Тест для ребенка на развитие мышления

Тест для ребенка на развитие мышления thumbnail

ТЕСТ НА РАЗВИИЕ  ЛОГИЧЕСКОГО  МЫШЛЕНИЯ               ДОШКОЛЬНИКОВ  5-7 ЛЕТ

Найди закономерность и подбери пару к слову. 
Птица — перья. Рыба — … (чешуя)
Огурец — овощ . Ромашка -…
Учитель -школа . Врач -…
Стол -скатерть . Пол -…
Утро -завтрак .Вечер -…
Человек -руки . Кошка -…
Рыба -вода . Птица -…
Красный -стоять . Зеленый — …
Осень -дождь . Зима -…

Кто это ? Что это ? Догадайся ,о ком или о чем говориться .
Зеленый ,длинный ,сочный . (огурец)
Бурый ,косолапый ,неуклюжий . (медведь)
Холодный ,белый ,пушистый . (снег)
Новая ,интересная ,библиотечная . (книга)
Маленькая ,серенькая ,пугливая . (мышка)
Белоствольная ,высокая ,стройная . (береза)Подбери слова противоположные по смыслу. 
Черный -белый .
Большой -…
Веселый -…
Широкий -…
Высокий -…
Добрый -…
Холодный -…
Хороший -…
Толстый -…
Твердый -…
Умный -…
Быстрый -…
Здоровый -…
Горький -…Подбери слова противоположные по смыслу : 
День — ночь .
Зима — …
Север — …
Холод — …
Много — …
Начало — …
Первый — …
Добро — …
Радость — …
Далеко — …Ответь на вопросы . Назови разные профессии . 
Кто варит обед ?
Кто строит дома ?
Кто пишет стихи ?
Кто поет песни ?
Кто лечит детей ?
Кто шьет одежду ?
Кто пишет картины ?
Кто красит стены ?
Кто летает в космос ?
Кто водит машину ?

Подумай и реши логические задачи. 
1) Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа ?
2) Что дольше длится: год или 12 месяцев ?
3) Марина и Таня пили разные соки -виноградный и яблочный . Марина не пила яблочный сок . Какой сок пила Таня ?
4) Костя и Артем были одеты в куртки разного цвета: синюю и зеленую .Костя был одет не в синюю куртку . В куртку какого цвета был одет Артем ?

Подумай и реши логические задачи. Объясни свои ответы. 
1) Кто быстрее доплывет до берега — утята или цыплята ?
2) Кто быстрее долетит до цветка — бабочка или гусеница ?
3) У мамы есть кот Пушок ,дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы ?
4) Четыре яйца варятся четыре минуты. Сколько минут варится одно яйцо ?
5) Кто громче замычит ,петух или корова ?
6) Сколько грибов можно вырастить из семян ели ?
7) Сели на воду три воробья ,один улетел . Сколько осталось ?
8) Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева ?

Послушай рассказы и ответь на вопросы. 
1) Вова проснулся утром ,подбежал к окну и удивленно воскликнул: «Мама, на улице ночью шел дождь !» Как Вова догадался, что шел дождь, ведь он в это время крепко спал ?
2) Выглянув в окно, Вера сказала маме: «Мама, одеваться надо теплее, на улице такой сильный ветер !» Как Вера догадалась, что на улице сильный ветер ?
3) Спускается муравей с горы, а на встечу ему — осел. Осел спрашивает муравья: «Скажи, пожалуйста, муравей, какая на горе трава ?» «Такая высокая, густая» ,- ответил муравей. Обрадовался осел ,поднялся на гору ,но как ни пытался щипать траву губами — никак не мог. «Обманул меня муравей», — подумал осел. А вы как думаете ,обманул ли муравей осла ?
4) Сидят в лодке кот Васька и его хозяин. Хозяин закидывает удочку и приговаривает:
-Ловись, рыбка, большая-пребольшая !
А Васька потихоньку бормочет:
— Маленькая ловись, маленькая !
Почему он так говорит ?Подумай и реши задачи . 
1) У Насти было 4 ленты. Одну из них она разрезала на две равные части. Сколько лент стало у Насти ?
2) По двору ходили гуси . У всех гусей Саша насчитал 6 лап. Сколько гусей гуляло во дворе ?
3) На ветке сидело несколько птичек. У них всего 8 крыльев. Сколько птиц сидело на ветке ?
4) Два друга играли в шахматы 3 часа. Сколько времени играл каждый из них ?

