Туризм и развитие ребенка
Туризм – это самый демократичный вид отдыха, он
не ставит никаких ограничений ни по физической
подготовке, ни по возрасту. Не в возрасте дело.
Главное – состояние души. “Не физическая сила
двигает человека, — считал известный
путешественник Карло Моури, — а его вера в
собственные силы”.
Туризм способен удовлетворить самые разные
стремления людей. Каждый в нём избирает для себя
ту сложность, тот вид походов, которые более
всего способствуют его устремлениям, интересами
возможностям.
Туризм даёт также простор для реализации
различных увлечений, наилучшие возможности для
воспитания характера и для объединения людей по
интересам.
Туризм – это общение с природой и друзьями,
познание своей Родины, это постоянные открытия. И
не только новых путей, уникальных природных
явлений. Главное – это открытие человека. В
походе лучше узнаёшь своих спутников и самого
себя. В различных природных условиях
вырабатываются стойкость, мужество,
взаимовыручка и на деле проверяется, что стоит
каждый.
Чтобы походы приносили пользу, удовольствие,
заканчивались без травм, необходимо знать
“азбуку” туризма – его основные правила,
технические приёмы, походную этику. “Когда
знаешь – не трудно, трудно – когда не знаешь” —
гласит китайская поговорка.
Туризм занимает ведущее место в физическом
воспитании детей дошкольного и школьного
возрастов. Реализация воспитательных
возможностей зависит от педагогов. Работа по
туризму создаёт благоприятную почву для
воспитания трудовых и волевых навыков. В походе
турист учится преодолевать препятствия,
преодолевать препятствия, ориентироваться на
местности.
Туристская подготовка в ДОУ является важным
фактором в решении проблем комплексного
воспитания детей; предусматривает теоретические
и практические занятия по таким разделам как
знакомство с топографией и ориентирование на
местности, общефизическая подготовка,
обеспечение безопасности при проведении
туристских мероприятий.
Неотъемлемой частью общей подготовки
туриста-дошкольника является краеведческая
подготовка. Она связана с приобретением знаний о
природных богатствах родного края, историческом
прошлом, знакомство с наиболее интересными
объектами, уникальными природными комплексами,
формированием у ребят умений и навыков в
организации и проведении наблюдений с их
последующей обработкой и анализом.
Краеведческая подготовка и выполнение
краеведческих наблюдений способствует
соединению обучения и воспитания в единый
процесс.
Идея создания этого проекта достаточно
прозаична: территория нашего детского сада
большая, и есть участки, которые никак не
используются, там просто лес (фото 1,2: свободные
уголки на территории детского сада). Вместе с тем,
всё чаще стали появляться мысли о том, как
сделать занятия физкультурой более интересными
и увлекательными для детей.
Поиски таких форм работы привели к идее
создания “Тропы здоровья” на участках
нескольких групп в качестве эксперимента, чтобы,
опробовав, понять необходимость и правильность
такого решения и впоследствии использовать
оставшуюся свободную территорию.
Пришлось обратиться к различным источникам
литературы, что заставило немного пересмотреть
свои планы и расширить их, а именно объединить
использование “Тропы здоровья” с обучением
детей ориентированию на местности, умению вести
себя в природе. В результате появилась идея
соединить всё это в единую систему воспитания и
обучения детей. Так и появился “детский туризм”.
Изучая специальную литературу по этой теме,
были определены наиболее важные тезисы, которые,
на наш взгляд, очень чётко раскрывают основные
задачи такой работы:
- туризм – самая массовая форма активного отдыха
и оздоровления, одно из важных средств
воспитания не только детей, но и взрослых; - работа по туризму создаёт благоприятную почву
для воспитания трудовых и волевых навыков; - туристская подготовка учит преодолевать
препятствия, ориентироваться на местности, дети
лучше узнают друг друга.
Как и любая деятельность в педагогике, так и
работа с детьми по туризму имеет свою ценность. В
физкультуре на первом месте мы всегда ставим
оздоровительную задачу, следовательно, ценность
занятий туризмом в оздоровлении ребёнка можно
сформулировать так:
- дети занимаются на свежем воздухе в любую
погоду, что способствует закаливанию организма и
улучшает здоровье. Организм ребёнка закаляется в
естественных условиях. В результате происходит
совершенствование всех физических качеств –
быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, силы,
ориентировки в пространстве; основных видов
движений – ходьбы, бега, ползания, лазания,
прыжков, метания, упражнений в равновесии.
