Тренажеры для развития мелкой моторики рук ребенка

Тренажеры для развития мелкой моторики рук ребенка thumbnail

Тренажеры и их использование в разных возрастных группах.

Виды движения и действий

Тренажеры

Группа

Рекомендации

1. Отработка силы нажима пальцами

1. Выпуклые кнопки, например, звонка

2. Тренажер с несколькими «тугими» кнопками разного цвета

— муз. телефон

— муз. книги

— рули

— будильник с кнопкой

— муз. пианино

— духовые инструменты

— тетрис

— клавиатура

3. Выключатели

— настольная лампа 

-фонарик

4. Пульты

Мл.

Мл. ср.

Мл. ср

Мл. ср.

Ср., ст., под

Ст. под.

Ср. ст. под.

На тренажере найти пальчиком кнопку и нажать на нее так, чтобы раздался звуковой сигнал.

Удерживать ее некоторое время.

Ребенку предлагается по очереди нажимать на все кнопки, результат подкрепляется световым сигналом. Затем ребенку можно предложить нажать кнопку определенного цвета.

По очереди нажать всеми пальцами обеих рук на одну кнопку. Результат нажатия подкрепляется звучанием разных мелодий.

Включить и выключить свет, нажав на выключатель одним, несколькими пальцами, сначала по показу, затем самостоятельно.

Аналогичное задание выполняется тыльной стороной ладони. Оба результата  подкрепляются световым сигналом.

Нажимать кнопки разного размера и формы. Если ребенок знает цифры, можно попросить нажать кнопку с определенной цифрой.

2. Отработка действий большого и указательного пальцев

1. Шариковые ручки (раскрутить и закрутить)

Пробки от бутылок

2. Шпингалет

3. Шпингалет-кнопка

4. Прищепка

— развешивание кукольной одежды

— канцелярская  мал.

5. Выключатель на шнурке

6. Пружинки

Игра-пружинка

7. Резинки

8. Вкручивание и выкручивание шурупа

9. Мелкий бросовый материал

— бусинки

— семена

— фасоль

— трубочки для коктейля(разрезанные)

10.  Мозаика 

— крупная

— мелкая

11. Пипетка, пинцет

Ср, ст. под.

мл

Мл. ср.

Ст. под.

Мл. ср.

Ст., под.

Ст., под.

Ср, Ст. под.

Под.

Ср. ст. под.

Ср. ст. под.

мл

Мл.

Ср. ст. под.

Ср. ст. под.

У ребенка в руках шариковая ручка; предложить ее сначала раскрутить двумя пальцами (показать), затем закрутить. Ручки могут быть разного цвета. После этого можно предложить нарисовать дорожки разного цвета.

Открыть и закрыть шпингалет. Движение осуществляется двумя пальчиками, предварительно действие показать.

Открыть дверь, нажав на кнопку шпингалета указательным пальцем, а закрыть его двумя пальцами.

Натянуть веревку на уровне плеч ребенка и дать ему несколько бельевых прищепок.

На каждый ударный слог стихотворения ребенок делает одно соответствующее движение:

Прищеплю прищепку ловко

Я на мамину веревку.

(движение совершаются двумя пальцами).

Ребенку предлагается двумя пальчиками, ухватив шнурок, включить (выключить) светильник.

Предлагается двумя пальчиками сжать пружинку потом, отпустив её, посмотреть, как далеко она улетела.

Ребенку надевают резинку на два пальчика и просят разжать пальчики, показав, какой он сильный. Резинки могут быть разного цвета.

Двумя пальчиками сначала вкручивать шуруп, потом его выкручивать.

Двумя пальчиками собирать в корзинку рассыпанные бусы. Сортировка семян. Рисунок из фасоли. 

Разрежьте на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля. Упражнение состоит в том, чтобы нанизывать на ниточку эти кусочки

Собрать картинку из мозаики двумя пальчиками.

Пипеткой переливать воду, пинцетом перекладывать мелкие предметы

3. Отработка действий трех пальцев

1. Замок с ключом

2. ложка, совок

Ср, Ст. под.

