Травма у ребенка 3 года
/О детях/Детское здоровье и уход/Первая помощь
Наши детки – непоседы и смельчаки, как только они начинают двигаться, они так и норовят оползти до края дивана, пеленального стола или кроватки. Нет ни одного ребенка, который бы хотя бы раз в жизни не падал, просто падения бывают разными – опасными и не очень, с травмами и без них. родителям важно знать, откуда и как может упасть крошка и уметь оценить состояние ребенка, оказать адекватный объем помощи и знать. куда и в каких случаях нужно обращаться.
Как они падают?
Родители почему-то считают, что раз ребенок не ходит и не ползает, значит, он не может упасть, и беспечно оставляют его на пеленальном столике, диване или крае кровати. Запомните, уважаемые папы и мамы. Малыш может упасть даже в месячном возрасте, за счет хаотичного движения ручек и ножек он может оттолкнуться от опоры и соскользнуть по пеленке или клеенке. Никогда даже на секунду не оставляйте ребенка одного с самого рождения, выработайте у себя условный рефлекс – никуда не отходить от ребенка, лежащего на высокой поверхности!
Статистика падений детишек первых лет жизни разнообразна – они падают из колясок и люлек, с пеленальных столов, кроватей, диванов, ходунков, прыгунков и стульев для кормления. Иногда родители не думают, что кроха может упасть, и просто не успевают среагировать и подхватить ребенка.
Любые серьезные травмы ребенка раннего возраста, к нашему большому сожалению, связаны с нашей, родительской беспечностью и недосмотром. Всегда стоит помнить, в три месяца малыш может перевернуться на бочок, в 6-7 месяцев поползти, а в 7-9месяцев встать и перевеситься через край дивана или кровати. Падение малыша непредсказуемо – поэтому, надо очень пристально следить за малышами и не допускать несчастных случаев.
Падения дома и на улице.
В доме лидерами по числу падений являются стульчики для кормления, когда мама посадила кроху и отвернулась готовить ему пюре или кашку. Малышу скучно, он легко выворачивается даже из застегнутых ремней и пытается вылезть из стула.
На втором месте стоят столы для пеленания, даже если у них есть бортики. Малыши достаточно активны и бортик не является для них серьезной преградой. Столы обычно достаточно высокие, поэтому эти падения очень серьезны.
Третье место за колясками, в основном это сидячие коляски или трансформеры, сидеть в них крошка уже умеет, а вот вылезать с них правильно – еще нет. Если мама чуть отвлеклась, а кроха не был пристегнут ремнями, он может упасть.
Часто дети падают с кровати или дивана родителей, когда буквально на минуточку родители выходят из комнаты или отворачиваются. Малыш мог ползти или просто активно двигаться и таким образом переместиться на край, а оттуда упасть. В первые 2-3 месяца многие родители опрометчиво оставляют так малышей, надеясь, что они никуда не денутся.
Особенно опасными в плане травматизма являются новомодные прыгунки и ходунки, от них у детей формируются одни из самых тяжелых травм. Дети первого года за счет недоразвития мозжечковых центров еще не умеют удерживать равновесие, в процессе обучения хождению они учатся координировать свое тело правильно. А эти приспособления дают искаженную картину пространства и ощущение устойчивости. Дети перевешиваются через края ходунков, пытаясь вылезти, зацепляются колесами за неровности пола, падают в ходунках с лестниц. В прыгунах дет ударяются головой о косяки дверей, выпадают из креплений или падают, когда срывается или лопается крепление (особенно у дешевых или некачественных изделий).
На улице лидерами падений являются лестницы, где шла мама или папа с малышом на руках, особо опасны походы в гололед, вход и выход из общественного транспорта, а также – состояние опьянения родителей.
Особенности травм детей в разном возрасте.
Малыши грудного возраста чаще всего получают при падении черепно-мозговые травмы. Это обусловлено тем, что головка у них гораздо тяжелее всего тела, при падении она перевешивает и дети падают, прежде всего, ударяясь головой. Конечно, череп малыша имеет роднички и открытые швы, и до определенного момента смягчает удары, защищая мозг, однако, испытывать ребенка на прочность не стоит.
Дети постарше обычно из-за меняющейся пропорциональности тела получают травмы иного рода – к ранениям головы они добавляют травмы конечностей, раны, порезы, переломы, кровотечения.
