Трудовое воспитание как основа развития личности ребенка
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«РОЛЬ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ
В
РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА»
Подготовила:
Классный руководитель 6 класса
Воинкова Н. Ю.
2014 – 2015 уч. год
«Труд — источник существования человека и общества, источник материальных и духовных благ». Труд и человек неотделимы друг от друга. Труд возвысил человека над животным миром, способствовал его физическому, умственному и духовному развитию. От первых каменных орудий, орудий из дерева и кости до космических кораблей — таков гигантский путь развития человека. Труд создал самого человека.
Подготовка к труду начинается задолго до самой трудовой деятельности. Становление человека как личности, его самоопределение неразрывно связано с поэтапным познанием окружающего мира, начиная с рождения и на протяжении всей жизни. Школьные годы – это период колоссального развития талантов, способностей, умений и навыков человека, которые в дальнейшем он применяет и корректирует. Поэтому вопросы трудовой подготовки в школе не теряют своей актуальности и в современном мире.
Успешное формирование личности в современной школе может осуществляться только на основе разумно организованного соединения учебно-воспитательной работы с практической трудовой деятельностью. Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие школьников в общественно полезном, производительном труде, является действенным фактором гражданского взросления, морального и интеллектуального формирования личности, ее физического развития. Как бы ни сложилась дальнейшая судьба выпускников школы, трудовые умения и навыки потребуются им в любой сфере деятельности. Вот почему трудовой элемент в школьном воспитании с давних времен выступает как весьма существенная педагогическая тенденция.
Образование в России переживает трудное время. Общеобразовательная трудовая политехническая школа все больше становится гуманитарной. Идея соединения обучения с производительным трудом предается забвению: ученические бригады, строительные отряды, производственные звенья, другие формы трудовых объединений учащихся не действуют. Учебно-материальная база образования не подкрепляется. Основной упор в образовательном процессе на современном этапе делается на развитие индивидуальных способностей учащихся, расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями, развитие сети специализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов, обеспечение соответствия уровня среднего образования требованиям научно-технического прогресса.
Поэтому сейчас, как никогда раньше, особенно актуальными становятся вопросы общетрудовой подготовки школьников, от знаний, умений, целей, желания и стремлений которых зависит будущее России.
Проблема трудового воспитания перед человечеством возникла давно. Немало ценных идей по проблеме трудового воспитания содержится в трудах классиков педагогики – Я.А. Коменского, Дж. Локка, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, В. А. Сухомлинского и др. Выдающиеся представители педагогики А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский обращали внимание на то, что в трудовом воспитании и профориентации молодежи должна присутствовать духовность, т.е. само представление о труде следует поднимать до уровня «духовной потребности», связанной с вдохновением, творчеством, моральной чистотой, осознанностью социальной ценности его. Великий педагог В.А. Сухомлинский писал, что труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека. К сожалению, современные авторы педагогических и воспитательных инноваций практически не уделяют должного внимания вопросам трудового воспитания школьников.
Исключительно велико значение труда в нравственном воспитании личности. Многие педагоги связывали трудовую деятельность с развитием гражданского сознания, патриотических чувств, и понимания своего общественного долга. Одним из важных качеств которое должно быть развито и сформировано у ребенка является трудолюбие. Трудолюбие – моральное качество, выражающее положительное отношение к труду, проявляющееся в трудовой активности, старании и усердии работника. Труд, практическая производственная деятельность оказывают благотворное влияние на физическое развитие человека. Труд развивает умственные способности человека, его сообразительность, творческую смекалку. Работа на современном производстве требует широкой образовательной и технической подготовки, умения быстро овладевать новой технологией, способностей в области рационализации и совершенствования трудовых приемов.
Трудовая подготовка, воспитание трудового качества человека – это подготовка и воспитание не только будущего хорошего или плохого гражданина, но и воспитание его будущего жизненного уровня, его благосостояния. Труд есть сознательная, целесообразная, созидательная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные сущностные силы, а также нравственные качества.
Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Труд был и остается необходимым и важным средством развития личности в целом. Трудовая деятельность должна стать для школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью. Трудовое воспитание тесно связано с политехнической подготовкой учащихся, обеспечивает знание основ современной техники, технологии и организации производства; развивает творческое отношение к труду; способствует правильному выбору профессии.
Каждый школьник должен получить трудовую закалку, которая, как бы ни сложилась его дальнейшая судьба, потребуется ему в любой сфере деятельности.