Мл. ср.

Предложить ребенку тремя пальчиками взять ключ и вставить в замок. Начинать нужно с большого ключа и замка, а заканчивать маленьким ключиком и замком с фигурной скважиной. При необходимости демонстрировать действие.

Замки использовать навесные и внутренние. Результат подкрепляется любым стимульным материалом.

Поворачивание ключа в скважине тремя пальчиками, открывание и закрывание замка.

Дайте ребенку ложку и пусть он пересыпает крупу из одной емкости в другую, или предложите ему вылавливать из воды по одному предмету ложкой и складывать их в мелкую тарелку

4. Отработка действий всех пальцев

5. Отработка действий двумя руками

2. Ручка дверная, вращающаяся:

— круглая,

— многоугольная,

— фигурная

3. Крышка с

резьбой

4. Лампочки с патроном

(Игра)

5. Резиночка

6. Карандаш, шарики

1 Пуговицы

— большие

Маленькие

Круглые

Овальные

Треугольные

2. Молнии

3. Веревки, шнурки для завязывания, развязывания узлов

Толстые

тонкие

4. Ленты, шнурки, веревочки и т.п. для завязывания бантов

5. Крючок-петля,

 кнопка, застежка – липучка

6. Гайка – болтик

7. Шнуровки разных видов

— игры- шнуровки

8. Ремешки с разными способами застегивания, расстегивания

9. Бусы на шнуровке

мелкие

10. Конструктор

— крупный

— мелкий

11. разноцветные скрепки

мл

Мл.

Мл.

Ст. под.

Ср. ст. под

Ст. под.

мл

Ср. Ст. под.

мл

мл

ср, ст, под.

Ср. ст. под.

Ср. ст. под.

Мл.

Ст. под.

Мл. ср.

Ср, Ст. под.

Ср. ст. под.

мл

Мл.

Ср. ст. под.

Открывание и закрывание двери сначала с круглой ручкой, затем с многоугольной фигурной ручкой.

Заранее поместить в банку игрушку и закрыть ее крышкой, попросить ребенка достать из банки игрушку.

Предложить ребенку взять лампочку только пальчиками и вкрутить (выкрутить) ее в патрон или выкрутить из патрона, если необходимо предварительно показать действие.

Читайте также:  Развитие ребенка в утробе мамы по неделям

Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой ру6кой.

Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой

Начинать работу следует с больших пуговиц круглой формы. Закреплять навык следует во время одевания на прогулку

Работа начинается с того, что сначала в обе руки берем две разъемные части молнии и вставляем одну часть в другую. Затем одной рукой придерживаем, а другой застегиваем или расстегиваем (при необходимости показываем действие).

Объяснить: чтобы завязать узелок работаем обеими руками; берем две нитки (тесемки, ленты и т.д.) переплетаем и тянем концы в разные стороны (при необходимости нужно показать действие. При развязывании узлов показ действия сопровождается объяснением).

При работе с данным тренажером показ сопровождается объяснением. Работаем одновременно двумя руками. Закрепляем при завязывании бантика на ботинке.

Работа начинается с объяснения того, что нужно работать двумя руками (объяснить, что застегивание, кроме крючка, требует усилия, необходимо сверху надавить на кнопку.

Объяснить, что сначала нужно соединить гайку с болтиком, а потом вращательным движением (показ с объяснением) закрутить гайку на болтике.

Работу с данными тренажерами необходимо начинать с самых простых вариантов, используя более крупные отверстия и плотные шнурки. Постепенно отверстия для шнуровки уменьшаются, используются более тонкие и мягкие шнурки.

Работаем двумя руками. Одной рукой держим ремень, другой вставляем ремень впряжку и протягиваем его, затем закрепляем его, вставив в отверстие гвоздик, и еще раз протягиваем его в пряжку. Закрепляем во время одевания и раздевания на прогулку.

Работаем двумя руками: левой рукой держим бусину, а правой рукой продеваем шнурок. Задание можно усложнить, изменив цвет, размер бус и шнурка, длину шнурка и форму бус.

