Тетрадь ведения развития ребенка
Сегодня хочу показать наши любимые пособия и рабочие тетради. Они всегда выручают — не надо придумывать, чем заняться с ребенком, к тому же детям такие задания и рисунки очень нравятся. И по таким пособиям можно проводить экспресс диагностику основных умений ребенка в соответствии с возрастом. У меня для примера пособия на возраст 2-3 года. Хотя почти все имеют в серии варианты до 6 лет.
- Годовой курс занятий от «ЭКСМО» 2-3. Автор О.Гурская. Пособие содержательное, но мне кажется много заданий для более младшего возраста. Разделы: логика, развитие речи, буквы, окружающий мир, мой день, рисование, лепка и др. 222 стр. Стоимость около 500 руб. Оно может быть основным, и к нему добавлять рабочие тетради.
Годовой курс занятий от ЭКСМО
- Рабочие тетради Kumon. Автор- японец Тору Кумон. Издательство «МИФ». Хорошие, но дорогие для своего содержания. У нас «лабиринты» от 2 лет. 80 стр. +-400 руб
KUMON
- Рабочие тетради Gakken. Тоже японская методика. Издательство «Эксмо-кидз». Мне понравились больше, чем кумоны. В одной тетради разнообразные задания-рисование, лабиринты, логика, много заданий на понимание пространства, количества, размера. Цена +-450 руб. 65 стр +наклейки
GAKKEN
- Наклейки и раскраски Fix price. На мой взгляд, самое оптимальное соотношение цены/качества для «расходного» материала. 70 наклеек на 6 листах с заданиями (логические ряды), 55 руб.
Развивающие наклейки FIX PRICE
- Пособия О.Земцовой серии «Умные книжки» и «Развивайка» от издательства Махаон. Наши любимые пособия. Особенно «Логопедические тесты» и вообще серия «Умные книжки». 64 стр. 120 руб. Логопедические тесты на 1-2 года затерты до дыр )
Логопедические тесты 1 часть
Логопедические тесты 2 часть
Развивающие тесты на 1-2 года, мы используем после двух
- Е.Ульева, Серия «Мастерская малыша» от «Айрис-пресс». Тут и аппликация, и лепка, и рисование по готовым шаблонам (крупами, ватой и другими подручными средствами). В одном наборе 8 шаблонов +методичка. 190 рублей. Слышала много хвалебных отзывов о пособиях Елены Ульевой. Хочу приобрести рабочие тетради «Времена года».
Мастерская малыша «Айрис пресс»
- «Умная вырезалочка» 2+ от Школы семи гномов. Это одна из рабочих тетрадей годового курса. Отдельно стоит 110 рублей, там около 10 заданий. Я не приобретала полный курс Школы семи гномов, у нас уже и так много аналогичных пособий. Но даже если приобрести весь курс, его будет недостаточно. У нас также есть и другие наклейки, раскраски от издательства «Мозаика-синтез», серии «Лесные истории», «Это может ваш малыш»- тоже рекомендую. Почти все покупаю на распродажах.
- Серия «Разумники» издательства Робинс. У нас- «Внимание и речь 1-3». В пособии 52 упражнения на 95 страницах. Стоимость-290 рублей. Мне нравится то, что помимо внимания и речи очень много заданий на изучение окружающего мира, планет, континентов. Вообще стоит присмотреться к издательству Робинс — огромное количество познавательных книг и пособий, особенно от трех лет. В серии «Разумники» еще около 10 вариантов рабочих тетрадей и пособий. Я пока провожу много занятий с акцентом на речи.
Серия «Разумники» Внимание и речь 1-3
Если пособий много быть не должно, то рабочие тетради заканчиваются очень быстро. Поэтому я присматриваясь еще к пособиям «Я могу» и тетрадям Юлии Фишер.
Источник
Прописи для детей с особенностями развития.
Данная рабочая тетрадь составлена в соответствии с особенностями восприятия и усвоения материала для детей дошкольников с особенностями развития и особыми образовательными нуждами. Рекомендуется выполнять каждое упражнение несколько раз, пока ребёнок не начнёт делать его правильно. Для этого мы используем многоразовые странички на полителеновой основе и пишем водным маркером. Естественно, перед тем, как начать заниматься в данной тетради, детям прививается навык правильно держать ручку. Для этого существует достаточное количество методик которые я использую в своей коррекционной работе.
Упражнение № 1. Формирует целостное восприятие листа и центра клетки.
Упражнение № 2. Ребёнок учится писать прямую линию сверху вниз и соединять две точки. Цель упражнения, научиться не выходить за пределы обозначенных точек.
