Теория развития ребенка с рождения

Теория развития ребенка с рождения thumbnail

«Правильно ли развивается наш ребенок?» Этот вопрос беспокоит едва ли не каждого из «новоиспеченных» родителей. Особенное беспокойство он вызывает в семьях, в которых ребенок появился впервые. Это – естественное беспокойство, и справиться с ним можно только обладая информацией о том, что «должен делать» малыш в различные возрастные периоды.

В последние годы, особенно в зарубежных изданиях, много говорится о том, что «всякий ребенок развивается по-своему», «у каждого – своя норма», «оставьте малыша в покое и он будет развиваться как надо…». Вряд ли можно приветствовать такой подход, поскольку он снижает внимание родителей к развитию ребенка, что зачастую приводит к формированию «пропущенной» задержки в психическом и моторном развитии ребенка. Поэтому мы предлагаем Вам примерную схему обретения малышом тех или иных навыков на первом году его жизни.

В целом развитие ребенка на первом году жизни можно свести к нескольким этапам. В первые недели после рождения тонус мышц повышен, обеспечивая сохранение «внутриутробной позы», от которой ребенок еще «не отвык».

Кроме того, с рождения ребенок находится во власти врожденных «рефлексов новорожденного». Посредством этих рефлексов Природа все делает за него: ротовые автоматизмы включают поиск соска и сосание при легком касании губ, хватательный рефлекс помогает ему удерживаться на поверхности (как обезьяньи дети на шерстке матери – все эти рефлексы уходят корнями в наше далекое прошлое), при ощущении опоры под пяткой в положении лежа ребенок непроизвольно ползет (чтоб не потеряться!). Будучи поставленным на ножки, он активно опирается и даже делает (непроизвольные!) шаговые движения. Это – тот «прожиточный минимум», который позволяет малышу обеспечивать свою жизнь непроизвольно, то есть неосмысленно, пока идет созревание его центральной нервной системы.

Известно, наверное, всем, что мы рождаемся уже с практически полным набором нервных клеток и что они в последующем «не восстанавливаются». Но после рождения весь этот «комплект» должен заработать. Клетки должны «узнать», чем каждой из них предстоит заниматься, объединиться в группы согласно поставленным перед ними задачам, наладить обмен информацией.

Поэтому процесс созревания нервной системы сводится к налаживанию связей между ними путем прорастания клеточных отростков – аксонов, организации их таким образом во все более и более сложные группы, и увеличению скорости обмена информацией.

Что же является основным в развитии ребенка на первом году жизни? Постепенное снижение повышенного при рождении мышечного тонуса позволяет постепенной отойти от внутриутробной позы и «раскрепощает» конечности.

Постепенно нивелируясь, врожденные рефлексы заменяются произвольной, то есть осмысленной, активностью, которую обеспечивает постоянно развивающийся мозг. Параллельно идеи и развитие психических функций.

Именно таким образом Автоматическое сосание переходит в осмысленный прием пищи, автоматическое ползание заменяется ползанием активным, после долгого перерыва (реакция опоры и автоматическая походка угасают обычно месяцам к трем) приходят сложные навыки удержания тела в положении стоя, а затем – и ходьбы.

Как Вы понимаете, выпадение какого-то этапа в этом сложном процессе приводит к «поломке последовательности» и зачастую – к формированию задержки в развитии. Так, например, сохраняющийся длительное время повышенный тонус ведет к ограничениям в движениях конечностей и тормозит развитие осмысленных движений. Не угасший вовремя рефлекс новорожденного сковывает идущий ему на смену произвольный двигательный акт. Все это определяет внимание, уделяемое нюансам развития ребенка детскими врачами. Знание основных этапов развития родителями позволит нам надеяться на то, что Вы вовремя позовете нас на помощь.

Психомоторное развитие детей первого года жизни

Новорожденный

Зрение – при ярком свете жмурится, поворачивает глаза к источнику света.

Слух – при резком звуке вздрагивает или моргает.

Моторика – поза «эмбриона» с приведенными к туловищу руками и ногами, движения хаотические, медленные. Кисти в кулачках.

Эмоции – много спит, просыпается только на кормления или когда мокрый.

