Тренинг развитие способностей ребенка

Тренинг развитие способностей ребенка thumbnail

Обучающий тренинг для родителей:

«Развитие творческих способностей детей»

Задачи: обратить внимание родителей на творческий аспект воспитания детей; ознакомить родителей с играми, позволяющими развить творческие способности ребенка.

Форма проведения: обучающий тренинг.

Подготовительная работа: при проведении тренинга родителям потребуются листы бумаги, ручки, краски; педагог подбирает музыку на свой вкус.

Ход собрания

Вступительное слово педагога

Нередко родители, имеющие детей среднего и старшего школьного возраста, замечают, что, взрослея, их сообразительный ребенок становится более заурядным. Конечно, он становится все умнее, получает все больше знаний, но теряет живость впечатлений, неординарность суждений. Несомненно, задача родителей — «не позволить» ребенку потерять способность фантазировать, оригинально мыслить. Очень важно не упустить время!

Уважаемые родители, давайте начнем прямо сейчас, пока дети способны всё воспринимать с присущей им природной живостью ума.

Существуют специально разработанные упражнения, часть из которых описана в популярном пособии для родителей и педагогов Л.Я. Субботиной «Развитие воображения у детей».

Мы построим наше собрание так:

— проиграем некоторые из них,

— обменяемся впечатлениями по содержанию игр,

— попытаемся придумать упражнения по аналогии.

Ваша задача — отводить хотя бы полчаса в день на проведение подобных упражнений.

Конечно, это не все полезные игры для развития творческих способностей детей. Но они могут послужить для родителей примером создания аналогичных упражнений.

Обучающий тренинг

Игра «Сочиняем сценарий». Родители делятся на группы и совместно придумывают сценарий к фильму. Сначала каждому за 5-10 секунд необходимо назвать 1-2 предмета. Затем родители придумывают историю, в которой фигурируют названные предметы. На сочинение истории отводится 10 минут. Вопросы — помощники: Кто это? Что делает? Где находится? Что и как говорит? и т.д.

Упражнение «Символика». Родителям предлагается придумать и изобразить три символических атрибута, отражающих самое главное в их личности. Эти атрибуты: псевдоним, герб и девиз.

Игра «Рассказ по картинкам». Родители придумывают рассказ, используя предложенные учителем картинки. Затем придумывают продолжение рассказа.

Упражнение «Составь комикс». Родители составляют комикс. При выполнении этого задания можно использовать готовые картинки. (Детям можно предложить нарисовать картинки самим и по ним составить рассказ.)

Игра «Музыка». Родители слушают музыку. После прослушивания они берут четыре краски: красную, зеленую, синюю, желтую — и изображают услышанную музыку. Затем можно предложить родителям озаглавить рисунок.

Упражнение «Незаконченный рисунок». Родителям предлагается лист с изображенными на нем кружочками, квадратиками, крестиками, линиями вертикальными, горизонтальными, зигзагами и др. Задача — используя различные элементы, изобразить какие-либо образы. Повторяться нельзя.

Игра «Натюрморт». Родители рисуют натюрморт на заданную тему. Художники рисуют натюрморт с натуры, родители же должны нарисовать его по памяти. Рекомендуемые темы: «Бабочка на распустившемся цветке», «Яблоко на фарфоровом блюде», «Чашка. Возле нее еловая ветка», «Осенние листья на холодной земле» и др.

Упражнение «Ассоциации». Родители придумывают и пишут на листке два столбика, из четырех слов каждый. Это могут быть названия предметов, имена людей, клички животных. Затем к каждой из четырех пар слов (по одному из каждого столбика) нужно придумать связывающие их ассоциации. Чем больше ассоциаций, тем лучше.

Игра «Рифмоплет». Родители придумывают слова, окончания которых звучат одинаково (палка — галка), сочиняют двустишья на заданные рифмы. Затем подбирают рифму и заканчивают двустишья. В конце игры можно предложить сочинить стихотворение неограниченной длины, используя как можно больше наработанных рифм. Вариант: одна группа придумывает рифмы, другая — используя их, сочиняет стихотворение. Затем группы меняются ролями.

