Тест на развитие воли ребенка
Тест по определению развития волевых качеств
Инструкция: с помощью приведенной ниже анкеты оцените уровень развития своих волевых качеств. Ответьте на все вопросы анкеты, не пропуская ни одного. Отвечая на вопрос, обведите кружком букву ответа, который соответствует вашему поведению.
1. Делаете ли вы по утрам зарядку?
а. Регулярно.
б. Время от времени.
в. Не делаю.
2. Отстаиваете ли вы свое мнение перед товарищами и взрослыми в случае несогласия с ними?
а. Всегда.
б. Иногда пытаюсь это делать, но не всегда удается.
в. Нет.
3. Умеете ли вы владеть своими чувствами (преодолевать растерянность, страх и т.п.)?
а. Да, в любой ситуации.
б. Не всегда, в зависимости от ситуации.
в. Не умею.
4. Высказываете ли вы свое мнение на собраниях, критикуете ли недостатки своих товарищей?
а. Всегда.
б. Иногда решаюсь на это.
в. Никогда.
5. Останавливают ли вас неудачные попытки решения задачи, разучивания упражнения и т.п.?
а. Да.
б. Иногда.
в. Практически никогда.
6. В какой мере сформированы у вас основные бытовые навыки (уборка постели, поддерживание порядка в комнате, соблюдение основных требований к внешнему виду)?
а. В основном сформированы достаточно устойчиво: регулярно убираю постель, поддерживаю порядок в комнате, аккуратен в одежде.
б. Сформированы, но недостаточно устойчиво.
в. Не сформированы.
7. Способны ли вы сами без внешнего принуждения организовать свое время?
а. Да.
б. Делаю это не регулярно.
в. Практически никогда этого не делаю.
8. Можете ли вы без напоминания сесть за приготовление домашних заданий?
а. Практически всегда.
б. Только иногда.
в. Практически никогда этого не делаю.
9. Способны ли вы длительно, в течении нескольких недель или даже месяцев) заниматься каким-либо делом?
а. Да.
б. В редких случаях.
в. Нет.
10. Проявляете ли вы интерес к самовоспитанию?
а. Достаточно отчетливо.
б. От случая к случаю.
в. Не проявляю.
11. Если вы проявляете интерес к самовоспитанию, то в какой мере он носит устойчивый характер?
а. Регулярно предпринимаю попытки самовоспитания.
б. Попытки самовоспитания предпринимаю от случая к случаю.
в. Никаких попыток самовоспитания не предпринимаю.
12. Есть ли у вас программа самовоспитания?
а. Да.
б. Определенной программы нет, но есть некоторые наметки.
в. Никакой программы нет.
13. Доводите ли вы свои дела до конца?
а. Да.
б. Не все дела довожу до конца.
в. Очень редко довожу начатое до конца.
14. Планируете ли вы свободное время (особенно на воскресенье, в каникулы) или действуете как придется?
а. Чаще всего планирую.
б. Иногда планирую.
в. Практически никогда не планирую.
15. Умеете ли вы сдерживать свои чувства?
а. В основном умею.
б. Иногда не сдерживаюсь.
в. Как правило, не сдерживаюсь.
16. Умеете ли вы серьезно и ответственно выполнять задание, которое считаете важным?
а. Как правило, умею.
б. Не всегда умею.
в. Не умею.
17. Пытаетесь ли вы определить для себя серьезную жизненную цель (выбор профессии, владение важными трудовыми навыками)?
а. Да.
б. Пытаюсь, но только от случая к случаю.
в. Не пытаюсь.
18. Если вы имеете какую-либо серьезную цель, делаете ли что-нибудь для ее осуществления?
а. Делаю.
б. Делаю очень мало.
в. Ничего не делаю.
Подсчитайте, сколько раз ваш ответ соответствовал вариантам “а”, “б”, и “в”. За каждый ответ, соответствующий варианту “а” вы получаете 2 балла, “б” — 1 балл, “в” — 0 баллов.
Подсчитайте общую сумму баллов. Она характеризует выраженность волевых черт характера.
