Традиционные игрушки развитие ребенка
История детской игрушки насчитывает даже не сотни, а тысячи лет. В древности детские игрушки делали преимущественно из самых простых и популярных материалов — дерева и глины. Находки археологов свидетельствуют, что еще в IX веке восточно-славянские племена изготавливали деревянные игрушки (потешки) не только для забавы своих детей, но и успешно торговали ими на крупных базарах и ярмарках. Конечно, старинные славянские фигурки невозможно было комбинировать и сочетать, как современные конструкторы lego, но на территории крупнейшего торгового центра Руси — Новгорода, собиравшего купцов из разных стран и континентов, деревянные русские потешки пользовались большой популярностью, не уступая сундукам и расписным ложкам.
Первые письменные упоминания о деревянных потешках относятся только в XVII веку. Из них известно, что царским отпрыскам сладости и игрушки в форме коней и птичек покупали в Троице-сергиевском монастыре. Интересно, что дети царей и простолюдинов играли потешками, сделанными умельцами в одних и тех же мастерских. В дошедших до нас записях дворцовых трат учитываются восемнадцать приобретенных на торгах в Москве игрушек, в форме коней и коров, оленей и баранов, лебедей и уток, купленных для детей Петра I.
Уже тогда стали появляться и первые наборы, пусть еще не такие интересные, как предлагает современный магазин лего, но весьма напоминающие сегодняшних солдатиков.
Самый древний вид деревянной русской игрушки называют «панки». Их изготавливали умельцы в северных деревнях России вплоть до начала XX века. Название произошло от корня «панг», что переводится как «ствол», ведь игрушки изготавливали из цельного куска дерева. Они сильно напоминали древних языческих идолов, которым поклонялись северные племена до прихода христианства. Панки выполнялись схематично, передавая только образ птицы, зверя или человеческой фигуры, без прорисовки мелких деталей. Они, словно наборы лего, будили воображение малышей, развивали фантазию, позволяя выразить множество различных образов с помощью одной единственной детали.
Сегодня простые самодельные игрушки из дерева часто используют вальдорфские школы, чья коррекционно-развивающая методика обучения как раз и основана на принципах творческого познания мира и развития духовности.
Почему важны традиционные деревянные игрушки
Во всем мире деревянные игрушки считаются экологически чистыми и безопасными.
— Всем известно, что дерево дарит умиротворение. Есть даже такие народные приметы – «подержаться за дерево в лесу, чтобы получить от него силу и состояние спокойствия». Ребенок, играя, в деревянные игрушки «подзаряжается» теплом дерева.
— Деревянные игрушки очень приятны на ощупь, они более гладкие и теплые. Соответственно деревянные игрушки очень положительно влияют на развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия ребенка.
— Как правило, деревянные игрушки не напичканы огромным количеством функций, что так свойственно для современных пластиковых игрушек. Деревянная игрушка оставляет место для творчества, фантазии ребенка. Стимулирует активные действия ребенка, побуждает его исследовать.
— Деревянные игрушки – это уже история нашего народа. Такие игрушки не дают традициям исчезнуть. Формируют причастность к культуре.
— Деревянные игрушки являются более стойкими к ударам, чем другие игрушки. Некоторые дети постоянно ломают свои игрушки. Поскольку деревянные игрушки не могут быть легко повреждены, они живут гораздо дольше.
— Деревянные игрушки очень красивы. Чаще всего деревянные игрушки изготавливаются вручную, а это значит, что их можно рассматривать и как произведение искусства!
На детские игрушки издавна обращали внимание крупные мыслители. Аристотель настаивал на том, чтобы в интересах воспитания изобретались для детей пригодные игрушки, иначе дети станут ломать в доме вещи. Философ Архитас стал знаменит тем, что изобрел для детей погремушку. Лафарет придумал игру в деревянные кирпичики для детских строек.
По мнению Платона, Локка, Фребеля и других, излюбленные игрушки детей могут служить первой пробой для пытливого ума и склада характера.
