Теоретические основы физического развития ребенка

Теоретические основы физического развития ребенка thumbnail

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Теория физического воспитания — наука об общих законах управления физическим совершенствованием человека. Она изучает наиболее общие педагогические закономерности, которые составляют основу для всех конкретных случаев физического воспитания.

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста — наука об общих закономерностях управления процессом физического воспитания и развития личности ребенка от рождения до семи лет. Несмотря на то что она представляет собой отрасль дошкольной педагогики, предмет изучения и содержание сходны с общей теорией физической культуры.

Специфику предмета составляет изучение закономерностей физического развития и управления процессом физического воспитания ребенка от рождения до семи лет.

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста создает научную базу для прогрессивного развития и совершенствования практики физического воспитания в дошкольных образовательных организациях. Она определяет цель, задачи, средства, принципы, методы и формы организации физкультурно-оздоровительной работы с учетом особенностей каждой возрастной группы детей.

Как и любая другая наука, теория физического воспитания детей дошкольного возраста имеет свой понятийный аппарат — понятия, содержание которых помогает правильно осмыслить изложенный автором материал. Сущностная характеристика термина, который использует автор произведения, должна быть максимально точно воспринята читателем. Чтобы коммуникация была успешной, обе стороны должны использовать одни и те же слова в одном и том же значении. Когда это происходит, собеседники начинают мыслить одинаково, происходит настоящее общение.

Среди основных понятий теории физического воспитания детей дошкольного возраста рассматриваются: физическое развитие, физическое совершенство, физическая культура, физическое образование, физическое воспитание, физическая подготовка, физическая подготовленность, физические упражнения, двигательная деятельность, двигательная активность, здоровье, спорт и другие понятия. Рассмотрим каждое из них более подробно.

Физическое развитие — процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни человека естественных морфофункциональных свойств организма и основанных на них психофизических качеств. Физическое развитие может рассматриваться в узком и широком значении.

В узком значении под физическим развитием понимается процесс изменения антропометрических (длина тела, масса тела, окружность головы, окружность грудной клетки и др.) и биометрических (артериальное давление, частота сердечных сокращений (ЧСС) — пульс, жизненная емкость легких, состояние осанки и др.) показателей. Совокупность данных морфофункциональных признаков характеризует конституцию организма в целом.

В широком значении под физическим развитием понимают развитие психофизических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости, координационных способностей и др.

По мнению Л.П. Матвеева, физическое развитие — физическое состояние организма, т.е. совокупность его телесных свойств и функциональных возможностей, сформированных к тому или иному возрастному периоду индивидуального физического развития.

Физическое совершенство — исторически обусловленный уровень физического развития. Это идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям трудовой и других форм жизнедеятельности.

Физическое совершенство характеризуют крепкое здоровье, высокая степень развития индивидуальной физической одаренности, повышение биологической надежности организма, позволяющее быстро адаптироваться к различным условиям. Критерии данного понятия определяются конкретными историческими условиями и изменяются в соответствии с условиями социального развития и требованиями общества. Физическое совершенство у людей различного возраста и пола имеет свои особенности.

Физическая культура — сложное комплексное понятие, которое в теории и методике физического воспитания детей дошкольного возраста рассматривается разнопланово.

Термин «культура» возник в 1830-х гг. (нем. kultur, франц. culture, лат. cultura — «земледелие»)[1] как определение действий: обработки, возделывания, т.е. преобразования некой данности. Таким образом, можно предположить, что физическая культура направлена на преобразование человеческого тела. Это справедливо, так как в результате занятий развивается мозг, укрепляются мышцы, формируется осанка, воспитывается ловкость, укрепляется здоровье. Здоровый, гармонично развитый человек становится социально активным и полезным членом общества.

Средством для передачи общественно-исторического опыта, накопленного старшими поколениями, является совокупность материальных и духовных ценностей. К материальным ценностям относятся: спортивные базы, стадионы, бассейны, физкультурное оборудование, одежда и обувь для занятий и др. К духовным ценностям можно отнести: науку о физическом воспитании, произведения искусства, посвященные физической культуре и спорту (живопись, скульптура, музыка, кинофильмы), и др.

