Теоретические основы развития ребенка

Теоретические основы развития ребенка thumbnail

Понятие раннего возраста в психолого-педагогической литературе

Все жизненные функции ребенка во время утробного периода: питание, дыхание, приспособление к различным изменениям – осуществляются через организм матери. Рождение ребенка представляет скачок, с которого начинается переход к новому, социальному типу развития. Жизнь младенца зависит от ухаживающих, проявляющих заботу за ним взрослых, которые непосредственно удовлетворяют все его основные потребности в жизни. Важно отметить, что взрослый, перемещая ребенка в пространстве, обеспечивает ему разнообразные зрительные, слуховые, термические, тактильные и прочие ощущения. Контакт ребенка с окружающей средой осуществляется непосредственно через взрослого: он стучит погремушкой, подносит к глазам ребенка разнообразные предметы для рассматривания, впервые кладет в руку малыша предмет для хватания; при помощи взрослого ребенок начинает сидеть, после этого наблюдаются такие действия, как ползанье, а затем делает попытку стоять и ходить. Деятельность ребенка невозможна без помощи взрослого [23].

С психолого-педагогической точки зрения ранний дошкольный возраст (от 1 года до 3 лет) является одним из главных в жизни ребенка, а также определяет его будущее психологическое развитие. Ребенок начинает испытывать ценностное отношение к предметному миру. При помощи речи и жестов ребенок начинает свое общение с взрослыми и сверстниками, затем выполняет элементарные правила поведения. В отношениях с взрослыми он начинает проявлять выраженную подражательность, которое готовит его к эмоциональной причастности к обществу. На этом фоне у ребенка формируется чувство доверия, а также готовность к присвоению материальной, духовной и психической культуры [5].

Ранний возраст можно соотнести к трем главным жизненным приобретениям ребенка: прямохождением, речевым общением, предметной деятельностью. Отметим, что все перечисленные жизненные приобретения в этом возрасте, являются – основными достижениями для ребенка.

Эмоциональное развитие ребенка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим и сверстникам. Ребенок способен к эмоциональной отзывчивости – он может сопереживать другому ребенку. Накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этот период высока потребность ребенка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребенок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.) [1].

«Возрастная психология принимает положение Л.С. Выготского о восприятии в раннем возрасте как ведущей функции. Ребенок воспринимает вещь как знакомую и очень редко вспоминает то, что отсутствует перед его глазами; он может быть внимателен только к тому, что находится в поле его восприятия…» [5, с.130].

На третьем году жизни у детей в умственном развитии происходят изменения, которые определяют значение для овладения более сложными формами мышления, а также новыми видами деятельности, что способствует формированию знаковой функции. Она заключает в себя такие возможности, как использование одного предмета в качестве замены другому. Данная функция развивается первоначально с практической деятельностью, а лишь потом переносится на употребление слов, из этого следует, что важной системой знаков является язык [13].

Проанализировав труды Н. М. Аксариной, необходимо отметить, что характер адаптации детей к изменениям условий их жизни имеет значительное место в их развитии. Когда дети поступают в дошкольное учреждение, меняется привычная среда обитания. Ребенка начинают кормить непривычной для него едой, его окружают совсем незнакомые люди, меняются приемы воспитания. Ребенок начинает приспособляться к новой среде, но не всегда это успешно проходит. У большего количества детей нарушается сон и аппетит, ухудшается эмоциональное состояние. Дети постоянно просятся к родителям, а особенно к маме. Отметим, что это самый сложный период не только для детей, но и для воспитателя [2].

Проведем сравнительный анализ особенностей психического развития детей раннего возраста в соответствии с действующими программами, результаты показаны в таблице 1.

Таблица 1 – Сравнительный анализ особенностей психического развития детей раннего возраста

Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство»:

На третьем году жизни дети активно овладевают разнообразными движениями. Благодаря этому дети быстрее знакомятся с окружающим миром, осваивают новые способы действий, но при этом они не полностью способны контролировать все свои действия. Дети «мыслят руками», в их жизни «действие и игра» — это главные формы познания. В игре дети могут развивать несложный сюжет, так же использовать одну-две игрушки для совместной игры. Начинают выполнять несложные поручения, которые вызывают у них яркий эмоциональный [8].

Примерная образовательная программа дошкольного образования

Задачи воспитателя: продолжать укреплять здоровье детей, не допускать

Продолжение таблицы 1

утомления детей, закалять, оберегать их от различных травм, воспитывать бережное отношение к окружающему миру (растениям и животным), привлекать внимание детей к цвету, форме, запаху, размеру, формировать умение пользоваться предметами-заместителями, сюжетными игрушками, решать проблемные ситуации [15].

