Трещина кости у ребенка 1 год
У детей относительно упругие кости, плотная эластичная надкостница и хорошо развитые мягкие ткани, защищающие от переломов. Тем не менее уже в первые десять лет жизни каждый 15 россиянин перенес перелом[1]. К пятнадцати годам хоть раз в жизни носил гипс (или перенес операцию по поводу перелома) уже каждый восьмой ребенок. Чаще всего дети ломают кости предплечья — 37,4% всех переломов. Чуть реже повреждаются кости голени и лодыжки (22%), на третьем месте по частоте — переломы ключицы (9%).
Чем отличаются детские переломы от взрослых, возможные последствия травмы и современные методы восстановления — в нашем обзоре.
Особенности переломов костей у детей
Кости у детей содержат больше воды, органических веществ и меньше минеральных солей, чем у взрослых. Между эпифизами — «головками» трубчатой кости, где она сочленяется с суставом, — и диафизами — «трубками» кости с костномозговым каналом — у детей находятся хрящевые зоны роста. В этих зонах активно делятся клетки, обеспечивая постоянное удлинение костей. И это самый слабый участок детских костей. Увеличение костей в поперечнике происходит за счет костеобразования со стороны надкостницы, более толстой и эластичной. Эти особенности приводят к тому, что у детей появляются особые виды переломов, практически не встречающиеся у взрослых:
- надлом или перелом по типу «зеленой ветки» — перелом не «завершается», на противоположной участку перелома стороне кости надкостница остается целой;
- поднадкостничный перелом — сломанная кость остается покрытой неповрежденной надкостницей;
- эпифизиолизы, остеоэпифизиолизы, метаэпифизиолизы — разрывы по линии хряща зоны роста (механизм этой травмы соответствует механизму вывиха у взрослых, и клиническая картина часто похожа) с отрывом эпифиза от метафиза (губчатого вещества между эпифизом и диафизом) или с частью метафиза (зависит от анатомического строения конкретной кости);
- апофизиолизы — отрыв по ростковой зоне внесуставного «выступа» кости — апофиза, к которому крепятся мышцы.
В то же время у детей крайне активный обмен веществ, а значит, костная ткань обновляется быстрее, чем у взрослых. Поэтому и переломы срастаются быстрее, а образование ложного сустава или дефекта костей у ребенка скорее казуистика. Из-за активного роста у детей самопроизвольно устраняется смещение костных отломков, в связи с чем репозицию (совмещение костей) при переломах со смещением в детском возрасте обычно проводят без операции.
Виды и последствия переломов у детей
По типу воздействия переломы бывают травматические и патологические. Патологические переломы появляются, когда кость изначально ослаблена из-за нарушенной структуры (например, синдром несовершенного остеогенеза или «хрустального человека») или опухолей, кист, остеомиелита. Патологические переломы у детей случаются редко.
По характеру повреждений окружающих тканей переломы могут быть закрытые и открытые, когда острые концы костей «прорывают» мягкие ткани. Открытые переломы у детей — чаще всего следствие тяжелой сочетанной травмы (например, в результате автомобильной аварии), они требуют обязательного хирургического вмешательства.
По соотношению костных отломков переломы могут быть без смещения, когда отломки сохраняют нормальное анатомическое соотношение, и со смещением, когда они сдвигаются относительно друг друга. У детей переломы без смещения, как правило, имеют смазанную клиническую картину и их трудно диагностировать. Возможен ошибочный диагноз ушиба, и, как следствие, из-за неправильного лечения конечность может искривиться, а ее функция — нарушиться.
Переломы со смещением проявляются «ярче», оставляя меньше возможностей для диагностических ошибок. Из-за способности детских (особенно у пациентов до семи лет) костей самоустранять смещение в процессе роста допускается неточная репозиция (хирургическое сопоставление, или вправление, костных отломков) при переломах диафиза («тела» трубчатой кости). Но если смещение винтовое, исправить его нужно обязательно, такие изменения самостоятельно не корригируются (не исправляются). Тщательная репозиция необходима при внутрисуставных переломах, иначе функция сустава может нарушиться, вплоть до его полной неподвижности.
Повреждение зоны роста может вызывать ее преждевременное закрытие. Пораженная конечность будет расти тем медленнее, чем младше ребенок, и тем заметнее окажется отставание.
