Требования к развитию ребенка

Требования к развитию ребенка thumbnail

Пытаясь вырастить вундеркинда, многие забывают о простой вещи — эмоциональном состоянии ребёнка. Вот советы, которые помогут не перегнуть палку.

Требования к развитию ребенка

Виктория Шиманская

Психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта детей «Академия Монсиков».

Польза раннего развития сильно преувеличена

Статистика сегодняшнего дня неприятно впечатляет: завышенные требования родителей, отсутствие условий для свободной и непринуждённой игры, дефицит внимания и опеки со стороны взрослых. В итоге получаем ежедневный стресс, а в начальных классах школы — ежечасный.

Ребёнок, физически не способный выполнить поставленные перед ним задачи, постоянно сталкивается с демонстрацией недовольства, порицания и даже с наказаниями со стороны взрослого. Всё это вгоняет его в такое нервное напряжение, которое может привести к сильному неврозу и даже к детской депрессии.

Этот подход не только не способствует развитию, а напротив, негативно влияет на здоровье, естественные биохимические процессы мозга, развитие когнитивных и морфологических структур.

Это шаг назад в развитии.

Особенно страшным для ребёнка является стресс временного ограничения. И с ним ежедневно сталкивается большинство ребят в младших классах. Уравнивание всех детей под один стандарт развития исключает индивидуальный подход. Учитель ждёт от каждого ребёнка в классе выполнения задания за определённый промежуток времени, в который могут уложиться далеко не все дети. В итоге ребёнок запутан и запуган последствиями.

Страх является превалирующей эмоцией у детей дошкольного и раннего школьного возраста — такие неутешительные результаты были получены в ходе исследований , проводимых Институтом возрастной физиологии РАО под руководством Марьяны Безруких. А всё потому, что мы забываем: все дети индивидуальны, разница в развитии часто может достигать двух лет. Так, несмотря на то что ребёнку уже восемь, развитие его способностей может быть на уровне шестилетнего возраста. И это нормально, данный факт необходимо принять и постоянно учитывать.

Требования должны соответствовать развитию

На умственную деятельность и готовность ребёнка к познавательному процессу влияет развитие нейронных связей головного мозга. И если раньше считалось, что после трёх лет такое развитие прекращается, то сегодня научно доказан совершенно иной факт: активное создание нейронных цепочек происходит до девяти лет, при этом некоторые участки коры головного мозга могут развиваться и до 25 лет.

Человек, постоянно подпитывающийся новой информацией, делающий для себя новые открытия, может развивать в себе эту способность до самой старости. Исходя из этого можно сказать абсолютно точно: после трёх поздно не будет.

Расхожий миф о том, что после трёх лет уже поздно, не имеет никакого отношения к действительным темпам развития ребёнка.

Среди особенностей развития головного мозга нужно обратить внимание на лобную зону, которая отвечает за волевую самоорганизацию человека. Этот участок полностью формируется только к 9–10 годам. Не зная этого, многие родители жалуются на то, что ребёнок несобран, не старается, неусидчив. На самом деле ответ находится на поверхности: он просто ещё не созрел для самоорганизованной деятельности.

Каждое наше требование к ребёнку обязательно должно соответствовать его этапу развития. По теме могу порекомендовать книгу Голдберга Элхонона «Управляющий мозг: лобные доли, лидерство и цивилизация», там эти вопросы раскрыты очень подробно и широко.

Формула здорового детства

Однако всё сказанное выше вовсе не означает, что с ребёнком не нужно заниматься. Напротив, заниматься необходимо, но подходить к этому вопросу с совершенно иной стороны.

Единственно правильная формула раннего развития, способная создать условия для здорового и счастливого детства, включает в себя физическую активность, развитие речи и работу с эмоциями (EQ).

Физическая активность

Физическая активность, а именно любимый вид спорта, дворовые игры, активная свободная игра — это важный момент в познании себя, в определении границ своих возможностей и управлении ими. Так обретается уверенность в своих силах и способностях.

Развитие речи

Развитие речи создаёт основу для возможности обучения чтению. До 4–5 лет необходимо говорить с ребёнком, читать сказки, рассказывать истории по картинкам. Исследования в этой области показали, что всего 10% родителей регулярно читают ребёнку. Это необходимо исправлять, легко и непринуждённо учить ребёнка излагать свои мысли и правильно понимать чужую речь и только потом учить его чтению.

Работа с эмоциями

Третья, но не менее важная составляющая формулы — эмоции. Это важнейшая часть нашей жизни, и работа над пониманием эмоций и управлением ими помогает нам достигать своих целей, решать сложные задачи, адекватно оценивать сложившиеся обстоятельства.

Эмоциональный интеллект (EQ) — это способность распознавать свои и чужие эмоции, понимать намерения и мотивацию других людей, умение трезво оценивать ситуацию и адекватно на неё реагировать. Ребёнок с развитым эмоциональным интеллектом легче находит общий язык как со взрослыми, так и с ровесниками, у него лучшие показатели успеваемости, он спокоен, уверен в себе и всегда позитивен.

5 верных шагов для раннего развития ребёнка

Вот очень простой, понятный, а главное, работающий план из пяти шагов, адаптированный для развития детей раннего дошкольного возраста. Каждый из этих шагов ребёнок проходит в лёгкой игровой форме, и каждый шаг является прочной основой для следующего.

1. Осознанность. Я чувствую

Осознанность — это понимание всех пяти органов чувств. Для развития осознанности можно использовать «Коробочку эмоций». Возьмите любую коробочку и сложите в неё вещи, напоминающие определённую эмоцию. Например, прочувствуйте вместе с ребёнком радость всеми пятью органами чувств:

  1. Зрение: мы испытываем радость, когда смотрим на яркое тёплое солнце.
  2. Слух: звук колокольчика настраивает нас на позитивное, радостное ощущение.
  3. Вкус: вкус шоколада или любимого мороженого может ассоциироваться с радостью.
  4. Обоняние: аромат клубники.
  5. Осязание: поглаживание любимого животного также приносит нам радость.

Такая практика поможет вашему ребёнку различать эмоции и понимать, какие чувства и ощущения они приносят.

2. Мотивация. Я хочу

Научите ребёнка не бояться всего нового, а наоборот, стремиться к непознанным эмоциям и впечатлениям. Делайте приятные сюрпризы, неожиданные выезды в новые места, покажите этот мир с позитивной стороны. Так ребёнок сможет открыться своим желаниям и научится ставить перед собой цели.