Игрушки связывают с древнейшими культовыми обрядами, олицетворением сил природы в облике людей и животных. Так женская фигура символизировала Мать-Землю-Берегиню, конь — солнце, птица — водную и воздушную стихии. Эти три образа с древнейших времен до нашего времени несут именно такой смысл. Предполагают, что и происхождение глиняных свистулек связано с обрядами глубокой древности, когда свист считался надежным средством отпугивания злых сил.
Согласно другой точке зрения, дети всех времен и наций в игре подражают взрослым, их игрушки не наделены глубоким мифологическим смыслом и являются лишь образным отражением быта, окружающего ребенка.
Вопрос о происхождении игрушки не может быть решен однозначно. Скорее всего, в древности и игровое, и культовое значение тесно переплетались между собой, а затем религиозные обряды были забыты, и игрушка осталась только предметом развлечения.
Но не случайно человек воплощал силы стихий в наиболее знакомых и близких ему образах живых существ, трактуя их по-иному: великая богиня плодородия стала барыней, девицей; птица — утушкой, курочкой, гусем; конь — рабочей лошадкой, тянущей воз или везущей кавалера. Медведь, также участник древних обрядов, -забавным, добродушным косолапым зверем из народной сказки. Время изменило условия окружающей жизни, в творчество народных мастеров проникали новые сюжеты, но эти образы и по сей день фигурируют в игрушке любого промысла.
Игрушки, употребляемые детьми простого народа, в России немногочисленны. В некоторых областях детских игрушек в крестьянском быту почти не существовало. Для игры им служили деревянные крашеные яйца, ложки, баночки, нож, гвоздь, камни и так далее. Однако по книгам и со слов старых людей нам все-таки известны некоторые простонародные игрушки.
«Давным-давно в селе Богородском жила баба, которая захотела позабавить своих детей и вырезала им из дерева «Ауку» — спеленатого младенца. Ребятишки поиграли «Аукой» и забросили ее на печь. Однажды муж бабы стал собираться на ярмарку. Взял он «Ауку» и думает: покажу в посаде купцам, которые торгуют фигурками. Повез ее. Купцу понравилось. Он купил привезенную .»Ауку» и заказал еще несколько штук».
Деревянными резными и пестро окрашенными конями, медведями и птицами торговали возле Троице-Сергиевой лавры еще в начале XVII века. Были известны тогда игрушки «с движением». Каждый мастер делал свои привычные игрушки. «Фигуристы» вырезали людей, «зверисты» — зверей, «птичники» — птиц. Одни резали только «щелкунов», «орешников» — деревянных горбоносых стариков с приспособлением для раскалывания орехов.
Другие ладили так называемые «разводы» — укрепляли на раздвижных планках фигурки коров или солдат. А иные мастера вырезали медведей дрыгающих лапами. Самые умелые резчики свободно могли резать и фигуры зверей и птиц.
Забытые простонародные игрушки
ТАРАХТУШКИ, то есть погремушки, делали из различного материала: из дерева в виде точеного шарика; на деревянной ножке, а внутрь помещали горох или мелкие камушки. Из березовой коры в виде 6- или 8-угольных коробочек; рог от козы или коровы, затянутый пузырем с горохом внутри. Пузыри домашних животных промывали, клали несколько горошин, надували, завязывали и сушили — тарахтушка готова.
СОЛОВЕЙ. Это глиняный горшочек, величиной с яблоко. Имеет носик, как у чайника, и несколько отверстий, наполняется водой и при вдувании образует мелодию, которая отвлекает и забавляет ребенка.
РЕВУНЫ. Получались из плодов акации и соломинок. Крепко натягивая листочек пырея, ленточку, листочек бересты, коры, стебельков, можно произвести пронзительный звук пищания.
КУБАРЬ. Небольшой деревянный шар или цилиндр на коротенькой ножке, похожий на волчок, пускали по полу, земле или по льду. При игре дети подхлестывали его кнутиком и этим заставляли вертеться его без конца. Иногда дети спорили, кто дальше угонит кубарь или перегонит его через песок, лужу или грязь.
ДЗЫК. Берут обыкновенную пуговицу, вставляют в дырочку тоненькую палочку, один конец которой заостряют, а за другой берут пальцами и приводят в движение — происходит легкое жужжание.
