Тренинг для ребенка по развитию эмоционального интеллекта
Светлана Боина
Тренинг по развитию эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
Научные и исторические факты:
Научное изучение эмоционального интеллекта положило свое еще со времен Дарвина, а стало набирать свои обороты в конце 50-х годов. Изучением занимались психологи разных стран, в т. ч. Россия (ранее Советский Союз): но серьезно подошли к изучению эмоционального интеллекта на Западе.
Пол Экман в рамках национального задания по исследованию получил гранд на научные исследования и занялся подтверждением дарвинской теории, которая гласила. Что люди любой расы,независимо от места и условий происхождения с рождения наделены:
• одинаковыми эмоциями,
• чувствами,
• переживаниями.
И способны их одинаково выражать в схожих представших перед ними жизненных ситуациях.
Исследования Пола Экмана служили только началом в изучении эмоционального интеллекта человека.
Актуальность:
Тема развития эмоционального интеллектаявляется важной по нескольким направлениям:
• Расширить представление педагогов о эмоциональном интеллекте;
• При организации взаимодействия в Семьями воспитанников, расширить
• представления (законных представителей) о развитии эмоциональном интеллекте;
• Развивать эмоциональный интеллект воспитанников.
Работа в ДОУ направленная на развитие эмоционального интеллекта:
• С изучения и развития эмоционального фона воспитанников. Способны ли они различать эмоции других людей.
Научно и практически доказано, что дети способны различать эмоции своих собеседников (дарвинская теория доказана еще в конце 60-х годов, подтверждено П. Экманов и Л. С. Выготским)
Какие новые формы работы применялись:
• Проигрывание через драматизацию героев с их образами, чувствами.
• Речевое развитие с помощью развития эмоционального интеллекта.
• Игры направленные на развитие способностей узнавать свои внутренние переживания, сопереживанию других людей.
• выставка рисунков «Минутки радости и грусти».
• работа с педагогами, направленная на выявление алекситимии, и дающая возможность развивать способности, связанные с развитием эмоционального интеллекта,
• Работа направленная на развитие саморегуляции,
• Работа направленная на развитие гибкого (вариативного) мышление,
• Работа направленная на целеполагание и достижение поставленной перед собой задачей,
• Развитие командообразования.
• Обмен опытом с педагогами других детских садов,
• Семинар- практикум для педагогах о представлении значения термина «эмоциональный интеллект»,
• Работа с родителями на родительском собрании о представлении значения эмоционального интеллекта.
В перспективе:
• Проведение тренингов и обучающих семинаров для родителей (законных представителей) воспитанников,
• Продолжать развивать эмоциональный интеллект воспитанников, проводя игровые занятия, тренинги, во время непосредственной образовательной деятельности.
Тренинг, способствующий развитию эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Цели:
Способствовать формированию самомотивации воспитанников, достижению поставленных перед ними задач в соответствии с задачами направленными на развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Способствовать развитию саморегуляции.
2. Развивать совместную деятельность воспитанников, способствующую чувству командности- командообразование.
3. Способствовать развитию вариативности мышления детей старшего дошкольного возраста.
4. Способствовать принятию решений, среди открывшихся перед детьми возможностями выбора, в соответствии с социальными нормами и правилами поведения.
5. Способствовать развитию коммуникативных навыков, исключая возможности конфликтных ситуаций, формированию способности договариваться.
Возраст детей: 6-7 лет
Количество детей в группе: 10-12 человек.
Длительность тренинга: 25-30 минут
Упражнение: «Ладушки»
Цель: познакомить детей с эмоционально- позитивным способом запоминания и воспроизведения информации.
Задачи:
1. Научить детей вырабатывать синхронный ритм, способствующий концентрации внимания в поставленной перед ними задачей;
2. Научить принимать ответы других детей, даже если они оказались не правильные, пользуясь правилом «В игре все равны».
3. Научить детей самомотивации, для достижения поставленной перед ними задачи, в процессе упражнения, благодаря позитивной атмосферы в группе.
4. Способствовать развитию памяти детей.
Длительность упражнения 10-15 минут.
