Три феномена нарушенного развития ребенка
Разграничение нарушенного развития и болезни
Давая определение дизонтогенезу как обычному развитию, протекающему в необычных условиях, мы тем самым пытались указать на
его природу или сущность
. Неблагоприятные условия приводят к тому, что процесс развития разворачивается иным способом, чем в норме, сохраняя при этом все свои основные свойства.
- Именно поэтому неправомерно отожествлять
нарушенное развитие с болезнью, хотя болезнь или ее последствия
могут выступать в форме неблагоприятного условия
или причины отклонений в развитии.
Но единство причины и следствия не означает их тождество. - Кроме того, по своей сути и направленности
болезнь как процесс представляет собой
нечто противоположное феномену развития (схема 6.1).
Функциональная локализация нарушений
Нарушенное развитие обладает определенной структурой и свойствами.
Наиболее обобщенно
в специальной психологии воспроизвел основные характеристики (параметры) нарушенного развития В. В. Лебединский.
К числу таких параметров относят:
- функциональную локализацию нарушений, разделяя их на
- частные — связаны с нарушениями отдельных функций:
восприятия, предметных действий, речи и пр. - общие — проявляются в дисфункциях
разных сторон регуляторных систем.
Хроногенность (время появления нарушения)
Второй параметр дизонтогенеза связан с временем появления того или иного нарушения. Как указывал Л. С. Выготский:
- Чем раньше возникает то или иное нарушение,
тем тяжелее его последствия для психического развития. - Причем для раннего возраста
наиболее характерны явления недоразвития,
в то время как на более поздних этапах онтогенеза вероятнее
преобладание повреждения и распада психических функций.
Кроме того, фактор хроногенности определяется:
- возрастом, в котором у ребенка возникло нарушение,
- длительностью развития определенной функции.
Общим законом развития является то, что раньше других формируются функции с коротким временным циклом своего созревания. Именно эти функции чаще всего повреждаются. Более «молодые» функции имеют и соответственно более длительный цикл формирования — сложные образования дольше развиваются. В отношении этих функций в случае воздействия патогенного фактора речь, скорее всего, может идти:
- или о недоразвитии,
- или о задержанном развитии.
Временной фактор имеет и еще один аспект. В период наиболее интенсивного развития (сензитивные периоды) психические функции, как правило, характеризуются снижением уровня резистентности (от лат. «resistentia» — сопротивление, противодействие) по отношению к воздействию патогенного фактора.
Это также относится и к психике в целом в периоды ее перехода с одной возрастной фазы на другую
.
Динамика формирования межфункциональных связей
Третий параметр связан с возрастной динамикой формирования межфункциональных связей. Как указывал Л. С. Выготский,
развитие представляет собой:
- не столько изменения в параметрах работы отдельных функций
(например, увеличение словаря или объема запоминания),
это рассматривалось Л. С. Выготским как феномен роста; - сколько изменение отношений между разными функциями.
В современной психологии выд. 3 типа межфункциональных связей:
- Тип временной независимости функций,
характерный для ранних периодов онтогенеза. - Ассоциативный тип,
в основе которого лежат появления целостных межфункциональных
комплексов на основе пространственно-временной близости. - Иерархический тип,
для него характерна многоуровневая структура,
при которой одни функции подчинены другим.
Такой тип связей обладает большой пластичностью и,
как следствие, устойчивостью.
В случаях отклоняющего развития весьма часто наблюдаются нарушения в формировании межфункциональных связей. Отдельная функция может долгое время оставаться в изолированном положении, что замедляет и ее развитие, и развитие других функций. По существу,
речь идет о нарушении процесса интеграции элементов психики
. Вместе с тем, можно вполне обоснованно предположить, что
причина замедления интеграционных процессов
(т. е. процессов объединения, установления связей) кроется
в соответствующем замедлении или незавершенности процессов дифференциации (выделение той или иной функции в качестве самостоятельного новообразования)
.
Структура нарушенного развития (1-чные и 2-чные нарушения)
И, наконец, четвертый, наиболее сложный параметр дизонтогенеза, определяется особенностями взаимосвязей между первичными и вторичными нарушениями. Эти взаимосвязи в традиции, идущей еще от работ Л. С. Выготского, принято обозначать структурой нарушенного развития.