Исследования, проведенные Э.Я. Степаненковой и другими специалистами[2], подтвердили, что физическая культура является творческой деятельностью, направленной на совершенствование человеком своей природы. Таким образом, можно сформулировать следующее определение физической культуры:

  • • во-первых, это часть общей культуры общества, направленная на передачу общественно-исторического опыта в области физического совершенствования человека. В основе отбора движений лежит принцип целесообразности, т.е. от поколения к поколению передаются только те движения, которые оказались наиболее ценными для активной жизнедеятельности человека. Специалисты рассматривают физическую культуру как одну из сфер социальной деятельности, иными словами, общество признает ее значимость и создает необходимые условия для ее развития. Назначение физической культуры — укрепление здоровья и физическое развитие человека;
  • • во-вторых, это совокупность духовных и материальных ценностей общества, созданных для физического совершенствования людей;

• в-третьих, это творческая деятельность, направленная на совершенствование человеком своей природы с помощью физических упражнений.

Следует отметить, что определение и назначение физической культуры постоянно уточнялись, конкретизировались и дополнялись в соответствии с требованиями времени[3].

Современное общество находится в глубоком духовном кризисе. Таким образом, духовность становится важнейшей составляющей физической культуры современного дошкольника.

Ребенок как субъект физической культуры может быть:

  • • потребителем культурных ценностей (осваивает физическую культуру в процессе обучения);
  • • носителем культурных ценностей (демонстрирует культурные ценности по мере своего физического и духовного развития);
  • • созидателем культурных ценностей (создает новые культурные ценности: совершенствует себя и, соответственно, преобразовывает окружающую среду).

Как отмечал Э. Вильсон, «в духовной стороне человека мы должны искать великий секрет благодетельного влияния упражнений, а без этого всякое физическое упражнение не заслуживает своего названия и является обманом по отношению к организму».

Физическое образование — одно из составляющих физического воспитания, система научных знаний, направленная на овладение ребенком двигательными умениямии навыками, развитие у него рефлексии.

Физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на овладение двигательными умениями и навыками, воспитание психофизических качеств, достижение физического совершенства. Физическое воспитание предполагает всестороннее гармоничное развитие личности ребенка-дошкольника. Оно играет важнейшую роль в формировании физической культуры детей дошкольного возраста, так как транслирует общечеловеческие и национально-культурные ценности.

Физическая подготовка — профессиональная направленность физического воспитания. Физическая подготовка может быть общей и специальной. Общая физическая подготовка позволяет овладеть базовыми движениями, способствуя всестороннему и гармоничному развитию человека, подготавливая таким образом основу для

2

овладения специальной подготовкой, необходимой в конкретном виде спорта или определенной трудовой деятельности. Например, можно говорить о специальной подготовке летчика, пожарного, футболиста и др. В дошкольной образовательной организации осуществляется только общая физическая подготовка.

Физическая подготовленность — результат физической подготовки, соответствие уровня развития двигательных умений и навыков, определяемых программными требованиями. Для детей дошкольного возраста разработаны нормативные показатели по основным видам физических упражнений и требования к качеству их выполнения.

Физические упражнения — специальные движения, а также сложные виды двигательной деятельности (подвижные игры), отобранные в качестве средств для решения задач физического воспитания. Так, к физическим упражнениям можно отнести упражнения «Приседания», подвижную игру «Медведи и пчелы», спортивную игру «Городки» и др. Термин «упражнения» обозначает неоднократные повторения, так же как упражнения по русскому языку и по математике. Категория «физические упражнения» отражает характер совершаемой работы, которую можно визуально наблюдать в виде перемещения тела человека или его отдельных частей в пространстве и времени. Эффективность физических упражнений определяется их содержанием.

Двигательная деятельность — деятельность, основным компонентом которой является активность двигательного аппарата ребенка. С этих позиций можно охарактеризовать ребенка как малоподвижного или, наоборот, очень подвижного.