ФУРЧАЛКА. Берется тоненький кружочек или пластинка из дерева, свинца, кости; посередине делают две дырочки и протягивают две ниточки. Закрутив нитки, начинают быстро дергать их руками, то натягивая, то ослабляя. От этого происходит быстрое вращение и особый шум фурчания.
ТРЕЩОТКИ. Бывают двух видов: деревянный валик с рукояткой и трещотка из 10-15 дощечек.
Трещотка, кроме забавы, имела распространенное применение при охране фруктовых садов от птиц, а в дальнейшем как шумовой инструмент при исполнении песен.
ПИЛЬЩИК. Это довольно остроумная игрушка, напоминающая собой качание маятника. Была популярна в Туле, Нижнем Новгороде. Пильщика ставят на край стола, а нитку с камнем опускают вниз. Дают легкий толчок по его голове, и он качается довольно долго, натягивая нитку о край стола.
СОЛДАТ С САБЛЕЙ. В плечо деревянного солдатика вставляли валик. К валику прикрепляли деревянную саблю или куриное перо. Ставят куда-нибудь на ветер, и когда он подует, солдатик делает движение саблей. Распространена в Вятской губернии.
ПЛЯСУНЫ. Из дерева вырезают двух человечков, у которых руки и ноги слабо привязаны нитками. Плясуны нанизываются на конский волос, который еле-еле заметен. При подергивании плясуны смешно двигаются, кажется, без видимой причины.
КУЗНЕЦЫ. Два деревянных бруска кладут один на другой, на них верхом усаживают две фигуры с молотками в руках, а в середине — наковальня. Затем бруски начинают разводить в разные стороны, и куклы двигаются, создавая эффект работы в кузне.
КОЗЮЛЬКА. В деревянный ящик величиною с портсигар укрепляют спирально вырезанную деталь, к ней приделывается иголка-жало и прикрепляется нитка. Нитка расположена в коробочке по лабиринту спирали, и, когда играющий дергает за конец, который торчит из коробочки, высовывается «козюлька» с игольчатым жалом.
МЕЛЕНКИ. Делают два или четыре крыла на подобие мельничных крыльев. Эти крылья надевают на валик, а валик — на палочку и выставляют против ветра. От ветра они свободно крутятся и приносят детям большое удовольствие.
ЦЫКАЛКА. Похожа на современный шприц, только дети изготовляли ее из твердого стебля дикого морковника, борца и тому подобное.
В нее набирали воду, после чего кидали.
ГЛИНЯНЫЕ ИГРУШКИ В ВИДЕ ХЛЕБОВ. В старой Рязани были найдены детские игрушки в виде хлебов. По этим игрушкам можно представить, каким был хлеб в то время. Дети, играющие с глиной, с большим реализмом передали Хорошо поднявшийся хлеб. Верхняя часть хлеба покрыта шахматными нарезками. Такими нарезками, должно быть, покрывались «чистые хлеба» для лучшего вкуса корки и для красоты.
КУКЛЫ. Куклы быстро совершенствовались, от деревянных до восковых, глиняных и фарфоровых. Куклу всегда старались приблизить к реальному женскому образу и даже придумали движущиеся руки, ноги, глаза.
У славян кукла имела глубокий смысл — оберегала и походила на идола — Берегиню — пышную куклу и помещалась над крыльцом, на окнах. Позже на Руси были популярны куклы-лихорадки. Хозяйка шила обязательно 12 штук — на 12 месяцев в году от 12 страшных болезней. Шила, чтобы угодить Лихоманкам, трясучкам, то есть задабривала духов разных болезней. Каждая имела свое имя, например Трясея, Ледея, Пухнея, Желтея, Коркуша, Грудица, Огнея, Глядея, Нивея и т.д.
У крестьян была популярна кукла-закрутка. Какая-нибудь тряпица свертывалась в скалку, перетягивалась ниткой голова и сверху покрывалась лоскутком, заменяющим платье. Иногда их называли «рясочки».