Прочитай веселые стихи . 

Всем ребятам нужно знать:
Два плюс два ,конечно ,….(пять ?)

Всем известно в целом мире :
Пальцев на руке … (четыре ?)

Все ребята точно знают :
Кошки очень громко …(лают ?)

Скачет наш котенок ловко ,
Очень любит он …(морковку ?)

Наш Сережа очень шустрый ,
Он всегда смеется …(грустно ?)

У кота забрали рыбу ,
Должен он сказать … (спасибо?)

Источник

Тест «Обведи контур»

Оценка наглядно-действенного мышления

Предложите ребенку соединить прямыми линиями фигуры в нижней части рисунка так, как это сделано в верхней части .

Оценивается аккуратность, точность и скорость работы. Если ребенок затратил на выполнение всего задания менее 1,5 минуты, если все линии следуют точно по заданным контурам, то задание выполнено очень хорошо и ребенок имеет высокий уровень наглядно-действенного мышления.

file/photogallery/razv/file0010_a.jpg

Тест «Раздели на группы»

На рисунке представлены различные геометрические фигуры.

Попросите ребенка внимательно посмотреть на картинку и разделить фигуры на как можно большее число групп. Задача ребенка назвать все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены.

На выполнение задания отводится 3 минуты.

file/photogallery/razv/file0011_a.jpg

Тест «Лабиринт»

Подобные задания часто встречаются в детских журналах, в рабочих тетрадях для дошколят. Выявляет (и тренирует) уровень наглядно-схематического мышления (умение пользоваться схемами, условными обозначениями), развитие внимания.

Тест «Найди отличия»

Выявляет уровень развития наблюдательности.

Приготовьте две одинаковые картинки, отличающиеся друг от друга 5-10 деталями (такие задания встречаются в детских журналах, в развивающих книгах-прописях).

Ребенок рассматривает картинки 1-2 минуты, затем рассказывает о найденных им отличиях. Ребенок дошкольного возраста с высоким уровнем наблюдательности должен найти все отличия.

Тест «Лишний предмет»

Выявляется умение обобщать, логическое, образное мышление.

Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать и картинки, и словесный ряд

Важно не только то, что ребенок выберет лишнее, но и как он объяснит свой выбор

Подготовьте картинки или слова, например:
изображение белого гриба, подберезовика, цветка и мухомора;
кастрюля, чашка, ложка, шкаф;
стол, стул, кровать, кукла.

Возможные словесные варианты:
собака, ветер, смерч, ураган;
смелый, храбрый, решительный, злой;
смеяться, сидеть, хмуриться, плакать;
молоко, сыр, сало, простокваша;
мел, ручка, сад, карандаш;
щенок, котенок, лошадь, поросенок;
тапочки, туфли, носки, ботинки, т.д.

Если использовать эту методику как развивающую, можно начинать с 3-5 картинок или слов, постепенно усложняя лирический ряд, чтобы имелось несколько правильных вариантов ответа, например: кошка, лев, собака – лишними может быть и собака (не из семейства кошачьих), и лев (не домашнее животное).