Двигательная активность — основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка, которая подчинена закону: приобретаем, расходуя, и связана с обязательным избыточным восстановлением энергии в результате работы скелетных мышц. Наиболее полное научное обоснование проблема двигательной активности получила в трудах специалистов лаборатории Научного центра биологических исследований АН СССР под руководством И.А. Аршавского1. В результате исследований, которые проводились в течение более 40 лет, ученые пришли к выводу, что живой организм в разные возрастные периоды по- разному взаимодействует с окружающей средой. Особый интерес представляет механизм этого взаимодействия. Наследственно обусловленная деятельность скелетной мускулатуры влияет на физиологические отправления всех систем организма. Продолжительность жизни у разных видов млекопитающих, их физическое и интеллектуальное развитие находятся в прямой зависимости от особенностей развития и функционирования скелетной мускулатуры.

Именно работа скелетных мышц стимулирует восстановительные процессы в организме, в результате которых осуществляется его рост и дальнейшее развитие.

Таким образом, двигательная активность определяет:

  • 1) энергетические особенности организма;
  • 2) функцию дыхательной системы;
  • 3) функцию сердечно-сосудистой системы.

В результате работы скелетных мышц организм начинает активно изменять свое отношение к окружающей среде. Таким образом, двигательная активность направлена на самосозидание организма. Условно можно выделить несколько этапов проявлений двигательной активности: внутриутробный, новорожденности (пять—шесть месяцев), второе полугодие первого года жизни — после овладения ребенком позы стояния[4].

Если в раннем возрасте физиологическое значение восстановительных процессов связано с обеспечением процессов роста (увеличения протоплазменной массы), то с момента возникновения позы стояния и организации покоя анаболитические процессы приобретают второе важное физиологическое значение. На данном этапе двигательная активность позволяет резервировать энергетические ресурсы для выполнения последующей работы. И.А. Аршавский называет этот резерв «моторными калориями» и отмечает, что «обогащаясь новыми дополнительными энергетическими резервами, организм, повышая при этом свою структурно-организационную упорядоченность, приобретает способность осуществлять активность, ранее для него недоступную. И это относится не только к собственно мышечной, но и в особенности к интеллектуальной работе мозга»[5]. Взаимодействуя с окружающей средой с помощью двигательной активности, организм осуществляет важнейший творческий процесс, выражающийся в самоорганизации себя как открытой физиологически полноценной системы. При этом ученый отмечает, что творческие способности ребенка подавляются при принудительной активизации двигательных поведенческих реакций с помощью внешних воздействий.

Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического или социального положения.

Спорт — специальная деятельность, направленная на достижение наивысших результатов в каком-нибудь виде физических упражнений, которая выявляется в процессе соревнования. Поскольку спорт связан с запредельными физическими и психологическими нагрузками, в дошкольных образовательных организациях детей обучают только его элементам (элементам футбола, элементам баскетбола и др.).

Сущностные характеристики понятий теории и методики физического воспитания постоянно уточняются, дополняются и конкретизируются в соответствии с новейшими научными достижениями.

Источник

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. ЗАДАЧИ И СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ.

Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. Здоровье — это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека.

Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического воспитания, что при определенных условиях обеспечивает ребенку физическое развитие.

Основы теории физического воспитания детей разрабатывали: Е.Г. Леви-Гориневская, А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева, Т.И. Осокина, Е.Н. Вавилова, Э.Я. Степаненкова и др.

Теория физического воспитания определила основные понятия: физическое развитие, физическая подготовленность, физическое совершенство, физическое воспитание, двигательная деятельность, физические упражнения.

Физическое развитие  процесс изменения форм и функций человеческого организма (одним из показателей функций являются физические качества  быстрота, сила, выносливость); В более узком смысле рассматривается как уровень развития организма, который определяется антропометрическими и биометрическими показателями (рост, масса тела, сила мышц, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, величина изгиба позвоночника и др.)

Двигательная деятельность  всякая деятельность, основным компонентом которой является активность двигательного аппарата человека.

