Тесты на интеллектуальное развитие ребенка 4 лет соколова

Интеллектуальное развитие вашего ребёнка начинается не за год-два до поступления в школу, а идёт в процессе всей жизни, начиная с рождения. Занимаясь по нашей книге, вы сможете сложить представление о том, какой объём знаний, умений и навыков должен иметь ребёнок четырёх лет Книга поможет вам определить, какие способности вашего малыша развиты лучше всего, какие на достаточном уровне, а над чем нужно ещё поработать. Мы надеемся, что занятия доставят взрослым и детям немало драгоценных минут полезного и интересного общения.
Тесты на интеллектуальное развитие ребенка 4-х лет. Соколова Ю.
Описание учебника
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
Расскажи, что ты видишь на картинке. Сколько всего предметов на картинке?
Постарайся найти на страничке два одинаковых цветка.
[Хорошо, если малыш самостоятельно и быстро найдет одинаковые цветки.
Рассмотри картинки. Расскажи, чем они похожи и чем отличаются.
• Малыш должен самостоятельно назвать все признаки сходства и различия.
Найди среди корабликов точно такой же. как и в кружочке.
Найди пару каждой машинке и каждому кувшину.
Ребёнок должен найти одинаковые предметы и объяснить свой выбор.
Рассмотри картинки. Расскажи, чем они отличаются.
Малыш, должен самостоятельно назвать различия в картинках. Если он затрудняется, задайте наводящие вопросы.
Дорисуй у всех домиков окошки, а у листочков — палочки.
Ребёнок должен выполнить это задание быстро и без ошибок, не пропуская фигурок.
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
Дорисуй девочкам бантики, рыбкам хвостики, солнышку — лучики.
Хорошо, если малыш быстро и правильно дорисует детали.
Найди на картинке предметы, нарисованные внизу.
• Малышу следует находить все предметы быстро и без вашей помощи.
Посмотри внимательно на матрёшку и постарайся её запомнить. Какого она цвета? Какой узор изображён на ней? А теперь переверни страничку.
Какая из этих матрёшек была изображена на предыдущей страничке? Объясни, по каким признакам её легко найти.
Рассмотри картинку. Назови все предметы и постарайся их запомнить.
Когда ребёнок запомнит рисунок, закройте книжку и попросите его назвать все предметы.
Когда малыш запомнит содержание рисунка, закройте книжку и спросите его: «Где стояла машинка 1?», «Где лежало яблоко?» и т. д.
Рассмотри картинку. Постарайся запомнить, какие предметы нарисованы и как они расположены.
Рассмотри картинки. Расскажи, кто что держит. Постарайся запомнить.
• Когда ребёнок запомнит картинки, переверните страничку.
Постарайся вспомнить, у кого из зверят какой предмет был.
Если малыш затрудняется, пусть посмотрит на предыдущую страницу.
Посмотри на картинки. Какие предметы нарисованы и как они расположены?
Когда малыш запомнит картинки, переверните страничку.
А теперь постарайся вспомнить, что изменилось на картинках по сравнению с предыдущей страницей.
Если малыш затрудняется, пусть посмотрит на предыдущую страничку и сравнит картинки.
Алёша взял корзинку и пошёл в лес за грибами.
Насте подарили на день рождения куклу, мяч и книгу.
Рассмотри картинки. Послушай предложения. Глядя на картинку, повтори предложение в точности.
• Если ребёнок не смог повторить каждое из предложений в отдельности точно так же, прочтите ребёнку их еще 2-3 раза.
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
Выбери из нижних картинок ту, которая подходит к картинкам в верхней рамке.
Объясни свой выбор.
Подбери заплатки к коврикам. Обрати внимание на их цвет и размер.
Желательно, чтобы малыш быстро и правильно подбирал заплатки к коврикам.
Найди «лишний» предмет в каждой рамке. Объясни, почему он не подходит к остальным. Назови остальные предметы одним словом.
Хорошо, если малыш самостоятельно объяснит свой выбор.
МАТЕМАТИКА
Какого цвета стрелка, показывающая вверх; вниз; направо; налево?
Малыш должен уметь определять и называть направление.
Покажи на страничке круги, квадраты, прямоугольники, треугольники.
Ребёнок должен узнавать фигуры разного цвета и размера и называть их.
