Толстой о развитии ребенка
Лев Толстой вошел в историю не только как классик мировой литературы, но и как педагог. В 31 год он открыл свою школу в Ясной Поляне, в которой бесплатно обучал крестьянских детей по своей методике. Принципы его воспитания и образования были новаторскими для XIX века, а что мы скажем о них сегодня?
Писатель Лев Толстой с внуками. Фотография: znak.com
Крестьянские дети у крыльца сельской школы деревни Ясная Поляна. Фотография: tolstoyschool.com
Не портить воспитанием
Толстой говорил: детский возраст — это первообраз гармонии, которую портят и уничтожают. По мнению классика, любое воспитание — попытка загнать ребенка в рамки, подчинить правилам и законам взрослого мира. Лучше всего отказаться от целенаправленного воспитания. Это не значит, что с детьми не нужно заниматься, но следует развивать то, что в них уже есть, и ценить «первобытную красоту». «Человек всякий живет только затем, чтобы проявить свою индивидуальность. Воспитание стирает ее», — писал Толстой.
Не наказывать
Толстой был ярым противником насилия: он категорично заявлял, что в школе не может быть розг, а ученика нельзя наказывать за невыученные уроки. Отмена любых наказаний в Яснополянской школе стала новаторством для XIX века. Современники сомневались, может ли такая методика быть эффективной, и спорили: «Все это очень справедливо, но согласитесь, что без розги иногда невозможно и что надо иногда заставлять учить наизусть».
Не скрывать свои недостатки
Классик был уверен: дети значительно проницательнее взрослых — и советовал родителям сперва обнаружить свои слабые стороны. В противном случае дети уличат в лицемерии и не будут прислушиваться к мнению старших.
Учить полезному
Толстой критически относился к тому, как был устроен учебный процесс в России XIX века. Он возмущался, что для получения аттестата ученикам приходится зубрить теорию, которую потом невозможно применить в профессии. Латынь, философия, церковные науки казались писателю архаикой. По его мнению, намного важнее знания, которые пригодятся в жизни, а ученики имеют право самостоятельно выбирать, что изучать.
Воспитывать самостоятельность
Толстой говорил, что люди из народа — те, кто не обучались в гимназиях и университетах — «свежее, сильнее, могучее, самостоятельнее, справедливее, человечнее и, главное — нужнее людей, как бы то ни было воспитанных». Именно поэтому один из основных заветов обучения в его Яснополянской школе был такой: не заставлять детей подчиняться жестким правилам, а воспитать в свободе и учить самостоятельности.
Разрешить недовольства
В Яснополянской школе, помимо уроков, часто проводили беседы. На этих встречах учителя и ученики обсуждали все, что считали важным: вопросы науки, новости, учебный процесс. Ученики могли высказывать свою точку зрения и даже критиковать учителей. Свободное воспитание, которое воспевал Толстой, подразумевало честный и открытый разговор.
Развивать воображение
Воспитание и образование — это не только изучение учебников. Писатель отмечал, что на формирование личности ребенка воздействует все, что его окружает: «детские игры, страдания, наказания родителей, книги, работы, учение насильственное и свободное, искусства, науки, жизнь — все образовывает». Познавая мир, ребенок развивает воображение и творческие способности. Огромной ошибкой Толстой считал обучение по четкой методике, вместо того чтобы лишь направить ребенка в изучении мира во всем его многообразии.
Учить понятно
Свободное образование было неприемлемо для гимназий или университетов XIX века, где учеников насильно, иногда под страхом телесных наказаний, заставляли заучивать уроки. Толстой построил учебный процесс без принуждения к образованию и стремился учить так, чтобы ребенок получал от этого удовольствие. Основные советы учителям писатель собрал в брошюре «Общие замечания для учителя», где рекомендовал пристально наблюдать за душевным и физическим состоянием учеников, а вместо сухих терминов преподносить ребятам впечатления.