Примерно до 3-4 месяцев малыш относительно спокоен и его двигательная активность не столь выражена. Однако, это не повод расслабляться — он тоже требует постоянного присмотра. А вот к 3-5 месяцам, когда большинство малышей уже умеют переворачиваться с боку на бок, они становятся очень активными и быстрыми. Оставлять их на диване или кровати без присмотра просто недопустимо. Для такого малыша опасным является падение с высоты даже 40-50 см, особенно если он ударится головкой. Это может привести к сотрясению, ушибу головного мозга и трещинам костей черепа, все зависит от той поверхности, на которую он будет падать. Повреждения внутренних органов и костей встречаются крайне редко.
Годовалые малыши начинают ходить, что приводит к падениям с высоты собственного роста. В задачу родителей с первыми шагами малыша будет входить подстраховка его от травм, но ни в коем случае не ограничение его свободы и движений. Надо показать ребенку, где может быть опасность и научить его правильно слезать с дивана, стула или из коляски. Первое время оградите малыша от препятствий на его пути, закройте углы и уберите из-под ног все препятствия. Наиболее опасны для детей этого возраста падения назад с высоты 80-100 см, то есть высоты своего роста.
У детей в возрасте от 2-3 лет, которые умеют активно бегать, прыгать и скакать, характер травм меняется. Они обычно падают с горок, качелей и других конструкций на детских площадках. Обычно это высота 1-3 метра, что очень опасно в плане переломов, травм головы, спины и живота. Поэтому, бдительность родителей должна быть удвоена, научите ребенка спускаться и подниматься по лестницам. Правильно лазать по конструкциям и научите их правильно прыгать.
Если он все-таки упал?
Иногда, не смотря на се наши меры предосторожности, дети падают, что же делать родителям? Самое основное – это не паниковать, большинство падений кроме небольшой шишки, громкого плача и испуга ребенка никаких последствий не вызывают. Если же вам кажется, что травма у ребенка серьезная, не стоит кидаться в истерики, нужно взять себя в руки, чтобы своевременно и правильно оказывать помощь ребенку.
Нужно помнить, что симптомы легких травм появляются в пределах 1-2 часов, тяжелые травмы могут иметь отсроченный во времени период проявлений. Необходимо запомнить, что надо внимательно следить за состоянием ребенка в критические часы – первый и третий часы, а затем 12 и 24 часа после травмы. Если ребенку более 2 лет, ночью после травмы будите его каждые 2-3 часа и задавайте простые вопросы. Это поможет адекватно оценить состояние сознания ребенка.
В первые минуты после падения необходимо отбросить от себя мысли о том, что ребенок смертельно травмирован или, наоборот, что это ерундовое падение. Трезво и объективно оцените состояние ребенка. Прежде всего, обращаем внимание на то, есть ли отек в мягких тканях (шишка), нет ли у него гематомы (скопление крови под кожей), ссадин, порезов или кровотечения. К месту ушиба можно приложить холод (тряпку, смоченную холодной водой или лед в полотенце). Если из ранки идет кровь, приложите к ней кусок чистой сухой ткани или бинта и прижмите. Если ранка кровоточит, ткань пропитывается кровью или кровотечение не останавливается 10-15 минут – вызывайте врача или отвозите ребенка в травмпункт.
Успокойте плачущего малыша и внимательно оцените, как ведет себя ребенок, нет ли у него заторможенности или возбуждения, адекватен ли он, отвечает ли на вопросы?
Срочно «скорую»!
Есть комплекс очень тревожных симптомов, которые говорят о возможности тяжелой травмы и требуют немедленного вызова скорой помощи и направления в стационар. Прежде всего, надо посмотреть ребенку в глаза, оценить состояние зрачков, если они разного размера, резко расширены или сужены – это очень опасно. Необходимо измерить ребенку пульс – он должен быть для детей до года не мене 110-120 ударов в минуту. Для детей с года не менее 100 ударов.
До приезда скорой помощи уложите ребенка, обеспечив ему покой, однако, старайтесь, чтоб около 1-2 часов он не спал, чтобы оценить его состояние, иначе можно недооценить тяжесть. Если ребенок потерял сознание или его рвет, положите его аккуратно набок, чтоб рвотные массы не попали в дыхательную систему.
Однако, если есть подозрения на травмы спины и позвоночника (падение с высоты на спину), трогать ребенка нельзя, это может повлечь за собой смещение отломков костей и дополнительное повреждение.