Если вы набрали более 30 баллов, уровень развития волевых качеств очень высокий;
20-30 баллов — низкий;
10-20 баллов — волевые качества практически не развиты.
Источник
Диагностика волевых качеств ребенка
(И. Ю. Исаева «Досуговая педагогика: учебное пособие»).
Детям предлагаются вопросы, на которые они должны ответить «да», если согласны с вопросом, «нет» – при несогласии, «не знаю» – при сомнении, неуверенности. Если ребенку непонятно какое – либо выражение, перефразировать вопрос в доступной форме.
Вопросы
1. В состоянии ли ты завершить начатую работу, которая неинтересна, независимо от того, позволяют ли время и обстоятельства оторваться и потом вновь вернуться к ней?
2. Преодолеешь ли ты без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то не очень для тебя приятное (например, рано встать в выходной день)?
3. Попадая в конфликтную ситуацию (в учебе или в быту), в состоянии ли ты взять на себя ответственность настолько, чтобы взглянуть на ситуацию со стороны с максимальной объективностью?
4. Если тебе прописана диета, сможешь ли ты преодолевать кулинарные соблазны?
5. Найдешь ли ты силы встать утром раньше обычного, как было запланировано вече-
ром?
6. Останешься ли ты на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?
7. Быстро ли ты отвечаешь на письма?
8. Если у тебя вызывает страх предстоящий визит к стоматологу, сумеешь ли ты без особого труда преодолеть его и не изменить своего намерения?
9. Будешь ли ты принимать очень неприятное лекарство, которое настойчиво рекомендует врач?
10. Сдержишь ли ты данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет немало хлопот? Иными словами – являешься ли ты человеком слова?
11. Без колебаний ли ты отправляешься в путешествие в незнакомый город?
12. Строго ли ты придерживаешься распорядка дня: время пробуждения, приема пищи, занятий и прочих дел?
13. Относишься ли ты неодобрительно к библиотечным задолжникам?
14. Отвлечет ли тебя очень интересная телепередача от выполнения срочной работы?
15. Сможешь ли ты прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались слова собеседника?
Обработка результатов:
Ответ «да» — 2 балла, «не знаю» — 1 балл, «нет» — 1 балл.
1 – 12 баллов
С силой воли дела обстоят неважно. Ребенок делает то, что легче и интереснее, даже если это может повредить ему. К обязанностям нередко относится спустя рукава, что бывает причиной неприятностей. Его позиция выражается примерно так: «Что, мне больше всех нужно?». Любую просьбу, обязанность он воспринимает, чуть ли не как физическое насилие. Дело тут не только в слабой воле, но и в эгоизме.
13 – 21 балл
Сила воли у ребенка средняя. Если он столкнется с препятствием, то начнет действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидит обходной путь, тут же воспользуется им. Не переусердствует, но данное слово сдержит. Неприятную работу постарается выполнить, хотя и с неохотой. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмет.
22 – 30 баллов
С силой воли все в порядке. На ребенка можно положиться, он не подведет. Его не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иных пугают. Но иногда его твердая и непримиримая позиция по принципиальным вопросам досаждает окружающим.
Диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации
(И. Ю. Исаева «Досуговая педагогика: учебное пособие»).
Воспитанникам предлагается ответить на предложенные вопросы, оценив, насколько свойственно им то или иное поведение в конфликтной ситуации.
Способ поведения в конфликте.
1. Угрожаю и дерусь:
— часто;
— от случая к случаю;
— редко.
2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей:
— часто;
— от случая к случаю;
— редко.
3. Ищу компромисс:
— часто;
— от случая к случаю;
— редко.
4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно:
— часто;
— от случая к случаю;
— редко.
5. Избегаю противника:
— часто;
— от случая к случаю;
— редко.
6. Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей:
— часто;
— от случая к случаю;
— редко.
7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет:
— часто;
— от случая к случаю;
— редко.
8. Иду на компромисс:
— часто;
— от случая к случаю;
— редко.