Каждая девочка умела делать и куклу-стригунок из соломы. Пучок соломы перекручивался и так получалась голова. Между двумя пучками просовывался меньший пучок — и получались руки. Оформляли куклу по-разному: и приделывали косу, и вязали платок, и из негодного тряпья даже изготовляли платья.
Совсем бедные дети вынуждены были делать кукол даже просто из поленьев, обмотав их чем-нибудь.
В Московской губернии делали кукол из глины и мела. У детей из зажиточных семей в ходу были куклы с фарфоровыми головками. Кукла всегда помогала развивать добрые, семейно-нравственные понятия и правила.
Есть такая примета: когда дети много и усердно играют в куклы, в семье будет прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками — быть в доме беде. Верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка, поэтому она всегда рядом с ним — и в играх, и во сне. Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода. Например, народы Средней Азии верили, что кукла приносит хороший урожай, если девушка играет с ней до самого замужества.
В русской деревне тряпичная кукла — наиболее распространенная игрушка. Она была в каждом крестьянском доме, а в некоторых семьях кукол насчитывали до сотни.
Тряпичные куклы дети начинали «вертеть» с пяти лет.
Свертывали в скалку кусочек цветной ткани, обтягивали лицо белой тряпицей и стягивали её на уровне шеи. Затем скатывали боковые остатки ткани, получались руки — вот и готова кукла. Наряжай! Надо сказать, что куклу делали с большим старанием, так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.
Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались «безликими». По народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом.
Раньше был обычай: как только женщина почувствует, что у нее будет ребенок, она начинала мастерить тряпичную куколку-закрутку: «Связывала поначалу тулово, потом приделывала ручки вместе с головушкой, а уж тоды наряжала простенько. Работала без иголки: не надо, чтобы руки прикасались к металлу. И вот соорудит такую куколку мама и за две недели до родов укладывает ее в люльку, и они обе уже ждут, когда появится ребеночек. А куколка оберегает люльку от дурного глаза. Вырастет ребеночек, играет в свою куколку-оберег, в которой сохранилось тепло маминых рук. Став взрослой, девочка сама за две недели до рождения своего ребеночка делает такую куколку-оберег».
ЗЕРНУШКА. Простая на внешний вид куколка — зернушка, но изготовленная с большой любовью, имеет глубокий символический смысл. Ее обычно дарили на Коляду, Рождество и иногда на праздники, связанные с урожаем. Кукла обязательно наполнялась зерном, желательно пшеницей или зерном всяких сортов одновременно, чтобы урожай был богатым на все виды зерновых культур. На Руси каша долгое время была основным видом питания, так как зерно имеет мощную жизненную силу, легко усваивается, доступно для взращивания на территории славян. Коли именно земля дает урожай — родит значит, то и образ, дающий этот урожай, женский.
Кукла делалась из мешковины. Небольшой мешочек наполнялся зерном, при этом женщины всегда пели песню или читали молитву. К туловищу-мешочку приделывалась голова без лица, повязывалась платком и тесьмой-пояском (с магическим орнаментом: вода, земля, зерно, солнце). Кукла — зернушка помогает человеку верить в удачный год, а вера помогает человеку сотворять все необходимое для чудо-жизни.
РУССКАЯ МАТРЕШКА. Русской игрушке, окрещенной матрешкой, рожденной в подмосковном Сергиевом Посаде, достались особая слава и любовь. Для жителей многих стран она стала поистине «русской девочкой», символом всего русского. И вполне заслуженно, ибо с завидной обобщенностью и с народным юмором, веселой выдумкой и красочной лаконичностью решены были мастером характер куклы, ее одежды и формы.
Случилось это так, как нередко происходит в народном искусстве, где на древнюю форму и традицию накладывается то новая роспись, то придумывается новая форма, а порой и новая функция. Фигурки такой формы существовали на Руси давно. И разъемная деревянная игрушка бытовала издревле. А вот матрешки еще сто лет назад не было.
Сергиев Посад всегда славился своими игрушками. Говорили, что сам Сергий Радонежский резал игрушки и дарил детям. В конце прошлого века мастер Василий Звездочкин вырезал куклу на славу, одел ее в передник и сарафан, нарядил в платок с цветочками, в руки дал петуха или платочек. И имя ей дал самое простонародное —
Матрена. Успех к девочке Матрене пришел в 1900 г. на Всемирной выставке в Париже.