Опасным является потеря сознания, даже на очень короткое время, замедление пульса, вялость, зевота. Резкий плач, отказ от еды, тошнота и рвота, срыгивания, странности поведения, которых не было ранее. Все эти симптомы являются поводом как минимум проконсультироваться с травматологом или неврологом.
Травмы головы.
Это одни из самых опасных травм, наряду с травмами позвоночника. Головной и спинной мозг – это жизнеобеспечивающие органы, от них зависит вся работа организма. Череп малыша устроен особым образом, на нем есть роднички и швы, но он очень хрупок, повреждение мозга при ударе выше, чем у взрослого. За счет швов кости могут легко смещаться, а непоседливость малыша в комбинации с его нескоординированностью и сниженным чувством страха могут привести к беде. Кроме того, дети не умеют правильно падать и часто не подставляют для страховки руки, ударяются головой.
Черепно-мозговая травма у детей – это один из серьезных диагнозов, который возникает при падении и ударе головой. Не всегда просто выявить момент травмы, особенно если ребенка оставляли с старшими детьми, родными, няней, они могли это скрывать от родителей, боясь наказания или других проблем. Старшие дети зачастую сами умалчивают о травме, кроме того, иногда бывают травмы без наличия удара головой. Одним из примеров является «синдром встряхнутого ребенка», он бывает при грубом обращении с детьми, прыжках с высоты, под действием резких ускорений или торможений.
Итак, разделим все травмы головы по тяжести.
Самым легким считается ушиб мягких тканей или в обывательском понятии «шишка». При этом мозговая ткань никак не страдает, а на месте удара образуется отек тканей и ссадина. Если «шишка» большая, покажите ребенка травматологу – иногда под маской отека могут скрываться трещины костей черепа.
Если травмируется мозг – это называют черепно-мозговой травмой. Если при этом нарушена целостность тканей головы (кожи и кости черепа) это открытая травма, при этом, если повреждена еще и мозговая оболочка – это проникающее ранение головы. Это вызывает угрозу еще и инфекции мозга, что утяжелит прогнозы.
Закрытая ЧМТ – это травмы с минимальными повреждениями мягких тканей и нет травмы костей. Обычно такие травмы чаще всего бывают у детей. Эти травмы делят по степени тяжести на три группы:
– легкую степень (сотрясение головного мозга),
— средней тяжести (ушиб головного мозга)
— и тяжелой степени (сдавление мозга, перелом основания черепа, тяжелые ушибы мозга).
Проявления и диагностика.
К большой нашей радости средней тяжести и тяжелые травмы бывают редко, их распознают быстро и обычно уже в скорой помощи. А вот о сотрясениях хочется поговорить особо – они бывают достаточно часто. Сотрясение головного мозга проявляется кратковременной потерей сознания, появляется рвота, у малышей первых месяцев жизни многократно, дети бледнеют, потливы, они вялые. Обычно малыш начинает отказываться от еды, жалуется на головные боли или шум в ушах.
Опасными и требующими немеленого вызова «скорой» являются — носовое кровотечение после травмы головы, отключение сознания на любое время, нарушения дыхания и сердечного ритма, истечение светлой жидкости с уха, появление синяков вокруг глаз.
В стационаре ребенку проведут УЗИ головы (если не закрыт родничок), рентген. Если нужно и томограмму с набором других исследований, вплоть до пункции. Это позволит точно поставить диагноз и провести лечение, которое назначит врач.
06.03.2012
Автор:Алена Парецкая, педиатр, консультант
Копирование этой статьи запрещено.
Полина8211
(27/06/2015)
У меня не ребенок а шило просто. От куда мы только не падали, с дивана, с кроватки, с велика и т. д. На такие случаи у меня только один спасатель — это Бадяга 911. Он хорошо уменьшает отек, быстро снимает воспаление и рассасывает гематомы. А еще он обладает антисептическим и успокаивающим действием.
МаргоРитуль
(15/07/2014)
Спасибо, информация очень полезная. Я сама недавно перетрусила- захожу в комнату, а ребенок пытается подняться с пола из положения сидя, но не может, смеется и не может на мне взгляд сфокусировать. Я его взяла на руки, а у него голова запрокидывается, и продолжает смеяться. Таблетки исключены — их нет в зоне доступа. Стартанула на скорую, думала, может упал, стукнулся (но звуков ударов и падения не слышала). В общем он в себя пришел быстро (ещё до скорой). Анализы на скорой и осмотр были хорошие и мы поехали домой. А дома моё чудо стало кружиться. Закружился, припал на колени и смеется и тут до меня дошло, что с ним было! Слава Богу, что всего лишь закружился. Но из-за этого он периодически падает и может пораниться. Недавно так разодрал коленку. В таких случаях я ранки сульфаргином смазываю — и защита от инфекции и ранка быстрее заживает. Эта же мазь и при ожогах выручает.