Тест для оценки словесно-логического мышления

Ребенку предлагается ответить на следующие вопросы

  • В какое время года снегопад?
  • В какое время года листопад?
  • В какое время года ледоход?
  • В какое время года половодье?
  • В какое время года идет дождь?
  • В какое время года гроза?
  • В какое время года появляются листья на деревьях?
  • В какое время года птицы вьют гнёзда?
  • В какое время года появляются птенцы?
  • В какое время года день равен ночи?
  • В какое время года можно увидеть росу?
  • В какое время года бывает град?
  • В какое время года бывает иней?
  • В какое время года растут подснежники?
  • В какое время года готовят сани?
  • В какое время года готовят телегу?
  • В какое время года река покрывается льдом?
  • В какое время года у животных линька?
  • В какое время года сеют озимые?
  • В какое время года собирают урожай?
Читайте также:  Карабанова о а социальная ситуация развития ребенка

Что из чего делают?
(В скобках даны возможные правильные ответы. )

  • Что делают из муки? (хлеб,…)
  • Что делают из молока? (творог,…)
  • Что делают из шерсти овец и коз? (шерстяные нитки,…)
  • Что делают из шерстяных ниток? (носки,…)
  • Что делают из песка? (стекло,…)
  • Что делают из глины? (кирпич,…)
  • Что делают из металла? (инструменты,…)
  • Что делают из нефти? (бензин,…)
  • Что делают из хлопка? (ткань,…)
  • Что делают из древесины? (мебель,…)
  • Что делают из семян подсолнуха? (подсолнечное масло,…)                                                   

Что с чем делают?

  • Песок сыплют, а воду …
  • Стол накрывают, а постель …
  • Котлеты жарят, а суп …
  • Цветы водой поливают, а огонь …
  • Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стену …
  • Воду можно разлить, а горох …
  • Стол можно сломать, а стакан …
  • Сено косят, а волосы …
  • Нитки прядут, а холст …
  • Платье шьют, а шарф …

Если ребёнок затрудняется, то попробуйте вместе поискать ответы. А через несколько дней, опять задайте некоторые из этих вопросов.
Это занятие также расширяет кругозор и тренирует память.

О высоком уровне словесно-логического мышления у ребенка можно говорить, если он дает правильные ответы на 95% вопросов.

Источник

hello_html_65d24521.jpg

Работать с развивающими математическими заданиями совсем нетрудно, родителям вполне по силам с этим справиться. Но чтобы ребенок получал от занятий максимальную пользу, необходимо придерживаться правил их организации: Задания на смекалку помогают детям понять, что каждая потенциальная задача может содержать хитрость или двойной смысл. Чтобы найти правильный ответ, необходимо сосредоточиться и рассмотреть головоломку с разных позиций. Перед тем как приступить к заданию, необходимо дать рекомендации по его выполнению: Учитывать уровень развития и возрастные особенности ребенка. Например, концентрация внимания дошкольников ниже, чем у младших школьников. Они могут удерживать внимание, занимаясь интересующей деятельностью, на протяжении 30-50 минут. Если вдруг внимание малыша угасло, не нужно заставлять его заниматься дальше. Исходить из интересов ребенка. Не злоупотреблять подсказками. Если ребенок не может найти решение задачи, не нужно каждый раз говорить правильные ответы, надо побуждать его к поиску и проявлению терпения. Чтобы удержать интерес ребенка, взрослый может предложить частичную подсказку. Как правило, дошкольнику не удается выполнить все задания с первого раза, но это имеет позитивные стороны — если ребенок вынужден что-то делать несколько раз, происходит развитие волевой сферы. Не ограничиваться упражнениями одного типа, а использовать разнообразный материал. Это поможет разностороннему развитию. При организации занятий надо обращать внимание на тренировку пространственных временных отношений, навыков счета, воображения, логического мышления и др. Применять разные формы организации занятий: индивидуальная работа, игры в паре или командные соревнования. Исходить из постепенного усложнения заданий. Использовать средства наглядности, которые будут привлекать внимание ребенка: яркие картинки или фотографии, изображения любимых сказочных героев. Не скупиться на похвалу, если малыш ее заслужил. Поощрять самостоятельность. 