Особая группа переломов у детей — компрессионные переломы позвоночника, которые часто могут оставаться незамеченными. Они возникают при падении с относительно небольшой высоты (что вроде бы не дает повода для беспокойства) и плохо выявляются на рентгенограммах. Дело в том, что при компрессионном переломе позвонок приобретает клиновидную форму, и это единственный рентгенологический признак патологии. При этом у детей клиновидная форма позвонков — возрастная норма. Поэтому при подозрении на подобный перелом рекомендованы не просто рентгенограмма, но КТ или МРТ.
Этапы лечения переломов
Поскольку у детей симптомы перелома не так явно выражены, как у взрослых, до прихода врача (в случае сомнения) лучше действовать исходя из того, что перелом есть. Возможные признаки перелома:
- припухлость, отек, резкая локальная боль в зоне травмы, особенно при осевой нагрузке (давить не надо, можно легко постучать по пятке или основанию ладони);
- ограничение движений (пострадавший всеми силами «бережет» сломанную конечность);
- укорочение конечности;
- видимая деформация конечности (если голень согнута под углом, вопросов обычно не возникает);
- костный хруст при попытке движения.
До прихода врача нельзя:
- вправлять отломки при открытом переломе;
- пытаться вернуть конечности «правильную» форму;
- причинять дополнительную травму, снимая одежду (штанину или рукав нужно разрезать).
Пострадавшую конечность фиксируют шиной, под которую подкладывают мягкую ткань. Шина обязательно должна заходить за суставы выше и ниже области перелома.
Это важно!
В случае перелома или подозрения на перелом у детей конечность фиксируется «как есть», не надо пытаться что-то исправить — это задача врача. Крупные кости (бедро, голень) фиксируют двумя шинами по обе стороны конечности. Если перелом открытый, рану накрывают чистой марлевой салфеткой, которую по краям фиксируют пластырем.
После фиксации следует вызвать скорую, либо, если позволяет состояние ребенка, довезти его в дежурную травматологическую поликлинику. Можно дать ребенку парацетамол.
В медицинском учреждении сделают рентгенограмму. Иногда бывает, что по первой рентгенограмме точно диагностировать перелом не получается из-за возрастных особенностей. Тогда обязательна повторная ренгенография через семь–десять дней, когда из-за начавшейся консолидации (срастания) костей перелом на снимке станет заметнее. Поэтому, когда врач порекомендует сделать контрольный рентген через неделю, пренебрегать этой рекомендацией ни в коем случае не стоит.
Лечение переломов может быть консервативным и оперативным.
Методы лечения переломов у детей
94% переломов у детей требуют консервативного лечения[2]. Врач сопоставляет костные отломки и накладывает на конечность гипсовую лангету, неподвижно фиксируя область перелома и два смежных сустава. Кроме гипса могут быть использованы современные легкие материалы на основе пластика, благодаря которым можно принимать душ в период фиксации перелома. Продолжительность фиксации зависит от возраста ребенка и поврежденной кости и может составлять от 7 до 42 дней. Раз в неделю необходим рентгенологический контроль состояния костных отломков.
При переломах бедренной кости используют скелетное вытяжение, поскольку мышцы бедра слишком сильны и смещают отломки костей.
Операции для фиксации костных отломков у детей применяются редко. Показания к оперативному вмешательству следующие:
- внутри- и околосуставные переломы со смещением и ротацией костного фрагмента;
- при диафизарном переломе после двух–трех попыток репозиций сохраняется слишком сильное смещение отломков;
- открытые переломы;
- неправильно сросшиеся переломы с выраженной деформацией кости;
- патологические переломы;
- повреждение магистрального сосуда или нерва;
- межотломковая интерпозиция (между отломками костей оказываются мягкие ткани).
При операции чаще всего используют спицевой остеосинтез, т.е. соединение отломков костей посредством спиц, как максимально щадящий. Металлические пластины применяют у детей старшего возраста при скошенных и винтовых переломах диафизов крупных костей: бедренной, большой берцовой. При любом вмешательстве стараются не повредить ростковые зоны.
Реабилитационный прогноз и период восстановления
Реабилитационный прогноз у детей обычно благоприятен. Очевидно, что период восстановления будет зависеть от тяжести травмы: если перелом, например, ключицы без повреждения сосудисто-нервного пучка, скорее всего, не оставит после себя никаких последствий, то осложненный компрессионный перелом позвоночника может потребовать множество усилий для восстановления утраченных функций. Осложненный прогноз имеют и переломовывихи, внутрисуставные переломы: часто их следствием становится оссификация (сращение) сустава и ограничение его подвижности.
