Тема родительского собрания развитие у ребенка мелкой моторики рук
Родительское собрание-практикум
«Развитие у ребёнка мелкой моторики рук»
Общее родительское собрание № 1
Цель родительского собрания:
1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;
2. Обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольника;
3. Научить родителей играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.
Повестка:
Сообщение «Значение работы по развитию мелкой моторики рук у ребёнка»
Сообщение по теме:
Практикум «Приёмы развития мелкой моторики рук с помощью лепки из пластилина»
Рекомендации родителям «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребёнка»
Ход собрания
1. Cообщение «Значение работы по развитию мелкой моторики рук у ребёнка»
Родителям было предложено отгадать загадку:
Весёлые братцы
Решили разобраться:
Кто из них нужнее?
Кто из них важнее?
Пять весёлых братцев
Решили подраться,
Но в комок свалились —
В одну семью сплотились.
В. А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
Тема нашего собрания – практикума была посвящена как раз им, пальчикам, а точнее – развитию мелкой моторики рук у ребенка.
Что такое мелкая моторика и для чего она нужна?
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движении: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).
Значение мелкой моторики очень велико! Она взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, зрительная и двигательная память, координация движений и восприятием ребенка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального готовности ребенка к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, мышление, речь. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. Ему трудно выполнить задания связанные, например с письмом. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе.
Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий: одеваться, держать ложку, карандаш, рисовать и писать, завязывать шнурки, застегивать пуговицы, в дальнейшем шить, готовить, мастерить и другое.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью в жизни ребенка.
Если мы с вами будем должное внимание уделять упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, то сможем решить сразу две задачи:
1. Косвенным образом влиять на общее интеллектуальное развитие ребёнка;
2. Подготовить к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Способы развития мелкой моторики
1. Пальчиковые игры и упражнения – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Вопрос к родителям: Знаете ли вы какие-нибудь пальчиковые игры, и как часто вы играете в них с ребенком дома? (Обмен мнениями).
Пальчиковые игры — это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
«Капуста».
Говорить ритмично:
— Мы капусту рубим, рубим.
Руками показывать, как мы рубим капусту
— Мы морковку трем, трем.
Руками показывать, как мы трем морковку
— Мы капусту солим, солим.
Пальчики щепоткой – солим
— Мы капусту мнем, мнем.
Руками «мнем» капусту
2. Шнуровка – это следующий вид игрушек, развивающих моторику рук у детей. В настоящее время в магазинах представлены разные варианты этой игрушки – из разного материала, разного размера, цвета и формы.
Вопрос к родителям: Очень часто такие игрушки стоят довольно дорого, подумайте, как вы можете в домашних условиях изготовить подобную игрушку? (Обмен мнениями).
Комментарий: Наверное, наиболее простой и недорогой способ изготовления подобной игрушки — из плотного цветного картона, старых бус, разрезанные старые фломастеры и другое.
Демонстрация нескольких игрушек-шнуровок.
3. Игры с песком, крупами, бусинками, камешками и другими сыпучими материалами — пересыпание между ладошками, перекладывание пальчиками из одной емкости в другую, сортировка по цвету, форме, насыпание в пластиковую бутылку с узким горлышком и т.д.
Вопрос родителям: Как вы думаете, почему, несмотря на доступность и явный интерес ребенка ко всем этим материалам, многие родители не используют игры с ними? (Обмен мнениями).
Комментарий: Действительно, использование в играх таких материалов как бусины, камешки, крупы требуют от взрослого особого внимания, так как они маленького размера и могут «совсем случайно» оказаться в носу или ухе ребенка, могут быть проглочены им. Кроме того, не стоит ожидать, что после игры будет порядок, что ничего не просыплется и никуда не закатится.
Далеко не каждая мама готова проводить в доме генеральную уборку каждый раз после того, как ребенок поиграл.
4. Оригами – конструирование из бумаги – это еще один способ развития мелкой моторики рук у ребенка, который к тому же, может стать еще и по-настоящему интересным семейным увлечением.
