Теория и методика физического воспитания и развития ребенка наука изучающая

Теория и методика физического воспитания и развития ребенка наука изучающая thumbnail

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА

Глава 1

Связь теории и методики физического воспитания с другими науками

Теория физического воспитания и развития ребенка связана с комплексом научных дисциплин. Одни из них изучают социальные закономерности развития и организации физической культуры, влияние физических упражнений на организм и психику ребенка, а также применение средств и методов педагогического воздействия (общая теория и методика физической культуры, общая и дошкольная педагогика, психофизиология физического воспитания, детская психология).

Другие науки (медико-биологического цикла, такие, как физиология, анатомия, медицина, биология) изучают процедуры биологического развития ребенка. Каждая из вышеназванных наук изучает определенную сторону физического развития. Теория и методика физического воспитания как самостоятельная наука интегрирует достижения смежных наук и представляет собой систему педагогических воздействий для достижения результатов физического воспитания.

Теория и методика физического воспитания связана с комплексом дисциплин гуманитарного характера — общей теорией физической культуры и воспитания, общей и дошкольной педагогикой, психологией физической культуры и спорта, детской, возрастной, социальной психологией, философией и др.

Она опирается также на медико-биологические и естественнонаучные дисциплины — физиологию, биомеханику физических упражнений, анатомию, педиатрию, нейропсихологию, гигиену, медико-педагогический контроль и др.

Благодаря комплексному использованию смежных наук появились возможности изучения социальных закономерностей развития и организации физической культуры, особенностей воздействия физических упражнений на телесное и психическое развитие ребенка; выявлены закономерности формирования двигательных умений и навыков, определены законы применения средств, форм и методов педагогического воздействия.

Дисциплины медико-педагогического и психолого-педагогического цикла изучают определенную сторону физического развития ребенка. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка — это основа системы педагогического воздействия для достижения лучших результатов физического воспитания.

Методологической основойпредмета являются положения отечественных и зарубежных специалистов в области философии, психологии, медицины, биологии, физиологии и других наук о взаимосвязи и взаимозависимости развития двигательных функций и психики ребенка; жизненно важной роли двигательной активности как основы жизнеобеспечения его организма.

Естественно-научную и психолого-педагогическую основуэтой теории составляет учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. Оно позволяет понять закономерности формирования двигательных навыков, особенности построения движений и развитие психофизических качеств; методически правильно построить процесс обучения и воспитания.

Опираясь на достижения возрастной физиологии, нейропсихологии, детский организм рассматривается как единая саморегулируемая система, в которой взаимодействуют управляемые высшей нервной деятельностью физиологические, психологические и функциональные процессы. Современная психофизиология утверждает: физиологическое и психическое являются функцией одной и той же рефлекторной отражательной деятельности. Исследования показывают, что психическая деятельность ребенка носит условно-рефлекторный характер и формируется на протяжении детства под воздействием воспитания. Эти положения нашли отражение в работах И.М. Сеченова, И.П. Павлова, их учеников и последователей — Н.И. Красногорского, Н.И. Касаткина, Н.М. Щелованова и др.

Работы психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца свидетельствуют, что ни одно из качеств человеческой психики — воля, память, мышление, творчество и др., не даны ребенку от рождения в готовом виде. Они формируются как результат усвоения детьми опыта, накопленного предшествующими поколениями. Не даны по наследству и жизненно важные двигательные действия и движения.

Предоставленный самому себе ребенок никогда не встанет на ноги и не пойдет. Даже этому его приходится учить. От рождения движения не являются свойствами человеческой личности, человеческой жизнедеятельности. Они могут сделаться таковыми только в процессе их человеческого, социально-исторически запрограммированного способа употребления.

По мере того как органы тела индивида превращаются в органы человеческой жизнедеятельности, возникает и личность как «индивидуальная совокупность человечески-функциональных органов». В этом смысле возникновение личности представляет собой процесс преобразования биологически заданного материала силами социальной действительности, существующей вовне и совершенно независимо от этого материала [3, с.33].

Таким образом, человек как биосоциальное существо — единственное живое создание, познающее и преобразующее не только окружающую среду, но и себя самого.

Экспериментальное доказательство И.М. Сеченовым и И.П. Павловым того, что психическая деятельность происходит не самопроизвольно, а в тесной зависимости от телесной деятельности и от окружающих условий внешнего мира, позволило И.М. Сеченову утверждать, что все внешние проявления мозговой деятельности человека действительно могут быть сведены на мышечное движение.

