Тест этапы развития ребенка
1. Выбрать правильный ответ. Психологические границы раннего возраста
а) от кризиса рождения до кризиса «Я сам!
б) от рождения до кризиса прямохождения
в) от комплекса оживления до кризиса «Я сам»
г) от кризиса прямохождения до кризиса « Я сам»
2. Выбрать правильный ответ. Возрастные границы раннего возраста:
а) от 1 года до 2 лет;
б) от 1,5 года до 3 лет;
в) от 1 года до 3 лет.
3. Выбрать правильный ответ. Важнейшими достижениями раннего возраста являются:
а) прямохождение;
б) речь;
в) игра;
г) предметная деятельность;
д) учебная деятельность.
4. Выбрать правильный ответ. Ранний возраст сензитивен для развития:
а) способов передвижения;
б) предметных действий;
в) речи;
г) продуктивных видов деятельности.
5. Выбрать правильный ответ. Первым носителем обобщения для ребенка является:
а) слово взрослого;
б) используемое орудие;
в) собственное действие.
6. Выбрать правильный ответ. Предметом возрастной психологии является:
а) процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека;
б) процесс развития психологической науки;
в) особенности индивидуального развития людей;
г) особенности развития педагогических навыков и умений.
7. Выбрать правильный ответ. Возрастной период – это:
а) ход развития;
б) цикл развития;
в) хронологический период;
г) период жизни.
8. Выбрать правильный ответ. Развитие личности в экстремальных условиях и в условиях депривации происходит:
а) также, как в нормальных условиях;
б) быстрее, чем в нормальных условиях;
в) иначе, чем в нормальных условиях;
г) медленнее, чем в обычных условиях.
9. Выбрать правильный ответ. Задержка психического развития, как отклонение в психическом развитии:
а) может быть преодолена при правильном обучении и воспитании;
б) не может быть совсем преодолена ни при каких условиях;
в) может сама пройти с возрастом;
г) сложно сказать что-то определенное.
10. Выбрать правильный ответ. Ситуативное понимание речи окружающих складывается:
а) к 3-м годам;
б) к концу 1 года;
в) к 6-ти годам;
г) к 6-ти месяцам.
11. Выбрать правильный ответ. Проявлением психической депривации в раннем возрасте может быть:
а) отсутствие комплекса оживления;
б) замкнутость;
в) страхи;
г) боязнь безопасных предметов.
12. Выбрать правильный ответ. Главной задачей возрастной психологии является:
а) отслеживание динамики развития;
б) отслеживание отклонений в развитии;
в) отслеживание особенностей реагирования в конфликтах;
г) отслеживание особенностей развития теорий личности.
13. Выбрать правильный ответ. Смена периодов интенсивного развития периодами замедления – это:
а) неравномерность развития;
б) цикличность развития;
в) метаморфозы развития;
г) сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии.
14. Выбрать правильный ответ. Основные этапы психического развития человека включают:
а) детство, отрочество, юность, зрелость, старость;
б) созревание и старение;
в) созревание;
г) старение.
15. Выбрать правильный ответ. Развитие самосознания в раннем возрасте начинается:
а) с узнавания себя в зеркале;
б) с употребления местоимения «Я»;
в) с осознания собственных желаний;
г) с усвоения своего имени.
16. Выбрать правильный ответ. Психическое развитие в младенчестве зависит от особенностей:
а) системы обучения;
б) общения с матерью;
в) системы социального обеспечения;
г) системы воспитания.
17. Выбрать правильный ответ. Психическое развитие в раннем детстве в наибольшей степени определяется ходом развития:
а) предметно — манипулятивной деятельности;
б) мышления;
в) личности;
г) мелкой моторики.
18. Выбрать правильный ответ. Полное понимание речи окружающих складывается:
а) к 3-м годам;
б) к концу 1 года;
в) к 6-ти годам;
г) к 2-м годам.
19. Выбрать правильный ответ. Основными условиями психического развития являются:
а) применяемые технологии обучения;
б) предметы материальной и духовной культуры, люди и отношения между ними;
в) уровень развития материальной культуры;
г) применяемые технологии воспитания.
20. Выбрать правильный ответ. Одним из проявлений эмоциональной депривации в младенческом возрасте является:
а) неадекватная эмоциональная реакция в ответ на действия взрослого;
б) отсутствие чувства стыда;
в) отсутствие эмоционального сопереживания;
г) амбивалентное поведение.
21. Выбрать правильный ответ. Наиболее значимыми для психического развития в раннем детстве оказываются:
а) рисование;
б) орудийные действия;
в) лепка;
г) учебная деятельность.