Сосчитай, по сколько разных предметов нарисовано. Покажи подходящие цифры.
Малыш должен уметь соотносить количество предметов с графическим образом цифры.
Найди все листочки, которые больше того, что в кружочке, а потом те, которые меньше. Нарисуй грибок меньше того, который на страничке, а мячик больше нарисованного.
Покажи деревья от самого низкого до самого высокого.
Попросите ребёнка словесно объяснить выполнение задания: «Это дерево самое низкое, это повыше, это ещё выше, это самое высокое».
Покажи шарфики от самого короткого до самого длинного.
Ребёнку следует словесно объяснить выполнение задания: «Этот шарфик самый короткий, этот длиннее, этот ещё длиннее, этот самый длинный».
Покажи морковки от самой тонкой до самой толстой.
Ребёнок должен словесно объяснить выполнение задания: «Эта морковка тонкая, эта потолще, эта ещё толще, эта самая толстая».
Покажи бантики от самой узкой ленточки до самой широкой.
Малыш должен объяснять выполнение задания: «Эта ленточка узкая, эта пошире, эта ещё шире, эта самая широкая».
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Расскажи, какие звуки издаёт каждое животное. Кто квакает, кто мычит? И т. д.
Малыш должен знать и использовать в речи слова, обозначаюгцие звуки, которые издают животные: лаять, пищать, мяукать и т. д.
Рассмотри картинку. Расскажи про куклу.
Малыш должен составить связный описательный рассказ не менее чем из 3-4 предложений.
Если у ребенка возникают трудности, задайте ему наводящие вопросы: «Во что одета кукла?», «Как с ней можно играть?»
Рассмотри картинку. Попробуй составить по ней рассказ.
Ребёнок должен составить связный рассказ не менее чем из 3—4 предложений.
Рассмотри картинки. Расскажи, что на них произошло.
Ребёнок должен понять содержание картинок и рассказать, что на них нарисовано.
Рассмотри картинки. Назови все предметы и расскажи, для чего они нужны.
Хорошо, если малыш расскажет полными предложениями о назначении каждого из предметов.
Назови количество предметов, например: один мяч — много мячей.
Ребёнок должен уметь правильно называть существительные в единственном и множественном числе.
Тесты на интеллектуальное развитие ребенка 4-х лет.
Предложения интернет-магазинов
Источник
Общеобразовательные
М.: 2003 — 32 с.
Интеллектуальное развитие вашего ребёнка начинается
не за год-два до поступления в школу, а идёт в процессе всей жизни, начиная с
рождения. Занимаясь по нашей книге, вы сможете сложить представление о том,
какой объём знаний, умений и навыков должен иметь ребёнок четырёх лет Книга
поможет вам определить, какие способности вашего малыша развиты лучше всего,
какие на достаточном уровне, а над чем нужно ещё поработать. Мы надеемся, что
занятия доставят взрослым и детям немало драгоценных минут полезного и
интересного общения.
Формат:
doc
Размер:
2,6 Мб
Смотреть, скачать:
yandex.disk
Формат: pdf
Размер:
3,5 Мб
Смотреть, скачать:
yandex.disk
Уважаемые родители!
Интеллектуальное развитие ребёнка начинается не за год-два до поступления в
школу, а идет в процессе всей жизни, начиная с рождения. Конечно, у вас имеются
уже собственные наблюдения и представления о том, насколько хорошо ваш, ребёнок
развит. Однако очень часто многие родители беспокоятся по поводу его
интеллектуального уровня. Развитие таких качеств, как внимание, мышление,
память, речь, мелкая моторика его руки, является важным элементом занятий. В
этой книжке мы предлагаем вам определить, достаточно ли хорошо развит ваш
ребёнок. Мы даём вам роль диагноста в проверке его способностей. Советуем
выбрать 15-20 минут несколько раз в неделю для занятий с ребёнком. Создайте
обстановку доброжелательности, пробудите интерес и исключите из поля внимания
ребёнка все отвлекающие его моменты (телевизор, радио и т. п.). Объясните ему
задание и предложите выполнить его самостоятельно. Если нужно рассказать по
памяти о содержании картинки, то можно задавать наводящие вопросы.
МЫШЛЕНИЕ — уметь собирать простую постройку из кубиков по предложенному образцу,
складывать картинку из 6 частей, устанавливать связи между предметами и
явлениями, объяснять свои действия.