Мотивация очень важна для развития личности, а именно наши желания и цели мотивируют нас на новые достижения.

3. Самооценка. Я могу

Для формирования самооценки и уверенности в себе начинайте с постановки маленьких выполнимых задач. Например, убраться вместе в комнате или научиться кататься на велосипеде.

При этом обязательно отмечайте и проговаривайте все успехи и способности своего ребёнка. Создание таких маленьких целей и их достижение поможет ему обрести уверенность в себе, своих силах и возможностях. А это значит, что впоследствии он не побоится решать и более сложные задачи.

4. Интеллект. Я знаю

Существует прекрасная игра «Семь видов контента» для расширения кругозора. Суть в том, что вы выбираете любую тему, которая наиболее интересна вашему ребёнку, и вместе с ним открываете её с семи разных сторон.

Допустим, ваш ребёнок увлекается динозаврами:

  1. Чтение: найдите интересную адаптированную литературу о мире динозавров. Устройте час чтения.
  2. Рисование: нарисуйте вместе с ребёнком динозавров или густые джунгли, в которых они обитали.
  3. Лепка: слепите динозавра.
  4. Фильмы: посмотрите интересный документальный фильм или мультфильм на эту тему.
  5. Театр: подключите фантазию и разыграйте сценку с героями из доисторического мира!
  6. Плакат: создайте вместе большой плакат с названиями и фотографиями динозавров.
  7. Палеонтологический музей: отправьтесь туда, чтобы оценить масштаб и особенности тех далёких времён.

5. Самореализация. Я делаю

Заведите дневник достижений и обязательно записывайте туда все успехи вашего малыша.

Помогите ребёнку на практике использовать освоенные знания и умения. Реализация полученных навыков в жизни позволит ему осознать всю ценность и пользу проделанной работы.

То, насколько успешными и эмоционально гармоничными будут наши дети, во многом зависит от нас самих. Очень важно помнить, что цель родителей — научить своего ребёнка быть прежде всего счастливым. Погоня за модой и желание создать вундеркинда — это опыт, причём чаще всего негативный. Просто любите своего ребёнка, опекайте его и цените, чтобы в будущем он так же мог любить, опекать и ценить собственных детей.

Читайте также:  Книги статьи о развитии ребенка

Источник

Татьяна Александровна Фадеева
Консультация для родителей «О требовательности к детям»

«Как можно больше требования к человеку

и как можно больше уважения к нему».

А. С. Макаренко

Невозможно правильно воспитывать детей, не предъявляя к ним должной требовательности. Истина, которая, пожалуй, известна всем, но в применении к собственным детям не все родители руководствуются ею. Одни постоянны и неуклонны в своих требованиях, другие-снисходительны, третьи-чрезмерно строги, четвертые, то требуют, то уступают, пятые-требовательны по мелочам, а в главном-уступчивы.

Требование к малышу нужно понимать не как насилие над его личностью, а как доверие и уважение к нему.

Справедливость и законность требований, это непременное условие в установлении взаимопонимания взрослого и ребенка. Малыш с готовностью слушает тех, кто требователен и справедлив. Он чуток к малейшей несправедливости и остро реагирует на неё. Дети обладают уникальной способностью улавливать, как относятся к ним взрослые, одинаково ли требовательны ко всем членам семьи или выделяют кого-то особо, в равной ли степени правила жизни в семье распространяются на больших и маленьких, старших и младших.

Даже уравновешенные, послушные дети на несправедливые требования могут ответить упрямством, а то и вступать в пререкания. Некоторые дети, постоянно испытывая чувство обиды, замыкаются в себе, теряют доверие к взрослым, начинают испытывать чувство неприязни к младшему брату, сестре.

Последовательность требований. Вот необходимое условие успешного воспитания.

Иногда, родители решают, что будут неуклонны в своих намерениях соблюдать режим дня ребенка, приобщать его к домашним делам, не делать за него то, что он может делать самостоятельно и т. д. Но со временем родители забывают о своих требованиях, не напоминают ребенку о его обязанностях, и конечно, в этом случае все благие порывы не имеют успеха. Отступать от требований, это способствовать непослушанию.

Добиваются послушания те родители, которые последовательны в своих требованиях.

Стоит лишь раз отступить ребячьему «Я хочу», как малыш и в дальнейшем будет рассчитывать на уступки.

Там, где берут верх уступки, воспитание идет вслепую, в зависимости от детского каприза. Отсюда и педагогическая несостоятельность родителей, их беспомощность в применении мер воздействия на ребенка.

Недопустимо, чтобы взрослые строили свои отношения с детьми в зависимости от настроения. Резкие переходы от нежности и ласки к иной крайности или чрезмерной строгости, сбивают ребенка с толку, и он с трудом понимает, что от него хотят. Неуравновешенность взрослых рождает детскую неуравновешенность.

Требования, предъявляемые к ребенку должны быть ему понятны, тогда можно рассчитывать на то, что они будут ему понятны и выполняться будут осознанно, с чувством ответственности.

Например, требования «веди себя хорошо» нужно раскрыть. А это значит нужно рассказать, что значит «хорошо?». И взрослому-то иногда не просто понять, что значит веди себя хорошо, а куда уж ребенку! Если вы хотите что-то конкретного от ребенка, так и говорите ему конкретно, что от него требуется. (Не бегай, сиди тихо, ходи спокойно, говори тихо, не кричи. Делай то, что просят, а не то, что тебе хочется)

Требования обязательно должны быть посильны детям. Случается, что родители, не предъявляли к ребенку систематических требований и при первом же его непослушании обрушивают на него целый поток требований: соблюдать чистоту и порядок, следить за своим внешним видом, проявлять вежливость. Ребенок, не привыкший ко всему этому, естественно не справляется с обязанностями. Он нервничает, что нередко приводит к конфликтным ситуациям.

Не лучше и предъявление заниженных требований. Например, давать поручения, с которыми они справятся без особых усилий, сюсюкаются с ребенком, хвалят его за то, что не требует морального напряжения. Пятилетний ребенок сказал «спасибо», поздоровался, а родители похваливают :«Он у нас такой вежливый». Дал кому-нибудь в обмен на игрушку, игрушку и снова родители восхваляют : «Он у нас такой добрый».