22. Вставить пропущенные слова.
Знаковая функция сознания состоит в возникновении _замены____ одного объекта в качестве заместителя другого.
23. Дополнить предложение. Первым видом мышления ребенка раннего возраста являетсядейственное.
24. Дополнить предложение. Отличительной особенностью программы «От рождения до школы» является
25. Дополнить предложение. К критериям успешной адаптации ребенка относятся:
26. Дать определение понятию «адаптация»
27. Дать определение понятию «депривация»
28. Дополнить предложение. Степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода—
29. Дополнить предложение. Первой формой идентификации отношений взрослого и ребенка является
30.Перечислите факторы, определяющие успешность адаптации.
31. Перечислите условия социальной ситуации развития детей.
32. Перечислите компоненты процесса социально-психологической адаптации
33. Найти соответствие
1Основные линии развития детей раннего возраста
А) негативизм, упрямство, строптивость, ревность
2 Симптомы кризиса трех лет
Б) знакомство с предметами и их функциями;
общение и совместная деятельность со взрослым;
освоение предметных действий;
3 Приемы торможения отрицательных эмоций
В) переключение; игры с песком, водой;
игры с бытовыми предметами; пальчиковые игры, сжимание пальцев (игрушки-пищалки)
34. Найти соответствие
1В работах древнегреческих ученых Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля рассматривались
А) на первый план вышли вопросы организации обучения, преподавания на основе гуманистических принципов, с учетом индивидуальных особенностей детей и их интересов.
2 В период Средневековья, с III по XIV в
Б) условия и факторы становления поведения и личности детей, развития их мышления, творчества и способностей, сформулирована идея гармоничного психического развития человека.
3 В эпоху Возрождения (Э. Роттердамский, Р. Бэкон, Я. Коменский)
В) большее внимание уделялось формированию социально адаптированной личности, воспитанию требуемых качеств личности, исследованию познавательных процессов и методов воздействия на психику.
34. Найти соответствие
1Оральная стадия психосексуального развития
А) от 3 до 6 лет
2 Анальная стадия психосексуального развития
Б) от рождения до 1 года
3 Фаллическая стадия психосексуального развития
В) от 1 года до 3-х лет
35. Найти соответствие
1 Л.И. Божович
А) Учение о стадиях когнитивного развития
2 Ж. Пиаже
Б) Учение о социальной ситуации развития ребенка
3 Э. Эриксон
В)Учение о влияние на развитие социальных факторов
36. Найти соответствие
1 Сенсомоторная стадия развития по Ж. Пиаже
А) Дети приобретают и используют
познавательные операции (мыслительные действия,
являющиеся компонентами логического мышления)
2. Дооперациональная стадия по Ж. Пиаже
Б) Для изучения окружающей среды используются сенсорные и моторные возможности.
3. Стадия конкретных операций по Ж. Пиаже
В) Для изучения окружающей среды используются сенсорные и моторные возможности.
37. Дополнить предложение.Поведение ребенка идет вразрез с тем, которое предлагают ему взрослые; он не хочет выполнять требуемое только потому, что это предложил взрослый — это проявления ……
38. Дать определение понятию «протоязык»
39. Дополнить предложение. Поведение, при котором ребенокнастаивает на выполнении своего требования не потому, что этого очень хочет, а потому, что он это требует, называется …
40. Перечислить принципы, необходимые для организации сопровождения детей раннего возраста
Источник
Сборник итоговых тестов по Детской практической психологии с ответами
Правильный вариант ответа отмечен знаком +
1. Предметом науки детской психологии являются:
+а) закономерности формирования психики ребенка;
б) механизмы созревания головного мозга в детском возрасте;
в) особенности функционирования центральной нервной системы у детей.
2. К методам детской психологии не относятся:
а) тестирование, анкетирование;
+б) антропометрические методы, рентгеновские и ультразвуковые исследования;
в) эксперимент.
3. Детская психология как наука является ветвью:
а) педиатрии;
+б) общей психологии;
в) психиатрии детского возраста.
4. Возникновение детской психологии как науки произошло:
+а) в середине XIX века;
б) в начале XIX века;
в) в середине XX века.
5. Принципы детской психологии:
а) природосообразности, культуросообразности, гуманизации;
+б) детерминизм, объективизм и развитие, единство сознания и деятельности;
в) истины, конкретности, объективности, системности.
6. Этапы развития детской психологии как науки:
+а) описательный, выделения в самостоятельную науку (в середине XIX века); экспериментальный период (начало ХХ века), современный;
б) предпосылочный (до начала XVIII века), научный (начало XVIII века), текущий;
в) зарождения, современного развития.
