую деятельность,
    совершенствовать навыки безопасного поведения в
    природе;
  • творческое взаимодействие инструктора по
    физической культуре с воспитателями групп, их
    воспитанниками и родителями.

Задачи проекта определены следующие:

  • расширять адаптационные и функциональные
    возможности детей путём развития основных
    органов и систем организма в ходе выполнения
    физических упражнений, развивать
    координационные способности и выносливость как
    основу физической подготовки ребёнка-будущего
    туриста; совершенствовать естественные виды
    движений и обогащать двигательный опыт (учиться
    простейшим упражнениям туристского многоборья,
    выполнять двигательные задания педагога на
    ориентировку в пространстве [1,50];
  • при тесном взаимодействии родителей дать им
    возможность принимать активное участие в
    прогулках-походах, наполнить этот вид
    деятельности новым содержанием, что позволит
    использовать личный пример взрослых в
    физическом воспитании дошкольников;
  • способствовать изучению педагогами
    положительного опыта семейного воспитания в
    укреплении здоровья детей и пропаганде его среди
    родителей воспитанников.

Была сформулирована актуальность нашей работы:

  • в связи с тем, что в последнее время повышаются
    требования к физической подготовленности
    ребёнка-дошкольника и к его уровню
    психологической готовности к школе, необходимо
    использовать новые формы работы для
    осуществления всестороннего развития,
    позволяющих не только развивать физические
    показатели, но и затрагивающих и развитие
    умственных способностей и позволяющих
    корректировать некоторые проблемы семьи в
    совместной деятельности педагогов, их
    воспитанников и родителей.

Гипотеза нашей работы:

  • применение средств туризма в основных формах
    организации физического воспитания
    дошкольников будет способствовать эффективному
    развитию и повышению уровня физических качеств и
    координационных способностей, благополучия
    взаимоотношений, усвоению знаний в области
    физической культуры и правил поведения на
    природе.

Возвращаясь к изученным материалам, можно
увидеть, насколько обширны знания, умения и
навыки, получаемые в ходе работы при подготовке
туриста-дошкольника: это и теоретические знания,
и формирование личностных качеств, дружеских
отношений, и физическая подготовка (пешеходные и
лыжные прогулки, развитие основных физических
качеств), а также техническая и тактическая
подготовка.

Формы работы с использованием средств туризма
очень разнообразны. Можно проводить занятия не
только в помещении, но и на улице (дидактические
игры, конкурсные задания, прогулки-разведки,
прогулки-поиски, игровые занятия,
занятия-соревнования между туристическими
группами и др.). Кроме этого, ситуации с
использованием элементов туризма можно включать
в режимные моменты в течение всего дня (подвижные
игры с использованием природных и социальных
объектов). Как итог можно использовать и формы
активного отдыха: развлечения и праздники с
использованием туризма, день здоровья.

В начале нашей работы над проектом были
проведены родительские собрания в выбранных
группах, в ходе которых родители получили
необходимую информацию о предстоящей работе, а
мы – их согласие на проведение такой
деятельности с их детьми и оказание инициативной
группе посильной помощи.

Кроме этого, на подготовительном
(организационном) этапе был составлен план
работы по внедрению наших идей:

  • приглашение специалиста из Дома детского и
    юношеского туризма и экскурсий “Ювента” для
    консультации по оборудованию “Тропы здоровья”
    на двух участках детского сада;
  • оборудование данного объекта силами родителей
    этих групп (фото 3-5: туристические тропы на
    участках 2 мл. и старшей групп);
  • планирование проведения занятий сначала в
    помещениях групп, а затем на улице один раз в
    неделю помимо основных занятий по физкультуре;
  • подбор необходимой литературы, наглядного
    материала, загадок, пословиц и поговорок на
    туристическую тему;
  • создание картотеки дидактических и подвижных
    игр туристического содержания;
  • консультационный материал по теме для
    родителей.
Читайте также:  Центры развития для ребенка от 1 года киев

Если говорить о работе конкретно на двух
выбранных возрастных группах, необходимо
подчеркнуть следующее: во 2-й младшей группе
большое значение имеет формирование
пространственных представлений у детей. В этом
помогают дидактические игры, используемые в
различных видах образовательной деятельности. В
группе создана и постоянно пополняется
картотека игр и физкультминуток по данной теме,
подобраны стихи и песни. Дети с удовольствием
ждут наших “туристических занятий”. В особый
восторг привели детей занятия на улице, когда они
впервые встали на лыжи (фото 6-8: маленькие
туристята).