Вопрос к родителям: Как вы думаете, какое развивающее воздействие на ребенка, кроме развития мелкой моторики, оказывает занятие оригами? (Обмен мнениями).
Комментарий педагога: Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания. Ребенок учиться общаться с бумагой, угадывать ее качества, развиваются творческие задатки у ребенка, ребенок знакомится с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), происходит развитие глазомера. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки, что гармонизирует работу полушарий мозга. Конечно, при работе с детьми младшего возраста начинать надо с очень простых композиций, возможно, вам не раз придется показать тот или иной прием.
5. Кроме того, для развития мелкой моторики рук можно использовать:
- игры с глиной, пластилином или тестом. Детские ручки усердно трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции — раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т.д.
- рисование карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины.
- мозаика, пазлы, конструктор – развивающий эффект этих игрушек тоже невозможно недооценить.
- сматывание цветных ниток в клубочки
- игры-инсценировки с пальчиковым театром
- работа с раскрасками карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться.
- обведение вкладышей. Штрихование под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий.
- плетение бумажных ковриков из разноцветных полосок бумаги — задание на тренировку руки и воспитание усидчивости.
- изготовление поделок и аппликаций из бумаги — по результатам этих работ можно оценить, насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков ребенка.
- застегивание и расстегивание пуговиц, крючков, кнопок — хорошая тренировка для пальчиков.
- сухой бассейн — используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней. Сделать его очень просто. Возьмите небольшую глубокую миску диаметром 25см, высотой 12 — 15см и заполните его на 8см предварительно промытым и просушенным горохом или фасолью. Попросите малыша искать в «сухом бассейне» различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения — координированными.
Почаще предлагайте детям эти занятия!
И напоследок, хочу заметить, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут задача взрослых, наша с вами задача, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными.
Источник
Родительское собрание
«Развитие мелкой моторики рук»
Подготовила
воспитатель
Тимофеева И. В.
Цель: формирование у родителей представлений о роли мелкой моторики в психофизическом развитии детей.
Задачи.
Обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольника.
Познакомить с приемами развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
Обогатить методическую копилку для родителей.
Предварительная работа:
Подбор игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук.
Оформление памятки для родителей.
Оформление материалов к выставке по теме собрания – цитаты, высказывания известных людей.
Подбор слайдов и видео с пальчиковыми играми.
Организация выставки развивающих игр: шнуровки, сенсорные панно, наборы тканевых образцов различной фактуры и т.д.
Оборудование:
Плакаты с высказываниями:
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» (В.А. Сухомлинский).
«Рука – это инструмент всех инструментов» (Аристотель).
«Рука – это внешний наружу мозг человека» (И.Кант);
«Таланты детей находятся на кончиках их пальцев» (М. Монтессори)
Пластилин, дощечки для лепки, стеки, листы бумаги.
Описание игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук.
Мультимедийная установка для показа слайдов и видео.
Презентация «Наши пальчики играли» (Слайды с фотографиями играющих детей).
Участники: воспитатели, родители.
Форма проведения: собрание практикум.
1. Вступительный этап (Приветствие).
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас, нашу встречу, мы предлагаем начать с игры – приветствия. Для этого нам нужно встать в круг, каждый участник говорит своему соседу, называя его по имени: «Здравствуйте, я рад Вас видеть!» — и обязательно добавляет что-нибудь приятное для человека.
Воспитатель: Мы думаем, вам было приятно говорить друг другу и слышать в свой адрес хорошие, добрые слова.
Основной этап.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о значении мелкой моторики в развитии ребенка дошкольника и сами попробуем выполнить несколько упражнений.
Упражнение на выяснение целей «Модель трех вопросов»
Скажите, пожалуйста, уважаемые родители:
— Что Вы знаете по теме собрания?
-Что Вы хотите узнать?
— Что надо сделать для того, чтобы узнать? (Ответы родителей).