1. Найди пару каждому предмету. Объясни, какая между ними связь

hello_html_3255a17e.jpg

Нашел все пары правильно, самостоятельно пояснил, как связаны предметы

Допустил ошибки, объяснил при помощи взрослого

Допустил 2-3 ошибки

2. Подбери заплатки к коврикам так, чтобы не нарушить узоров

hello_html_m6d179a4f.jpghello_html_1ee4b66d.jpg

hello_html_3b6964e2.jpg

Выполнил задание без ошибок

Допустил ошибку

Допустил 2-3 ошибки

3.Найди курочке подходящую картинку среди нарисованных внизу в рамочке hello_html_m3e85b67a.jpg

hello_html_m61076738.jpghello_html_6427b1f7.jpg

Найди птичке подходящую картинку среди нарисованных внизуhello_html_m5e36df9e.jpghello_html_135d55df.jpg

hello_html_498ce4f8.png

hello_html_215727b.jpghello_html_3444024d.jpghello_html_m4ee4e293.jpghello_html_m312fb61d.jpg

Правильно выбрал картинки и самостоятельно объяснил

Правильно выбрал картинки только в одном из заданий

Не смог правильно подобрать картинки

4. Подумай и дорисуй в пустых клетках отсутствующие предметы

hello_html_m57385a97.jpg

Выполнил задания быстро, самостоятельно и без ошибок

Допустил 1-2 ошибки

Допустил 3-4 ошибки

hello_html_4b2df126.jpg

Правильно определил лишний предмет в каждой клеточке ряда самостоятельно объяснил свой выбор

Допустил 1-2 ошибки

Допустил 3-4 ошибки

6. Послушай задачи, попробуй решить их. Саша и Игорь пошли в лес собирать грибы и ягоды. Саша не собирал грибы, а Игорь не собирал ягоды. Что собирал каждый мальчик?hello_html_24422222.jpg

hello_html_17cea501.jpg

Таня иОленка одевали на прогулку комбинезон и шубку. Таня не одевала комбинезон, а Оленка не одевала шубку. В чем пошла на прогулку каждая из девочек?

hello_html_m7a4a84e.jpg

Решил задачи правильно и самостоятельно

Решил задачи с небольшой помощью взрослого

Не смог решить задачи даже с помощью взрослого

  • Составлять картинку из девяти частей.

  • Находить и объяснять несоответствия между предметами и явлениями.

  • Находить среди предложенных четырех предметов лишний, объяснять свой выбор.

  • Находить в группе слов лишнее и уметь объяснить, почему оно лишнее. Например, в группе слов кукла, мячик, книга, мишка лишним будет слово «книга», остальные слова относятся к группе «игрушки».

  • Определять последовательность событий.

  • Отвечать на подобные вопросы: «Во что превратится стул, если убрать спинку?», дополнять фразу : «Если лето теплее от зимы, то зима…», «Если дерево выше пня, то пень…»

Если ваш малыш не все может, позанимайтесь с ним дополнительно.

Назови предметы в каждом ряду одним словом. Дорисуй еще по одному подходящему предмету к каждой группе.

hello_html_m3d34db8.pnghello_html_2c3ea88.jpghello_html_fdc73c2.jpg

hello_html_m3a692e6f.jpghello_html_7447f170.png

hello_html_4b0ddeb7.jpg

hello_html_ma76b984.pnghello_html_219a7c00.png

hello_html_35175bba.png

hello_html_76cffbab.png

Помоги мальчику Саше найти дорогу домой

hello_html_m2e140a80.jpg

Найди силуэт белочки, машины, котенка, ракеты

hello_html_m7c9a3a70.jpg

hello_html_707b4780.jpg

hello_html_1c0bf339.jpghello_html_m3b3265a5.jpg

В каждом ряду в пустой ячейке не хватает фигурок. Подумай и дорисуй их туда.