МАТЕМАТИКА — называть числа по порядку до 5, отвечать на вопросы: «Сколько
всего?», «Который (какой) по счёту?», сравнивать четыре предмета разной длины,
ширины и высоты, узнавать и называть круг, квадрат, прямоугольник, треугольник,
определять направление движения от себя, знать правую и левую руку.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ — поддерживать беседу: задавать вопросы, правильно (по форме и
содержанию) отвечать на вопросы, составлять рассказы из 3-4 предложений о
предмете или по сюжетной картине, согласовывать слова вроде, числе и падеже.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ — проводить прямые линии, не отрывая карандаша от
бумаги, изображать простейшие предметы и явления действительности, используя
прямые, округлые, наклонные, длинные, короткие, пересекающиеся линии, правильно
перенести на листок простой графический узор.
О том, как читать книги в форматах
pdf,
djvu
— см. раздел «Программы; архиваторы; форматы
pdf, djvu
и др.»
.
Источник
Эта книга предназначена для занятий с детьми четырёхлетнего возраста. Выполняя задания, малыши не только смогут развивать свои интеллектуальные способности, но и весело и с пользой провести своё время, общаясь с родителями.
Для того чтобы развитие вашего ребёнка было всесторонним и гармоничным, необходимо охватить все области знаний, доступных ребёнку в этом возрасте.
Книжка содержит несколько разделов, каждый из которых нужно пройти с малышом.
Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка 4 лет. Соколова Ю.А.
На улице много домов. Найди среди них два одинаковых.
На картинке всё перепуталось. Соедини половинки правильно.
Мышка очень любит сыр. Найди все кусочки сыра в её комнате.
Как много разных картинок! А какие повторяются внизу?
Найди картинку, на которой нарисованы грибок, груша и яблоко. Расскажи, что нарисовано на других картинках.
I
Шустрый котёнок играет с клубками. Покажи клубок, который он разматывает сейчас.
Миша разрезал все картинки пополам. Помоги ему найти половинки.
Найди картинку, на которой флажок, юла и шапочка.
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
«Слушай внимательно»
Ребёнок должен хлопнуть в ладоши, если услышит слово, которое относится к теме «зима». Примерные слова: дом, ваза, снежинка, стул, линейка, снег, яблоко, снеговик, лопата, телефон, снегопад, окно, мороз, мяч, мишка, бант, вьюга.
Ребёнок должен выполнить определённое действие на слово, которое он услышал. Задание нужно выполнять быстро.
На слово «огонь» выполнять вращательные движения руками перед собой. На слово «небо» поднять руки вверх. На слово «земля» опустить руки вниз. На слово «вода» вытянуть руки перед собой.
Ребёнок должен быстро говорить ответ, бывает так или нет.
Примерные вопросы:
«Огонь, небо, земля, вода»
«Так бывает или нет?»
Рыбы летают? • Снег зелёный? Зимой холодно?
• Лёд холодный?
• Трава зелёная?
• Соль сладкая?
• Сейчас лето?
• Мячик квадратный?
• Бабочка летает?
• Мороженое горячее?
• У курицы две ноги?
Тебе 4 года? • Ты девочка? Ты мальчик?
Кошка умеет лаять? • Лиса рыжая?
ПАМЯТЬ
Запомни предметы на этой страничке. Закрой книжку и постарайся назвать все эти предметы.
Рассмотри картинку, а потом закрой книжку. Расскажи, каких животных ты видел, что они делали.
Зверята проводили соревнования по бегу. Запомни, какое место занял каждый из них. А теперь закрой верхнюю картинку.
Вспомни, какие места заняли зверята.
Что нашла белочка? Назови и запомни.
А что нашёл зайчик? Запомни и переверни страничку.
Постарайся вспомнить, что нашлабелоч-ка, а что — зайчик.
Рассмотри картинку. Запомни всё, что на ней изображено. Закрой книжку и расскажи всё, что запомнил.
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
Послушай слова и постарайся их запомнить, а затем повтори.
Кукла, зонт, карандаш, лук, ведро, самолёт, книга.
Запомни, у кого из детей какое домашнее животное.
У Алёши — кошка Мурка. У Тани — собака Шарик. У Миши — попугай Кеша. Кто у Тани? У Миши? У Алёши?