Ход упражнения:
Дети сидят в кругу на стульчиках. Тренер занимает позицию участника и садится с ними на стульчике в круг. Предлагает поиграть в игру «Ладушки». Дети четко представляют себе картинку и правила игры в «Ладушки» из раннего детского возраста. Тренер предлагает воспроизвести данную игру, чтобы вспомнить, какими все были маленькими и играли в «Ладушки». Похлопали. Тренер поясняет, что таким образом все, в том числе и он сам играли, пока нам было 1-2 года. И предлагает новые правила игры, предлагая детям повторять за ним, соблюдая точный ритм.Например: 2 хлопка в ладоши, 2 хлопка по коленям. Дожидаемся выравнивания ритма. Детям необходимо заинтересованно отработать данный процесс, т. к. впереди их ждет новое интересное задание.
Продолжая соблюдать ритм, тренер предлагает загадать каждому ребенку цвет. Далее ритм соблюдается на протяжении всего упражнения. Тренер обращает внимание, прежде всего на ритм хлопков и последовательность выполнения хлопков. Если произошел сбой, необходимо выровнять ритм, после чего продолжить упражнение. Дети тем самым будут уверены в правильности выполнения задания, концентрируя внимание на своих действиях.
Тренер предлагает озвучить каждым ребенком его цвет. В случае, если цвет уже повторяется, заменяется на другой. Далее тренер предлагает детям озвучить свой цвет и цвет, который они запомнили.Показывая на собственном примере: называет свой цвет, и цвет того ребенка, чей он запомнил и комментирует дальнейшие правила.
Например: «Оранжевый- синий. Дима синий цвет твой? (ребенок слышит свой цвет, подтверждает.) Теперь Дима, ты называешь свой цвет и другой, какой ты запомнил. А вы ребята слушайте, внимательно, потому что могут назвать ваш цвет.»
Упражнение повторяется, до тех пор, пока не окажутся задействованы все участники. Упражнение можно усложнить запоминанием цифр участников круга, так же сложением цифр.
В этом возрасте (начиная с 6 лет) начинает развиваться ведущая репрезентативная система восприятия детей. Тренер отслеживает, каким методом пользуется ребенок, чтобы далее провести работу с родителями. Идеальный вариант, когда все репрезентативные системы задействованы, что способствует развитию эмоционального интеллекта в полном объеме.
Упражнение: «Сиамские близнецы».
Цель: способствовать развитию эмоционального мышления методом командообразования.
Задачи:
1. Развивать вариативное (гибкое) мышление.
2. Способствовать развитию саморегуляции.
3. Способствовать развитию целеполагания и принятия решения.
4. Способствовать развитию коммуникативных навыков.
Длительность упражнения: 10-15 минут.
Ход упражнения:
Детям рассказывается о сиамских близнецах. О возможностях, которых они лишены и способностях, которые открыты перед сиамскими близнецами.
Ребятам предлагается побыть некоторое время сиамскими близнецами.
Детей делят на пары. Ставят друг-друга бок о бок. Руками, которые находятся между сиамскими близнецами необходимо обхватить друг друга со стороны спины. А ноги, находящиеся по середине сиамских близнецов обмотать скотчем, для уверенности в исполнении упражнения.
Ребятам дается задание. Походить по группе, как сиамские близнецы проводя экскурсию друг- другу. Рекомендуется договориться о том, с какой ноги им начинать идти. После выполнения задания, сиамским близнецам предлагается сесть за стол на стульчики. Рекомендуется договориться и решить каким образом они смогут это сделать. В случае нахождения нескольких способов, опробовать все. Далее предлагается сходить умыться. Т. к. рук свободных только две, необходимо умыть друг-друга, проявляя трепетную заботу а своем брате (сестре) близнеце, как это делает мама. Соответственно, после того, как умылись, необходимо вытереть лица полотенцем, учитывая что полотенца должны быть разные и висят они в разных местах.
Далее упражнение усложняется тем, что к близнецам приклеивается еще одна пара сиамских близнецов. И в четверке необходимо повторить упражнение, с момента, где необходимо сесть за стол, а так же с момента, где необходимо умыть друг- друга.