Читайте также:  Периоды интенсивного роста и развития ребенка

Примерная образовательная программа дошкольного образования «Истоки»:

Общение приводит ребенка к лучшему освоению языка, способствует развитию восприятия, мышления, подготавливает к различным видам деятельности и игре. Формируется начало культурного поведения, развивается сопереживание и эмоциональная отзывчивость. Так же в этом возрасте ребенок формирует такие способности как: что можно сделать, а что нельзя, умение здороваться, отвечать взаимностью, благодарить, развивается самостоятельность при приеме пищи, начальные культурно-гигиенические навыки, умение правильно одеваться с помощью взрослого, затем самостоятельно. Формируются умения, поделится игрушкой с другим ребенком, попросить прощение или помощи [10].

Мы рассмотрели понятие раннего возраста в психолого-педагогической литературе, проанализировав таких авторов, как: Эльконин Д. Б., Галигузова Л., Абдулаева Е., Мухина В.С., Аксарина Н. М. Так же провели сравнительный анализ трех программ, которые направлены на развитие физического и психического состояния ребенка. Ребенок приспособляется к окружающему миру, происходит адаптация к дошкольному учреждению. Из чего следует вывод, что ранний возраст ребенка – самый главный период в его жизни. Ребенок развивается еще до своего рождения, когда он находится в утробе матери, где начинаются его первые жизненные процессы.

Источник

Теоретические основы развития творческих способностей

детей дошкольного возраста

Философские и культурологические аспекты творческих способностей широко изучались как русскими, так и зарубежными исследователями: Р. Арнхейм, Н.А. Бердяев, С.О. Грузенберг, А. Камю, Б. Кроче, А. Мальро, Ф.В.Й. Шеллинг, П.К. Энгельмейер и многими другими. Значительный вклад в разработку проблемы творческих способностей внесли физиологи и психологи двадцатого века: В.М. Бехтерев, Ф. Бинэ, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Э.А. Голубева, Ф. Гальтон, В.Н. Дружинин, Я.А. Пономарев, Б.М. Теплов и другие. Ими подробно исследован «механизм» творческого процесса и условия развития способностей.

В психолого-педагогических исследованиях показана роль овладения специфическими уникальными человеческими способностями в общем цикле развития человека (Л.В. Венгер, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев: С.Л. Рубинштейн). Известные педагоги придавали огромное значение развитию творческих способностей: Я. Коменский, А. Макаренко, Д. Ушинский и другие. Концептуальные основы культурологического аспекта воспитания и развития творческих способностей содержат работы А.И.Арнольдова, Ю.П.Азарова,  Т.И.Баклановой, С.Н.Иконниковой, В.П.Исаенко, В.С.Кузина,  Г.А.Праздникова,   Ю.А.Стрельцова  и других.

Изначально вставал вопрос, чем предопределяются способности —  наследственностью или воспитанием?

Одним из распространённых является утверждение о врождённости способностей. Другое утверждение говорит, что способности не даются человеку с момента рождения в готовом виде. Они не являются врождёнными свойствами человека и не передаются по наследству. Отдельные психологи утверждали о «всесильности воспитания». В каждом человеке с помощью воспитания можно развить любые способности, развить любой талант, игнорируя значение индивидуальных особенностей психического склада личности, природных данных человека, врождённых анатома и психофизиологических особенностей организма.

Однако вставал и другой вопрос, почему при правильном обучении и воспитании способности оказываются различными у разных людей? Ученые (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес, А.В. Петровский, О.М. Дьяченко, А.И. Савенков и др.) установили, что способности — прижизненные образования, врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития.

Задатки способностей – некоторые генетические детерминированные анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы, являющиеся индивидуально-природной предпосылкой сложного процесса формирования и развития способностей. Задатки способностей многозначны, т. е. на их основе могут быть сформированы различные способности. Крутецкий В.А., рассматривая проблему о соответствии задатков и способностей, отмечает, что «задатки — это только одно из условий формирования способностей».  Ни один человек, какими бы благоприятными задатками он ни обладал, не может стать выдающимся музыкантом, художником, поэтом, не занимаясь много и настойчиво соответствующей деятельностью.

Б.Г. Ананьев подчеркивает, что способности формируются в деятельности индивида, при этом   считает, что в ходе деятельности создаются определенные способы организации психических процессов, которые сказываются на росте способностей, характере   человека. В своих работах по проблеме способностей А.Н. Леонтьев последовательно проводит мысль о решающей роли социальных условий, воспитании в развитии способностей человека и в меньшей мере придает значение природной стороне способностей. «Все психические функции и способности, свойственные человеку как общественному существу, развиваются и формируются в результате овладения опытом предшествующих поколений».

Определение способностей и выделение их составляющих мы находим в трудах Е.И. Игнатьева, В.И. Киреенко, А.Г. Ковалева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и других.

