Тренировки в бассейне для ребенка 5 лет

Тренировки в бассейне для ребенка 5 лет thumbnail

Фото

В этой статье я постарался собрать наиболее важную информацию про обучение плаванию дошколят.

Внимание! Это статья – про обучение плаванию маленьких детей, то есть в возрасте от 3 до 5-6 лет. Если Вас интересует обучение более старших детей (6-10 лет) – то перейдите по этой ссылке, а если речь идет совсем о малышах – то сюда.

Чему реально научить в этом возрасте

Каждый ребенок индивидуален, но в целом тренеры считают следующим образом:

  • В 3 года чаще всего ребенок еще по своему развитию не готов учиться плаванию, но его можно начинать учить базовым навыкам, которые в дальнейшем пригодятся для плавания.
  • В 4 года – возможна аналогичная ситуация, но многих детей в этом возрасте уже можно научить плаванию. Однако о правильной технике речь пока не идет, то есть о правильном плавании спортивными стилями говорить пока что рано.
  • В 5 лет ребенка реально научить плавать, в том числе начинать учить правильной технике кроля (на груди и на спине) и брасса.

Считается, что в пять лет можно освоить спортивный стиль за 2 месяца, если тренироваться 3 раза в неделю по 30 минут.

Повторюсь, все вышесказанное очень условно и зависит от развития и способностей ребенка. Допускаю, что отдельные уникумы и в 3-4 года могут научиться правильно плавать кролем на груди или брассом, хотя я сам вживую такого не видел.

Главная мысль, которую я хотел здесь донести: не имейте напрасно завышенных ожиданий, не ждите от дошкольника, что он в таком возрасте сходу поплывет правильной техникой и вообще будет уверенно плавать.

Тем не менее, в этом возрасте (с 4-5 лет) вполне реально научить держаться на воде и плыть хотя бы небольшие дистанции, а также заложить фундамент для того, чтобы в 6-7 лет он уже перешел к уверенному и спортивному плаванию.

Самый важный принцип учебы

Вторая важная мысль, на которую также хотел бы обратить особое внимание: самое главное при обучении плаванию в этом возрасте – это радость, интерес, позитив у ребенка.

Дело в том, что уроки плаванием должны быть систематическими (одного-двух раз явно не хватит!), а ребенок в этом возрасте еще не является сформировавшейся сознательной личностью и не готов систематически делать то, что ему не интересно или не нравится.

Более того, правильное обучение плаванию (а неправильно учить не стоит!) предполагает не очень естественные для человека действия, такие как опускание лица и выдох в воду.

Ребенок может бояться и не понимать этого и, в конечном итоге, может решить, что ему это всё вообще “не надо”.

Потому, если Вы будете обучать его самостоятельно, то рекомендую учесть следующее:

  • Обучение должно происходить в игровой форме в легкой, непринужденной манере. В самом маленьком возрасте и на первых порах игры обязательны.
    Фото 2Радость – главный принцип занятий
  • Не должно быть никакого принуждения и давления. Если ребенок не хочет заниматься, ваша задача – придумать, как его заинтересовать, вызвать у него желание заниматься, но ни в коем случае не заставлять.

    Педагогика – тонкая и спорная наука, но я бы при этом не рекомендовал делать ребенку подарки за занятия. По крайней мере, точно не за каждое занятие и не за сам факт занятий.

    Подумайте, как сделать радостным и интересным само нахождение в воде – чтобы ребенок хотел там быть, а не отбывал “номер” для того, чтобы получить после этого вознаграждение за мучения. Иначе вы можете его разбаловать и оказаться потом в очень плохой ситуации, когда без подарка он откажется заниматься. Да и результаты таких занятий будут хуже, чем результаты занятий, которые сами по себе приятны и желанны для ребенка.

  • Хвалите его за занятия, даже если нет успехов (а если есть успехи – и за них отдельно). Не ограничивайтесь безликими фразами “молодец”, а старайтесь делать это более развернуто, чтобы он чувствовал, что ваши слова – не формальность.
  • Будьте рядом в воде и показывайте всё на личном примере. Играйте, выполняйте сами все задания параллельно с ребенком, порой даже в соревновательной манере. Во-первых, так ему будут намного более наглядны и понятны ваши задания. Во-вторых, часто дети не хотят делать того, что перед этим не сделал сам родитель.
  • Не кидайте ребенка в воду и не делайте того, что может его испугать!
  • Не бойтесь сами – дети чувствуют, если родитель боится.