Быть человечнее
«И дети смотрят на воспитателя не как на разум, а как на человека», — писал Толстой. Знания, правила, науки — меньшее, чему может научить ребенка взрослый человек. Наблюдая за родителями и учителями, дети делают выводы о том, что значит быть хорошим человеком, как следует себя вести в обществе и по каким законам жить. Детскую проницательность нельзя обмануть ни знаниями, ни правами.
Самому жить хорошо
По Толстому, дети — чисты, невинны и безгрешны от природы. Взрослея, они познают мир, ориентируясь прежде всего на поведение родителей и близких людей. Поэтому главный завет всей толстовской педагогики — в первую очередь заботиться не о воспитании молодого поколения, а совершенствовать самого себя.
Автор: Мария Соловьева
Источник
«Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам — он совершенный учитель». Л.Н.Толстой
Нет такого человека, который не был знаком с творчеством Л.Н.Толстого. Но не все знают что Лев Николаевич был еще замечательным педагогом, который смотрел на обучение ребёнка исходя из его личности, что противоречило принципам воспитания того времени.
На протяжении всей жизни Лев Николаевич изучал педагогические вопросы. Многие его мысли отражены в его сочинениях, в которых каждый из читателей сможет почерпнуть для себя новые идеи, что-то заставит задуматься.
09 сентября 1828 — 20 ноября 1910 Один из самых известных писателей и философов в мире.
Школа в ясной поляне
В 1859 году Лев Николаевич Толстой открыл Яснополянскую школу для детей крестьян. Обучение проводилось по системе писателя. Просуществовала школа не долго, всего 3 года, несмотря на это она стала известна.
Лев Николаевич преподавал математику, физику, историю, разбирал сочинения и рассказы учеников. В школе было еще 4 учителя.Также в школе изучали естествознание, русский язык, этику, пение, рисование, гимнастику, религиозное учение, столярное дело и сельскохозяйственный труд.
Исходя из своего опыта, и опыта работавших в школе учителей издавался педагогический журнал «Ясная Поляна».
Принципы воспитания и главная идея
Главной идей педагогики Л.Н.Толстого является — свободное, естественное воспитание. Главные ценности — духовность, гуманность и любовь.
Принципы:
1. Сознательности и активности. Дети должны понимать смысл и значимость обучения.
2. Связь с жизнью. В учебный процесс обязательно нужно включать материал из истории народа, его быта, природе родного края, страны с помощью рассказов, сказок, басен,
3. Доступность обучения. Обучение должно быть понятным и занимательным, сложный материал должен объясняться в доступной форме.
4. Прочность усвоенных знаний. Этот принцип связан с первым. Ребёнок должен уметь объединять части разных знаний в целое, устанавливать причинно-следственные связи.
5. Природосообразность. Все дети имеют от природы стремление к новым знаниям, а задача учителя помочь им в этом.
Условия воспитания и освоения знаний:
✔доброжелательная обстановка;
✔учитывание индивидуальности ребёнка, его возраста, интересов;
✔уважение личности ребёнка;
✔предоставление возможности самостоятельной деятельности (познавательной, творческой);
✔установление межпредметных связей;
✔повторение пройденного материала, систематически;
✔обеспечение связей с жизнью; урочной, внеурочной и познавательной деятельности; умственным и физическим развитием;
Детей обучали без принуждения, их не наказывали, не били, но при этом вели себя они примерно. Многие ученики приходили с утра и уходили поздно вечером.
Методы и приёмы обучения, которые Лев Николаевич Толстой использовал в своей педагогической практике: экскурсии, опыты, наглядность, проблемные ситуации, рассказ, беседа, эмоциональное воздействие, работа с сочинениями и т.д.
Толстой написал для детей «Азбуку» в 4х частях и книги для чтения. Рассказы в них реалистичны, связаны с жизнью, они воспитывают ребёнка нравственно, этически и умственно. Многие из них до сих пори изучают в школах и читают дома.
О воспитании в семье
Воспитание ребенка Лев Николаевич Толстой считал, самой важной задачей родителей.