Игра «Придумай название». Родители слушают рассказ, сказку и придумывают название. Для названий можно использовать пословицы, поговорки, крылатые фразы. Можно предложить придумать название рисунку.

Игра «Превращения». Родителям предлагается простой предмет, например стакан. С помощью мимики, пантомимики, имитации действия с этим предметом нужно превратить его в совершенно другой. Так стакан может превратиться в вазу, носовой платок — в скатерть, ручка — в нож и т.д.

Игра «Изобретатель». Родителям предлагается придумать:

— несуществующий прибор, необходимый в домашнем хозяйстве;

— необычные способы использования обычных предметов.

Читайте также:  Как влияет беременность на развитие ребенка

Игра «Архимед». Родителям предлагается найти как можно больше решений вставших перед ними проблем. Проблемы могут быть такими: как вырастить пальму возле дома? Как развести сад на Луне? Как распознать инопланетянина? Как создать машину для расчесывания собак? Как сосчитать все звезды? Как сделать машину для приготовления уроков? и др.

Конечно, не все эти игры можно проводить на родительском собрании. Но рекомендуется познакомить родителей со всеми возможными вариантами упражнений.

Подведение итогов

В конце собрания родители обмениваются впечатлениями, высказывают свое мнение по содержанию игр и упражнений.

Творческое задание

Придумать упражнения по аналогии.

Источник

Тренинг развития творческих способностей детей и подростков

/для учеников/

 Автор:

               МОУ «Школа № 86 г. Донецка»

педагог-психолог Айрапетян Илона Михайловна

Цель: максимально способствовать психическому и личностному развитию каждого ребенка; помочь учащимся раскрыть свой творческий потенциал, научиться видеть проблему и искать ее разностороннее решение; развивать познавательные и творческие способности учащихся, навыки общения в учебно-игровой деятельности, умение находить пути предупреждения конфликтов.

После тренинга участники:

       будут знать:

  • что такое творческая одаренность;

  • как с помощью творчества раскрыть свой жизненный потенциал;

  • различные пути предупреждения конфликтов;

       будут уметь:

  • развивать собственные творческие способности;

  • искать разностороннего решения проблем;

  • развивать навыки общения;

       будут мотивированы:

  • к развитию собственных творческих способностей развития.

Вид тренинга:               тренинг личностного роста.

Категория участников: ученики 9-11 классов.

продолжительность:     90 минут.

План тренинга:

Виды работы

Ориентировочная продолжительность(мин)

Ресурсное обеспечение

1.

1.

Знакомство. Упражнение на знакомство «Имя + качества»

10

Лист форматом А4

2.

Правила работы группы

5

Демонстрационный стенд

3.

ожидания

Упражнение «Дерево ожиданий»

5

Разноцветные стикеры, плакат с изображением дерева

4.

Оценка уровня осведомленности

5

5.

Актуализация проблемы Упражнение «Разные понятия»

10

Разноцветные стикеры

6.

Информационное сообщение

5

7.

Художественная разминка — упражнение «Снеговик»

10

Лист форматом А4, маркеры

Упражнение «Квота творческих идей»

10

Форматом А4, маркеры

Образная разминка «Ассоциации»

10

Лист форматом А1, маркеры

Упражнение «Картинная галерея»

10

Крупы: рис, манка, гречка; краски, маркеры, ножницы, нитки, клей, цветная бумага

8.

Завершение работы. Упражнение «Круг впечатлений»

10

Ход тренинга

I Начало тренинга (вступительная часть)

1. Знакомство

Упражнение на знакомство «Имя + качества»

Цель: развитие чувства принадлежности к группе; сближение друг с другом.

