Типы развития ребенка в образовательном процессе
Елена Кузнецова
Становление личности ребенка в образовательной среде
Аннотация: В статье отражены основные аспекты, связанные с вхождением в образовательную среду детей дошкольного возраста. Образовательная среда выступает одним из основных факторов становления и развития личности.
Ключевые слова: образовательная среда, дошкольный возраст, дошкольное образовательное учреждение, личность, становление личности.
На современном этапе становление личности ребенка в образовательной среде становится приоритетным направлением воспитательного и образовательного процесса. Образование сегодня признано основным ресурсом социальноэкономического и политического развития государства и гражданского общества. Целью образования является воспитание, социальнопедагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого и компетентного гражданина.
Согласно ФГОС дошкольного образованияперед педагогами в данном контексте стоят следующие задачи:
— создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
— объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
— формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.
Процесс становления и развития личности подчиняется определенным закономерностям. Рассмотрим их подробнее.
В старшем дошкольном возрасте дети приобретают устойчивые психологические характеристики, влияющие на их действия и поступки, произвольность поведения.
Целостная структура личности, по Л. С. Выготскому, определяется направленностью и активностью, характеризуя строение мотивационной сферы человека. Развитие личности дошкольника состоит из постепенного осознания своего места в мире и развития чувств и воли, обеспечивающих соподчинение мотивов, устойчивость поведения.
В процессе становления личности дошкольника происходит формирование самосознания (представлений ребёнка о себе, своём месте в мире, оценивании собственных поступков по сравнению с окружающими). В старшем дошкольном возрасте появляется критичность мышления, складывается адекватная дифференцированная самооценка. Именно в дошкольном возрасте происходит активное личностное развитие ребенка: среди мотивов начинают преобладать познавательные и социальные мотивы, формируются навыки саморегуляции и произвольности, самостоятельность в практической и познавательной деятельности, способность адаптироваться к изменяющимся условиям среды.
Развитие ребенка и его личности, по Л. С. Выготскому, идет по линии осознанности и произвольности в процессе взаимодействия ребенка со взрослыми и со сверстниками. Таким образом, личность понималась Л. С. Выготским как осознание себя и отношений к себе как к физическому, духовному и общественному существу.
Личность — это конкретный человек со своими мыслями, точкой зрения, нормами поведения и нравственностью. В дошкольном возрасте дети уже способны управлять собственным поведением, нести ответственность за свои поступки.
Образовательная среда рассматривается в контексте понимания образования как сферы социальной жизни, а среды, как фактора образования. Среда — это окружение, совокупность условий вокруг человека. Проблемой развития образовательной среды занимались Г. А. Ковалев, В. И. Панов, А. В. Петровский, Б. Д. Эльконин, В. А. Ясвин, а также зарубежные ученые А. Бандура, К. Левин, К. Роджерс.
Образовательную среду определяют как совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций. Она представляет собой совокупность специально организованных педагогических условий для развития личности обучающегося. В современных исследованиях образовательная среда рассматривается как категория, характеризующая ребенка, что определяет ее целевое и функциональное назначение.
Проблема образовательной среды становится все более актуальной в настоящее время. По мнению В. А. Ясвина, образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственнопредметном окружении. В понимании В. В. Рубцова «образовательная среда – это такая общность, которая в связи со спецификой возраста характеризуется взаимодействием ребенка с взрослыми и детьми; процессами взаимопонимания, коммуникации, рефлексии; историкокультурным компонентом. Как пишет С. Д. Дерябо, образовательная среда – это совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности. В. И. Слободчиков говорит о том, что, среда, понимаемая как совокупность условий и обстоятельств для образования, не существует как нечто однозначное и данное заранее. В. В. Степанова и Н. Н. Толстых придают большое значение организации образовательной среды, под которой они понимают единство компонентов реальности, имеющих как культурное, так и природное происхождение. Предполагается, что взаимодействие культурной и природной среды дает возможность развивать и изменять способности личности.
Таким образом, мы можем говорить о том, что образовательная среда является совокупностью различных факторов образовательного процесса и специально организованных психологических и педагогических условий для становления и развития личности.
Образовательная среда ДОУ относится к особому типу среды. Дети находятся в детском саду по 810 часов каждый день. В это время они посещают логопедические, физкультурные, музыкальные, психологические, общеразвивающие занятия. Образовательная среда ДОУ информационно насыщенна и многообразна в коммуникационном плане.
Именно в дошкольном возрасте закладываются общественные основы направленности личности, развиваются навыки поведения в обществе. Это определяет именно детский сад как основную организационную форму воспитания ребенка.
Приходя в детский сад, ребенок становится членом группы сверстников во главе с воспитателем. Наряду с родителями и членами семьи, воспитатель становится значимым взрослым в жизни ребенка.
Общение со взрослыми помогает ребенку устанавливать и развивать социальные контакты, познавать себя и других, оказывает воздействие на особенности и развитие его коммуникативных навыков. Взрослый является для ребенка образцом для подражания, эталоном. И таким образом субъектсубъектные отношения выходят на первое место в дошкольном возрасте.