Способности – индивидуально-психические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности. Следует подчеркнуть тесную и неразрывную связь способностей   со знаниями, умениями, навыками: с одной   стороны, способности зависят от   знаний, умений, навыков —  в процессе приобретения   знаний, умений, навыков развиваются способности. С другой   стороны, знания, умения, навыки   зависят от способностей. Способности позволяют быстрее и легче, прочнее и глубже овладеть соответствующими знаниями.

Читайте также:  Влияние алкоголя на зачатие и развитие ребенка

Развитие способностей происходит в деятельности, но ещё должен быть мотив для деятельности. Особенности мотивации деятельности усматривают в том, что гениальная личность находит удовлетворение не столько в достижении цели творчества, сколько в самом его процессе. Специфическая черта творца характеризуется как почти непреодолимое стремление к творческой деятельности.

Одаренные дети обнаруживают сильную тягу к занятиям той деятельностью, к коей они способны, и могут изо дня в день часами заниматься ею, не уставая и как бы вовсе не напрягаясь. Для них это — одновременно труд и игра. Вокруг этих занятий концентрируются все их интересы. Трудно определить, как здесь связаны высокие достижения и эмоциональная увлеченность, что здесь причина и следствие. Видимо, оба фактора взаимосвязаны.

Рассмотрим классификацию способностей:

Природные способности такие как обучаемость, внимательность, память, мышление, речь, ручные движения, работоспособность, связаны с врождёнными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы учения. Общие и специальные способности   обеспечивают жизнь и развитие в социальной среде.

Общие способности, такие как развитая память, логическое мышление, тонкость и точность ручной умелости, совершенная речь и ряд других. Они определяют успехи человека в различных видах деятельности.

Специальные — это способности к определенным видам деятельности, здесь нужны задатки особого рода и развития такие, как музыкальные, лингвистические, математические и тому подобные.

 В состав каждой способности, делающей человека пригодным к выполнению определенной деятельности, всегда входят некоторые операции или способы действия, посредством которых эта деятельность осуществляется. Именно поэтому, как говорил С.Л. Рубинштейн, ни одна способность не является актуальной, реальной способностью, пока не вобрала в себя систему соответствующих общественно выработанных операций. С этой точкой зрения определенная способность всегда представляет собой сложную систему способов, действий и операций.

В.А. Крутецкий, помимо разделения способностей на общие и специальные, разделяет способности на теоретические и практические.

Теоретические — предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям.

Практические — к конкретным практическим действиям. В отличие от общих и специальных способностей теоретические и практические чаще всего не сочетаются друг с другом. Большинство людей обладает или одним, или другим типом способностей. Вместе они встречаются крайне редко, в основном у одаренных, разносторонне развитых людей

Существует также деление на учебные и творческие способности, предлагаемое А.Г. Маклаковым. Они отличаются друг от друга тем, что:

— учебные — определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков;

— творческие — определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры, словом индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Способности также делят по уровню их развития на одаренность, мастерство, талант и гениальность.

Одаренностью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. Одаренность определяет только возможность достижения успеха в той или иной деятельности, реализация же этой возможности определяется тем, в какой мере будут развиты соответствующие способности и какие будут приобретены знания и навыки.

Мастерство, т. е. совершенство в конкретном виде деятельности. Когда говорят о мастерстве человека, в первую очередь имеют в виду его способность успешно заниматься производительной деятельностью. Мастерство в любой профессии предполагает психологическую готовность к творческим решениям возникающих проблем.

Достижениями наиболее высоких результатов, называют талантом. Талант может проявляться в любой человеческой деятельности, не только в области науки или искусства. Как правило, талант всегда сочетается с исключительной трудоспособностью и трудолюбием. Недаром все талантливые люди подчеркивают, что талант — это труд, умноженный на терпение, талант — это склонность к бесконечному труду.

Гениальность — это высшая степень одаренности. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности.

Остановимся на творческих способностях.  Любое творчество есть деятельность, но не каждая деятельность есть творчество.

Творческие способности — это индивидуально-психологические особенности качества человека, которые могут проявляться в любом виде деятельности по инициативе человека и определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Творческие способности зависят, как и всякие другие способности от наследственных факторов, но на них более существенное влияние оказывает социум: воспитание, образование и они поддаются развитию.

Первостепенным процессом психического развития детей дошкольного возраста является восприятие. Именно с помощью ощущения воспринимается вся совокупность свойств различных предметов, явлений, происходящих в мире. В процессе разных видов деятельности дошкольник учится рассматривать предметы, явления (всматривается, вычленяет части, сравнивает с сенсорными эталонами формы, цвета, величин и на этой основе определяет соответствующие признаки предмета и явления). По своей направленности восприятие — активный процесс, неразрывно связанный с другими психическими познавательными процессами: памятью, воображением и мышлением.