Инструкция: участникам тренинга предлагается написать свое имя и на каждую букву имени придумать слова, характеризующие ваши лучшие качества (например, Ира — индивидуальность, умная, активная).

2. Правила работы группы

Цель: формирование единого рабочего пространства и создания правил поведения в группе на протяжении всего тренинга.

Информация: Группа определяет для себя условия, по которым общения в группе будет наиболее продуктивным и комфортным. Предложения участников записываются на листе и прикрепляются на видном месте.

3. Упражнение «Дерево ожиданий»

Цель: осознать и определить, что каждый участник ожидает от тренинга и сравнить свое ожидание с другими.

Инструкция: Участникам раздаются разноцветные стикеры, на которых каждый делает записи, чего именно он ждет от тренинга. После этого бумажки прикрепляются на плакате с изображением дерева.

II Основная часть тренинга

4. Оценка уровня информированности

— Что мы понимаем под творческими способностями?

5. Актуализация проблемы

Упражнение «Разные понятия»

Цель: установить значение понятий «способности», «одаренность», «талант», «гениальность», продемонстрировать различия в восприятии людьми того же понятия

Инструкция: участники объединяются в рабочие группы по цвету карточки, на которой они делали запись своих ожиданий от тренинга (желтая, красная, синяя, зеленая). Цвет соответствует одному из понятий: «способность», «одаренность», «талант», «гениальность». Каждая группа записывает (согласно понятие на карточке) 5 характеристик человека, которого можно назвать способным, одаренным, талантливым, гениальной личностью, представляет записи.

Обсуждение:

— Какие черты похожи, а отличные в способной, одаренной, талантливой, гениальной личности?

— Можно ли одновременно быть способным, творческим и одаренным?

После этого каждая группа получает конверт, в котором содержится 4 карточки с надписями «способности», «одаренность», «талант», «гениальность». Задача учеников — разложить карточки с надписями в порядке возрастания.

Обсуждение результатов работы рабочих групп, комментарий и информационное сообщение тренера.

6. Информационный блок

информационное сообщение

Есть разные уровни одаренности, в том числе и творческой:

  • способности — индивидуальные черты личности, которые позволяют при равных условиях успешно овладеть определенную деятельность, решать задачи, проблемы; характерны практически для каждого человека;

  • одаренность — специфическое сочетание способностей, интересов, потребностей, которое позволяет выполнять определенную деятельность на качественно высоком уровне; характерна для небольшого круга людей;

  • творческая одаренность позволяет успешно решать задачи, выполнять деятельность творческим, оригинальным путем, то есть нетрадиционно, не так, как другие; таких людей еще меньше;

  • талант — система рис, позволяющие личности достигать значительного успеха в оригинальном исполнении творческой деятельности; таких людей очень и очень немного, несколько тысяч на поколения;

  • гениальность — высшая форма таланта, системная характеристика личности, которая свидетельствует о ее сверхоригинального достижения, существенно преобладают «обычную» и даже творческую деятельность; исключительный случай, таких людей рождается не более 30 в год.

Читайте также:  Особенности поведения и развития ребенка консультация

7. Приобретение практических навыков

Художественная разминка. Упражнение «Снеговик»

Цель: формирования четкости движений, тренировки устойчивости и прочности памяти.

Инструкция: Участники тренинга (четыре человека на выбор тренера) рисуют с завязанными глазами Снеговика. Тот, чей рисунок наиболее точно передает изображение на образце, определяется лидером и формирует команду из четырех человек. Последовательность выбора определяется качеством рисунка.

Упражнение «Квота творческих идей»

Цель: стимулирование творческого воображения и фантазии, развитие оригинальности, скорости и гибкости мышления.

Звучит музыка Ф. Шопена «Фантазия».

Инструкция: подумайте, обсудите в группе и запишите, как можно больше способов использования обычного предмета (например, ручки, тетради и т.д.) и его новых назначений. Оцениваются: производительность использования задач путем подсчета количества ответов за определенный интервал времени; гибкость — количество переключений с одного объекта на другие; оригинальность — по частоте такого ответа в однородной группе.

