Трудностей в развитии эмоциональной сферы ребенка
Марина Осипенко, психолог
Содержание
Эмоциональная сфера у ребенка начинает свое развитие задолго до того, как он приобретает навыки хождения и говорения. Дети проходят долгий путь к освоению эмоций в отличие от взрослых людей, которые знакомы с его многообразием. Некоторые чувства у ребенка и их проявления являются врожденными. Это гнев, страх и любовь. Однако первое время после появления малыша на свет, эти чувства являются трудно различимыми. Во время знакомства с окружающим миром и близкими людьми, младенец проявляет эмоциональные реакции, узнавая ситуацию, в которой оказывается. Их неоднократное повторение закрепляет в нем определенное эмоциональное поведение. Поэтому чем больше стабильных, узнаваемых процессов происходит в жизни малыша, тем скорее в нем закрепится та или другая эмоциональная реакция.
Если дети младенческом возрасте подвергаются стрессовым ситуациям — когда они не знают, как реагировать, эмоциональная сфера становится неустойчивой, они испытывают дискомфорт, самовосприятие нарушается. Впоследствии это может привести к тому, что дети будут страдать от нарушений эмоциональной системы. В чем это проявляется?
- Трудно понимать свои эмоции и чувства других людей;
- необъективная реакция в ответ на внешние раздражители;
- агрессия;
- страхи;
- невозможность установить контакт;
- сдерживание чувств.
О каких еще нарушениях в эмоциональной сфере ребенка необходимо знать родителям? В каких случаях они могут самостоятельно помочь детям, а в каких необходимо найти телефон специалиста — психолога, невролога — и, обговорив условия личного приема, записаться к врачу? Ответы на эти вопросы, а также, практические рекомендации взрослым можно найти в данной статье.
Как развиваются эмоции у детей?
Пока дети маленькие, их эмоциональная сфера существует на уровне инстинктов. Дети при помощи выражения чувств адаптируются к процессам, которые происходят в жизни, сталкиваясь социальным, психологическим и физическим взаимодействием. Инстинкты, которые руководят младенцем, формируют в нем восприятие окружающих людей, а также приводят к развитию эмоций в чистом виде.
Сначала малыш чувствует инстинкты, основанные на органических потребностях. Они связаны с получением удовольствия или дискомфортом. Опираясь на эти же процессы, ребенок бессознательно переживает комплекс оживления, а также, страх или злость. В самом начале эмоции ребенка являются безусловными, по мере взросления, он проявляет их в ответ на поведение и чувства близких людей.
Когда дети растут, вместе с ними формируется их эмоциональная сфера. За ее становление отвечают базовые потребности, эмоции родителей и собственные чувства. Позже ребенок связывает собственные эмоции с поведением — он испытывает радость от позитивных поглаживаний, которые ему дают мать и отец, а также, может чувствовать разочарование, грусть, боль.
Эмоциональная сфера ребенка, вместе с тем, подвергается влиянию со стороны близких значимых людей, в частности, того, какие установки они передают — они могут быть вербальными или проявляться на уровне отношений. Так, например, если запрещать ребенку злиться, плакать или проявлять желание отомстить другому, он будет понимать, что такие эмоциональные реакции являются нежелательными, не принимаются родителями.
Кроме того, что получают от матери и отца, дети, также строят свою систему ценностей — они начинают фантазировать, что если быть послушным, говорить о любви родителям, хвалить их, то в ответ тоже можно получить много приятного — любовь, радость, восхищение, похвалу. Если проанализировать жизнь ребенка с младенческого возраста, учитывая особенности воспитания, родительские установки, принципы, которые сформировались у него, то станет понятно, по каким причинам некоторые дети переживают нарушения эмоциональной сферы.
Какие нарушения бывают у детей?
Специалисты связывают развитие эмоций у ребенка с его волевой сферой. Детская психика отвечает за процесс саморегуляции чувств и поведения. Так, мы можем наблюдать, как одни дети хорошо управляют собой, их психические и поведенческие процессы, чаще всего, являются произвольными, однако, у других, действия отличаются непроизвольным характером.
