Тип развития у ребенка

Тип развития у ребенка thumbnail

Все родители знают, насколько важно следить за развитием ребенка и регулярно проверять, соответствует ли оно возрастным нормам. Однако далеко не всем известно, что именно включает в себя понятие «развитие» и какие типы развития ребенка существуют.

Разумеется, деления развития на типы (виды, компоненты и пр.) довольно условно, ведь в организме человека все взаимосвязано. Однако определенная классификация все же существуют. Глобально развитие ребенка можно разделить на физическое и психическое.

Физическое развитие отражает процессы роста и развития организма ребенка. Основными его параметрами являются рост и вес, а также их соотношение, пропорции тела, осанка, жизненная емкость легких, развитие мускулатуры и т. п.

У детей до двух лет показателем физического развития также является прорезывание молочных зубов, у детей первого года жизни — двигательные умения (от умения самостоятельно держать голову до самостоятельной ходьбы).

Основные показатели физического развития оценивает педиатр во время регулярных осмотров, однако когда ребенок становится взрослее, частота медицинских осмотров снижается, поэтому родители тоже должны следить за физическим развитием их ребенка.

Психическое развитие — это развитие психических процессов. Говоря о психическом развитии, обычно в первую очередь имеют в виду познавательные процессы: ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, речь, внимание, память.

Несмотря на то что во всех таблицах развития ребенка каждому психическому процессу отведена отдельная графа, следует понимать, что все психические процессы взаимосвязаны; так, память невозможна без восприятия (и наоборот), а внимание невозможно без мышления. Также психическое развитие взаимосвязано с физическим; к примеру, ученые давно доказали, что развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи.

Также стоит упомянуть эмоциональное развитие ребенка. Под развитием эмоциональной сферы подразумевается умение управлять собственными эмоциями и распознавать эмоции других людей. Этот процесс может показаться простым, однако умению распознавать эмоциональное состояние, «считывать» мимику, жесты, позы и интонации людей нужно учиться.

Развитие волевой сферы — это третья составляющая психического развития. Воля проявляется в способности человека сознательно управлять своей психикой и поступками, ставить цели и преодолевать препятствия на пути их достижения. К развитию волевой сферы можно отнести развитие таких качеств, как самостоятельность, целеустремленность, настойчивость, решительность.

Важно помнить, что развитие ребенка — процесс непрерывный. Деление на возрастные периоды необходимо для того, чтобы удобнее было оценивать прогресс развития, а также в связи с тем, что в определенные моменты жизни развитие ребенка более интенсивно. Однако развитие не прекращается ни на минуту: каждому «прорыву» в развитии предшествует «подготовительная работа», часто незаметная для стороннего наблюдателя.

Задача родителей — не просто следить за темпами развития ребенка, а способствовать этому развитию. Есть масса специальных игр и упражнений, способствующих физическому и психическому развитию ребенка. А для эмоционального развития еще очень важно, чтобы родители уделяли своему ребенку достаточно внимания и поддерживали дружелюбную атмосферу в семье.

Однако не стоит переусердствовать и пытаться опередить естественные нормы развития: всему свое время. Не пытайтесь «вылепить» из ребенка гения, дайте ему пройти путь в удобном для него темпе. Идите рядом, при необходимости помогая ребенку, а не тащите его за собой.

Виды развития ребенка

Источник

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Развитие главным образом характеризуется ростом. Это процессы роста в собственном и подлинном смысле слова.  Главная характеристика роста — это процесс количественных изменений без изменений внутренней структуры и состава, входящих в него отдельных элементов, без существенных изменений в структуре отдельных процессов. Л. С. Выготский подчеркивал, что имеются явления роста и в психических процессах. Например, рост запаса слов без изменения функций речи.

Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. X. Вернер, Л. С. Выготский и другие психологи описали основные признаки развития. Наиболее важные среди них: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта.

Л. С. Выготский различал: преформированный и непреформированный типы развития. Преформированный тип — это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который явление достигнет. Здесь все дано с самого начала. Пример — эмбриональное развитие. Несмотря на то, что эмбриогенез имеет свою историю (наблюдается тенденция к сокращению нижележащих стадий, самая новая стадия оказывает влияние на предшествующие стадии), но это не меняет типа развития.

