Тнр у ребенка 4 года

Тнр у ребенка 4 года thumbnail

Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Тяжелые нарушения речи сопровождают человечество на протяжении всей его многовековой истории
Ведь, как известно, вначале было слово…
А если есть возможность говорить, то, безусловно, существуют и различные аномалии, связанные с этим процессом

дети с тяжелыми нарушениями речи

Да, тяжелые нарушения речи стары, как мир

И подтверждение тому – труды древних греков и римлян, в чьих традициях очень почитались ораторское искусство и изящная словесность

Гиппократ упоминал о большинстве современных форм речевых расстройств: потере голоса и речи, заикании, косноязычии и проч.

Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Они являются особенными по причине их специфического развития, которое претерпевает отклонение именно в речевой деятельности

А оно, в свою очередь, влияет на психику
При этом слух у таких мальчиков и девочек сохранен, да и, как правило, базовые интеллектуальные показатели в норме
Как правило, тяжелые формы речевых отклонений чаще всего встречаются в детстве
Именно в этот период жизни у человека формируются навыки овладения родным языком

Он

Учится произносить звуки
дети с тяжелыми нарушениями речиЗапоминает слова и их формы
Ежедневно пополняет свой словарный запас новыми
Осознает смысловую наполненность речи

Это в норме
Начинается процесс примерно в 1,5-3 года
К школе, к 7 годам речь уже практически полностью сформирована, а в годы учебы происходит лишь ее совершенствование
К устной речи на уроках подключается письменная
Естественно, речь маленького человечка зависит от того, в какой среде он растет

На нее влияют и культура общения в семье, и воспитательные процессы, и то, чему его обучают в детском саду и дома

Дети с тяжелыми нарушениями речи либо не говорят совсем, либо имеют очень скудный словарный запас
При неплохих физиологических интеллектуальных способностях они отстают в психическом развитии и их нередко принимают за умственно отсталых
Они с трудом овладевают письменной речью, зачастую страдает их грамотность, могут быть сложности в освоении арифметических заданий
Тяжелые нарушения речи характеризуются не только проблемами с произношением звуков, но и сложностями их восприятия на слух
Такие дети с трудом строят речевые конструкции – фразы, предложения
Им сложно общаться с людьми, а это чревато комплексами и трудностями с социализацией
Если вовремя не принять меры и не исправить тяжелые нарушения речи у детей, им сложно будет распознать и раскрыть их природные таланты и склонности

У детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи, также наблюдается отставание во всех сферах познавательной деятельности – памяти, мышления, восприятия

Особенно четко это прослеживается на уровне осознанности

Таким мальчикам и девочкам

сложно переключать внимание, удерживать и распределять его, а также включаться в процесс какой-либо деятельности

Они с трудом запоминают учебный материал и быстро забывают его
Особенно это касается вербальной информации

Таким детям сложно абстрагироваться, производить мыслительные операции, обобщать материал
При этом они могут вполне нормально выполнять задания, связанные со зрительным восприятием – наглядные

Моторика детей с тяжелыми речевыми нарушениями также страдает
Они, как правило, очень неловки, неуклюжи, двигаются хаотично и импульсивно
При этом они слабы физически, быстро утомляются и имеют низкую производительность

Эмоционально-волевая сфера таких ребят тоже имеет целый ряд отклонений

При тяжелых речевых нарушениях страдают наблюдательность, устойчивость интересов, отсутствие или снижение мотивации, закомплексованность, агрессивность, раздражительность, замкнутость, обидчивость

Как уже было отмечено выше, дети с такими заболеваниями с трудом социализируются – им сложно наладить контакт с другими людьми

Таким образом, тяжелые нарушения речи влекут за собой общее недоразвитие всех аспектов речевой деятельности – грамматики, лексики, фонетики, которое сочетается с узостью мышления, ограничением образного восприятия и речевых обобщений, а также сложностями при овладении чтением и письмом