Воспитатели и родители старшей группы на
предложение принять участие в этом проекте
согласились сразу, решив, что это интересная
исследовательская и познавательная
деятельность для детей (фото 9-11: мы – туристы).
Важной составляющей в этой работе стала
возможность дополнительного развития детей, а
также использование ещё и новой формы
закаливания, прежде не используемой.

На данный момент мы находимся на продуктивном
этапе, который предполагает совместную
деятельность детей и взрослых по решению
поставленных проблемы и задач проекта.

На практике можно убедиться, что знания,
приобретаемые в работе над проектом “Детский
туризм” тесно переплетаются со всеми
образовательными областями.

Занятия на “Тропе здоровья” — это коллективная
деятельность, позволяющая проявлять детям
уважительное отношение к окружающим,
отзывчивость, умение работать сообща. Ребята
учатся заботиться о своих товарищах, оказывать
им помощь и с благодарностью принимать помощь от
других, доводить начатое дело до конца, быть
терпеливым и настойчивым на пути к достижению
цели. Очень важно, что у детей формируются
представления о значимости здорового образа
жизни как для самого ребёнка, так и для его семьи.
К тому же такая совместная спортивная
деятельность родителей и детей помогает
сплотить семью: детям – гордиться своими
родителями, а родителям лучше понимать своих
детей.

Таким образом, дошкольный туризм, как средство
двигательной деятельности в работе с
дошкольниками, является эффективным средством
создания сильной и здоровой личности, крепкой
семьи, а следовательно, и сильного государства.

Приложение. Фото к статье.

Список литературы.

  1. Т.П.Завьялова. Программа двигательной и
    познавательной деятельности с использованием
    средств туризма “Туристята” (для
    подготовительной к школе группы). Дошкольное
    воспитание, — 2003, — №8, с.50-53

Источник

Наталья Богданова
Дошкольный туризм как средство всестороннего развития личности ребёнка