На что похожи фигуры на картинке? Подумай и дорисуй детали. Старайся, чтобы было как можно интереснее

hello_html_m41129ce.jpg

hello_html_7ec6f1e0.jpg

Подумай и реши задачки.

Ваня и Оля нарисовали картинки : домик и кораблик. Ваня нарисовал не домик, Оля не кораблик. Что нарисовал каждый из детей?

hello_html_83fa30a.jpghello_html_m1777a15f.jpg

Бабушка связала внучкам Насте и Кате носки и рукавички. Насте она подарила не рукавички, а Кати не носки. Что подарила бабушка каждой внучке?hello_html_m1cb9010e.png

hello_html_3aedfefa.jpg

Раздел

Задания

Р е з у л ь т а т ы

мышление

Задание № 1

Задание № 2

Задание № 3

Задание № 4

Задание № 5

Задание № 6

Задание № 7

Высокий уровень развития — все квадраты в каждом разделе закрашены полностью или есть только 1-2 квадрата, закрашенных наполовину

Средний уровень развития — половина квадратов закрашены полностью, несколько — наполовину и несколько пустых; или все квадраты закрашены наполовину

Читайте также:  Развитие речи 9 месячного ребенка

Низкий уровень развития — все квадраты пустые; или половина квадратов закрашены наполовину, а половина пустых

Подумай и реши задачу

Бабочка и стрекоза прилетели и сели на ромашку и колокольчик. Бабочка оказалась не на ромашке, а стрекоза — не на колокольчике. Кто из на какой цветок сел?hello_html_m246ed67a.jpghello_html_332113bf.jpghello_html_m7410a37f.jpg

Источник

Тесты и методики для исследования уровня логического мышления у детей 6-10 лет

Тест «Последовательные картинки» (для детей 6-10 лет)

Цель: Исследовать уровень образно-логического мышления, операций анализа, обобщения и сравнения.

Оборудование: Серия из 3—5 рисунков, в которых рассказывается о каком-то событии. Сложность набора и количество картинок зависят от возраста: 4—5 картинок для детей 5—7 лет, 8—9 картинок для детей 8—10 лет.

Последовательные картинки

Тест для ребенка на развитие мышления

Маша заболела

Тест для ребенка на развитие мышления

Петя идет в магазин

Тест для ребенка на развитие мышления

Два кота

Тест для ребенка на развитие мышления

Ваня дома и в школе

Тест для ребенка на развитие мышления

Ваня дома и в школе (продолжение)

Тест для ребенка на развитие мышления

Ваня дома и в школе (окончание)

Тест для ребенка на развитие мышления

Дождливый день

Тест для ребенка на развитие мышления

Дождливый день (окончание)

Тест для ребенка на развитие мышления

Хитрый пес

Сначала взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинки и спрашивает, о чем в них рассказывается. Ребенок внимательно рассматривает картинки. Затем взрослый просит разложить картинки так, чтобы получился связный рассказ.

На столе перед ребенком в произвольном порядке раскладывают картинки, после чего дают первоначальную инструкцию. Если 5—6-летний ребенок не может сразу определить содержание ситуации, ему можно помочь наводящими вопросами: «Кто здесь изображен? Что они делают?» и т.д.

Старшим детям такую предварительную помощь не оказывают.

Убедившись, что дети поняли общее содержание картинок, взрослый предлагает им разложить картинки по порядку.

Младшим детям можно уточнить: «Разложи картинки так, чтобы было понятно, с какой из них начинается этот рассказ и какой заканчивается». В процессе работы взрослый не должен вмешиваться и помогать детям.

После того как ребенок закончит раскладывать картинки, его просят рассказать историю, которая получилась в результате этого расклада, переходя постепенно от одного эпизода к другому.

Если в раскладе допущена ошибка, то ребенку указывают на нее в процессе рассказа и говорят, что не может быть так. Если ребенок сам ошибку не исправляет, взрослый не должен перекладывать картинки до окончания рассказа.