Методика обучения для дошкольного возраста

С самого раннего детства очень важно заложить основы именно правильного плавания.

Правильное плавание на груди – это всегда плавание с опусканием головы в воду. Это кроль с опущенным в воду лицом (с вдохами на бок) либо брасс, когда голова поднимается для вдоха и затем опускается обратно для выдоха.

Фото 3Классический кроль: берется вдох и затем лицо опускается в воду

Как было указано выше, сходу кроль или брасс малыш в этом возрасте не освоит, но базовые принципы нужно закладывать с самого начала.

Почему неправильно плавать с поднятой головой:

  • Это влечет неправильный баланс тела, препятствует плавучести и скольжению.
  • По вышеуказанной причине этому гораздо сложнее научить. Ребенок быстро научиться держаться на воде с опущенным в нее лицом, но будет тонуть, если все время будет с поднятой головой.
  • Это вредно для здоровья. Для детей это не так принципиально, но в целом поднятая голова – это излишняя нагрузка на шейный позвонок и передавливание кровеносных сосудов. А польза от плавания как раз в ином – в снятии осевой нагрузки с позвоночника, в вытягивании.

Более подробно про то, какое плавание является правильным, вы можете почитать здесь.

Соответственно, ребенка маленького возраста в первую очередь нужно учить следующему:

  • опускать в воду лицо,
  • делать выдох,
  • полностью вытягиваться (с опущенной головой),
  • вытянувшись, оттолкнуться и проскользить по воде,
  • вытянувшись, плыть за счет работы ног (на начальных этапах – с плавательной доской).

Еще раз напомню, что для 3-5 лет все должно идти в игровой и позитивной форме. Задания должны чередоваться, чтобы ребенку было интересно и весело.

Если какое-то задание не получается или не нравится – убирайте его либо попробуйте придумать, чем его можно заменить. Потому нижеизложенное можно взять для образца, но не стоит рассматривать это в качестве единственной возможной программы – смотрите по ситуации, экспериментируйте.

Первые шаги – привыкание к воде

Если мы говорим про совсем маленького ребенка, то самый первый шаг – это привыкание к воде. Пусть ваш сын или дочь сначала с познакомятся – посидят, постоят в ней, поиграют в игрушки.

В этой связи, очень важно проводить привыкание и первичное обучение там, где:

  • очень мелко (где ребенку по пояс);
  • прозрачная теплая вода, желательно 27-28 градусов;
  • вода не должна резать глаза.

Самый оптимальный вариант – мелкий бассейн с теплой водой.

Море нежелательно из-за волн, соленой и более холодной воды. Реки и озера нежелательны, так как требуется прозрачная среда.

Не всем маленьким детям нравится пребывание в воде, потому проявите терпение и первые разы дайте ему без всяких заданий, упражнений, плавательных очков и т.д. просто возможность вдоволь наиграться в теплой, мелкой, прозрачной воде, полюбить ее.

Для развития интереса у совсем маленьких отлично подходят игрушки для водных игр, лейки, мячи, игрушки из любимых мультиков.

Можно также пробуждать интерес посредством просмотра мультиков, видео-роликов на морскую тематику.

Плавательные очки

Вам требуется приучить ребенка к плавательным очкам. У детей пяти лет это обычно проблем не вызывает, у более младшего возраста на этом этапе могут возникнуть капризы.

Попробуйте пройти этот этап в игровой форме. Восхищайтесь ребенком, когда он в очках. Объясните и покажите, что в них можно веселиться и брызгаться. Показывайте на личном примере.

Сами очки по возможности также лучше выбрать интересной формы или расцветки, но в первую очередь они не должны протекать – о том, как правильно их подобрать, я подробно писал здесь.

Читайте также:  Температура у ребенка без симптомов причины 5 лет

Можно, конечно, и вообще без очков обойтись – но тогда вам нужно выбрать такой бассейн, в котором, если находиться под водой с открытыми глазами, в глазах не будет неприятных ощущений (проверьте это сначала на себе).