Извините, возможность оставлять здесь отзывы доступна только зарегистрированным пользователям.
пожалуйста, представьтесь или зарегистрируйтесь
Источник
Ребенок растет, постепенно развивается и в это время бесстрашно познает мир. Он набивает шишки и учится на своих ошибках. К сожалению, многие из таких промахов далеко не безобидны. Только в 2016 году травмы и ожоги получили более 2,5 млн детей до 14 лет по всей России[1]. К числу опасных относятся в том числе и тяжелые повреждения головы: черепно-мозговая травма по частоте возникновения занимает среди этих случаев первое место и составляет 30–40% от общего количества[2]. ЧМТ влияют на здоровье ребенка, ухудшают его развитие и нередко приводят к инвалидности.
Причины, виды и специфика ЧМТ у ребенка
Черепно-мозговая травма — не совсем исчерпывающее название. Объективнее звучит определение на английском — head injury, или повреждение головы. Сюда относится много разных травм, которые не обязательно сопровождаются переломами черепа.
- Травмы могут быть закрытыми и открытыми (с нарушением целостности мягких тканей головы). При наличии перелома можно выделить повреждение костей свода и перелом основания черепа.
- По тяжести черепно-мозговые травмы могут быть легкими, средней тяжести и тяжелыми. Тяжесть состояния у детей сложно определить сразу после травмы, ведь оно может ухудшаться.
- По типу повреждения мозга (от легкого к более опасному) выделяют сотрясение, ушиб и сдавление мозга.
Основными причинами ЧМТ у детей являются:
- падения;
- дорожно-транспортные происшествия;
- удары по голове (или удары головой);
- нападения (криминальные травмы) и другие.
Для каждого возраста характерны свои причины нейротравмы. По данным Центра контроля и предотвращения заболеваний (США)[3], до четырех лет основной причиной являются падения, с пяти до 14 лет среди причин появляются еще и удары по голове и ДТП, а дети старше 15 лет получают травмы головы одинаково часто при ДТП, падениях и в результате криминальных причин.
Согласно данным ВОЗ[4], Россия лидирует среди стран Европы и СНГ по уровню смертности детей от дорожно-транспортного травматизма. Из всех несмертельных повреждений, получаемых в ДТП детьми, 43% приходится на травмы головы.
Признаки травмы головы у детей
Симптомы ЧМТ у ребенка быстро проходят. Кроме того, детям труднее описать свое состояние. Поэтому определить истинную картину только по внешним признакам может быть сложно. Однако можно выделить следующие особенности проявления ЧМТ у детей разного возраста:
Младенец (дети до года–двух лет)
Один из признаков ЧМТ у грудного ребенка — это постоянный крик, плач малыша либо, наоборот, вялость, отсутствие реакции, сонливость. Вместо такого симптома ЧМТ, как тошнота, могут быть частые срыгивания. Возможно резкое повышение температуры.
Малыши и дошкольники (с двух–трех до шести лет)
У детей дошкольного возраста нередко происходит потеря памяти после травмы. Потеря сознания не всегда заметна (она может быть всего на несколько секунд), ребенок после ЧМТ заторможен, не реагирует на слова и раздражители, речь становится бессвязной. Также дети нередко жалуются на головную боль, тошноту и рвоту.
Школьники (с шести лет и старше)
Черепно-мозговая травма у детей в этом возрасте чаще сопровождается теми же симптомами, что и у взрослых. Наиболее частые признаки травмы головы у ребенка:
- Нарушение или отсутствие сознания — от нескольких минут в легких случаях до нескольких дней или недель при тяжелой ЧМТ. Для оценки сознания используется педиатрическая шкала комы Глазго.
- Головная боль, головокружение.
- Потеря памяти.
- Тошнота и рвота.
Реже встречаются очаговые симптомы, их появление говорит о более тяжелом состоянии:
- Напряжение мышц или судороги.
- Зрачки отличаются по размеру между собой (или не реагируют на свет).