В конце тренингавсе садятся в круг и делятся впечатлениями:
1. Что понравилось, что не понравилось.
2. Что легко было выполнять, что сложно.
3. Чему научились, чему хотели бы еще научиться.
Похлопали друг- другу, сказали друг- другу «Спасибо!» и попрощались с тренером.
Список используемой литературы:
1. Пол Экман. Психология эмоций. Издательство «Питер», 2010 год.
2. Л. С. Выготский. Психология человека. Издательство «Эксмо», 2003 год.
3. Дэниел Гоулман. Эмоциональный интеллект. Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2013 год
4. Гиту Орме. Эмоциональное мышление. Издательство «Эксмо», 2013 год.
Источник
67 797
Способность правильно распознавать свои эмоции и управлять ими – залог и профессионального успеха, и счастливой жизни. Поэтому важно развивать эмоциональный интеллект, и начинать нужно с раннего возраста. Психолог Виктория Шиманская предлагает 6 упражнений, которые будут полезны для вашего ребенка – и для вас.
Вчера Вита, моя 4-летняя дочка, нарисовала яркую картину из множества цветных фигур, и сказала, что она называется «Лабиринт к счастью». Мы с детства идем по этому лабиринту, и одним из основных помощников на пути может стать эмоциональный интеллект.
EQ – основа позитивного мышления, фундамент успешной жизни и личного счастья. Поэтому так важно его развивать. Понимание эмоций, способность распознавать чувства, намерения и мотивацию окружающих открывает больше возможностей, не позволяет опустить руки в сложной ситуации.
Только тем, что видишь, можно управлять. И развитый EQ дает возможность руководить не только собственными переживаниями, но и чувствами окружающих.
Дети смотрят на мир через призму эмоций. Для ребенка со слаборазвитым EQ неудача становится личной трагедией и поводом усомниться в себе. А эмоционально стабильного ребенка отличает дружелюбие и отзывчивость, уверенность в своих силах и спокойствие, целеустремленность и ориентированность на результат. Он может стать успешным дипломатом или бизнесменом, любящим супругом и счастливым родителем.
Женщинам эмоции более подвластны, нежели мужчинам. Девочка с раннего детства учится состраданию, отзывчивости и пониманию. Каждая игра в куклы позволяет представить себя женой, дочерью и мамой.
Техники развития EQ для взрослых и детей
Не столь важно, чему мы учим детей, сколь то, какой пример мы показываем. А самый важный пример – это умение быть счастливым.
1. Коробочка эмоций
Полезно создать в воображении свою коробочку счастья. «Сложите» в нее все, что ассоциируется у вас со счастьем визуально, на слух, вкус, обоняние и осязание. А затем создайте такую же коробочку вместе со своим ребенком, подробно обсуждая с ним его эмоции. Пример:
- Зрение: счастливая улыбка ребенка.
- Слух: шум морской волны.
- Вкус: сладкая клубника.
- Обоняние: ароматы леса после дождя.
- Осязание: объятия любимого человека.
2. Язык эмоций
Он поможет не только разобраться в собственных чувствах, но и позволит окружающим лучше вас понимать. Такое общение с партнером, коллегами и особенно с ребенком станет основой взаимопонимания в семье и на работе. Для этого введите в свою речь формулу: «Я чувствую…, потому что…, и я хотела бы…».
На примере общения с ребенком эта формула может звучать так: «Я расстроена, что ты разлил воду с красками. Я хотела бы, чтобы ты был внимательнее. А сейчас давай вместе приберемся».
3. Что я чувствую сегодня
Суть игры заключается в том, чтобы каждый вечер ребенок сам выбирал эмоцию сегодняшнего дня. «Сегодня я чувствовал радость (грусть, любопытство, злость…), когда…». Для этого распечатайте все эмоции любимого персонажа ребенка, которые он и будет выбирать для обозначения своих переживаний. Эта игра учит осознанности и принятию собственных чувств.