9. Сдаюсь:
— часто;
— от случая к случаю;
— редко.
10. Меняю тему:
— часто;
— от случая к случаю;
— редко.
11. Повторяю одно и то же, пока не добьюсь своего:
— часто;
— от случая к случаю;
— редко.
12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось:
— часто;
— от случая к случаю;
— редко.
13. Немножко уступаю и подталкиваю тем самым к уступкам другую сторону:
— часто;
— от случая к случаю;
— редко.
14. Предлагаю мир:
— часто;
— от случая к случаю;
— редко.
15. Пытаюсь обратить все в шутку:
— часто;
— от случая к случаю;
— редко.
Обработка результатов:
Ключ: А (1, 6, 11); Б (2, 7, 12); В (3, 8, 13); Г (4, 9, 14); Д (5, 10, 15).
А – жесткий стиль решения конфликтов. Такие люди стоят до последнего на своем, защищая свою позицию, и во что бы то ни стало, стараются выиграть, уверены, что всегда правы.
Б – примиренческий стиль, ориентирован на «сглаживание углов» с учетом того, что всегда можно договориться, на поиск альтернативы и решения, которое способно удовлетворить обе стороны.
В – компромиссный стиль. С самого начала разногласия прослеживается установка на компромисс.
Г – мягкий стиль, проявляется в готовности встать на точку зрения противника и отказаться от своей позиции.
Д – уходящий стиль, этот стиль ориентирован на уход от конфликта. Люди данного типа стараются не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.
Источник
Двигательное поведение ребенка связано с особенностями развития волевых качеств. Провести диагностику волевых качеств помогут подвижные игры и физические упражнения. Они состоят из знакомых и доступных детям движений: поднимание и опускание рук, прыжки, бег, приседания. Это дает возможность не тратить больших усилий на технику и качество выполнения заданий, а сосредоточиться на выполнении их требований.
Перед обследованием детям дается инструкция, например: «сегодня ты будешь выполнять приседания много раз, скажи мне, когда почувствуешь усталость». Такая инструкция позволяет ребенку регулировать параметры движений в соответствии с потенциалом своего организма. Для выполнения теста дается одна попытка.
Выполняя контрольные упражнения дети преодолевают различные физические трудности, степень которых определяется числом повторений (приседания), длительностью (бег), весом поднимаемого предмета (набивного мяча), темпом выполнения движений, высотой преодолеваемого препятствия.
Предложенные тесты позволяют оценить различные показатели волевых качеств ребенка. Принимая продолжительность физической монотонной работы в качестве ведущего показателя, определяется уровень его качеств воли:
- настойчивости и целенаправленности — способности стремиться к достижению намеченной цели
- решительности — уверенности в действиях, способности быстро находить и принимать обдуманные решения, возникающие в игровой ситуации
- выдержки — способности управлять своими действиями в условиях эмоционального возбуждения
Тест 1
Цель: Определить настойчивость и выдержку при многократном приседании с произвольной скоростью
Исходное положение: ноги слегка расставлены, руки на поясе. Низко присесть, вернуться в исходное положение. Повторить «до отказа» — остановки самим ребенком. Фиксируется количество полных приседаний.
Тест 2
Цель: Определить настойчивость и выдержку при многократном перепрыгивании двумя ногами одновременно через набивной мяч.
Ребенок встает перед мячом, положение рук — произвольно, одновременно поднимая обе ноги перепрыгивает через мяч, поворачивается на 180 градусов и снова прыгает.
Упражнение выполняется многократно до отказа самим ребенком.
3 тест
Цель: Определить настойчивость и выдержку при многократном поднимании и опускании набивного мяча весом 1 кг.
Исходное положение: ноги чуть шире плеч, руки опущены вниз, мяч в руках. Поднять руки с мячом вверх над головой, опустить руки вниз.
Упражнение выполняется многократно до отказа самим ребенком.
4 тест
Цель: Определить настойчивость и выдержку при длительном беге на максимальную продолжительность по времени.
Ребенок бегает с произвольной скоростью, пока сам не остановится.