7. К областям детской психологии можно отнести:
+а) психологию младенчества, дошкольного детства;
б) психологию зрелого и старческого возраста;
в) педагогическую психологию.
8. Специальная детская психология изучает:
+а) закономерности психического развития с отклонениями;
б) клинику, диагностику и лечение психических заболеваний;
в) принципы наследственной передачи заболеваний.
9. Область детской психологии, включающая тифлопсихологию (психологию незрячих):
+а) коррекционная психология;
б) психология младенчества;
в) психология подростка.
тест 10. Группа методов детской психологии, к которой относится тестирование:
а) проективные методы;
+б) психодиагностические методы;
в) эмпирические методы.
11. К группе проективных методов можно отнести:
а) анкетирование;
+б) тест пятен Роршаха;
в) эксперимент.
12. Три типа обучения: классическое обусловливание, оперантное обусловливание и обучение посредством научения — выделяет:
+а) бихевиористская теория;
б) теория трех ступеней Бюллера;
в) теория бессознательного Фрейда.
13. Фаллическая стадия, по Фрейду, это период:
а) до 1 года;
+б) 3–5 лет;
в) 12–18 лет.
14. Пиаже выделил 4 стадии развития:
а) ребенка;
+б) интеллекта;
в) эмоций.
15. Стадия формальных операций приходится на возраст:
а) 2–8 лет;
+б) 11–15 лет;
в) 8–11 лет.
16. Пять периодов психического развития (дикости и копания, охоты и захвата добычи, пастушества, земледельчества, торгово-промышленный) выделил:
+а) Гетчинсон;
б) Холл;
в) Штерн.
17. Теория, созданная Л.С. Выготским, называется:
+а) культурно-историческая теория развития высших психических функций;
б) бихевиористская теория;
в) психоанализ.
18. Л.С. Выготский выделил __кризисов детского развития:
а) 4;
+б) 6;
в) 3.
19. Как называется процесс перехода внешней речи во внутреннюю:
+а) интериоризация;
б) интимизация;
в) орализация.
тест_20. Термин «зона ближайшего развития» введен:
а) Д.Б. Элькониным;
б) Ж. Пиаже;
+в) Л.С. Выготским.
21. Деятельность, с которой в определенный период развития появляются главные новообразования и в рамках которой развиваются другие виды деятельности, называется:
а) значимой;
+б) ведущей;
в) главной.
22. Создателем теории психоанализа был:
+а) Фрейд;
б) Эриксон;
в) Холл.
23. Законы детского развития (первый — цикличности развития; второй — неравномерности развития; третий — «метаморфозы» в детском развитии; четвертый — сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка) разработал:
+а) Л.С. Выготский;
б) Фрейд;
в) Эльконин.
24. Анальная стадия, по Фрейду, — это период:
+а) 1–3 лет;
б) до 1 года;
в) 12–18 лет.
25. Стадия конкретных операций, по Ж. Пиаже, наступает в возрасте:
а) 12–13 лет;
б) до 2 лет;
+в) 2–12 лет.
26. Теорию формирования и развития интеллектуальных операций предложил:
+а) П.Я. Гальперин;
б) Эриксон;
в) Зигмунд Фрейд.
27. Закон формирования высших психических функций: «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется дважды, сперва в социальном, потом — в психологическом, сперва между людьми, затем внутри ребенка» разработал:
+а) Л.С. Выготский;
б) Макаренко;
в) Эльконин.
28. Какая деятельность является ведущей в младенческий период развития, по Выготскому:
+а) ситуативно-личностное общение со взрослым, затем ситуативно-деловое общение;
б) овладение орудийными действиями;
в) развитие предметных действий.
29. Какое новообразование характерно для периода раннего детства:
+а) становление «Я» и самооценки;
б) выделенность себя;
в) специфически-предметные действия.
тест№ 30. Обособление от окружающих, сравнение себя с другими – новообразования, характерные для кризиса:
+а) трех лет;
б) семи лет;
в) тринадцати лет.
31. Ведущая деятельность в дошкольный период:
+а) сюжетно-ролевая игра;
б) общение со взрослым;
в) предметная деятельность.
32. При осуществлении конструктивной деятельности стремление к созданию совместных построек, сложная их тематика, стремление достигать результатов, длительное сохранение интереса к постройке характерны:
+а) для старшего дошкольника;
б) младшего дошкольника;
в) раннего детства.