Ребенок не должен чувствовать, что ему все дается легко. Важно ставить его перед необходимостью проявлять усилие воли, терпение, умение отказываться от чего то, делиться с товарищами, уступать, ждать, проявлять выдержку.

В подходе к ребенку необходимо учитывать его возраст.

Дети растут, умнеют, обретают способность к волевым усилиям, накапливают жизненный опыт. Требования не должны быть статичными, а должны постоянно возрастать и перестраиваться соответственно возможностям развивающегося ребенка.

Вместе с ростом ребенка требования возрастают не только по объему, но и по степени трудности. В связи с этим перед взрослыми возникает задача доводить их суть до сознания ребенка.

Так например, старшему дошкольнику нужно обосновывать требования. Нужно добиваться, чтобы он осознал, что требование справедливо и поэтому нужно подчиниться ему. (Ложись спать раньше, иначе твой организм не успеет отдохнуть и восстановиться для нового дня). Такое осознание, справедливое и необходимое выполняется более прилежно. В связи с этим меняются и приемы, которые заставляют глубже вникать в суть требований. Например, вместо «нельзя»использовать другую формулировку: «не советую», «Подумай сам, что правильно», «Как ты думаешь?»

Таким образом ребенка подводят к умению вникать в замысел заданий. На такой основе взаимоотношений взрослого с маленьким легче учить понимать родительское слово, подчиняться распоряжением старших не механически, а осмысленно.

Плохо, когда взрослые пытаются добиться послушания за счет собственного авторитета, не считаясь с возможностями и настроением малыша. Ведь руководство с «высоты» всегда подавляет и потому исключает осознанное отношение ребенка к своему поведению.

Будучи неуклонны в своих требованиях, взрослые должны считаться с ситуацией, с физическим и душевным состоянием ребенка. Нельзя забывать, что жизнь диктует не только одни правила, но и ставит взрослых перед необходимостью допускать исключения. Это не таит в себе ничего антипедагогического в том случае, если ребенок с малых лет усвоит, что исключение, это событие редкое, и оно оправдано чрезвычайными объстаятельствами.

В требованиях к ребенку необходимо учитывать и индивидуальные особенности.

Суровый подход к тихим, застенчивым детям может развить робость, забитость. Они начинают испытывать страх, не только перед родителями, но и перед воспитателями, сверстниками, боятся их насмешек, избегают участия в совместных играх. Ребенок впоследствии с трудом будет входить в коллектив, не сможет постоять за себя, будет стесняться проявлять себя в деятельности.

Одно из немаловажных условий успешного воспитания, это согласованность требований со стороны всех родных ребенка (Мамы, папы, бабушек, педагогов детского сада)Отсутствие единства требований, является одной из серьезных причин детского своеволия, капризов, упрямства.

Плохо,если ребенок испытывает на себе разноречивость взглядов: воспитатель потребовал — родители не поддержали, мама разрешила – пап отменил. Маленького ребенка это сбивает с толку, кто прав? А дети постарше, могут пользоваться недоговоренностью взрослых.

Там, где царит разнобой в требованиях, ребенку «выгоднее» слушать тех, чьи указания совпадают с его желаниями.

Двойственность может и возникать в поведении ребенка в том случае, если не достигнута единая линия воспитания в семье и в детском саду. В саду ребенок трудолюбив, вежлив, аккуратен, а дома ребенок дерзит, не убирает за собой. Причина всего – отсутствие единства требований. Ребенок привыкает вести себя соответственно предъявляемым требованиям, отсюда и двойственность поведения.

Недопустимо при ребенке пренебрежительно отзываться о ком-нибудь из родственников.

Например,мама говорит о бабушке: «Избаловала ребенка, теперь он растет непослушным.»А бабушка в отсутствии матери говорит: «Ей хочется, чтобы ребенок по струнке ходил. Не будет этого. У нас не было, пусть у него будет» «Он у нас один, все должно быть для него»

Читайте также:  Медикаменты для развития памяти ребенка

Для того, чтобы у малыша было желание выполнять требования, необходимо следить за формой, в которой они предъявляются.

Одно и то же распоряжение звучит по – разному, в зависимости от того как его преподнести.

Сравните: «Кому сказано: сейчас же марш домой!» или «Побыстрей собирайся домой, ляжешь пораньше, я тебе сказку почитаю».

Ни в каком случае не использовать такие обещания как прием заманивая ребенка домой. В следующий раз малыш не поверит вашему родительскому слову.

Недопустимо, чтобы требованиебыло похоже на упрашивание: «Будь умницей, ты же обещал слушаться». В таком требовании нет твердости, оно располагает к препирательству.

Взрослые, порой сами не замечают, что создают почву для капризов и непослушания.

Пытаются его стыдить,подтрунивают над ним: «Ты такой большой и плачешь, не стыдно?» «Ну, поплачь, поплачь, а я послушаю.» и т. д. Это раздражает, обижает, задевает самолюбие и ребенок еще больше начинает капризничать.

Важно, создать у ребенка умение реагировать не на крик, а на спокойный тон, вникать в значение слова.

Требовательность к детям должна быть разумной, справедливой, обоснованной, последовательной. В этом случае она поможет правильному воспитанию и развитию характера ребенка.

Источник

ТРЕБОВАНИЯ К ВОЗРАСТНОМУ РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА

Содержание:

1.        Работа с домашним заданием. Ответы для самопроверки

2. Новый материал ТРЕБОВАНИЯ К ВОЗРАСТНОМУ РАЗВИТИЮ РЕБЕН-КА

3. Вопросы для самопроверки.

4. Домашнее задание

1.        Работа с домашним заданием. Ответы для самопроверки

Правильные варианты ответов

Случай 1. Наташа, 15 лет — Пропорции тела постепенно становятся похожими на пропорции взрослого человека, демонстрирует независимость, защищает себя и стоит за справедливость (4-6 лет), понимает причинноследственные отношения, выражает идеи, задает вопросы, участвует в обсуждении (4-6 лет)

Правильные ответы:

физическое развитие — 6-12 лет

эмоциональное/ социальное развитие — 4-6 лет

Интеллектуальное развитие — 4-6 лет

Случай 2. Миша — 5 лет — Очень подвижен, Разбирает простые предметы и собирает их, Проявляет негативизм, стадия слова «НЕТ», Начинает осознавать себя как независимую личность и отстаивать свою независимость, определяет границы дозволенного, стремится быть рядом с мамой и стремится постоянно общаться с ней, ищет одобрения, просит помощи, любит творческие занятия, например, строить, рисовать, лепит, любит изображать и имитировать действия других

Правильные ответы:

физическое развитие — 2-3 года

эмоциональное/ социальное развитие — 14-24 месяца

Интеллектуальное развитие — 2-3 года

2. Новый материал ТРЕБОВАНИЯ К ВОЗРАСТНОМУ РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА

Воспитание ребенка требует правильных ориентиров. Такими ориентирами являются возрастные потребности детей и возрастные нормы их развития.

