Трудный ребенок 2 года

Трудный ребенок 2 года thumbnail

Главный закон педагогики всех времен и народов: маленькая птичка не управляет стаей

Пожалуй, большинство детских психологов и педагогов всего мира, какие бы концепции воспитания они ни пропагандировали, сходятся в едином мнении: ребенок в семье всегда должен занимать место подчиненного (ведомого), а не подчинителя (ведущего).

Главный закон педагогики гласит: маленькая птичка не может управлять стаей. Иными словами: ребенок не может подчинять себе (с помощью своих криков, истерик и капризов) волю взрослых людей. В противном случае это явное и страшное допущение со стороны родителей и других домочадцев может в будущем навредить всей семье, причинив существенный урон психике самого ребенка.

Однако родители должны понимать, что «подчинение воле взрослых» это отнюдь не насилие над личностью малыша или постоянное принуждение его воли желаниям взрослых членов семьи. Нет! Но ребенок должен понимать с самых юных лет, что все решения в семье принимают именно родители, и что любой запрет должен исполняться беспрекословно — в первую очередь потому, что он обеспечивает безопасность самого ребенка.

Откуда берутся «трудные дети»?

Прежде, чем научиться бороться с детскими капризами и истериками, стоит выяснить, как и когда вообще милые крохи превращаются в «трудных» непослушных детей. На самом деле, поведение ребенка в семье (как и поведенческие реакции детеныша в стае) в первую очередь и самым тесным образом зависят от поведения взрослых. Есть несколько типичных и наиболее распространенных ситуаций, когда дети-«ангелочки» превращаются в «монстров», садясь родителям «на шею». Дети становятся капризными, непослушными и истеричными, когда:

  1. В семье отсутствуют педагогические принципы. Например: родитель общается с ребенком исключительно на фоне собственного настроения — сегодня папа добрый и разрешил смотреть мультики до полуночи, завтра папа не в духе и уже в 21:00 загнал ребенка спать.
  2. Когда педагогические принципы взрослых членов семьи резко разнятся. Например: на просьбу ребенка посмотреть мультики после 21 вечера папа говорит «нельзя ни в коем случае», а мама — дает добро. Важно, чтобы родители (а желательно — и все прочие домочадцы) были едины в своих позициях.
  3. Когда родители или прочие домочадцы «ведутся» на детские капризы и истерики. Маленькие дети выстраивают свое поведение на уровне инстинктов и условных рефлексов, которые они улавливают мгновенно. Если малыш с помощью истерики, ора и плача может добиться от взрослых то, чего он хочет, он будет пользоваться этим приемом всегда и до тех пор, пока он срабатывает. И только в том случае, когда вопли и истерики перестанут приводить его к желаемому результату, ребенок наконец перестанет орать.

Обратите внимание, что детки никогда не капризничают, не кричат, не плачут и не устраивают истерик перед телевизором, мебелью, игрушками или совершенно посторонним человеком. Как бы ни был мал ребенок, он всегда четко различает — кто реагирует на его «концерт», а чьи нервы бесполезно «расшатывать» с помощью крика и скандала. Если вы «даете слабину» и пасуете перед детскими капризами — вы будете жить с ними бок о бок все то время, пока ребенок делит с вами одно пространство.

Как прекратить детские истерики: на раз-два!

Большинство родителей полагает, что превратить «трудного» непослушного и истеричного ребенка в «ангела» — это сродни чуду. Но в действительности этот педагогический «маневр» совсем не сложный, но требует от родителей особых моральных усилий, выдержки и воли. И оно того стоит! Причем, чем раньше вы начнете практиковать этот прием — тем более спокойным и послушным будет расти ваш ребенок. Итак:

Старая схема (так обычно поступают большинство родителей): как только ваш малыш заливался плачем и криками, топал ногами и бился головой об пол — вы «подлетали» к нему и были готовы на все, чтобы его успокоить. В том числе — соглашались исполнить его желание. Одним словом, вы вели себя по принципу «Сделаю что угодно, лишь бы дитя не плакало…».

Новая схема (так следует поступать тем, кто хочет «перевоспитать» непослушного ребенка): как только малыш стал кричать и «скандалить», вы спокойно улыбаетесь ему и выходите из комнаты. Но ребенок должен знать, что вы продолжаете его слышать. И пока он кричит, вы в поле его видимости не возвращаетесь. Но как только (хоть на секунду!) ребенок прекратил орать и плакать — вы опять же с улыбкой возвращаетесь к нему, демонстрируя всю свою родительскую нежность и любовь. Увидев вас, малыш снова начнет орать — вы так же спокойно вновь покидаете комнату. И снова возвращаетесь к нему с объятиями, улыбкой и всем своим родительским обожанием ровно в тот момент, когда он снова прекращает орать.