33. Функция, связанная с мышлением как средством планирования и регуляции практического поведения ребёнка:
+а) эгоцентрическая речь;
б) диалогическая речь;
в) контекстная речь.
34. Психологическая готовность к школьному обучению складывается из личностной, интеллектуальной и ____________:
+а) волевой;
б) ситуативной;
в) коллективной.
35. Ведущая деятельность подросткового периода:
а) игровая;
+б) интимно-личностное общение со сверстниками;
в) трудовая.
36. По А.В. Петровскому, первая фаза вхождения ребенка в социум называется:
а) интеграция;
б) индивидуализация;
+в) адаптация.
37. Стиль общения в семье, где дети и родители противостоят друг другу, называется:
а) псевдосотрудничеством;
+б) соперничеством;
в) изоляцией.
38. Младшие дошкольники в игре:
а) предварительно планируют игру;
б) включают в игру до 10 человек;
+в) отображают трудовые действия взрослых.
39. Первым компонентом учебной деятельности являются:
а) учебные действия;
б) учебная задача;
+в) учебная мотивация.
40_тест. Запаздывание социальной зрелости ребенка формируется при:
+а) чрезмерном оберегании ребенка родителями;
б) чрезмерной мягкости родителей;
в) отвергающей позиции родителей.
41. Психологический механизм влияния родителей на детей, когда родители чутко улавливают внутренний мир ребенка и стараются откликаться на все его проблемы, называется:
а) идентификацией;
б) подкреплением;
+в) пониманием.
42. Групповая идентичность (по Э. Эриксону) — это:
+а) ориентация ребёнка на включение в конкретную социальную группу, на выработку мироощущения, присущего данной группе;
б) умение ребенка анализировать стоящие перед ним задачи;
в) умение ребенка анализировать последствия своего поведения в группе.
43. Наличие у ребенка багажа конкретных знаний, кругозора в определенных областях характеризует _____________готовность к обучению:
а) социально-психологическую;
+б) интеллектуальную;
в) личностную.
44. Нерасчлененность детского мышления называют:
а) артифициализмом;
+б) синкретизмом;
в) анимизмом.
45. Формирование сенсомоторных структур ребенка происходит в возрасте:
а) 5–7 лет;
б) 2–5 лет;
+в) 0–2 лет.
46. Младший школьный возраст сензитивен:
а) к освоению своего внутреннего мира;
+б) учебной деятельности;
в) игровой деятельности.
47. Четвертый компонент усвоения — это:
+а) процесс запоминания и сохранения полученной и обработанной информации;
б) процесс непосредственного чувственного ознакомления с материалом;
в) положительное отношение учащихся.
48. Сензитивный период развития речи:
а) 5–7 лет;
+б) от 1 года до 3 лет;
в) 3–5 лет.
49. Центральное место в мотивации обучения в средней школе занимает мотив:
+а) самоутверждения;
б) избегания неприятностей;
в) долга.
Источник
материала.
отметку напротив выбранного ответа в правом поле.
1.
Что такое «рост»?
А
Увеличение размеров ребенка.
Б
Увеличение качества психических процессов ребенка.
В
Увеличение количества психических процессов ребенка.
2.
Что такое «развитие»?
А
Накопление жизненного опыта ребенка.
Б
Качественное изменение психических процессов ребенка.
В
Возникновение новых психических явлений у ребенка.
3.
Каковы условия психического развития ребенка?
А
Наличие человеческого головного мозга, полноценное питание, хорошее материальное обеспечение.
Б
Наличие человеческого головного мозга, общение со взрослым, наследование культурно-исторического опыта.
В
Наличие человеческого головного мозга, наличие культурно-исторического наследия, общение со сверстниками.
4.
Что является источником психических явлений?
А
Мысли и чувства человека.
Б
Литература, кино, средства массовой информации.
В
Внешний мир и окружающие взрослые.
5.
Что такое «госпитализм»?
А
Изоляция от других людей.
Б
Лечебное учреждение.
В
Дефицит общения.
6.
Каким путем передаются человеку свойственные ему формы деятельности и психические качества?
А
Путем наследования культурно-исторического опыта.
Б
Через генетическую наследственность.
В
В процессе накопления индивидуального опыта.
7.
Кто является создателем культурно-исторической концепции развития высших психических функций в отечественной психологии?
А
.
Б
К. Маркс и Ф. Энгельс.
В
.
8.
Чему отводится ведущая роль в формировании психики человека согласно концепции ?
А
Обучению.
Б
Воспитанию.
В
Развитию.
9.
Что такое «знак»?
А
Предмет-определитель.
Б
Предмет-заместитель.
В
Предмет-регулятор.