Для того, чтобы заинтересовать детей можно провести тестирование в форме соревнования
Спортивное соревнование в подготовительной группе «Воля к победе»
Цель:Развивать у детей интерес к занятиям физической культуры.
Определить настойчивость и выдержку при длительном беге на максимальную продолжительность по времени
Определить настойчивость и выдержку при многократном перепрыгивании двумя ногами одновременно через набивной мяч
Определить настойчивость и выдержку при многократном приседании с произвольной скоростью
Предварительная работа:
Беседы с детьми: «Здоровому- все здорово», «Как тренировать выдержку», «Для чего спортсмены соревнуются»
Просмотр иллюстраций: «Известные спортсмены России», «Символы соревнований»
Изготовление плаката « Воля к победе»
Конкурс рисунков «Наш талисман»
Образец протокола:
проведения первого этапа соревнования «Воля к победе»
Протокол №1
Дата проведения 11 ноября
Место проведения спортивная площадка
Одежда детей сезонная
Группа: Подготовительная группа №1
Количество детей по списку — 18, присутствовало — 16
Воспитатель: Панкратова Т.И.
Цель: Развивать у детей интерес к занятиям физической культуры.
Определить настойчивость и выдержку при длительном беге на максимальную продолжительность по времени.
Способ проведения: Ребенок бегает по кругу спортивной площадки с произвольной скоростью, пока сам не остановится, фиксируется время.
Саша К. — 1 мин. 46,2 сек.
Виталий А.- 50,4 сек.
Тимофей Г.- 1 мин. 8,5 сек.
И так далее.
По лучшему результату определяется победитель среди мальчиков и среди девочек. Победители награждаются грамотами.
5 тест
Цель: Определить настойчивость и целенаправленность.
Для каждого ребенка индивидуально из расчета выше поднятой руки по результату подскока вверх с места подвешивается бубен (погремушка). Задание: позвонить бубном (погремушкой) столько раз, сколько сможешь, для этого надо подпрыгнуть и ударить по бубну (погремушке) рукой. Тест выполняется в течении 3 мин. Фиксируется количество попыток, время, в течении которого ребенок был активен, и его поведение во время выполнения задания.
6 тест
Цель: Определить решительность
На базе подвижной игры «У медведя во бору»
На одной стороне площадки «берлога медведя», на расстоянии 20 м. от нее дом, где живут дети. Для теста на расстоянии 1 м., 2 м. и 3 м. чертятся линии. Дети отправляются в лес по-грибы и ягоды. Со словами:
У медведя во бору грибы-ягоды беру — двигаются к «берлоге», имитируя сбор ягод и грибов
Доходят до жилища медведя, произносят:
А медведь не спит и на нас рычит. — убегают домой
Ведется наблюдение до какой линии доходит ребенок: низкий уровень решительности, если ребенок остановился на линии 3 м., средний — на линии 2 м., высокий — на уровне 1 м. от «берлоги». Фиксируется расстояние, на котором остановился ребенок и его поведение во время теста.
7 тест
Цель: выявить выдержку.
На базе подвижной игры «Лягушки и цапля»
Территория площадки- «болото», по краю болота разложены обручи — «кочки» (меньше чем «лягушек»), в стороне от «болота» обозначено «гнездо цапли». Дети произносят слова и прыгают:
Вот лягушки по дорожке скачут вытянувши ножки
Ква-ква-ква, ква-ква-ква, скачут вытянувши ножки
С окончанием слов «цапля» идет к болоту ловить «лягушек» дети — «лягушки» могут спастись от «цапли» на кочках. При этом они могут передвигаться только прыгая на двух ногах. Показателем волевых усилий служит выполнение детьми правил игры.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
Тесты для определения выносливости
Диагностика физического развития дошкольников
Тест на определение координации у детей
Источник
Бланк-карта «Круг воли»
Ф.И._________
Возраст__________
Дата_________________
Инструкция
Нарисуйте круг (это 100% силы воли) и отметьте в нем сектор, который, как вы считаете, соответствует вашей силе воли.