Опускание лица в воду

  1. Самое-самое начало – просто омывать лицо водой или брызгаться.
  2. Приседания и прыжки в воде. Идея – в том, чтобы за счет приседаний или выпрыгиваний лицо погружалось в воду. Например, поставьте задачу присесть и посмотреть друг на друга, либо садиться и подпрыгивать. Более продвинутый вариант – показать друг другу язык или скорчить гримасу.

    В общем, веселитесь, но таким образом, чтобы голова регулярно оказывалась под водой.

  3. Сбор игрушек. Положите на дно игрушки там, где мелко (то есть не требуется сильно нырять), но рукой без погружения лица их не достать. Придумайте какую-нибудь легенду – пусть ребенок проводит “спасательную операцию” либо добывает сокровища.
    Фото 5Сбор игрушек – отличная игра!

Выдох

Следующий базовый навык, которым должен владеть ребенок – умение выдыхать в воду, так как в правильном плавании, независимо от стиля, именно таким образом делается выдох.

Академический вариант обучения этому, который используют многие тренеры:

  • держась руками за бортик бассейна, опустить голову и пускать пузырики носом (можно и ртом, но важно научиться носом). Повторять это несколько минут, пока не надоест;
  • взять в руки плавательную доску и, держась за нее вытянутыми руками, плыть за счет ног, опуская лицо в воду для выдоха и поднимая для вдоха.

Иные варианты в игровой манере – делать те же самые подпрыгивания и приседания, добавляя выдох под водой.

Фото 6Выдыхать можно и ртом, хотя лучше научиться делать это носом!

Скольжение

Задача – чтобы ребенок мог проскользить в бассейне, вытянувшись стрелочкой. Дышать на первых порах необязательно – можно это делать на задержке дыхания.

Напомню, что все упражнения делаются исключительно в мелкой части бассейна!

Пусть ребенок оттолкнется ногами ото дна или от стенки бассейна и проскользит, вытянув руки вперед перед собой (“стрелочка”). В конце упражнения вы его берете на руки, либо он сам встает на дно.

Это приучает к правильному положению тела к воде, учит держаться на ней.

Работа ногами

Следующий этап – подключаем ноги.

Академический вариант – на первых порах учить работать ногами в стиле кроль – то есть совершать попеременные махи вверх-вниз.

Вместе с этим, некоторым детям от природы ближе не махи, а “лягушачьи толчки”. Тогда не нужно заставлять их делать махи – пусть работают ногами в “лягушачьем стиле”.

Для проверки того, к какому стилю изначально предрасположен ребенок, попросите его попробовать проплыть любым способом и посмотрите, как он интуитивно начнет двигать ногами. Очень подробно и наглядно это показано в видео тренера Дениса Тараканова, у которого я и позаимствовал эту идею:

Если мы говорим о классическом варианте (махи-удары ногами, а не лягушачьи толчки), то далее имеет смысл показать ребенку их правильную технику.

Важно следить, чтобы ноги не сгибались сильно в колене. Маленькие дети интуитивно начинают бултыхать ногами, сгибая их в колене – а вместо этого должна идти работа от бедра – почти прямые ноги бедром двигаются вверх-вниз.

О том, как правильно должны двигаться ноги, более подробно читайте в этой статье.

Рекомендуется, чтобы взрослый сначала показал движения на суше – садимся на край бассейна, вытягиваем ноги и двигаем ими вверх-вниз, затем просим то же самое повторить сидящего рядом ребенка.

Затем переходим в воду, где есть два варианта упражнений:

  1. Ребенок отталкивается стрелочкой и скользит к вам (как в предыдущем упражнении), подключая при этом ноги.

    Сначала плывем с опущенной головой на задержке дыхания (или на выдохе).

    Затем учимся поднимать и опускать голову. Мне здесь очень нравятся упражнения уже упомянутого выше Дениса Тараканова:

    Подъем головы – “задумчивая рыбка” -> “любопытная рыбка”:

    Подъем головы со вдохом – “Задумчивая рыбка” -> “Восхищенная рыбка”:

  2. Упражнения с плавательной доской (если не получается первый вариант).