1 месяц

Зрение – фиксация взора на неподвижном предмете или лице взрослого, начинает прослеживать за движущимся предметом, периодическое косоглазие, зажмуривание глаз при ярком свете.

Слух – кратковременное сосредоточение на звук и голос, вздрагивания, мигания при резком звуке.

Речь – появляются отдельные заднеязычные звуки «г», «к».

Моторика – в положении на животе поднимает голову, пытается ее удержать.

Эмоции – открывает рот при обращении к нему взрослого (ротовое внимание).

2 месяца

Зрение – прослеживание взглядом в горизонтальной плоскости, может сохраняться непостоянное косоглазие, любит рассматривать лицо матери, геометрические фигуры в бело-черном цвете.

Слух – прислушивается, поворачивает голову в сторону источника звука.

Речь – в конце второго месяца появляется гуление.

Моторика – в положении на животе хорошо держит голову, удерживает вложенную игрушку в руке.

Эмоции – появляется улыбка при общении со взрослым.

3 месяца

Зрение – длительно рассматривает предметы, сочетанный поворот головы и глаз, плавно прослеживает за предметами в положении лежа на животе.

Слух – отыскивает источник звука глазами с поворотом головы.

Речь – ребенок гулит нараспев, пытается подражать интонации обращенной речи взрослого.

Моторика – удерживает голову в вертикальном положении, в положении на животе опора на руки под острым углом. Кисти открыты, натыкается руками на повешенные перед ним игрушки, пытается их захватить. При попытке потянуть за руки приподнимает голову.

Эмоции – в ответ на вид взрослого, игрушки появляется улыбка, усиливается двигательная активность, голосовые реакции.

Игра – рассматривает, ощупывает свои руки.

4 месяца

Зрение – может переводить взгляд с предмета на предмет, оценивая расстояние до игрушки, тянется к ней, рассматривает предметы на близком расстоянии (формируется бинокулярное зрение).

Слух – различает голоса близких.

Речь – громко кричит, прислушиваясь к собственным звукам.

Моторика – в положении на животе опора на руки под прямым углом, поворачивается на бочок. При потягивании за ручки сгибает руки в локтях, подтягивается.

Читайте также:  Влияние среды на интеллектуальное развитие ребенка

Эмоции – смеется в голос, появляется чувство испуга.

Игра – целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее всей ладонью. Ощупывает ручки, тело, одежду, тянет их в рот.

5 месяцев

Зрение – может прослеживать взглядом за двумя предметами попеременно, четко дифференцирует «свой-чужой», ищет наполовину спрятанный предмет.

Слух – прислушивается к музыке.

Речь – появляются согласные звуки, слоги «ма», «ба», «па», пытается на своем языке разговаривать с игрушками, взрослыми.

Моторика – в положении на животе опирается на кисти рук, высоко поднимая верхний плечевой пояс. Поворачивается со спины на живот. При потягивании за руки присаживается.

Эмоции – при виде новой игрушки, незнакомого лица настораживается, замирает, а затем появляется оживление или реакция страха.

Игра – активно захватывает предметы, двумя руками держит бутылочку.

6 месяцев

Зрение – понимает отдельные жесты взрослого (жест, когда манят ребенка на руки).

Слух – появление определенных реакций на разные звуки (например, на скрип дверей или шаги поворачивает голову и пытается приподняться в кроватке, чтобы посмотреть кто это), узнает знакомые голоса.

Речь – ребенок подолгу может общаться сам с собой (самоговорение).

Моторика – переворачивается с живота на спину, посаженный удерживает позу с опорой на две руки, подползает к игрушке, может держать в каждой руке по игрушке, перекладывает их из руки в руку.

Эмоции – с вниманием рассматривает окружающие предметы и людей, быстро и адекватно реагирует на выражение лица взрослого.

Игра – манипулирует с игрушками.

7 месяцев

Зрение – узнает знакомых, прослеживает за упавшей игрушкой, зрительно оценивает размер предмета, соизмеряет его захват.

Слух – различает интонацию голоса, понимает когда его хвалят или ругают.

Речь – элементы лепетной речи.