Физическая подготовленность уровень развития двигательных навыков, умений, физических качеств.

Физические упражнения движения, двигательные действия, а также сложные виды двигательной деятельности (подвижные игры) отобранные в качестве средств для решения задач физического воспитания.

Физическое воспитание педагогический процесс, направленный на достижение хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка, в процессе которого одновременно решаются задачи разностороннего развития (физического, умственного, нравственного, эстетического)

Физическая культура часть общей культуры, характеризующая достижения общества в области физического, психического и социального здоровья человека.

Задачи физического воспитания:

Оздоровительные: охрана жизни и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.

Образовательные: формирование у детей двигательных навыков и умений в соответствии с индивидуальными особенностями, развитие физических качеств, получение знаний о своем организме, получение знаний об укреплении организма, привитие навыков личной и общественной гигиены

Воспитательные: разностороннее развитие детей: умственное, нравственное, эстетическое, трудовое, формирование интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Педагоги, ученые неоднократно подчеркивали неразрывную связь физического и психического развития ребенка. Потребности в познании мира побуждают к двигательной активности. Движения способствуют интеллектуальному развитию. Ограничение в получении информации задерживает психическое развитие.

Работа ДОУ по выполнению целей и задач физического воспитания:

  • создание развивающей образовательной среды для психофизического развития и снижения заболеваемости детей;
  • повышение профессиональной компетентности педагогического коллектива в вопросах физического воспитания и развития детей дошкольного возраста;
  • комплексное решение всех задач физического воспитания в контакте с медицинскими работниками;
  • медико-педагогический контроль за физическим воспитанием и развитием детей дошкольного возраста;
  • взаимодействие с семьей.

Средства физического воспитания

1. Физические упражнения – основное средство

2. Естественные силы (солнце, воздух, вода)

3. Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, сна и питания, гигиена помещения, площадки, одежды, обуви, физкультурного инвентаря и др.)

ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

  • Основная – физкультурные занятия
  • Физкультурно-оздоровительные (утренняя гимнастика, физкультминутка, подвижные игры на воздухе, закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями)
  • Активный отдых (физкультурные досуги, праздники, Дни здоровья)
  • Самостоятельная двигательная деятельность
  • Каникулы и задания на дом.

Источник

Татьяна Ковальская
Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей дошкольного возраста

Задание 1. Провести диагностику физического развития детей, составить диагностическую карту его здоровья

В ходе беседы с врачом ДОУ на основе анализа медицинских карт был составлен паспорт здоровья.

1 группа здоровья: основная ОРЗ Проведение профилактических упражнений, закаливающие процедуры.

2 группа здоровья: Частые ОРЗ, лакунарная ангина, бронхит. Следить за объёмом физических нагрузок и за интенсивностью.

Проводить игры и упражнения на профилактику плоскостопия и сколиоза.

3 группа здоровья:Нарушение слуха 1 ст., нарушение осанки (сколиоз)Небольшие объёмы физических нагрузок с небольшой интенсивностью.

Профилактические упражнения для профилактики плоскостопия

КОМПЛЕКС С ГИМНАСТИЧЕСКОЙ ПАЛКОЙ:

1. И. п. – сидя, согнув ноги врозь, стопы параллельно, руки в упоре сзади, палка на полу под серединой стоп.

Катать палку вперед-назад двумя стопами вместе и поочередно.

2. И. п. – то же

1-2 – сгибая пальцы ног, обхватить ими палку

3-6 – держать

7-8 – и. п.

3. И. п. – то же

1-2 – поднять пятки, опираясь пальцами ног о пол

3-4 – и. п.

4. И. п. – сидя по-турецки, палка вертикально на полу между стопами, хватом двумя руками придерживать ее за верхний конец.

Движениями стоп вперед-назад вращать палку вокруг вертикальной оси.

5. И. п. – то же.

Стараясь обхватить палку стопами, поочередно перемещать их по палке вверх и вниз.

6. И. п. – стоя ноги вместе на палке, лежащей на полу, руки на пояс.