    Ребенок берет в руки плавательную доску и плывет с ней:

    • руки вытянуты вперед с доской,
    • ноги делают махи,
    • голова опускается для выдоха и поднимается для вдоха (не давайте плавать с поднятой головой, иначе затем без доски ничего не получится).

    Выглядит это вот так:

    Фото 7

В целом, этот этап (приучение плавать с опущенной головой за счет ног) может занять длительное время – наберитесь терпения. Чем меньше малыш, тем больше занятий потребуется для того, чтобы научиться этим навыкам. Например, в 3 года можно полгода, а то и год прозаниматься таким плаванием – вашему сыну или дочери потребуется время, чтобы закрепиться на этой ступени.

Занимайтесь таким образом до тех пор, пока ребенок не сможет хотя бы какое-то расстояние проплыть без доски (руки стрелочкой) только за счет ног.

Подключение рук

Пройдя предыдущий этап, далее подключаем руки.

Академический вариант – учить гребки кролем с дыханием на сторону.

Однако в маленьком возрасте их очень тяжело освоить, более реалистично – делать движения руками из брасса:

  • гребок обеими руками к себе, в этот момент голова поднимается над водой для вдоха;
  • выброс рук вперед, в этот момент голова опускается.

Правильная техника работы руками в брассе описана в этой статье, но нужно понимать, что для ребенка 3-5 лет и она покажется сложной.

По факту, очень часто дети вместо брассовых движений переходят на плавание по-собачьи.

По вопросу, что с этим делать, у тренеров есть разные точки зрения:

  • одни специалисты полагают, что нужно добиваться именно правильной техники гребков брассом, иначе ее сложно будет привить потом;
  • другие считают, что на самом первом этапе ребенку допустимо научиться грести хотя бы как-нибудь, даже если и по-собачьи. Тем самым он научится хотя бы как-то плавать, а далее уже можно будет ставить правильную технику.

С моей точки зрения, здесь многое зависит от возраста, развития и способностей ребенка. Не вижу ничего критичного во втором варианте – сначала научиться хотя бы как-то плыть, далее ставить технику.

Для обучения гребкам в стиле “брасс” (даже если по факту это будет “по-собачьи”) нужно показать движения ребенку сначала на суше (попросив повторить), затем – тренировать их в воде.

Если же вы решили или хотите попробовать тренировать руки в стиле “кроль”, то на первых порах это делается за счет плавания с доской:

  • как и ранее, плывем ногами,
  • вытянутые руки держат доску
  • одна из рук делает гребок и возвращается обратно на доску.

Что еще можно делать?

В дополнение к изложенному, можно делать классические упражнения “звездочка” (лечь на воду с расставленными руками и ногами) и “поплавок” (обхватить колени руками и зависнуть в воде на задержке дыхания).

Они сами по себе не учат плаванию, но позволяют почувствовать плавучесть тела. За их счет можно также разнообразить уроки.

Как они делаются, показано в этом видео:

Итог упражнений

После освоения этих упражнений вы достигнете цель – ребенок научится плавать.

Скорее всего это будет стиль, который некоторые тренеры называют “прикладной брасс”: руки делают движения из брасса (либо по-собачьи), а ноги работают махами в стиле “кроль”.

Тем не менее, как было указано выше, допустимы и иные варианты (ноги двигаются “по-лягушачьи” либо руки работают, как в кроле).

О нарукавниках и жилетах

Нарукавники и плавательные жилеты – это страховка для того, чтобы более спокойно купаться в отпуске, однако они не имеют никакого отношения к обучению плаванию и, более того, вредят ему.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок именно учился плавать – ни в коем случае не используйте никаких нарукавников и аналогичных средств, поскольку они нарушают баланс тела и не позволяют научиться самому главному – держаться на воде.

Читайте также:  Эмоционально поведенческие особенности ребенка 5 лет

При этом у меня у самого сын в три года купался во время нашего отпуска в нарукавниках, так было проще и спокойнее, иначе не получилось бы отдыха. Но это не имело никакого отношения к плаванию, да и задачи такой на тот момент не стояло. На следующий год я отдал сына тренеру в бассейн, там уже пошла учеба – разумеется, без нарукавников.

Если наглотался воды во время плавания

В самом начале обучения плаванию, опуская лицо, ребенок может по неопытности наглотаться воды, начать захлебываться, испугаться и заплакать от этого.