Читайте также:  Развитие придатков кожи ребенка

Как   отмечает   ряд   исследователей (Л. С. Выготский, Д. Б.Эльконин, А. В.Запорожец, А. И. Леонтьев, А. В.Петровский, Д. В. Менджерицкая, В. В. Давыдов), большая роль в формировании творчества принадлежит воображению. Л.С. Выготский говорил, что для создания новых образов необходима организация внутренней взаимосвязи между мышлением, воображением, произвольностью и свободной деятельностью. Он доказал, что благодаря этой взаимосвязи, воображение совершает полный круг от «накопления, переработки впечатлений о реальной действительности к этапу вынашивания и оформления продуктов воображения в реально существующие результаты творчества, которые снова воздействуют на человека.

К основным свойствам воображения относят: видение целого раньше частей, перенос функции с одного предмета на другой. Значимые показатели в развитии воображения — опора на наглядность, использование прошлого опыта, наличие особой внутренней позиции, позволяющей, не приспосабливаясь к ситуации, подчинять ее себе, овладевать содержательными ее особенностями. ОМ. Дьяченко пишет, что специфика процесса воображения, в отличие от других психических процессов, понимается как способность выражать особенности одного объекта или явления посредством другого, видоизменять формы репрезентации реальности. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, так как этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение, также необходимо учитывать, что творчество обеспечивается развивающимся воображением и, соответственно, креативность во многом зависит от воображения.

Среди предпосылок и оснований, характерных для проявления творческих способностей, отечественные психологи выделяют перцептивные особенности личности, обладающие творческим потенциалом, которые выражаются в необыкновенной напряженности внимания, огромной впечатлительности, восприимчивости.  К числу интеллектуальных проявлений относят интуицию, могучую фантазию, выдумку, дар предвидения, обширность знаний.  Среди характерологических особенностей подчеркивают уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокую самоорганизацию, колоссальную работоспособность.

Творческое развитие дошкольника невозможно без участия в ней мотивационно-потребностной сферы. Задача педагога заключается в том, чтобы найти наиболее адекватные для дошкольника мотивы, способствующие творческому развитию личности.   Для того чтобы дошкольник по-настоящему включился в работу, нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми, чтобы они приняли значимость и отклик, и опорную точку в его переживании.

Творческие способности тесно связаны с понятием «творчество». Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.  Творчество есть деятельность человека, которая создает нечто новое оригинальное, имеющее социальное значение. Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности. Творчество – интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному человеку и человеку будущего. И начинать его формирование можно и нужно в дошкольный период.

Список литературы:

  1. Артемьева Т.И. Методический аспект проблемы способностей. М.: Наука,1977г.-184с.
  2. Безклубенко С. Д. Природа   искусства: О    некоторых    сторонах художественного творчества. — М.: Политиздат, 1982г. -186с.
  3. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников. Ростов н /Д: Феникс, 2007г. — 441с.
  4. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2004г.
  5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. Издательство: Питер, 2006 г.
  6. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. М.: Изд-во «Скрипторий», 2007г.
  7. Искусство в   условиях   модернизации   школьного   образования и воспитания / Ред.- составитель   Л.Г.   Савенкова.     М.: Институт художественного образования РАО, 2003г. — 274с.
  8. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. Изд. «Карапуз-дидактика», Москва,2006г.-192с.
  9. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада. Изд-во «Мозаика-Синтез», Москва, 2010г.
  10. Королёва С.Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет: Пособие для педагогов-психологов ДОУ. М.: Учитель, 2009г. — 114с.
  11. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. СПб., 2003г.
  12. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2001г. — 592с.
  13. Межиева М.В. Развиваем творческие способности у детей 5-9лет. Ярославль, 2002г.
  14. Опевалова Е.В. Методы изучения познавательного развития детей по их рисункам. Изд.  Комсом.-н /А гос. пед. университета, 2003г. — 148с.
  15. Праздников Г.А. Болонский процесс в смысловом пространстве современного образования// Социологические исследования. 2005г.  № 10. С. 42-47.
  16. Психологические исследования творческой деятельности / Отв. Ред. О.К.Тихомиров. М.: Наука,1975г.-88с.
  17. Психология личности. Учебное пособие / под ред. проф. П. Н. Ермакова, проф. В. А. Лабунской. — М.: Эксмо, 2007г. — 653с.
  18. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ. / Под ред. проф. В.А. Крутецкого. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М., Просвещение, 1974г. – 304с.
  19. «Развитие творческих способностей дошкольников», методическое пособие Котова Е.В., Кузнецова СВ., Романова Т.А.М.: ТЦ Сфера, 2010г. — 128с.

Источник