Это значит, что дети часто поступают необдуманно, повинуются чувствам, игнорируя разум. Родители в таких случаях характеризуют ребенка следующим образом: он совсем не думает о том, что говорит и делает. Так, можно предположить, что дети страдают от нарушения в эмоциональной сфере, если у них появляется следующее поведение:
- чрезмерная впечатлительность;
- страхи и фобии;
- повышенная возбудимость — особенно в напряженных, новых ситуациях или перед сном;
- робость и застенчивость, которые мешают устанавливать контакты с окружающими;
- эмоциональная заторможенность;
- агрессивное поведение, склонность к насилию;
- отсутствие контроля над чувствами радости или грусти;
- раздражительность и плаксивость;
- капризное поведение;
- инфантилизм;
- тревожность, расторможенность;
- демонстративность.
Заметив подобные признаки, мать и отец должны задуматься — что послужило причиной их появления, составить план действий для коррекции эмоционально-волевой сферы ребенка. В некоторых случаях это можно сделать самостоятельно, однако в большинстве — следует найти телефон специалиста, который имеет опыт работы с детьми в этой области и записаться к врачу.
Чем могут помочь мать и отец?
Могут ли взрослые самостоятельно, без вмешательства специалиста оказать помощь детям? Да, если станут соблюдать следующие рекомендации.
- Необходимо проанализировать детство ребенка, условия, в которых он живет, чтобы предположить — какая причина послужила развитию эмоциональных нарушений.
- Хорошо, если мать и отец, также, посмотрят на свою жизнь со стороны — удовлетворены ли они тем, что в ней происходит? Испытывают ли чувство радости и счастья от отношений, позволяют себе быть искренними и откровенными? Часто, когда взрослые живут противоположным образом, дети бессознательно отражают их состояние — злятся, если взрослые не позволяют себе испытывать гнев, жалуются на жизнь и все, что у них есть, проявляют агрессию, когда родители не разрешают себе выражать чувства.
Кода пора записаться к врачу?
Если дети не умеют контролировать свои эмоции, и последствия негативного поведения являются разрушительными для психики и отношений с другими людьми, возможно, таким образом, ребенок удовлетворяет какую-то потребность. Чем младше дети, тем больше им требуется любви, заботы и внимания со стороны близких. Если в жизни им этого не хватает, то желание получить общение и установить контакт может проявляться через нарушение эмоционально-волевого поведения. Необходимо записать ребенка на прием к врачу в том случае, если вышеприведенные рекомендации не приводят к результату — ребенок не становится спокойным, не умеет управлять собой, его поведение необъективно. Консультация психолога и невролога является обязательной — ребенку будут назначены коррекционные занятия, возможно, медикаментозная поддержка.
Использованы фотоматериалы Shutterstock
- Эмоциональные состояния, мотивирующие поведение человека / Пырьев. Е. А. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. = 2012. — ВАК
- Социальные функции эмоций / Горбунова М. Ю. // Научный журнал КубГАУ. = 2011. — №67
- Влияние эмоционального состояния на распознавание эмоций / Овсянникова В. В. // Психология. Журнал высшей школы экономики. = 2014. — №1
Источник
Дарья Гавриленкова
Проблема эмоционального развития ребёнка
Проблема эмоционального развития ребёнка принадлежит к числу важнейших и актуальных проблем в современном дошкольном воспитании. Процесс глобализации, экономические, политические, социальные преобразования оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают его серьезным эмоциональным испытаниям, что с одной стороны тормозит развитие эмоционального мира дошкольника, с другой стороны искажает этот процесс. Ребёнок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, способный переживать, сопереживать, проявлять заботу и участие к людям, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования — одной из образовательных областей обозначено социально-коммуникативное развитие детей,в характеристике которого указывается: «развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации» (п. 2.6.).
Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит остро. Детская агрессивность последние десятилетия бьет все рекорды и вызывает тревогу, а способность к сопереживанию, сочувствию, умение радоваться за другого становятся дефицитными качествами личности. Как правило, в дошкольных образовательных учреждениях целостная система создания педагогических условий по развитию эмоциональной отзывчивости и коррекции агрессивного поведения практически отсутствует и осуществляется во многом стихийно. Развивать эмоциональную сферу ребёнка, учить его осознавать свои эмоции и проявлять их к окружающим должны не только специалисты-психологи, но и педагоги, воспитатели, родители.