4. Эмоциональный фотоальбом-путешествие
Интересно фотографировать не только в стиле «я и достопримечательности». Попробуйте делать эмоциональные фотографии: «А! Эта пальма как огромный кактус – надо его попробовать», «Башня не падает?!», «Жуууук!».
Поверьте, такие фотографии очень приятно рассматривать всей семьей. А еще по ним можно делать рассказ о путешествии. Распечатываете несколько фотографий, перемешиваете и создаете новую историю вашей поездки.
5. Эмоции в красках
Можно сделать свою галерею эмоций, где каждая картина – это эмоция, выраженная теми красками и композицией, которую выбирает ребенок. Очень здорово рисовать одновременно и сравнить, какими у вас получились радость, грусть, злость.
6. Компас эмоций
Уникальная игра, которая не только знакомит ребенка с эмоциями, но и показывает, какие чувства человек ощущает в той или иной ситуации. Суть игры: каждый получает набор из 8 карточек: радость, страх, интерес, вдохновение, сомнение, удивление, доверие, гнев. Перечень можно дополнять.
Загадывающий игрок придумывает слово-понятие-ситуацию и, выбирая к ней подходящую эмоцию, выкладывает карточку в круг закрытой. Остальные игроки должны угадать: какую же эмоцию вызывает у игрока загаданная ситуация.
Например, мама может выбрать карточку «радость» на понятие «1 сентября», а дочка – «страх». Детям сложно проговорить о своих эмоциях. А в игре они раскрывают их.
И не забывайте про чтение книг и хорошую музыку. Это неустаревающие ресурсы для познания себя, окружающих и всего мира.
Об эксперте
Виктория Шиманская – психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта детей «Академия Монсиков», автор книги «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить». Мать двоих детей.
Источник
Словосочетание «эмоциональный интеллект» наверняка слышали многие, но многие ли знают, что оно означает? Какова роль эмоций в жизни людей? Почему умение управлять эмоциями так сильно влияет на личностную и профессиональную успешность человека? Можно ли научиться управлять эмоциями? В этой статье, специально для CogniFit («КогниФит») психолог-педагог Кристина Тарабановская расскажет вам о том, зачем и как развивать эмоциональный интеллект у ребёнка.
Как развить эмоциональный интеллект у ребёнка?
Что такое эмоциональный интеллект?
Эмоциональный интеллект – это способность человека распознавать и корректно выражать свои эмоции, а также понимать чувства других людей.
Без эмоций жизнь представить невозможно – мы радуемся, удивляемся, сердимся, грустим каждый день. И очень важно знать и понимать, что не бывает плохих или хороших эмоций. Каждая из них — ключ к познанию окружающего мира.
Эмоции позволяют нам эффективно взаимодействовать с окружающими, лучше понимать себя и других, доверять друг другу и действовать в команде, ставить перед собой цели и достигать их.
Эмоциональный интеллект – это способность понимать свои и чужие эмоции, распознавать намерения и мотивацию собеседника, понимать его чувства и правильно на них реагировать, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей для эффективного и гармоничного взаимодействия с окружающим миром. Когда эмоции — не враги, а друзья, помогающие в достижении целей.
Вы хотите знать, как работает ваш мозг? Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье мозга, узнайте его сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования. Тест рекомендуется взрослым и детям старше 7 лет.
Проверьте, как работает ваш мозг, с помощью Общего когнитивного теста CogniFit
Для ребёнка развитый эмоциональный интеллект – основа успешного и, главное, счастливого будущего. Детям особенно сложно понять весь яркий спектр чувств и эмоций, разобраться с разочарованиями и сомнениями, поражениями и даже с победами. Ребёнок с развитым эмоциональным интеллектом в любой ситуации сделает для себя правильные выводы, и, напротив, ребёнок со слаборазвитыми социальными навыками и низким интеллектом может уйти в себя, стать закомплексованным, скованным в общении или даже агрессивным. Этого не случится, если начать развивать эмоциональный интеллект в самом раннем возрасте.
Зачем развивать эмоциональный интеллект у детей?
