Темы для обсуждения с ребенком 5 лет
Чаще всего дети на вопрос «Как дела?» или «Как прошел день?» отвечают емким «Нормально». Но ведь нам, родителям, мало такого — никакого — ответа! Но стоит начать расспрашивать, как мы тут же понимаем, что все наше общение становится похожим на допросы. Никто не хочет так! Мы собрали 35 вопросов, которые помогут вам больше узнать о собственных детях, и не только о том, как прошел их день, но и о том, о чем они переживают, думают и мечтают…
1|| Чем вы занимались сегодня с друзьями?
2|| Когда ты только просыпаешься, ты думаешь о том, как пройдет твой день? Сегодняшний день был похож на твои ожидания от него?
3|| Если бы ты мог что-то изменить прямо сейчас, что именно ты изменил бы в сегодняшнем дне?
4|| Если бы ты открыл магазин, что бы ты в нем продавал?
5|| Какой персонаж вызывает у тебя больше всего смеха?
6|| Если бы ты был супергероем, то какие три суперспособности у тебя были бы? И что бы ты с их помощью делал?
7|| Когда ты чувствуешь, что тебя любят? Как ты понимаешь, что человеку ты не безразличен?
8|| Что ты чувствуешь, когда я обнимаю тебя?
9|| Если бы твои мягкие игрушки могли говорить, как думаешь, что бы они сказали нам в первую очередь?
10|| Если бы тебе дали 5000 рублей и предложили потратить на благотворительность, кому бы ты решил помочь?
11|| Какие подарки тебе нравится дарить другим?
12|| Сегодня было над чем посмеяться?
13|| Сможешь нарисовать то, что прямо сейчас в твоей голове?
14|| Как ты думаешь, что тебе сегодня приснится?
15|| Если бы ты мог задать любому дикому зверю вопрос, какого зверя ты бы выбрал и о чем бы спросил?
16|| Как построить самый лучший форт
(*убежище из покрывал и стульев, — прим. ред.) дома?
17|| Какую роль ты бы хотел сыграть в школьном спектакле?
18|| Какое самое первое твое воспомнание из детства?
19|| А какое самое счастливое твое воспоминание?
20|| Что ты больше всего любишь фотографировать?
21|| Каким должен быть самый лучший день? Какая у него должна быть погода? Чем следует заняться в самый лучший день?
22|| Если бы ты мог превратиться в любое животное, то кого бы ты выбрал? Почему?
23|| У тебя есть в голове какие-нибудь изобретения, до которых взрослые еще не додумались?
24|| Представь, что ты можешь придумать любой праздник. Какой придумаешь ты и как предложишь его отмечать?
25|| Какой человек может стать твоим другом? Какие качества ты ценишь в друзьях?
26|| Хотел бы ты ручного дракона? Дракончика домашнего питомца? Как назвал бы его? Что бы ты с ним делал?
27|| Если бы ты присоединился к цирку, что бы ты в нем делал?
28|| Как думаешь, какого предмета в школе не хватает?
29|| Придумай три глупых традиции для всего мира.
30|| Если мы тебя попросим дать всем в семье новые имена, кого как ты назовешь?
31|| Если составить топ твоих нелюбимых вещей, что в него войдет? Что будет на первом месте среди нелюбимых вещей?
32|| Когда вырастешь, куда бы ты хотел отправиться в путешествие?
33|| Какому знаменитому человеку ты хотел бы написать письмо? О чем?
34|| Если тебе предложат сделать продолжение любого фильма или мультика, то что это будет? Уже есть идеи для сюжета?
35|| Хотел бы ты стать писателем? А что именно ты стал бы писать — фантастику, фэнтези, детективы или что-то еще?
Для таких сближающих и познавательных разговоров с ребенком нужно, конечно же, выбрать время. Не держите этот список под рукой — просто помните о самых интересных для вас вопросах и в подходящий момент задайте один-два. Запросто может случиться так, что вы с ребенком увлечетесь собственным воображением, что не заметите, как в интересном общении проведете целый час, а то и больше!
— Ксения Рудич
Источник
«Если добрые чувства не воспитаны в детстве,
их никогда не воспитаешь …»
В. А. Сухомлинский
Предлагаю вам обсудить с детьми проблемные ситуации, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни.
Подобные беседы способствуют формированию у детей навыков успешного социального взаимодействия, такое общение со взрослым поможет развить очень важные качества:
• Сопереживать (отзывчивость).
• Помогать, проявляя терпимость к чужим ошибкам и оплошностям.