Беседа с родителями и игровые задания (Педагогический всеобуч «Наши пальчики играли»). В этой части идет речь о роли мелкой моторики в развитии детей, родителей знакомят с проведением пальчиковой игры.
Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития.
Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более точной и выразительной.
Каждый день с детьми мы используем пальчиковую гимнастику, массаж рук.
Сейчас мы вам покажем некоторые игры, которые мы проводим с детьми в группе. (Просмотр видео)
Вот такие игры мы проводим в группе, ну это, конечно же, еще не все игры. А сейчас я с вами хочу немножко поиграть (пальчиковые игры).
Игровое занятие для родителей (Приложение 2).
Родителям предлагается выполнить самомассаж, пальчиковые игры.
Задачи. Научить элементам самомассажа. Научить выполнять сюжетные упражнения для пальчиков, развивать быстроту, мелкую моторику рук, память.
Воспитатель: Старайтесь как можно больше заниматься с ребенком дома. Используйте для этого каждую свободную минуту. Такие домашние занятия будут для вашего малыша просто бесценны. Удачи Вам!
Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель: В завершении, мы предлагаем высказать своё мнение о нашей встрече. Что нового вы сегодня узнали на нашей встрече? Какие выводы вы для себя сделали? Есть ли у вас дополнительные вопросы по теме?
(вручает каждому участнику памятку «Развитие мелкой моторики рук» приложение 1 и приложение 2.)
Приложение 1
«Развитие мелкой моторики рук».
История вопроса. Все ученые, изучавшие психику детей, также отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга. Педагог В.А.Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки, видимой частью полушарий головного мозга. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются «мощным средством»повышения работоспособности головного мозга.
Правильно формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей.
Педагоги и психологи единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная память, ловкость.
Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. А ведь можно сделать все намного проще!
• Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.
• Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.
• Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках.
• Заводить будильник, игрушки ключиком.
• Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.
• Резать ножницами (желательно небольшого размера).
• Конструировать из бумаги.
• Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина).
• Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
• Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
• Делать пальчиковую гимнастику
Можно использовать для этого обычные занятия ребенка. Посмотрите, как ребенок моет и вытирает руки. Приучите его тщательно мыть каждый пальчик, а потом также тщательно вытирать его полотенцем, хорошо массируя каждую фалангу.
Если у вас есть дача и приусадебный участок, воспользуйтесь этим и привлеките ребенка к сбору ягод. Когда вы готовите, например, пельмени пусть и ребенок вместе с вами лепит их, польза будет безусловная.
В чем ваш малыш преуспевает_____________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что требуют дополнительного внимания:___________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вы должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Приложение 2
Массаж
«Моя семья» (Начинать массаж нужно с поглаживание, все движения массажа идут от периферии к центру, делаем круговые движения, чередовать с поглаживающими движениями)
Этот пальчик дедушка…
Это пальчик я, Это вся моя семья.
Теперь делаем массаж на кисти руки, тоже круговыми движениями, все движения делаются по кругу и к предплечье, Начинаем с поглаживание, дальше делаем растирающие движения. Чередуем с поглаживанием и здесь можно сделать щепцевидное разминание 2-мя пальцами.
Массаж прижимающий
Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены.
Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, «катая» его на подушечке влево — вправо.
Шел медведь к своей берлоге (мизинец)
Да споткнулся на пороге (безымянный)
«Видно очень мало сил (средний)
Я на зиму накопил- (указательный)
Так подумал и пошел (большой)
Он на поиск диких пчел. (большой)
Все медведи сладкоежки, (указательный)
Любят, есть медок без спешки, (средний)
А наевшись, без тревоги (безымянный)
До весны сопят в берлоге (мизинец)
На этом массаж можно закончить.
После массажа очень хорошо использовать различные предметы.
Упражнения с мячом — ежиком
Я мячом круги катаю,
Взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
Упражнения с прищепками
Левая рука 5 4 3 2
Вот проснулся, встал гусенок, 2 3 4 5
Пальцы щиплет он спросонок.