Анализ результатов

При анализе результатов учитывается прежде всего правильный порядок расположения картинок, который должен соответствовать логике развития повествования.

Для детей 5—5,5 лет правильной может быть не только логическая, но и житейская последовательность. Например, ребенок может положить картинку, на которой мама дает девочке лекарство, впереди карточки, на которой ее осматривает доктор, мотивируя это тем, что мама всегда лечит ребенка сама, а врача вызывает только для того, чтобы выписать справку.

Для детей 6—6,5 лет подобный ответ считается неправильным. При таких ошибках взрослый предлагает ребенку исправиться. Затем, чтобы проверить обучаемость ребенка, ему предлагают разложить другой набор картинок и рассказать.

При обучении прежде всего нужно внимательно рассмотреть каждую картинку вместе с ребенком, обсуждая ее содержание. Затем анализируют содержание всего рассказа, придумывают ему название, после чего ребенку предлагают разложить картинки по порядку.

Тест «Исключение лишнего» (для детей 6-10 лет)

Цель: Исследовать уровень образно-логического мышления, операций анализа, обобщения и сравнения.

Оборудование:  Карточки (12 шт.) с 4 словами (или с 4 изображениями), одно из которых — лишнее. Для детей 5— 6 лет предлагаются картинки, для детей 7—10 лет — слова.

Тест для ребенка на развитие мышления

Тест для ребенка на развитие мышления

Тест для ребенка на развитие мышления

Тест для ребенка на развитие мышления

Тест для ребенка на развитие мышления

Тест для ребенка на развитие мышления

Взрослый предлагает ребенку прочитать слова (или посмотреть на эти картинки), одно из которых лишнее и не связано с остальными словами, просит подумать, какое это слово, и назвать его.

Каждую карточку с изображением предметов (или со словами, если детям 6—7 лет и они хорошо развиты) дают отдельно. Таким образом, в процессе тестирования детям последовательно предъявляются все двенадцать. Каждое следующее задание дают ребенку после его ответа на предыдущее — независимо от того, правильно он ответил или нет.

Детям 7—10 лет, как правило, предъявляются сразу все карточки, которые они постепенно анализируют.

Помощь взрослого заключается в дополнительных вопросах типа: «Хорошо ли ты подумал? Ты уверен, что выбрал правильно слово?», но не в прямых подсказках. Если ребенок после такого вопроса исправляет свою ошибку, ответ считается правильным.

Анализ результатов

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, неправильный — 0 баллов.

Выводы об уровне развития:

— в норме — 8—10 баллов;

— низкий уровень — 5—7 баллов;

— интеллектуальный дефект — менее 5 баллов.

Тест «Выделение существенных признаков понятий» (для детей 7 — 10 лет)

Цель: Исследовать уровень словесно-логического мышления, операций анализа и обобщения.

Оборудование:  Карточка со словами-понятиями и приложенными к ним другими словами, в большей или меньшей степени связанные с этими понятиями.

* * * 

Сначала взрослый предлагает ребенку внимательно посмотреть на первую строчку со словами: главное — «сад» и дополнительные в скобочках. Из них ребенку надо выбрать два самых важных, а затем ответить, без чего не может существовать сад.

Все двенадцать сочетаний слов предъявляются ребенку одновременно. Первое словосочетание ребенку читают вслух при инструктировании, при необходимости его можно проанализировать более подробно (особенно с детьми 7—7,5 лет).

Затем дети читают слова «про себя» и отвечают вслух.

Дети 9—10 лет могут просто подчеркивать нужные слова, не зачитывая их.

Анализ результатов

За каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл, за неправильный — 0 баллов.

Выводы об уровне развития:

— в норме — 8—10 баллов;

— низкий уровень — 5—7 баллов;

— интеллектуальный дефект — менее 5 баллов.

Тест «Словесные пропорции» для детей 7-10 лет

Цель: Исследовать уровень словесно-логического мышления, операций анализа и обобщения.