1. Управление собственным поведением
Допустим, у ребенка отобрали любимую игрушку. В ответ он начинает кричать, плакать, может даже лезть в драку. Почему? Потому что он испытывает эмоции – обиду, грусть, злость.
Когда ребёнок не понимает своих чувств, он начинает просто реагировать на ситуацию. Однако, когда он понимает, что чувствует, то начинает «решать». Ребёнку, как и любому взрослому, прежде чем начать исправлять, нужно понять своё отношение к произошедшему.
Когда ребёнок знает себя – свои реакции на различные события, предпочтения, когда понимает своё настроение и отношение к происходящему, ему становится гораздо легче регулировать своё поведение.
2. Понимание чувств других людей
На опыте «проживания» своих чувств, наблюдения за своей реакцией, ребёнок учится понимать чувства других людей. Почему это важно?
В первую очередь, понимание других способствует развитию компетентности в общении – способности находить общий язык, устанавливать и поддерживать контакты. Узнайте большое о том, как развить коммуникативные навыки.
Зачем развивать эмоциональный интеллект у детей?
Развивается способность к эмпатии. Принятие чужих чувств, осознанное сопереживание и сочувствие способствуют формированию тесной внутренней связи с родными и друзьями и являются неизменной частью успешной семейной жизни в будущем.
Понимание чувств других необходимо для формирования ответственности, ведь оно позволяет прогнозировать последствие своих действий – как для окружающих, так и для самого себя.
Как развить эмоциональный интеллект у ребенка?
Практически все дети рождаются эмоционально открытыми и, по мере взросления малыша, уровень эмоционального интеллекта развивается и совершенствуется наравне с крупной и мелкой моторикой, слухом, речью, памятью и другими процессами.
ВАЖНО
Родители принимают непосредственное участие в процессе развития эмоционального интеллекта ребёнка. Основная цель взрослого – научить малыша жить в гармонии с собой, принимать в себе весь спектр чувств – любовь, радость, гордость, зависть, ревность, злость, страх. И не нужно делить эмоции на плохие и хорошие, ведь все они имеют место быть в душе человека.
Первые эмоции
Вспомните ваши первые игры с малышом. Игра «ку-ку» – это не что иное, как реакция ребёнка на чувства и эмоции взрослого – чем веселее интонация и выглядывающее из-за ладошек лицо мамы, тем заливистей детский смех.
Чувство голода и колики знакомят малыша с такими эмоциями, как страх, боль, любовь, доверие, растерянность, отчаяние. И задача родителя здесь – отвечать на них так, чтобы ребёнок чувствовал себя нужным, значимым и услышанным. Именно в этом случае происходит развитие эмоционального интеллекта в гармоничном направлении.
Отражение чувств ребёнка
Первый и основной навык эмоционального интеллекта – понимание своих эмоций. Чтобы помочь ребёнку научиться понимать самого себя, проговаривайте вслух те эмоции, которые он испытывает. Ведь когда малыш радуется, злится или боится, он ещё не знает, что каждое его состояние имеет определённое название. Раз за разом сознавая их, малыш понимает, что чувства бывают разные, и он имеет право на каждое из них.
«Похоже, тебе сейчас очень весело.»
«Ты сейчас такой счастливый, как солнечный зайчик.»
«Твоя игрушка сломалась, и ты очень расстроен».
«Я вижу, что ты очень растерян».
«Наверное, ты сейчас сердит, как грозный лев».
Чувства можно сравнивать со сказочными героями, животными, явлениями природы, лепить и рисовать их – всё, что может рассказать об эмоции, полезно для развития первой ступени эмоционального интеллекта – понимания самого себя.
Первый навык эмоционального интеллекта — понимание своих эмоций
Показывайте свои чувства
Родитель для ребёнка – модель подражания. Когда ребёнок наблюдает за взрослым, он начинает понимать, как следует обращаться со своими чувствами. Ему нужно видеть взрослого не только радостным и счастливым, но и уставшего, расстроенного, иногда разозлённого, иными словами – естественного. Поэтому для родителя важно, в первую очередь, не бояться быть «настоящим», чтобы ребёнок мог признать самого себя со всеми слабостями и особенностями.