Ваша задача в этот момент – отреагировать нейтрально или нейтрально-позитивно, перевести ситуацию в позитив.

Дело в том, что многие родители либо начинают ругать своё чадо, либо как минимум реагируют негативно либо испуганно. Ребенок, который уже сам получил неприятные ощущения от воды в носу и испугался, увидев ругань или испуг у родителя, сделает следующий вывод: “такого никогда не должно повториться” и его желание находиться в воде и учиться сильно понизится либо вовсе исчезнет.

Потому главное здесь – не послать в адрес ребенка еще большего негатива. Отнестись безразлично или даже позитивно (насколько это возможно и уместно).

Нужно спокойно сказать ему, чтобы он сделал сильный выдох носом и тогда вся вода уйдет.

К вопросу о необходимости тренера

Как вы уже убедились, обучение маленького человека плаванию – это не такой уж и простой процесс. Нужно обучить не самым простым вещам: класть лицо и выдыхать в воду, скользить, плыть за счет ног, и затем плыть как ногами, так и руками.

Потому, если есть возможность, лучше отдать ребенка на обучение тренеру – профессионалу, который сможет всё правильно и объяснить, и показать.

Однако, нюанс этой возрастной группы состоит в особенностях психологии: ребенок 3-5 лет готов играть, но чаще всего не готов возвести это в систему – не готов к монотонной работе по выполнению упражнений.

В этой связи, идеальный вариант – найти тренера, который имеет опыт работы с детьми такого возраста, понимает особенности психологии, знает нужные подходы и игры.

Кроме того, убедитесь в том, что тренер не использует нарукавники, круги и плавательные жилеты!

Надеюсь, эта статья оказалась полезной для вас. Поскольку тема сложная – буду признателен, если Вы поделитесь своим опытом в комментариях либо напишете, какие у Вас есть вопросы.

Источник

Противопоказания к плаванию детей в бассейне

Любое дело требует обдуманного к нему подхода. Плавание деток в бассейне не исключение, ведь оно должно приносить пользу, а не сталь причиной усугубившейся болезни. Даже, казалось бы, такое безвредное занятие как плаванье имеет свои противопоказания.

Противопоказанием к плаванию детей в бассейне может стать: 

  • Инфекционные заболевания кожи и вирусные инфекции. 
  • Любая болезнь в ее острой форме. 
  • Почечная и сердечная недостаточность. 
  • Врожденный порок сердца в тяжелой форме. 
  • Индивидуальные противопоказания (отклонение в развитии). 
  • Заболевание суставов, вывих тазобедренного сустава. 
  • Аллергии. 
  • Кишечное расстройство. 
  • Судороги. 
  • Повышенная температура не является противопоказанием к водным процедурам. Стоит только ограничится ванной и обойтись без ныряний, чтобы не усиливать течение крови по сосудам. Насморк, наоборот, – не повод отказываться от ныряния, только посещать бассейн не стоит.

Если нет жестких противопоказаний, но ребенок болеет, следует на время болезни снизить нагрузку. Сократить количество повторений упражнений для детей в бассейне, не снижая температуру воды. Если нагрузка снижена в 2÷3 раза, а улучшение не наблюдается, тогда будет разумным временно купание отменить.

Внимательно наблюдайте за ребенком: если малыш начинает дрожать, видна «гусиная кожа», посинел носогубный треугольник; либо карапуз плачет или кричит, занятие на воде лучше прекратить. Можно попробовать добавить горячей водички и растереть кожу малыша махровым полотенцем, прижать к себе, успокаивая его. Если дитя перестало плакать и пришло в норму, попробуйте продолжить купание.

trusted-source[3], [4], [5], [6], [7], [8], [9]

Упражнения для грудничков в бассейне

Внутриутробно будущий человечек развивается в околоплодных водах. Поэтому было бы правильным использовать эти его плавательные способности, теряющиеся уже 3÷4 месяцу жизни, как базовые для уроков плаванья на ранних сроках после рождения. Новорожденный очень быстро адаптируется и чувствует абсолютно комфортно в этой среде. Плавательный рефлекс, задерживание дыхания во время погружения у такого карапуза настолько зафиксированы на подкорке, что при небольших усилиях со стороны родителей, спустя несколько месяцев, новорожденный способен самостоятельно, без чьей бы то ни было помощи нырять и плавать. Он прекрасно держится на поверхности и несколько секунд способен плыть под водой. Необходимо только не прерывать тренировки. Перерыв в до двух месяцев может привести к полной утрате плавательных навыков. Но полученные в грудном возрасте навыки остаются с ним на всю оставшуюся жизнь.