Древнейшая разъемная игрушка — прототип Матрешки, бытовавшей на Древнейшей Руси, — несла более глубокий смысл. Одни исследователи предполагают, что такая кукла женского рода с большим потомством есть сама богиня жизни, продолжения рода. Другие считают, что многооткрывающаяся кукла говорит о том, что человек, как и земля, имеет семь сфер — семь тел. И эти тонкие тела прежде наши предки видели. И еще, древние мудрецы говорили, что семь поколений сохраняют память и генетические коды. Семь поколений из рода: в род зависят друг от друга, вот почему так бережно относились ко всем традициям и законам рода.
КУКЛЫ-ПЕЛЕНАШКИ делались из всего, что имеется под рукой. Пеленали и полено, и деревянную ложку, и пучок соломы.
КУКЛЫ-СТРИГУНКИ делались из соломы.
КУКЛЫ-НЯЖОШКИ из чистых тряпиц, чтобы ребенок перед сном мог ее обнять и даже поцеловать.
Источник
Наталья Чентырева
Значение игры в жизни ребёнка. Народная игрушка и её педагогическое значение. Ценность народной игрушки
1. Детям всех стран, всех народов, всех возрастов присуще одно общее свойство – они обязательно играют. В играх ребёнок развивается, учиться, развлекается, отдыхает. Особенно нужна игра дошкольникам – не зря этот возраст называют возрастом игры. А рядом с игрой всегда игрушки. Они помогают ребёнку оживить мир игры, приблизить желаемое, интересное, выразить стремление, получить знания, проверить умения и ловкость, сообразительность и находчивость.
Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует всё новых и новых игрушек. Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. Малыш совершает новые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его воображение, фантазия, а следовательно создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей. Весёлой игры нужна игрушка, которая должна быть не только красивой, безопасной, но и педагогически целесообразной и интересной детям.
Игрушка обязательный спутник детских игр. Она отвечает потребности ребёнка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на воображение и чувства ребёнка. Игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости любознательности. Игрушки помогают ребёнку уточнить представления об окружающем мире, способствуют развитию мышления и речи, дают возможность широко раздвинуть рамки игры, разнообразить её содержание.
Игрушка наиболее доступное детям произведение искусства.
Педагогическое значение игрушки подтверждается изучением её истории. Игрушка как и игра отражают свою эпоху. В различные социальные эпохи менялась тематика, содержание, оформление, материал, техника изготовления игрушек в соответствии с духовными и материальными ценностями общества. Общая тенденция создания игрушек во все времена – это тесная связь с образом жизни людей и особенностями их труда. Ещё Н. К.Крупская отмечала: создавая игрушку, надо учитывать её педагогическую ценность и интересы детей. Игрушка должна помочь детям изучать окружающую действительность, стимулировать развитие их инициативы, самостоятельности.
О. К. Зинченко считает, что с игрушками у дошкольников ассоциируются определённые представления, оживают в памяти яркие впечатления, появляется возможность творчески перерабатывать имеющийся жизненный опыт.
Игрушка – это художественное произведение, задача которого – дать выразительный образ человека, животного, какого либо предмета. Хорошая игрушка реалистична, она передаёт основные, типичные черты действительности. «Утка должна быть действительно уткой, — писал А. М. Горький. – Вовсе не нужно, чтобы она смущала восприятие ребёнка сходством с поросенком или зайцем. Нужно стремится к занимательности. Нужно, чтобы игрушка вызывала более или менее длительное удивление ребёнка, ибо удивление – это начало понимания и путь к познанию».
Главное педагогическое требование к игрушке – это побуждать детей воспроизводить те действия и отношения, которые известны или характеризуют исполняемую роль.
2.
