Тема 3 развитие ребенка в дошкольном возрасте
Ирина Любушкина
Особенности развития детей дошкольного возраста
1. Особенности развития детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст охватывает период развития с 3 до 7 лет. В период дошкольного детства — перестраивается вся психическая жизнь ребёнка и его отношение к окружающему миру. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника.
Меняется социальная ситуация. Интенсивно формируются новые личностные качества, черты характера. Осуществляется подготовка к немаловажному событию в жизни каждого ребенка – поступлению в школу.
Ведущим средством общения у ребенка дошкольного возраста становится речь. Ответы на вопросы помогают ребенку расширять его знакомство с окружающей действительностью. Очень важен ответ взрослого. Он должен быть серьезным и понятным.
Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра. В игре дети получают новые знания об окружающем их мире, уточняют уже имеющиеся у них представления и регулируют свои взаимоотношения со сверстниками. Игра помогает детям управлять своим поведением, принимать новые для них практические важные решения.
Дошкольный возраст является главным возрастом развития познавательных процессов ребенка. Мышление дошкольника развивается от наглядно-действенного (в младенчестве) к наглядно-образному. Это позволяет ребенку устанавливать связи между предметами и их свойствами. Этот возраст характеризуется развитием памяти, она все больше выделяется из восприятия. Сначала формируется произвольное воспроизведение, а затем произвольное запоминание. Воображение — одно из важнейших новообразований дошкольного возраста. воображение позволяет ребёнку строить и создавать что-то новое, оригинальное, чего раньше в его опыте не было. И хотя элементы и предпосылки развития воображения складываются ещё в раннем возрасте, наивысшего расцвета оно достигает именно в дошкольном детстве.
Ещё одним важнейшим новообразованием этого периода является возникновение произвольного поведения. В дошкольном возрасте поведение ребёнка из импульсивного и непосредственного становится опосредованным нормами и правилами поведения.
Переходный период от раннего к младшему возрасту знаменуется кризисом 3-х лет. Происходит становление самосознания ребенка, появляется собственное «Я»
-Негативизм – реакция отрицания на требование или просьбу взрослого, стремление сделать наоборот.
-Упрямство – ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого желает, а для того, чтобы считались с его мнением.
-Своеволие – ребенок принимает только то, что он придумал или решил сам
-Обесценивание — ребенок может сломать любимую игрушку (обесценивание старых привязанностей к вещам, может начать ругаться (обесценивание старых правил поведения, у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.
Конец дошкольного возраста знаменуется кризисом семи лет. В это время происходят важные изменения в психической жизни ребенка. Суть этих изменений Л. С. Выготский определил как утрату детской непосредственности.
2. Профессиональные качества воспитателя
Специфика профессиональной деятельности предъявляет к воспитателю дошкольного образования определённые требования. И, чтобы выполнять свои профессиональные обязанности, он должен обладать определёнными качествами личности.
Профессиональная направленность.
В основе такого качества личности, как профессиональная направленно, лежит интерес к профессии воспитателя и любовь к детям, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности.
Эмпатия.
Это чувство характеризуется умением сопереживать и сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, зная возрастные особенности дошкольников, должен внимательно замечать малейшие изменения в поведении ребёнка, проявлять чуткость, заботливость, доброжелательность, тактичность во взаимоотношениях.
Педагогический такт.
Тактичность – это чувство меры, которое проявляется в умении соблюдать правила приличия и вести себя должным образом. Когда в действиях воспитателя находят оптимальное сочетание ласка и твердость, доброта и взыскательность, доверие и контроль, шутка и строгость, гибкость поведения и воспитательных действий, можно говорить о тактичности воспитателя.
Педагогический оптимизм.
Основой педагогического оптимизма является вера воспитателя в силы и возможности каждого ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, любящий детей, всегда настроен на восприятие их положительных качеств. Создавая условия для проявления способностей каждого ребёнка, воспитатель помогает раскрыться личному потенциалу дошкольника. Воспитатель-оптимист характеризуется умением вдохновлять, жизнерадостностью, чувством юмора.
Культура профессионального общения.
Воспитатель дошкольного образования должен уметь строить правильные взаимоотношения с детьми, родителями, коллегами, то есть со всеми участникам педагогического процесса.
Во-первых, обладать высоким культурным уровнем и безукоризненным поведением. Дети — хорошие «подражатели», именно поведению воспитателя они подражают в первую очередь. Во-вторых, стараться наладить партнёрские отношения с родителями, уметь предупредить и разрешить конфликтные ситуации. В-третьих, с уважением и вниманием относиться к коллегам, обмениваться опытом, воспринимать критику.
Педагогическая рефлексия.
Рефлексия подразумевает умение анализировать проделанные шаги, оценить полученные результаты и сравнить их с запланированной целью.
Авторитетность.
Доверие родителей – вот первый шаг на пути к завоеванию авторитета. Пользоваться авторитетом у детей, родителей и коллег – это значит получить оценку своим нравственным качествам, культуре, эрудиции, преданности профессии.