- Первичные, или ядерные, нарушения
представляют собой мало обратимые изменения
в параметрах работы той или иной функции
под непосредственным влиянием патогенного фактора. - Вторичные нарушения —
нарушения в работе и развитии функций,
так или иначе связанных с первично нарушенной.
И в силу этого вторичные нарушения, в отличие от первичных,
носят обратимый характер, т. е. поддаются коррекции.
Характер взаимосвязи первичных и вторичных нарушений
можно проиллюстрировать схемой 6.2.
На этой весьма упрощенной схеме представлен набор психических функций, объединенных в ассоциативные связи. Представим себе, что функция под номером
6 первично нарушена
, тогда связанные с ней функции
9, 3 и 5 будут нарушены вторично
. При этом всегда указывается:
- чем теснее та или иная функция
связана с первично нарушенной,
тем более выраженным будет ее вторичное отклонение; - И наоборот, чем «дальше» функция расположена
от первично нарушенной, тем более она сохранна. - Третичные или неспецифические нарушения —
обычно обозначают как нарушения в работе функций,
непосредственно не связанных с первично поврежденной.
- Исходя из того, что
процесс развития есть изменение отношений
между разными компонентами психики, можно сделать вывод, - что набор вторичных нарушений
(при одной и той же первично поврежденной функции,
у одного и того же человека) с возрастом будет меняться.
Равно как, впрочем, и то, что - одно и то же первичное нарушение
(у разных людей) в разном возрасте может приводить к
различным по характеру и тяжести вторичным отклонениям.
Соотношение первичных и вторичных нарушений часто описывается через такую характеристику как вектральность, выделяют 2 вида:
- Первый — «снизу вверх» — типичный для ситуаций, когда
первично нарушена какая-то элементарная психическая функция,
а вторично недоразвиваются более сложные,
базирующиеся на ее основе функции.
Диалектика процесса психического развития такова,
что, формируясь на базе элементарных функций,
более сложные впоследствии оказывают
на них активирующее влияние. - На этом положении базируется представление
о втором виде вектральности — «сверху вниз»,
— описывающем ситуации, при которых
вторичное недоразвитие высших функций оказывает обратное,
негативное влияние по отношению к более элементарной,
первично нарушенной функции.
Снова возвращаясь к анализу нашей схемы, обратим внимание на то, что
в ситуации первичного нарушения другой функции (в данном случае это функция номер 4), мы получаем набор вторичных отклонений 7, 1 и 5
. При этом последняя фигурировала в качестве таковой и при первично нарушенной функции номер 6. Это свидетельствует о том, что
- при разных первичных нарушениях возможны
- как разные (специфические) отклонения,
- так и общие (неспецифические) отклонения.
Природа неспецифических отклонений кроется в общности межфункциональных связей. При этом, надо все-таки подчеркнуть, что неспецифические отклонения при разных первичных нарушениях никогда не являются полностью идентичными, ибо речь идет об общности связей, но между разными функциями.
Проблема соотношения первичных и вторичных симптомов дизонтогенеза не так проста, как может показаться на первый взгляд.
В реальной диагностической практике бывает не так легко обнаружить первичное нарушение и отделить его от вторичных в силу того, что последние могут быть весьма выраженными и тем самым маскируют первичный симптом
. В подобных ситуациях не исключена возможность ошибки, при которой вторичные отклонения принимаются за первичные. Следствием этого могут быть
неверные рекомендации относительно характера и направления коррекционной работы с ребенком
.
Именно поэтому
качественная квалификация нарушенного развития
подразумевает дифференциацию — выд. групп психических функций:
- Первично поврежденных,
- Вторично недоразвитых,
- Сохранных.
Иногда такое соотношение называют профилем нарушенного развития.
Онтогенез и микрогенез – две из сторон психического развития
Но сложность анализируемой проблемы не ограничивается только вышесказанным. Процесс психического развития не является чем-то однородным, он имеет много сторон. Для простоты анализа выделим лишь две из них, наиболее важные:
- Прежде всего, это онтогенез — возрастные изменения психики,
временные масштабы которых измеряются годами.