Моторика – сидит самостоятельно или с опорой на одну руку, ползает по-пластунски.

Эмоции – реакция страха сменяется познавательным интересом.

Игра – любит рвать листы бумаги, развязывать ленточки, выбрасывает игрушки из кроватки.

8 месяцев

Зрение – интерес или удивление при виде незнакомых предметов, фиксация внимания на двух объектах одновременно.

Слух – понимает понятия «где?», «дай», «на».

Речь – активный лепет, слоговая речь.

Моторика – устойчиво сидит, самостоятельно садится, встает на четвереньки, у опоры встает на коленки, стоит, держась за опору. Хлопает в ладоши, протягивает руки близким, чтобы его взяли на руки, машет «до свидания».

Эмоции – постоянно занят какой-нибудь деятельностью, есть игровой контакт со взрослым.

Игра – отталкивает предметы, кидает игрушки. Складывает мелкие предметы в крупные. Разбирает пирамидку.

9 месяцев

Зрение – долго может наблюдать за взрослым, появляется реакция на их мимику и жесты.

Слух – выполняет более сложные словесные инструкции: «поцелуй маму», «дай ручку», «возьми шарик».

Речь – появляются отдельные слова, нередко слогоподражательные (вместо «собака» «бабака»).

Моторика – ползает, попеременно передвигая то правые, то левые конечности; встает у опоры на ноги; стоит; передвигается, держась за опору. Захватывает мелкий предмет двумя или тремя пальцами.

Эмоции – различные эмоциональные реакции при контакте с матерью, общение при помощи жеста.

Игра – Может играть сразу несколькими предметами, постукивает игрушкой об игрушку, любит музыкальные игрушки, ищет спрятанную игрушку.

10 месяцев

Зрение – показывает некоторые предметы в соответствии с их названием.

Слух – узнает простые музыкальные мелодии, различает тиканье часов.

Речь – повторяет за взрослым слова, копирует интонацию взрослого.

Моторика – стоит без опоры кратковременно, ходит за две руки. Собирает пирамидку. Показывает части тела другого человека. Под контролем зрения вкладывает пальцы в отверстия.

Эмоции – реакция неудовольствия на различные ситуации, голосом сигнализирует о том, что мокрый, голодный.

Игра – начинает играть с игрушками, в соответствии с их назначением (машинку катает, мячик бросает). Может самостоятельно играть 20-30 минут.

11 месяцев

Зрение – внимательно рассматривает обстановку в комнате, особенно если попадает в другое помещение.

Слух – понимает обращенную речь, выполняет инструкции (например, «принеси куклу»).

Речь – обращается ко взрослым с целью что-то сообщить, зачастую на «своем» языке.

Моторика – стоит самостоятельно, ходит за одну руку, делает первые самостоятельные шаги. Вкладывает пальцы в отверстия на ощупь. Показывает части своего тела.

Эмоции – появляется реакция торможения при слове «нельзя», избирательно относится к окружающему.

Игра – умеет себя занять, играет сам и охотно включается в игру, предложенную взрослым, появляются элементарные контакты со сверстниками. Собирает пирамидку.

12 месяцев

Зрение – узнает многие предметы на картинке.

Слух – появляется и усложняется звукоподражающая деятельность (машина едет – «ж-ж-ж», киска мяукает – «мяу»).

Речь – умеет говорить 8-10 слов, постоянно нарастает словарный запас, улучшается произношение слов.

Моторика – ходит самостоятельно, приседает и встает.

Эмоции – появляется сопереживание.

Игра – активно контактирует со взрослыми, любит играть с детьми. Открывает коробку, ящик, вкладывает один предмет в другой, пользуется ложкой и расческой по назначению.

Источник: https://www.baby.ru/

Источник

Теории развития ребенка направлены на объяснение того, как дети меняются и растут в течение детства. Такие теории сосредоточены на различных аспектах развития, включая социальный, эмоциональный и когнитивный рост.

Изучение человеческого развития является богатым и разнообразным предметом. У всех нас есть личный опыт развития, но иногда трудно понять, как и почему люди растут, учатся и действуют так, как они.