Таким образом рано или чуть позже ребенок «сообразит» (на уровне рефлексов): когда он истерит — его оставляют одного, его не слушают и не слушаются. Но как только он перестает кричать и «скандалить» — к нему снова возвращаются, его любят и готовы выслушать.

Известный популярный детский врач, доктор Е. О. Комаровский: «Как правило, на формирование у ребенка стойкого рефлекса «Когда я ору — я никому не нужен, а когда я молчу — меня все любят» уходит 2-3 дня. Если родители продержатся это время — они получат послушного малыша, если нет — будут и дальше сталкиваться с детскими истериками, капризами и непослушанием»

Волшебное слово «Нельзя»: кому и зачем нужны запреты

Никакое воспитание детей невозможно без запретов. И от того, насколько правильно вы пользуетесь запрещающими словами (типа «нет», «нельзя» и т.п.), зависит в большей степени и поведение ребенка. Так называемые «трудные» дети чаще всего встречаются в семьях, в которых взрослые произносят запреты «нет, нельзя» либо слишком часто (по поводу и без), либо не произносят их вовсе — то есть ребенок растет в режиме полной вседозволенности.

Читайте также:  Зимняя одежда для ребенка 2 года какую выбрать

Меж тем, родители должны правильно и максимально осторожно использовать запреты при воспитании детей. В первую очередь потому, что от этого зачастую зависит безопасность самого ребенка и его окружения.

От того, насколько адекватно (а стало быть — быстро и системно) ребенок реагирует на запрет, зависит в первую очередь его безопасность. Если малыш катится на самокате, увлекшись процессом, и тут же останавливается перед потоком машин, четко и послушно среагировав на мамин крик «Стой, дальше нельзя!» -—это спасет ему жизнь. А если ребенок не приучен «железно» реагировать на запреты, вы не сможете уберечь его от несчастного случая: не реагируя на «нельзя», он полезет руками в огонь, выскочит на проезжую часть, опрокинет на себя кастрюлю с кипятком и т.п.

В определенном смысле запретное слово «Нельзя» имеет для малыша охранное свойство. Ваша родительская задача приучить ребенка мгновенно реагировать на сигнал и послушно ему следовать.

Именно потому, что запреты играют столь важную роль в воспитании послушных детей, родители должны уметь ими правильно пользоваться. Есть несколько правил, которые им в этом помогут:

  1. Употреблять само слово «нельзя» надо редко и только по делу (чаще всего — либо если запрет касается безопасности самого ребенка и других людей, либо для того, чтобы соблюсти общепринятую социальную норму — нельзя бросать мусор где попало, нельзя обзываться и драться и т.п.)
  2. Ребенок должен четко понимать, что если ему что-то запрещают — этот запрет действует всегда. Например: если у ребенка сильнейшая аллергия на молочный белок и ему нельзя мороженое, то даже если он принесет из школы 15 «пятерок» разом — мороженое все равно будет нельзя.
  3. Запреты типа «нет» или «нельзя» никогда не обсуждаются. Безусловно, родители должны максимально подробно и доходчиво растолковать малышу, почему они запрещают ему то или иное, но сам факт запрета никогда не должен становится предметом дискуссии.
  4. Недопустимо, чтобы позиции родителей на предмет какого-либо запрета расходились. Например папа сказал «нет», а мама — «ладно, разочек можно»;
  5. Любое «нет» должно соблюдаться повсеместно: и в Африке спустя 5 лет — оно тоже будет «нет». В большей степени это правило касается даже не детей и родителей, а более дальних родственников — бабушек и дедушек, тетушек и дядюшек и проч. Нередко ведь случается такая ситуация: например, дома сладости после 17 вечера есть нельзя (это портит зубы), а у бабушки на каникулах — можно сколько угодно и когда вздумалось… Ничего нет хорошего в том, что в разных местах ребенок живет по разным правилам.