Покажите ему направление письма, начинайте писать вместе с его рукой и произносите каждый раз (сверху вниз, сверху вниз…)
Упражнение № 3. Продолжаем закреплять навык письма от точки до точки в разных направлениях.
Лист поделён на зоны. Ребёнку так легче воспринимать лист и ту область, где он пишет. Следите за правильной осанкой ребёнка, правильным нажимом и положением пальцев в обхвате ручки. Ребёнок должен нарисовать рядом такую же фигуру. Если ему трудно, помогите. Держите его руку за запястье и направляйте движение руки.
Упражнение № 4. Учимся рисовать плюс.
Пишем направление линий сверху вниз, слева направо. Обязательно озвучьте ребёнку название формы (это плюс). Озвучиваем направление линий (сверху вниз, из стороны в сторону).
В данном упражнении уже используется три точки. Таким образом мы готовим ребёнка к будущим более сложным упражнениям письма по точкам и пунктирам.
Масштаб прописей постепенно уменьшается. Продолжаем развивать навыки письма печатных букв по точкам.
Учимся обводить по пунктирным линиям геометрические фигуры. Листайте изображения.
Учимся обводить по пунктирным линиям геометрические фигуры. Листайте изображения.
Учимся обводить по пунктирным линиям геометрические фигуры. Листайте изображения.
К этому этапу упражнений переходим тога, когда ребёнок уверенно соединяет три точки в разных направлениях. Обводим фигуры по пунктиру, учим названия и формы геометрических фигур.
После того, как ребёнок выучит основные геометрические фигуры и у него сформируется навык письма простейших линий и форм, мы переходим к данному упражнению. Оно развивает восприятие форм в пространстве листа и внимательность. Если ребёнок не умеет читать и ещё плохо анализирует информацию, покажите ему наглядно, как надо выполнять данное упражнение.
Упражнение № 15, 16. Листайте изображения. Учим ребёнка писать цифры по точкам.
Упражнение № 15, 16. Листайте изображения. Учим ребёнка писать цифры по точкам.
Выполнить это упражнение ребёнок сможет если уже сформированы основные навыки письма и в дальнейшем можно переходить к простым прописям для дошкольников.
Следующий этап пособия содержит материалы по формированию навыков математики.
Точечный счёт.
Данное упражнение формируем навыки количественного счёта от одного до шести. Повторите это упражнение несколько раз. Ребёнок визуально запоминает количество точек и соответствующую цифру. Поиграйте с ребёнком, «покажи где 4, покажи где 2» и т.д. Возьмите фасоль или мелкие камушки, положите их на точки и поиграйте с ребёнком, «дай мне 3 камушка, дай мне 5 камушков» и т. д.
Пальчиковый счёт.
Учим ребёнка считать на пальцах в соответствии с количеством точек и положению пальцев, как на рисунке. Учим цифры от 1 до 10. Считаем туда и обратно. Формируем обратный счёт. Играем в эту игру несколько дней по 5-7 минут утром и вечером, пока ребёнок не запомнит.
Фото с занятий. Листайте изображения.
Фото с занятий. Листайте изображения.
Фото с занятий. Листайте изображения.
Фото с занятий. Листайте изображения.
В данной статье выложено только часть пособия для детей с особенностями развития. В моей практике оно успешно применяется для детей с разными диагнозами. Аутизм, синдром Дауна, ЗПР, СДВГ, ДЦП. Скорость усвоения зависит от индивидуальности каждого ребёнка. Но в большинстве случаев дети начинают писать, считать, понимать состав числа, решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10-ти.
Более подробно о моих методиках и разработках можно узнать на страничке ВКонтакте.
Источник
Зачем писать подробный отчет о развитии крохи на первом году жизни? Дневник развития ребенка — это и приятные воспоминания, и помощь в дальнейшем.
ЦФА Бурда
Ведение дневника ребенка — простой и эффективный способ запечатлеть значительные события из первого года жизни карапуза, забавные случаи, разнообразные детские шалости, вопросы и смешные высказывания крохи, реакцию на прикорм и лекарства, этапы взросления (когда малыш перевернулся на животик, во сколько ребенок начал садиться, ползать, ходить). Самое сложное для родителей в этом случае — вести дневник развития ребенка регулярно.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 8 приложений на смартфон, которые облегчат жизнь молодой маме
Когда ваш кроха подрастет, вы будете время от времени перечитывать записи, сделанные в первый год его жизни. Помимо положительных эмоций подробные структурированные заметки о поведении и состоянии здоровья малыша помогают избежать многих неприятностей и способствуют правильному подходу к развитию и воспитанию ребенка. Они вам точно пригодятся, поэтому выкроите в вашем плотном графике 10 минут в день на дневник.