Кроме этого, такие занятия имеют и
образовательную, в туризме познавательную,
ценность:
- знакомство с малой родиной, особенностями
ландшафта, животного и растительного мира, у них
формируются обобщённые представления о временах
года, об изменениях в природе, о зависимости
изменений живой природы от изменений в неживой
природе. Расширяются знания детей о правилах
поведения в природе, об её охране. Развивается
мыслительная деятельность. Благодаря
постоянному перемещению по местности, умению
пользоваться картой и компасом, активному
участию в играх и туристических состязаниях
развивается пространственная ориентация
каждого участника, умение действовать по
предложенному плану, самостоятельно выполнять
поставленную умственную задачу, правильно
оценивать результат своей деятельности. Дети
анализируют и делают выводы о некоторых
закономерностях и взаимосвязях.
Воспитательную ценность туристической
деятельности можно сформулировать следующим
образом:
- поскольку туристическая деятельность
проводится большей частью в коллективе, когда
один зависит от другого, то дети учатся быть
отзывчивыми к сверстникам, проявляется внимание
к ближнему, их переживаниям, радоваться успехам
своих товарищей, сопереживать в случае неудачи,
правильно оценивать поступки свои и сверстников.
Решаются задачи и трудового воспитания: у детей
формируются навыки самообслуживания, умение
трудиться в коллективе и планировать свою
деятельность, осуществлять самоконтроль, учатся
экономным приёмам работы. Воспитываются такие
качества, как самостоятельность, аккуратность,
ответственность, инициативность, бережное
отношение к снаряжению и спортивному инвентарю.
Физическая и морально-волевая подготовка
помогает детям лучше адаптироваться к
конкретным условиям. Общение с людьми разных
возрастов способствует приобретению детьми
коммуникативных навыков.
Таким образом, убедившись в правильности
своего выбора и в масштабах предстоящей работы,
было решено после обсуждения с администрацией
определить две экспериментальные группы (2
младшая группа и старшая), сроки нашего
эксперимента, после чего приступили к работе.
Была создана творческая группа в составе
инструктора по физкультуре, воспитателей
названных групп, которая на организационном
этапе разработала цель проекта:
- объединение усилий детей, родителей и педагогов
на пути к здоровому образу жизни; - расширять и закреплять знания детей о природе
как целостной взаимосвязанной системы,
формировать эколого-туристские знания и умения
природопользования, развивать
поисково-исследовательскую деятельность,
совершенствовать навыки безопасного поведения в
природе; - творческое взаимодействие инструктора по
физической культуре с воспитателями групп, их
воспитанниками и родителями.
Задачи проекта определены следующие:
- расширять адаптационные и функциональные
возможности детей путём развития основных
органов и систем организма в ходе выполнения
физических упражнений, развивать
координационные способности и выносливость как
основу физической подготовки ребёнка-будущего
туриста; совершенствовать естественные виды
движений и обогащать двигательный опыт (учиться
простейшим упражнениям туристского многоборья,
выполнять двигательные задания педагога на
ориентировку в пространстве [1,50]; - при тесном взаимодействии родителей дать им
возможность принимать активное участие в
прогулках-походах, наполнить этот вид
деятельности новым содержанием, что позволит
использовать личный пример взрослых в
физическом воспитании дошкольников; - способствовать изучению педагогами
положительного опыта семейного воспитания в
укреплении здоровья детей и пропаганде его среди
родителей воспитанников.
Была сформулирована актуальность нашей работы:
- в связи с тем, что в последнее время повышаются
требования к физической подготовленности
ребёнка-дошкольника и к его уровню
психологической готовности к школе, необходимо
использовать новые формы работы для
осуществления всестороннего развития,
позволяющих не только развивать физические
показатели, но и затрагивающих и развитие
умственных способностей и позволяющих
корректировать некоторые проблемы семьи в
совместной деятельности педагогов, их
воспитанников и родителей.
Гипотеза нашей работы:
- применение средств туризма в основных формах
организации физического воспитания
дошкольников будет способствовать эффективному
развитию и повышению уровня физических качеств и
координационных способностей, благополучия
взаимоотношений, усвоению знаний в области
физической культуры и правил поведения на
природе.
Возвращаясь к изученным материалам, можно
увидеть, насколько обширны знания, умения и
навыки, получаемые в ходе работы при подготовке
туриста-дошкольника: это и теоретические знания,
и формирование личностных качеств, дружеских
отношений, и физическая подготовка (пешеходные и
лыжные прогулки, развитие основных физических
качеств), а также техническая и тактическая
подготовка.
Формы работы с использованием средств туризма
очень разнообразны. Можно проводить занятия не
только в помещении, но и на улице (дидактические
игры, конкурсные задания, прогулки-разведки,
прогулки-поиски, игровые занятия,
занятия-соревнования между туристическими
группами и др.). Кроме этого, ситуации с
использованием элементов туризма можно включать
в режимные моменты в течение всего дня (подвижные
игры с использованием природных и социальных
объектов). Как итог можно использовать и формы
активного отдыха: развлечения и праздники с
использованием туризма, день здоровья.