Правая рука 5 4 3 2
-дай, хозяйка, корма мне 2 3 4 5
Раньше, чем моей родне!
Упражнение с грецким орехом
Вверх, вниз, вверх, вниз
Ты по горочке катись!
Вверх, вниз, вверх, вниз
Ты по пальчикам катись
(покатали по пальчикам, по ладошке, везде, везде) (Такое упражнение очень нравится детям)
Упражнения с пробками
Берем пластмассовые крышки от бутылок и надеваем их на два пальчика, идем не отрывая обувь от стола, можно сделать также по цвету крышки, например беленькие крышечки зайчик, оранжевые лисичка, коричневые медведь и так далее, и можно обыгрывать сказки. (можно без пробок, пальчики бегают; пианино.
6) Упражнения с бигудями — липучками
Посмотрите, какие колючки. Потрогайте их.
«Я колючек не боюсь, даже если уколюсь! »
Упражнение «Крутись, карандаш» (используем ребристый карандаш)
Карандаш в руках катаю.
Между пальчиков верчу
Непременно каждый пальчик, Быть послушным научу.
Источник
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ- ПРАКТИКУМ
ТЕМА: «Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет»
Составили: воспитатели
Гобан И.А.
Мельник О.В.
Цель: формирование у родителей представление о роли мелкой моторики в развитии речи детей;
повышение педагогической компетентности родителей.
Задачи:
• показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;
• обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи детей;
• научить родителей играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.
Эпиграфы:
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» (В.А. Сухомлинский).
«Рука – это своего рода внешний мозг» (Э. Кант).
«Рука – это инструмент всех инструментов». (Аристотель).
Предварительная работа:
— подготовка приглашения на собрание;
— подготовка презентации «Мы играем- ручки развиваем»; «Любимым мамам» (поздравление с днем Матери)
— цитаты по теме собрания;
Материалы и оборудование: ноутбук, экран, карандаши, ручки, листы бумаги, картинки с изображением бочонков, фишки: желтые и черные, «цветик- семицветик»
Добрый вечер, уважаемые родители!
Мы рады видеть Вас на нашем родительском собрании.
Все дела вы отложили
В зал наш светлый поспешили
Пошутить и поиграть
Много нового узнать.
Давайте с вами вспомним цветок из сказки «Цветик- семицветик», который исполнял все желания.
Мы предлагаем Вам продолжить фразу: «Я хочу, чтобы мой ребенок научился ……»
Наши дети, конечно же, верят в чудеса и в волшебство. Но мы с вами, к сожалению, твердо усвоили простой, но жизненно важный урок: чтобы наши желания сбывались, нужно хорошо потрудиться нам самим. Поэтому сбываться наши прогнозы будут не по- щучьему велению, а только тогда, когда мы все вместе приложим свои усилия и способности, будем каждый день маленькими шажками и конкретными делами приближаться к намеченной цели.
Родители сидят на стульях по кругу.
Родители встают в круг и передают цветок друг другу, говоря при этом свои желания.
Цель: создание положительного и доброжелательного взаимоотношения между родителями и воспитателями.
2. Основной
Известно, что в последние 5-10 лет, уровень речевого развития детей заметно снизился. Как вы думаете, с чем это связано?
Тема нашего собрания-практикума посвящена развитию мелкой моторики рук у ребёнка.
Совсем недавно в Японии, стране передовой по части разных новшеств, был отмечен следующий парадокс. Дети, усаживаемые за компьютер в раннем возрасте и овладевающие письмом с помощью клавиатуры, перестали… разговаривать.
Разбираясь в причинах происходящего, напуганные всерьез ученые выяснили – все дело в том, что, пользуясь клавиатурой, а не обычными ручкой-карандашом при письме, ее воздействие приходится на точки руки, не имеющие связи с головным мозгом, не стимулирующие развитие определенных мозговых зон. А ведь именно от этих зон и зависит своевременное и правильное формирование и развитие речевых функций.