Что записывать
Попробуйте сделать еженедельное заполнение дневничка семейной традицией. Например, вы можете вспоминать события прошедшей недели и вместе с мужем и решать, что стоит внести в дневничок. Конечно, в первое время малыш не будет принимать активного участия в этих обсуждениях, но уже очень скоро он с большим интересом станет вносить свои предложения. К таким предложениям крохи вам стоит отнестись внимательно и бережно, ведь, скорее всего, окажется, что значительными и запоминающимися вам и ребенку покажутся очень разные вещи.
- Дневник развития ребенка лучше вести не в электронном виде, а в ежедневнике, фиксируя дату и время. Электронные варианты дневника, кажущиеся удобными на первый взгляд, имеют несколько очевидных минусов. Во-первых, доподлинно известно, что «рукописи не горят», а обладают теплой, искренней энергией живого общения. Во-вторых, сохранить обычный дневник гораздо проще, чем беречь информацию на электронных носителях. И самое главное: обычный дневник вы в будущем сможете презентовать подросшему сыну или дочери. Вашему ребенку будет интересно узнать, какое слово он сказал первым, во сколько он начал ходить, что подарила зубная фея за первый выпавший зубик и многое другое. Важно вести заметки регулярно, не пропуская ничего интересного.
- Самые главные параметры развития ребенка в первый год жизни — рост, вес, физические и эмоциональные навыки, приобретенные в процессе взросления. Чтобы быть уверенными в том, что «все идет как надо», необходимо записывать основные моменты роста и развития малыша и сравнивать их со средними показателями, соответствующими его возрасту. И если в 1,5 месяца малыш начинает сладко улыбаться и смеяться, то этот факт стоит внести в дневник и порадоваться, что развитие крохи — в пределах нормы. Я помню, что событием, вызвавшим у меня самую сильную радость, граничащую с восторгом, было появление в 6 месяцев первого зубика у моего крошки, и именно этот момент я особенно эмоционально отметила в дневнике малютки.
- Очень важно записывать изменения в поведении ребенка, если в его окружении появляются новые игрушки или аксессуары. Таким образом можно отслеживать, что нравится малышу, что его успокаивает, а что, наоборот, вызывает слишком бурную отрицательную реакцию или, быть может, даже пугает. В каждый период у ребенка обязательно будут свои любимые игрушки. Сделайте их фото и приклейте в дневник. Не забудьте о смешных высказываниях малыша!
- Обязательные прививки, которые в первый год жизни малыша делают по графику довольно часто, также необходимо отмечать в дневнике. Реакция на ту или иную прививку, а также ее связь с питанием и другими факторами способны очень многое рассказать педиатру, если в этом появится необходимость. Записывайте также координаты врачей (телефоны, адреса клиник), которые могут вам потом пригодиться для консультаций и справок, чтобы в нужный момент они всегда были под рукой. Держите страховые полисы и свидетельство о рождении недалеко и постоянно в одном и том же месте.
- Особая глава в дневнике малютки должна быть посвящена введению первого прикорма. Введение прикорма — как для малыша, находящегося на грудном вскармливании, так и для крохи-искусственника — не всегда проходит гладко. Каждый ребенок совершенно индивидуально переносит тот или иной продукт. Для того чтобы не пропустить, как именно поведет себя организм малыша при введении в его рацион нового продукта, необходимо вести пищевой дневник. Его же при необходимости нужно показывать педиатру. Это значительно облегчит поиски «вредного» продукта, на который у малыша возникла негативная реакция.
- Введение новых детских косметических средств также лучше отражать в дневнике малютки. Проверить и зафиксировать в дневнике реакцию крохи нужно при переходе с одного вида крема на другой, при смене шампуня или пенки для ванны.
Как оформить
- Для записи детских событий можно использовать обычную тетрадь или альбом, вести только текстовые записи или дополнять их рисунками, фотографиями, вклеивать билетики из поездок и мест, которые вы посетили, театральные программки и т.д. Можно оформить альбом в стиле скрапбукинга, сделать на страницах различные кармашки и “секретики”, вклеить вырезки из газет и журналов за те периоды, о которых вы пишете, и т.д.
- Если вы предпочитаете вести записи в электронном виде, можно делать это не в обычном текстовом редакторе, а в специальных программах для заметок, а можно даже завести блог, который смогут читать ваши родные и друзья, и рассказывать на его страницах о ваших буднях и праздниках с ребенком. Впоследствии при желании электронный вариант детского дневничка можно будет распечатать, например, в виде фотокниги.