Для работы вам потребуются цветные скрепки и листочки цветной бумаги. Ребенок собирает в стопку листочки одного цвета и скрепляет их скрепкой того же цвета.

Повышение мускулатуры рук с помощью эспандеров

  1. звуковой эспандер
  1. поролоновый шарик

3.малый мяч резиновый

4.малый мяч пластмассовый

5.цилиндр малый 3 см

6. цилиндр большой 7см

7. палочка деревянная

8. кольцо диаметр 12-15 см пластмассовое

9. кольцом диаметр 4 см деревянное

10. эспандер пружинный

11. летающая тарелка

12. массажер пупырчатый

Мл.

Все группы

Все группы

Все группы

Ср. под.

Ср. под.

Все группы

Ст. под.

Ст. под.

Ст. под.

Ст. под.

  • сжимание и разжимание эспандера пальцами (поочередно правой, левой рукой,
    одновременно двумя руками);
  • поочередное сжимание и разжимание эспандера пальцами (указательным и большим, средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим).

сжимание и разжимание шарика пальцами;

  • катание шарика круговыми движениями по часовой и против часовой стрелки
    — прокатывание шарика между ладошши вверх-вниз (при разном положении рук:
    шкальном, горизонтальном).
  • прокатывание мяча между ладонями вверх-вниз, вперед-назад;
  • сжимание мяча пальцами рук;
  • стоя на коленях, прокатывание мяча круговыми движениями правой и левой рукой;
  • катание мяча круговыми движениями поочередно по одной и другой ладони;
  • вращение мяча, зажатого кончиками пальцев обеих рук;
  • перебирание мяча кончиками пальцев;
  • прокатывание мяча вдоль вытянутой руки от пальцев к локтю и обратно;

—        прокатывание мяча от себя и к себе круговыми движениями (сидя на полу, ноги расставлены).

упражнения те же, что и с малым резиновым мячом.

   — прокатывание цилиндра между ладонями вверх-вниз;

  • прокатывание цилиндра от себя к себе, стоя на коленях;

—        нажми на кнопочку» — зажать цилиндр правой и левой рукой;

  • удерживание цилиндра с двух сторон пальцами обеих рук, стоя на коленях;
  • зажимание цилиндра в кулаке (поочередно каждой рукой);
  • прокатывание цилиндра по руке от кончиков пальцев до локтя и обратно;
  • нажимание на стоящий впереди цилиндр поочередно каждым пальцем,
  • прокатывание цилиндра вперед-назад правой и левой рукой (сидя на полу);
  • вращение цилиндра пальцами правой руки на левой ладони, пальцами левой руки
     — повороты цилиндра вправо и влево на различных плоскостях и в разных направлениях

 прокатывание между ладонями вверх вниз и вперед назад

-перехват палочки кулачками вверх-вниз

-на столе раскатываем тесто

-прокатывание палочки от себя к себе обеими руками

-игра на дудочке

-прокатывание палочки по руке, от кончиков пальцев до предплечья

— вращение кольца правой и левой рукой вокруг пальцев противоположной руки
(кольцо лежит на столе, полу);

  • выворачивание рук к себе и от себя (хват кольца за середину изнутри);
  • вращение кольца на запястье левой руки пальцами правой руки;
  • вращение кольца, как юлы (кольцо стоит на ребре);
  • вращение кольца, надетого на запястье, энергичным движением кисти;

прокатывание кольца, перебирая пальцами

  • вращение кольца вправо и влево, перебирая пальцами;
  • вращение кольца вправо и влево, зажатого в кулаке;
  • вращение кольца правой и левой рукой вокруг пальцев противоположной руки (кольцо лежит на столе, на полу);
  • выворачивание рук к себе и от себя (хват кольца за середину изнутри);
  • вращение кольца, как юлы (кольцо стоит на ребре); прокатывание кольца, перебирая пальцами
Читайте также:  Анкетирование на выявление развития ребенка

— сжимание и разжимание эспандера , зажатого в кулаке

-пальцами

— прокатывание тарелки по полу, не отрывая от неё рук;

— прокатывание с отрывом рук от тарелки;

— тарелка на двух ладонях — подбрасывать её вверх и ловить двумя руками;

— подбрасывать тарелку вверх, перебрасывая ее с одной руки на другую;

— зажать тарелку между ладонями, подбросить вверх, разъединив ладони, а затем
поймать,

1. Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста. Л.И. Моулрот, Л.А. Ремезова

Воспитатель: Медведева Л.Н.