Процесс восстановления зависит не только от тяжести травмы и возраста пациента, но и от общего состояния организма и сбалансированного питания и подразделяется на три периода:
- Иммобилизационный — с момента оперативного вмешательства до консолидации перелома или формирования рубца, имеющего достаточную прочность. В этот период должны быть созданы благоприятные условия для правильного течения процесса восстановления.
- Постиммобилизационный — с момента снятия иммобилизации до улучшения состояния тканей и восстановления амплитуды движения, силы мышц. Важной задачей в этом периоде является максимальное препятствование сопутствующим нарушениям: атрофии, контрактурам, ригидности суставов и пр.
- Восстановительный — до полного восстановления поврежденного сегмента и восстановления двигательного мастерства.
Каждый период включает в себя несколько значимых задач и способов для их реализации, от которых будет зависеть дальнейший успех.
Занятия в периоде иммобилизации — это профилактика вторичных нарушений, которая включает:
- Идеомоторные упражнения — мысленное представление движения в поврежденном сегменте для профилактики координационных нарушений, сохранения динамического стереотипа.
- Упражнения на свободные от иммобилизации мышечные группы для сохранения подвижности, профилактика атрофии.
- Статические упражнения иммобилизированной конечности для поддержания тонуса мышц.
- Упражнения на противоположной конечности для улучшения трофики.
Занятия в постиммобилизационном периоде направлены на преодоление контрактуры:
- Упражнения на увеличение объема активных движений — профилактика контрактур или же их устранение.
- Механотерапия — добавление пассивного компонента движения.
- Правильное позиционирование конечности способствует профилактике или устранению контрактур.
- Упражнения в воде.
- Криотерапия — противоотечная мера, уменьшение боли. Может использоваться охлажденная вода при заживлении послеоперационной раны, лед в пакете.
Важно помнить, что как раз в периоде постиммобилизации достигается восстановление структурного компонента движения, подвижности, а в восстановительном периоде накладываются различные предметные действия с поврежденной конечностью, достигается утраченное двигательное мастерство или ловкость.
В этом периоде широко используются игровые методы реабилитации, например упражнения с мячом, вовлечение поврежденной конечности в повседневную бытовую активность.
Реабилитация детей после тяжелых переломов
На сегодня только 50% детей, нуждающихся в реабилитации, получают ее в государственных медицинских учреждениях.
У детей реабилитация отличается от нее же у взрослых: часто приходится работать не только с восстановлением утраченных навыков, но и формировать их с нуля — к примеру, многие родители детей младше шести лет жалуются, что после сращения перелома голени ребенка его приходится учить ходить буквально заново. Восстановление после травмы — комплексная задача, затрагивающая не только физические особенности, но и психику маленького пациента. Кроме того, дети нуждаются не только в медицинской, но и в социальной реабилитации. То есть восстановление ребенка после травмы — сложная комплексная задача, включающая медицинские, психологические, педагогические, социальные и физиотерапевтические формы работы. Выпадение любой из них часто ухудшает результат — и это еще одна проблема государственной медицины: жесткие ведомственные разграничения, мешающие координированной работе, которую в идеале должна выполнять мультидисциплинарная бригада специалистов.
Компенсаторные возможности детского организма крайне велики, но большинство специалистов подчеркивает: уже на этапе сопоставления отломков нужно обращаться с поврежденными тканями чрезвычайно бережно, выбирая минимально инвазивные методики — чем обширней вмешательство, тем хуже реабилитационный прогноз. То есть, по сути, медицинская реабилитация пациента начинается еще на этапе лечения, и очень важно не упустить время.
Источник
Маленькие дети во время подвижных игр часто падают, но при этом у них редко бывают переломы костей. Небольшая масса тела и хорошо развитый покров мягких тканей ослабляют силу удара при падении. Препятствуют переломам также особенности строения костей и суставов у детей. Кости ребенка содержат меньше минеральных веществ, чем у взрослого человека, благодаря чему обладают эластичностью и упругостью. Вокруг кости, как муфта, располагается надкостница — у детей она толстая и гибкая, хорошо снабжается кровью. При переломе кости надкостница часто полностью не разрывается и препятствует большему смещению обломков. В костях конечностей и позвоночника у детей имеются прослойки росткового хряща. Его называют так потому, что благодаря этому хрящу растут кости. Хрящ гибкий, что также препятствует переломам.