- Оформить заметки о детстве малыша можно и в видеоформате. Особенно удобным будет такой способ, если вы увлекаетесь монтажом или хотите чуть лучше в нем разобраться. Видеозаметки удобны, потому что сегодня практически всегда под рукой есть телефон с функцией камеры, от ее зоркого зрачка не ускользнут детали ситуации, а последующий просмотр видео позволит в буквальном смысле пережить запечатленные моменты заново с полным эффектом погружения, которого не дают фотографии и заметки. Для создания фильмов о детских годах совсем необязательно постоянно держать ребенка под прицелом камеры. Даже нескольких увлекательных видеофрагментов будет достаточно, чтобы интересно оформить их, наложив музыку и дополнив несколькими слайдами с фотографиями, текстом и закадровыми комментариями.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Семейные традиции: 5 способов сохранить воспоминания
Усталость молодой мамы: 3 скрытых причины эмоционального выгорания
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.
Использование фото: П.4 ст.21 ЗУ «Об авторских и смежных правах — «Воспроизведение с целью освещения текущих событий средствами фотографии или кинематографии, публичное сообщение или сообщение произведений, увиденных или услышанных во время таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.»
Понравилась статья? Оцените:
Загрузка…
Источник
Индивидуальная тетрадь (дневник) оформляется на каждого ребенка логопедической группы. В нее записываются задания для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на занятиях. Учитывая, что ребенок занимается под руководством воспитателей, родителей, логопед в этой тетради дает методические рекомендации по выполнению предложенных заданий.
В настоящее время появилось большое количество печатных рабочих тетрадей для индивидуальной работы с детьми, имеющими речевые нарушения[3]. Логопед вправе сделать выбор: либо он совместно с родителями и ребенком ярко, красочно оформляет индивидуальную тетрадь, либо пользуется печатным изданием, внося в него коррективы с учетом индивидуальных особенностей ребенка и динамики его развития. Если логопед отдает предпочтение готовым печатным изданиям, то к индивидуальным тетрадям прилагается тетрадь взаимосвязи с родителями, куда записываются дата, номера заданий, страницы, дополнительные виды работ с ребенком.
В конце недели индивидуальные тетради передаются родителям для домашних занятий в выходные дни. В рабочие дни воспитатель и логопед работают с ребенком по тетрадям.
Тетрадь учета посещаемости детьми логопедических занятий
Для учета посещаемости детьми логопедических занятий заводится специальная тетрадь. На левой стороне второй страницы оформляется список детей логопедической группы. На остальной части второй и третьей страниц вверху указываются месяц, дата и выделяется графа «Примечание», в которой логопед указывает количество пропущенных занятий ребенком в каждом месяце и делает другие записи. Тетрадь заполняется до начала занятий. Буквой «н» отмечается отсутствие ребенка в ДОУ.
Тетрадь учета позволяет также скоординировать индивидуальную работу, а именно: регулировать количество занятий в неделю с каждым ребенком (логопед знаком «+» ежедневно определяет группу детей для индивидуальной работы), чередовать дни и время индивидуальных занятий с тем, чтобы не возникло проблем в усвоении общеобразовательной программы, анализировать организационный аспект индивидуальных занятий за любой период обучения с целью повышения эффективности логокоррекционной работы.
Тетрадь рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателя
Многие задачи по коррекции речевой деятельности логопед и воспитатель решают совместно: формирование фонетико-фонетических процессов, лексико-грамматического строя речи и связного высказывания, развитие коммуникативной функции речи, высших психических процессов и др. Ведущая роль в организации коррекционно-педагогической работы принадлежит логопеду. Он формирует навыки правильной речи у детей, а воспитатель закрепляет их. Практика работы показывает, что эффективность преодоления речевых нарушений у дошкольников во многом зависит от того, насколько продуктивно, умело и грамотно воспитатель включает отработанный речевой материал в ситуацию естественного общения детей и систематически контролирует поставленные звуки в речи ребенка.
Во второй половине дня воспитатель проводит специальные индивидуальные занятия с детьми, содержание которых определяет логопед. Задания записываются в тетрадь рабочих контактов логопеда и воспитателя[4] индивидуально для каждого ребенка, подгруппы (от 3 до б чел.) или всей группы. В вечерние занятия включаются артикуляционные и пальчиковые упражнения; проговариванис слов, фраз, стихов, текстов, отработанных ранее логопедом с целью автоматизации, дифференциации поставленных звуков; игры, задания по формированию фонематических процессов, лексико-грамматических компонентов языка; рассматривание специально подобранных предметных, сюжетных картинок и составление рассказов по ним; различные виды упражнений на развитие внимания, памяти, мышления. Все виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю.