Согласно психологической теории, действие является квинтэссенцией деятельного подхода к развитию личности [4]. На важность целенаправленной работы по развитию и совершенствованию собственных движений указывали также такие ученые, как А.А. Ухтомский, Н.А. Бернштейн, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн.

Таким образом, подчеркнем еще раз, специфику произвольного действия составляет его осознание. Осознанное, разумное действие требует тренировки двигательного аппарата с участием сознания. Осознанное действие является не только быстрым, но и точным (исследования Н.Д. Гордеевой, О.И. Кокаревой [5]). Одной из важнейших проблем теории и методики физического воспитания и развития является проблема превращения движения ребенка в свободное разумное действие.

Влияние тела на состояние нервной системы огромно. Первоначальное значение для протекания психических процессов имеет физическая активность. Между деятельностью центральной нервной системы и работой опорно-двигательного аппарата человека существует теснейшая связь. В скелетной мускулатуре находятся специфические нервные клетки (проприорецепторы), которые при мышечных сокращениях по принципу обратной связи посылают в мозг стимулирующие импульсы. Физиологические исследования подтверждают, что многие функции центральной нервной системы зависят от активности мышц.

Глава 2

РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА

ЗАДАЧИ И СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА

Глава 1

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА

1.1.1. Предмет теории физического воспитания и его основные понятия

В системе дошкольного образования теория и методика физического воспитания как наука об общих закономерностях физического воспитания и развития личности ребенка сформировалась сравнительно недавно. Будучи одной из отраслей педагогики, она имеет единое содержание и предмет изучения с общей теорией и методикой физической культуры.

Цель физического воспитания ребенка — это подготовка к жизни, труду, защите Отечества.

Спецификой предмета является изучение закономерностей физического воспитания и управление развитием ребенка от рождения до семи лет.

Учитывая особенности каждого возрастного периода, теория и методика физического воспитания дошкольников определяет цель, задачи, средства, методы и формы организации педагогического процесса, особенности руководства им в дошкольных образовательных учреждениях. Она вооружает практику необходимыми теоретическими основами, тем самым способствуя ее совершенствованию.

В теории физического воспитания рассматриваются следующие понятия: физическое развитие, физическое совершенствование, физическая культура, физическое воспитание, физическое образование, физическая подготовленность, физические упражнения, двигательная активность, двигательная деятельность, спорт. Уяснение этих понятий позволит студентам осознанно и творчески изучать педагогическую литературу, грамотно выполнять практические задания.

Остановимся на определении каждого из этих понятий.

Физическое развитие— процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребенка и основанных на них психофизических качеств.

Понятие «физическое развитие» в более узком значении обозначает совокупность некоторых морфофункциональных признаков, которые характеризуют в основном конституцию организма и выявляются посредством антропометрических и биометрических измерений (показатели роста, веса, окружности груди, жизненной емкости легких; состояние осанки; изгибов позвоночника; измерение свода стопы; динамометрия; становая сила и другие).

В более широком смысле слова физическое развитие предполагает развитие психофизических качеств (быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости и т.д.). Во избежание терминологической путаницы Л.П. Матвеев предлагает говорить о физическом состоянии организма, подразумевая под этим совокупность его телесных свойств и обусловленных ими функциональных возможностей, сложившихся к тому или иному возрастному периоду индивидуального физического развития [1, с. 7].

Физическое совершенство— исторически обусловленный уровень физического развития. Оно является результатом полноценного использования физической культуры. Под физическим совершенством подразумевается оптимальная физическая подготовленность и гармоничное психофизическое развитие, соответствующее требованиям трудовой и других форм жизнедеятельности. Физическое совершенство выражает высокую степень развития индивидуальной физической одаренности, повышение биологической надежности организма, согласующейся с закономерностями всестороннего развития личности и долголетнего сохранения здоровья. Критерии физического совершенства имеют конкретно-исторический характер. Они изменяются в зависимости от ситуаций социального развития, отражая реальные требования общества.

Физическая культура— часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека; совокупность материальных и духовных ценностей общества в области физического совершенствования человека. Отличительной особенностью любой культуры является творческое начало. Следовательно, с полным правом можно сказать, что под физической культурой понимается творческая деятельность, имеющая целью преобразование, совершенствование человеческой природы посредством физических упражнений. Физическая культура направлена на «окультуривание» тела, его оздоровление. Давно известно, что в здоровом теле здоровый дух. Поэтому важно, формируя культуру тела, одновременно гармонически развивать личность ребенка, стимулировать раскованность и свободу его движений, активизировать творчество. То или иное заболевание человека — расплата за упущенные потенциальные возможности в развитии психики и тела.