• Искать выход из сложных коммуникативных ситуаций, не избегая их.
Подборка проблемных ситуативных историй
для развития социально-коммуникативной
компетенции дошкольников
***
Воскресенье. Начался любимый Ленин мультфильм. Лена садится на диван для просмотра. Но мама просит сходить ее в магазин за мукой, что бы испечь ее бабушке на день рождение пирог. Лена отказывается и продолжает смотреть телевизор.
Вопросы для обсуждения.
Правильно ли поступила Лена? Что произойдет, если Лена не пойдет в магазин за мукой и пирог так и не будет испечен? Кто расстроится из-за отказа Лены идти в магазин? Можно ли поступок Лены назвать добрым? Как бы вы поступили?
***
Саша и Сережа играли вместе. Привозили на машине кирпичи, строили гараж. Сначала играли дружно. Потом Саша стал отбирать у Сережи кирпичи: «Ты всё неправильно делаешь». Сережа его толкнул, Саша закричал: «Не толкайся, дурак!». Дети начали друг друга толкать, обзываться, поссорились. Сережа заплакал.
Вопросы для обсуждения
Почему Сережа заплакал? Правильно ли поступил Саша?
Как вы бы поступили на его месте?
***
По улице шла девочка и ела мороженое. Как вдруг, на встречу ей проехал на велосипеде озорник и специально толкнул девочку. Она выронила мороженое. Оно упало прямо в лужу. От огорчения и обиды девочка заплакала. Но мороженое из лужи не вытащишь
Вопросы для обсуждения.
Какие чувства испытала девочка? Ты бы хотел ей помочь? Как? С тобой случались похожие истории? Что ты испытывал в этот момент? Что делал, когда оказывался в подобных ситуациях? Как можно поступить еще? Как можно назвать поступок мальчика?
***
Мама не разрешала дочке Маше играть с ее зеркальцем. Но девочка не послушала маму. Маша, играя разбила мамино любимое зеркало. Девочка очень расстроилась и не знала, как маме рассказать об этом.
Вопросы для обсуждения.
Маша специально разбила зеркальце? Почему девочка боится признаться маме? Можно ли брать чужие вещи без разрешения? А как бы ты поступил? Помоги Маше признаться в том, что она нечаянно разбила зеркало.
***
Наташа с Катей играли в мяч. Мяч покатился в лужу. Катя хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и упала в лужу. Наташа начала смеяться, а Катя горько заплакала.
Вопросы для обсуждения
Какие чувства испытывала девочка Катя? Поступают ли так друзья? Как ты бы поступил?
***
Коля построил замок из песка. И все им любовались. Только Игорь сказал, что он может сделать лучше. А когда Коля не поверил, Игорь разбежался и затоптал всю постройку.
Вопросы для обсуждения
Что можно сказать о поступке Игоря, почему он так поступил? Что чувствует Коля? Какие советы ты можешь дать Игорю?
— играй дружно;
— не обижай товарища; не ссорься с товарищем;
— если товарищ не умеет делать то, что умеешь ты, покажи ему, посоветуй — вместе будет интереснее;
— нужно радоваться успехам других.
***
Оставил Коля свой самокат во дворе, а сам ушел обедать. Не успел поесть, как видит: на его самокате Вовка Луков катается. Рассердился Коля и побежал во двор. «Сейчас, – думает, – отлуплю Вовку. Чтоб чужие вещи без спроса не брал». Подскочил к нему – сердитый, даже кулаки сжал.
Обсуждение ответов педагогов, формулирование вывода: даже самая конфликтная ситуация вполне может разрешиться мирно, если себя грамотно в ней вести. Например. Конфликт мальчиков завершился так:
«Вовка увидел бегущего к нему Колю его и сказал мальчику, который рядом стоял:
– Знакомься, Игорек, это мой самый лучший друг – Коля.
Смутился Коля, разжал кулаки и неожиданно для себя сказал:
– Что же вы на самокате-то не катаетесь?.»
Вопросы для обсуждения
— Можно ли назвать Колю и Вову друзьями? Почему?
— Из-за чего рассердился Коля?
— Какое желание возникло у Коли, когда он увидел, что Вова взял без спроса его самокат?
— А у тебя были случаи, похожие на тот, что описан в рассказе?
— Что ты чувствовал в этой ситуации?
— Что тебе хотелось сделать?
— Как ты считаешь, стоит ли драться, ссориться из-за того, что кто-то взял без разрешения вашу вещь?