ПОЗНАКОМЬТЕСЬ, ПОЖАЛУЙСТА, С ПОТРЕБНОСТЯМИ ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА И ПОКАЗАТЕЛЯМИ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ

ОСНОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

НАЛИЧИЕ ПРИВЯЗАННОСТИ К РОДИТЕЛЯМ ИЛИ ЗАМЕЩАЮЩИМ ЛИЦАМ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УХОД, ОЩУЩЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ, ВКЛЮЧАЮЩЕЙ СОБСТВЕННУЮ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ, СТАБИЛЬНОСТЬ ЛИЧНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ, ЗНАКОМЫЕ УСЛОВИЯ ОБИТАНИЯ, ВОЗМОЖНОСТЬ УЧИТЬСЯ НА СОБСТВЕННОМ ОПЫТЕ

СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА ДО ГОДА

ВЫРАЖАЕТСЯ В СОСАНИИ, КОНТАКТЕ «ГЛАЗА В ГЛАЗА», УЛЫБКЕ, «ГУЛЕНИИ», РЕАКЦИЯХ НА ЗНАКОМЫЕ СИТУАЦИИ, УДОВОЛЬСТВИИ ОТ КУПАНИЯ, УХОДА ЗА НИМ, ПОЗЖЕ — В МАНИПУЛИРОВАНИИ ПРЕДМЕТАМИ, РАЗЛИЧЕНИИ СВОИХ И ЧУЖИХ, ЛЕПЕТЕ

САМ ЕСТ, КОНТРОЛИРУЕТ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, ПОМОГАЕТ В ДОМАШНЕЙ РАБОТЕ, ИГРАЕТ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ, ДЕМОНСТРИРУЕТ ПРИВЯЗАННОСТЬ К МЛАДШИМ БРАТЬЯМ И СЕСТРАМ, ПОНИМАЕТ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ НАСТОЯЩИМ И ПРОШЛЫМ, УМЕЕТ ОТЛОЖИТЬ ЖЕЛАЕМОЕ НА БУДУЩЕЕ (МОЖЕТ ПОДОЖДАТЬ).

НАЧИНАЕТ ОВЛАДЕВАТЬ ЭЛЕМЕНТАРНЫМ СОТРУДНИЧЕСТВОМ С ВЗРОСЛЫМ, НУЖДАЕТСЯ В ОБЩЕНИИ С ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ, НАЧИНАЕТ ПРОЯВЛЯТЬ ИНИЦИАТИВНОСТЬ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, НЕЗАВИСИМОСТЬ, ВЕРИТЬ В СВОИ ВОЗМОЖНОСТИ, У НЕГО ПОЯВЛЯЕТСЯ ПОТРЕБНОСТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ САМОМУ, ВОЗНИКАЮТ ЭЛЕМЕНТЫ ВОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ; РАЗВИВАЕТСЯ САМООЦЕНКА И СТРЕМЛЕНИЕ СООТВЕТСТВОВАТЬ ТРЕБОВАНИЯМ ВЗРОСЛЫХ. 

В ПРАКТИЧЕСКОМ ПОВЕДЕНИИ ЭТО ВЫРАЖАЕТСЯ В ДОВЕРИИ И СИМПАТИИ К БЛИЗКИМ, В ПОТРЕБНОСТИ В ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОМ ВНИМАНИИ ВЗРОСЛОГО, ОБЩЕНИИ С НИМ ПО ПОВОДУ ИГРУШЕК, ДЕЙСТВИЙ С НИМИ; В ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ЧТО ХОРОШО, ЧТО ПЛОХО, ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ, А ЧЕГО НЕЛЬЗЯ; В НАЧАЛЬНОМ УМЕНИИ ВЕЖЛИВО СЕБЯ ВЕСТИ; УМЕНИИ СЛУШАТЬ ВЗРОСЛОГО, ВЫПОЛНЯТЬ ПРОСЬБУ, ПОРУЧЕНИЕ ВЗРОСЛОГО.

РЕБЕНОК УЖЕ УМЕЛО САМОСТОЯТЕЛЬНО ЕСТ, САМ РАЗДЕВАЕТСЯ И ОДЕВАЕТСЯ, НЕЗАВИСИМ И УПРЯМ ДО ДЕРЗОСТИ, ЛЮБИТ ИГРЫ С ВООБРАЖАЕМЫМИ СИТУАЦИЯМИ, ПЕРЕОДЕВАНИЕМ. ЗНАЕТ ПОНЯТИЯ «ПО ОЧЕРЕДИ», «ДЕЛИТЬСЯ»,  «ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ». ПОСТОЯННО ЗАДАЕТ ВОПРОСЫ. ПОНИМАЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНО БОЛЬШЕ СЛОВ, ЧЕМ ИСПОЛЬЗУЕТ

ДЕЙСТВУЕТ В СОГЛАСИИ С ДРУГИМИ, ДЕМОНСТРИРУЕТ ЧУВСТВО ЮМОРА, ЗАЩИЩАЕТ МЛАДШИХ И ЖИВОТНЫХ, УЧАСТВУЕТ В СЛОЖНЫХ ГРУППОВЫХ ИГРАХ; ИМЕЕТ ОБШИРНЫЙ ЗАПАС СЛОВ, РАССКАЗЫВАЕТ ДЛИННЫЕ ИСТОРИИ, ПОСТОЯННО ЗАДАЕТ ВОПРОСЫ, НУЖДАЕТСЯ В ОБЩЕСТВЕ СВЕРСТНИКОВ, ЧТОБЫ ИЗОБРЕТАТЬ, ДЕЛАТЬ ЧТО-ТО ПО ОЧЕРЕДИ, СПОРИТЬ И ДОГОВАРИВАТЬСЯ; ПРОВОРНО ЛАЗАЕТ, ИЗОБРЕТАЕТ ТРЮКИ, ПРЫГАЕТ И СКАЧЕТ.