Но между периодами возрастных сдвигов
психика не остается неизменной. - Возрастные изменения постепенно подготавливаются
путем накопления более мелких изменений,
обозначаемых понятием «микрогенез», т. е.
изменениями в процессе непосредственного
функционирования психики в данный момент: - актуализация мысли, воспоминания,
- формирование перцептивного образа,
- новое эмоциональное состояние и т. п.
Соотношение микро- и онтогенеза психики можно представить в виде
- спирали,
- где каждый ее виток это микрогенез,
- а процесс перехода с одного витка на другой,
более высокий — онтогенез.
При этом надо иметь в виду, что эта спираль живая и обладает особым способом собственного роста. Каждый предыдущий виток спирали как бы врастает, встраивается в последующий как его составная часть по механизму иерархизации. Спираль растет вверх, последовательно увеличивая диаметр каждого нового витка, и одновременно сокращается снизу за счет встраивания предыдущего. Ничего удивительного в подобной модели нет, она просто
является иллюстрацией классического философского принципа единства прерывности и непрерывности любого процесса
.
Поскольку любой патогенный фактор всегда начинает действовать в какой-то строго определенный момент времени, постольку он всегда первично поражает именно микрогенез психики как особую сторону ее развития. Нарушения на уровне микрогенеза в виде уже описанных соотношений первичных и вторичных отклонений, так или иначе, скажутся на темпах возрастного развития. Таким образом, онтогенез, как сторона развития психики, всегда страдает вторично.
Определение, характеризующее любой вид дизонтогенеза
Проанализировав свойства нарушенного развития, мы можем дать его
сущностное определение
, т. е. такое определение, которое могло бы характеризировать любой вид дизонтогенеза.
Отклоняющееся развитие — это обычное развитие, но протекающее в необычных (неблагоприятных) условиях, патогенный характер которых превышает компенсаторные возможности индивида.
Вследствие этого устойчиво изменяются параметры работы отдельных функций или систем на уровне микрогенеза психики
.
Последнее приводит к затруднениям усвоения социально-исторического опыта в процессе общения и деятельности, что создает условия для замедления возрастного развития
.
Источник
Страница 1
Понятие дефекта — центральное для специальной психологии и педагогики — детально разработано в трудах Л.С. Выготского. Он отмечал, что ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не просто менее развит, чем его нормальные сверстники, но развит иначе.
При качественном анализе нарушенного развития выделяют три группы феноменов — первично нарушенные функции, вторично задержанные и сохранные. Характер соотношений первичных и вторичных симптомов весьма сложен, что существенно затрудняет диагностику. Не всегда легко обнаружить первичное нарушение и отделить его от вторичных, которые могут быть настолько выраженными, что маскируют ядерные расстройства. В таких случаях не исключена диагностическая ошибка.
Понятие «структура дефекта» означает, что аномальное развитие не сводится к биологическим повреждениям различных систем организма (ЦНС, анализаторов и др.). Эти повреждения представляют собой первичные симптомы нарушений — первичный дефект.
Первичные, или ядерные, нарушения — это малообратимые изменения в параметрах работы той или иной психической функции, вызванные непосредственным воздействием патогенного фактора. Вторичные — отклонения, возникающие как следствие обусловленной первичным дефектом депривации, появляющейся у ребенка из-за нарушения социальных контактов.
Вторичные, или системные, нарушения — это обратимые изменения процесса развития психических функций, непосредственно связанных с первично нарушенной. Вторичные отклонения носят, как правило, системный характер и меняют всю структуру психического развития. Разные первичные недостатки имеют сходные проявления: например, недостатки речевого развития наблюдаются при нарушениях слуха, умственной отсталости, детском церебральном параличе, других дефектах.
Вторичные нарушения возникают на базе существующей на конкретный момент системы межфункциональных связей, и этим объясняется их системный характер: страдают различные звенья этой системы, хотя и в разной степени. Эти нарушения более обратимы под влиянием коррекционных мероприятий, но в ряде случаев возможно и спонтанное восстановление функций. К вторичным нарушениям относится недоразвитие высших психических функций (речи, опосредованной памяти, мышления и др.).