Народные игрушки черпают сюжеты из жизни. При сходстве тематики они отличаются друг от друга, так как созданы в различных экономических и общественных условиях. Народная игрушка давно вошла в быт детей и стала настолько обычным явлением, что нужно специально указывать на неё как на предмет народного творчества. В самом деле, кто отличал среди детских игрушек полированные, яркой окраски шары, пирамидки, цилиндры или занимательных медведей – кузнецов, пильщиков, плетеную кукольную мебель? Разве только отдельные образы остановят на себе взор своей необычной формой, удивительной раскраской – это дымковские или городецкие кони, свистульки, знакомые взрослым по воспоминаниям их детских лет. В народной игрушке отражён разнообразный круг детский интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведёт ребёнка в мир животных, людей, в мир фантазии.
Русская народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции. Для неё характерны упрощенность и ритмичность формы, декоративность росписи, орнаментальность, не удерживаемая яркость или благородная сдержанность в подборе цвета. На протяжении столетий очаги игрушечного производства возникали в разных губерниях – Архангельской, Вологодской, Нижегородской и др. Столица
«игрушечного царства» находилась в Подмосковье в Троице Сергиевом посаде.
В русской народной игрушке ярко выражено стремление порадовать, повеселить ребёнка. Дети смотрят с улыбкой на кувыркающихся обезьянку, медвежонка, смеются рассматривая бодающихся козликов, клюющих кур и ярких птичек, кувыркающегося на турнике клоуна. Очень забавны многие народные игрушки – яркие свистульки и рожки, смешные «дергунчики», солдатики перестраивающиеся из пар в четвёрки, знаменитые богородские кузнецы с медведями, которые способны заставить горько плачущего ребёнка забыть о своих обидах и улыбнуться. Выделяется забавная игрушка, радующая детей свистом, писком. Действием. Широко известны игрушки: ванька-встанька, волчки, дудки, свистульки, клоуны.
Есть среди этих игрушек и такие, в которых познавательный момент выведен ярко и отчётливо. Однако применение познавательного принципа в народной игрушке ограничено, что резко отличает её от пособия.
Изобразительное народное искусство адресовано к детям именно через народную игрушку. Всё в ней обращено к ребёнку – её содержание, форма, окраска. На вопрос, предложенный вятской художнице – игрушечнице Е. А. Кошкиной, о том, чем руководствуется она при создании игрушек,она ответила: «А вот смотрю чем бы ребятишек позабавить да потешить…да и придумаю». И выходили из её рук разные кони с наездниками, свинки со стоящими на их спинах зайцами и другие забавные игрушки – свистульки. Той же мыслью руководствуется богородский игрушечник, вырезая из дерева целое стадо, и дедушка, делающий для своих внучат свисток, тележку, лодочку.
Говоря о народной игрушке выделяют: игрушки – самоделки, дидактические игрушки и сюжетные игрушки. В сюжетной игрушке отображен мир сказок и сказочных образов, а так же тот круг жизненных явлений, с которым сталкивается ребёнок в повседневной жизни. Традиционные для изобразительного народного искусства фигуры женщины, коня, петуха, медведя, представленные как в игрушке, так и в вышивке, резьбе, показывают органическую связь игрушки с народным искусством. В ней, как и в вышивке, эти фигуры трактуются в условном сказочном плане.
Образная, сюжетная игрушка представляет одну из наиболее сильных и оригинальных ветвей народного творчества. Самая основная, сильная сторона сюжетной народной игрушки, которой она обращена к ребёнку, состоит в условности её изображения. Условность изображения опирается на предельную отработанность тех средств и способов, которыми создаётся игрушка. Будет ли это изображение коня, птицы, человека – всё решается традиционно выработанным средством. В результате в игрушке остро выступает задуманное. Подробности дополняются воображением. Эта игрушка рождает детскую фантазию, а вместе с нею и детскую игру.
Взрослые, может быть, хотели бы видеть в игрушке нечто другое, но ребёнка привлекает именно её предельная простата и ясность. Возьмём городецкую резную игрушку – знаменитых деревянных лихих коней, здесь мы увидим, как простыми линиями обозначена форма. Разве она не производит отчётливого впечатления? Наоборот впечатление это очень ярко. Та же предельная простота в дымковских глиняных «конюшках», «баранах».