. Семья является самой естественной, самой благотворительной средой, в которой формируется личность ребенка, его отношение ко всем сторонам жизни, в том числе и к труду. Большая воспитательная действенность семейной среды на ребенка — ее специфичность, которая заключается, прежде всего, в глубокой взаимной привязанности родителей и детей, в положительном отношении к словам и делам отца и матери.
Качества личности, к воспитанию которых должны приложить усилия в семье – это честность, совестливость и порядочность; предприимчивость и деловитость, достоинство и личная ответственность; инициативность и высокая дисциплина труда; неприятие рвачества и халтуры. Одна из проблем сегодня – сохранение и поддержание авторитета честного труда как основного средства в достижении жизненного успеха. Семья призвана помочь детям разобраться в современной ситуации, отделить временное, сиюминутное от главного, постоянного, убедить, что без честного труда хорошей жизни не будет. Человек трудится не только для того, чтобы заработать. Он трудится потому, что он человек, потому что именно сознательное отношение к труду отличает его от животного, выражает его природную сущность. Тот, кто не понимает этого, разрушает в себе человека.
Все мы холим и лелеем наших детей, стараемся уберечь, оградить от жизненных трудностей, и от трудовой деятельности, в частности. Мол, наработаются еще… А не делаем ли мы им этим хуже, вырастив неприспособленными к жизни, не ведающими, на что они способны. Трудовое воспитание в семье закладывает у детей основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, один путь – поиск «легкой» жизни. Оканчивает он, как правило, плохо. Если родители хотят видеть своего ребенка на этом пути, они могут позволить себе роскошь устраниться от трудового воспитания. Мудрый педагог Макаренко считал, что необходимо «чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости». В отношении к детям нужна «требовательная любовь»: чем больше любви и уважения к ребенку, тем больше и требований к нему.
Хотя в большинстве семей постоянно занимаются трудовым воспитанием, существует ряд нерешенных проблем в подготовке молодежи к труду, в первую очередь, в формировании у нее трудолюбия и прилежания.
В подростковый возраст дети вступают с неодинаковым уровнем развития трудолюбия; с разнообразными мотивами труда. с далеко не одинаковыми навыками, умениями и привычкой трудиться. Некоторые не приучены заниматься трудом как физическим, так и умственным. Но у любого ребенка есть немало положительных качеств, потребностей и стремлений, опираясь на которые можно устранять отрицательные влечения и склонности, формируя при этом положительные качества, в том числе и трудолюбие.
Родители должны помнить, что только тот труд положительно влияет на ребенка, который предстоит перед ним как необходимость и осознается как долг. Наряду с пониманием необходимости труда ребенок должен знать конечную цель. Достижение поставленной цели он подчинит свои мысли, желания,волю.
На формирование трудолюбия ребенка огромное влияние оказывает отношение родителей к труду. Какие бы умные, правильные слова ни говорили они о роли и значении труда в жизни человека, эти слова не оставят положительного следа в сознании детей, если эти слова не подтверждены примером. В той семье, где отец и мать создают порядок и уют в квартире, умело, не упрекая друг друга, поддерживают его, дети охотно помогают им, стараясь не сорить, ставят вещи на место. У них сравнительно быстро формируются умения выполнять различные виды бытового труда, добросовестность и аккуратность. Бережное отношение отца и матери к предметам быта формирует у ребенка ценные качества.хозяина.
Учёба – это тоже труд. И труд не лёгкий. Нередко родители замечают, что подросток постепенно теряет те положительные трудовые качества, которые приобрел в младшем школьном возрасте. Успеваемость часто снижается, потому что ему недостает организованности в работе. Его надо учить работать быстро, сосредоточенно, отключаться от посторонних дел и мыслей. Но ни в коем случае не освобождать от домашних обязанностей. Ребенку необходимо предоставить больше самостоятельности, создавая условия для проявления инициативы, преодоления трудностей.
Пример, как метод воспитания, занимает важнейшее место в процессе формирования личности ребенка. Там, где нет положительного трудового примера родителей, дети без просьбы или принуждения не помогут ближнему, товарищу, постороннему человеку. Если дети являются свидетелями и активными участниками положительного трудового примера, то у них воспитывается трудолюбие и все другие нравственные качества. непосредственно связанные с ним.
Дети должны знать, где и кем работают их родители, знать тонкости их профессии. Плохо, если родители отрицательно отзываются о своей работе в присутствии детей. Слушая их, дети проникаются неуважением не только к специальности родителей, но и к труду вообще. Воспитательная сила трудового примера родителей зависит от того, насколько они близки к своему ребенку, умеют расположить его к себе, установить с ним контакт.