Существуют три уровня общего недоразвития речи

  1. На первом уровне у 4-5-летнего ребенка отсутствуют или резко ограничены средства речевого общения
    Его словарный запас – это звукоподражания, которые при произношении нередко сочетаются с активной жестикуляцией
  2. Второй уровень – это когда ребенок все же владеет несколькими словами, но они сильно искажены
    При этом в речи таких детей можно различить несколько грамматических форм
    Мальчики и девочки, относящиеся к этому уровню общего недоразвития речи, сильно отстают в данном аспекте от своих сверстников
  3. На третьем уровне недоразвития ребенок владеет словами и даже речевыми конструкциями, однако все равно не могут свободно общаться

Видео

Ребенок с тяжелым нарушением речи читает стихотворение

Причины тяжелых нарушений речи у детей

дети с тяжелыми нарушениями речиПочему это происходит?
Для того чтобы процесс формирования речи нарушился, должна быть веская причина, а часто целый их комплекс

Читайте также:  Расстройство сна у ребенка 4 года

Среди основных врачи называют

Перинатальные проблемы – различные внутриутробные патологии формирования плода (гипоксия, токсикоз, вирусные и инфекционные заболевания матери, резус-конфликт, нездоровый образ жизни беременной, неблагоприятная экологическая обстановка, облучение, вредное промышленное производство)

Родовые травмы речевой области, которая располагается на макушке
Асфиксия в родах, а также кровоизлияние в мозг
Врожденные дефекты различных органов речи (языка, губ, нёба) – «заячья губа», «волчья пасть»
Неправильно сформированный прикус
Недостаточная подвижность языка и губ
Тяжелые заболевания в первые годы жизни ребенка – инфекционные, вирусные, энцефалические
Серьезные травмы головы с сотрясением мозга
Отставание в психическом развитии, которое влечет за собой нарушение речевой деятельности

Неграмотная речь в семье – из-за нее нередко формируются подражательные нарушения речи, такие как ускоренный ее темп, звуковые дефекты, «съедание» окончаний слов и проч.

Воспитание в семье, где оба родителя или один из них страдают глухотой, тяжелыми речевыми нарушениями, заиканием

Тяжелые речевые нарушения у детей: классификация

Существует два основных типа классификаций данных проблем
Первая – медико-педагогическая
Согласно ей, тяжелые речевые нарушения делятся, исходя из причин их возникновения, а также патологических проявлений болезни

Нарушения голоса – афония, дисфония
Нарушения темпа речи – брадилалия, тахилалия
Нарушения звукопроизношений – заикание, дислалия, дизартрия
Нарушения чтения и письма – дислексия, дисграфия
Гнусавость – ринолалия
Распад речи – афазия
Недоразвитие речевых центров коры мозга – алалия

Существует также психолого-педагогическая классификация тяжелых нарушений речи у детей
Она используется для комплектования спецгрупп для мальчиков и девочек с речевыми отклонениями дошкольного возраста
Сторонники данной классификации выделяют общее недоразвитие речи, а также фонетические и фонетико-фонематические речевые проблемы

Тяжелые нарушения речи у детей: какие принять меры

дети с тяжелыми нарушениями речиВ первую очередь, родители такого ребенка должны осознать всю важность формирования полноценной речевой деятельности

Ведь именно она запускает множество процессов, происходящих в головном мозге, именно на ней строится общение человека с окружающими

Очень важно как можно раньше выявить все существующие речевые недостатки

И желательно начать принимать соответствующие меры не позже 5-летнего возраста

Зачастую основную ответственность по исправлению тяжелых речевых нарушений мамы и папы особенных детей возлагают на педагогов, психологов, дефектологов и логопедов

Это не совсем верный путь
Именно родители, в первую очередь, должны обеспечить ребенку комфортные условия для восстановления речевой деятельности
И мама, и папа, и другие близкие родственники должны активно помогать врачам и педагогам
Официальная медицина умалчивает об этом, но в большинстве случаев немеханического повреждения органов речи огромную роль может сыграть специальная диета
Очищение детского организма от токсинов значительно ослабит нагрузку на мозг и улучшит его работу
Таким образом, основа лечения тяжелых речевых нарушений – это благоприятные условия для развития детского организма, которые включают в себя