Читайте также:  Развитие речи ребенка в год и пять месяцев

Непреформированный тип развития наиболее распространен. Процесс психического развития ребенка также относится к этому типу процессов. Непреформированный путь развития не предопределен заранее. Дети разных эпох развиваются по-разному и достигают разных уровней развития. С самого начала, с момента рождения ребенка не даны ни те стадии, через которые он должен пройти, ни тот итог, который он должен достигнуть. Детское развитие — это непреформированный тип развития, но это совершенно особый процесс — процесс, который детерминирован не снизу, а сверху, той формой практической и теоретической деятельности, которая существует на данном уровне развития общества. В этом особенность детского развития. Его конечные формы не даны, не заданы. Ни один процесс развития, кроме онтогенетического, не осуществляется по уже готовому образцу. Человеческое развитие происходит по образцу, который существует в обществе. Согласно Л. С. Выготскому, процесс психического развития — это процесс взаимодействия реальных и идеальных форм. Ребенок не сразу осваивает духовное и материальное богатство человечества. Но вне процесса освоения идеальных форм вообще невозможно развитие. Поэтому внутри непреформированного типа развития психическое развитие ребенка — это особый процесс. Процесс онтогенетического развития — процесс ни на что не похожий, процесс чрезвычайно своеобразный, который проходит в форме усвоения.

В процессе своего развития ребенок усваивает не только содержание культурного опыта, но приемы и формы культурного поведения, культурные способы мышления. В развитии поведения ребенка следует, таким образом, различать две основные линии. Одна — это линия естественного развития поведения, тесно связанная с процессами общеорганического роста и созревания ребенка. Другая — линия культурного совершенствования психологических функций, выработки новых способов мышления, овладения культурными средствами поведения. Так, например, ребенок старшего возраста может запоминать лучше и больше, чем ребенок младшего возраста по двум совершенно различным причинам. Процессы запоминания проделали в течение этого срока известное развитие, они поднялись на высшую ступень, но по какой из двух линий шло это развитие памяти, — это может быть вскрыто только при помощи психологического анализа.

Есть все основания предположить, что культурное развитие заключается в усвоении таких приемов поведения, которые основываются на использовании и употреблении знаков в качестве средств для осуществления той или иной психологической операции; что культурное развитие заключается именно в овладении такими вспомогательными средствами поведения, которые человечество создало в процессе своего исторического развития, и какими являются язык, письмо, система счисления и др. В этом убеждает нас не только изучение психологического развития примитивного человека, но и прямые и непосредственные наблюдения над детьми (тоже по Выготскому).

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Источник

Типы возрастных изменений

Развитию детей свойственны следующие типы преобразований:

  • Эволюционный тип. Отражает сравнительно медленные количественные и качественные преобразования.
  • Революционный тип. Показывает глубокие перемены, происходящие быстро и стремительно. Обычно связаны с кризисами возрастного развития, которые возникают во время переходных периодов.
  • Ситуационный тип. Связан с воздействием социальных ситуаций, методами организации обучения и способами воспитания.

Замечание 1

Процесс развития детей происходит одновременно в различных видах его деятельности и общения. Значительную роль в процессе развития играет ведущая деятельность или ведущий вид общения.

Виды развития ребенка

В психологии существует система взаимосвязанных видов деятельности и ведущих форм общения.

Рассмотрим основные виды развития ребенка:

  • Первый вид связан с эмоциональным и непосредственным общением ребенка со взрослыми, которое осуществляется за рамками предметной деятельности с момента рождения до наступления 1 года.
  • Второй вид развития связан с предметно-манипулятивной деятельностью ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет. При этом используются игрушки и окружающие предметы без активного участия взрослых.
  • Третий вид развития связан сюжетно-ролевой игрой.Сочетание игры с общением, имитируя конкретные социальные ситуации и свойственные формы поведения в ней. Соответствует детям дошкольного возраста 3-7 лет.
  • Четвертый вид развития составляет учебно-познавательная деятельность. Включает в себя учебную деятельность и межличностное общение, которое определяет познавательное развитие. Свойственна младшему школьному возрасту от 7 до 11 лет.
  • Пятый вид развития связан с профессионально-личностным общением. Отражает общение и совместную групповую деятельность по интересам, при этом служит подготовкой детей к специализированной работе в будущем. Характерно для возраста от 11 до 15 лет.
  • Шестой вид развития связан с морально-личностным общением.Характеризуется личностными темами интимного и специфического характера у старшеклассников, в возрасте 14-17 лет.
Читайте также:  Развитие новорожденного ребенка по

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Замечание 2

Виды деятельности и общения во время развития ребенка постепенно переходят на более высокий уровень развития, при этом меняется качество каждого вида и появляются новые показатели.

Факторы развития детей

Они показывают качественные и количественные изменения, происходящие в психике ребенка во время перехода из одной возрастной группы в другую.

Данные изменения подвержены влиянию постоянных факторов: физиологического созревания, интеллектуального и индивидуального развития , а также факторов психического развития.

Физиологическое развитие детей, формирование его наблюдательных процессов, проявление уникальных качеств характера и поведения тесно связаны друг с другом . Они проявляют психофизическое совершенствование ребенка.

Факторами психического развития являются движущие силы индивидуальности, педагогическое влияние и закономерности общего психического развития.