ОРИЕНТИРУЕТСЯ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ, ОСОЗНАЕТ ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ ОКРУЖАЮЩИХ. ЗАМЕЧАЕТ ИЗМЕНЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЛЮДЕЙ, ПРОЯВЛЯЕТ ВНИМАНИЕ, СОЧУВСТВИЕ; МОЖЕТ ВХОДИТЬ В УСТОЙЧИВЫЕ ИГРОВЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ДЕТЕЙ, ВЫРАЖАЕТ В ОБЩЕНИИ И СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАДОСТЬ, ВОСТОРГ, ГРУСТЬ И Т. П.        В ПРАКТИЧЕСКОМ ПОВЕДЕНИИ ЭТО ВЫРАЖАЕТСЯ В ИНТЕРЕСЕ, ВНИМАНИИ И ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОМ ОТНОШЕНИИ К ОКРУЖАЮЩИМ, В ИСКРЕННЕМ ВЫРАЖЕНИИ СВОИХ ЧУВСТВ, В ПОНИМАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЛЮДЕЙ, В ПОЛОЖИТЕЛЬНОМ ОТНОШЕНИИ К СОБСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ («Я ХОРОШИЙ»).

ХОЧЕТ БЫТЬ ПРИЗНАННЫМ.

ВОЗНИКАЕТ ТАКОЕ НРАВСТВЕННОЕ ЧУВСТВО КАК СОВЕСТЬ (ВЫРАЖАЕТСЯ В ПОВЕДЕНИИ КАК «ДОЛЖЕН»), ОН ИСПЫТЫВАЕТ ГОРДОСТЬ И ГНЕВ. ОН ЗНАЕТ НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ, У НЕГО НАЧИНАЕТ СКЛАДЫВАТЬСЯ ПРИВЫЧКА ХОРОШО СЕБЯ ВЕСТИ. СТРЕМЛЕНИЕ К САМОУТВЕРЖДЕНИЮ СТИМУЛИРУЕТ ЕГО К НОРМАТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ.

В БОРЬБЕ «ХОЧУ» И «НАДО» ОСОЗНАЕТСЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ВЫБОРА «НАДО».

ШЕСТИЛЕТНИЙ РЕБЕНОК УЖЕ ЗНАЕТ О СВОЕЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К ОПРЕДЕЛЕННОМУ ПОЛУ И СТАРАЕТСЯ УТВЕРДИТЬСЯ В СВОЕЙ ПОЗИЦИИ.

ПРОЯВЛЯЕТ ДОБРОТУ И ЗАБОТУ, ОКАЗЫВАЕТ ПОМОЩЬ, МОЖЕТ САМ ПОПРОСИТЬ О ПОМОЩИ, ХОРОШО ОРИЕНТИРУЕТСЯ В НОВОЙ ОБСТАНОВКЕ, ПОНИМАЕТ РАЗНЫЙ ХАРАКТЕР ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ, ПОНИМАЕТ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩИХ; СПОСОБЕН УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ, ХОРОШО ДЕЙСТВУЕТ В ОБЩЕСТВЕ КАК ВЗРОСЛЫХ, ТАК И СВЕРСТНИКОВ; ПРОЯВЛЯЕТ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА; СТРЕМИТСЯ ЗАНЯТЬ В ОБЩЕСТВЕ ПОДОБАЮЩЕЕ МЕСТО, АДЕКВАТНО ОЦЕНИВАЕТ СЕБЯ В СРАВНЕНИИ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ.

СВОБОДНО ВЫРАЖАЕТ СВОИИ ЖЕЛАНИЯ, АКТИВЕН, ГОТОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СПОСОБЕН К ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ, К ПРЕОДОЛЕНИЮ НЕПОСРЕДСТВЕННЫХ ЖЕЛАНИЙ.

ПРИ ПРАВИЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНОК ОСТОРОЖЕН, ИЗБЕГАЕТ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ, ЗНАЕТ, КАК СЕБЯ ВЕСТИ В НЕЗНАКОМОЙ ОБСТАНОВКЕ, ПРОЯВЛЯЕТ РАЗУМНУЮ ОСТОРОЖНОСТЬ.

ИМЕЕТ ЗАВЫШЕННУЮ САМООЦЕНКУ, ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ ЕМУ СВОБОДНО ОСВАИВАТЬ НОВЫЕ СФЕРЫ.

ОБЛАДАЕТ ЧУВСТВОМ СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА, ОТСТАИВАЕТ СОБСТВЕННУЮ ПОЗИЦИЮ.

ВНИМАНИЕ!!!

ИТАК, К КОНЦУ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА РЕБЕНОК:

  •        ОСОЗНАЕТ СВОЮ ПОЛОВУЮ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ, СВОЕ МЕСТО СРЕДИ ЛЮДЕЙ, ЗНАЕТ, КАКОЕ МЕСТО ЕМУ ПРЕДСТОИТ ЗАНЯТЬ В БЛИЖАЙШЕМ БУДУЩЕМ — СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ;
  •        УМЕЕТ СТРОИТЬ ОТНОШЕНИЯ С РОДСТВЕННИКАМИ, С РОВЕСНИКАМИ И ПОСТОРОННИМИ ВЗРОСЛЫМИ;
  •        ПОНИМАЕТ, ЧТО ЕГО ОЦЕНИВАЮТ ПО ПОСТУПКАМ, У НЕГО РАЗВИТА СПОСОБНОСТЬ АНАЛИЗИРОВАТЬ СВОЕ ПОВЕДЕНИЕ;
  •        ПОНИМАЕТ, ЧТО МОТИВУ «Я ДОЛЖЕН» ПОЛАГАЕТСЯ ПРЕОБЛАДАТЬ НАД «Я ХОЧУ»; 

ВАЖНЕЙШИЙ ИТОГ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА — ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.

РЕБЕНОК В ВОЗРАСТЕ ОТ 7 ДО 11 ЛЕТ

ОБОСТРЯЕТСЯ ИНТЕРЕС, КАК УСТРОЕНЫ ВЕЩИ И КАК ИХ МОЖНО ПРИСПОСОБИТЬ К ЧЕМУ-НИБУДЬ.

ГЛАВНОЙ ЯВЛЯЕТСЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ДЕТИ УЧАТСЯ КОНТРОЛИРОВАТЬ ДРУГ ДРУГА И СЕБЯ, ОЦЕНИВАТЬ, УСВОЕНО ИЛИ НЕТ ТО ИЛИ ИНОЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ.