Раскраска народной игрушки представляет одно из её неоспоримых достоинств. В состязание с ней не всегда рискнёт вступить современная фабричная игрушка – до того живы, ярки, по-детски выразительны её рисунки и краски.
Весёлая роспись семёновской деревянной игрушки ярка и народна. Средства же, которыми достигнут, этот эффект очень просты.
Городецкая деревянная игрушкаразнообразна по тематике: лошади, люди, пароходы и т. д. Знаменитые тройки с кучерами составляли ещё недавно типовую игрушку. Выразительность форм, яркие, живые краски, наивный детский орнамент – всё это придаёт игрушке оригинальность, свежесть.
Дымковская глиняная игрушка представляет блестящую художественную и педагогическую страницу в истории русского народного творчества. Удивительная простата сюжета, чёткость формы сочетается с живой раскраской. Более детскую игрушку трудно представить. Разумеется, игрушка эта только в отдельных образах может заинтересовать ребёнка: кони, поезда, зайчики, бараны. На дымковской игрушке необходимо учиться тому, как можно яркое и радостное сделать в нас неощутимым для ребёнка.
Загорске игрушки из папье-маше серые кони в яблоках с хвостами из пакли, с подставкой на колесах, чудесно раскрашенные птицы с пищалками – тоже любимы детьми.
Богородская резная игрушка. В ней всё живо, всё близко малышу и сюжет и образ. Фигуры животных переданы тонко, выразительно, жизненно верно. Очень силён познавательный элемент богородской игрушки. Через неё ребёнок получает верное представление о животных и других предметах.
Обращают на себя внимание целые макеты-игрушки на тему русских народных сказок. Лучшей художественной иллюстрации для драматизации сказок трудно пожелать.
Игрушка-самоделка – это игрушка которая делается самими детьми или взрослыми. Мастерство такой игрушки связано с определёнными местными традициями в выборе материала, приёмами её изготовления. В одной местности наибольшей популярностью пользуются тряпичные куклы, в другой – куклы из соломы, змеи летающие, бабки, городки, катающиеся колёса, кат алки на колёсах, лодки из кары деревьев и масса других игрушек. Все эти безусловно хорошие игрушки хорошо бы использовать детским садам, особенно в летнее время, для игр на свежем воздухе.
Н. К. Крупская говорила, что «игра для дошкольников – это способ познания окружающего, играя он изучает цвета, формы, свойства материалов, пространственные отношения, числовые отношения», а всё это способствует умственному воспитанию детей. Приобретению этих познаний как нельзя лучше способствуют народные дидактические игрушки.
Народная дидактическая игрушка – это игрушка, в которой отражена народная мудрость, весёлая выдумка, желание порадовать, позабавить детей и вместе с тем поучить чему-то. Народная дидактическая игрушка, как и всё народное творчество, отличается яркостью, красочностью, гармоническим сочетанием цвета и формы. Эти весёлые радостные игрушки составляют национальное достояние народа – дар народа малым детям. Наиболее распространёнными игрушками являются:
— шары разных размеров одноцветные – красные, синие, жёлтые, зелёные и шары многоцветные, составленные из цветных колец.
—конусы (башенки, пирамидки) разных размеров из пяти, семи, девяти, двенадцати, пятнадцати и более колец синего. Красного. Жёлтого, зелёного, фиолетового, оранжевого цветов; конусы многоцветные из колец разных цветов и размеров.
—игрушки-вкладыши, созданные по принципу увеличения или уменьшения их размеров, что даёт возможность вкладывать их одна в другую. Игрушки представляют собой пятиместные цветные мисочки, яйца, коробочки, репки, бочонки, кольца.
—цветные кольца для нанизывания разных размеров, цветные кольца для надевания и передвигания.
—цветная посуда – кувшинчики, горшочки, мисочки, стаканчики и т. д.
—наборы мелких предметов под названием «Бирюльки», корзинки с мелочью.
—игрушки винтовые, составляющиеся по способу навинчивания цветных колец на стержень – грибы, кувшины, бочонки и др.
—матрёшки.
Своеобразие народных дидактических игрушек заключается в их простате, доступности детям. Каждая из них имеет предметное содержание, близкое, знакомое, маленькому ребёнку: шары, бочонки, кольца и др.