Запомни пары слов.
вода — мыло мышь — нора небо — туча ветка — листья ваза — цветы
Вспомни второе слово в каждой паре.
вода — … ветка — …
мышь — … ваза — … небо — …
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
Запомни цвета предметов.
Красный шар, зелёная машина, синяя лента, жёлтый дом.
Вспомни и назови:
Какого цвета машина, лента, шар, дом.
Повтори предложения.
Марине подарили цветные карандаши и альбом для рисования.
Миша построил из кубиков высокую башню и сказочный замок.
• Два щенка весело играют на зелёной лужайке около дома.
МЫШЛЕНИЕ
Подбери к мячикам их половинки.
Объедини три предмета по смыслу. Подумай и скажи, какой предмет среди них лишний.
Расскажи, что на картинке нарисовано неправильно.
Сообрази, как начались и чем закончились события на картинках.
Посмотри внимательно. Каких деталей не хватает на рисунках?
Внимательно рассмотри предметы. Покажи стрелками, что было сначала, а что — потом.
Какую фигуру нужно поставить на полку после других?
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
Закончи предложения.
У птицы перья, а у кошки…
(шерсть)
Самолёт летит, а корабль…
(плывёт)
Утка крякает, а лягушка…
(квакает)
У вороны гнездо, а у собаки…
(конура)
Зимой идёт снег, а осенью…
(дождь)
У дерева листья, а у книги…
(страницы)
Яблоки в саду, а огурцы…
Назови лишний предмет, объясни, почему он не подходит.
Капуста, морковь, корзина, горох. Кукла, тетрадь, мяч, пирамидка. Молоко, творог, сметана, тарелка. Топор, бревно, пила, молоток. Платье, рубашка, шкаф, брюки. • Стул, стол, комната, кровать.
Яблоко, ваза, груша, банан.
Ботинки, туфли, сапоги, носки.
Подумай и ответь на вопросы.
Чего в лесу больше: ёлок или деревьев?
Кого в детском саду больше: детей или девочек?
• Чего на полке больше: кукол или игрушек?
• Чего в шкафу больше: одежды или платьев?
• Кого на поляне больше: бабочек или насекомых?
• Кого в реке больше: щук или рыбы?
Покажи все числа по порядку от 1 до 10.
Сколько бус? Сколько матрёшек? Сколько матрёшек сможет надеть эти бусы? Сколько бусинок в каждых бусах?
Сколько котят? Сколько щенят? Сколько мячиков? Кого больше: котят или щенят?
Сколько разных овощей и фруктов на тарелках?
Сколько грибов собрала девочка? А сколько мальчик? Сколько грибов собрали вместе?
Сколько орешков? Сколько ягод? Чего больше, чего меньше? Сколько всего плодов?
Сосчитай, по сколько разных предметов. Подбери подходящие цифры.
Ответьте на вопросы.
Сколько сигналов у светофора?
Сколько колёс у машины?
Сколько ручек у чашки?
Сколько лучиков у звёздочки?
Сколько ушей у зайца?
Попробуй решить задачки.
Бабушка дала Диме два яблока. Одно он съел. Сколько яблок осталось у Димы?
В гараже стояли грузовая и легковая машины. Сколько всего машин в гараже?
У кошки два серых котёнка и один чёрный. Сколько всего котят у кошки?
Мама сшила Алёне два платья и два сарафана. Сколько новых нарядов у Алёны?
Дедушка посадил берёзку и две сосны. Сколько всего деревьев он посадил?
В вазе лежали четыре конфеты. Соня съела одну. Сколько конфет осталось в вазочке?
Сравни числа.
У Тани на платье четыре пуговицы, а у Вани на рубашке — восемь. У кого пуговиц больше?
На верхней полке три книги, а на нижней — девять. На какой полке книг меньше?
У Лизы две куклы и четыре мишки. Каких игрушек у Лизы больше?
В вазе три яблока и семь груш. Каких фруктов в вазе больше?
Слон большой, а мышка … (маленькая) Буратино весёлый, а Пьеро … Подушка мягкая, а стол … Дерево высокое, а куст … Река широкая, а ручей … Иванушка добрый, а Баба-Яга … Лёд холодный, а огонь … Земля чёрная, а снег …
Скажи слова «наоборот».