Часто приходится наблюдать, как многие из нас не хотят видеть переживания и боль окружающих людей, не хотят проявить сочувствие и сострадание. Более того, регулярно сталкиваешься с ситуациями, когда дети испытывают радость от причиненной боли сверстникам, животным, при этом стремятся данное поведение снять на мобильные телефоны, показать свою значимость в глазах сверстников. Теряются нравственные ориентиры. Не секрет, что многие взрослые, прежде всего родители, не всегда правильно и адекватно в той или иной форме выражают отношение к своим поступкам и поступкам своих детей.
Страшный дефицит нашего времени — дефицит доброты! Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности является неотъемлемой частью нравственного воспитания. Ребёнок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь другому человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность.
В наш прогрессивный век все меньше и меньше времени у взрослых остается на общение с детьми, а ребёнок остается не защищенным от всего многообразия переживаний, которые у него непосредственно возникают в повседневном общении с взрослыми и сверстниками. С каждым годом увеличивается количество эмоционально-неблагополучных детей, которые требуют особого внимания со стороны педагогов. Общеизвестным является тот факт, что, когда близкие взрослые любят ребёнка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие — чувство уверенности, защищенности. В таких условиях развивается жизнерадостный, активный, психически здоровый ребёнок.
Дошкольный возраст — это период, когда преобладает чувственное познание мира. Именно в этом возрасте необходимо учить ребёнка: сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям, настроениям. Несмотря на то, что у дошкольников небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни, наша задача развить эмоциональную сферу ребёнка. Эмоциональная отзывчивость — одна из важнейших способностей, данных человеку. Она связана с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому и всему живому, что нас окружает.
Развитие эмоциональной отзывчивости актуально и представлено в примерных программах дошкольного образования, в таких как «Детство», «Дружные ребята», «От рождения до школы» и других.
В научном плане проблема формирования эмоциональной отзывчивости детей рассматривается с различных позиций. В психолого-педагогической литературе отсутствует определение эмоциональной отзывчивости, которое можно было бы считать общепринятым.В различных контекстах она понимается как: эмоциональная реакция ребёнка на состояние другого человека (А. В. Запорожец, Я. З. Неверович); как главная эмоциональная единица, проявляющаяся в общении и отношениях между людьми (М. И. Лисина, А. Е. Ольшанникова); как компонент эмпатии (Т. П. Гаврилова); как показатель развития гуманных чувств и коллективистских отношений (В. В. Абраменкова); как один из компонентов эмоционально-нравственного развития личности (Н. А. Корниенко); как одно из качеств в системе средств понимания людьми друг друга (А. Д. Кошелева).
Теоретический аспект проблемы формирования эмоциональной отзывчивости указывает на достаточную разработанность научных подходов к пониманию и определению данного эмоционального проявления, а в практическом плане наблюдается острая нехватка педагогических разработок по организации работы, направленной на формирование отзывчивого отношения детей дошкольного возраста к окружающим людям, особенно к сверстникам. Указанное противоречие определило выбор темы данного исследования и разработку научного аппарата работы.
Источник
Библиографическое описание:
Кузнецова, Т. Д. Проблемы развития эмоциональной сферы дошкольников. Эмоциональная напряженность / Т. Д. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 77-80. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/626/ (дата обращения: 16.07.2020).
Не секрет:
ячейка общества – семья – претерпевает коренные
изменения. Таковы реалии современной жизни. Однако подчас данные
изменения направлены не на закрепленные веками складывающихся
традиций, а на изменения полоролевого родительского сценария –
основы взаимоотношений поколений, старшего и младшего. Разумеется,
факт этот не может не сказываться на отношениях детей и родителей,
зеркало которых – эмоциональная сфера ребенка.