Правильное питание, подобранное индивидуально для конкретного ребенка
Восполнение дефицита питательных веществ, необходимых растущему организму
Формирование маленького человечка в экологически безопасной среде – качественные посуда, одежда, игрушки
Грамотно организованный режим питания и дня – полноценный завтрак, обед и ужин, дневной сон, посильные умственные и физические нагрузки
Активная социальная жизнь – позитивное общение со сверстниками, походы в кино, в театры, в музеи, семейные поездки и путешествия, походы, пикники
Регулярные занятия по развитию речи
Восстановление процессов становления психики

Но самое главное – теплая, дружественная атмосфера в семье, полное принятие ребенка родителями, их безусловная любовь
Очень важно проявлять тактичность по отношению к ребенку, не тыкать в его болезнь, не демонстрировать его отклонение других людям, не осуждать его за это

Особенности воспитания детей с теми или иными тяжелыми речевыми нарушениями в семье

Так, например, для заикающегося ребенка обязательным условием восстановления являются сон днем и различные речевые ограничения
Можно практиковать дома режим молчания и допускать периодическое общение шепотом
Также специалисты рекомендуют помогать чаду в том случае, если он застопорился при произнесении слова – договаривать за него
Дети, страдающие сенсорной алалией, должны жить в четко выстроенном речевом и звуковом режиме
Родители должны позаботиться о том, чтобы их чадо как можно меньше общалось с окружающими, не смотрело телевизор и не слушало радио

Также эффективной мерой в лечении алалии может стать отсутствие игрушек и картинок, то есть, своеобразный зрительный голод
Именно на такой эмоционально ровной почве занятия с логопедом дадут наилучшие результаты

Читайте также:  Рисунки ребенка 4 года

При дизартрии очень важен грамотно выстроенный режим дня – достаточное количество сна и бодрствования

Им важно развивать моторику, а потому родители могут организовать как можно большей действий для ребенка, которые с ней связаны: захватывание, удерживание в руках и перекладывание предметов

При этом очень важно отмечать и поощрять малейшие успехи ребенка
Таким образом, постепенно у малыша, страдающего дизартрией, будут формироваться необходимые для жизни навыки самообслуживания
Лечение ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями – это целая комплексная программа, которая должны проводиться регулярно и целенаправленно

Тогда вас ждет успех, а ребенка – полноценное здоровье

Узнайте больше о бесплатных программах восстановления для детей с тяжелыми нарушениями речи, с аутизмом, ДЦП и эпилепсии по принципам биомеда и натуропатии с диетой, включающей в себя натуральные продукты Тенториум

План семинаров ЗДЕСЬ
Продукты пчеловодства Тенториум восстанавливают каждую клеточку организма естественным путем по принципам биомедицинской коррекции организма
Они насыщают организм необходимыми ферментами, витаминами и микроэлементам

Отказ от ответственности
Информация, представленная в этой статье, предназначена только для информирования читателя
Она не может быть заменой для консультации профессиональным медицинским работником

Источник

Особой категорией детей, у которых диагностируются отклонения в развитии (ОВЗ) являются дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). У маленьких пациентов обычно не наблюдаются нарушения интеллекта, проблемы со слухом, но отмечаются серьезные дефекты речи, что в свою очередь оказывает влияние и на психическое становление.

Понятие тяжелые нарушения речи

Диагноз «ТНР» относится к детям:

  • с ограниченным и слабым словарным запасом;
  • с неполноценностью грамматической, лексической и звуковой сторон речи;
  • с ограниченностью мышления и воображения;
  • с отсутствием навыка общения;
  • с трудностями в письме и чтении.

Распространенными видами тяжелых нарушений речи являются: алалия, дислалия, дизартрия, логоневроз.