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Красные, жёлтые, осенние … (листья) Холодное, белое, сладкое … Зелёный, сочный, продолговатый … Новая, интересная, библиотечная … Тёплая, меховая, красивая … Маленькая, серая, пугливая … Лёгкое, белое, пушистое …
Найди на рисунках предметы, которые подходят к описанию.
Повтори предложения, чётко произнося все звуки.
В саду стоит высокая скамья. В саду растут кусты смородины. Зине загадали загадку про зайца.
• Зоя забыла взять зелёный зонт.
• В теплице цветут огурцы. У цирка цветёт акация.
За шторой шуршит мышонок. Саша и Маша пошли в школу. Серёжа бежит на лыжах. У Жени кожаные сапожки. Учитель учит учеников читать. В чашке горячий чай. С яблони упало спелое яблоко. Лёва слепил из пластилина лошадь.
Фёдор рубит дрова топором. Вера и Рома играют в жмурки.
Какие времена года ты видишь на картинке?
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Рассмотри картинки. Назови предметы, которые относятся к игрушкам, обуви, одежде, головным уборам.
Найди на картинке и назови овощи, фрукты и ягоды.
Рассмотри картинки. Найди и назови домашних и лесных животных, животных жарких стран и животных Севера.
Хлопни в ладоши, когда услышишь название цветка.
Тюльпан, помидор, ромашка, роза, трава, клумба, лилия,василёк, яблоко,одуванчик, незабудка, лейка, лопата, гладиолус,астра.
Подними руку, когда услышишь название одежды.
Платье, юбка, шкаф, вешалка, брюки, сапоги, рубашка, майка, кровать, бусы, сарафан, чашка, кофта, жилет, пуговица, шорты.
Топни ногой, когда услышишь название фрукта.
Банан, груша, тарелка, яблоко, дерево, апельсин, ваза, персик, виноград, огурец, ананас, капуста, корзина, мандарин, абрикос.
Назови профессии:
Кто учит детей? Кто лечит людей? Кто водит машину? Кто шьёт одежду? Кто готовит еду? Кто строит дома? Кто делает причёску? Кто красит стены? Кто ловит рыбу?
Подумай и ответь.
Кому нужны эти предметы?
Швейная машина; расчёска, фен; краски и кисти; удочка; кастрюля и плита.
От каких предметов эти части?
Крыша и стены; руль и колёса; ствол и ветки; рукава и воротник; страницы и обложка.
Какие из этих продуктов сладкие?
Колбаса, мороженое, конфеты, молоко, варенье, хлеб, торт, сметана, зефир, сыр, повидло, майонез.
Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка 4 лет.
Источник
Тест Векслера формы WPPSI на данный момент является основной стандартизированной формой теста на интеллектуальное развитие детей 4,5-6,5 лет и является одним из ключевых факторов для распределения дошкольников с нарушениями развития (тяжелые нарушения речи, ЗПР, умственная отсталость, аутизм и др.) в соответствующие коррекционные школы.
Лёву я собираюсь пристраивать именно в коррекционную школу — речевую (V вид). Там такая же образовательная программа, как и в обычной школе, но вследствие проблем учеников сделан упор на русский язык, логопедию и развитие связной речи. Подготовка к поступлению в коррекционные школы начинается раньше, чем подготовка к поступлению в общеобразовательные. Поэтому нас уже сейчас погнали по врачам и не только, чтобы делать заключение на ПМПК. В состав этого заключения входит прохождение детского психолога с тестом Векслера.
Честно говоря, для меня тест Векслера стал неожиданностью. Почему-то я думала, что его назначают только детям с ЗПР, аутизмом или подозреваемым в умственной отсталости. Поэтому, когда нам сказали, что нужно будет пройти психолога, я подумала, что она просто побеседует с сыном и поспрашивает по общим понятиям. Ага, конечно. Меня выставили за дверь и тестировали Лёву больше часа.
Так как мы явно не одни такие, кому пришлось (или придётся) столкнуться с тестированием, я хочу немного рассказать о том, что в него входит и что оно показывает.
Что же это за тест?
Суммарно в тест Векслера входит 11 разных субтестов — поэтому прохождение и занимает в среднем от 60 до 90 минут. Само тестирование делится на две части. Первая часть — это 6 субтестов на вербальный интеллект.