Соотношение между симптомами первичных и вторичных отклонений во многом зависит от индивидуальных особенностей человека, от его компенсаторных возможностей, а также от своевременности и адекватности коррекционной работы. Поэтому не всегда удается обнаруживать прямую зависимость между глубиной и выраженностью ядерного расстройства и характером проявлений вторичных отклонений.
Формирование системных нарушений имеет свои закономерности. Так, большое значение имеет не только наличие прямой связи функции с поврежденным звеном, но и степень прочности и близости этой связи: чем она теснее, тем более выраженными будут вторичные нарушения и наоборот. Функции, не имеющие непосредственной связи с первично поврежденной функцией, могут остаться относительно сохранными.
Выраженность вторичных нарушений убывает по мере того, как непосредственные связи сменяются опосредованными. С возрастом одно и то же первичное нарушение меняет состав вторичных отклонений, поскольку процесс развития — это изменение отношений между разными сторонами психики. Этим объясняются существенные различия в структуре вторичных нарушений при одном и том же ядерном расстройстве у людей разного возраста.
Распространение вторичных нарушений имеет направленность (векторность), которая определяет соотношение первичных и вторичных отклонений. В нормальном онтогенезе развитие идет не только «снизу вверх», от ба-зальных, элементарных функций, но и «сверху вниз»: развитие высших функций «подтягивает», стимулирует развитие базальных, перестраивая их и внося в них новые задачи. При дефектах высших функций такой активизации с их стороны не происходит, т.е. возникает вторичное недоразвитие базальных функций.
Векторность «снизу вверх» типична для ситуации первичного нарушения элементарной функции и вторичного недоразвития более сложных, надстраивающихся над ней функций. Векторность «сверху вниз» проявляется в первичном нарушении высших психических функций; например, при олигофрении структура нарушения характеризуется иерархичностью. Это проявляется в большем нарушении мышления по сравнению с функциями гнозиса, праксиса, памяти и др. Но недоразвитие мышления негативно влияет и на развитие названных функций.
При разных первичных нарушениях возможно сочетание как общих (модально-неспецифических), так и частных (модально-специфических) вторичных отклонений. Появление общих вторичных отклонений объясняется общностью межфункциональных связей: отдельные функции включаются в разные функциональные системы. Кроме того, характер вторичных отклонений определяется тем, какие функции находятся в сензитивном периоде и, соответственно, более уязвимы. Например, в дошкольном возрасте такими функциями являются речь и произвольная моторика; в случае патогенного воздействия они и нарушаются чаще всего — возникают задержка речевого развития и недоразвитие произвольной регуляции действий и поведения.
Страницы: 1 2
Читайте также:
Психологические барьеры общения
Причиной психологического барьера могут служить социально-культурные различия между партнёрами по общению. Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к различной интерпретации тех ил …
Физическая привлекательность как многомерное явление
Физическая привлекательность – актуальная междисциплинарная проблема. Выступая регулятором всех видов межличностных отношений, она неизбежно влияет на жизнь каждого человека. Несмотря на обилие эмпирических исследований за рубежом, вопрос …
Формирование характера
Характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Вли …
Источник
Говоря о дизонтогенезе как о развитии, протекающем в неблагоприятных, стесненных условиях, мы тем самым пытались указать на его природу. Неблагоприятные условия приводят к тому, что процесс развития реализуется иным способом. Именно это определяет не столько количественное, сколько качественное своеобразие процесса нарушенного развития.
Количественные особенности очень часто трактуются весьма упрощенно и механистически: психику ребенка с отклонениями в развитии представляют по аналогии с психикой здорового ребенка минус нарушенные или отсутствующие функции. Но нарушение или выпадение той или иной функции с неизбежностью при-
водит к перестройке всей системной организации психики. Подобная перестройка обусловлена необходимостью восстановления целостности психической деятельности и выполнения основных ее функций — отражательной и регуляторной. Способность к целостному и адекватному функционированию является главным свидетельством единства основных закономерностей, как в случаях нормального, так и нарушенного развития.
