Терапевтические сказки ребенок 4 года
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Вы помните свои детские впечатления от волшебных сказок? Как переживали за главного героя, как вместе с ним преодолевали трудности, радовались его удачам и победам?
С персонажами сказок мы учились отличать добро и зло, щедрость и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, верность и предательство. Именно волшебные истории будили наше воображение и фантазии и помогали перевоплощаться в сказочного героя, чтобы вместе с ним постигать житейские истины, противостоять искушениям и находить выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций.
Современные дети, слушая сказки, проходят тот же путь познания мира и обретения опыта. Дети находят в волшебных историях отголоски собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду, что можно все преодолеть.
В любой сказке, как правило, присутствуют следующие элементы: герой/и, сюжет, конфликт и развязка. Но сказка только тогда становится терапевтической, когда ребенок отождествляется с ее героями, может провести параллель между сюжетом и собственной жизнью и извлекает некий урок или понимает скрытое сообщение.
В последнее время психологи все чаще используют терапевтические сказки-метафоры для решения психологических проблем детей. Иногда такие сказки напоминают народные или известные авторские сказки, а иногда не имеют никакой литературной ценности, и человеку, не посвященному в процесс психотерапии, кажутся невнятными и малосодержательными.
Но независимо от особенностей содержания терапевтическая сказка всегда направлена на то, чтобы помочь ребенку упорядочить его внутренний мир, узнать нечто новое и осуществить желаемые изменения.
В ЧЕМ СИЛА ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ СКАЗОК?
Одно из объяснений данного феномена заключается в том, что смысл сказки воспринимается сразу на двух уровнях, сознательном и подсознательном. Сознание ребенка принимает буквальное содержание сказки как вымышленное: ребенок сочувствует сказочному герою, отождествляет себя с ним и даже, когда узнает свою проблему, он все равно думает, это не про меня, это «понарошку». Подсознание же «верит» услышанному и задает нужную программу изменений в поведении, пере структурировании ценностей, взглядов и позиций.
КАК НАПИСАТЬ ТЕРАПЕВТИЧЕСКУЮ СКАЗКУ
Для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь или воспитательное воздействие, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:
1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.
Она должна соприкасаться с проблемой ребенка, как бы по касательной.
2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, услышав который и проведя его сквозь фильтры своих проблем ребенок смог бы «увидеть» возможности нового выбора. Если ребенок не в состоянии сделать выбор самостоятельно, родители (или психолог) предлагают ему свои варианты решения сходных проблем.
3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:
1. Жили-были. Статус-кво, начало сказки, встреча с ее героями (узнаваемыми и понятными ребенку персонажами). Психологи рекомендуют для детей 3-4 лет делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных; начиная с 5 лет — фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.
2. И вдруг однажды… Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом (дискомфортом, вызовом), совпадающим по характеру с проблемой ребенка.
3. Из-за этого… Сказка меняет направление, чтобы показать, в чем состоит решение проблемы и как это делают герои сказки.
4. Кульминация. Герои сказки справляются с трудностями.
5. Развязка. Результат действий героев сказки: «-» — герой, совершивший плохой поступок, наказан; «+» — герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, вознагражден. Развязка терапевтигеской сказки должна быть позитивной.
6. Мораль сей сказки такова… Герои сказки извлекают уроки из своих действий, их жизнь радикально изменяется.
Источником, откуда можно черпать материал для терапевтических сказок, могут быть знакомые сказочные мотивы, притчи, воображение ребенка, случаи из жизни родителей или практики психолога и специально придуманные темы.
ЧИТАТЬ ИЛИ РАССКАЗЫВАТЬ?
Отвечая на вопрос: «Лучше читать или рассказывать?», психологи отдают предпочтение рассказыванию, которое позволяет создать атмосферу эмоциональной близости, полноценно поддерживать значимый зрительный контакт. Чтение, в свою очередь, помогает ввести ребенка в мир книг, что ему весьма пригодится в будущем.
Впрочем, и для рассказывания, и для чтения необходимо создать подходящую обстановку: уютная комната, мягкий диван или кресла с удобными подлокотниками (возможно, подушки, плед). Родитель и ребенок сидят рядом, взрослый обнимает и слегка прижимает к себе ребенка. Родитель говорит спокойным, «глубоким» голосом, сопровождая рассказ драматическими приемами. В вечернее время можно добавить волнующие элементы: затемнение, свечи.