Вербальный интеллект — это совокупность знаний, которую мы получаем от общения с окружающими и опыта взаимодействия со средой.
Например, такие знания, как количество времен года, что такое мебель, где продают лекарства или три состояния воды — это всё область вербального интеллекта. Кроме того, он подразумевает способность анализировать чужие слова и высказывать свои выводы на основе полученной информации.
Следует однако отметить, что вербальный интеллект и общие знания, которые чаще всего являются основным мерилом его качества, сильно зависят от уровня развития речи и от среды, в которой воспитывается ребёнок. Соответственно, педзапущенные и дети с проблемами по части логопедии, обычно тут «хромают».
типовой набор детского варианта теста Векслера (изображение из открытых источников)
А вторая часть теста Векслера состоит из 5 субтестов и предполагает тестирование невербального интеллекта. Она сделана таким образом, чтобы дети с речевыми проблемами или с пробелами в знаниях могли показать, что на самом деле у них адекватные интеллектуальные способности.
Невербальный интеллект не зависит от общения, уровня образования и прочих веяний среды. Это врождённые способности, базирующиеся на пространственных представлениях и образах.
По мнению доктора психологии Дубровиной, именно невербальный интеллект способен чётко обозначить зону ближайшего развития ребёнка и его потенциальные интеллектуальные возможности. Кроме того, он неплохо поддаётся тренировке, благодаря чему можно выводить ребёнка на всё более высокие уровни развития, планомерно приближая к норме, если имеются какие-то проблемы.
Особенности теста Векслера и что ещё по нему определяют
Я думаю, многие приметили, что шкала Векслера WPPSI рассчитана на тестирование детей от 4,5-6,5 лет. Это очень разный возраст и по развитию невербалки, и по знаниям. Я поначалу думала, что это полный бред тестировать детей с таким разбросом. Однако, оказывается при трактовке теста используется шаг в 3-4 месяца. То есть, детей, например, 4,5-4,8 лет и детей 6,0-6,3 лет будут тестировать и оценивать по-разному.
Также хочется отметить, что в вербальной части в субтесте на осведомленность некоторые вопросы вполне нормальные, например «Сколько времён года ты знаешь?«, а некоторые просто, простите, звиздец, на который и я не отвечу без гугла, например: «Кто открыл Южный полюс?«
Но оказывается, они намеренно задаются при тестировании, чтобы выявить феномены психики. Например, повышенный интерес к географическим данным, историческим фактам с датами наблюдается не только при начитанности и сильном вербальном интеллекте, но и при акцентуированности — это когда некоторые черты личности усилены в ущерб остальным.
Акцентуация сама по себе не является психическим расстройством, но при неблагоприятных обстоятельствах может перейти в него, поэтому сложные вопросы в тесте Векслера ставятся не только для того, чтобы увидеть начитанность, но и для выявления потенциально проблемной черты психики, если у психиатра или психолога есть вопросы к душевному состоянию тестируемого.
Есть ещё один интересный вербальный субтест, который по словам психолога, Лёва сдал прям на нижнюю границу нормы — это субтест «Понятливость». Перед ребёнком моделируется социальная ситуация, в которой он должен найти какой-нибудь выход. Например, задается вопрос: «Что бы ты сделал, если бы увидел поезд, приближающийся к поврежденным рельсам?»
Я видела много возмущения от родителей на этот счёт на форумах, мол, как такие вопросы отражают уровень интеллекта и «понятливости»? А никак. Они направлены на исследование социальной адаптации и способности ребёнка принимать решения в той или иной ситуации. Провалы в этой части показывают не «ребёнок дурак», а проблемы с социальностью: несамостоятельность, склонность бросаться на амбразуру и жертвовать собой, чтобы быть хорошим в глазах других или, наоборот, неуживчивость.
Если в вербальной части от ребёнка требуются словесные рассуждения, то невербальная часть теста Векслера понятна интуитивно — из заданий в ней, например, требуется разложить узоры с кубиками Коса, выстроить логическую цепочку из картинок («Что было раньше, а что потом?«), собрать фигуру человека из фрагментов.