Обсуждение:

— Сложно было выполнять упражнение? Что мешало? 
— Как быстро возникали оригинальные идеи? 
— У кого в вашей группе было больше предложений?

Образная разминка «Ассоциации»

После короткого объяснения группе, такое ассоциации, тренер предлагает слова-стимулы в таком порядке, чтобы шаблонные (учредительные) ассоциации чередовались со словами-стимулами, способными вызвать различные нестандартные ассоциации.

К примеру:

  1. Цветок (чаще всего: роза).

  2. Детство.

  3. Время года (зима, весна, лето, осень).

  4. Радость.

  5. Солнце (чаще всего: тепло, свет).

  6. Любовь.

  7. Домашнее животное (чаще всего собака, кошка).

  8. Страх.

Инструкция: я буду называть вам пронумерованные слова, например: «Один — цветок, два — детство и т.д.». Вы должны как можно скорее записывать в столбик первую мысль, которая вам пришла. Прочитанное слово записывать не надо, ставьте только его номер.

После того, как каждый запишет свои свободные ассоциации, тренер называет слово-стимул и каждый из участников поочередно сообщает, какую ассоциацию у него вызвало это слово.

Обсуждение является обязательным элементом комплекса психопрофилактических мероприятий по предупреждению конфликтов.

  1. Считаете ли вы, что различия ассоциаций вызваны тем, что не все меня правильно поняли?

  2. Думаете ли вы, что ассоциации зависят от того, как человек настроен эмоционально — «положительно», «отрицательно» или «нейтрально»?

  3. Считаете ли вы, что ассоциации могут быть «правильными» и «неправильными»?

  4. Можете ли вы оценить человека, «плохой» она или «хороший» по его ассоциациям?

Упражнение «Картинная галерея»

Цель: развивать навыки творческого самовыражения, креативное мышление, умение сотрудничества и конструктивное взаимодействие в малых группах.

Каждая группа получает одинаковый набор материалов для работы.

Инструкция: участникам группы нужно создать с помощью имеющихся материалов картину, на которой будет изображен креативность всей группы в образах и символах (групповой автопортрет). Дать название своему групповому портрету. После завершения проходит презентация картин и их размещение в импровизированной картинной галереи.

Обсуждение:

— Какие были ощущения во время работы? 
— Сложно было работать в группе? 
— Какие возникали образы и символы?

III Заключительная часть тренинга (заключительная часть)

8. Завершение работы. Получение обратной связи

Упражнение «Круг впечатлений»

Цель: обратная связь, завершение тренинга.

Инструкция: все участники садятся в круг, вспоминают «Дерево надежды», где каждый написал на листочках ожидания от тренинга, каждый по очереди высказывает свои впечатления от тренинга.

Обсуждение:

— Что нового я открыл для себя, чему научился? 
— Какие чувства вызвало у меня сотрудничество с другими участниками занятия? 
— Какие выводы об одаренности вы для себя сделали?

Использованные источники:

  1. Большаков В.Ю. Психотренинга: социодинамики, упражнения, игры. — СПб. — 1996.

  2. Е.В.Заика, И.А.Калмыкова. Как воспитать талантливого ребенка. Сборник игр и упражнений по развитию познавательных и творческих способностей. — 2002.

  3. Психологическая поддержка творчества ученика. / Сост. А. Главник, В. Зоц. — М.: «Редакции общих педагогических газет». — 2003. — 128с.(Библиотека «Школьного мира»).

Читайте также:  Роль родителей в развитии творческой личности ребенка

Источник

1. «Волшебная клякса»

Оборудование: лист бумаги, акварельные краски, кисть, вода, карандаши

Лист бумаги сложить пополам. На одной из сторон ребенок рисует красками кляксу, затем свернуть и прижать. Получается двойное изображение, его нужно дорисовать.