- родители должны иметь единый подход к воспитанию;
- важен личный пример;
- уважение, между всеми членами семьи;
- трудовое воспитание необходимо с раннего возраста;
- телесные наказания не допускаются;
- развитие должно быть гармоничным.
Минусы:
- полная свобода образования, кто хотел уйти, тот вставал и уходил из класса;
- нет программы, и дети учились только тому, что им нравится;
- идеализация природы детей.
В своё время педагогика Л.Н.Толстого подвергалась неоднократно критике, но были и те, на кого она произвела огромное впечатление.
В педагогике Толстого, прослеживаются некоторые противоречия. Но, несмотря на это, в его идеях много ценных мыслей, которые могут способствовать гармоничному воспитанию ребёнка и в современном мире. Его опыт и размышления бесценны. Льва Николаевича Толстого по праву называют гением!
Вам может быть интересно:
Педагогика Макаренко и современные дети.
Семейные традиции. Как сохранить имеющиеся и сформировать новые.
Методика развития семьи Никитиных. Правы ли они?
Источник
9 сентября 1828 года, почти двести лет назад, родился один из самых известных русских писателей и мыслителей, философ, публицист и филантроп – Лев Николаевич Толстой.
Толстой основал собственное философское течение, написал самые знаковые и популярные произведения отечественной литературы. Несколько раз писатель даже становился претендентом на Нобелевскую премию по литературе и Нобелевскую премию мира – и несколько раз от неё отказывался.
Современники воспринимали его по-разному: кто-то возводил старца в ранг сверхчеловека, кто-то считал его сумасшедшим, но никто не мог остаться равнодушным к его идеям и творчеству. Писатель обладал невероятной проницательностью. Все в окружении Толстого признавали, что в общении с ним они чувствовали – он видит и чувствует всё, что происходит в их душе. Природная чуткость и острота взгляда наряду с противоречивым характером и резким нравом сделала его весьма неоднозначной фигурой и выдающейся личностью.
Совершенно особое отношение у Льва Николаевича было к детям. В 1859 году Толстой открыл в Ясной Поляне собственную школу, где сам бесплатно обучал детей крестьян грамоте и азам наук. Многие его педагогические нововведения на многие годы обогнали своё время. В обучении он придерживался собственных принципов и взглядов на то, как нужно воспитывать детей.
В день рождения писателя мы предлагаем вам вспомнить о самых интересных его идеях касательно воспитания и образования.
1. «Человек всякий живет только затем, чтобы проявить свою индивидуальность. Воспитание стирает её»
Толстой считал, что именно в детстве, находясь вне условностей, устоявшихся приличий и церемоний, человек максимально близок к совершенству. Детскость он считал естественным состоянием души человека. Поэтому писатель порицал всякие попытки загнать ребёнка в строгие рамки и заставить маленького человека стать тем, кем он не является. Он считал, что в большинстве случаев воспитание лишь портит, понимая под воспитанием насилие над личностью и игнорирование индивидуальных черт.
2. «…оно [учение о законности наказания] ожесточает детей, ослабляет связь людей в обществе и развращает людей обещаниями ада, лишая добродетель её главной основы»
Толстой активно выступал за отмену телесных наказаний в школах. Он считал, что насилие не выход и крайне сомнительный способ привить ребёнку любовь к знаниям. Методы Толстого неоднократно подвергалась критике, так как писатель проповедовал теорию совершенного «ненасилия» и свободы. Он предлагал детям учить только то, что им нравится, пытаясь развить природные данные и предрасположенности своих учеников. Естественно, что при таком подходе о розгах не могло идти и речи.
3. «Самому не только жить хорошо, но и работать над собой, постоянно совершенствуясь, и ничего не скрывать из своей жизни от детей»
Толстой на интуитивном уровне предугадал и направление современных методик воспитания. То, о чём он говорит в своих очерках, актуально и по сей день. Многие психологи сейчас рекомендуют родителям начинать с себя. Ведь дети растут с оглядкой на взрослых, и чтобы воспитать хорошего человека, надо для начала самим им стать. Писатель понимал, что дети гораздо проницательнее взрослых. Они чувствуют любую фальшь и неискренность, поэтому с ними нужно быть предельно правдивыми. А чтобы стать достойной ролевой моделью для своего ребёнка, нужно беспрестанно трудиться над собой и совершенствоваться.