Дизонтогенез как особый способ развития сохраняет в себе все основные его свойства и признаки. Именно поэтому неправомерно отождествлять нарушенное развитие с заболеванием, хотя такой взгляд еще часто встречается.
Параметры нарушенного развития
Любой вариант отклонений в развитии обладает некоторыми общими свойствами, или параметрами. Наиболее обобщенно и структурировано представления о параметрах дизонтогенеза были сформулированы в современной психологии В. В. Лебединским. Поскольку процесс развития протекает по определенным законам, то и отклонения от этого процесса не случайны, они имеют свои общие особенности, которые определяют основные параметры дизонтогенеза.
Функциональная локализация нарушения. К одному из этих параметров относят так называемую функциональную локализацию нарушения, подразделяемую на частную и общую. Первая характеризуется нарушением отдельных функций — восприятия, предметных действий, речи, внимания и т.д. Общие нарушения проявляются в дисфункциях разных сторон регуляторных систем.
Фактор хроногенности. Другой параметр дизонтогенеза связан с возрастом человека, в котором у него появилось то или иное нарушение. Сущность этого параметра была сформулирована Л. С. Выготским в виде принципа хроногенности. Основной его смысл сводится к положению о том, что чем раньше в возрастном отношении у ребенка появляется нарушение, тем тяжелее его последствия, и наоборот. Чем младше ребенок, тем больше вероятность того, что возникшее нарушение может привести либо к недоразвитию, либо к задержанному развитию. По мере взросления увеличивается вероятность повреждений в развитии или даже распада психики. Поврежденными чаще всего считают выраженные и малообратимые нарушения относительно сформированных функций.
Фактор хроногенности имеет значение не только в отношении возраста, в котором появилось нарушение, но и для длительности периода развития отдельных функций. Общим законом развития является положение о том, что раньше всего формируются функции с наиболее коротким циклом созревания. Именно эти функции прежде всего подвержены повреждению. Более молодые и более сложные по структуре функции имеют, соответственно, и более длительный цикл созревания. Для них в случае патогенного воздействия более типичны явления недоразвития или задержанного развития.
Временной фактор имеет и еще один немаловажный аспект. В периоды наиболее интенсивного развития (сензитивные периоды) психические функции, как правило, характеризуются снижением уровня резистентности по отношению к воздействию патогенного фактора. Именно поэтому эти функции нарушаются в первую
очередь. За пределами сензитивного периода устойчивость функций к неблагоприятным воздействиям повышается.
Разные виды дизонтогенеза характеризуются разным соотношением поврежденных, недоразвитых и задержанных в развитии функций.
На рис. 3.1 схематично изображены концентрические круги как некие этапы развития. Изображение демонстрирует то, что чем раньше возникает первичное нарушение (на рисунке это разрыв в линии кольца), тем более множественными оказываются вторичные, обозначенные стрелкой.
Рис. 3.1. Фактор хроногенности
Характер и возрастная динамика межфункциональных связей. Как
известно, развитие представляет собой не столько изменения в характеристиках работы отдельных функций, сколько изменения в отношениях между ними. Изменения в параметрах работы отдельных функций чаще всего рассматривают как следствие процесса развития, как его результат. В современной психологии, следуя традиции, идущей от работ Н. А. Бернштейна, принято выделять три типа межфункциональных связей. Эти три типа одновременно являются и генетическими этапами интеграционных процессов различных компонентов психики. Первый тип связей, наиболее свойственный для ранних этапов онтогенеза, характеризуется временной независимостью отдельных функций, в формировании которых явно доминируют процессы дифференциации. Второй тип функциональных связей называется ассоциативным. Он связан с появлением целостных комплексов пространственно-временной близости. Наконец, третий тин — иерархический, самый сложный с точки зрения своей организации. Для него наиболее характерна многоуровневая структура, при которой высшие уровни, реализующие работу более сложных функций, подчиняют себе низшие, связанные с функционированием элементарных психических процессов. Такой тип связей обладает высокой степенью пластичности и устойчивости.