Растяжение связок. У детей первых трех лет жизни такие травмы встречаются редко. Наиболее типичны растяжения связок голеностопного сустава. Они возникают при неловком движении, когда стопа подворачивается внутрь. В этот момент малыш чувствует острую боль, которая постепенно стихает. Однако через некоторое время на нарушенной поверхности голеностопного сустава появляется припухлость, иногда синюшного цвета, болезненная на ощупь. Движения в суставе хотя и возможны, но ограниченны. Ребенок щадит ногу и с трудом наступает на нее. Для оказания первой помощи на место растяжения связки накладывают фиксирующую восьмеркообразную бинтовую повязку и пузырь со льдом на два-три часа. Однако для детей этой возрастной группы более характерны не растяжения связок, а переломы по типу трещины одной из костей голени в нижней ее трети. Диагностируется трещина только при рентгеновском исследовании, поэтому после оказания первой помощи ребенка необходимо показать врачу-травматологу.
Вывихи. При несчастном случае может разорваться суставная сумка, и тогда одна из костей выскальзывает из полости сустава. Суставные сумки и связки у детей очень эластичны, а потому вывихи в раннем возрасте бывают довольно редко. Распознать вывих вы можете по таким признакам: нарушаются обычные контуры сустава, движения в нем становятся резко ограниченными, нарастает боль в суставе, конечность укорачивается или удлиняется. При вывихе или подозрении на него нужно создать для травмированной ноги или руки максимальный покой, наложить шину или фиксирующую повязку и как можно быстрее доставить ребенка к травматологу. При промедлении из-за быстро нарастающего отека будет трудно вправить кость в сустав. Кроме того, между костями может ущемиться нерв или сосуд, и это приведет к тяжелым последствиям (параличу или омертвению конечности).
Подвывих лучевой кости в локтевом суставе. Эта травма встречается только в возрасте 2-3-х лет и называется «вывихом от вытягивания». К травме обычно приводит движение, при котором рука ребенка, находящаяся в вытянутом положении, подвергается резкому растяжению по продольной оси, чаще вверх, иногда вперед. Ребенок может оступиться или поскользнуться, а взрослый, который ведет его держа за руку, тянет за нее, чтобы удержать малыша от падения. Иногда у маленького ребенка такое растяжение руки происходит во время игры (взрослые, взяв его за руки, крутят вокруг себя) или надевания узкого рукава. В некоторых случаях взрослый может услышать, что рука хрустнула. Какова бы ни была причина, вызвавшая повреждение, ребенок вскрикивает от боли, после чего сразу перестает двигать рукой, держит ее в вынужденном положении, вытянув вдоль туловища и слегка согнув в локте. Особенно болезненны вращательные движения предплечья в локтевом суставе. Это повреждение связано с тем, что у таких маленьких детей связка, удерживающая лучевую кость, еще слаба. К четырем-пяти годам она крепнет, и подобные осложнения больше не встречаются.
После вправления вывиха нужно соблюдать осторожность: не водить ребенка за больную руку, не нагружать ее ношением тяжелых предметов. На прогулке лучше пользоваться «вожжами». Травматические вывихи крупных суставов (тазобедренного, коленного, плечевого) у детей первых трех лет жизни практически не встречаются.
Переломы. При переломах возможны различные нарушения целостности кости. Надломы возникают при резком сгибании кости, причем она надламывается так, как это происходит при сильном сгибании зеленой веточки (перелом по типу ивового прута). При поднадкостничных переломах целостность надкостницы не нарушается, а обломки кости почти не смещаются. Эпифизеолиз — перелом в области росткового хряща. Такие переломы встречаются у детей, у которых еще не закончен рост костей, т. е. до 14 лет у девочек и до 16 — у мальчиков.