- Нарушение дыхания, пульс ускоряется или замедляется.
- Нарушение глотания.
- Повышение температуры.
Признаки перелома основания черепа:
- Выделения прозрачной желтоватой жидкости (может быть с примесью крови) из носа или ушей.
- Кровоподтеки за ушами или в форме очков (вокруг глаз).
Первая помощь ребенку при ЧМТ
Самое главное при черепно-мозговой травме — как можно быстрее доставить ребенка в специализированный стационар (рекомендуется сделать это в течение часа). По данным НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, более половины детей, поздно поступивших в больницу, имеют различные осложнения[5]. Поэтому первое, что нужно сделать, — вызвать скорую медицинскую помощь.
Это важно!
В Москве телефонный номер для вызова скорой помощи — 103, он также работает для всех мобильных операторов. При необходимости можно попросить переключить на справочную, где врач расскажет, что нужно сделать. Для вызова с мобильных телефонов используется и номер Единой службы спасения — 112. Звонок по нему доступен даже при заблокированной SIM-карте.
Что нужно сделать до приезда скорой?
- Нет пульса, ребенок не дышит — необходимо проводить непрямой массаж сердца и искусственное дыхание.
- Ребенок без сознания — нужно очистить дыхательные пути, уложить голову на бок.
- Лучшее положение — лежа, даже если пострадавший хорошо себя чувствует. Сидящий ребенок может упасть, если его состояние резко ухудшится. Головной конец лучше приподнять. Не нужно без необходимости перемещать ребенка, нельзя оставлять его без присмотра.
- Если на голове есть рана, аккуратно наложите стерильную повязку. Если в ране находятся отломки кости, инородные предметы или осколки, ни в коем случае не трогайте их! В этой ситуации повязку накладывают вкруговую, обходя инородные тела.
- Приложить холод. В домашних условиях это может быть, например, упаковка замороженного горошка или лед, насыпанный в пластиковый пакет. Источник холода заворачивают в полотенце, чтобы предотвратить обморожение, и после этого прикладывают к месту травмы.
Диагностика черепно-мозговых травм у детей
Стандартным исследованием является рентген черепа — краниография — в прямой и боковой проекциях. С помощью рентгенографии легко выявить наличие переломов, так как кости черепа на снимках хорошо просматриваются.
При ЧМТ оптимально использовать компьютерную томографию (КТ). Она позволяет быстро оценить состояние мозга, определить наличие повреждений, внутричерепных кровоизлияний, их расположение. Это важно для выбора метода лечения.
Для более точной оценки состояния мозга используют магнитно-резонансную томографию (МРТ). МРТ лучше выявляет ушибы мозга и определяет участки ишемии. Метод также полезен для диагностики диффузного аксонального повреждения.
Если нет возможности провести КТ или МРТ, то для детей до года можно использовать нейросонографию — ультразвуковое исследование головного мозга. С помощью УЗИ можно увидеть очаги кровоизлияний и другие внутричерепные повреждения.
Лечение
Независимо от вида травмы лечение ЧМТ у детей следующее.
- Строгий постельный режим. Длительность зависит от степени тяжести: от одного–трех дней при легком сотрясении и до нескольких недель. При улучшении состояния врач разрешает сначала садиться в постели, а затем и вставать, но под присмотром специалистов.
- Охлаждение. Используют для уменьшения кровоизлияния и отека мозга, снижения интенсивности головной боли. Применяют пакеты со льдом или специальные приспособления. Через каждые два–три часа необходимо делать перерыв.
- Прием успокоительных и снотворных препаратов. Позволяют создать условия покоя для поврежденного органа (мозга), продлить естественный сон.
- Прием антигистаминных препаратов.
Назначение остальных средств зависит от клинической ситуации:
- Для уменьшения отека мозга применяют мочегонные средства.
- С целью снижения давления ликвора проводят разгрузочные спинномозговые пункции.
- Для защиты нейронов используют препараты, улучшающие микроциркуляцию, уменьшающие потребность мозга в кислороде.
- При повышении температуры — противовоспалительные средства.
- Антиагреганты и антикоагулянты — для профилактики тромбозов.
- При судорогах назначают противоэпилептические препараты.
При тяжелых ушибах, сдавлении мозга может потребоваться нейрохирургическая операция.