4. «Если ученик не научится в школе сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать…»
Классик поощрял самостоятельность и искренние душевные порывы. Он считал, что каждый должен следовать зову того, что в нём заложено, и развивать свои природные способности. Залог развития, по его мнению, – желание. Только с ним можно создать что-то оригинальное и стоящее. У Толстого стандартизация и единый подход ко всем детям были вещами недопустимыми и даже губительными. Ему казалось нецелесообразным заставлять всех делать одно и то же, бездумно следуя шаблону.
5. «Детские игры, страдания, наказания родителей, книги, работы, учение насильственное и свободное, искусства, науки, жизнь – всё образовывает»
Писатель считал главным учителем саму жизнь. Учебники, пособия, задачки и диктанты никогда не научат ребёнка главному – как правильно жить. Поэтому помимо классических дисциплин полноценными источниками знания он считал всё, что окружает детей. Толстой полагал, что на пользу идёт всё, с чем ребёнок в жизни сталкивается. Нельзя оградить детей от плохого и дать им только хорошее, и нет лучшего учебника, чем собственный опыт– верил классик.
А какие из Толстовских воззрений о воспитании близки именно вам?
Пишите в комментариях, каких методов воспитания вы придерживаетесь сами. Также не забывайте ставить лайки и подписывать на наш блог «Море идей».
Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 декабря 2016; проверки требуют 13 правок.
Крестьянские дети у крыльца сельской школы деревни Ясная Поляна.
Религиозно-нравственные основы воспитания[править | править код]
Нравственно-религиозное учение Л. Н. Толстого строилось на идее непротивления злу насилием, стремлении распространять добро в мире каждым человеком. Предложил идею нравственной революции, в основе которой лежал тезис о свободном самоулучшении личности. Он доказывал, что духовный ненасильственный переворот может произойти в человеке со скоростью революционного переворота. Задача педагогической науки, по его мнению, должна состоять в изучении условий совпадения деятельности учителя и ученика на пути к единой цели, а также тех условий, которые могут препятствовать такому совпадению.[1]
Условия нравственного воспитания[править | править код]
- развитие наблюдательности;
- развитие способности самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать;
- свобода детской активности и детского творчества;
- уважение ребёнка как личности;
- протест против угнетения детей;
- уважение к детским недостаткам;
- приобщение ребёнка к «религиозному началу».
Теория свободного воспитания[править | править код]
Опираясь на мысль Ж.-Ж. Руссо об идеальной природе ребенка, которую портят несовершенное общество и взрослые с их «фальшивой» культурой, Л. Н. Толстой утверждал, что учителя не имеют права принудительно воспитывать детей в духе принятых принципов. В основу образования должна быть положена свобода выбора учащимися — чему и как они хотят учиться. Дело учителя — следовать и развивать природу ребенка. Эта идея получила отражение в педагогических статьях Л. Н. Толстого и его учебных книгах для начальной школы.
Яснополянская школа[править | править код]
Яснополянская школа принадлежит к числу оригинальных педагогических попыток: в эпоху безграничного преклонения перед новейшей немецкой педагогикой. Толстой решительно восстал против всякой регламентации и дисциплины в школе. Всё в преподавании должно быть индивидуально — и учитель, и ученик, и их взаимные отношения. В яснополянской школе дети сидели кто как хотел. Никакой определённой программы преподавания не было. Единственная задача учителя заключалась в том, чтобы заинтересовать класс. Занятия шли прекрасно. Их вёл сам Толстой при помощи нескольких постоянных учителей и нескольких случайных, из ближайших знакомых и приезжих.