В начале нашей работы над проектом были
проведены родительские собрания в выбранных
группах, в ходе которых родители получили
необходимую информацию о предстоящей работе, а
мы – их согласие на проведение такой
деятельности с их детьми и оказание инициативной
группе посильной помощи.
Кроме этого, на подготовительном
(организационном) этапе был составлен план
работы по внедрению наших идей:
- приглашение специалиста из Дома детского и
юношеского туризма и экскурсий “Ювента” для
консультации по оборудованию “Тропы здоровья”
на двух участках детского сада; - оборудование данного объекта силами родителей
этих групп (фото 3-5: туристические тропы на
участках 2 мл. и старшей групп); - планирование проведения занятий сначала в
помещениях групп, а затем на улице один раз в
неделю помимо основных занятий по физкультуре; - подбор необходимой литературы, наглядного
материала, загадок, пословиц и поговорок на
туристическую тему; - создание картотеки дидактических и подвижных
игр туристического содержания; - консультационный материал по теме для
родителей.
Если говорить о работе конкретно на двух
выбранных возрастных группах, необходимо
подчеркнуть следующее: во 2-й младшей группе
большое значение имеет формирование
пространственных представлений у детей. В этом
помогают дидактические игры, используемые в
различных видах образовательной деятельности. В
группе создана и постоянно пополняется
картотека игр и физкультминуток по данной теме,
подобраны стихи и песни. Дети с удовольствием
ждут наших “туристических занятий”. В особый
восторг привели детей занятия на улице, когда они
впервые встали на лыжи (фото 6-8: маленькие
туристята).
Воспитатели и родители старшей группы на
предложение принять участие в этом проекте
согласились сразу, решив, что это интересная
исследовательская и познавательная
деятельность для детей (фото 9-11: мы – туристы).
Важной составляющей в этой работе стала
возможность дополнительного развития детей, а
также использование ещё и новой формы
закаливания, прежде не используемой.
На данный момент мы находимся на продуктивном
этапе, который предполагает совместную
деятельность детей и взрослых по решению
поставленных проблемы и задач проекта.
На практике можно убедиться, что знания,
приобретаемые в работе над проектом “Детский
туризм” тесно переплетаются со всеми
образовательными областями.
Занятия на “Тропе здоровья” — это коллективная
деятельность, позволяющая проявлять детям
уважительное отношение к окружающим,
отзывчивость, умение работать сообща. Ребята
учатся заботиться о своих товарищах, оказывать
им помощь и с благодарностью принимать помощь от
других, доводить начатое дело до конца, быть
терпеливым и настойчивым на пути к достижению
цели. Очень важно, что у детей формируются
представления о значимости здорового образа
жизни как для самого ребёнка, так и для его семьи.
К тому же такая совместная спортивная
деятельность родителей и детей помогает
сплотить семью: детям – гордиться своими
родителями, а родителям лучше понимать своих
детей.
Таким образом, дошкольный туризм, как средство
двигательной деятельности в работе с
дошкольниками, является эффективным средством
создания сильной и здоровой личности, крепкой
семьи, а следовательно, и сильного государства.
Приложение. Фото к статье.
Список литературы.
- Т.П.Завьялова. Программа двигательной и
познавательной деятельности с использованием
средств туризма “Туристята” (для
подготовительной к школе группы). Дошкольное
воспитание, — 2003, — №8, с.50-53
Источник
Наталья Богданова
Дошкольный туризм как средство всестороннего развития личности ребёнка
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач страны, а оздоровительная деятельность дошкольного образовательного учреждения — это долгосрочная инвестиция государства в семью, которая вернется ему в виде здоровых и полноценных граждан. Результатом дошкольного образования согласно ФГОС ДО является воспитание свободного, инициативного, любознательного, самостоятельного, уверенного в своих силах человека с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего собственное мнение и умеющего отстаивать его. Для того, чтобы достигнуть этих целевых ориентиров ребёнок, прежде всего, должен быть здоровым – физически, психически и социально благополучным. ЗДОРОВЬЕ – базовая человеческая ценность, являющаяся необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения духовных и материальных потребностей индивида. Среди современных детей седьмого года жизни более 40% «школьно-незрелых», что связано с ухудшением состояния здоровья детей, снижением функциональных возможностей. Современные дети в основном испытывают «двигательный дефицит», страдают незакалённостью. Модным стало слово гиподинамия, определение которой звучит угрожающе – нарушение функций организма при ограничении двигательной активности. Двигательная активность детей, по мнению многих ученых реализуется лишь на 40-50%. Статичное положение приводит к снижению силы и работоспособности скелетной мускулатуры, нарушению осанки, искривлению позвоночника, плоскостопию, вызывает обменные нарушения, приводит к ожирению. В связи с этим уже с детских лет возникает необходимость становления у ребёнка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих. Здоровый образ жизни — это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья, профилактику заболеваний. Что для здоровья и жизни человека является самым важным? Для обеспечения здоровья важно многое, но главные «киты», на которых держится жизнь и здоровье человека, это состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем человека. Вся система физического воспитания в дошкольном учреждении должна быть прежде всего ориентирована на развитие и совершенствование этих систем, основным средством которого является двигательная активность. Двигательная активность (ДА) – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием нормальной жизнедеятельности ребёнка, его всестороннего развития и воспитания. Ведущей системой в организме ребёнка является скелетно-мышечная, все остальные развиваются в прямой зависимости от неё. Включение в интенсивную работу скелетно-мышечной системы ведёт к совершенствованию всех органов и систем – к созданию резервов мощности и прочности организма, которые и определяют меру крепости здоровья. Таким образом, оптимальная двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненно важных функций растущего организма. Рациональный двигательный режим, по мнению Ю. Ф. Змановского, должен включать физические и умственные нагрузки на благоприятном фоне, которые создает, в первую очередь, природное окружение. Зная, что туризм является одним из эффективных средств удовлетворения двигательных и познавательных потребностей человека, в образовательном процессе нами используется детский туризм. Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребёнку при отсутствии у него серьёзных патологий. Универсальность туризма еще и в том, что он всесезонен. Следовательно, можно добиться стойкой динамики снижения заболеваемости детей ОРЗ, ОРВИ и повышения уровня их физической и двигательной подготовленности. Туризм — эффективное средство воспитания здорового и закаленного человека; средство расширения кругозора, познания красоты природы. Туристические прогулки, экскурсии, походы имеют ни с чем несравнимый общеоздоровительный эффект. Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки на свежем воздухе в виде циклических упражнений способствует совершенствованию такого ценного в оздоровительном плане физического качества, как выносливость, которое во многом и определяет меру крепости здоровья. В природных условиях представляется великолепная возможность обогатить двигательный опыт детей. Во время движения у детей совершенствуются навыки ходьбы по пересечённой местности. Туристические прогулки-походы представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, но и совершенствуются двигательные умения и навыки, развиваются физические качества детей, формируются основы здорового образа жизни. Опыт походной жизни формирует у дошкольников первоначальные навыки выживания в природной среде (умение ориентироваться на местности, разбивать лагерь, тушить костер, оказывать первую помощь пострадавшему и др.). Изучение основ спортивного ориентирования (знание топографических знаков, работа с компасом,движение по карте и пр.) развивает все без исключения психические процессы, особенно внимание, мышление, память. Опыт показывает, что дети, прошедшие физическую и психологическую подготовку к возможным экстремальным ситуациям, оказавшись одни в лесу, ведут себя максимально собранно, без паники и растерянности и пытаются найти выход из создавшегося положения. Средства туризма обладают большим познавательным потенциалом и могут способствовать более эффективному и качественному усвоению знаний в соответствии с программными требованиями, а также развивать познавательные способности детей. Именно туризму присущи коммуникативные функции и при целенаправленном педагогическом воздействии они могут играть значительную роль в решении задач нравственного воспитания. Туристические прогулки воспитывают у детей важнейшие нравственные качества, учат налаживать взаимоотношения между членами группы, развивают в каждом ребенке отзывчивость, щедрость, доброжелательность. Коллективные прогулки способствуют формированию детского сообщества, в котором все связаны одной целью, где ребенок чувствует свою причастность к общему делу, видит, какую пользу он приносит. В туристском походе вырабатывается самостоятельность, организованность, воля, умение преодолевать трудности. Эти трудности лишь в редких случаях можно преодолеть в одиночку. Совместные усилия сплачивают коллектив, учат ребят взаимопомощи и взаимовыручке. Туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует развитию у детей умения интересно и содержательно организовать свой досуг. Положительные эмоции, которые испытывает ребёнок в процессе занятий физической культурой и туризмом формируют стойкую потребность ведения здорового образа жизни. Продуманная интересно организованная двигательная деятельность детей в природных условиях развивает у дошкольников интерес к занятиям туризмом и физической культурой, повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни. Таким образом, туризм является прекрасным средством всестороннего развития личности ребенка. К туристической деятельности, как одному из форм работы с дошкольниками,прибегают крайне редко: считается, что туризм – это дело средней общеобразовательной школы. Однако, мы уверены, что детский туризм может и должен использоваться в оздоровлении детей дошкольного возраста в качестве вспомогательного средства в педагогической практике ДОУ.
Литература:
1. Бочарова. Н. И. Туристические прогулки в детском саду, — Москва, 2004.
2. Завьялова Т. П. Туризм в детском саду: новые возможности,новые решения: учебно-метод. пос. / Т. П. Завьялова. –Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2006.
3. Алямовская В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении,- Москва: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.
Источник