Если ничего не помогает

В 99% случаев плохого поведения у ребятишек, проблема эта носит исключительно педагогический характер. Как только родители начнут правильно выстраивать свои взаимоотношения с малышом (научатся адекватно использовать запреты и перестанут реагировать на детские крики и слезы) — капризы и истерики ребенка сойдут на «нет»…

Доктор Е. О. Комаровский: «Если родители ведут себя правильно и несгибаемо, последовательно и принципиально, если они сохраняют присутствует духа перед детскими капризами и истериками и их силы воли хватает на то, чтобы не сдаться, то любые, даже самые сильные и шумные, истерики у ребенка пройдут стопроцентно и буквально за несколько дней. Мамы и папы, запомните: если ребенок не добивается своей цели с помощью истерик, он просто прекращает орать».

Но если вы все делаете правильно, не реагируете на капризы и истерики, четко следуете вышеупомянутым правилам, а эффекта так и не добились — и малыш по-прежнему сильно кричит, требуя своего, и продолжает истерить — с большой долей вероятности вам нужно показать такого ребенка специалистам (неврологу, психологу и т.п.), потому что причина в этом случае может быть не педагогическая, а медицинская.

Самые важные принципы воспитания

Тема детского воспитания — необъятна, многогранна, многослойна и вообще трудна для восприятия обычными людьми. Ежегодно в свет выпускаются тонны умных книг, посвященных воспитанию детей, но как и сто лет назад, большинство родителей то и дело оказывается перед лицом проблем, связанных с непослушанием их детей. И этим родителям при решении проблем необходима некая опора, некие основные принципы, на которые они должны были бы ориентироваться. К таким принципам можно отнести:

  1. Всегда щедро хвалите ребенка, когда он ведет себя правильно. Увы, но большинство родителей «грешат» тем, что воспринимают хорошие поступки малыша как должное, а плохие — как из ряда вон выходящее. На самом деле, ребенок еще только выстраивает свои поведенческие реакции и модели, для него зачастую еще не существует оценок «хорошо» и «плохо», и он ориентируется на оценку близких ему людей. Хвалите и поощряйте его послушание и хорошее поведение, и он с радостью будет стараться как можно чаще поступать именно так, как вы одобряете.
  2. Если малыш капризничает и ведет себя не правильно — не судите ребенка как личность! А судите только его поведение в конкретный момент. Например: допустим, мальчик Петя плохо ведет себя на детской площадке — толкается, обижает других ребятишек и отбирает у них совки и ведра. Взрослым так и тянет поругать Петю: «Ты — плохой мальчик, ты — злюка и жадина!». Вот это и есть пример осуждения Пети, как личности. Если такие посылы станут системными — в какой-то момент Петя действительно превратится в плохого мальчика. Ругайте Петю правильно: «Ты почему себя так плохо ведешь? Почему толкаешься и обижаешь других? Только плохие ребята обижают других, но ты ведь хороший мальчик! А ведешь себя сегодня как плохой — придется мне тебя наказать…». Так ребенок будет понимать, что он сам по себе — хороший, его любят и уважают, но вот его поведение сегодня — неправильное…
  3. Всегда берите в расчет возраст и развитие вашего ребенка.
  4. Требования, которые вы предъявляете ребенку, должны быть разумны.
  5. Наказания за проступки должны быть последовательны во времени (нельзя лишать трехлетнего малыша вечерних мультиков за то, что он утром плевался кашей — маленький ребенок не сможет осознать связь проступок-наказание).
  6. Наказывая ребенка, вы сами должны быть спокойны.

Любой психолог вам подтвердит: всякий собеседник, в том числе и ребенок (каким бы маленьким он не был), гораздо лучше вас слышит, когда вы не кричите, а говорите спокойно.

  1. Разговаривая с ребенком (особенно в ситуациях, когда он не слушается, капризничает, истерит, а вы — раздражены и сердитесь), всегда ориентируйтесь на свой тон и манеру разговора — хотели бы вы сами, чтобы с вами разговаривали таким образом?
  2. Вы всегда должны быть уверены, что ребенок понимает вас.
  3. Личный пример всегда работает намного лучше, чем посыл о том, как правильно или не правильно поступать. Иначе говоря принцип: «Делая как я» воспитывает ребенка в разы эффективнее, чем принцип «Делай так, как я говорю». Будьте примером для своих ребятишек, помните, что осознанно или нет, но они во многом — ваша копия.
  4. Как родитель, как взрослый, вы всегда должны быть готовы к пересмотрю ваших решений. Особенно это касается родителей детей 10 и страше лет, когда ребенок уже способен вступать в обсуждения, приводить аргументы и доводы и т.п. Он должен понимать, что решение — всегда за вами, но что вы готовы выслушать его и при определенных обстоятельствах вы можете изменить свои решения в пользу ребенка.
  5. Стремитесь донести до ребенка, каким будет результат его поступков (особенно в том случае, если он поступает неправильно). Если малыш выбрасывает из кроватки игрушки — не поднимайте их, и кроха быстро усвоит, что в результате такого поведения он лишается игрушек. С детьми постарше и в более серьезных ситуациях можно просто проговаривать — что случится, если малыш поступит так-то и так-то…
Читайте также:  Коклюш лечение ребенку 2 года