К факторам развития относится фактор педагогического воздействия. Данный показатель является совокупностью методик и средств воспитания, программы обучения и уровни педагогического профессионализма учителей. Благодаря этим факторам происходит активация или сдерживание развития ребенка, ускорение или замедление этого процесса.

Законами психического развития определены закономерности, описывающие психическое развитие ребенка. Учитывая их влияние можно воздействовать и управлять развитием.

Источник

Виды развития ребенка
Физическое — такой вид развития направлен на повышение выносливости ребенка, развитие ловкости и координации движений. Занятия, затрагивающие физическое развитие, должны быть у трехлетнего ребенка ежедневными и могут включать такие действия:

-Зарядка под музыку.
-Перешагивания через препятствия (разложите на полу бруски).
-Ходьба по наклонной доске.
-Перепрыгивание через нарисованную на полу линию.
-Ходьба по разложенной на полу веревке.
-Прыжки на двух ногах с места вперед.
-Спрыгивание с небольших возвышенностей.
-Игры с мячом – бросать друг другу, бросать вверх, а затем ловить, ударять ногой, попадать в коробку, бегать наперегонки с катящимся мячом, прокатить между ножками стула.
-Подвижные игры с несложными правилами.
-Преодоление полосы препятствий.
-Танцы.
-Фитнес с мамой.
-Плавание.
-Упражнения на спортивной стенке (канат, кольца, лесенка, перекладина).
-Езда на велосипеде.

Познавательное — данный вид развития помогает изучить ребенку окружающий мир и разные свойства предметов. Занятия с познавательной целью будут развивать у карапуза внимание, логику, память. В игровой форме ребенок изучает первые математические понятия, узнает больше о мире, в котором живет.

Занятия в трехлетнем возрасте могут быть такими:

-Ищем цвета по названию и по образцу.
-Последовательно собираем матрешки и формочки разного размера.
-Подбираем плоские геометрические фигуры по образцу.
-Подбираем объемные геометрические фигуры к отверстиям и изучаем их названия.
-Собираем пирамидку из 8-10 колечек разного цвета и размера, руководствуясь рисунком или образцом.
-Изучаем отличия между понятиями маленький-средний-большой.
-Складываем картинку из 2 частей.
-Играем с мозаикой и лото.
-Запоминаем место, в котором находилась игрушка, которую убрал взрослый.
-Ищем целую картинку по ее детали.
-Изучаем понятие правый-левый.
-Обобщаем предметы по какому-либо свойству, например, плавающие, летающие.
-Изучаем с ребенком явления природы, растительный и животный мир, трудовые действия.
-Изучаем цифры.
-Ищем тень картинки.
-Подбираем заплатки.
-Добавляем недостающие предметы.

Сенсорное — такое развитие задействует органы чувств ребенка – осязание, вкус, обоняние, зрение, слух. Во время занятий сенсорикой ребенок улучшает тактильную чувствительность, учится распознавать предметы по запаху и вкусу.

Такие занятия в трехлетнем возрасте могут включать:

-Определение фактуры предметов.
-Определение геометрических фигур на ощупь.
-Угадывание животных по звукам, которые они произносят.
-Игры с сенсорными мешочками и коробками.
-Угадывание предметов по запаху.
-Угадывание продуктов питания по вкусу.

Музыкальное — данный вид развития трехлетнего малыша не просто воздействует на слух ребенка, но и прививаем ему чувство ритма и музыкальный вкус.
Развивать малыша можно с помощью таких занятий:

-Пение.
-Игра на музыкальном инструменте.
-Прослушивание музыки с разным ритмом.
-Угадывание звуков бытовых предметов.
-Угадывание песен.
-Танцы.
-Музыка фоном.

Речевое — для ребенка 3 лет очень важно постоянно расширять словарный запас, поэтому следует больше общаться с дошкольником. Также на речевое развитие влияют занятия по артикуляции.

С малышом этого возраста речевым развитием можно заниматься так:

-Разучивать песенки и стихи.
-Обсуждать сюжетные картинки.
-Рассказывать по картинкам сказку.
-Обсуждать прочитанное.
-Слушать сказку, которую читает взрослый, а также в аудио-записи.
-Загадывать малышу загадку, в которой отгадкой является последнее слово четверостишия.
-Разговаривать с малышом о том, как прошел день.
-Обсуждать разные ситуации на тему «а что, если?».
-Выполнять артикуляционную гимнастику.
-Изучать гласные.

Мелкая моторика — развивать моторику крайне важно для стимуляции речевого развития ребенка, поскольку зоны мозга, ответственные за речь и движение рук, находятся очень близко. Если во время занятий кроха будет больше задействовать пальчики, вы будете одновременно стимулировать речевую зону.