Источник

Людмила Гурьянова
Тренажер для развития мелкой моторики. Мастер-класс

Посмотришь на цены в магазинах на игрушки для развития мелкой моторики, и понимаешь, что сделать тренажер своими руками и дешевле и интереснее. У нас в группе есть уголок по развитию мелкой моторики, и он часто пополняется тренажерами, сделанными своими руками. И по приготовление одного тренажера, я покажу мастер класс.

ВСе, что нам понадобится,это:

-картонная труба,у меня это труба из под самоклеющейся ленты;

-атласные ленточки;

-скотч, у меня он цветной;

-ножницы;

-и следовательно, самое главное-прищепки.

Тренажер для развития мелкой моторики. Мастер-класс

Ножницами проделываем дырочки в трубе

Тренажеры для развития мелкой моторики рук ребенка

Чем больше дырочек, тем больше будет ленточек. Просовываем ленточки в дырочке и завязываем узелки, что бы ленточки держались

Тренажеры для развития мелкой моторики рук ребенка

Так же поступаем с остальными ленточками.В итоге у нас получается вот это:

Тренажеры для развития мелкой моторики рук ребенка

Далее самое интересное, мы украшаем скотчем. Будет удобно,если это тонкий скотч:

Тренажеры для развития мелкой моторики рук ребенка

Главным условием этого тренажера будет то, что прищепки подбираются в соответствии с цветом ленточек.

Наш готовый тренажер

Тренажеры для развития мелкой моторики рук ребенка

Когда наши детки были помладше, то им нужно было просто прищепить прищепку к ленточке по цвету, сейчас, их задача прицепить прищепку на ленточку, не держа ленточку второй рукой.

Тренажеры для развития мелкой моторики рук ребенкаТренажеры для развития мелкой моторики рук ребенка

Публикации по теме:

Игры и упражнения для развития мелкой моторики и снятия психоэмоционального напряжения. Мастер-класс для воспитателей
Мастер –класс для воспитателей Провела и подготовила Смирнова Н. Е. Игры для развития мелкой моторики особенно нужны современным детям.

Мастер-класс «Игры на развитие мелкой моторики рук «Прищепки» (фотоотчет)Мастер-класс «Игры на развитие мелкой моторики рук «Прищепки» (фотоотчет)
Мастер класс проводился с родителями и для родителей. Актуальность. В играх с прищепками ребенок задействует большой и указательный палец,.

Мастер-класс куклы зерновки в старшей группе для развития мелкой моторикиМастер-класс куклы зерновки в старшей группе для развития мелкой моторики
Для изготовления куклы нам понадобиться: -ткань белая диаметр-8 см; цветная диаметр-16 см. — различные виды круп (пшено, рис, гречка и.

Мастер-класс «Пластилиновый чудо-ёжик». Игра на развитие мелкой моторикиМастер-класс «Пластилиновый чудо-ёжик». Игра на развитие мелкой моторики
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своими идеями по использованию казалось бы ненужных вещей. Это использованный пластилин,.

Мастер-класс по изготовлению коврика на стол для развития мелкой моторики детейМастер-класс по изготовлению коврика на стол для развития мелкой моторики детей
Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс по изготовлению коврика на стол для развития мелкой моторики детей. Для изготовления коврика понадобится.

Мастер-класс по развитию мелкой моторики «Волшебная ленточка»Мастер-класс по развитию мелкой моторики «Волшебная ленточка»
Одной из составных частей здоровьесберегающих технологий являются пальчиковые игры и упражнения. Работая над опытом работы, а он у меня.