Почему дети ведут себя определенным образом? Их поведение связано с их возрастом, семейными отношениями или индивидуальным характером? Психологи развития стремятся ответить на такие вопросы, а также понять, объяснить и предсказать поведение, которое происходит на протяжении всей жизни.

Чтобы понять человеческое развитие, возник ряд различных теорий развития ребенка, чтобы объяснить различные аспекты человеческого роста.

Читайте также:  Развитие ребенка с диагнозом умственная отсталость

Фон теории развития ребенка

Теории развития обеспечивают основу для размышлений о человеческом росте и обучении. Но почему мы изучаем развитие? Что мы можем извлечь из психологических теорий развития? Если вы когда-нибудь задумывались о том, что мотивирует человеческое мышление и поведение, понимание этих теорий может дать полезную информацию о людях и обществе.

Как наше понимание развития ребенка изменилось за последние годы

Развитие ребенка, которое происходит от рождения до взрослой жизни, в значительной степени игнорировалось на протяжении большей части истории человечества. Дети часто рассматривались просто как маленькие версии взрослых, и мало внимания уделялось множеству достижений в когнитивных способностях, использовании языка и физическом росте, которые происходят в детстве и подростковом возрасте.

Интерес к области развития ребенка, наконец, начал проявляться в начале 20-го века, но он, как правило, фокусировался на ненормальном поведении. В конце концов, исследователи стали проявлять все больший интерес к другим темам, включая типичное развитие ребенка, а также влияние на развитие.

Как изучение развития ребенка позволяет нам понять происходящие изменения

Почему важно учиться тому, как дети растут, учатся и меняются? Понимание развития ребенка очень важно, потому что оно позволяет нам в полной мере оценить познавательный, эмоциональный, физический, социальный и образовательный рост, который дети переживают с рождения и в раннем взрослом возрасте.

Некоторые из основных теорий развития ребенка известны как великие теории; они пытаются описать каждый аспект развития, часто используя поэтапный подход. Другие известны как мини-теории; вместо этого они сосредоточены только на довольно ограниченном аспекте развития, таком как когнитивный или социальный рост.

Основные теории развития ребенка

Ниже приведены лишь некоторые из многих теорий развития ребенка, которые были предложены теоретиками и исследователями. Более поздние теории обрисовывают в общих чертах стадии развития детей и идентифицируют типичные возрасты, в которых происходят эти вехи роста.

Теория психосексуального развития Фрейда

Психоаналитическая теория возникла благодаря работе Зигмунда Фрейда. Благодаря своей клинической работе с пациентами, страдающими психическими заболеваниями, Фрейд пришел к убеждению, что детские переживания и бессознательные желания влияют на поведение.

Согласно Фрейду, конфликты, возникающие на каждом из этих этапов, могут оказывать пожизненное влияние на личность и поведение.

Фрейд предложил одну из самых известных грандиозных теорий развития ребенка. Согласно психосексуальной теории Фрейда, развитие ребенка происходит в несколько этапов, ориентированных на различные области удовольствия тела. На каждом этапе ребенок сталкивается с конфликтами, которые играют значительную роль в процессе развития.

Его теория предполагала, что энергия либидо была сосредоточена на различных эрогенных зонах на определенных стадиях. Неспособность пройти стадию может привести к фиксации в этой точке развития, которая, по мнению Фрейда, может повлиять на поведение взрослых.

Так что же происходит, когда дети заканчивают каждый этап? И что может произойти, если ребенок плохо справляется с определенной точкой развития? Успешное завершение каждого этапа ведет к развитию здоровой взрослой личности. Неспособность разрешить конфликты на определенной стадии может привести к фиксациям, которые затем могут повлиять на поведение взрослых.

В то время как некоторые другие теории развития ребенка предполагают, что личность продолжает меняться и расти в течение всей жизни, Фрейд полагал, что именно ранние переживания сыграли наибольшую роль в формировании развития. По словам Фрейда, личность во многом заложена камнем к пятилетнему возрасту.

Этапы Фрейда психосексуального развития

Психосоциальная теория развития Эриксона

Психоаналитическая теория была чрезвычайно влиятельной силой в первой половине двадцатого века. Те, кто вдохновлялся и находился под влиянием Фрейда, продолжали расширять идеи Фрейда и разрабатывать собственные теории. Идеи Эрика Эриксона из этих неофрейдистов стали, пожалуй, самыми известными.