Таким образом, «дедовские» методы обучения грамотности были срочно возвращены назад. Вот почему в последнее время развитию мелкой (тонкой) моторики педагоги и психологи уделяют все большее значение.
Предлагаем вашему вниманию презентацию «Мы играем- ручки развиваем»
Две значимых моторики. (Приложение №1)
Про пальчиковую гимнастику нам подробнее расскажет Марина Михайловна Лапшина.
Пальчиковая гимнастика.
Игры с пальчиками способствуют формированию мелкой моторики у малышей, развивают речь, концентрируют внимание, способствуют умственному развитию, дают представление об окружающем мире и основу для развития творческого представления. Вспомните знакомые всем с детства «Сороку-белобоку», «Этот пальчик дедушка…» и другие.
А еще можно играть в пальчиковый театр, теневой театр. А о нем нам расскажет Дарья Александровна Трясцина.
Доклад: Игры с крупами, природным материалом (приложение №2)
Развитие мелкой моторики в домашних делах.
Мы предлагаем поделиться своим опытом Наталью Ивановну Колесову.
Если ребенка не увлекают развивающие пособия — предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:
1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
2. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).
3. Лепить из теста печенье.
5. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.
6. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок.
7. Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.
8. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).
9. Помогать родителям отвинчивать различные пробки — у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
10. Помогать перебирать крупу.
11. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
12. Собирать на даче или в лесу ягоды.
13. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.
14. Вытирать пыль, ничего не упуская.
15. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.
16. Перелистывать страницы книги.
17. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.
Уважаемые мамы, бабушки. Поздравляем Вас с Днем Матери!!! Предлагаем вашему вниманию просмотр презентации «Любимым мамам»
Родители заслушивают доклад воспитателя Гобан И.А.
Родители обмениваются мнениями.
Родители смотрят презентацию, обсуждают
Родители заслушивают доклад педагога Мельник О.В. и задают интересующие их вопросы.
С докладом выступает родитель Лапшина М.М.
С докладом выступает родитель Трясцина Д.А.
С докладом выступает Гобан И.А
С докладом выступает родитель Колесова Н.И.
Родители заслушивают доклад Мельник О.В.
3. Рефлексия
— На мольберте висят изображения бочонков. Мы предлагаем вам дать оценку: если данная информация вам пригодится в дальнейшем, то кладите фишку желтую в бочонок – ложка меда; если вам полученная информация не интересна, то кладите фишку черную в бочонок- ложка дегтя.
-Спасибо за ваше внимание, надеемся, наше сотрудничество будет эффективным!
Родители делают свой выбор.
Приложение№1
Доклад педагога Мельник О.В.
Развитие мелкой моторики
Две значимых моторики.
Моторик на самом деле две – мелкая и крупная. И обе одинаково значимы для развития детей. Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения пальцами, крупная же – движения тела (корпуса, рук, ног).
В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Остановимся подробнее на мелкой моторике.
На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующих этой точке орган человека.
От пальчиков – к голове.
В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два уже подтвержденных научно факта позволяют рассматривать кисть руки как «орган речи» наряду с артикуляционным аппаратом. Вот почему, обучая малыша речи, недостаточно только тренировок артикуляции, развитие движений пальцев рук просто необходимо!
Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также со вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Да и разве сама по себе хорошо развитая рука приносит мало пользы? Ведь именно благодаря ей человек всю жизнь делает так много нужных вещей: пишет, рисует, застегивает пуговицы и завязывает шнурки, работает на том же компьютере, наконец.
Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны. В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. Чем можно объяснить такую тенденцию? Оказывается, у большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук.
Бабушкин рецепт.