ПРИ ОБЩЕНИИ ДЕТЕЙ МЕЖДУ СОБОЙ РАЗВИВАЮТСЯ ТАКИЕ КАЧЕСТВА, КАК КРИТИЧНОСТЬ, ТЕРПИМОСТЬ, УМЕНИЕ ВСТАТЬ НА ТОЧКУ ЗРЕНИЯ ДРУГОГО.

ОЧЕНЬ ВАЖНО ОБЕСПЕЧИТЬ РЕАЛЬНОЕ И ПОСТОЯННОЕ, А НЕ ЭПИЗОДИЧЕСКОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ РЕБЕНКА В ПРОЦЕСС САМООБСЛУЖИВАНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЯ ЕГО ПОДГОТОВКУ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ.

НЕ МЕНЕЕ ВАЖНО СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ТРУДА РЕБЕНКА, КОТОРЫЙ БЫ УВЛЕКАЛ ЕГО СВОИМ СОДЕРЖАНИЕМ, ПРОЦЕССОМ РАБОТЫ И КОНЕЧНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ.

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ САМАЯ РАЗНООБРАЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ДЛЯ РЕБЕНКА, КОТОРОЙ ОН СТРЕМИТСЯ ОВЛАДЕТЬ. ИНИЦИАТИВА В ВЫБОРЕ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЭТОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНАДЛЕЖИТ РЕБЕНКУ. ЕЕ НАЛИЧИЕ СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ УМЕЛОСТИ И КОМПЕТЕНТНОСТИ, ПОВЫШАЕТ САМООЦЕНКУ РЕБЕНКА.

ОСОБЕННО ВАЖНО СФОРМИРОВАТЬ У РЕБЕНКА ИНТЕРЕС К РЕЗУЛЬТАТАМ СВОЕГО ТРУДА. ЕСЛИ ЭТОГО НЕТ И РАБОТА ДЛЯ НЕГО — ПРОСТО НЕПРИЯТНАЯ ПОВИННОСТЬ, КОТОРУЮ ОН ВЫПОЛНЯЕТ ТОЛЬКО ПОД УСИЛЕННЫМ КОНТРОЛЕМ, ТО ЕЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАВНО НУЛЮ (ЕСЛИ НЕ ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ ВЕЛИЧИНЕ) — РЕБЕНОК СТРЕМИТСЯ ПОСКОРЕЕ ОТДЕЛАТЬСЯ ОТ НЕЕ, ЗАБЫТЬ О НЕЙ.

Читайте также:  Как вырастить ребенка умным и счастливым методики раннего развития

РЕШАЮЩЕЕ УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ У РЕБЕНКА ЛЮБВИ К ТРУДУ: ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР ВЗРОСЛЫХ, ИХ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЛУ.

ИГРА — ЭТО СПОСОБ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ.

ОСОБОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЮТ ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ.

ДЕТИ ПРИУЧАЮТСЯ ДЕЙСТВОВАТЬ В СООТВЕТСТВИИ С ЭЛЕМЕНТАРНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ, КОТОРЫЕ ПРЕДПОЛАГАЮТ КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ.

ИГРА СПОСОБСТВУЕТ ВЫЯВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, В НИХ НАХОДИТ ВЫХОД НЕУЕМНАЯ ТЯГА ДЕТЕЙ К ДВИЖЕНИЮ, К СОРЕВНОВАНИЮ. ИГРА СТАНОВИТСЯ ЕЩЕ БОЛЕЕ ВАЖНОЙ, ЕЩЕ БОЛЕЕ СЕРЬЕЗНОЙ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ, КОГДА В НЕЙ ПРИНИМАЕТ УЧАСТИЕ ВЗРОСЛЫЙ.

С 7 ЛЕТ НАЧИНАЕТСЯ ВТОРОЙ ЭТАП ПОЛОРОЛЕВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ. МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ ОБРАЗУЮТ ОДНОРОДНЫЕ ПО ПОЛОВОМУ ПРИЗНАКУ ГРУППЫ СО СВОИМИ РИТУАЛАМИ И НОРМАМИ ПОВЕДЕНИЯ. ОТНОШЕНИЯ С ПРОТИВОПОЛОЖНОЙ ГРУППОЙ ЧАСТО ПРИНИМАЮТ ХАРАКТЕР ПРОТИВОСТОЯНИЯ. У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ПОЯВЛЯЕТСЯ НАСУЩНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ БЛИЗОСТИ С ВЗРОСЛЫМ СВОЕГО ПОЛА.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ — ЭТО ПЕРИОД МЕЖДУ ДЕТСТВОМ И ВЗРОСЛОСТЬЮ.

ДОСТИЖЕНИЕ «ВЗРОСЛОЙ ОТВЕТСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ», ПРЕЖДЕ ВСЕГО, СВЯЗАНО С РАЗВИТИЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ.

РАЗВИТИЕ СТРЕМЛЕНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО ПРИ ПРИЗНАНИИ СО СТОРОНЫ ВЗРОСЛЫХ ВОЗМОЖНОСТИ ПОДРОСТКА ДЕЙСТВОВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО!!!

ПОДРОСТКУ НЕОБХОДИМО, ЧТОБЫ ЗА НИМ ПРИЗНАЛИ НЕ ТОЛЬКО «ВЗРОСЛЫЕ» ОБЯЗАННОСТИ, НО И «ВЗРОСЛЫЕ» ПРАВА.

СТРЕМЛЕНИЕ ПОДРОСТКА К ЗАНЯТИЮ БОЛЕЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ, БОЛЕЕ «ВЗРОСЛОЙ» ПОЗИЦИИ НАКЛАДЫВАЕТ ОТПЕЧАТОК НА ЕГО ОТНОШЕНИЯ С ВЗРОСЛЫМИ (РОДИТЕЛЯМИ, ЗАМЕНЯЮЩИМИ ИХ ЛИЦАМИ) — ПРОИСХОДИТ ОСЛАБЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ.

ПРЕОБЛАДАЮЩЕЕ ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ ЗАМЕЩАЕТСЯ ВЛИЯНИЕМ ГРУППЫ СВЕРСТНИКОВ.