Восьмиэтапная теория психосоциального развития Эриксона описывает рост и изменения на протяжении всей жизни, уделяя особое внимание социальному взаимодействию и конфликтам, возникающим на разных этапах развития.

Хотя теория психосоциального развития Эриксона имеет некоторые общие черты с теорией Фрейда, во многих отношениях она существенно отличается. Вместо того чтобы сосредоточиться на сексуальном интересе как движущей силе развития, Эриксон считал, что социальное взаимодействие и опыт играют решающую роль.

Его восьмиступенчатая теория развития человека описала этот процесс от младенчества до смерти. На каждом этапе люди сталкиваются с конфликтом развития, который влияет на дальнейшее функционирование и дальнейший рост.

В отличие от многих других теорий развития, психосоциальная теория Эрика Эриксона фокусируется на развитии на протяжении всей жизни. На каждом этапе дети и взрослые сталкиваются с кризисом развития, который служит основным поворотным моментом. Успешное решение задач каждого этапа приводит к появлению психологических добродетелей на всю жизнь.

Этапы психосоциального развития Эриксона

Поведенческие теории развития ребенка

В первой половине двадцатого века новая школа мысли, известная как бихевиоризм, стала доминирующей силой в психологии. Бихевиористы полагали, что психология должна фокусироваться только на наблюдаемом и количественном поведении, чтобы стать более научной дисциплиной.

Согласно поведенческой перспективе, все поведение человека может быть описано с точки зрения влияния окружающей среды. Некоторые бихевиористы, такие как Джон Б. Уотсон и Б.Ф. Скиннер, настаивали на том, что обучение происходит исключительно через процессы ассоциации и подкрепления.

Поведенческие теории развития ребенка сосредоточены на том, как взаимодействие окружающей среды влияет на поведение, и основаны на теориях таких теоретиков, как Джон Б. Уотсон, Иван Павлов и Б.Ф. Скиннер. Эти теории имеют дело только с наблюдаемым поведением. Развитие считается реакцией на награды, наказания, стимулы и подкрепление.

Эта теория значительно отличается от других теорий развития ребенка, потому что она не учитывает внутренние мысли или чувства. Вместо этого он фокусируется исключительно на том, как опыт формирует то, кем мы являемся.

Читайте также:  Развитие ребенка с овз через театральную деятельность

Два важных типа обучения, которые возникли из этого подхода к развитию, — это классическая обусловленность и оперантная обусловленность. Классическая обусловленность предполагает обучение путем сочетания естественного стимула с ранее нейтральным стимулом. Оперантное кондиционирование использует подкрепление и наказание для изменения поведения.

Когнитивная теория развития Пиаже

Когнитивная теория связана с развитием мыслительных процессов человека. Также рассматривается, как эти мыслительные процессы влияют на то, как мы понимаем мир и взаимодействуем с ним. Пиаже предложил идею, которая сейчас кажется очевидной, но помогла революционизировать наш взгляд на развитие ребенка: дети думают иначе, чем взрослые .

Теоретик Жан Пиаже предложил одну из самых влиятельных теорий когнитивного развития. Его когнитивная теория стремится описать и объяснить развитие мыслительных процессов и психических состояний. Это также смотрит на то, как эти мыслительные процессы влияют на то, как мы понимаем мир и взаимодействуем с ним.

Затем Пиаже предложил теорию когнитивного развития, чтобы объяснить этапы и последовательность интеллектуального развития детей.

  • Сенсомоторная стадия. Период времени между рождением и возрастом два, в течение которого знание ребенком мира ограничивается его или ее сенсорным восприятием и двигательной активностью. Поведение ограничивается простыми моторными реакциями, вызванными сенсорными стимулами.
  • Предоперационная стадия: период от 2 до 6 лет, в течение которого ребенок учится пользоваться языком. На этом этапе дети еще не понимают конкретной логики, не могут мысленно манипулировать информацией и не могут воспринимать точку зрения других людей.
  • Конкретная операционная стадия: период между 7 и 11 годами, в течение которого дети лучше понимают умственные операции. Дети начинают логически думать о конкретных событиях, но им трудно понять абстрактные или гипотетические концепции.
  • Формальная операционная стадия: период между 12 годами и взрослыми, когда люди развивают способность думать об абстрактных понятиях. На этом этапе также возникают такие навыки, как логическое мышление, дедуктивное мышление и систематическое планирование.