В народной дидактической игрушке поставлена цель: дать ребёнку представление о цвете, размере и других качествах. Но эти качества не изолированы они даны в конкретной форме, тогда как в ряде дидактических пособий такого содержания нет, и они рассматриваются лишь как стимулы, вызывающие ощущения. Игрушки динамичны, они подсказывают те игровые действия, которые можно с ними производить – катать, разбирать, собирать, перекладывать и т. д. В практике воспитания детей наиболее широко используются токарные деревянные «бабенские» игрушки. Они обладают ценными дидактическими свойствами. Играя такой игрушкой, ребёнок учится различать цвета и их оттенки. Знакомится с величиной, формой, количеством. Эти же игрушки служат хорошим средством развитию речи, если с ребёнком займутся взрослые. Благодаря чистым, сочным, ярким окраскам, тщательной отделке поверхности, выдержанности форм эти игрушки воспитывают вкус, развивают зрение, осязание. Построены эти игрушки на принципе самоконтроля, что позволяет ребёнку не только играть, но и заниматься ими без помощи педагога: поправки вносит сама игрушка.
Возьмём для примера игрушки-вкладыши, вставляющиеся друг в друга яйца, круглые или цилиндрические чашечки, шары одноцветные или разноцветные. Разбирая и вновь складывая игрушки, ребёнок руководствуется её величиной, размером, как основным признакам, помогающим разрешить задачу. Каждый раз, когда он делает ошибку в подборе величины соответствующей чашки или яйца, эта ошибка обнаруживается им самим; следующий предмет или не помещается, или помещается слишком свободно. Снова и снова ребёнок подбирает подходящей величины вкладыш и достигает своей цели. Игры с такой игрушкойзаставляют малыша активно действовать: вкладывать, расставлять, переставлять. Так как принцип убывающей величины в игрушках строго выдержан, то ребёнок не может обойти его при вкладывании их друг в друга и даже при простой расстановке в ряд. В конце концов он даёт правильную гамму величин. Как известно, дети любят нанизывать один предмет за другим на стержень. Конусы одноцветные или разноцветные, цилиндры, кольца представлены среди бабенских игрушек в большом разнообразии форм, величин, цвета. Подобные игрушки дают возможность последовательно расширять объем и сложность задания для ребёнка.
Бирюльки – образец искуснейшей работы – представляют прекрасный педагогический материал для игр, упражняющих ребёнка в развитии мышц руки, глазомера, а так же воспитывающих настойчивость в достижении поставленной цели.
Ценные качества дидактических игрушек настолько многообразны, что на основе их можно организовать разнообразные дидактические игры для детей. Игры с этими игрушками начинаются раннего возраста, но когда дети могут уже упражняться в различных действиях – складывать, перекладывать, вынимать. Потребность в таких действиях удовлетворяется подобной игрушкой, а принцип самоконтроля в игрушке направляет игру в определённое русло и воспитывает внимание, волю. С появлением в играх замысла, что наблюдается уже на третьем году жизни ребёнка, эти игрушки приобретают иное значение. Две половинки деревянного яйца становятся радио наушниками и ребёнок закрывая ими ушки действительно ощущает усиление и ослабление силы звука; в то же время эта игрушка и чашечка для чая, и солонка; а когда малыш устанавливает на вершину башенки из кубиков то она превращается в салют. Невозможно перечислить все комбинации, которые способны придумать дети.
Для младших детей интересно скатывать с горки разноцветные шарики, а старшие дети играют, в эту игру соревнуясь в ловкости, точности попадания. В этих играх дети сами постепенно вырабатывают правила и со временем усложняют их придумывая что ни будь новое. На прогулках, в повседневной жизни педагог привлекает внимание детей к разнообразным предметам, указывает на их назначение, сообщает название и вместе с тем обращает внимание на признаки предмета – форму, цвет, величину и т. д. В жизни в обычных предметах эти признаки встречаются не отчётливо. Цвет имеет много переходов, оттенков, форма не всегда выступает ясно, ребёнку бывает трудно их определить, заметить. И вот тогда на помощь приходит дидактическ