Переломы могут быть неполными, когда части кости разъеди няются не по всей толщине (трещина, подлом) и полными, при которых происходит разъединение обломков по всей окружности кости. Для перелома характерны следующие симптомы: деформация кости, боль, ненормальная подвижность на уровне перелома, хруст (крепитация), нарушение функции, отек и кровоизлияние. Деформация конечности связана со смещением обломков; у маленьких детей, у которых чаще всего наблюдаются надломы и поднадкост-ничные переломы, деформации может и не быть. При переломах со смещением деформация особенно хорошо видна в тех местах, где кость близко прилежит к поверхности конечности (нижняя треть предплечья, голень, средняя треть плеча). Боль сопровождает каждый перелом. В то же время при надломах маленькие дети могут пользоваться травмированной конечностью — осторожно поднимать руку или наступать на ногу. Только рентгеновское исследование позволяет избежать диагностической ошибки. Ненормальная подвижность кости наблюдается только при полном переломе. Хруст вызывается трением неровных поверхностей излома костных обломков. Он отсутствует при неполных переломах, а также если между обломками попадают мышцы. При осмотре ребенка с повреждением руки или ноги необязательно искать все признаки перелома. Для установления правильного диагно за бывает достаточно двух или трех типичных признаков. Кроме того, маленьких детей не всегда можно тщательно обследовать, так как, боясь боли, ребенок сопротивляется осмотру.
При переломе ребенку необходимо немедленно оказать первую доврачебную помощь. Прежде всего нужно выяснить обстоятельства травмы. Необходимо раздеть малыша. Одежду снимают сначала со здоровой, а затем с больной конечности. При сильных болях узкую одежду или обувь на больной конечности лучше разрезать. Во время осмотра всегда надо сравнить больную конечность со здоровой. Это поможет сразу заметить некоторые симптомы повреждения (вынужденное положение, ограничение или невозможность движений, припухлость, деформация, укорочение конечности). Затем осторожно ощупывают пострадавшую часть тела и находят место наибольшей болезненности.
Никогда не следует определять ненормальную подвижность и хруст костных обломков, чтобы не причинить ребенку дополнительных мучений и не вызвать болевого шока. При открытых переломах нельзя погружать обломки в глубину раны, так как в дальнейшем это может привести к ее нагноению и воспалению кости (остеомиелиту). Если состояние ребенка тяжелое, во время осмотра он должен находиться в положении лежа. Приподнимать его голову не нужно. Для того чтобы предупредить попадание рвотных масс в дыхательные пути (а рвота может начаться в любой момент), голову ребенка поворачивают набок.
При оказании первой доврачебной помощи как в случае закрытого, так и в случае открытого перелома (после наложения повязки и остановки кровотечения) обязательно применяется шинирование. Оно необходимо для того, чтобы избежать дополнительного смещения обломков, снять или уменьшить боль, не допустить ранения мышц, сосудов и нервов костными обломками.
Используются для этого шины или подручные материалы. Для иммобилизации (обездвиживания) поврежденной конечности применяют стандартные и импровизированные шины. Обычно для кратковременной фиксации используют различный подсобный материал: дощечки, картон, палки, фанеру и т. п. Для детей грудного и ясельного возраста наиболее удобна шина, изготовленная из картона, обложенная ватой и фиксированная бинтом. В случае отсутствия материала, из которого можно было бы сделать шину, для фиксации руки достаточно прибинтовать ее к туловищу, согнув в локтевом суставе, а ногу можно прибинтовать к здоровой ноге.
При шинировании необходимо соблюдать два правила: создать неподвижность по крайней мере в двух ближайших суставах (выше и ниже места перелома); не допустить сдавливания повязкой крупных сосудов, нервов и выступов костей. При закрытых переломах шину можно наложить поверх одежды, при открытых — после наложения повязки и остановки кровотечения из раны. Наложение шины должно быть как можно менее болезненным. Для шинирования желательно иметь помощника, который поддерживал бы поврежденную часть тела.
Помните: лучше ошибиться и наложить шину, когда нет перелома, чем не наложить ее тогда, когда кость повреждена. Шинирование является первым средством борьбы с шоком. Неудобный транспорт и тряская дорога при недостаточной фиксации поврежденной конечности могут вызвать это грозное осложнение, ухудшить и без того тяжелое состояние ребенка.
После оказания первой помощи ребенка следует как можно скорее доставить в ближайшее травматологическое отделение. Необходимо помнить, что для оказания специализированной травматологической помощи может понадобиться наркоз, поэтому маленьких детей до этого лучше не кормить, поскольку во время общего обезболивания возможна рвота.