С момента рождения ребенка его свобода ограничена условиями того социума, где он родился и будет жить. Ограничение свободы действий ребенка приводит к нездоровью. Для достижения здоровья необходимо помочь ему адаптироваться к окружающему миру и быть в гармонии с ним. Развитие телесной культуры психофизических возможностей ребенка, духовности и творчества обеспечивает состояние относительного здоровья.

Физическая культура — широкое понятие, тесно связанное с физическим воспитанием. Физическое воспитание— педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства.

Оно не только играет важнейшую роль в формировании физической культуры ребенка, но и передает ему как общечеловеческие (универсальные), так и национально-культурные ценности. Основы физической культуры усваиваются ребенком и успешно развиваются и совершенствуются под воздействием воспитания. Физическое воспитание способствует гармоничному развитию личности ребенка.

Физическая подготовленность— соответствие уровня развития двигательных умений и навыков нормативным требованиям программы.

Физическое образование— овладение специальными знаниями, двигательными умениями и навыками, развитие телесной рефлексии у ребенка.

Физические упражнения— специальные движения, а также сложные виды деятельности ребенка, применяемые в качестве средств физического воспитания. Они используются для совершенствования жизненно необходимых двигательных навыков и содействия духовному развитию ребенка.

Термин «упражнение» обозначает неоднократные повторения двигательного действия.

Двигательная деятельность— деятельность, характеризующая активность двигательного аппарата ребенка.

Двигательная активность— это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка. Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя. Теория индивидуального развития ребенка основана на энергетическом правиле двигательной активности. Согласно этой теории, особенности энергетики на уровне целостного организма и его клеточных элементов находятся в прямой зависимости от характера функционирования скелетных мышц в разные возрастные периоды. Двигательная активность является фактором функциональной индукции воспитательных процессов (анаболизма). Особенность последних заключается не просто в восстановлении исходного состояния в связи с имевшей место очередной деятельностью развивающегося организма, а в обязательном избыточном восстановлении, т.е. необходимо постоянно обогащать наследственно предопределенный энергетический фонд. Благодаря двигательной активности ребенок обеспечивает себе физиологически полноценное индивидуальное развитие [2, с. 5-6].

Как дитя природы человек живет и развивается благодаря потребности в движении. Эта потребность у него социально направлена системой воспитания. Таким образом, двигательная активность носит биосоциальный характер.

Спорт— составная часть физической культуры, система организации, подготовки и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений.

Понятия теории и методики физического воспитания, их содержание, возникшее в разные исторические эпохи развития общества, постоянно совершенствуются, углубляются, уточняются по мере развития науки.

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Теория физического воспитания — наука об общих законах управления физическим совершенствованием человека. Она изучает наиболее общие педагогические закономерности, которые составляют основу для всех конкретных случаев физического воспитания.

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста — наука об общих закономерностях управления процессом физического воспитания и развития личности ребенка от рождения до семи лет. Несмотря на то что она представляет собой отрасль дошкольной педагогики, предмет изучения и содержание сходны с общей теорией физической культуры.

Специфику предмета составляет изучение закономерностей физического развития и управления процессом физического воспитания ребенка от рождения до семи лет.

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста создает научную базу для прогрессивного развития и совершенствования практики физического воспитания в дошкольных образовательных организациях. Она определяет цель, задачи, средства, принципы, методы и формы организации физкультурно-оздоровительной работы с учетом особенностей каждой возрастной группы детей.

Как и любая другая наука, теория физического воспитания детей дошкольного возраста имеет свой понятийный аппарат — понятия, содержание которых помогает правильно осмыслить изложенный автором материал. Сущностная характеристика термина, который использует автор произведения, должна быть максимально точно воспринята читателем. Чтобы коммуникация была успешной, обе стороны должны использовать одни и те же слова в одном и том же значении. Когда это происходит, собеседники начинают мыслить одинаково, происходит настоящее общение.

Среди основных понятий теории физического воспитания детей дошкольного возраста рассматриваются: физическое развитие, физическое совершенство, физическая культура, физическое образование, физическое воспитание, физическая подготовка, физическая подготовленность, физические упражнения, двигательная деятельность, двигательная активность, здоровье, спорт и другие понятия. Рассмотрим каждое из них более подробно.

Физическое развитие — процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни человека естественных морфофункциональных свойств организма и основанных на них психофизических качеств. Физическое развитие может рассматриваться в узком и широком значении.