Нарушение речи у мальчика фото

Нарушение речи у мальчика

Характеристика тяжелых нарушений речи

Подробная характеристика ТНР:

  1. Алалия, сложная дислалия — это сложные системные нарушения речи, предпосылки к возникновению которых возможно диагностировать у новорожденных детей. Доказано, что причинами алалии и сложной дислалии у детей являются локальные поражения коры головного мозга. Современный уровень развития технических средств (ультразвуковая диагностика, энцефалография, томография и т.д.) позволяет определить их у новорожденных.

По результатам исследований в области нейропсихологии можно предположить, в соответствии с местом локализации поражения в коре головного мозга, возможные системные задержки в развитии психической сферы в целом, и речи (в зависимости от локализации поражения в коре головного мозга и структура дефекта будет разной).

Однако у детей раннего перед дошкольного и даже дошкольного возраста невозможно точно определить динамику восстановления нарушений, а поэтому принято до трех лет указывать, что развитие речи задержано, но не нарушено.

  1. Дизартрия – сопровождается нарушением произношения по причине недостаточности иннервации речевого аппарата (РА).
  2. Логоневроз – сопровождается нарушениями темпа и ритма речи по причине судорожного состояния РА.

Логопеды условно разделяют общее нарушение развитие речи на 3 уровня. Дети, у которых отмечают признаки ТНР, относятся к первому уровню, и им присущи:

  • активное использование вместо речи мимики и жестов;
  • в словарном запасе только звуковые комплексы, и часто произносимые в обиходе слова с нечетким произношением.

ТНР у школьников

Логопедия младшего школьного возраста кроме нарушений устной речи рассматривает недостатки письма и чтения.

У детей дошкольного возраста можно отследить лишь предпосылки для возникновения пороков развития письменной речи. Целесообразно рассмотреть эти нарушения как вторичный дефект, который возникает в результате нарушения комплекса базовых для усвоения чтения и письма психических процессов и функций познавательной деятельности.

Работа специалиста с ребенком фото

Работа специалиста с ребенком

ТНР у дошкольников

В дошкольный период развития ребенка можно диагностировать ряд нарушений устной речи проявляющиеся в виде простого или сложного дефекта (ранее комбинированный дефект).

Сложный дефект, как указывает «Дефектологический словарь» – это сочетание двух и более дефектов развития, которые обусловливают качественно своеобразную структуру психической сферы. Сложный (комбинированный) дефект возникает при наличии нескольких мест локализации поражения, при этом глубина проявления дефекта может быть разной: незначительной, значительной, глубокой и тому подобное.

Детям в дошкольном возрасте для разносторонней характеристики выявленного нарушения целесообразно ставить два диагноза, которые укажут на причины и последствия возникновения нарушения речи.

Правильная постановка диагноза позволяет:

  • планировать и проводить учебно-коррекционную работу с ребенком индивидуально (с учетом причин) и фронтально (с учетом комплекса последствий);
  • четко организовать социально-психологическое сопровождение в условиях того заведения, которое он посещает.

Диагностики при тяжелых нарушениях речи

Основной аспект психологической диагностики – определение возможности ребенком усваивать грамматические нормы родного языка (воспринимать, анализировать, правильно произносить, строить предложения, участвовать в диалогах и прочее).

Процедура диагностики ТНР включает в себя применение таких методов, как:

  • тестирование динамики развития психики ребенка;
  • электроэнцефалографическое исследование.

Успешность диагностики в первую очередь будет зависеть от комплексного и динамического подхода. До 6-ти лет процесс диагностики проводится в игровой форме в период проведения коррекционных логопедических занятий.