Как не странно, занятия плаваньем дают новорожденным толчок к более стремительному физическому, физиологическому, психологическому развитию. У таких малышей не наблюдается повышенного тонуса сгибательных мышц, свойственного деткам на первых месяцах жизни. Изменение градуса температур играет роль закаливания, дает возможность ребенку быстрее адаптироваться к окружающему миру и, как следствие, является превентивным средством профилактики инфекционных и простудных заболеваний. Плаванье позитивно сказывается и на активизации обменных процессов в организме ребенка, улучшая пищеварение, стимулируя аппетит. Грудничок получает от общения с водой удовольствие. Упражнения для грудничков в бассейне улучшает дыхательный аппарат и функции головного мозга.

В настоящее время насчитывается несколько методик и комплексов упражнений для детей в бассейне. Они различны, но выполняют основную задачу – научить маленьких, новорожденных деток плавать.

Общие рекомендации перед занятием

Прежде чем преступить к урокам, покажите малыша специалистам: педиатру, невропатологу и ортопеду. Если они не выявили противопоказаний, то можно начинать обучение. Первое занятие можно проводить не раньше 2÷3 недельного возраста, после полного заживления пупочка. Лучшее время для «тренировки» — вечером (несколько часов до сна). Последний прием пищи за 1,5÷2 часа до купания (малыш не должен быть сытым). Вода в бассейне (ванночке) обязана быть свежей и чистой. Для чистки самого бассейна лучше использовать обыкновенную соду. Она хорошо смывается, не вызывает аллергических реакций, дерматитов на кожной поверхности грудничка. Температурный режим необходимо держать на цифре 37÷38оС.

Первый раз постарайтесь не перекупать новорожденного. Длительность первого занятия не более 5÷10 минут. Ежедневно продолжительность можно увеличивать до пяти минут, доведя до четырех – пяти занятий в неделю по 45÷50 минут каждое. Плаванье – это достаточно серьезная нагрузка на организм, поэтому прежде чем преступать к занятию, необходимо малыша к нему подготовить: сделать небольшой массаж и разминку. С этим прекрасно справится любая молодая мамочка (или папочка).

Прежде чем приступать к занятию, подготовьте чистенькую простынку и полотенце, салфеточки, детское мыльце, термометр, часы, детские игрушки (такие, чтобы не тонули). Просто замечательно, если в период занятий, фоново, будет звучать приятная, плавная музыка.

Массаж и гимнастика перед купанием

Прежде чем начать упражнения для детей в бассейне, новорожденного необходимо подготовить, проведя ему массаж и сделав некоторые разминочные движения. Для этого понадобиться не более 25 мин. Во время проведения массажа не пользуйтесь никакими маслами. Кожа малыша станет скользкой, что недопустимо в упражнениях для грудничков в бассейне. Основные движения при этом – разминания и поглаживания. 

  1. Начинаем легкое поглаживание от стопы ребенка, затем голень, следующее бедро и переходим на кисть руки, далее предплечье и завершаем плечом. Перевернуть малыша на живот и поглаживающими движениями пройтись по ягодицам и спинке. Перевернуть на спину. Погладить животик и грудку. 
  2. Вторым этапом нежными движениями проводим разминание. Последовательность разминаемых участков оставляем как в пункте 1. 
  3. Переходим к «сухой гимнастике».

Первое упражнение. Новорожденный лежит на спине. Массажист берет ребенка за ножки и начинает поднимать их и опускать, имитируя движение ног при технике плаванья – кроль.

Второе упражнение. Положение крохи тоже. Теперь имитируем ножками движение при плавании брасом.

Читайте также:  Ребенок 5 лет ночью скрипит зубами причина и что делать

Третье упражнение. Положение на спине. Взрослый, держа малыша за ручки, изображает плавательные движения.