Показывая свои чувства, вы, как образец для подражания, даёте право и ребёнку переживать всё многообразие эмоций, учите выражать их приемлемым способом.
Наши дети всё впитывают в первую очередь через опыт и через наш родительский пример. Задавшись благородной целью развития эмоционального интеллекта у ребёнка, вы одновременно будете развивать его и у себя.
Начните с принятия факта: все эмоции существуют, и все необходимы
Есть чувства, от которых хочется улыбаться: радость, нежность, гордость, счастье. От других становится плохо: страх, злость, обида, вина. Помогите ребёнку овладеть этим алгоритмом:
- Понять свою эмоцию;
- Принять её. Не задавить, не отвергнуть. Честно дать себе внутри ощутить её;
- Понять, почему вы испытываете эти чувства;
- Принять решение, как выразить эти чувства.
Если мы сами будем озвучивать свои чувства (например: «Я испытываю радость, потому что мы так здорово всей семьёй провели эти выходные, и я хотела бы, чтобы мы все выходные проводили вместе», «Сейчас я очень сержусь из-за разлитых на ковер красок», «Я радуюсь, когда ты радуешься», «Я злюсь, когда меня не слушают»), это станет нормой общения. Тогда и ребёнку будет легко понимать свои эмоции: «Я чувствую обиду и грусть, потому что у меня не получилось написать диктант, хотя я готовился, и я хотел бы понять, что мне делать».
Побуждайте ребёнка анализировать своё состояние
Когда у ребёнка развивается речь и появляется возможность вести диалог, можно начинать проговаривать эмоции через альтернативные вопросы: «Тебе весело или грустно?», «Интересно или скучно?»
ВАЖНО
Ради, казалось бы, простого ответа «Да» или «Нет», малыш проделывает большую работу, прислушиваясь к себе, распознавая эмоции и анализируя способ их выражения. Именно этот процесс и отвечает за развитие эмоционального интеллекта ребёнка.
Разобравшись с противоположными эмоциями, можно будет переходить к близким вариантам, уточняя у малыша, обижается ли он или злится, испытывает ли радость или восторг, грусть или разочарование.
И, наконец, познакомившись с различными эмоциональными оттенками, научившись распознавать и проживать их, ребёнок сам сможет ответить на вопрос «Что ты чувствуешь?».
Компоненты эмоционального интеллекта
Эмоциональный интеллект включает в себя два аспекта: возможность управления собой (внутриличностный аспект) и возможность контролировать отношения с другими людьми (межличностный аспект).
Внутриличностный эмоциональный интеллект заключается в таких свойствах личности, как самоконтроль, понимание истоков возникновения своих чувств, уверенность в своих силах, активность, гибкость мышления, пытливость, оптимизм.
Межличностный эмоциональный интеллект позволяет человеку быть открытым, уважительным, коммуникабельным, эффективно работать в команде, строить и регулировать отношения с другими людьми.
Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
- Сюжетно-ролевая игра (ролевые действия помогают ребёнку понять другого, учесть его положение, настроение, пожелания);
- трудовая деятельность (достижение положительного результата, радость за совершённый с другими детьми труд; общий успех, чувство удовлетворения от совместной работы);
- произведения художественной литературы (сравнения себя с положительным героем, активное сопереживание ему; отрицательная оценка поведению и поступкам отрицательного героя);
- творческая деятельность (развитие эстетических чувств, формирование чувства прекрасного; перенос понятия «красота» на поведение детей, людей).
Как эмоциональный интеллект помогает в обучении
Важно иметь ввиду, что образование — процесс непрерывный. Ребёнок каждую минуту чему-то учится, причём не только у школьного учителя и родителей, но и друзей и людей из реального или виртуального окружения.
Существуют три кита успешного образования с учётом эмоционального интеллекта:
1. Индивидуальные потребности ребёнка (все дети разные, и траектория обучения, соответственно, тоже).
2. Атмосфера поддержки и принятия в семье (семья проявляет интерес к обучению ребёнка, избегает оценки и критики).
3. Программы и педагоги (принципы образовательной системы).