Не удивляйтесь, если ребенок просит рассказывать или читать ему одну и ту же сказку многократно. Наберитесь терпения и исполняйте просьбу. Вероятно, эта сказка наиболее соответствует мировосприятию ребенка в данный момент и помогает ему понять важные для себя вопросы и решать актуальные для него проблемы.
ОСОБЕННОСТИ РАССКАЗЫВАНИЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ СКАЗОК В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Успех терапевтического воздействия сказок и историй во многом зависит от эффективной организации процесса рассказывания.
К основным правилам их изложения можно отнести:
1. Создание для ребенка «зоны безопасности». В сюжете сказки могут сочетаться реальные и вымышленные события, персонажами могут быть лица, взятые из жизни, и герои любимых книг, мультфильмов, а также придуманные вами несуществующие животные, говорящие предметы и другие фантастические объекты. Такое соседство помогает ребенку сохранять ощущение, что это понарошку. Находясь в «зоне безопасности», ребенок не чувствует себя виноватым, не испытывает страха или смущения. Он просто слушает сказку, узнает что-то новое, что-то сопоставляет, сравнивает без всяких неприятных психологических последствий. А это означает, что ребенок может поразмышлять над услышанным в психологически комфортной обстановке.
2. Сказку (историю) следует рассказывать непреднамеренно, будто бы случайно. В ходе психологической консультации в виде отступления от беседы (перед началом консультации или после ее окончания, а также во время случайного перерыва), когда защиты ребенка естественным образом ослабевают, вы и пускаетесь в болтовню. В эти моменты ребенок в полном смысле открыт — и сознательно, и бессознательно — для того, что вы хотите ему сказать.
3. Для сказки должно быть какое-то разумное основание. Можно начинать сказку словами: «У одной моей знакомой девочки на подоконнике стоял точно такой же цветок…», «У меня есть знакомый сказочник, который придумал продолжение сказки (например, «Кот в сапогах»)» или «Сегодня утром я видела по телевизору передачу…». Затем рассказывается история или содержание передачи, которую вы якобы смотрели утром. Если сказка рассказана доверительно, непринужденно и для нее имелись разумные основания, ребенок будет слушать внимательно, то есть как раз так, как нам хотелось бы.
4. Никогда не анализируйте и не обсуждайте терапевтическую сказку сразу после ее окончания. Дайте ребенку время погрузиться в метафорический мир и отождествить себя с персонажами и событиями придуманного мира. Позже, например, на следующей встрече, можно обсудить, нарисовать и продолжить сказку.
5. Не перегружайте ребенка терапевтическими сказками и историями, чтобы он не утратил к ним чувствительность.
ПРИМЕР ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СКАЗКИ НА ПРОЖИВАНИЕ СМЕРТИ И ГОРЯ «ЛЯГУШОНОК КВА-СИМКА» (спасибо Р. Ткач)
«Высоко-высоко в горах было Зеленое озеро. Вода в нем всегда была чистая и прохладная. В этом горном озере жили рыбы и лягушки. У рыбок были золотые и серебристые чешуйки, а у лягушек красивая зеленая кожица, точно такая же, как цвет воды в озере.
Но самая красивая и самая зеленая кожица была у маленького лягушонка по имени Ква-симка. Пять дней назад Ква-симка превратился из маленького головастика в настоящего лягушонка, но уже умел хорошо квакать и высоко прыгать. Бабушка, папа и мама очень гордились маленьким лягушонком и всем вокруг рассказывали, какой он умный и хороший. Ква-симка тоже очень любил бабушку, папу и маму и старался быть послушным и воспитанным.
Это была самая дружная лягушачья семья на озере. Жить на озере было весело и спокойно. Правда, иногда на озеро налетал ветер, поднимавший опасные волны, но тогда все взрослые лягушки и маленькие лягушата выпрыгивали из воды и прижимались к большим камням, чтобы их не унесло волной в середину водоема.
Однажды ночью случился очень сильный ветер. Он не только поднял высокие и опасные волны, но и сорвал в горах большие камни, которые быстро покатились вниз к озеру. Почти все лягушки и лягушата, как всегда, выпрыгнули из озера и прижались к камням, но несколько лягушек не успели это сделать, и на них упал большой камень с горы.
Во время ветра никто не заметил, что произошло. И только, когда ветер затих, маленький Ква-симка понял, что его мамы нигде нет. Он начал прыгать по берегу озера и звать ее, но мама не откликалась.