В отличие от
интеллектуального развития развитию эмоциональной сферы ребенка не
всегда уделяется достаточное внимание. А ведь сама по себе
эмоциональная сфера не складывается – ее необходимо
формировать. Дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками,
а больше замыкаются на телевизионных и компьютерных, хотя именно
общение в значительной степени обогащает чувствительную сферу. Можно
было бы обвинить во всем родителей и закрыть вопрос, но в ответ мы
услышим веские доводы: тяжелая экономическая ситуация, большое
количество не полных семей, да и простая не грамотность в
педагогических и психологических вопросах воспитания детей ( где вы
видели курсы или школы где учат понимать своего ребенка, помочь ему,
воспитать из него идеального человека). Вот и получается, что
современные дети менее отзывчивы к чувствам других, не умеют
общаться. Не умеют находить обоюдно выгодные решения проблем, и
зачастую в их поведении присутствует агрессивность. Так как наиболее
активное развитие эмоциональной сферы ребенка приходится на период от
2=х до 7-ми лет, то именно на долю воспитателя дошкольного
образовательного учреждения выпадает роль активного помощника и
консультанта для родителей в вопросе развития эмоциональной сферы,
ведь задачей ДОУ является развитие всесторонне развитой личности.
Начнем с первых дней
ребенка в детском саду. С каждым новым набором детей заметны все
более глубокие проблемы в развитии эмоциональной сферы. Дети не имеют
навыка общения со сверстниками, да и со взрослыми тоже. Нормальное
поведение ребенка характеризуется его активным, эмоционально
положительным отношением к окружающему. Здоровый ребенок живо
интересуется всем, что происходит вокруг, охотно вступает в контакт
со взрослыми, спокойно выполняет их требования, с увлечением играет.
Находясь в отрицательном эмоциональном состоянии, ребенок сам себе
препятствует оптимальному удовлетворению собственных потребностей.
Адаптация ребенка к саду –
важный показатель развития эмоциональной сферы. Для определения
причин тяжелой адаптации мы проводим с родителями тестирование в
котором задаем вопросы как по режиму дня детей (продолжительность
ночного сна, сборов в детский сад, продолжительность прогулок,
условия приема пищи и предпочтения в еде) так и вопросы касающиеся
общения с другими детьми и взрослыми во время прогулок, частота
походов в гости, в общественные места (порки, зоны отдыха,
развлекательные центры). На основе полученных данных можно сделать
вывод о развитии эмоциональной сферы и отношениях в нем. Затем
совместно с родителями начинается коррекция условий в семье и
индивидуальный подход к данным детям. Первостепенной задачей стало –
нормализовать энергозапас, то есть уравновесить эмоциональное
состояние каждого ребенка через индивидуальный подход. Нельзя
сказать, что результат быстрым и легким. Но постепенно эмоциональное
состояние у этих детей постепенно нормализовалось. Дети начинают
регулярно посещать детский сад, спокойно себя ведут в саду и дома.
В помощь родителям
постоянно пополняется и изменяется информация в уголке «особенности
вашего ребенка». В этом уголке родители могут почерпнуть знания
о психологическом развитии детей в каждом возрасте. Родителям проще
понять своего ребенка зная какие изменения происходят в его психике и
организме. Следуя советам психологов и воспитателей, родители
становятся более выдержанными и терпеливыми по отношению к детям, что
в свою очередь приводит к развитию эмоциональной сферы.
В жизни
семьи порой происходят кризисы, разрывы и другие отрицательно
влияющие на эмоциональную сферу ребенка события. Ранее
психологическая помощь таким детям и семьям может исправить ситуацию.
Однако надо работать с семьёй. Ведь причины низкой самооценки и
тревожности детей всегда кроются либо в сложных кризисных отношениях
между отцом и матерью, либо в отношении родителей к детям –
чрезмерной строгости, частом унижении, недостатке внимания или,
напротив, полном попустительстве, отсутствии контроля.
Необходим поиск причин,
объективных и субъективных, и соответственно, пути коррекции
эмоционального дисбаланса, корни которого, повторяем, как правило,
уходят в дошкольное детство. Мы пользуемся методикой Г.Махортовой
«Расскажи историю»- проективного исследования личности
ребенка от 4 до 10 лет. В основу методологии, которой легли
исследования Выгодского, Эльконина, Запорожца, Лисициной, Спиваковой
о социальной ситуации развития ребенка, Фрейда, Эриксона, Бёрна,
Боулби, Эйсворт, касающиеся основных положений теории психоанализа о
динамическом характере внутренней жизни ребенка.