В СВЯЗИ С ЭТИМ ПРОИСХОДИТ ПОСТЕПЕННОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОПЕКИ РОДИТЕЛЕЙ (ЛИЦ, ИХ ЗАМЕНЯЮЩИХ) И ВХОЖДЕНИЕ В ГРУППУ СВЕРСТНИКОВ. В  ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ ПОДРОСТОК ХОЧЕТ ПОЛУЧИТЬ ПРИЗНАНИЕ, БЫТЬ ПРИНЯТЫМ.

МЕНЯЕТСЯ ОТНОШЕНИЕ И К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ЛИБО ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПЕРЕХ НА НОВЫЙ, БОЛЕЕ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ (РАСКРЫВАЕТСЯ СМЫСЛ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК САМООБРАЗОВАНИЕ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ), ЛИБО УТРАЧИВАЕТСЯ ИНТЕРЕС.

ПОДРОСТОК НАЧИНАЕТ ОПРОБОВАТЬ ВЗРОСЛОЕ ПОВЕДЕНИЕ, СВОИ БУДУЩИЕ ВЗРОСЛЫЕ РОЛИ.

ПОДРОСТОК ОСОЗНАЕТ СВОЮ ВРЕМЕННУЮ ПЕРСПЕКТИВУ, Т.Е. ОТ ДЕТСКОГО ПРОШЛОГО ДО ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СЕБЯ В БУДУЩЕМ.

ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ВЫБОРЫ (ВЫБОР ПРОФЕССИИ, ПОЛОВОГО ПОВЕДЕНИЯ, ЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ).

РАЗВИВАЕТСЯ САМООЦЕНКА

В 10-11 ЛЕТ У ПОДРОСТКА ПРЕОБЛАДАЮТ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ И ПОТРЕБНОСТЬ В САМООЦЕНКЕ СТАЛКИВАЕТСЯ С НЕУМЕНИЕМ ОЦЕНИТЬ СЕБЯ, МОЖЕТ АНАЛИЗИРОВАТЬ ТОЛЬКО СВОИ ОТДЕЛЬНЫЕ ПОСТУПКИ.

В 12-13 ЛЕТ ОБЩЕЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ СОЧЕТАЕТСЯ С ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ ОЦЕНКАМИ СЕБЯ В ОТДЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ, ЗАВИСЯЩИМИ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ОТ ОЦЕНОК ОКРУЖАЮЩИХ, ОСОБЕННО СВЕРСТНИКОВ. ПЫТАЕТСЯ ПОНЯТЬ  ЧЕРТЫ СОБСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА, ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ.

В 14-15 ЛЕТ ВОЗРАСТАЕТ КРИТИЧНОСТЬ К СЕБЕ.

ФОРМИРУЕТСЯ «ЧУВСТВО ВЗРОСЛОСТИ»: ПОТРЕБНОСТИ В УВАЖЕНИИ, ДОВЕРИИ, ПРИЗНАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА И ПРАВА НА ОПРЕДЕЛЕННУЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ЖЕЛАНИЯ ОГРАДИТЬ НЕКОТОРЫЕ СВОИ СФЕРЫ ЖИЗНИ ОТ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ВЗРОСЛЫХ. ФОРМИРУЕТСЯ СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ.

ПОДРОСТОК СТРЕМИТСЯ К ОВЛАДЕНИЮ ГЛУБОКИМИ ЗНАНИЯМИ, ХОТЯ БЫ В КАКОЙ-ЛИБО ОГРАНИЧЕННОЙ ОБЛАСТИ.

ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМО РАСШИРЕНИЕ ЗОНЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ!!!

ЗАДАЧА ВОЗРАСТА — ЛИЧНОСТНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ.

СТАРШЕКЛАССНИКИ ПРИ ОЦЕНКЕ СЕБЯ И ОКРУЖАЮЩИХ ВСЕ БОЛЬШЕ НАЧИНАЮТ ЗАВИСЕТЬ ОТ НАКОПЛЕННЫХ ЗНАНИЙ О СЕБЕ, ЧЕМ ОТ МНЕНИЯ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ:

  •        РАЗВИТИЕ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ И САМОПРИНЯТИЕ,
  •        РАЗВИТИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ И ПРИНЯТИЕ ДРУГИХ,
  •        РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, АВТОНОМНОСТИ, МОТИВАЦИИ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.

ПРИЧИНОЙ НЕПРАВИЛЬНОГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ МОГУТ БЫТЬ КАК ВНЕШНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, СВЯЗАННЫЕ С НЕВОЗМОЖНОСТЬЮ ОСУЩЕСТВИТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР ПО ИНТЕРЕСАМ, ТАК И ВНУТРЕННИЕ, СВЯЗАННЫЕ С НЕДОСТАТОЧНЫМ ОСОЗНАНИЕМ СВОИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СКЛОННОСТЕЙ ИЛИ НЕПРАВИЛЬНЫМ ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ О СОДЕРЖАНИИ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ВЫБОР ПРОФЕССИИ ДОЛЖЕН ПРОИСХОДИТЬ НА ОСНОВЕ ОСОЗНАНИЯ СВОИХ СКЛОННОСТЕЙ И СПОСОБНОСТЕЙ.

ЖИЗНЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ВКЛЮЧАЕТ:

  • ВЫБОР УЧЕБЫ, ТРУДА, ДРУГА, ОБРАЗА ЖИЗНИ, МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА И Т. Д.;
  • ОКАЗЫВАЕТ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ СЕМЕЙНЫХ УСТАНОВОК — ЖЕЛАНИЕ ИМЕТЬ СОБСТВЕННУЮ СЕМЬЮ, ДЕТЕЙ, ВЫПОЛНЯТЬ СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ МУЖА, ОТЦА, ЖЕНЫ, МАТЕРИ;
  • СПОСОБСТВУЕТ УСВОЕНИЮ НЕОБХОДИМЫХ НАВЫКОВ.

РЕЗУЛЬТАТОМ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ГОТОВНОСТЬ СВЯЗАТЬ СЕБЯ КОНКРЕТНЫМИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМИ «ЛЮБИТЬ И РАБОТАТЬ».