— Какие советы дали бы вы друзьям в подобном случае?
***
В одном волшебном городке жили старенькая бабушка и два ее внука. Однажды в их саду выросло молодильное яблоко. Кто съест это яблоко, -помолодеет и будет жить долго. Мальчишки решили, что бабушке яблоко не нужно. Но между собой яблоко разделить не могли. Пока они ругались и дрались, яблоко укатилось.
Вопросы для обсуждения
Кому больше всего необходимо молодильное яблоко? Можно ли поступок братьев назвать хорошим? Как они должны были поступить? Ты бы хотел помочь старенькой бабушке? Как? Что бы ты сделал на месте мальчиков?
***
Сегодня я вышел во двор и увидел, как ребята играли в убегалки-догонялки.
— Можно мне с вами поиграть? — спросил я ребят. — Чур, буду убегалка!
— Нет уж, — ответили ребята, — если хочешь, чтобы мы тебя приняли в игру, сначала побудь догонялкой.
Я обиделся и ушел. Но потом, когда оглянулся и увидел, как весело бегают ребята и как быстро превращаются в убегалку, мне стало грустно, я подумал, что обиделся зря, и решил вернуться.
— Но почему же ты грустишь?
— Потому что я не вернулся, из-за того, что не знал, что сказать ребятам.
Взрослый, успокаивая Антошку, обращается к детям с просьбой ему помочь.
Вопросы для обсуждения
— Антошка признался нам, что обиделся на ребят зря. Вы согласны с этим? Почему зря?
(Дети не отказали ему в игре, но есть правило очередности.)
— Приходилось ли тебе обижаться?
— На кого ты обижаешься чаще всего?
— Что тебе хочется сделать с обидчиком?
— Хотелось ли тебе отомстить обидчику?
— Что ты делал для того, чтобы отомстить?
***
Витя вынес во двор новую машинку, которую ему подарили на день рождения. Его сразу окружили дети и стали у него просить машинку для игры: «Ну дай машинку! Не жадничай! Тебе жалко? Если не дашь мы не будем с тобой играть». Тут к Вите подошел Саша и что то тихонько ему сказал. Всего одно слово Витя улыбнулся и дал Саше машинку.
Вопросы для обсуждения
Какое волшебное слово сказал Саша Вите? Почему Витя сразу отдал Саше машинку? Почему он не давал играть машинку другим детям? Можно ли Витю назвать жадиной? А как бы ты поступил?
***
Воспитатель попросила детей принести в детский сад принести свою любимую игрушку и устроить выставку. Выставка была интересной. Сначала все рассматривали чужие игрушки. Потом все получили возможность поиграть. Только Дима не разрешил взять свою игрушку. Он взял свою игрушечную пожарную машину и играл ею в одиночестве. Как дети не просили машинку для совместной игры, Дима так и не разрешил. Затем дети организовали общую игру «Магазин игрушек» и позвали к себе Диму. Дима отнес свою игрушку в шкаф и присоединился к ребятам.
Вопросы для обсуждения
Правильно ли поступил Дима когда не дал ребятам свою машинку? Как его можно назвать? А почему дети позвали его в свою игру, ведь он не дал машинку? Правильно ли поступили дети? А тебе интересно играть в одиночестве или вместе? А ты бы дал свою игрушку в общую игру?
***
Лена зашла утром в свою группу и увидела вместо Ирины Васильевны новую воспитательницу. Лена не знала как ее зовут, и поэтому не стала здороваться, а сразу пошла играть с ребятами.
Вопросы для обсуждения
Правильно ли поступила Лена? Каких людей мы называем вежливыми? Как бы ты поступил?
***
Юра забрал себе почти весь конструктор и начал сооружать дом. Для Игоря почти не осталось материала. Тогда он обратился с просьбой к Юре.
-Дай, пожалуйста мне немного из конструктора материала. Ведь у тебя много.
-Отстань, не дам! Я хочу построить большой дом!
-А ты построй маленький дом, тогда и мне конструктора хватит.
-Нет, — отвечает Юра. – А вдруг не хватит? Сначала я построю дом, а если останется, дам тебе.
Вопросы для обсуждения
Справедливо ли Юра поделил конструктор? Можно ли его назвать другом? Игорь предложил правильное решение? Как бы ты поступил на месте Юры? Как поделить конструктор по справедливости?