Ходьба по палке приставным шагом вправо и влево, палка под серединой стоп; то же, но пятки на палке, а носки на полу; то же, но носки на палке, а пятки на полу.

КОМПЛЕКС С ПРЕДМЕТАМИ:

I. Разминка.

1. Хождение на высоких носочках.

2. Хождение на пяточках.

II. Основной комплекс упражнений.

1. «Окно» — ребенок, стоя на полу, разводит и сводит выпрямленные ноги не отрывая подошв от пола.

2. «Каток» — ребенок катет вперед-назад мяч, скалку или бутылку. Упражнения выполняются сначала одной, затем другой ногой.

3. «Разбойник» — ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего времени выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги ребенок старается подтащить по полу полотенце (или салфетку) на которой лежит груз (камень, сначала одной. Затем другой ногой.

4. «Сборщик» — И. П. – тоже. Собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу, и складывает их в кучку, одной ногой, затем другой. Следует не допускать падания предметов при переноске.

5. «Художник» — И. П. – тоже. Карандашом, зажатым пальцами ног, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

6. «Барабанщик» — И. П. – тоже. Стучим носками ног по полу не касаясь его пятками.

Подвижная игра «Охотники и зайцы»

Комплекс упражнений по формированию навыка правильной осанки с предметом на голове.

1. Ходьба по кругу с мешочком на голове, сохраняя правильную осанку.

2. Ходьба с мешочком на голове в полуприсяде, с высоким подниманием коленей, на носках, боком, приставным шагом и т. д.

3.Ходьба с мешочком на голове с одновременным выполнением различных движений руками: вверх, вперед, в стороны и т. п.

4.Ходьба с мешочком на голове с перешагиванием через препятствия: веревочку, кубики и пр.

5. Ходьба с мешочком на голове по гимнастической скамейке.

6. С мешочком на голове сесть на скамейку или пол, встать, стараясь не уронить мешочек.

7. Бросать мяч двумя руками от груди партнеру с мешочком на голове.

Задание 2. Составить и провести комплекс утренней гимнастики

Комплекс утренней гимнастики

1. Вводная Ходьба в колонне по одному, на носках, руки на поясе;

Танцевальные движения: шаг с притопыванием

бег в колонне по одному;

ходьба в колонне по одному.

Перестроение в круг без музыки Следить

за дыханием

и осанкой детей

Бежать легко

2. Основная И. п. — основная стойка, руки на поясе.

1 — руки в стороны;

2 — руки вверх, подняться на носки; 3 — руки в стороны;

4 — вернуться в исходное положение (8 раз).

И. п. — стойка ноги на ширине плеч, руки внизу.

1 — руки в стороны;

2 — наклон к правой (левой) ноге, коснуться пальцами рук носков ног; 3 — выпрямиться, руки в стороны;

4 — исходное положение (4 раза)

И. п. — основная стойка, руки на поясе.

1-2 — присесть, руки вынести вперед; 3-4 — вернуться в исходное положение (8 раз).

И. п. — основная стойка, руки вдоль туловища.

1 — шаг вправо, руки в стороны;

2 — наклон вправо (влево, правую руку вниз, левую вверх;

3 — выпрямиться, руки в стороны;

4 — исходное положение (5 раз).

И. п. — основная стойка, руки вдоль туловища.

1 — правую ногу назад на носок, руки за голову;

2 — исходное положение. То же левой ногой (4 раза).

И. п. — основная стойка, руки на поясе. 1 — прыжком ноги врозь, руки в стороны; 2 — прыжком ноги вместе.

Быть внимательным, четко выполнять задание; следить за дыханием. При повороте руками себе не помогать.

Ноги в коленях не сгибать.

Следить за правильностью выполнения упражнения.

Прыгать высоко, легко.

3. Заключительная Ходьба в колонне по одному.

Игровое упражнение на развитие координации «Ветер и листочки» (покружиться вокруг себя на одном месте, присесть, то же в другую сторону) Следить за дыханием

Во время игры следить, чтобы дети не толкали друг друга.