10.
Какова функция знака?
А
Знак является определителем реальности и позволяет перевести идеальные формы в реальность.
Б
Знак является заместителем реальности и позволяет перевести эту реальность в идеальную форму.
В
Знак является регулятором реальности и позволяет регулировать идеальные формы.
11.
Кто является носителем культуры для ребенка?
А
Деятели культуры и искусства.
Б
Учителя и воспитатели.
В
Взрослые.
12.
Какой процесс лежит в основе закона формирования высших психических функций ?
А
Процесс интеграции.
Б
Процесс экстериоризации.
В
Процесс интериоризации.
13.
В чем заключается процесс интериоризации?
А
В переходе внутренних действий во внешнюю среду.
Б
В переходе внешних действий во внутренний план.
В
В объединении внешних и внутренних действий в процессе развития.
14.
Каковы этапы процесса интериоризации?
А
1. Взрослый воздействует на ребенка, сообщает способ действия. 2. Ребенок перенимает способ действия, воздействуя на взрослого. 3. Ребенок воздействует на самого себя во внутреннем плане, используя способ действия взрослого.
Б
1. Взрослый и ребенок воздействуют друг на друга, определяя способ действия. 2. Ребенок усваивает способ действия. 3. Ребенок воздействует на взрослого, используя его способ действия.
В
1. Ребенок воздействует на взрослого, выясняя способ действия. 2. Ребенок усваивает способ действия. 3. Ребенок воздействует на самого себя во внутреннем плане, используя усвоенный способ действия.
15.
Как нужно понимать процесс обучения в психологии?
А
Обучение это взаимодействие ребенка и взрослого с целью развития интеллекта.
Б
Обучение это взаимодействие ребенка с культурным смыслом и значением в их идеальной форме.
В
Обучение это формирование навыков и передача информации от взрослого ребенку.
16.
Что такое «зона ближайшего развития»?
А
Содержание задач, которые ребенок решает самостоятельно без помощи взрослого.
Б
Содержание задач, которые ребенок не может решить самостоятельно, но решает с помощью взрослого в совместной деятельности.
В
Содержание задач, которые ребенок решает самостоятельно или с помощью взрослого.
17.
В чем суть развивающего обучения?
А
Развивающее обучение способствует приобретению и накоплению знаний, умений и навыков.
Б
Развивающее обучение эффективно тогда, когда оно опирается на интеллектуальный уровень ребенка и следует за развитием.
В
Развивающее обучение, учитывая зону ближайшего развития, ведет за собой развитие.
18.
Каковы структурные элементы деятельности?
А
Цель, планирование, действие.
Б
Мотив, действие, цель.
В
Цель, действие, результат.
19.
Как деятельность и психика взаимодействуют друг с другом?
А
Психика влияет на развитие деятельности ребенка.
Б
Психика возникает в деятельности, а деятельность влияет на развитие психических явлений.
В
Деятельность возникает в психических явлениях.
20.
Чем определяется ведущая деятельность?
А
Наличием устойчивого интереса ребенка к определенному виду деятельности.
Б
Формированием психических новообразований на определенной ступени развития ребенка.
В
Сознательно поставленной целью, возникшей в результате появления у ребенка определенной потребности, мотива.
21.
В чем заключается положительное влияние общения?
А
Благоприятно воздействует на развитие психики ребенка, снижает заболеваемость.
Б
Ускоряет ход психического развития, преодолевает неблагоприятные воздействия ситуации, исправляет дефекты.
В
Преодолевает неблагоприятные воздействия ситуации, развивает любознательность, кругозор и речь.
22.
Каковы формы общения ребенка со взрослым?
А
Ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, ситуативно-познавательная, познавательно-практическая.
Б
Ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная.
В
Ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная.
23.
Каковы формы общения со сверстниками?
А
Эмоционально-практическая, ситуативно-деловая, внеситуативно-деловая.
Б
Эмоционально-практическая, ситуативно-деловая, познавательно-практическая.
В
Внеситуативно-познавательная, ситуативно-деловая, внеситуативно-деловая.
24.
Каковы периоды психического развития?
А
Новорожденность, ранний возраст, дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский.
Б
Младенчество, ранний возраст, дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский.
В
Новорожденность, младенчество, ранний возраст, дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский.
25.
Каковы критерии одного, отдельно взятого, периода психического развития?
А
Возраст ребенка, психические новообразования, ведущий тип деятельности.
Б
Психические новообразования, ведущий тип деятельности, социальная ситуация развития.
В
Возраст ребенка, его знания, умения и навыки, ведущий тип деятельности.
Источник