Большое воспитательное значение имеет педагогический такт при оценке детского труда. если родители не замечают старательности ребенка при выполнении трудовых поручений, то с течением времени она у него исчезает.
В семье, где правильно организовано хозяйство — в доме всегда чисто, каждой вещи отведено свое место, для каждого вида работы есть необходимые орудия труда. трудовые обязанности распределены так. что каждый член семьи загружен соответственно своим силам и возможностям. Тяжелые работы выполняются сообща, неприятные – поочередно. Дети обязательно участвуют в домашнем труде. По мере роста и приобретения трудового опыта усложняются их поручения и обязанности. Все члены семьи спокойно, в хорошем настроении, без нервозности и суетливости, добросовестно выполняют свои обязанности. У старших – это привычка. У младших – подчинение семейной традиции.
В условиях хорошо организованного семейного хозяйства ребенок сравнительно легко, без усилий над собой, подчас отказываясь от соблазнительных желаний, выполняет свои обязанности по дому. Он радуется своевременно и качественно выполненной работе. У него укрепляется потребность выполнять работу только хорошо, потому что в семье так заведено, потому что все так выполняют свои обязанности.
Семья воспитывает у ребенка общественно ценные мотивы трудолюбия, готовит, тем самым, его к вдумчивому выбору профессии, к поиску дела по душе, интересам, по общественной значимости. Кто, как не родители, лучше других знают склонности своего ребенка, его возможности, кто лучше них сможет умело и ненавязчиво подсказать, убедить. Кроме того, каждый человек должен обладать элементарными навыками самообслуживающего труда, которые должны прививаться ему в семье с раннего детства: застелить свою постель, прибрать в квартире, помыть посуду, сходить в магазин, приготовить еду и т. д.
В рамках школьного воспитания существует множество возможных видов трудовой деятельности. Одним из них является постоянная забота о себе: чистота одежды, учебных принадлежностей, приведение в должное состояние книг и учебников, доставшихся от предыдущих поколений учеников, подготовка материалов к урокам, уборка помещений, мелкий ремонт школьного инвентаря. Школьник должен уметь правильно организовать своё рабочее место не только дома, но и в школе, где он занимается умственным трудом, а также поддерживать чистоту и порядок в кабинете, где он занимается. Большую роль в этом играет дежурство по классу. В обязанность дежурного входят минимальные трудовые действия. Подготовить кабинет к уроку: стереть с доски посторонние записи, обеспечить наличие мела и влажной тряпки. После окончания занятий подготовить кабинет к уборке: стереть с доски, вымыть тряпку для доски, вынести мусор, поднять стулья и , если это необходимо, полить цветы.
Ученики школы часто привлекаются к трудовой деятельности по благоустройству пришкольного участка: озеленение школьного двора, субботники по уборке пришкольной территории, сезонная работа на пришкольном участке. помощь в подготовке к праздникам, организация различных массовых мероприятий.
В заключение хотелось бы напомнить, что тема труда освещалась многими великими людьми. Например, Дмитрий Иванович Писарев сказал: «Жизнь есть постоянный труд, и только тот понимает ее вполне по-человечески, кто смотрит на нее с этой точки зрения». А вот высказывание Александра Македонского (Александра Великого): «Нет ничего более рабского, чем роскошь и нега, и ничего более царственного, чем труд». Константин Дмитриевич Ушинский так высказывался о воспитании: «Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни». И ему вторит наш замечательный педагог Василий Александрович Сухомлинский: «Без труда во всей его сложности и многогранности человека нельзя воспитать…».
ЛИТЕРАТУРА:
- Аверичев Ю.П. Организация трудового обучения и воспитания школьников. –М:Педагогика, 1976.– 68 с.
- Аксенов Д.Е. О трудовом воспитании. – М.: Просвещение, 1982. – 336 с
- Бескина Р.М., Виноградова М.Д. Идеи А.С.Макаренко сегодня. – М.:Знание,1988. – 79с..
- Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект – пособие для студентов педагогов и учителей. –М.: Педагогическое общество России. – 1999.-192 с.
- Гущин Л.Н., Хилтунен В.Р. Учитель по имени Труд. –М: Политиздат, 1986. – 223 с.
- Золотухин Д.С. Трудовое воспитание сельских школьников: Книга для учителя.– М.: Просвещение,1990.– 159с…
- Иващенко Ф. И. “Труд и развитие личности школьника.” М., 2003.-163 с.
- Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С.Макаренко: Книга для учителя / сост. и автор вступ.ст..М.Коротов. – М: Просвещение, 1987. – 159с.