Последствия и осложнения в детском возрасте
Тяжелые ЧМТ у детей не обходятся без последствий. Их проявления заключаются в нарушении тех или иных функций организма и зависят от того, какой именно участок мозга поражен. Наиболее опасны проблемы с дыханием или глотанием. В этом случае показано реанимационное лечение: ребенок подключается к аппарату искусственного дыхания, а питательные вещества получает внутривенно или через зонд. Но и применение таких мер может оказаться безрезультатным, тогда исход будет летальным.
Менее тяжелые последствия заключаются в нарушении двигательных или когнитивных функций. Бывают случаи, когда ребенок перестает говорить, снижаются его интеллектуальные способности. Здесь большую роль играют реабилитационные мероприятия.
Возможно и такое, что спутником ребенка, перенесшего тяжелую ЧМТ, надолго станет такой диагноз, как посттравматическая энцефалопатия. Ее проявления зависят от тяжести заболевания: оно может привести как к проблемам со сном, так и к судорогам, психозам, снижению интеллекта. Высока вероятность развития эпилепсии. Тогда ребенку придется пожизненно проходить противосудорожную терапию.
Некоторые последствия черепно-мозговых травм могут быть отсроченными. Так, развитие лобных долей головного мозга длится до 16 лет. При травме, полученной в совсем раннем возрасте, ее осложнения могут проявиться через достаточно большой срок. Это касается, в частности, проблем с мелкой моторикой и функциями речи.
Какими бы ни были последствия ЧМТ, от дальнейшего наблюдения у невролога отказываться нельзя. Перед врачом стоит задача контролировать процесс развития ребенка, чтобы вовремя заподозрить отклонение от нормы и подобрать методы коррекции.
Особенности реабилитации детей после ЧМТ
Оптимально начинать курс реабилитации уже с первого месяца после травмы. В реабилитационном процессе можно условно выделить три этапа.
- Первый этап происходит одновременно с процессом лечения. Задача — максимально сохранить здоровье мозга, чтобы дальнейшее восстановление было успешным.
- Второй этап направлен на реабилитацию утраченных функций ребенка.
- Третий этап необходим для перехода и приспособления к повседневной жизни. Он направлен на дальнейшую адаптацию к учебе, общению со сверстниками и самообслуживанию.
Восстановление после ЧМТ у детей часто совмещается с обучением, закреплением новых навыков, с физическим и психическим развитием ребенка.
Какие применяются методы реабилитации после травмы головы у детей?
Нейропсихологическая реабилитация. Подразумевает работу с нейропсихологом. В занятия входит работа по восстановлению памяти, контроля над эмоциями и поступками, по повышению концентрации внимания.
Психотерапия может потребоваться даже при легких травмах головы. Психотерапевт работает со страхами, тревожностью, которые часто сопровождают травму, помогает корректировать другие психические нарушения. Для работы с детьми используется игровая и арт-терапия, музыкотерапия. Занятия в группах позволяют налаживать коммуникативные навыки.
Логопедическая реабилитация. Занятия с логопедом актуальны при нарушениях речи. В качестве вспомогательных методик может выступать специальная артикуляционная гимнастика и логопедический массаж, работа над растормаживанием речи.
Акватерапия. Нахождение в воде облегчает движения, успокаивает, снимает напряжение. Использование различных механизмов, емкостей, игрушек помогает в развитии тактильной чувствительности и тонкой моторики.
Бобат-терапия. Суть метода — в формировании новых нейронных связей взамен утраченных. Пациент с помощью терапевта много раз повторяет движение, максимально близкое к нормальному. Движение запоминается благодаря вновь образованным нейронным связям. У метода существуют противопоказания. К их числу относится эпилепсия, шизофрения или судорожная готовность.
PNF-терапия. Идея данного метода в том, что у каждого человека есть нереализованный потенциал движений. Терапевт стимулирует проприоцепцию (через «датчики», информирующие мозг о положении тела), чтобы получить ответ от нервной системы в виде адекватной работы мышц.
Экзарта. Это система подвесов, которая позволяет прицельно работать с каждой отдельной мышцей. Экзарту применяют при любой патологии, чтобы снизить боль, улучшить контроль движения, повысить выносливость.
Нейропсихологическая реабилитация требует немало времени и сил. Однако, если реабилитационные программы своевременно начинать и проводить в полной мере, у детей они дают замечательный результат. Современные методики помогают детям восстанавливаться даже после тяжелых черепно-мозговых травм и жить полноценно.
Источник