Оборудование:  Карточки с двумя группами слов. Слова, образующие первую пару, связаны между собой по определенной аналогии. Детям надо понять принцип этой аналогии и составить пару из слов второй группы.

* * * 

Сначала взрослый предлагает ребенку посмотреть на слова. В правой колонке написано: «корова — теленок». Между этими словами есть определенная связь. А в левой колонке наверху написано слово «лошадь», а внизу дано несколько разных слов. Взрослый просит ребенка подумать и выбрать среди них такое, которое было бы так же связано со словом «лошадь», как слово «теленок» связано со словом «корова».

Все карточки с двумя группами слов предъявляют детям одновременно.

Первую карточку зачитывают вслух при инструктировании.

При необходимости (если ребенку трудно ответить или ответ неправильный) первую карточку можно проанализировать более подробно, но правильное слово ребенок должен найти самостоятельно. Например, взрослый может подсказать, как строится пропорция: «Теленок рождается у коровы. А кто рождается у лошади? Вот и найди нужное слово в нижней строчке пропорции».

Читайте также:  Нравственное развитие ребенка в процессе экологического воспитания

Следующие задания ребенок выполняет самостоятельно.

Старшим детям (9—10 лет) можно разрешить не отвечать вслух, а подчеркивать нужное слово.

Анализ результатов

За каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл, за неправильный — 0 баллов.

Выводы об уровне развития:

— в норме — 8—10 баллов;

— низкий уровень — 5—7 баллов;

— интеллектуальный дефект — менее 5 баллов.

Методика определения уровня умственного развития детей 7—9 лет Э.Ф. Зямбицявичене

При использовании данной методики применяется тест, который состоит из 4-х субтестов, включающих в себя вербальные задания, подобранные с учетом программного материала начальных классов:

1-й субтест — исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также запаса знаний испытуемого;

2-й субтест — исследование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений;

3-й субтест — исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями;

4-й субтест — выявление умения обобщать.

Тест лучше проводить индивидуально.

Задания читаются вслух взрослым, ребенок читает одновременно «про себя».

1-й субтест

Выбрать одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение.

1. У сапога есть… (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).

2. В теплых краях обитает… (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).

3. В году… (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.

4. Месяц зимы… (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).

5. Пассажирский транспорт… (комбайн, автобус, экскаватор, самосвал).

6. Отец старше своего сына… (часто, всегда, иногда, редко, никогда).

7. Вода всегда… (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).

8. У дерева всегда есть… (листья, цветы, плоды, корень, тень).

9. Город России… (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).

2-й субтест

Здесь в каждой строчке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Это «лишнее» слово надо найти и исключить его.

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

2. Река, озеро, море, мост, болото.

3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, кубики.

4. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.

5. Тополь, береза, орешник, липа, осина.

6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.

7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.

8. Курица, петух, лебедь, индюк, гусь.

9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение.

10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

3-й субтест

Внимательно прочитать эти примеры. В них слева написана первая пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: лес/деревья). Справа — одно слово над чертой (например: библиотека) и пять слов под чертой (например: сад, двор, город, театр, книги). Нужно выбрать одно слово из пяти под чертой, которое связано со словом над чертой (библиотека) точно так же, как это сделано в первой паре слов (лес/деревья). Примеры:

лес/деревья = библиотека/сад, двор, город, театр, книги+;

бежать/стоять = кричать/молчать+, ползать, шуметь, звать, плакать.

Значит, следует установить, какая связь между словами слева, а затем установить такую же связь между словами в правой части.

Тест для ребенка на развитие мышления

4-й субтест

Эти пары слов можно назвать одним словом, например: брюки, платье — одежда; треугольник, квадрат — фигура.

Назвать общее понятие к каждой паре.