Вдруг Ква-симка увидел большой камень, упавший с горы, и струящийся из-под него тоненький лучик золотистого света. Лягушонок замер, ему было страшно и интересно, его маленькое сердечко готово было выпрыгнуть из груди. Луч становился все гуще и больше, пока наконец не превратился в лягушку.
Ква-симка сразу узнал свою маму, но она была не такая, как всегда. Ее кожица светилась серебром и золотом, а не была зеленая, как обычно. А еще на ее спине выросли крылышки, точно такие, как у больших бабочек, красивые и разноцветные. Мама Ква-симки была похожа на волшебницу.
— Мама, это ты? — неуверенно спросил лягушонок.
— Да, мой дорогой, — ответила волшебница.
— Что с тобой произошло, мама? Почему ты стала золотая и почему у тебя выросли крылышки?
— Я превратилась в ангела и должна сейчас улететь высоко в небо.
— Я не хочу, чтобы ты была ангелом. Я тебя не пущу! — закричал лягушонок и горько заплакал.
— Не плачь, Ква-симка. Это большая удача после смерти превратиться в ангела, а не просто лежать под большим камнем, — успокоила лягушонка мама-ангел.
— А как же я? Кто будет меня любить? — не успокаивался Ква-симка.
— Я буду любить тебя на небе, а на земле тебя любят бабушка, и папа, и твои друзья, и полюбят еще много других лягушек.
— А когда я тебя снова увижу? — уже спокойным голосом спросил Ква-симка.
— Я буду приходить к тебе во сне, и мы будем вместе играть и веселиться. Еще я буду улыбаться тебе из-за облачка, но это будет нашим с тобой секретом. А сейчас тебе пора возвращаться к бабушке и папе, а мне улетать. До свидания, мой любимый сыночек.
— До свидания, мамочка, — ответил Ква-симка и грустно побрел домой.
Но вдруг озорной ветерок сбил лягушонка с лапок и перевернул на спину. Ква-симка случайно посмотрел на небо и увидел, как из-за облачка ему улыбается мама-ангел.
Лягушонок улыбнулся ей в ответ, быстро вскочил на лапки и довольный поскакал к бабушке и папе. У него появился большой секрет, о котором знали только он и мама-ангел».
Важно? Нужно? Обращайтесь сами и со своими детьми. Записаться на консультацию можно в директе @yulianasamoylova88888 и по тел. +79058199121 (Viber, WhatsApp), Skype julsam1.
Источник
Плетнева Татьяна
Терапевтические сказки
Детский мир совершенно не похож на взрослый. Он особенный и огромный. В доказательство этого достаточно вспомнить себя в юном возрасте. В детстве мы верили в чудеса. Волшебство окружало нас повсюду. Мы доверяли игрушкам свои самые сокровенные тайны
Психологи выделяют страхи по возрастам: 2-3 года дети испытывают ночные страхи, боятся животных; в 4 года пугаются сказочных персонажей и насекомых; в 5-6 лет катастроф, школы, пожаров, несчастий; в 7-8 лет — умереть и смерти близких. Еще в древности считалось, что сказка лечит душу человека.. Терапевтическая сказка – это сказочная история, построенная определенным образом с учетом конкретных страхов и особенностей ребенка. В таких историях очень важен главный герой, который встречается со своими страхами лицом к лицу. Ведь чем больше знаешь о том, что пугает, тем меньше боишься.
Решить проблемы и справиться с возникшими
жизненными трудностями помогут терапевтические
сказки. Они гораздо результативнее всяческих уговоров
родителей. Хорошая сказка на самом деле творит
настоящее чудо.
Терапевтические сказки для младших школьников
помогут бороться с различными трудностями,
связанными с учебой и общением со сверстниками
Тимошка и темнота
В одном городе: не очень большом, но и не очень маленьком, очень
похожем на тот, где живёшь ты, жил-был мальчик. Звали его Тимофей,
а родители и друзья называли его Тимошка. Был Тимошка очень хорошим
мальчиком, имел много друзей, всегда был рад помочь другим и ничего
не боялся. Вернее, почти ничего не боялся, кроме темноты.
Где бы он ни был, во что бы ни играл, как только начинало темнеть, он
сразу спешил домой, поближе к маме и папе. Да и спать он не ложился,
пока мама не зажигала настольную лампу около кровати. Ночью мальчик
из комнаты своей выйти боялся. Если надо было сходить за водой или в
туалет, он сразу звал маму.