***
Гена с мамой у врача. Оказалось у мальчика плохое зрение. Доктор велел Гене носить очки. Когда мальчик зашел в свою группу и дети увидели его в очках, то они засмеялись и стали называть его очкариком. Гена снял очки, положил в шкафчик и вечером маме сказал, что больше никогда не наденет очки.
Вопросы для обсуждения:
-Правильно ли поступили дети? Плохое зрение – это болезнь. Можно ли смеяться над больными людьми? Тебе бы понравилось, если бы надсмехались над тобой? Как бы ты поступил на месте Гены? Как бы ты помог Гене?
***
Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступил. Коту Мурзею усы выдергивал. Колючего ежика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил. Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было.
И этим он очень гордился. Гордился, да недолго. Придумай, чем закончилась история.
Вопросы для обсуждения
— Почему мальчик остался один? Затем взрослый подводит итог:
— Мальчик рос сильным, но злым: он обижал своих друзей, причинял им боль, смеялся над взрослыми, жестоко обращался с животными.
Далее взрослый предлагает детям составить правила обращения с животными и соблюдать их:
— животных нужно любить;
— ухаживать за ними;
— вовремя кормить, выводить на прогулку, играть с ними;
— нельзя мучить, причиняя боль, пинать ногами, злить.
***
Вася участвовал в соревновании и занял первое место, а его Саша был последним. Он очень расстроился. А Вася прыгал от радости и хвастался перед Сашей своей медалью, говоря: «Я сильнее и быстрее тебя. БЕ-БЕ-БЕ!»
Вопросы для обсуждения:
-Почему у Саши плохое настроение? А настроение Саши стало хуже из-за поведения Васи? Ты хочешь помочь Саше?
Источник
Пока вы гуляете со своим ребенком за ручку, вы, пожалуй, знаете про него все: и что он любит из сладостей, и какие ягоды в манную кашу лучше добавлять, и какие сказочные герои ему нравятся, из-за чего он поссорился с другом в песочнице, какие секретики и секретищи хранятся в его кудрявой голове… Но чем старше ребенок, тем менее прозрачным он становится для вас. Какому же родителю хочется терять связь со своим малышом, пусть и сильно подросшим! Общие темы для разговоров стремятся ускользнуть, неловкие паузы в общении становятся длиннее… Мы собрали 10 вопросов, с которых можно начать прекрасный разговор с ребенком и отлично провести вечер, чувствуя душевную близость как в раннем детстве. Главное — слушайте взаправду, глядя в глаза, а не в телефон. И спрашивайте — а не допрашивайте…
1|| Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?
Какой банальный вопрос, подумаете вы. На самом деле — отличный. Если вы будете слушать и задавать вопросы, рассказывать о своих «профессиональных» мечтах в детстве, рассуждать, какой может быть работа мечты в ближайшем будущем и что для нее нужно знать и уметь, представлять разные рабочие ситуации и как их будет решать ваш ребенок, то неизвестно, сколько часов вы об этом проговорите! А заодно и узнаете, почему ребенку одни профессии нравятся, а другие — нет. Можно сказать, разговоры об этом — первая профориентация.
2|| У тебя новый друг? Расскажи о нем. Как вы подружились? Почему тебе с ним хорошо?
Рассказывая о своем лучшем друге, ребенок рассказывает вам и о собственных ценностях. За что он ценит своего друга, что в его поступках считает хорошим, хочет ли походить на него, что в нем ему особенно нравится? Переведите диалог на размышления о том, какими качествами должен обладать друг, что такое дружба вообще, какие поступки говорят о крепкой дружбе. Из разговора вы можете понять, что у ребенка и правда хороший друг, и будете за него спокойны. Либо сможете заметить в дружбе что-то тревожное, чего не замечает сам ребенок, и вовремя ему помочь понять это.
3|| Сегодня суббота, давай испечем твой любимый пирог и сделаем это традицией — печь по субботам твои любимые пироги. Как ты на это смотришь?
В какой-то степени такое начало разговора о семье и ее ценностях может оказаться неожиданным. Если вы вообще никогда не печете пироги, то лучше придумать что-то более естественное для новой традиции в вашей семье. Чтобы не насторожить ребенка, иначе разговора по душам не сложится.
Слово за слово и вот вы уже говорите о том, какие традиции в семье самые ваши любимые (не только спрашивайте ребенка, но и сами на эти же вопросы отвечайте, так честнее и интереснее). Какие воспоминания самые запоминающиеся? Почему именно они, какие эмоции так крепко держат их в памяти? А что, наоборот, побыстрее хотелось бы забыть?