Число повторений — 8÷10 раз. Дальше перевернуть малыша. Проделать те же упражнения, лежа на животе. После этого будущий чемпион готов к «тренировке».

Техника плавания

Маленький человечек начинает самостоятельно держать голову к возрасту 3-х месяцев, поэтому необходимо помнить, что в первые месяцы ее необходимо поддерживать взрослому. Теперь можно приступить непосредственно к занятиям. 

  1. Начинаем с шагания. Взрослый придерживает малыша за подмышки и «передвигаем» малыша по дну бассейна. Водички в нем должно быть немного. Рефлекторно ребенок сам начнет переставлять ножками. 
  2. Прошли несколько метров, дайте малышу отдохнуть. 
  3. Переходим к плаванию. В этом упражнении используем все те же рефлексы. Карапуз ножками отталкивается от бортика бассейна и при поддержке взрослого плывет. При этом над поверхностью должно находиться только личико (грудь и ушки под водой). 
  4. Положение малыша – на спине. Мама одной рукой поддерживает голову, второй – подбородок. В таком положении, медленно и аккуратно плаваем по траектории повторяющей восьмерку. 
  5. Перевернуть карапуза на животик. Правая рука мамы лежит под левой подмышкой, а левая поддерживает затылок. И снова плаваем восьмерками, только теперь на животике.

В период тренировке постоянно держите под контролем состояние новорожденного. Устраивайте для него периодический отдых. Постоянно разговаривайте с ним, он должен ощущать себя в полной безопасности. Постарайтесь любое упражнение для детей в бассейне проводить в игровой форме. Например, не просто плавать, а играть в доганялки, отдыхая, поплескаться водичкой и так далее. Включите свою фантазию.

Теперь можно приступить и к нырянию. Некоторые родители опасаются это проделывать. Но стоит успокоиться. При правильном выполнении эти упражнения безопасны, но они очень полезны.

Техника ныряния

Стоит запомнить несколько основных, но очень важных правил. Никогда насильно не заставляйте малыша нырять. Ныряние всегда начинается на вдохе и из положения – лежа на животе. Главное, чтобы малыш не испугался. Он должен получать от занятий только положительные эмоции, тогда ожидаемый результат придет много раньше, и вы не отобьете у него желания в дальнейшем «общаться с водой».

На первом занятии не стоит сразу преступать к нырянию. Его цель – выработка рефлекса на слова – «Ныряй!». Это можно сделать, проговаривая команду и поливая личико малыша водичкой. Когда после услышанной команды карапуз научится задерживать дыхание, тогда наступит время переходить к нырянию. Произнесли команду, погрузили его под воду. Вынырнули. Немного отдохнули. Спустя 5÷6 месяцев с момента начала занятий, ребенок научится нырять самостоятельно.

После занятий

После завершения водных процедур, если родители хотят внести и элемент закаливания, и поднятия иммунной системы малыш, не стоит его сразу кутать, пусть он самостоятельно обсохнет на воздухе при комнатной температуре. Из бассейна к пеленальному столику лучше нести с покрытой головой, слегка промокнув тело пеленкой.

Только после всех этих процедур кожу малыша можно смазывать специальными косметическими средствами. Не стоит и в ближайшие 15÷-20 минут после купания кормить грудничка. Он по любому наглотался воды. Дайте ей время выйти и освободить желудок.

Комплекс упражнений для детей в бассейне

Раньше плавать, чем ходить – этот девиз стоит взять на вооружение всем родителям. Упражнения для детей в бассейне – это отличный тренажер всего детского организма, но для более равномерной нагрузки всех групп мышц стоит рассмотреть ряд упражнений, которые более всего подойдут тому или другому возрасту.

Детки 1,5÷2 лет

В таком возрасте детки обычно не знают что такое «боязнь воды», поэтому посещение бассейна ими воспринимается на ура! Если же все-таки такие проблемы возникли, обратитесь к инструктору, проконсультируйтесь с педиатром. Эта проблема решаема.

Предлагаемые упражнения для детей в бассейне, отлично подходят и для ванны (некоторые из них). Несколько первых минут необходимо, чтобы малыш прошел водную адаптацию, привык к перепаду температур. Поиграйте с ним, пусть он похлопает ладошками по поверхности. Это позволит карапузу разогреться, успокоиться, привыкнуть к воде и окружению. Можно немного попрыгать «зайчиком». После этого можно смело переходить к основным упражнениям.