Подберите те цвета карандашей, которые, как вы считаете, соответствуют следующим волевым качествам, и отметьте сектор, соответствующий количеству этого качества у вас.
Воля — это сознательное и целенаправленное управление человеком своим поведением. Волевым людям свойственны дисциплинированность, самостоятельность, выдержка, организованность, инициативность, настойчивость, предприимчивость и решительность.
Самодиагностика. Тест «Сильная ли у тебя воля?»
Классный руководитель. Сейчас мы проведем самодиагностику. У вас на партах лежат листы с тестом «Сильная ли у тебя воля?». Выберите свой вариант ответа на вопросы теста и подсчитайте количество баллов, которые вы набрали. На доске написано, как считать результаты.
(Дети работают с тестом.)
1. В состоянии ли ты завершить работу, которая тебе неинтересна?
• Да.
• Не знаю.
• Нет.
2. Преодолеешь ли ты без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное?
• Да.
• Не знаю.
• Нет.
3. Когда попадаешь в конфликтную ситуацию, в состоянии ли взять себя в руки настолько, чтобы посмотреть на себя со стороны?
• Да.
• Не знаю.
• Нет.
4. Если тебе пропишут диету, сможешь ли ты преодолеть кулинарные соблазны?
• Да.
• Не знаю.
• Нет.
5. Найдешь ли силы утром встать раньше обычного, как было запланировано накануне, если делать это необязательно?
• Да.
• Не знаю.
• Нет.
6. Быстро ли ты сдаешь книги в библиотеку?
• Да.
• Не знаю.
• Нет.
7. Если у тебя вызывает страх посещение зубоврачебного кабинета, сумеешь ли ты в последний момент не изменить своего намерения идти к врачу?
• Да.
• Не знаю.
• Нет.
8. Будешь ли принимать очень неприятное лекарство, которое тебе настойчиво рекомендует врач?
• Да.
• Не знаю.
• Нет.
9. Сдержишь ли сгоряча данное обещание, даже если выполнение его принесет тебе немало хлопот?
• Да.
• Не знаю.
• Нет.
10. Строго ли ты придерживаешься распорядка дня?
• Да.
• Не знаю.
• Нет.
11. Тебя не заставит даже самая интересная телепередача отложить выполнение домашней работы?
• Да.
• Не знаю.
• Нет.
12. Сможешь ли прервать ссору и замолчать, какими обидными ни казались бы обращенные к тебе слова?
• Да.
• Не знаю.
• Нет.
Послушайте, о чем говорят ваши результаты. (Читает.)
1-12 баллов — с силой воли дела обстоят у тебя неважно. Ты просто делаешь то, что легче и интереснее, даже если это может повредить тебе. К обязанностям нередко относишься спустя рукава, что бывает причиной неприятностей. Твоя позиция выражается примерно так: «Что мне, больше всех нужно?» Любую просьбу, любую обязанность ты воспринимаешь чуть ли не как физическую боль. Дело тут не только в слабой воле, но и в эгоизме. Постарайся взглянуть на себя с учетом этой оценки, может быть, она поможет тебе изменить свое отношение к окружающим и кое-что переделать в своем характере. Если удастся, от этого ты только выиграешь.
13-21 балл — сила воли у тебя средняя. Если столкнешься с препятствием, то начнешь действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидишь обходной путь, тут же воспользуешься им. Не переусердствуешь, но данное слово сдержишь. Неприятную работу постараешься выполнить, хотя и поворчишь. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмешь. Иногда это отрицательно сказывается на отношении к тебе руководителей, не с лучшей стороны характеризует и в глазах окружающих. Если хочешь достичь в жизни большего, тренируй волю.
22-30 баллов — с силой воли у тебя все в порядке. На тебя можно положиться — ты не подведешь. Тебя не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иных пугают. Но иногда твоя твердая и непримиримая позиция по непринципиальным вопросам досаждает окружающим. Сила воли — это хорошо, но необходимо обладать еще и такими качествами, как гибкость, снисходительность, доброта.
Источник