Когда ребёнок чему-то учится, он в итоге приобретает (или, к сожалению, не приобретает) пять результатов, с которыми, как с личным сокровищами, выходит затем в жизнь:
- Знание, умение, навык, за которым ученик, собственно, и пришёл к учителю.
- Тренировка общей способности к дальнейшему самообучению («научиться учиться»).
- Самооценка или эмоциональный след, оставленный от занятий каким-либо видом деятельности. Либо удовлетворение, либо -разочарование в себе и мире. А главное, они приводят или к повышению уверенности в себе, или же, наоборот, к снижению самооценки.
- Память о педагоге. Память о взаимоотношениях с педагогом и впечатлении о нём. Аккуратная учительница формирует представления об аккуратности, добрая — о доброте. И так далее.
- Опыт, совместно пережитый с другими учащимися. Когда ребёнок формирует представление об общем, исходя не только из своих представлений, но и представлений своих одноклассников.
Родители должны проявлять интерес к обучению ребенка, стараться избегать оценки и критики.
Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции у себя и у вашего ребёнка? Тренируйте основные способности мозга с помощью персональной когнитивной тренировки CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения. Программа рекомендуется детям старше 7 лет и взрослым.
Персональная когнитивная тренировка от CogniFit («КогниФит»)
Чего хочет ребенок?
Родителям важно помнить, что успех не всегда равен счастью. Всё что «надо», но «не хочу», отражается на здоровье. В конце школьного обучения 82% детей хотят учиться хорошо и только 36% учатся с удовольствием.
Разрыв между «стараюсь учиться хорошо» (хочу) и «с удовольствием учусь» (надо) покрывается здоровьем ребёнка.
5 шагов развития эмоциональной сферы
Для раскрытия всех возможностей эмоциональной сферы, ребёнку нужно пройти через пять этапов игрового образовательного процесса:
Этап 1. «Я чувствую» (развиваем осознанность).
Содержание: комплекс упражнений и игр, развивающих все пять органов чувств: слух, обоняние, вкус, зрение, осязание.
Результат: активизация сенсорных систем ребёнка, сознание необходимого эмоционального фона, создание своих эмоций.
Этап 2. «Я хочу» (создаём мотивацию).
Содержание: ролевые игры, диалог с ребёнком.
Результат: осознание ребёнком мотивации к действию, понимание эмоций окружающих. Мотивация позволяет ребёнку понять его желания, а желания помогают сформировать цель.
Этап 3. «Я знаю» (развиваем интеллект).
Содержание: изучение интересных фактов, решение логических задач.
Результат: получение ребёнком необходимых знаний, развитие внимания, памяти, логики.
Этап 4. «Я могу» (формируем самооценку).
Содержание: упражнения и игры с фиксацией успешного выполнения и достижения результатов.
Результат: развитие самооценки, осознание ребёнком своих сил, развитие навыка управления своими эмоциями.
Этап 5. «Я делаю» (самореализация).
Содержание: игры, поделки, квесты.
Результат: освоение навыков личностного роста, самореализации и социализации, развитие использования эмоционального ресурса в достижении целей.
Завершение
Содержание: установление обратной связи с ребёнком, совместная выработка идей для применения полученных навыков в жизни.
Результат: применение полученного опыта, знаний, умений и навыков в жизни.
Каждый этап позволяет освоить модели восприятия, осознания и взаимодействия с действительностью: «я чувствую», «я хочу», «я могу», «я знаю», «я делаю» соответственно.
Игры-упражнения для развития эмоционального интеллекта у детей
В каком бы возрасте взрослые не начали заниматься развитием эмоционального интеллекта у ребёнка, алгоритм его формирования будет един — важно, чтобы знакомство с миром эмоций проходило постепенно, от простого к сложному:
- Рассказывайте ребёнку о чувствах и эмоциях, проговаривайте их вслух, наглядно показывайте эмоциональные проявления при помощи различных игр и бесед.