А как же в «старые» времена люди росли без различных развивающих методик и вырастали в настоящих рукастых мастеров? – спросите вы. Все просто: «бытовых» занятий, отлично развивающих руку и пальцы, огромное количество! Сейчас они также незаслуженно забыты – время диктует свои правила, избавляя нас от множества дел. Кто сейчас, к примеру, возьмется перебирать крупу? А это занятие всегда было закреплено за младшими в семье: расторопные пальчики и зоркие глазки – лучшие помощники в таком деле. Кстати, и терпение тренировалось, и усидчивость, и сосредоточенность. Прополка грядок и сбор ягод, лепка пельменей, заплетание кос, штопка, шитье, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок из дерева и лепка из глины… Почти все домашние дела так или иначе делались руками. Да и с пуговицами-шнурками сегодня дети все меньше общаются: липучки и «молнии» экономят время, силы и тормозят развитие мелкой моторики.
Сейчас не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины — кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов — ножниц, иголки, лопатки др., застегивание и расстегивание застежек и т.д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты не достаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.
Рассмотрим некоторые игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук. Кроме того, занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.
Совместная деятельность педагога с детьми, упражнения развивающих мелкую моторику и двигательную функцию кистей рук в программе детского сада.
В программе детского сада предусмотрены специальные занятия по развитию мелкой моторики. Однако такие занятия можно проводить в перерыве между основными, во время игр в помещении или на прогулке. Либо использовать в качестве разминок на занятиях.
Работа по развитию кистей рук проводите систематически по 3 – 5 минут ежедневно
1.Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками.
2.Игры и действия с игрушками и предметами:
— раскладывание пуговиц, палочек, зёрен, желудей и т.д.,
— нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку,
— застёгивание и расстёгивание пуговиц,
— игры с мозаикой, строительным материалом и т.д.
— шнуровка, пазлы;
— пальчиковый театр.
3.Изобразительная деятельность:
— лепка из пластилина и глины,
— раскрашивание картинок,
— обведение контуров, штриховка,
— нетрадиционные способы рисования (ватными палочками, поролоном, пальцем, свечой)
— поделки из природного материала и т.д.
Приложение №2
Доклад педагога Гобан И.А.
Игры с крупами, природным материалом.
«Пальчиковый бассейн»
Ребёнок опускает кисти рук в сосуд с однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, любые мелкие предметы) и в течение 5 – 10 минут перемешивает содержимое. Затем взрослый предлагает сосуд с наполнителем другой фактуры.
«Рисунок на крупе»
«Творческая мастерская»
Предложите ребенку различный природный материал, который вы можете собирать вместе на прогулке, в лесу, на даче, пусть он придумает какое-нибудь животное, просто перебирает его, крутит в руках шишку или желудь… Можно предложить ему пластилин.
«Красивые бусы»
Нанизывание макаронин на яркую ленту или веревку. Получится чудесное украшение!
«Коробочка с сюрпризом»
Простую коробку обклеить яркой бумагой, сшить одинаковые мешочки, которые необходимо наполнить разными крупами. Эти мешочки можно зашить, а можно сделать на завязках, чтобы ребенок, отгадывая содержимое, мог потом себя проверить. Главное, чтобы ему не захотелось рассыпать все содержимое! Хотя, это тоже плюс – сбор мелкого мусора также способствует развитию мелкой моторики.
Игры с прищепками, шнурками.
Перекатывание карандаша (с гранями) между пальцами.
Игры со счетными палочками, соломинками…
Ребенок собирает счетные палочки одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д. Ребенок под вашим присмотром может складывать из спичек колодец.
Игры с бумагой.
Сложите бумажную салфетку вчетверо и дайте ребенку, чтобы он пощипывал двумя пальцами маленькие кусочки со сгибов. После завершения процедуры оцените полученный узор, развернув салфетку.
Игры с пуговицами, пробками.
Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно.
Нанизывание различных по цвету и по размеру пуговиц. Их можно нанизывать на нитку произвольно, получая сначала красивые бусы, можно нанизывать сначала большие пуговицы, а потом поменьше, поменьше… Можно чередовать по размеру, по цвету, по форме.
«На лыжах»
На столе пред ребёнком лежат резьбой вверх две пробки от пластиковых бутылок – это лыжи. Ребёнок ставит в них указательный и средний пальцы, как ноги.
Двигается на лыжах, делая по шагу на каждый ударный слог.
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Источник