В узком значении под физическим развитием понимается процесс изменения антропометрических (длина тела, масса тела, окружность головы, окружность грудной клетки и др.) и биометрических (артериальное давление, частота сердечных сокращений (ЧСС) — пульс, жизненная емкость легких, состояние осанки и др.) показателей. Совокупность данных морфофункциональных признаков характеризует конституцию организма в целом.

В широком значении под физическим развитием понимают развитие психофизических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости, координационных способностей и др.

По мнению Л.П. Матвеева, физическое развитие — физическое состояние организма, т.е. совокупность его телесных свойств и функциональных возможностей, сформированных к тому или иному возрастному периоду индивидуального физического развития.

Физическое совершенство — исторически обусловленный уровень физического развития. Это идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям трудовой и других форм жизнедеятельности.

Физическое совершенство характеризуют крепкое здоровье, высокая степень развития индивидуальной физической одаренности, повышение биологической надежности организма, позволяющее быстро адаптироваться к различным условиям. Критерии данного понятия определяются конкретными историческими условиями и изменяются в соответствии с условиями социального развития и требованиями общества. Физическое совершенство у людей различного возраста и пола имеет свои особенности.

Физическая культура — сложное комплексное понятие, которое в теории и методике физического воспитания детей дошкольного возраста рассматривается разнопланово.

Термин «культура» возник в 1830-х гг. (нем. kultur, франц. culture, лат. cultura — «земледелие»)[1] как определение действий: обработки, возделывания, т.е. преобразования некой данности. Таким образом, можно предположить, что физическая культура направлена на преобразование человеческого тела. Это справедливо, так как в результате занятий развивается мозг, укрепляются мышцы, формируется осанка, воспитывается ловкость, укрепляется здоровье. Здоровый, гармонично развитый человек становится социально активным и полезным членом общества.

Средством для передачи общественно-исторического опыта, накопленного старшими поколениями, является совокупность материальных и духовных ценностей. К материальным ценностям относятся: спортивные базы, стадионы, бассейны, физкультурное оборудование, одежда и обувь для занятий и др. К духовным ценностям можно отнести: науку о физическом воспитании, произведения искусства, посвященные физической культуре и спорту (живопись, скульптура, музыка, кинофильмы), и др.

Исследования, проведенные Э.Я. Степаненковой и другими специалистами[2], подтвердили, что физическая культура является творческой деятельностью, направленной на совершенствование человеком своей природы. Таким образом, можно сформулировать следующее определение физической культуры:

  • • во-первых, это часть общей культуры общества, направленная на передачу общественно-исторического опыта в области физического совершенствования человека. В основе отбора движений лежит принцип целесообразности, т.е. от поколения к поколению передаются только те движения, которые оказались наиболее ценными для активной жизнедеятельности человека. Специалисты рассматривают физическую культуру как одну из сфер социальной деятельности, иными словами, общество признает ее значимость и создает необходимые условия для ее развития. Назначение физической культуры — укрепление здоровья и физическое развитие человека;
  • • во-вторых, это совокупность духовных и материальных ценностей общества, созданных для физического совершенствования людей;

• в-третьих, это творческая деятельность, направленная на совершенствование человеком своей природы с помощью физических упражнений.

Следует отметить, что определение и назначение физической культуры постоянно уточнялись, конкретизировались и дополнялись в соответствии с требованиями времени[3].

Современное общество находится в глубоком духовном кризисе. Таким образом, духовность становится важнейшей составляющей физической культуры современного дошкольника.

Ребенок как субъект физической культуры может быть:

  • • потребителем культурных ценностей (осваивает физическую культуру в процессе обучения);
  • • носителем культурных ценностей (демонстрирует культурные ценности по мере своего физического и духовного развития);
  • • созидателем культурных ценностей (создает новые культурные ценности: совершенствует себя и, соответственно, преобразовывает окружающую среду).

Как отмечал Э. Вильсон, «в духовной стороне человека мы должны искать великий секрет благодетельного влияния упражнений, а без этого всякое физическое упражнение не заслуживает своего названия и является обманом по отношению к организму».

Физическое образование — одно из составляющих физического воспитания, система научных знаний, направленная на овладение ребенком двигательными умениямии навыками, развитие у него рефлексии.

Физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на овладение двигательными умениями и навыками, воспитание психофизических качеств, достижение физического совершенства. Физическое воспитание предполагает всестороннее гармоничное развитие личности ребенка-дошкольника. Оно играет важнейшую роль в формировании физической культуры детей дошкольного возраста, так как транслирует общечеловеческие и национально-культурные ценности.