Растить послушного и адекватного ребенка не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Родителям лишь необходимо анализировать и контролировать собственные поведенческие реакции — быть малышу достойным примером, не «идти на поводу» у детских истерик и капризов, охотно разговаривать с ребенком, спокойно растолковывая ему те или иные свои решения.

Источник

Для некоторых родителей может показаться трудным воспитание ребенка в 2 года, психология которого существенно изменилась. В возрасте 2 лет кроха уже уверенно чувствует себя на ногах, много двигается и шалит. Он стремительно осваивает новые территории, проникая во все доступные для него места. Ему интересно абсолютно все. Малыш может не только проверить содержимое коробки, но и залезть в нее. Двухлетка — великий исследователь и экспериментатор. Особенно активные дети могут за короткий промежуток времени в буквальном смысле перевернуть вверх дном весь дом. Как справиться с непоседой? Как обуздать жадину или бунтаря? Психология детей для многих родителей является тайной за семью печатями. На самом деле, детское поведение обусловлено этапами взросления. Воспитание не покажется таким сложным тем, кто понимает мотивацию детских поступков.

Особенности воспитания детей в 2 года

Повышенная активность

Приобретенные умения дают детям новую степень свободы. В этом смысле умение ходить дарит крохе массу новых возможностей. Ему очень нравится ходить и бегать. Самостоятельное и быстрое передвижение позволяет малышу изучать новые предметы и познавать их свойства. Он учится ориентироваться в пространстве и координировать свои действия. Постоянно падая, кроха постепенно учится избегать предметов, которые мешают передвижению. Он пытается падать так, чтобы нанести себе меньше урона. В этом смысле некоторые мамы могут в определенной степени препятствовать ребенку динамично развиваться, убирая с дороги лишние предметы и постоянно поддерживая его.

Жадность как этап взросленияЧрезмерное любопытство и активность малыша могут привести к беде, если не убрать все опасные предметы как можно дальше от детских ручек. Закрывая острые, режущие и другие опасные вещи в ящики, нужно понимать, что дети очень находчивы. Они умудряются открывать хитроумные защелки, забираться на стулья и подоконники. Их любопытство не знает границ. Неуемное стремление достать тот или иной предмет заставляет детей творить чудеса. Лучше не оставлять двухлетних детей без присмотра на короткий срок даже в случаях, когда все уже, вроде, спрятано и закрыто.

На улице для безопасности детей нужно выбирать детские игровые площадки вдалеке от проезжей части.

Проявление личности

Спустя 1 год после рождения дети постепенно отдаляются от матери, стремясь к независимости. Они все еще сильно зависят от нее, но делают первые попытки принимать решения самостоятельно. Психология ребенка претерпевает серьезные изменения: к двум годам степень свободы малыша становится гораздо выше. Он может довольно далеко убегать от матери, даже не оглядываясь назад.

Читайте также:  Пектусин сироп ребенку 2 года

Двухлетка уже отчетливо понимает разницу между желаниями родителей и своими желаниями. Он видит, как родители требуют выполнения своих желаний. Пытаясь им подражать, малыш пытается добиться выполнения своих желаний. Копирование поведения взрослых — основной компонент обучения детей практически с самого рождения. Через семью и поведение родителей они воспринимают мир. Подражая взрослым, дети приспосабливаются к внешнему окружению, гармонично встраиваясь в систему человеческих отношений. Поэтому не удивительно, что в какой-то момент кроха начинает себя вести подобно родителям (требовательно и настойчиво). Чем строже у малыша родители, тем строптивее может стать его поведение после двух лет. Конечно, проявление таких качеств зависит и от природной силы характера, темперамента и возбудимости.

Маленькие помощникиПоэтому многим родителям, которые жалуются на детское упрямство, можно посоветовать посмотреть на себя со стороны. Если они чересчур требовательны и бескомпромиссны в отношениях с малышом, возможно, в поведении двухлетки, как в зеркале, отражается их поведение.