Четыре этапа развития Piaget

Теория привязанности Боулби

Существует большое количество исследований по социальному развитию детей. Джон Боубли предложил одну из самых ранних теорий общественного развития. Боулби считал, что ранние отношения с опекунами играют важную роль в развитии ребенка и продолжают влиять на социальные отношения на протяжении всей жизни.

Теория привязанности Боулби предполагает, что дети рождаются с врожденной необходимостью формировать привязанности. Такие привязанности способствуют выживанию, обеспечивая ребенку заботу и защиту. Не только это, но и эти привязанности характеризуются четкими поведенческими и мотивационными паттернами. Другими словами, и дети, и лица, обеспечивающие уход, ведут себя так, чтобы обеспечить близость. Дети стремятся оставаться рядом и быть на связи со своими опекунами, которые, в свою очередь, обеспечивают безопасное убежище и надежную базу для исследования.

Исследователи также расширили оригинальную работу Боулби и предположили, что существует множество различных стилей привязанности. Дети, которые получают постоянную поддержку и уход, с большей вероятностью разовьют безопасный стиль привязанности, в то время как те, кто получают менее надежный уход, могут развить амбивалентный, избегающий или неорганизованный стиль.

Теория привязанности

Теория социального обучения Бандуры

Теория социального обучения основана на работах психолога Альберта Бандуры. Бандура считал, что процесс обусловливания и подкрепления не может в достаточной мере объяснить все человеческое обучение. Например, как процесс обусловливания может учитывать усвоенное поведение, которое не было подкреплено классической обусловленностью или оперантной обусловленностью?

Согласно теории социального обучения, поведение также может быть изучено посредством наблюдения и моделирования. Наблюдая за действиями других, в том числе родителей и сверстников, дети развивают новые навыки и получают новую информацию.

Теория развития ребенка Бандуры предполагает, что наблюдение играет важную роль в обучении, но это наблюдение не обязательно должно принимать форму наблюдения живой модели. Вместо этого люди могут также учиться, слушая устные инструкции о том, как выполнять поведение, а также наблюдая, как реальные или вымышленные персонажи демонстрируют поведение в книгах или фильмах.

Теория социального обучения

Социокультурная теория Выготского

Другой психолог по имени Лев Выготский предложил оригинальную теорию обучения, которая стала очень влиятельной, особенно в области образования. Как и Пиаже, Выготский считал, что дети учатся активно и на практике. Его социокультурная теория также предполагает, что родители, опекуны, сверстники и культура в целом несут ответственность за развитие функций более высокого порядка.

По мнению Выготского, обучение — это по своей сути социальный процесс. Благодаря взаимодействию с другими, обучение становится интегрированным в понимание мира человеком. Эта теория развития ребенка также ввела понятие зоны ближайшего развития, которая представляет собой разрыв между тем, что человек может сделать с помощью, и тем, что он может сделать самостоятельно. Именно с помощью более знающих других люди могут постепенно учиться и повышать свои навыки и объем понимания.

Социокультурная теория

Слово от Verywell

Как видите, некоторые из самых известных мыслителей психологии разработали теории, которые помогут исследовать и объяснять различные аспекты развития ребенка. Хотя не все из этих теорий в настоящее время полностью приняты, все они оказали важное влияние на наше понимание развития ребенка. Сегодня современные психологи часто опираются на различные теории и перспективы, чтобы понять, как дети растут, ведут себя и думают.

Эти теории представляют собой лишь некоторые из различных способов мышления о развитии ребенка. В действительности, полное понимание того, как дети меняются и растут в течение детства, требует рассмотрения множества различных факторов, которые влияют на физический и психологический рост. Гены, окружающая среда и взаимодействие между этими двумя силами определяют, как дети растут как физически, так и умственно.

Источник