Задание 3. Составить план физкультурно-оздоровительной гимнастики.

Утренняя гимнастика

I. Вводная часть

Ходьба в колонне по одному. Ходьба на носках (руки за голову, на пятках. Обычная ходьба. Бег с высоким подниманием колена. Обычная ходьба. Перестроение в колонну по трое.

II. Основная часть

1. «Подросли». И. п.: ноги – пятки вместе, носки врозь, руки внизу. 1 – руки через стороны вверх, потянуться; 2 –и. п. Повторить 8 раз.

2. «Руки в стороны». И. п.: ноги – пятки вместе, носки врозь; руки согнуть перед грудью. 1- развести руки в стороны, вдохнуть; 2- вернуться в исходное положение. Повторить 8 раз.

3. «Наклоны в стороны». И. п.: ноги на ширине плеч, руки за головой. 1- наклониться вправо (влево, 2- вернуться в исходное положение. Повторить 8 раз.

4. «Повороты в стороны». И. п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1- повернуться вправо (влево, руки развести в стороны, выпрямиться. Повторить 8 раз.

5. «Наклоны вперед». И. п.: ноги на ширине плеч, руки внизу. 1- наклониться вперед, достать руками носки ног, 2- вернуться в исходное положение. Повторить 8 раз.

6. «Обхвати колени». И. п.: ноги – пятки вместе, носки врозь; руки внизу. 1- присесть, обхватить колени руками, 2- вернуться в исходное положение. Повторить 8 раз.

7. «Прыжки». И. п.: ноги – пятки вместе, носки врозь, руки на поясе. Выполнить по 12 прыжков на двух ногах на месте, походить на месте и вновь повторить прыжки.

III. Заключительная часть

Перестроение в колонну по одному. Ходьба.

Физкультурное занятие

План-конспект физкультурного занятия в старшей группе

«Поездка в зоопарк»

Программное содержание:

• Учить лазанью по гимнастической стенке.

Развивать ловкость, глазомер, внимание.

• Продолжать работу над умением правильно дышать и восстанавливать дыхание.

Воспитывать интерес к занятию.

Приёмы: Показ, команды, игровой прием, художественное слово,помощь ребенку, анализ, вводная беседа.

Материал к занятию: Колечки – 8 шт; набивные мячи – 4 шт; скамейка – 2 шт; изображение «обезьяна», «медведь», «лиса», «заяц», «змея»; шнур или канат.

Способ организации: Поточный.

Одежда детей: Шорты, футболки, носочки.

Ход физкультурного занятия.

Дети входят в зал. Здороваются.Сообщаю: «Сегодня у нас физкультурное занятие, но мы не будем, как обычно заниматься, а поедем в зоопарк. А кто живет в зоопарке? Прежде чем отправиться встанем в круг».

Ввод/медитация. Наше сердце.

Положили руки на сердце, послушали, как оно стучит. И вот уже нам кажется, что у нас не одно сердце, а много. И каждое из сердец неисчерпаемая чаша любви и добра. Яркий и теплый свет добра разливается по всему телу, рукам, ногам так, что уже не вмещается в вас. Так давайте пошлём добра и любви всем животным и растениям, находящимся на нашей планете. И может быть им станет чуточку теплее и лучше, от того, что они почувствуют, что их кто-то любит, что они кому-то нужны. (руки поднимаем вперед – вверх, кисти вертикально). Вот молодцы.

А теперь строимся друг за другом, и за ведущим идем в наше путешествие.

Вводная часть

В скобках даны (дозировка, дыхание, темп)

• 1. Ходьба (1/4кр., пр., умеренный) — Вот мы вышли из дома, но чтобы добраться, до зоопарка нам нужен автобус. Ой, ребята, а мы уже опаздываем.

• 2. Бег с уско-рением и замедлением. Дыхание «Ха». Поехали. (1 кр., пр., быстрый, медленный) — Давайте поторопимся. Успели. Входим в автобус. Давайте восстановим дыхание. «Небольшой паровозик»

• 3. Ходьба по колечкам на носочках. — Вот мы и подъехали, а здесь прошел дождь и чтобы не замочить ноги пройдем через лужу по камушкам.