Эти тесты в целом отражают мыслительные процессы. Например, некритичность к своей работе плюс очевидные ошибки часто указывают на снижение интеллектуальных способностей вплоть до умственной отсталости, что прямо показывает есть ли у ребёнка интеллектуальный дефицит. Но есть в этих тестах ещё кое-что — оказывается они помогают отличить шизофрению от других расстройств! Например, шизофреники любят выстраивать картинки в неверной последовательности, выделяя какую-то мелочевку и строя на ней логичную, но неадекватную, историю.
Ещё интересно то, что тест с кубиками Коса люди с шизофренией чаще всего сдают хорошо из-за того, что с геометрией и формальным подходом им работать проще. А вот собрать человека или лошадь из разрезанных фрагментов для них довольно тяжёлая задача, так как из-за распада мышления затруднено использование интуиции и перебора догадок.
Но один тест из невербалки меня ввёл в ступор. Это тест «Недостающие детали«. Начальные его задания вполне понятны:
Заметили чего не хватает на картинках? 🙂
Но чем дальше, тем сложнее:
А тут уже кажется, что всё на месте, но это не так 🙂
У Лёвы-то ладно — СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Он этот тест завалил, кроме довольно очевидных вариантов. Но у меня СДВГ нет, а я всё равно не заметила, что у мухи нет усиков, а у петуха — шпоры. С другой стороны оно может и хорошо — при обследовании патологий этот субтест помогает детектировать шизофрению (фиксация на несущественных деталях вместо поиска отсутствующих) и паранойяльные черты (внимательность обостряется от страхов).
Выводы?
Тест Векслера проверенная временем (ему более 80 лет) и опытом многих психиатров и психологом вещь. Он довольно надёжен и действительно неплохо отражает интеллектуальный уровень ребёнка. Тем не менее, есть у него пара существенных, на мой взгляд, недостатков.
- Во-первых, наблюдается один небезынтересный парадокс. Чтобы мой ребёнок, имеющий довольно сильные проблемы по части логопедии вследствие диагноза «Сенсомоторная алалия«, попал в речевую школу (V вид), в которой он нуждается для того, чтобы до конца восстановить речь, надо доказывать достаточный уровень интеллекта, так как туда берут сохранных детей (по крайней мере, сохранных НЕвербально). А вот чтобы ему идти в обычную школу без всякой коррекции никакого Векслера не надо. Ну-ну;
- Во-вторых, тест Векслера довольно чувствительная вещь к тому, кто его проводит. Честно скажу, нам повезло. В ППМСП, где у нас заседает ПМПК, Лёву тестировала психолог, которую он видел впервые в жизни, но она изначально была доброжелательно к нему настроена и вывела на хорошее расположение. Требования к такому поведению, кстати, прямо указываются в руководстве к тесту, но, к сожалению, не всегда соблюдаются специалистами. В итоге эту работу может делать какая-нибудь не с той ноги вставшая тётя, которая сходу натестирует ЗПР или даже олигофрению. В результате путь в ту же речевую школу будет если не закрыт, так точно затруднён.
Ну и наконец хотелось бы всё-таки сказать радостную новость для тех, у чьих детей сходные нарушения и кто боится, что ребёнок не справится. Лёва без какой-либо подготовки хорошо сдал тест. Набрал 94 балла по вербальному интеллекту. Это норма ближе к нижней границе, что довольно ожидаемо при его нарушении речи. А вот невербальный интеллект меня, тьфу-тьфу, прямо порадовал — 113 баллов (выше нормы). Общий уровень — крепкая норма (103 балла).
Напомню, что Лёве когда-то предрекали «угрожающую умственную отсталость» и когда он был маленький, многие специалисты бежали от него, как от огня. Конечно у нас ещё много работы впереди и тест Векслера не даёт причин считать, что ну всё, добились — можно отдыхать. Тем не менее, это важный показатель того, что не стоит верить ранним пессимистичным прогнозам, а стоит заниматься ребёнком и постепенно будут приходить такие маленькие, но важные, победы.
Как всегда, спасибо, что читаете меня 🙂
Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!
Вам могут быть интересны другие статьи по теме:
«Остров гениальности» — откуда берутся феноменальные способности при аутизме и других нарушениях развития?
Проблемы с математикой, чтением и пониманием речи у ребёнка? Поработайте с его пространственным мышлением
Как выбрать логопеда для ребёнка с алалией, аутизмом и другими нарушениями развития
Источник