Физическая подготовка — профессиональная направленность физического воспитания. Физическая подготовка может быть общей и специальной. Общая физическая подготовка позволяет овладеть базовыми движениями, способствуя всестороннему и гармоничному развитию человека, подготавливая таким образом основу для

2

овладения специальной подготовкой, необходимой в конкретном виде спорта или определенной трудовой деятельности. Например, можно говорить о специальной подготовке летчика, пожарного, футболиста и др. В дошкольной образовательной организации осуществляется только общая физическая подготовка.

Физическая подготовленность — результат физической подготовки, соответствие уровня развития двигательных умений и навыков, определяемых программными требованиями. Для детей дошкольного возраста разработаны нормативные показатели по основным видам физических упражнений и требования к качеству их выполнения.

Физические упражнения — специальные движения, а также сложные виды двигательной деятельности (подвижные игры), отобранные в качестве средств для решения задач физического воспитания. Так, к физическим упражнениям можно отнести упражнения «Приседания», подвижную игру «Медведи и пчелы», спортивную игру «Городки» и др. Термин «упражнения» обозначает неоднократные повторения, так же как упражнения по русскому языку и по математике. Категория «физические упражнения» отражает характер совершаемой работы, которую можно визуально наблюдать в виде перемещения тела человека или его отдельных частей в пространстве и времени. Эффективность физических упражнений определяется их содержанием.

Двигательная деятельность — деятельность, основным компонентом которой является активность двигательного аппарата ребенка. С этих позиций можно охарактеризовать ребенка как малоподвижного или, наоборот, очень подвижного.

Двигательная активность — основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка, которая подчинена закону: приобретаем, расходуя, и связана с обязательным избыточным восстановлением энергии в результате работы скелетных мышц. Наиболее полное научное обоснование проблема двигательной активности получила в трудах специалистов лаборатории Научного центра биологических исследований АН СССР под руководством И.А. Аршавского1. В результате исследований, которые проводились в течение более 40 лет, ученые пришли к выводу, что живой организм в разные возрастные периоды по- разному взаимодействует с окружающей средой. Особый интерес представляет механизм этого взаимодействия. Наследственно обусловленная деятельность скелетной мускулатуры влияет на физиологические отправления всех систем организма. Продолжительность жизни у разных видов млекопитающих, их физическое и интеллектуальное развитие находятся в прямой зависимости от особенностей развития и функционирования скелетной мускулатуры.

Именно работа скелетных мышц стимулирует восстановительные процессы в организме, в результате которых осуществляется его рост и дальнейшее развитие.

Таким образом, двигательная активность определяет:

  • 1) энергетические особенности организма;
  • 2) функцию дыхательной системы;
  • 3) функцию сердечно-сосудистой системы.

В результате работы скелетных мышц организм начинает активно изменять свое отношение к окружающей среде. Таким образом, двигательная активность направлена на самосозидание организма. Условно можно выделить несколько этапов проявлений двигательной активности: внутриутробный, новорожденности (пять—шесть месяцев), второе полугодие первого года жизни — после овладения ребенком позы стояния[4].

Если в раннем возрасте физиологическое значение восстановительных процессов связано с обеспечением процессов роста (увеличения протоплазменной массы), то с момента возникновения позы стояния и организации покоя анаболитические процессы приобретают второе важное физиологическое значение. На данном этапе двигательная активность позволяет резервировать энергетические ресурсы для выполнения последующей работы. И.А. Аршавский называет этот резерв «моторными калориями» и отмечает, что «обогащаясь новыми дополнительными энергетическими резервами, организм, повышая при этом свою структурно-организационную упорядоченность, приобретает способность осуществлять активность, ранее для него недоступную. И это относится не только к собственно мышечной, но и в особенности к интеллектуальной работе мозга»[5]. Взаимодействуя с окружающей средой с помощью двигательной активности, организм осуществляет важнейший творческий процесс, выражающийся в самоорганизации себя как открытой физиологически полноценной системы. При этом ученый отмечает, что творческие способности ребенка подавляются при принудительной активизации двигательных поведенческих реакций с помощью внешних воздействий.

Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического или социального положения.

Спорт — специальная деятельность, направленная на достижение наивысших результатов в каком-нибудь виде физических упражнений, которая выявляется в процессе соревнования. Поскольку спорт связан с запредельными физическими и психологическими нагрузками, в дошкольных образовательных организациях детей обучают только его элементам (элементам футбола, элементам баскетбола и др.).

Сущностные характеристики понятий теории и методики физического воспитания постоянно уточняются, дополняются и конкретизируются в соответствии с новейшими научными достижениями.

Источник