— И чего ты боишься? – спрашивала его мама. – Тут же ничего и никого нет!
— Как нет? А темнота! – отвечал мальчик.
Но однажды произошла с Тимошкой такая вот история:
Одним летним вечером играл он с ребятами в мяч, в соседнем дворе.
Заигрался, да и не заметил, что начало темнеть. А когда заметил, что уже
сумерки сгущаются, сразу же бросился домой. Для того, чтобы попасть в
свой двор, надо было Тимошке пройти под мостом. Так вот, пробегая под
тем самым мостом, мальчик услышал, что над его головой кто-то плачет.
Поднял он голову и увидел, что на мосту сидит маленькая девочка,
примерно его возраста. Она-то и плакала. Слёзы текли по её худеньким
щекам и падали на короткое серое платьице.
— Ох, бедная! — подумал мальчик. – Наверно она забралась туда, а слезть
не может. Вот и плачет.
Поскольку Тимошка был добрый и смелый мальчик, он, конечно, решил
девочке помочь и стал забираться на мост. Он даже про темноту
ненадолго забыл, так ему жалко бедняжку стало. Через минуту Тимошка
уже сидел рядом с ней.
— Ты чего плачешь, боишься? Давай руку, я помогу тебе спуститься!
— Я не боюсь спускаться. Я по-другому плачу, — тихо ответа девочка.
— Так почему же ты плачешь? Может, я всё-таки помогу?
— Я плачу, потому что со мной дружить никто не хочет. Все меня боятся,
— объяснила девочка.
— Как боятся? Чего тебя бояться! Кому ты можешь вред причинить?
– удивился мальчик.
— Не знаю кому, но все меня боятся. А мне так хочется иметь друзей!
— Так давай я буду твоим другом! – предложил Тимошка. – Как тебя зовут?
— Темнота, — ответила девочка.
— Как Темнота! Та самая Темнота, что ночью бывает? – вздрогнул
мальчик.
— Да, та самая. Вот видишь, и ты испугался, и дружить больше не хочешь.
А я ведь ничего плохого не делаю. Только прихожу на землю, когда
заходит Солнце, как меня учили мои родители, мама Тёмная Ночь и папа
Король Сумерек.
— А ты, правда, ничего плохого не делаешь? – спросил Тимошка дрожащим
голосом.
— Правда, ничего плохого! – ответила Темнота.
— Но я всё-таки всё ещё тебя боюсь. Что же делать! – мальчик не знал,
как поступить. Ему было жалко Темноту, но он ведь её боялся. Даже
отодвинулся немного.
Темнота и Тимошка сидели на мосту, смотрели друг на друга и не знали,
что предпринять, как помочь друг другу. Вдруг Месяц, который наблюдал
за ними с высоты,спустился пониже и заговорил:
— Я знаю, как вам помочь. Вам всё-таки надо подружиться. Тогда у
Темноты будет друг, и она не будет так расстраиваться, а ты Тимошка
перестанешь её бояться. Мы ведь не боимся своих друзей! Так?
Темнота и Тимошка выслушали совет Месяца и им показалось, что он прав.
— Ну, давай, подружимся! – предложил мальчик.
— Давай! – согласилась Темнота и протянула ему свою руку, а Тимошка
улыбнулся ей и протянул свою.
— А теперь мне домой пора, — сказал мальчик. – Ведь уже очень поздно.
Мама переживает, я ведь всегда засветло возвращаюсь.
— А давай я тебя до дома провожу! – предложила Темнота.
И они пошли по улице, мальчик Тимошка и его подруга Темнота.
И Тимошке было ни капельки не страшно.
С тех пор Тимошка не боится Темноты. Ему уже не нужно зажигать лампу,
когда он ложится спать. А Темнота, когда спускается на землю, всегда идёт
проведать своего друга.
— Здравствуй, друг, — говорит Темнота.
— Здравствуй, Темнота. Я так рад, что ты пришла! — отвечает Тимошка.
— Ну а теперь ложись спать, — говорит Темнота, — а я буду стоять рядом
и отгонять плохие сны, если они вдруг будут приближаться к твоей
кровати.
— Спасибо, Темнота, — говорит мальчик.
Тишина и покой окутывают его, словно тёплое пуховое одеяло, он
закрывает глаза и засыпает крепким безмятежным сном, а Темнота стоит
рядом и сторожит сон своего друга.