• 4. Ходьба в приседе. (1/2кр., ш-ш, умеренный)— А вот и в луже гуси шагают, а шипят-то как.

• 5. Бег галопом (1/2кр., пр., быстрый) — Скачут кони.

• 6. Воротики. (1 раз, пр., умеренный быстрый) — Дети, покажем воротики, быстренько, быстренько. Вот какие красивые ворота. Всё ближе и ближе.

Ребята, а ворота-то закрыты, но чтобы у нас не пропало настроение, и было веселее подождать, давайте потанцуем. Согласны? Тогда, влево, вправо, разомкнулись. (Звучит музыка! Танец утят).

1. Ходьба на месте, не отрывая носков от пола. (пр., умеренный)

2. Поднимание плеч. (по 6 раз, пр., умеренный)

3. «Весёлая зарядка». И. п. О. С. 1 — правую руку вверх; 2 — левую руку вверх; 3 — правую руку в сторону; 4 — левую руку в сторону. (6 раз, пр., быстрый). Прыжки по кругу. (1 кр., пр., быстрый)

4. «Крестик». И. п. О. С. 1 — согнуть левую руку в локте, правую ногу в колене соединить; 2 — И. п; 3 – 4 — тоже с правой рукой и левой ногой. (6 раз, пр., умеренный)

5. «Нолик». И. п. тоже. 1 – 2 руки вперед, вверх, кисти соединить; 3 – полуприсед; 4 – И. п. (8 раз, пр., умеренный)

6. «Чебурашка». И. п. О. С. Прыжки на левую ногу, правую утюжком, с поворотом корпуса; то же в другую сторону. Проскоки по кругу. (6 раз, пр., быстрый)

7. Наклоны вперед, в стороны. (6 раз, пр., умеренный) Поскоки. (быстрый)

Заключительная часть

Восстановление дыхания.

Упражнение «Цветок закрылся, открылся» И. п. стоя на коленях. — (3-4 раз, пр., медленный)

А вот теперь и зоопарк открылся. Но у меня к вам есть интересное предложение. Мимо кого проходим, того и изображаем.

ОВД

1. Ползанье по гимнастической скамейке на ладонях и коленях. (по 3 раза, умеренный, произвольное) — По «медвежьи»

2. Прыжки через шнур справа и слева. (по 3 раза, умеренный, произвольное) — И. п. ноги вместе, руки, как у зайца.

3. Лазанье по гимнастической стенке, перелезая с пролёта на пролет по диагонали. (по 3 раза, умеренный, произвольное)«Весёлые обезьянки»

4. Ходьба между набивными мячами на носочках, руки за спину. (по 3 раза, умеренный, произвольное) — Хитрая, выбражулистая лиса.

(По ходу даю соответстсвующие указания, где необходимо, оказываю помощь, поддержку). Небольшой анализ.

Вот молодцы, поиграли со зверьми, да и им стало веселее, но здесь есть и птицы. Давайте покажем «Цаплю».

Упражнение «Цапля», «Ласточка». (Для восстановления дыхания).

Подвижная игра. Подвижная игра «Хитрая лиса»

Цель: развитие умения у детей бегать в определённом направлении; ориентироваться в пространстве.

Дети стоят в кругу плечо к плечу. Воспитатель проходит сзади них и не заметно дотрагивается до любого ребенка. Ребенок, к которому дотронулся воспитатель, становится «хитрой лисой».Все дети спрашивают: «Хитрая лиса, где ты?» и внимательно следят за лицом каждого, покажется ли лисичка.После трех вопросов лиса отвечает: «Я тут!» и начинает ловить. Дети разбегаются в разные стороны. Когда лиса поймает 2 — 3 ребенка, игра заканчивается. При повторении выбирают другую лисичку.

Ребята, а куда мы сегодня ездили? Кого видели? Кто из детей понравился? Понравилось ли вам всем? Мне тоже вы все очень понравились.

Всем спасибо.

Источник