В связи с возрастными особенностями дошкольников воспитатель оказывает на ребенка педагогическое воздействие и своими интеллектуальными, и педагогическими способностями, и личностными качествами.
По мнению Л. С. Выготского, воспитание и образование в качестве единого целенаправленного формирования личности ребенка можно определить,как поле активного взаимодействия трех компонентов: дошкольника, педагога и среды между ними.
Образовательная среда в детском саду должна являться средством развития природных способностей, а для этого она должна быть разнообразной и вариативной, включая как различные проекты, конкурсы и изготовление поделок, продолжая компьютерными программами и интерактивными приложениями. В такой среде у дошкольника будет возможность испытать себя в различных учебных и игровых ситуациях, погружаясь в различные виды деятельности. В то же время, образовательное пространство должно быть максимально насыщено предметным и нравственно-эстетическим содержанием.
Задача же воспитателя заключается в том, чтобы в этом пространстве создавать для дошкольника ситуацию успеха в выбранном виде деятельности.
Образовательное пространство необходимо насыщать ситуациями, способствующими развитию творческого подхода. В творчестве дошкольник не только концентрируется на отдельной задаче, но и получает со стороны сверстников и значимых взрослых положительное эмоциональное подкрепление при выполнении определенной деятельности, необходимое для того, чтобы поддержать развитие способности на должном уровне.
Образовательная среда ДОУ – это многообразная система, элементы которой в своей совокупности обеспечивают развитие личности дошкольника.
Список литературы
1. Васильева К. Е. Управление в дошкольном образовании. — М., 2015.
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 2013.
3. Солодянкина О. В. Социальное развитие ребенкадошкольного возраста: методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2014.
4. Солодянкина О. В. Система планирования в ДОУ. – М., АРКТИ, 2013.
5. Сушкова И. В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования науки РФ от17 октября 2013г. №1155).
Источник
Колесникова Валерия
Педагогические технологии: требования, структура, виды
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых.Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно — методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).
Основные требования (критерии) педагогической технологии:
· Концептуальность
· Системность
· Управляемость
· Эффективность
· Воспроизводимость
Концептуальность — опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность – технологиядолжна обладать всеми признаками системы:
— логикой процесса,
— взаимосвязью его частей,
— целостностью.
Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т. е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.
Структура образовательной технологии
Структура образовательной технологиисостоит из трех частей:
· Концептуальная часть – это научная база технологии, т. е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
· Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
· Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.
Таким образом,очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУосуществляется на основе современных образовательных технологий.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
· здоровьесберегающие технологии;
· технологии проектной деятельности
· технология исследовательской деятельности
· информационно-коммуникационные технологии;
· личностно-ориентированные технологии;
· технология портфолио дошкольника и воспитателя
· игровая технология
· технология «ТРИЗ» и др.
· Здоровьесберегающие технологии
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.
В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:
· от типа дошкольного учреждения,
· от продолжительности пребывания в нем детей,
· от программы, по которой работают педагоги,
· конкретных условий ДОУ,
· профессиональной компетентности педагога,
· показателей здоровья детей.
Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:
1. медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств — технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);
2. физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);
3. обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);
4. здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др., ритмопластика, динамические паузы, релаксация);
5. образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);
6. обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия, самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия,
7. К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.
2. Технологии проектной деятельности
Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
Классификация учебных проектов:
· «игровые»— детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);
· «экскурсионные»,направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
· «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина, музыкальной (игра на рояле) формах;
· «конструктивные»,нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.
Цель исследовательской деятельности в детском саду- сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
4. Информационно-коммуникационные технологии
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требованияк дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:
· идти в ногу со временем,
· стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
· наставником в выборе компьютерных программ,
· сформировать основы информационной культуры его личности,
· повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.
Требованияк компьютерным программам ДОУ:
· Исследовательский характер
· Легкость для самостоятельных занятий детей
· Развитие широкого спектра навыков и представлений
· Возрастное соответствие
· Занимательность.
Классификация программ:
· Развитие воображения, мышления, памяти
· Говорящие словари иностранных языков
· Простейшие графические редакторы
· Игры-путешествия
· Обучение чтению, математике
· Использование мультимедийных презентаций
Преимущества компьютера:
· предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
· несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
· движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
· обладает стимулом познавательной активности детей;
· предоставляет возможность индивидуализации обучения;
· в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
· позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:
· Недостаточная методическая подготовленность педагога
· Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях
· Бесплановость, случайность применения ИКТ
· Перегруженность занятия демонстрацией.
ИКТ в работе современного педагога:
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
1. Личностно — ориентированная технология
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.
В рамках личностно-ориентированных технологийсамостоятельными направлениями выделяются:
· гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
· Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый — ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).
Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируетсяна основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.
Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития.
Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическомподходе к обучению выделяются:
· постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата;
· подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;
· оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;
· заключительная оценка результата — уровень развития дошкольника.
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.
6. Технология портфолио дошкольника
Портфолио— это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.
Существует ряд функций портфолио:
· диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени,
· содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ,
· рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.
Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. И. Руденко
Источник