Автор: Мария Шкурина
Источник
Сказка о Паучке
Автор: Ежевичка
Как-то родился в одном доме Паучок. Был он совсем маленьким, и потому всего боялся: боялся вылезти из щели, где он жил со своей паучьей семьей; боялся громких звуков и яркого света, исходивших извне.
Но вот Паучок немного подрос, и стало ему любопытно, что же делается там, снаружи. Однажды он набрался храбрости и вылез на белый свет. Оказалось, что щель — лишь часть стены большого деревянного дома, где жила человеческая семья — мама, папа и трое детей: два мальчика и одна девочка. Свет, оказывается, исходил из огромных окон, а шум производили как раз эти дети, когда они играли.
Паучку очень понравился окружающий мир: дом, свет и весёлые шумные дети. Он стал часто вылезать, чтобы посмотреть на них. И захотелось ему подружиться с этими детьми, играть с ними в весёлые игры, ведь не было у Паучка ни братьев, ни сестёр. Только он всё ещё был маленьким, и потому дети не замечали его. Тогда Паучок залез прямо на стол, за которым дети частенько рисовали и мастерили. Но увидев Паучка, они с криком отскочили от стола. «Паук! Паук!» — кричали они и ни за что не хотели подходить к «страшилищу». А Паучок сам страшно испугался и бросился прочь со стола в свою спасительную норку. Прибежал он, уткнулся в Папу-Паука и горько заплакал.
«Почему дети не хотят играть со мной? Почему они так громко закричали, когда увидели меня? Ведь я так хотел подружиться с ними!»
Тогда Папа-Паук успокоил своего сына и объяснил, что многие люди боятся пауков из-за их паутин. «Люди не понимают, что мы плетем их, чтобы прокормиться, — объяснил большой Папа-Паук. — Мы ловим кусачих мух, комаров и тараканов, приносим пользу. А люди едят животных, которых сами же и выращивают. Так что мы намного полезней! А с людьми мы не дружим: не понимают они нас, пауков! И ты держись подальше от них, а то ещё прихлопнут!»
Это было очень грустно, но делать было нечего, и маленький Паучок не пытался больше подружиться с людьми, только иногда, когда дети его не видели, наблюдал за их веселыми играми.
Время шло, дети росли, и вот двое сыновей один за другим оставили отчий дом. Осталась одна девочка (Паучок уже знал, что её зовут Мари), превратившаяся в красивую девушку. В один прекрасный день её начал навещать какой-то молодой человек. Сначала раз в неделю, потом два-три, а потом и вовсе стал чуть ли не каждый день приходить. Мари же стала вести себя как-то странно: много времени проводить перед зеркалом, то краснеть, то плакать и часто смотреть в окно, думая о чём-то.
А что же наш Паучок? Он тоже вырос, стал большой, длинноногий. Паучок очень любил солнце и частенько выползал на подоконник, чтобы погреться в тёплых лучах. Вот однажды, когда он принимал свои солнечные ванны, Мари сначала ходила по комнате туда-сюда, не находя себе места, а потом села у окна и стала по своему обыкновению смотреть в окно, вздыхая и что-то шепча про себя. Вдруг она заметила Паучка, гревшегося на солнышке. Паучок очень испугался и решил, что девушка опять, как в детстве, закричит и убежит, но вместо этого Мари неожиданно обратилась к нашему Паучку с такими словами:
— Ах, это ты, милый паучок? Греешься себе? Счастливый ты, беззаботный! Сплёл себе паутинку и убежал загорать на солнце, а жертвы твои сами попадутся. Вот и я чувствую себя, словно в паутине, и никак не могу вырваться из неё. Вновь бы стать собой, такой же беззаботной, как ты!
Паучок не понял ничего. Он-то точно знал, что Мари ни в какую паутину попасть не может, так как легко выберется из неё, да и сравнение её с ним Паучка удивило: ведь Мари такая красавица, а он маленький, чёрный и страшный! Но Мари все говорила и говорила, и постепенно Паучок узнал, что девушка влюблена в того гостя, который часто приходит к ней. На следующий день гость не пришёл, и Мари была очень грустной, опять весь день не находила себе места, вновь села у окна и увидела на прежнем месте Паучка, который, как и накануне, грелся на солнышке.
— А, это ты, старый друг, — печально улыбнулась она, и Паучок аж весь встрепенулс
Источник