Примерная форма ведения тетради рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателя[5]
Дата | Фамилия, имя ребенка | Содержание работы | Взаимосвязь с родителями | Результаты | ||||||
Фонематические процессы | Звуко-нроизношение | Словарный запас | Грамматические категории | Предложение | Связная речь | Развитие психологической базы речи | ||||
20.10 | Иванов Саша (ФФН) | Автоматизация звука [с] во фразах (с. 15— 21*) | И фа «Что изменилось?» (на материале темы «Грибы») Карточка № 2 | |||||||
20.10 | Петров Андрей (ОНР) | Комплекс артикуляционных упражнений на звук [ iuj (с. 3—10) | Обогащение словарного запаса по теме «Грибы». Карточка № 2 | Употребление притяжательных местоимений (мой, моя, мое). Карточка №10 | Пригласить родителей для беседы на 21.10 | |||||
20.10 | Работа со всей группой | Анализ звукового ряда (а-у, а-у-и и т.д.) | Составление предложений по сюжетной картине «Осень в лесу» |
План взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса
Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и специалиста по изобразительной деятельности, медицинских работников, социального педагога и родителей. Каждый из них, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями о ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.
Логопед организует взаимодействие специалистов в коррекционно-педагогическом процессе ДОУ. Он планирует и координирует психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи.
Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно использовать кадровый потенциал, рабочее время, определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно-ориентированные формы общения с детьми.
Планы совместной деятельности специалистов ДОУ
Мероприятия | Срок | Ответственные | Примечание | |
Организационные мероприятия | ||||
Комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей ДОУ в ПMПK | Май | Заведующий ДОУ, логопед, медицинские работники | ||
Комплектование логопедических групп с учетом рекомендаций IIMПК | Май-июнь | Заведующий ДОУ, логопед, психолог | ||
Анкетирование родителей с целью получения информации о раннем психофизическом развитии детей и выявления запросов, пожеланий | Сентябрь | Логопед, старшая медсестра | ||
Обсуждение и утверждение годового плана совместной работы участников коррекционно-педагогического процесса по преодолению речевых нарушений и совершенствованию познавательной сферы у детей | Сентябрь | Логопед, воспитатели | ||
Выставка книг, методических пособий, дидактических игр, используемых в коррекционно-педагогической работе | Январь | Специалисты, логопед, психолог | ||
Оформление стендов, папок-передвижек для родителей с рекомендациями профильных специалистов | Ежемесячно | Логопед, специалисты | ||
Формирование у педагогов, родителей информационной готовности к коррекционной работе с детьми, имеющими речевые проблемы | ||||
Особенности речевого и психофизического развития детей с речевыми нарушениями (семинар) | Декабрь | Логопед, психолог, инструктор по физической культуре, старшая медсестра | ||
Специфика работы воспитателей, специалистов с детьми логопедических групп (семинар-практикум) | Ноябрь | Логопед | ||
Консультативно-информационная помощь воспитателям, специалистам, родителям: — организация индивидуальных занятий с ребенком; — методика проведения артикуляционной гимнастики; — личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребенка; — создание предметно-развивающей и обогащенной речевой среды в логопедических группах; — консультации но запросам | Октябрь Октябрь Ноябрь Декабрь В течение го да | То же Заведующий ДОУ, логопед Логопед | ||
Инновации в дошкольном специальном образовании (педагогическая гостиная) | Апрель | Заместитель по УВР, педагоги | ||
Совместная коррекционно-педагогическая деятельность | ||||
Обследование различных сторон психофизического развития детей | Сентябрь | Воспитатели, специалисты | ||
Составление индивидуальных планов (программ) коррекционно-педагогической работы | — II — | То же | ||
Корректировка календарно-тематических планов работы специалистов на основе обобщенных данных, полученных в ходе обследования, и других источников информации | Сентябрь — октябрь | Специалисты | ||
Взаимопосещение занятий: групповых; — индивидуальных; — интегрированных | Декабрь— апрель | Логопед, специалисты | ||
Проведение тематических родительских собраний | Октябрь, январь, май | Логопед, воспитатели, специалисты | ||
Участие в работе психодого-педагогического консилиума | В течение учебного года | Специалисты, воспитатели, родители | ||
Аналитические мероприятия | ||||
Проведение психолого-педагогического и логопедического мониторинга | Декабрь — апрель | Специалисты, воспитатели | ||
Анализ коррекционно-педагогической работы за год. Определение задач на новый учебный год (круглый стол) | Май | То же | ||
Составление цифрового и аналитического отчета | — II — | Логопед | ||
Выступление на итоговом педагогическом совете | — II — | — // — | ||
Источник