2. «Составление изображений объектов»

Оборудование: геометрические фигуры (из бумаги, картона, пластика неважно из чего)

Из геометрических фигур ребенок выкладывает различные объекты, например: домик, цветок, человека и т.д. Также ребенку можно предложить придумать самому кого бы он хотел изобразить.

! Вместо геометрических фигур можно использовать пуговицы, скрепки, пробки от бутылок, различный природный материал (ракушки, мелкие камушки, шишки, засушенные цветы, листья и т.д.). Задание аналогичное выложить различные объекты или целую картину.

3. «Буквы и цифры в рисунках»

Оборудование: бумага, цветные карандаши

Все буквы и цифры на что-то похожи, предложите детям пофантазировать и дорисовать их.

! Еще один вариант игры превратить простую фигуру (овал, 2 линии, треугольник и т.д.) в рисунок.

4. «Обведи свою ладонь и оживи»

Оборудование: бумага, карандаши (краски)

Ребенок обводит на бумаге свою ладошку (можно по желанию две). Далее попробовать превратить силуэт в какую –нибудь картинку.

5. «Несуществующее животное».

Предложите ребенку нарисовать своего животного, придуманного например: рыба – арбуз, жирафолев, собака – цветок и др.

Другой вариант этой игры, предложить ребенку составить несуществующее животное из деталей. Детали это вырезки из журналов, различные фигуры и др.

6. Игра «Счетные палочки не только для счёта».

Оборудование: счетные палочки

Показать, что счетными палочками можно не только считать, но и выкладывать различные изображения. Пусть ребенок выложит картинку из счетных палочек по вашему по образцу, а можно предложить ему проявить свою фантазию.

7. Для чего я хорош?

Выбрать любой предмет и придумать и назвать все варианты использования этого предмета.

8. Творческое упражнение «У кого какой характер?»

Оборудование: изображения животных

Раздать детям картинки с изображением животных и предложить им описать их характер. Пусть ребенок подумает: какой характер данного животного, что он больше всего любит делать, о чем разговаривает с другими животными, кто его враги и т. д. Ответы могут быть сказочными.

9. Театр

Оборудование: ширма, игрушки (или костюмы, маски)

Предложить ребенку показать театральное представление по мотивам сказки или собственной придуманной истории.

10. «Слепой художник».

Оборудование: лист ватмана, карандаши

Ребенку завязать глаза и по вашим подсказкам он должен нарисовать рисунок. Ваши подсказки заключаются в том, чтобы направлять «художника». Говорите, как вести карандаш влево, право, что нарисовать точку, овал и т. д. Ребенок должен попытаться угадать что он рисует.

11. Выдумай историю.

Оборудование: тетрадь, карандаши, фломастеры

Предложить ребенку попробовать себя в роли писателя. Пусть сочинит сказку, например о домашнем питомце. Помогите записать её в тетрадь, а ребенок пусть нарисует обложку и иллюстрации к ней.

! Упрощенный вариант этой игры: выбрать любую картинку из книги и придумать новые события сказки.

12. Игра в стихи.

В поэзию можно играть, и имя этой игры — буриме.

В этой игре нужно сочинить стихотворение по заданным рифмам. Например, по таким: мороз – вопрос, скорей – веселей; конь – гармонь, огонь – ладонь.

13. Расшифруй слова

Представьте, что простые слова — аббревиатуры. Пусть ребенок придумает смешные расшифровки. Например: ЧТО- черепаха топала около.

14. Упражнение «Танец».

Предложить детям станцевать например как распускающийся цветок или как ветерок, по определенную музыку.

15. «Непослушный карандаш».

Оборудование: бумага, карандаши

Предложите ребенку нарисовать на листе бумаги закорючки. Дайте ребенку карандаш и бумагу, предложите ему представить, что у него в руках непослушный карандаш и нарисовать «кулю-мулю». Затем рассмотреть такой рисунок и предположить на что это похоже.

Источник