- Кон И. С. «Психология старшеклассника» : Пособие для учителя — М. Просвещение. 1980.- 125 с.
- Макаренко А.С. О воспитании /Сост.и автор вступ.ст. В.С.Хелемендик. – М:Политиздат, 1990. – 415с.
- Сидельковский А.П., Кулешова Л.Н., Гуренская Е.С. Актуальные вопросы теории и практика сознательного отношения школьников к труду.// Межвузовский сб.науч.ст.– Ставропольский гос.пед.инст., – Ставрополь, 1983. – 153с.
- Хмыров С.Б. Трудовая подготовка и профориентация сельских школьников: Книга для учителя. – М.:Просвещение, 1985. – 112 с.
- Чернышенко И.Д. Трудовое воспитание школьников. – М.: Просвещение, 1981. – 191 с
Источник
Трудовое воспитание как основа развития личности ребенка: современные подходы.
(Из опыта работы Ю.С. Проскурякова, педагога дополнительного образования)
Работать – значит творить,
а творчество – единственная
глубокая и реальная радость,
которую человек может
испытывать в этой жизни.
Джоберти
Трудовое воспитание занимает одно из ведущих мест в общей системе воспитания подрастающего поколения. Это и не удивительно, так как любому ребенку необходимы элементарные трудовые навыки, которые пригодятся ему на бытовом уровне. Заканчивая школу, молодые люди должны уметь технологически мыслить, читать чертежи и работать с инструментом, а девушки– вести домашнее хозяйство. Для того, чтобы привить обучающимся эти навыки и умения, и существуют уроки технологии, а задача учителя – подвести обучающихся к видам деятельности, формирующим творческое мышление.
Заметим, что современный метод обучения в технологии (машиностроение, электротехника) и других отраслях основан на деятельностном подходе и ориентирован на практическую значимость для обучающихся.
Хорошо подобранный материал, описываюший реальную ситуацию, должен удовлетворять следующим требованиям:
— соответствовать поставленной теме, проблеме и цели;
— иметь уровень трудности, доступный для обучающихся;
— представлять ситуацию с разных сторон примерами из реальной жизни;
— давать обучающимся основу для размышления и принятия решения;
— рассматривать проблему с разных точек зрения.
Такое обучение развивает у ребят способность мыслить самостоятельно и креативно в любой жизненной ситуации, а не только на уроках технологии. Одна из основных задач современного преподавателя технологии, по моему мнению, научить детей нестандартно подходить к проблеме созидания нового, будь то обдумывание своего вечернего костюма или изготовление приспособления, устройства.
С этой точки зрения любую деятельность человека можно рассматривать как череду исполняемых проектов, разных по масштабу ответственности и последствиям.
Проектированием, т.е. процессом создания проекта, называют поиск решений, необходимых для достижения выбранной цели с учетом заданных условий. Проектирование является неотъемлемой частью любой профессиональной деятельности.
Проекты могут быть технические, социальные, художественные, экономические и т.д.
Проектирование включает в себя следующие операции:
а) разбивка каждого вопроса на части;
б) поиск закономерности — даже там, где на первый взгляд очевидной последовательности не наблюдается;
в) исключение метода проб и ошибок как нерационального (хотя многие творения получены таким способом);
г) построение мыслительных макетов, моделей и схем;
д) максимальное использование своих знаний и воображения;
е) разносторонний и системный подход к вопросу;
ж) выбор из всех предлагаемых решений наилучшего;
з) изучение литературы и других источников по данной теме.
Проект должен быть убедительным, а аргументы — научно обоснованными.
Хотелось бы подробнее остановиться на принципах моей работы с обучающимися, в той или иной степени вовлеченных в исследовательскую, изобретательскую и научно-познавательную деятельность в рамках дисциплин «Технология», «Токарное дело».
Мы придерживаемся идеи раннего привлечения учеников к творческой деятельности и стараемся внимательно следить за успехами каждого из них с самых первых занятий.
Со временем формируется группа для дальнейшей работы из 5-6 одаренных учеников, проявляющих себя с лучшей стороны — получающих высокие баллы на занятиях, олимпиадах и конкурсах. С этими ребятами мы работаем по следующей системе:
1) Обучающимся предлагаются дифференцированные задания, (см. Таблица 1); 2) провожу с этими учащимися дополнительные занятия -3-4 часа в неделю. После таких факультативных занятий материал, который они получают на наших основных уроках, воспринимается быстрее и с еще большим интересом.
Таблица 1
Этапы
работы
Действия преподавателя
Действия ученика
До занятия
1. Определяются основные и дополнительные материалы для работы в группах.