  • «Моторчик катера»

Малыш садится на бортик и ножками осень активно начинает бултыхать, изображая работу двигателя. Другой вариант: ложится на живот при активной поддержке родителей, и работает ногами. Это базовое движение для овладения в дальнейшем навыками плаванья.

  • «Сбор урожая»

Глубина воды должна быть такой, чтобы при приседании малыша вода доходила не выше подбородка. Это упражнение для детей в бассейне поможет справиться со страхом перед водой. Деткам необходимо собрать рассыпанные по дну игрушки. Данное упражнение легко модернизируется, по мере взросления и в зависимости от подготовки. Можно усложнить, добавив опускание лица в воду.

  • «Дождик»

Легонько брызгайте малышу в лицо водичкой, пусть он то же делает в ответ. Это даст возможность преодолеть страх перед водной стихией.

  • «Лодочка»

Поддерживая за туловище, покачиваем ребенка, слегка погрузив в воду, как маятник. Ножки должны быть ровными и не доставать до дна. Это дает малышу возможность ощутить, что вода может держать, на ней можно даже лежать. Упражнение «лодочку» возможно делается как лежа на спине, так и на животе, попробуйте добавить движение «моторчик».

  • «На веслах»

Согнули ладошки лодочкой, ходим по пояс в воде, начинаем движение руками, имитирующее весла (разводя руки, толкаем ладошками воду назад).

  • «Часики»

Это отличное упражнение для детей в бассейне, которое развеселит и успокоит карапуза, когда он расстроен и плачет. Погружаем его, придерживая под ручки (до пояса, либо по плечи) в воду и начинаем потихоньку раскачивать маятником или по кругу. Детвору это обычно веселит.

В конце занятий обязательно необходимо расслабиться и восстановить дыхание. Это получится сделать, если просто подуть на поверхность воды или опять подоставать игрушки со дна. После такого релакса, ребенок получит истинное удовольствие. Не забывайте, что в таком возрасте они полностью подражают взрослым, поэтому не ленитесь демонстрировать все движения, показывая свой личный пример.

trusted-source[10]

Детки 2÷3 лет

Малыши в таком возрасте очень часто боятся воды, а постарше зачастую излишне осторожничают. Взрослому необходимо проявить терпение и сдержанность – этот страх уйдет не сразу, ведь обычно «неприятие воды» связано у ребенка с какими-то неприятными воспоминаниями или ощущениями (слишком холодная либо горячая вода, неудачный нырок…) Отсюда обозначается Ваша первостепенная задача – научить кроху снова любить воду.

Не стоит их насильно принуждать делать что-либо, устройте просто веселую возню. Пусть он в процессе игры забудет свой страх. Впрочем, если мамочка не уверена в своих силах, можно обратиться за помощью к профессионалу. Такое обращении дает еще один положительный момент. Детки данного возраста стремятся в социум, они хотят играть с себе подобными. А небольшая группа из малышей на курсе – чем не повод к знакомству.

Но можно не ограничивать себя в общении со своей крохой и взять все в свои руки. Когда этап адаптации и страха благополучно пройден, можно приступать к занятиям.

Комплекс упражнений для детей в бассейне этого возраста не сложен. Если упражнение не имеет названия, придумайте его со своим ребенком – так будет интереснее.

  • «Кошечка умывается»

Карапуз зачерпывает двумя ручками водичку и делая выдох, брызгает себе на личико. Чтобы получить выдох в нужном месте упражнения, попросите, в момент брызгания произносить что-то на подобие — «бу». Ему будет понятнее что такое выдох и когда его необходимо делать.

  • «Пузырьки в ладошках»

В ручки набрать водичку и постараться держать их так, чтобы водичка «не убежала». Опустить ротик между ладошками в водичку и выдохнуть. Как можно доходчивее, на примере, объясните, что чем большее количество воздуха карапуз наберет в ротик, тем больше веселых пузырьков у него получится.

«Горячий чай». Попросите чтобы малыш вспомнить, как нужно дуть, чтобы чай остыл и не был таким горячим. Набрать побольше воздуха (ребенок делает вдох) и достаточно сильно ?