В случаях отклоняющегося развития часто наблюдаются нарушения в формировании межфункциональных связей. Отдельные функции долгое время могут оставаться в изолированном состоянии, которое своевременно не изменяется на отношения соподчинения. Состояние изоляции оказывает тормозящее влияние на весь ход психического развития. По сути, речь идет о нарушении интеграционных процессов. Вместе с тем можно вполне обоснованно предположить, что в основе замедления интеграционных процессов могут лежать соответствующие нарушения внутри функциональной дифференциации, ее замедление или незавершенность.
Первичные (ядерные) и вторичные (системные) нарушения. Особое значение в специальной психологии предается соотношению первичных и системных нарушений как особому параметру дизонтогенеза. Это соотношение часто называют структурой нарушенного развития. Идея структурной организации дизонтогенеза принадлежит Л. С. Выготскому.
Первичные, или ядерные, нарушения представляют собой малообратимые изменения в параметрах работы той или иной функции, вызванные непосредственным воздействием патогенного фактора. Сразу же подчеркнем, что речь идет о нарушениях в работе именно психических функций, а не их анатомо-физиологических предпосылок.
В литературе нередко встречаются указания па то, что первичными нарушениями могут являться органические поражения мозга и анализаторных систем. Так, например, при патологии зрения первичным нарушением следует считать светочувствительность глаза, а при нарушении слуха — слуховые ощущения. Первичным нарушением при умственной отсталости чаще всего выступает патология аналитико-синтетической деятельности коры мозга, а при детском церебральном параличе — афферентно-эфферентная иннервация.
При определенных условиях в развитии первично нарушенных функций можно отмечать определенную позитивную динамику. Так, специально организованные занятия по развитию остаточного зрения и слуха в известных пределах улучшают их остроту.
Вторичные, или системные. нарушения представляют собой обратимые изменения процесса развития психических функций, непосредственно связанных с первично нарушенной.
Системные нарушения обладают определенной степенью обратимости под влиянием коррекционных мероприятий, что не исключает в ряде случаев возможности спонтанного восстановления. Говоря об обратимости системных отклонений в результате коррекционной работы, следует иметь в виду, что исправление этих нарушений может быть весьма длительным и трудоемким.
Характер взаимосвязи первичных и вторичных отклонений можно проиллюстрировать, используя ниже приведенную схему на рис. 3.2. На ней весьма упрощенно представлен набор неких психических функций, объединенных ассоциативными связями. Представим, что функция под номером 6 первично нарушена. Тогда связанные с ней непосредственно функции под номерами 3, 5 и 9 должны проявить симптомы системных отклонений в своем развитии. При этом очевидно, что в данном случае имеет значение нс только наличие непосредственной (прямой) связи, но и степень ее прочности и близости. Чем теснее эти связи, тем более выраженными будут вторичные нарушения, и наоборот. Функции под номерами 2 и 8 могут остаться относительно сохранными, в силу отсутствия прямых связей с первично поврежденной.
Рис. 3.2. Характер взаимосвязи первичных и вторичных нарушений:
1—9 — психические функции; — — — — — первичные нарушения;
неповрежденные функции; остальные линии — вторичные нарушения
Выраженность вторичных нарушений убывает по мере того, как непосредственные связи сменяются опосредованными. В специальной психологии при иллюстрации этого положения используется часто топографическая метафора — чем дальше функция находится от места первичного нарушения, тем меньше она подвержена вторичным отклонениям.
В литературе весьма часто используется понятие «третичные нарушения».
Третичные нарушения — нарушения разных сторон психики, не имеющих непосредственных связей с первично поврежденной функцией.
Иногда в качестве критерия выделения третичных нарушений используют признак факультативности. т.е. необязательности. Иначе говоря, третичные нарушения рассматриваются в ряду индивидуально вариабельных признаков, необязательных для всех лиц с определенным типом дизонтогенеза.