МЫ выявили наиболее часто
встречающиеся причины нарушения эмоционального благополучия детей:
-НЕСОГЛАСОВАННОСТЬ
ТРЕБОВАНИЙ К РЕБЕНКУ ДОМА И В ДЕТСКОМ САДУ;
-НАРУШЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ;
-ИЗБЫТОК ИНФОРМАЦИИ,
ПОЛУЧАЕМОЙ РЕБЕНКОМ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПЕРЕГРУЗКИ);
— ЖЕЛАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ДАТЬ
СВОЕМУ РЕБЕНКУ ЗНАНИЯ, КОТОРЫЕ НЕ СООТВЕТСТВУЮТ ЕГО ВОЗРАСТУ;
— НЕБЛАГОПОЛУЧНОЕ
ПОЛОЖЕНИЕ В СЕМЬЕ.
-ЧАСТОЕПОСЕЩЕНИЕ С
РЕБЕНКОМ МЕСТ МАССОВОГО СКОПЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ; РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ УЧИТЫВАТЬ :
ТО ,ЧТОЯВЛЯЕТСЯ ОБЫЧНОЙ ЖИЗНЬЮДЛЯ ВЗРОСЛОГО, МОЖЕТ СТАТЬ СТРЕССОВОЙ
СИТУАЦИЕЙ ДЛЯ РЕБЕНКА;
-ЧЕРЕЗМЕРНАЯ
СТРОГОСТЬРОДИТЕЛЕЙ, НАКАЗАНИЕ ЗА МАЛЕЙШЕЕНЕПОВИНОВЕНИЕ, БОЯЗНЬ
РЕБЕНКАСДЕЛАТЬ ЧТО-ТО НЕ ТАК;
— СНИЖЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ;
— НЕДОСТАТОК ЛЮБВИ И ЛАСКИ
СО СТОРОНЫРОДИТЕЛЕЙ, ОСОБЕННО МАТЕРИ.
Ежедневно сталкиваясь с
теми или иными проблемами на практике, мы не раз убеждались:
подлинная причина того или иного поступка кроется в определенном
«изъяне» эмоциональной сферы. «Изъян» этот
может осознавать или напротив, не осознавать не только ребенок, но и
взрослым, который занимается его воспитанием.
В практичном смысле
методика «Расскажи историю» основанная на тесте Дюсс –
Десперта привлекательна тем, что раскрывает топографию эмоциональной
сферы ребенка и дает ответы на многие вопросы, в частности такие:
— ЗАВИСИМ ЛИ РЕБЕНОК ОТ
ОДНОГО ИЛИ ОБОИХ РОДИТЕЛЕЙ?
— ОХВАЧЕН ЛИ ЧУВСТВОМ
ОБИДЫ ИЗ-ЗА ОБДЕЛЕННОСТИ ВНИМАНИЯ СО СТОРОНЫ ОДНОГО ИЛИ ОБОИХ
РОДИТЕЛЕЙ?
— ПЕРЕЖИВАЕТ ЛИ ПРОЦЕСС
ОТНЯТИЯ ОТ МАТЕРИНСКОЙ ГРУДИ,ПРОЯВЛЯЕТ ЛИ РЕВНОСТЬ (ИЛИ,НАОБОРОТ
СПОКОЕН) К МЛАДШЕМУ БРАТУ (СЕСТРЕ) , КОТОРОГО ЕЩЁ КОРМЯТ ГРУДЬЮ?
— НАБЛЮДАЕТСЯ ЛИ В ЕГО
ХАРАКТЕРЕ ЧЕРТЫ АГРЕССИВНОСТИ, РАЗРУШИТЕЛЬНОСТИ, САМОБИЧЕВАНИЯ, ВИНЫ?
— ОСОЗНАЕТ ЛИ (МАЛЬЧИК)
РАЗВИВАЮЩУЕСЯ СЕКСУАЛЬНОСТЬ?