Читайте также:  Дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка

Подходящими занятиями на мелкую моторику для 3-летнего малыша являются такие:

-Пальчиковая гимнастика.
-Игры с песком и крупами.
-Застегивание кнопок, петелек, разных застежек, пуговиц.
-Нанизывание на шнур разноцветных бусин, в том числе с чередованием цвета и формы бусинок.
-Игры с матрешками, шнуровками, мозаикой, вкладышами, прищепками.
-Выкладывание узоров из макарон, ракушек или камешков.
-Игры с водой.

Творческое — к занятиям, которые будут стимулировать творчество ребенка, относят разные виды рисования и аппликаций, игры с конструкторами, лепку и подобные.

С малышом трехлетнего возраста можно заниматься так:

-Дорисовывать детали к рисункам, например, листья к ветке или стебли к цветам.
-Рисовать линии, прямоугольники, овалы и кружочки.
-Закрашивать рисунок.
-Рисовать по своему замыслу и рассказывать, что рисует.
-Раскатывать пластилин или тесто в ладонях и лепить несложные фигуры (колбаски, шарики, бублики).
-Делать несложные аппликации, используя бумагу, природные материалы, кусочки тканей.
-Строить из кубиков мосты, заборы, дома, используя речевую инструкцию, свою фантазию, образец или рисунок.
-Вырезать детскими ножницами.
-Украшать торты или бутерброды вместе с мамой.
-Инсценировать сказку.
-Играть с кукольным театром.

Социальное — трехлетний ребенок тянется к сверстникам и много общается с другими детьми. Многие малыши этого возраста уже посещают детский сад, поэтому их социальное развитие идет своим темпом во время общения с детками в группе. Если же трехлетка пока не ходит в сад, родителям важно дополнительно уделять внимание социальному развитию чада. Кроме того, к этому виду развития относят и приобретение навыков, которые детям понадобятся в быту.
Занятия, направленные на социальное развитие ребенка, будут такими:

-Игры с другими детками с использованием предметов-заместителей.
-Изучение слов вежливости.
-Складывание одежды перед сном.
-Обучение завязыванию шнурков и застегиванию пуговиц.
-Изучение правил поведения за столом.
-Посильная помощь по дому.

Источник

Человек становится объектом воспитания и обучения с детского возраста. В этом возрасте педагогикой закладывается и учитывается то, что развивается и совершенствуется впоследствии.

Организм – материальная основа жизни ребенка является. Поэтому одним из ведущих видов его развития является общефизическое. Оно включает в себя собственно физическое развитие ребенка (т. е. процесс роста его организма, наращивание ловкости и силы, становление физических функций под влиянием условий жизни и видов деятельности), а также специальное физическое развитие, направленное на выполнение особых видов движений, прежде всего сугубо профессиональных.

К физическому развитию тесно примыкает развитие трудовое – устойчивая привычка к трудовому усилию и преодоление связанных с ним тяжелых, неприятных ощущений. Эта привычка постепенно перерастает в качество личности, называемое трудолюбием. Развитие ребенка до степени трудолюбия означает овладение им общими и специальными трудовыми знаниями, умениями и навыками, психологическую готовность к трудовой деятельности, способность получения удовлетворения и удовольствия от труда.

Важнейшим видом человеческого развития является интеллектуальное. Это формирование у ребенка способности к овладению различными типами мышления (эмпирическим, образным, теоретическим, конкретно-историческим, диалектическим). Его органической частью выступает умение подвергать самостоятельному анализу события и явления действительности, делать самостоятельные выводы и обобщения. Содержательная сторона интеллектуального развития представляет собой развитие общедуховное, которое включает в себя определенный объем основных научных знаний о мире и способность философской, конкретно-исторической оценки действительности. Его элемент – гражданское и политическое развитие, проявляющееся в знаниях о коренных интересах различных классов и социальных групп, о политике как концентрированном выражении экономики, в способности с общегражданских позиций оценивать явления, события, процессы общественной жизни.

Большое значение в жизни ребенка имеет нравственное развитие, включающее в себя знание основных нравственных норм, правил, твердые социально ценные привычки поведения в единстве с устойчивым нравственным чувством, способностью нравственного переживания. Оно предполагает умение делать выбор поведения с позиций нравственных убеждений, величие и твердость духа.

Эмоциональное развитие ребенка выражается в его способности правильно чувственно откликаться на воздействия явлений окружающей действительности. Оно предполагает также умение управлять спонтанными эмоциональными побуждениями и реакциями, психическими состояниями.

Эстетическое развитие включает в себя способность активного идейно-эмоционального отклика на эстетические явления искусства и действительности, эстетический идеал и художественный вкус, способность эстетического восприятия, переживания, суждения, оценки.

Все виды развития сущностных сил ребенка неразрывно взаимосвя­заны. Они взаимодополняют и взаимообогащают друг друга, образуя целостную личность и индивидуальность.

Источник