Разговоры о семье можно вести бесконечно, и в атмосфере доверия легче спрашивать о том, не слишком ли строгие порядки в семье, может быть, родителям надо быть помягче, в чем именно? Предложите написать вместе правила вашей семьи, вы напишите те, которые, на ваш взгляд, важны, а ребенок — то, что важно для него. Интересно, а каким родителем ребенок сам хотел бы стать, как бы он воспитывал, что разрешал, а что — нет. Какого родителя, по мнению ребенка, можно назвать супер-родителем?..
Наверняка, вы понимаете, что между строк услышите много мыслей ребенка насчет вашего стиля воспитания. Будьте готовы принять без критики, задуматься и, возможно, измениться в лучшую сторону.
4|| Сегодня был хороший день для тебя? За что его стоит поблагодарить?
Задавайте такой вопрос почаще, можно сделать его привычным перед сном. Ребенок будет задумываться о хорошем, думать, что же сегодня было такого, за что он благодарен и кому именно (хорошие поступки, может быть, и делает Вселенная, но уж точно руками конкретных людей). И сами подскажите, за что вы благодарны сами: да хоть даже и за дождливый день, ведь в дожде тоже много пользы для природы и людей. Все чаще дети выражают недовольство, легко жалуются на все, что нарушает их планы, не видят ценности момента. Этому надо учить примером и вот такими вопросами, вызывающими рефлексию.
5|| Если бы ты выиграл 10.000 рублей, на что бы ты их потратил?
Простой вопрос, но дети его очень любят обдумывать. Попробуйте спросить об этом ребенка в момент, когда он заскучал, и не знает, чем заняться. Подростки, кстати, тоже не прочь «потратить» в своем воображении определенную сумму. Кому-то это и впрямь растормошит воображение, а кто-то и озвучит свои мечты, что бы он хотел получить в подарок, скажем, на день рождения. А вы мотайте на ус.
Еще примеры вопросов, которые могут отвлечь ребенка от скуки и сделают ваше общение интересным: вот бы создать собственную планету или страну, интересно, какой она могла бы быть? Ты бы хотел написать книгу? О чем бы ты хотел рассказать? Как думаешь, что говорит наша Муська, когда мяукает на нас?
6|| Как ты думаешь, что чувствуют люди, когда их дразнят? А что чувствуют сами «дразнители»? Почему они это делают?
Вопросы, вызывающие у детей сопереживание, мысли о том, что думает другой человек, хороши для развития эмпатии, эмоционального интеллекта. В разговоре вы можете явно увидеть, как ребенок относится к одной из самых острых проблем школьного общества — буллингу. Возможно, вы узнаете, что ребенок и сам не раз подвергался ему. Раскрывайте темы о чувствах других с разных сторон: что нужно делать, если ты видишь на улице грустного человека, как можно помочь тому, кто потерял близких, зачем нам нужно быть добрыми, почему плохо дразнить, обзывать, обижать.
7|| Однажды в библиотеке я украла маленькую книжку. И мне до сих пор так стыдно! Когда я выросла, я подарила библиотеке целую коробку книг, и все равно до сих пор себя скверно чувствую. С тобой ничего подобного не случалось?
Разговоры об этических нормах можно начать примерно с такой истории. В детстве каждого взрослого найдется нелестный эпизод — кто-то брал чужие игрушки без спроса, кто-то даже деньги. Но этические нормы это не только о том, что красть и врать плохо. Это еще и о том, как ты поступишь, если видишь, что от тебя зависит помощь кому-то или если станешь свидетелем обмана.
8|| Когда я был маленьким, то хотел стать астрономом. Но все друзья смеялись надо мной, потому что я неважно учился, да и что это за профессия такая — астроном? Звезды что ли считать, стоя на крыше в колпаке? Я засмущался и отказался от мечты. А ты бы на моем месте отказался?
Такие вопросы подводят вас к разговорам о том, что делает человека внутренне сильным, как важно не отказываться от своей мечты, защищать ее, если кто-то хочет ее потушить. Как реагировать на мысли, которые люди могут тебе посылать: «ты ничего не добьешься», «ты никому не нужен», «тебя никто не любит»… Эти мысли могут поселиться уже у тебя в голове, и испортить настроение и даже жизнь. Как помочь себе быть сильным внутренне и не давать себя в обиду.
***
Расскажите нам, какие еще темы для общения с подрастающими детьми могут звучать в семье, и с чего их лучше начинать, чтобы не превратить в неприятные детям допросы.
- Настя Морозова
Источник