Образование[править | править код]
Образование — свободное соотношение людей, из которых один сообщает известную сумму знаний, а другой свободно воспринимает её. В качестве главной задачи обучения и воспитания Толстой выдвигал развития творческого мышления, утверждал необходимость полноценного научного образования.[2] Он отстаивал тезис о единстве воспитания и образования: нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое знание действует воспитательно, полагал он. Л. Н. Толстой писал: « Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного». Однако самым важным в образовании, по мнению Л. Н. Толстого, является соблюдение условия свободы воспитания и обучения на основе религиозно-нравственного учения. Образование, по его мнению, должно быть плодотворным, то есть содействовать движению человека и человечества ко все большему благу. Это движение возможно лишь при условии свободы учащихся. Однако, чтобы эта свобода не стала хаосом в преподавании, нужны общие основания. Такими основаниями являются религия и нравственность.[3] Особую роль уделял таким методам обучения, как слово учителя (рассказ, беседа). Развитие творчества детей: самостоятельная работа, сочинения. Сознательное усвоение знаний. Приучение учащихся к наблюдательности. Широкое использование экскурсий, опытов, таблиц и картин, наблюдение подлинных предметов. Критическое отношение к звуковому методу обучения грамоте.[4]
Л. Н. Толстой писал: «Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей… И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза в детях. Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных, Остроградских, Ломоносовых. И они кишат в каждой школе».[5]
Мысли о деятельности учителя[править | править код]
Л. Н. Толстой писал:
- «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко, и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему признанию».
- «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать — он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам — он совершенный учитель».
Советы учителям
- Чем труднее учителю, тем легче ученику.
- Нужно, чтобы ученик не стыдился учителя и товарищей.
- То, чему учат ученика, должно быть понятно и занимательно.
- Давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперёд в учении.
- Очень важно, чтобы ученик не боялся наказания за дурное учение.
- Урок должен быть соразмерен силам ученика.[6]
Вклад в развитие педагогики[править | править код]
Развил теорию свободного воспитания Ж. Ж. Руссо в отечественной педагогике. Написал одну из первых учебных книг для народной школы. Создал самобытную педагогическую систему, построенную на собственных религиозно-философских идеях. Написал фундаментальные работы в области образования: «Азбука» (1872), «Новая азбука» и четыре «Книги для чтения» (1875), «О народном образовании» (1874). Идеи Л. Н. Толстого получили дальнейшее развитие в деятельности К. Н. Вентцеля, и многих других педагогов конца XIX — начала XX в.[3]
Ссылки[править | править код]
- Толстой Л. Н. Педагогические сочинения / Л. Н. Толстой ; АПН СССР. — М. : Педагогика, 1989. — 542, [1] с.
- Гусев Н. Н. Педагогические высказывания Л. Н. Толстого (недоступная ссылка) / собр. Н. Н. Гусев; с предисл. А. П. Пинкевича. — М. : Работник просвещения, 1928.
- Кросби, Эрнест. Л. Н. Толстой как школьный учитель [Текст (не редактируемый)] : пер. с англ. / Э. Кросби. — Изд. 2-е. — М. : [б. и.], 1908. — 79, [1] с.
- Кросби, Эрнест. Л. Н. Толстой как школьный учитель [Текст (распознанный)] : пер. с англ. / Э. Кросби. — Изд. 2-е. — М. : [б. и.], 1908. — 79, [1] с.
- Андронов И. К. (недоступная ссылка) Лев Толстой и его увлечение математикой и её преподаванием: (в связи с 50-летием со дня его смерти) (недоступная ссылка) // Московский обл. пед. ин-т им. Н. К. Крупской. Учёные записки. / — М.: [б. и.], 1963. — Т. 123: Высшая алгебра, элементарная математика, методика математики, вып. 3. — С. 3-80
Примечания[править | править код]
- ↑ Коджоспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты.- М., 2003.- С.130.
- ↑ Педагогический энциклопедический словарь/Под ред Б. М. Бим-Бада.- М.,2003.- С. 412.
- ↑ 1 2 История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений Под ред. А. И. Пискунова.- М.,2001.
- ↑ Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты.- М., 2003.- С. 130
- ↑ Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики.- М., 1982 .
- ↑ Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли.- М.,2003.- С. 131
Источник