Исходя из того, что процесс развития есть, по сути, изменение отношений между разными сторонами психики и разными функциями, можно понять, что одно и то же первичное нарушение с возрастом будет менять состав вторичных отклонений. Этим объясняются существенные различия в структуре вторичных отклонений при
одном и том же ядерном нарушении у разных людей разного возраста. Вместе с тем нелишне заметить, что соотношение между первичными и вторичными симптомами отклонений в развитии определяются не только характером межфункциональных связей и фактором хроногенности, но и во многом зависят от индивидуальных особенностей человека, в частности от его компенсаторных возможностей, и тем более от своевременности и адекватности коррекционной работы, эффективность которой тем выше, чем раньше она начинается. Из-за этих факторов не всегда удастся обнаруживать прямую зависимость между глубиной и выраженностью первичного нарушения и характером проявлений вторичных отклонений.
Соотношение первичных и вторичных симптомов нарушенного развития характеризуется еще одной особенностью, обозначаемой термином «вектральностъ», — направленностью распространения вторичных нарушений. Выделяют два ее вида — «снизу вверх» и «сверху вниз». Вектральность «снизу вверх» характерна для ситуации, при которой первично нарушается какая-то элементарная (низшая) функция, а вторично недоразвиваются более сложные, высшие, базирующиеся, надстраивающиеся над ней. Диалектика психического развития такова, что, формируясь на базе элементарных функций, высшие оказывают на них активизирующие влияние. На данном положении базируется представление о втором виде век- тральности — «сверху вниз»‘, в этом случае влияние носит обратную направленность. Нарушение в сфере высших психических функций оказывает негативное влияние на развитие и реализацию элементарных, низших.
Возвращаясь к анализу рис. 3.2, обратим внимание на то, что в ситуации первичного нарушения другой функции, под номером 4, мы получаем набор других функций со вторичными отклонениями, обозначенных на схеме номерами 1, 7, 5. При этом последняя фигурировала в структуре вторичных отклонений при другом первичном нарушении — функции под номером 6. Это свидетельствует о том, что при разных первичных нарушениях возможно сочетание как общих (модально неспецифических), так и частных (модально специфических) вторичных отклонений в процессе психического развития.
Природа модально неспецифических нарушений кроется в общности межфункциональных связей. При этом надо все-таки иметь в виду, что неспецифические нарушения при разных первично поврежденных функциях не являются полностью идентичными, ведь речь идет об общности связей между разными функциями.
Если представить ситуацию, при которой одновременно существуют две первично нарушенные функции, то несложно понять, что выраженность вторичных нарушений, особенно неспецифических, существенно возрастает.
Структура нарушенного развития не остается с возрастом неизменной. Ее динамика может быть как негативной, так и позитивной. Характер последней, как мы уже указывали, во многом зависит от особенностей коррекционной работы, но это при условии, что сама первично поврежденная функция в своих параметрах остается относительно неизменной. Куда более сложной выглядит картина развития в ситуации, когда причиной нарушений выступают текущие заболевания, в особенности заболевания головного мозга и психические заболевания. В подобных случаях мы сталкиваемся с негативной динамикой структуры дизонтогенеза. Прогрессирующее заболевание в конечном счете способно приостановить процесс развития и привести к распаду, т.е. дезорганизации психических функций с возможностью их полного выпадения, при которой утрачивается внутренняя целостность, интегративность психической деятельности, что нарушает адекватность отражения окружающего мира и устраняет возможность продуктивной регуляции поведения.
Характер соотношений первичных и вторичных симптомов весьма сложен, что подтверждает реальная психодиагностическая практика. Не всегда легко обнаружить первичное нарушение и отделить его от вторичных, в силу того, что последние могут быть весьма выраженными и тем самым маскировать первичные симптомы. В подобных случаях не исключена диагностическая ошибка, при которой вторичные отклонения принимаются за первичные. Следствием этого могут быть неверные рекомендации относительно характера и направления коррекционной работы, снижающие эффективность последней.
Качественный анализ нарушенного развития подразумевает выделение трех групп психических феноменов — первично нарушенных функций, вторично задержанных и сохранных. Выделение двух последних групп принципиально важно с точки зрения организации и содержания коррекционной работы в отношении вторичных нарушений и развития сохранных функций.
Источник