Тяжелые нарушения речи и умственная отсталость: отличия

ТНР и УО: сравнительная таблица

ТНРУО
Речевые проблемы без наличия интеллектуальных и слуховых нарушенийПроблемы с интеллектуальным развитием, сопровождающиеся проблемами с речью, поведением и прочими направлениями развития
Трудности возникают с заданиями, которые требуют речевого контакта, ребенок понимает, о чем идет речь, но не может сформулировать и произнести ответНарушение словесно-логического мышления
Диагностика у логопеда-дефектологаСложные этапы диагностики с привлечением невропатолога и психолога

Причины ТНР

Некоторые причины расстройств общения включают:

  • потерю слуха;
  • неврологические расстройства;
  • травмы головного мозга и голосовых связок;
  • аутизм, умственную отсталость;
  • злоупотребление лекарствами;
  • физические нарушения, такие как заячья губа или волчья пасть;
  • эмоциональные или психические расстройства, расстройства развития.

Тяжелые нарушения речи – отзывы

Отзывы взяты с форумов и отзовиков: https://conf.7ya.ru/fulltext-thread.aspx?cnf=Others&trd=17755, https://forum.ykt.ru/viewtopic.jsp?id=4255220, https://defectolog.ru/forum/107/?theme=815

ПоложительныеОтрицательные
Нам 6 лет, и только сейчас перед школой поставили диагноз ТНР (3 степень) на фоне ЗПР. Сын глотает буквы, неправильно использует в речи предлоги. Усидчивость, внимательность, память, логическое мышление в норме, и вот у меня назревает вопрос, нам идти в обычную школу или желательно в заведение, где есть логопедические группы. Может ли сын самостоятельно выговориться без посторонней поддержки? (Анита) Нам тоже поставили диагноз ТНР, в садик мы ходили специализированный, а вот в школы, уже в третью подаем заявку и от всех поступает отказ, с отпиской, что у них нет соответствующих классов и специалистов. А вот в логопедический центр очередь на годы вперед, вот теперь думаем, может еще годик в садике посидеть, может что-то измениться. (Лариса)
Я бы рекомендовала все же в логопедический класс. Так как возможно вы замечаете только минимальное количество ошибок, которые в дальнейшем будут нарастать как снежный ком в период обучения письма и чтения. Тем более, а что вы теряете, такие классы открываются практически во всех образовательных учреждениях, и классы небольшие, и занимаются детками более усиленно и ответственно. Мы сами уже третий год ходим в логопедическую группу, и нам все нравится.(Снежана) У нас только платные классы логопедические, и если сильно хочешь, чтобы ребенок развивался полноценно, и избавился от речевых дефектов, то нужно отвалить кругленькую сумму. А где ее брать семьям, у которых еще и не один ребенок. Надоела эта дискриминация. (Марго)
Мы не только в школе занимались, но и усиленно на дому, и знаете, смогли преодолеть процентов 70 проблем с речью, сейчас в 6 классе. Да, проблем с мышлением нет, память гениальная, вот только стих наизусть, или вопрос-ответ даются ну очень сложно, но важно не останавливаться и все получится. (Александра) А нам директор школы в открытую не отказала, но своими действиями показала, что в школу нас не зачислят. Позвонила и сказала, что якобы нам лучше будет посещать специальное речевое заведение, и с местом для нас уже все решено и договорено. А я лично хотела, чтобы дочь была в полноценном обществе, нам кроме речевых проблем нужно еще побороть кучу комплексов.(Галина)
Нам только 2 года, и уже есть предположение на нарушение речи, так как кроме звуков, никакие слова не выговаривает, а вот логопед пока с нами работать не хочет. Хорошо, что в садик взяли с 1,5 лет, и директор меня поняла, дала прямое распоряжение логопеду с личным контролем. Так что теперь я уверена, что мы эту проблему решим до 6 лет. (Оля)

Подводим итоги

Резюмируя вышесказанное можно сказать, что в процессе коррекции тяжелых речевых нарушений важно своевременно диагностировать и определить степень нарушения, а затем подобрать соответствующую программу восстановления.

Видео — ТНР — тяжелые нарушения речи. Работа логопеда с ТНР и концентрацией внимания.

Видео — Психолого-педагогическая характеристика (с тяжелыми нарушениями речи)

Источник