- Учите распознавать проживаемые чувства и эмоции, предлагая сравнение:
— далёких по значению чувств (радость – печаль, гнев – ликование, зависть – восторг, ненависть – любовь и прочие);
— близких по значению чувств (скука – грусть, обида – злость, любовь – нежность, радость – восторг, злость – раздражение и прочие). - Побуждайте ребёнка самостоятельно выражать свои чувства и эмоции. Интересуйтесь, что чувствует ребёнок в различных жизненных ситуациях.
Чтобы помочь ребёнку познать все многообразие эмоций, научиться осознавать и выражать словами свои и чужие чувства, существует множество игр-упражнений. Вот некоторые из них:
1. Коробочка эмоций
Полезно создать в воображении свою «коробочку счастья». «Сложите» в неё всё, что ассоциируется у вас со счастьем визуально, на слух, вкус, обоняние и осязание. А затем создайте такую же коробочку вместе со своим ребёнком, подробно обсуждая с ним его эмоции. Пример:
- Зрение: счастливая улыбка ребёнка.
- Слух: шум морской волны.
- Вкус: сладкая клубника.
- Обоняние: ароматы леса после дождя.
- Осязание: объятия любимого человека.
2. Язык эмоций
Он поможет не только разобраться в собственных чувствах, но и позволит окружающим лучше вас понимать. Такое общение с партнером, коллегами и особенно с ребёнком станет основой взаимопонимания в семье и на работе. Для этого введите в свою речь формулу: «Я чувствую…, потому что…, и я хотела бы…».
На примере общения с ребёнком эта формула может звучать так: «Я расстроена, что ты разлил воду с красками. Я хотела бы, чтобы ты был внимательнее. А сейчас давай вместе приберёмся».
Упражнения для развития эмоционального интеллекта
3. Что я чувствую сегодня
Суть игры заключается в том, чтобы каждый вечер ребёнок сам выбирал эмоцию сегодняшнего дня. «Сегодня я чувствовал радость (грусть, любопытство, злость…), когда…». Для этого распечатайте все эмоции любимого персонажа ребёнка, которые он и будет выбирать для обозначения своих переживаний. Эта игра учит осознанности и принятию собственных чувств.
4. Эмоциональный фотоальбом-путешествие
Интересно фотографировать не только в стиле «я и достопримечательности». Попробуйте делать эмоциональные фотографии: «А! Эта пальма как огромный кактус – надо её попробовать», «Башня не падает?!», «Жуууук!».
Поверьте, такие фотографии очень приятно рассматривать всей семьёй. А ещё по ним можно делать рассказ о путешествии. Распечатываете несколько фотографий, перемешиваете и создаёте новую историю вашей поездки.
5. Эмоции в красках
Можно сделать свою галерею эмоций, где каждая картина – это эмоция, выраженная теми красками и композицией, которую выбирает ребёнок. Очень здорово рисовать одновременно и сравнить, какими у вас получились радость, грусть, злость.
6. «Волшебный мешочек».
Эта игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций. Перед её началом уточните у ребёнка, что он чувствует на данный момент, например, он на кого-то обижен. Предложите сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции – обиду, досаду, злость, грусть. Крепко завяжите этот мешочек и уберите его. Затем возьмите ещё один волшебный мешочек и попросите ребёнка взять из него любые положительные чувства, которые он хочет.
7. Игра с образом животных
Попросите ребёнка представить какое-либо животное и эмоционально на него отреагировать. Пусть он даст название своей эмоции и объяснит причину её появления. Например, радость, потому что собака виляет хвостом и ластится. Или страх, потому что лев большой и рычит.
8. Компас эмоций
Уникальная игра, которая не только знакомит ребенка с эмоциями, но и показывает, какие чувства человек ощущает в той или иной ситуации. Суть игры: каждый получает набор из 8 карточек: радость, страх, интерес, вдохновение, сомнение, удивление, доверие, гнев. Перечень можно дополнять.
Загадывающий игрок придумывает слово-понятие-ситуацию и, выбирая к ней подходящую эмоцию, выкладывает карточку в круг закрытой. Остальные игроки должны угадать: какую же эмоцию вызывает у игрока загаданная ситуация.
Например, мама может выбрать карточк?