Мастер-класс: пособие для развития мелкой моторики младших дошкольников «Занимательные дорожки»Мастер-класс: пособие для развития мелкой моторики младших дошкольников «Занимательные дорожки»
Известно, что работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка.

Мастер-класс. Пособие по развитию мелкой моторики «Радуга»Мастер-класс. Пособие по развитию мелкой моторики «Радуга»
Пособие предназначено для детей младшего, среднего, старшего возраста и детей подготовительной группы. Оно направлено на развитие мелкой.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук через вышивание лентами на картоне»
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: “Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Большое стимулирующее влияние.

Народная кукла Хороводница-мудрый тренажёр предков для развития мелкой моторики рук. Мастер-класс.Народная кукла Хороводница-мудрый тренажёр предков для развития мелкой моторики рук. Мастер-класс.
Хоровод, хоровод, задушевный хоровод! Как лебёдушка, по кругу дева каждая плывёт, Словно павы величавы и сияют красотой – От мелодии.

Источник

Тренажеры для развития

мелкой моторики рук ребенка

«Ум ребенка — на кончиках пальцев»

В.А. Сухомлинскому.

Мелкая моторика-это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки и требуют специального развития. 

Ученые-нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между моторики руки и развитием речи. 

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. 

Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного на печень и почки, мизинца — на сердце. 

Читайте также:  Развитие слепого ребенка в семье

Чувствительность пальцев обеспечивает восприятие формы предметов, их веса, температуры, фактуры-шероховатости, гладкости, твердости, мягкости, ребристости.

         Механизм регуляции тонуса мышц и сил их сокращения позволяет выполнить движения точно и быстро. Зрение и мышление позволяет ребенку ориентироваться в расположении предметов в пространстве; оценивать их размеры; даёт возможность выполнять целенаправленные движения, планировать свои действия и исправлять их.
Кинетическая память обеспечивает автоматизацию навыков

Мелкую моторику рук развивают:

— различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;

— игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку;

— игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать-наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия;

— рисование карандашом, фломастерами;

— застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание, раздевание и т.д. 

В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом.

Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно — сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. 

Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазания (по лесенке, на спортивном комплексе). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы.

 

Широко можно использовать упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. 

В коррекционной практике можно использовать мяч — что является прекрасным инструментом. Их выбор достаточно широк: в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества, на любой вкус.

Игры с мячом развивают мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве, отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта, побуждают к общению, регулируют силу и точность движения. Помогают нормализовать эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей. Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов легких, сердца, улучшают обмен веществ.

Источник

Тренажеры для развития

мелкой моторики рук ребенка

«Ум ребенка — на кончиках пальцев»

В.А. Сухомлинскому.

Мелкая моторика-это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки и требуют специального развития. 

Ученые-нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между моторики руки и развитием речи. 

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. 

Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного на печень и почки, мизинца — на сердце. 

Чувствительность пальцев обеспечивает восприятие формы предметов, их веса, температуры, фактуры-шероховатости, гладкости, твердости, мягкости, ребристости.

         Механизм регуляции тонуса мышц и сил их сокращения позволяет выполнить движения точно и быстро. Зрение и мышление позволяет ребенку ориентироваться в расположении предметов в пространстве; оценивать их размеры; даёт возможность выполнять целенаправленные движения, планировать свои действия и исправлять их.
Кинетическая память обеспечивает автоматизацию навыков

Мелкую моторику рук развивают:

— различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;

— игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку;

— игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать-наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия;

— рисование карандашом, фломастерами;

— застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание, раздевание и т.д. 

В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом.

Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно — сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. 

Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазания (по лесенке, на спортивном комплексе). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы.

 

Широко можно использовать упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. 

В коррекционной практике можно использовать мяч — что является прекрасным инструментом. Их выбор достаточно широк: в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества, на любой вкус.

Игры с мячом развивают мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве, отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта, побуждают к общению, регулируют силу и точность движения. Помогают нормализовать эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей. Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов легких, сердца, улучшают обмен веществ.

Источник