2. Разрабатывается сценарий занятия, включая: порядок ведения дискуссий, формат выступлений, принцип деления на группы, систему оценки работы групп и каждого участника.
1. Получает требования к формированию своей части материала, изучает список рекомендуемой литературы.
2. Индивидуально готовится к занятию.
Во время занятия
1. Деление класса на группы.
2. Руководство обсуждением в группах, обеспечивая их дополнительными сведениями.
1. Задает вопросы.
2. Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие.
После занятия
1. Оценивается работа обучающихся.
2. Оцениваются принятые решения и поставленные вопросы.
1. Составляет письменный отчет о занятии по данной теме.
2. Выполняет предложенное учителем персональное домашнее задание.
При работе с учащимися 5-7 классов нами применяются более легкие виды труда – изготовление простейших изделий из металла (пластины, уголки) и дерева (ручка для напильника и разделочная доска). С этими проектами они выступают на выставках и конкурсах. Кроме того, благодаря полученным знаниям и умениям, школьники принимают активное участие в олимпиадах и научно-практических конференциях.
В 8-11 классе учащиеся проходят профессиональную подготовку по специальности «Токарь», при этом они не только работают на станках, но и продолжают участвовать в различного рода мероприятиях, одним из которых является конкурс профессионального мастерства школьников г.Пензы.
Нашей основной задачей является создание благоприятных условий для разностороннего развития обучающихся в МБУ ДО «Центр технологического обучения» г.Пензы.
Научно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся:
Первая научно-практическая конференция школьников г.Пензы, в которой принял участие один из обучающихся по специальности «Токарь», прошла в 2003. С тех пор работа по привлечению школьников к участию в научно-исследовательской деятельности была очень активной. За период с 2003 по 2014 в ней было задействовано более 36 учеников, из них 19 – победители конференций и олимпиад различных уровней, а 8 – победители и лауреаты I степени Всероссийских научно-практических конференций, международных конкурсов научно-технического творчества учащихся «Таланты XXI», а 2 – лауреаты I степени Всероссийской научно-практической конференции «Научный потенциал – XXI».
Обучающиеся по специальности «Токарь» получают награды и от представителей администрации г.Пензы. Так, 3 из них были награждены Премией Мэра г.Пензы, 2 учащихся – Премией Губернатора Пензенской области, 1 – Премией Президента РФ.
За годы своей педагогической практики нам посчастливилось работать со многими талантливыми и перспективными ребятами, но, пожалуй, самым запоминающимся примером упорства, работоспособности, здоровой любознательности и умения разумно применять свои технические знания является Вадим Урекин. Его интерес к изобретательству проявился на занятиях в модельном кружке, который он посещал в 5 классе. Особенно плодотворными было для Вадима стали 2 последних года его учебы.
Однажды в его группе было дано задание: изготовить две пластины с отверстиями диаметром 5 с резьбой М6. Все ребята справились с этим заданием, но лишь у немногих получились очень качественные изделия без каких-либо неточностей. В числе лучших был и Вадим Урекин. С того самого момента он постепенно привлекался нами к участию в научно-практических конференциях, городских и областных олимпиадах и конкурсах. Так мы с ним дошли до Всероссийской конференции «Научный потенциал ХХI века» в 2010 и 2011 году, где Вадиму было присвоено звание лауреата I степени.
Весной 2014 интересные работы были подготовлены обучающимися МБОУ СОШ №69 и 60 Александром Мартыновым и Бахтиером Эшоном. Еще перед выбором темы для первого обучающегося стояло несколько интересных вариантов, посвященных как нанотехнологиям, так и робототехнике, однако они были для нас труднореализуемыми. Тогда мы занялись авиамоделизмом и применили новое оборудование и технологии по ускоренному изготовлению планера. Итогом этой деятельности стал проект «Разработка и изготовление планера нового поколения». Работа Бахтиера Эшонова «Исследование процесса обработки деталей цилиндрической формы на токарном станке» носит чисто исследовательский характер. Был проанализирован процесс обработки деталей цилиндрической формы по трем параметрам – влияние числа оборотов, подачи и глубины резания. Основными материалами для работы являлись сталь, алюминий и бронза.
Таковы успехи учеников, а значит – и успехи педагога. Ни для кого не секрет, что во все времена на вес золота ценятся люди – настоящие мастера своего дела – люди, овладевшие важнейшими трудовыми практическими компетенциями. Мы гордимся своими учениками и надеемся, что их светлые головы и золотые руки помогут им добиться трудовых успехов и состояться в этой непростой жизни.
Источник