Посмотреть на себя критически стоит многим родителям, ведь заставить малыша проще, чем понять. Пока ребенок маленький, родителям легко удается подчинить кроху своей воле. Но по мере взросления ребенок постепенно проявит свой сформировавшийся под натиском характер и отплатит родителям той же монетой. Он будет искренне верить, что поступает правильно, ведь он делает то же, что и родители.

Терпение и такт — главные помощники родителей при общении с маленьким упрямцем. Двухлетка уже все понимает и может ответить. С ним можно договориться, объяснив причины того или иного требования.

Хороший тест для родителей — это игра малыша в куклы. Обычно во время игры ребенок подробно имитирует поведение взрослых по отношению к нему. Если во время игры ребенок кричит на куклу и бьет ее, родителям стоит задуматься над методами воспитания своих детей.

Жадность как этап взросления

После двух лет малыш может стать очень жадным.

Такие изменения в поведении детей иногда происходят неожиданно и резко. Буквально еще вчера малыш легко отдавал свои игрушки другим детям, а вот сегодня категорически отказывается делиться. Необходимость расстаться со своей вещью заставляет его страдать. Родителей такое поведение чада расстраивает и пугает. Им стыдно перед окружающими за плохо воспитанное дитя. В то же время приходится жалеть его. Они разрываются между стремлением доказать другим, что их малыш нежадный, и желанием поддержать кроху. Дома проводят многочисленные беседы на тему необходимости делиться, стыдят его и укоряют.

На самом деле речь идет всего лишь об очередном этапе взросления ребенка. В той или иной мере все проходят через этот период. Ничего необычного в поведении двухлетки нет, ведь в таком возрасте у детей созревает чувство собственной индивидуальности. Они начинают говорить о себе в первом лице и определять границы собственности. Это важный этап в психическом развитии детей, который позволяет им определять понятия «свой-чужой». Без этого периода невозможен личностный рост, поэтому не нужно малыша ругать и укорять. Это только расстроит его. Если не удается достичь компромисса путем переговоров, лучше покинуть территорию конфликта, извинившись перед другими детьми. Если малыш категорически не готов делиться, не стоит выносить его игрушки во двор или же гулять с ними в стороне от других детей. Когда этот период пройдет, малыш сам проявит инициативу.

Маленькие помощники

Направить энергию детей в полезное русло поможет совместная деятельность. Такое занятие доставит огромное удовольствие малышу, ведь он будет заниматься взрослыми делами. Кроха с огромным энтузиазмом берется за работу взрослых, и в этом его обязательно надо поддержать.

К сожалению, многие родители не хотят вовлекать детей во взрослые занятия. Конечно, лепка вареников с мамой закончится рассыпанной мукой и испорченным тестом. Уборка с малышом сделает квартиру более грязной. Но, отталкивая рвущегося помогать кроху, родители лишают себя помощника в будущем. Энтузиазм ребенка с возрастом перегорает, и убедить его в дальнейшем помогать родителям будет гораздо труднее.

Чтобы превратить лепку вареников в праздник, нужно выделить малышу место и дать кусочек теста. Каждый будет лепить свои вареники. Потом весело будет есть мамины вареники и те, которые слепил малыш. Если разумно все организовать, грязи много не будет. Зато значение события для ребенка трудно переоценить.

Развивающие занятия

Рисование играет огромную роль в интеллектуальном, психическом и физическом развитии ребенка. Малыши в возрасте двух лет связывают себя с миром через движение. Рисование дает возможность крохе выразить свои эмоции в движениях, которые фиксируются на бумаге. Разглядывая свои первые каракули, ребенок совершенно четко видит там свои картины. Он может даже дать название рисунку. Пытаясь лучше изобразить желаемое, кроха проводит все более четкие и плавные линии, начинает рисовать фигуры. Совершенствуя свой рисунок, он развивает моторную координацию. Пытаясь изобразить тот или иной предмет, малыш изучает его свойства.

Не менее полезное занятие — лепка. Она стимулирует развитие моторной координации и воображения. Помимо этого, лепка дает возможность малышу почувствовать на ощупь разные поверхности и формы. В ходе проведенных экспериментов установлено, что двухлетние дети придают огромное значение тактильным ощущениям. Если дать малышу прикоснуться к кактусу и попросить его нарисовать, ребенок нарисует одну большую колючку. Колючесть предмета затмила другие его характеристики: форму, цвет и размер.

Источник