ЮНОШИ ЗАМЕНЯЮТ КОЛИЧЕСТВО ДРУЗЕЙ КАЧЕСТВОМ БЛИЗКОЙ ДРУЖБЫ С НЕМНОГИМИ СВЕРСТНИКАМИ, РАЗДЕЛЯЮЩИМИ ИХ ЦЕННОСТИ. ДРУЖБА УЧИТ СОИЗМЕРЕНИЮ СВОИХ ПОСТУПКОВ, ЖЕЛАНИЙ, ПЛАНОВ С ПОСТУПКАМИ, ЖЕЛАНИЯМИ И ПЛАНАМИ ДРУГОГО, ЗАБОТЕ И ЧУТКОСТИ. ЛЮДИ, НЕ ИМЕВШИЕ ПОДОБНОГО ОПЫТА, НЕРЕДКО НЕУДАЧЛИВЫ В ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ, ОНИ НЕ МОГУТ НАУЧИТЬСЯ ВЗАИМОПОНИМАНИЮ.

ПОЯВЛЯЮТСЯ ДРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛА. РЕБЯТ МЕНЬШЕ ЗАНИМАЕТ ВНЕШНОСТЬ И БОЛЬШЕ ИНТЕРЕСУЮТ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ И ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ.

ОБЩЕНИЕ С ВЗРОСЛЫМИ ПОМОГАЮТ СФОРМИРОВАТЬ СПОСОБНОСТИ СТРОИТЬ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ, РАЗБИРАТЬСЯ В ЛИЧНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ И КАЧЕСТВАХ ЛЮДЕЙ, СОЗНАТЕЛЬНО ПОДЧИНЯТЬСЯ НОРМАМ, ПРИНЯТЫМ В ОБЩЕСТВЕ, ДАЮТ ЗНАНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ БУДУЩЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ.

БОЛЬШУЮ РОЛЬ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ НАЧИНАЕТ ИГРАТЬ:

  •        ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  •        СПОСОБНОСТЬ ВЕСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ЖИЗНЬ
  •        ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ К БЫТОВОМУ ТРУДУ, КОТОРАЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ ОВЛАДЕНИЕ НЕОБХОДИМОЙ СУММОЙ ЗНАНИЙ И ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.
  •        ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ, ОТВЕТСТВЕННОЕ И УВЕРЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К СОБСТВЕННОМУ ТЕЛУ И ФИЗИЧЕСКОМУ ЗДОРОВЬЮ.

ГОТОВНОСТЬ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ ПРЕДПОЛАГАЕТ ДОСТИЖЕНИЕ ЗРЕЛОСТИ, ОСНОВНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ КОТОРОЙ ЯВЛЯЮТСЯ:

  •        СТРЕМЛЕНИЕ К САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ;
  •        СПОСОБНОСТЬ УСТАНАВЛИВАТЬ ОТНОШЕНИЯ, ПРЕДПОЛАГАЮ-ЩИЕ ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И ВЗАИМНУЮ ПРЕДАННОСТЬ ПРИ СОХРАНЕНИИ ВНУТРЕННЕЙ НЕЗАВИСИМОСТИ;
  •        УМЕНИЕ ПРИНИМАТЬ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОСЛЕДСТВИЯ СВОИХ ДЕЙСТВИЙ;
  •        ГОТОВНОСТЬ СОВЕРШАТЬ УСИЛИЯ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ СВОИХ ЦЕЛЕЙ, ОСНОВАННАЯ НА УВЕРЕННОСТИ, ЧТО ОЧЕНЬ МНОГОЕ В ЖИЗНИ ЗАВИСИТ ОТ СОБСТВЕННЫХ УСИЛИЙ И СПОСОБНОСТЕЙ;
  •        ОРИЕНТАЦИЯ НА СЕБЯ ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ;
  •        УМЕНИЕ ВИДЕТЬ РАЗНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ПОСТУПАТЬ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ.

3. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1.В КАКОМ ВОЗРАСТЕ РЕБЕНОК ДЕМОНСТРИРУЕТ ПРИВЯЗАННОСТЬ К МЛАДШИМ БРАТЬЯМ И СЕСТРАМ

1        К 5 ГОДАМ        

2        К 3-М ГОДАМ        

3        К 7 ГОДАМ        

Ключ:

Правильный ответ — №2, 5 баллов

2.В КАКОМ ВОЗРАСТЕ РЕБЕНОК НЕЗАВИСИМ И УПРЯМ ДО ДЕРЗОСТИ

1        К 5 ГОДАМ        

2        К  4  ГОДАМ        

3        К 7 ГОДАМ        

Ключ:

Правильный ответ — №2, 5 баллов

3.В КАКОМ ВОЗРАСТЕ У РЕБЕНОК ВОЗНИКАЕТ ТАКОЕ НРАВСТВЕННОЕ ЧУВСТВО КАК СОВЕСТЬ

1        К 5 ГОДАМ        

2        К  6  ГОДАМ        

3        К 7 ГОДАМ        

Ключ:

Правильный ответ — №2, 5 баллов

4.В КАКОМ ВОЗРАСТЕ РЕБЕНОК ПРОЯВЛЯЕТ ДОБРОТУ И ЗАБОТУ, ОКАЗЫВАЕТ ПОМОЩЬ, МОЖЕТ САМ ПОПРОСИТЬ О ПОМОЩИ, ПОНИМАЕТ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩИХ

1        К 5 ГОДАМ        

2        К  6  ГОДАМ        

3        К 7 ГОДАМ        

Ключ:

Правильный ответ — №3, 5 баллов

5.В КАКОМ ВОЗРАСТЕ РЕБЕНОК РАЗВИВАЮТСЯ ТАКИЕ КАЧЕСТВА, КАК КРИТИЧНОСТЬ, ТЕРПИМОСТЬ, УМЕНИЕ ВСТАТЬ НА ТОЧКУ ЗРЕНИЯ ДРУГОГО

1        ОТ 3 ДО 5 ЛЕТ        

2        ОТ 7 ДО 11 ЛЕТ        

3        ОТ 12 ДО 15 ЛЕТ        

Ключ:

Правильный ответ — №3, 5 баллов

6. В КАКОМ ВОЗРАСТЕ ОСОБОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЕОБРЕТАЮТ ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ

1        ОТ 3 ДО 5 ЛЕТ        

2        ОТ 7 ДО 11 ЛЕТ        

3        ОТ 12 ДО 15 ЛЕТ        

Ключ:

Правильный ответ — №2, 5 баллов

7. ПОДРОСТОК МОЖЕТ СТАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ И ОТВЕТСТВЕННЫМ, ЕСЛИ

1        ВЗРОСЛЫЙ ПОСТОЯННО КОНТРОЛИРУЕТ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКА        

2