Перелом ключицы возникает при падении на вытянутую руку или на боковую поверхность плеча. Определить перелом нетрудно, так как ключица хорошо видна под кожей. У детей первых трех лет жизни чаще всего бывают неполные переломы ключицы. Ребенок при этом несколько наклонен в сторону повреждения, здоровой рукой он поддерживает травмированную руку, движения в плече резко ограниченны из-за боли. Для оказания первой помощи травмированную руку необходимо подвесить на косынку, перевязанную через шею, или прибинтовать руку к туловищу, согнув ее в локте и подложив валик между внутренней поверхностью плеча и грудной клеткой в области подмышки.
Перелом плечевой кости — серьезная травма, возникающая при падении на локоть, на вытянутую руку или при ударе по плечу. Травмированная рука свисает вдоль туловища, как плеть, движения ограниченны, отмечаются деформация, ненормальная подвижность, хруст, отек и кровоизлияние. При поднадкостничных переломах могут наблюдаться не все из перечисленных симптомов. Для транспортировки необходимо положить шину таким образом, чтобы фиксировать и плечевой и локтевой суставы. При сильной боли следует дать ребенку анальгин.
В случае перелома лучевой или локтевой кости предплечья наиболее удобной транспортной шиной будет картон. Шину можно наложить только на предплечье и прибинтовать так, чтобы кисть не сгибалась.
Переломы позвоночника у грудных детей не встречаются. В раннем возрасте они возможны при падении с большой высоты (из окна дома, с балкона) или в автодорожных происшествиях. Позвоночник маленького ребенка более чем на треть состоит из хрящей. Это придает ему большую гибкость, а при травме хорошо амортизирует удар. При травмах чаще страдает грудной отдел позвоночника, причем происходит компрессионный перелом (сжатие) одного или двух позвонков. Основными симптомами травмы являются постоянная боль в области повреждения, ограничение подвижности позвоночника, а в момент травмы затруднение при дыхании (в течение нескольких секунд ребенок не может вздохнуть). Пострадавшего необходимо срочно доставить в больницу в положении лежа на твердом щите, на спине или на животе.
Перелом костей таза — одна из самых тяжелых травм, часто сопровождающаяся шоком и повреждением внутренних органов. Таз у маленьких детей очень прочен и эластичен. Для того чтобы его сломать, необходим очень сильный удар. Именно поэтому такие переломы встречаются в основном во время дорожно-транспортных происшествий, при падении с большой высоты. Из внутренних органов чаще всего страдают мочеиспускательный канал и мочевой пузырь. Ребенок после травмы находится в тяжелом состоянии, контакт с ним затруднен. Он часто принимает вынужденное положение, так называемую позу лягушки — ноги разведены и согнуты в тазобедренных и коленных суставах. Характерен симптом «прилипшей пятки» — малыш не в состоянии поднять ногу с постели. Боль в области костей таза, кровоподтек в паховой области или над лобком, невозможность самостоятельно помочиться — типичные признаки тяжелой травмы таза. Пострадавшего ни в коем случае нельзя поворачивать на бок, сажать и ставить на ноги. Лучший вид транспортировки — на щите. Под согнутые и разведенные колени подкладывают валик, сделанный из свернутого одеяла. Это положение обеспечивает расслабление мышц, уменьшает боль в области перелома и препятствует дальнейшему смещению обломков. Для некоторого ослабления болей можно дать анальгин.
Перелом бедренной кости чаще возникает при падении с высоты или во время подвижных игр (катании на санках, качелях, велосипеде). Признаки перелома бедра те же, что и при других переломах: боль, нарушение функции конечности, патологическая подвижность, хруст, деформация, отек. При первой помощи необходима иммобилизация конечности в тазобедренном, коленном, голеностопном суставах. Берут две доски и кладут одну из них с внутренней стороны бедра, а другую снаружи (внутренняя — от промежности до пятки, наружная от подмышечной впадины до пятки). Шины обертывают ватой и фиксируют бинтами. Внимание! Транспортировка без иммобилизации шинами при переломах недопустима, так как без них у ребенка может развиться травматический шок. Зимой и в холодное время года ребенка, кроме того, нужно согреть, по возможности напоить горячим чаем, но кормить не следует: возможно, ребенку потребуется наркоз, а после еды у него может быть рвота во время и после наркоза.
[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8]
Источник