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач страны, а оздоровительная деятельность дошкольного образовательного учреждения — это долгосрочная инвестиция государства в семью, которая вернется ему в виде здоровых и полноценных граждан. Результатом дошкольного образования согласно ФГОС ДО является воспитание свободного, инициативного, любознательного, самостоятельного, уверенного в своих силах человека с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего собственное мнение и умеющего отстаивать его. Для того, чтобы достигнуть этих целевых ориентиров ребёнок, прежде всего, должен быть здоровым – физически, психически и социально благополучным. ЗДОРОВЬЕ – базовая человеческая ценность, являющаяся необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения духовных и материальных потребностей индивида. Среди современных детей седьмого года жизни более 40% «школьно-незрелых», что связано с ухудшением состояния здоровья детей, снижением функциональных возможностей. Современные дети в основном испытывают «двигательный дефицит», страдают незакалённостью. Модным стало слово гиподинамия, определение которой звучит угрожающе – нарушение функций организма при ограничении двигательной активности. Двигательная активность детей, по мнению многих ученых реализуется лишь на 40-50%. Статичное положение приводит к снижению силы и работоспособности скелетной мускулатуры, нарушению осанки, искривлению позвоночника, плоскостопию, вызывает обменные нарушения, приводит к ожирению. В связи с этим уже с детских лет возникает необходимость становления у ребёнка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих. Здоровый образ жизни — это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья, профилактику заболеваний. Что для здоровья и жизни человека является самым важным? Для обеспечения здоровья важно многое, но главные «киты», на которых держится жизнь и здоровье человека, это состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем человека. Вся система физического воспитания в дошкольном учреждении должна быть прежде всего ориентирована на развитие и совершенствование этих систем, основным средством которого является двигательная активность. Двигательная активность (ДА) – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием нормальной жизнедеятельности ребёнка, его всестороннего развития и воспитания. Ведущей системой в организме ребёнка является скелетно-мышечная, все остальные развиваются в прямой зависимости от неё. Включение в интенсивную работу скелетно-мышечной системы ведёт к совершенствованию всех органов и систем – к созданию резервов мощности и прочности организма, которые и определяют меру крепости здоровья. Таким образом, оптимальная двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненно важных функций растущего организма. Рациональный двигательный режим, по мнению Ю. Ф. Змановского, должен включать физические и умственные нагрузки на благоприятном фоне, которые создает, в первую очередь, природное окружение. Зная, что туризм является одним из эффективных средств удовлетворения двигательных и познавательных потребностей человека, в образовательном процессе нами используется детский туризм. Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребёнку при отсутствии у него серьёзных патологий. Универсальность туризма еще и в том, что он всесезонен. Следовательно, можно добиться стойкой динамики снижения заболеваемости детей ОРЗ, ОРВИ и повышения уровня их физической и двигательной подготовленности. Туризм — эффективное средство воспитания здорового и закаленного человека; средство расширения кругозора, познания красоты природы. Туристические прогулки, экскурсии, походы имеют ни с чем несравнимый общеоздоровительный эффект. Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки на свежем воздухе в виде циклических упражнений способствует совершенствованию такого ценного в оздоровительном плане физического качества, как выносливость, которое во многом и определяет меру крепости здоровья. В природных условиях представляется великолепная возможность обогатить двигательный опыт детей. Во время движения у детей совершенствуются навыки ходьбы по пересечённой местности. Туристические прогулки-походы представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, но и совершенствуются двигательные умения и навыки, развиваются физические качества детей, формируются основы здорового образа жизни. Опыт походной жизни формирует у дошкольников первоначальные навыки выживания в природной среде (умение ориентироваться на местности, разбивать лагерь, тушить костер, оказывать первую помощь пострадавшему и др.). Изучение основ спортивного ориентирования (знание топографических знаков, работа с компасом,движение по карте и пр.) развивает все без исключения психические процессы, особенно внимание, мышление, память. Опыт показывает, что дети, прошедшие физическую и психологическую подготовку к возможным экстремальным ситуациям, оказавшись одни в лесу, ведут себя максимально собранно, без паники и растерянности и пытаются найти выход из создавшегося положения. Средства туризма обладают большим познавательным потенциалом и могут способствовать более эффективному и качественному усвоению знаний в соответствии с программными требованиями, а также развивать познавательные способности детей. Именно туризму присущи коммуникативные функции и при целенаправленном педагогическом воздействии они могут играть значительную роль в решении задач нравственного воспитания. Туристические прогулки воспитывают у детей важнейшие нравственные качества, учат налаживать взаимоотношения между членами группы, развивают в каждом ребенке отзывчивость, щедрость, доброжелательность. Коллективные прогулки способствуют формированию детского сообщества, в котором все связаны одной целью, где ребенок чувствует свою причастность к общему делу, видит, какую пользу он приносит. В туристском походе вырабатывается самостоятельность, организованность, воля, умение преодолевать трудности. Эти трудности лишь в редких случаях можно преодолеть в одиночку. Совместные усилия сплачивают коллектив, учат ребят взаимопомощи и взаимовыручке. Туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует развитию у детей умения интересно и содержательно организовать свой досуг. Положительные эмоции, которые испытывает ребёнок в процессе занятий физической культурой и туризмом формируют стойкую потребность ведения здорового образа жизни. Продуманная интересно организованная двигательная деятельность детей в природных условиях развивает у дошкольников интерес к занятиям туризмом и физической культурой, повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни. Таким образом, туризм является прекрасным средством всестороннего развития личности ребенка. К туристической деятельности, как одному из форм работы с дошкольниками,прибегают крайне редко: считается, что туризм – это дело средней общеобразовательной школы. Однако, мы уверены, что детский туризм может и должен использоваться в оздоровлении детей дошкольного возраста в качестве вспомогательного средства в педагогической практике ДОУ.

Читайте также:  Закономерности развития мозга ребенка

Литература:

1. Бочарова. Н. И. Туристические прогулки в детском саду, — Москва, 2004.

2. Завьялова Т. П. Туризм в детском саду: новые возможности,новые решения: учебно-метод. пос. / Т. П. Завьялова. –Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2006.

3. Алямовская В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении,- Москва: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.

Источник