1. Метла, лопата — …

2. Окунь, карась — …

3. Лето, зима — …

4. Огурец, помидор — …

5. Сирень, шиповник — …

6. Шкаф, диван — …

7. День, ночь — …

8. Слон, мышь — …

9. Июнь, июль — …

10. Дерево, цветок — …

Анализ результатов (по Л.И. Переслени)

1-й субтест

Если ответ на задание 1 правильный, задается вопрос: «Почему не шнурок?»

При правильном объяснении ребенку выставляется 1 балл, при неправильном — 0,5 балла.

Если ответ ошибочный, ребенку предлагается подумать и дать другой, правильный ответ. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла.

Если ответ снова неправильный, выясняется понимание слова «всегда», что важно для выполнения заданий 3, 4, 6.

При работе ребенка над последующими заданиями 1-го субтеста уточняющие вопросы не задаются.

2-й субтест

Если ответ на задание 1 правильный, задается вопрос «почему?». При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном — 0,5 балла.

Если ответ ошибочный, ребенку предлагается подумать и дать другой (правильный) ответ. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла.

При выполнении заданий 7, 9, 10 дополнительные вопросы не задаются, так как дети младшего школьного возраста еще не могут сформулировать принцип обобщения. Кроме того, при выполнении задания дополнительный вопрос не задается еще и потому, что эмпирически доказано — если ребенок правильно решает это задание, то он владеет такими понятиями, как «имя» и «фамилия».

3-й субтест

За правильный ответ — 1 балл, за правильный ответ после второй попытки — 0,5 балла. Уточняющих вопросов не задается.

4-й субтест

Оценки аналогичны 3-му субтесту. При неправильном ответе предлагается подумать еще. Уточняющие вопросы не задаются.

Подсчитывается сумма баллов за выполнение отдельных субтестов и за все субтесты в целом. Максимальное количество баллов, которое может набрать ребенок за все субтесты, — 40 (оценка успешности — 100%).

Целесообразно подсчитать суммарную оценку за выполнение заданий со второй попытки после стимулирующей помощи взрослого.

Увеличение числа таких ответов может указывать на недостаточный уровень произвольного внимания, импульсивность ответов.

Оценка успешности (ОУ) решения словесных субтестов определяется по формуле:

ОУ = X /40·100% , где X — сумма баллов, полученных испытуемым.

На основе анализа распределения индивидуальных данных определяются уровни успешности (норма и задержка умственного развития):

— 4-й уровень успешности — 32 балла и более (80—100% ОУ);

— 3-й уровень — 31,5—26 баллов (79,9—65%);

— 2-й уровень — 25,5—20 баллов (64,9—50%);

— 1-й уровень — 19,5 и менее (49,9% и ниже).

Правильные ответы

1-й субтест

1. Подошва.

2. Верблюд.

3. 12.

4. Февраль.

5. Автобус.

6. Всегда.

7. Жидкая.

8. Корень.

9. Москва.

2-й субтест

1. Фасоль.

2. Мост.

3. Песок.

4. Москва.

5. Орешник.

6. Указка.

7. Нестеров.

8. Лебедь.

9. Число.

10. Вкусный.

3-й субтест

1. Георгин/цветок.

2. Врач/больной.

3. Сад/яблоня.

4. Птица/гнездо.

5. Сапог/нога.

6. Мокрый/сухой.

7. Термометр/температура.

8. Лодка/парус.

9. Игла/стальная.

10. Пол/ковер.

4-й субтест

1. Рабочие инструменты.

2. Рыба.

3. Время года.

4. Овощ.

5. Куст.

6. Мебель.

7. Время суток.

8. Животное.

9. Месяц лета.

10. Растение.

Автор: Алябьева Елена Алексеевна

Рекомендуем посмотреть:

Профессиональные умения учителя начальных классов

Работа с родителями будущих первоклассников

Художественные произведения о природе для младших школьников

Двигательная активность в начальной школе

Применение новых педагогических технологий при обучении учащихся чтению

Источник