— ПРИВЯЗАН ЛИ РЕБЕНОК К
ВЕШАМ, КОТОРЫЕ СЧИТАЕТСЯ СВОЕЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ?
-ПРИВЯЗАН ЛИ К РОДИТЕЛЮ
ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛА, СОПЕРНЯЧЕЕТ ЛИ РЕБЕНОК ЛИ С РОДИТЕЛЕМ СВОЕГО
ПОЛА?
-ПЕРЕЖИВАЕТ ЛИ РЕБЕНОК ОТ
ТОГО, ЧТО ЖЕЛАНИЯ И ОЖИДАНИЯ ОСТАЮТЯ НЕВЫСКАЗАННЫМИ?
Общаясь с детьми в течении
достаточно длительного периода, мы пришли к выводу: слушая эти
истории, повторяя их или выдумывая что-то своё, дети дают волю своим
чувствам, изливая при этом дозу определенной природной агрессивности.
Это исследование стало нам
полезно так как , мы получили доступ к коллективной бессознательной,
архитипичной энергии; способность вдохновлять, воодушевлять
просветлять, врачевать не только детские души, но и души взрослых.
Положительное развитие
эмоциональной сферы детей подкреплялось участием родителей во всех
мероприятиях, проходящих в дошкольном учреждении. Сплоченность
родителей их постоянное положительное общение на мероприятиях:
чаепитиях, утренниках, собраниях, мастер-классах, круглых столах в
присутствии детей, сближало и сплочало детский коллектив. В группе
завязались прочные дружеские отношения, благоприятная эмоциональная
атмосфера положительно сказывающаяся на усвоении программных
требований.
Мы можем сделать вывод,
что активное участие воспитателя и не менее активная
заинтересованность родителей в процессе развития эмоциональной сферы
детей приводят к развитию всесторонне развитой, уверенной в себе,
успешной личности, а разве не этого хочет каждый родитель.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональная сфера, ребенок, родитель, ДЕТСКий САД, эмоциональная сфера ребенка, индивидуальный подход, эмоциональное состояние, эмоциональная сфера детей, взрослый, СЕМЬя.
Похожие статьи
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного…
ребенок, эмоциональная сфера, родитель, ДЕТСКий САД, эмоциональная сфера ребенка, взрослый, эмоциональная сфера детей, СЕМЬя, индивидуальный подход, эмоциональное состояние.
Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка
ребенок, игра, эмоциональное состояние, эмоциональная сфера, дошкольный возраст, течение дня, эмоция, настроение, режимный момент, схематическое изображение лиц мальчиков.
Социально-эмоциональное развитие детей в условиях детского…
Учить детей распознавать эмоциональные состояния, понимать настроение детей
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, детский сад, игра, родитель, родитель детей.
Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы…
ребенок, эмоциональная сфера, эмоциональная отзывчивость, художественная литература, развитие, эмоция, художественное произведение
ребенок, игра, эмоциональное состояние, эмоциональная сфера, дошкольный возраст, течение дня, эмоция, настроение, режимный…
Эмоциональная отзывчивость как элемент социального развития…
Ведь пока эмоции детей еще естественны, важно не упустить момент и научить их понимать, принимать и полноценно выражать свои чувства. Дети старшего дошкольного возраста уже умеют понимать и различать чужие эмоциональные состояния…
Формирование эмоциональной сферы дошкольников через…
О влиянии театрального искусства на развитие эмоциональной сферы детей известно давно. Участие в инсценировках сказок и театрализованных играх для ребенка — всегда праздник.
Теоретические основы развития эмоций у детей старшего…
ребенок, эмоциональное отношение, окружающий мир, эмоция, эмоциональное состояние человека, эмоциональное состояние, занятие, эмоционально-выразительный образ человека, рисунок, язык эмоций.
Основные направления работы по психомоторному развитию…
эмоциональная сфера детей, коррекционная работа, эмоциональное состояние детей, ребенок, нарушение.
Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников…
Эмоциональная сфера ребенка рассматривается как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребенка, как один из фундаментальных внутренних факторов…
Источник