Из необходимых качеств личности воспитателя также можно выделить: добросовестность, требовательность к себе, инициативность, терпение и выдержку. Хорошо, если воспитатель дошкольного образования умеет мастерить, рисовать, хорошо петь, имеет актёрские навыки. В этом случае он всегда будет интересен своим воспитанникам.
Педагог должен быть творческим человеком и обладать такими качествами, как креативность (оригинальность, четкость, активность, фантазию, концентрированность, чувствительность). Педагогу-творцу присущи также такие качества, как инициативность, способность к преодолению инерции мышления, самостоятельность, целеустремленность, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, наблюдательность
Таким образом,основными профессионально-значимыми качествами являются:
— педагогический такт,
— педагогический оптимизм,
— креативность,
— самореализация,
— педагогический долг и ответственность,
— эмпатия.
Среди профессионально важных качеств воспитателя специалисты выделяют:
владение современными методиками и технологиями в сфере обучения и воспитания детей
широкая эрудиция
педагогическая интуиция
высокий уровень интеллекта
высокоразвитая нравственная культура.
3. Программы воспитания и развития детей дошкольного возраста
Качество и эффективность дошкольного образования опосредованы многими факторами, среди которых далеко не последнее место занимает образовательная программа.
Все основные программы дошкольного образования можно разделить на два типа – комплексные (или общеобразовательные) и так называемые парциальные (специализированные, основные программы дошкольного образования с более узкой и ярко выраженной направленностью).
Основные программы дошкольного образования комплексного типа учитывают целостный подход к гармоничному и всестороннему развитию ребёнка. Согласно таким программам, воспитание, обучение и развитие происходят во всех направлениях в соответствии с существующими психолого-педагогическим нормами.
Парциальные основные программы дошкольного образования предполагают основной упор на какое-либо одно направление в развитии и воспитании ребёнка. В этом случае всесторонний подход к реализации дошкольного обучения обеспечивается грамотным подбором нескольких парциальных программ.
Комплексные основные программы дошкольного образования
«Истоки» – программа, в которой должное внимание уделяется развитию личности ребёнка в соответствии с его возрастом. Авторы предлагают 7 базовых личностных характеристик, которые обязательно должны быть развиты у дошкольника. Образовательная программа «Истоки», как и другие основные программы дошкольного образования, учитывает всестороннее и гармоничное развитие дошкольника и ставит его своим приоритетом.
«Радуга» — в этой программе вы обнаружите 7 основных видов деятельности, характерных для дошкольника. Они включают в себя игру, конструирование, математику, физическую культуру, изобразительное искусство и ручной труд, музыкальное и пластическое искусство, развитие речи и знакомство с окружающим миром. Развитие по программе происходит по всем вышеперечисленным направлениям.
«Детство» — программа разделена на 4 основных блока, каждый из которых является центрообразующим элементом в построении дошкольного обучения. Здесь есть разделы «Познание», «Здоровый образ жизни», «Созидание», «Гуманное отношение».
«Развитие» — это особенная программа дошкольного обучения, которая основана на принципе постепенного усложнения учебных, образовательных и воспитательных задач. Программа обеспечивает планомерный, последовательный подход в дошкольном обучении и развитии ребёнка.
«Кроха» — это комплексная программа, созданная специально для детей до 3-х лет. Она учитывает специфику раннего возраста и обеспечивает максимальную эффективность в решении воспитательных задач именно у детей этой возрастной категории. Включает несколько блоков – «Мы ждём тебя, малыш!», «Я сам», «Гуленька», «Как я буду расти и развиваться».
Парциальные основные программы дошкольного образования
«Паутинка», «Юный эколог», «Наш дом – природа» — данные программы разработаны в целях экологического воспитания дошкольников. Соответственно, они прививают детям любовь и бережное отношение к природе и окружающему нас миру, формируют экологическое сознание, что очень важно для детей дошкольного возраста.
«Природа и художник», «Семицветик», «Интеграция», «Умка – ТРИЗ», «Малыш», «Гармония», «Музыкальные шедевры», «Конструирование и ручной труд» — все эти программы дошкольногообразования объединяет одно: они имеют ярко выраженную направленность на творческое развитие ребёнка и на художественно-эстетическое восприятие мира.
«Я, ты, мы», «Развитие у детей представлений об истории и культуре», «Я – человек», «Наследие», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» — перечисленные основные программы дошкольного образования имеют направленность социально-культурного характера. Они призваны стимулировать развитие духовности, нравственности, представлений о культуре и важных социальных навыков. Кроме того, некоторые программы ставят высшей целью воспитание патриотизма как ценной характеристики личности.
«Искорка», «Играйте на здоровье», «Старт», «Здравствуй!», «Здоровье» — в данных программах упор идёт на оздоровление, физическое развитие дошкольника и его двигательную активность. Приоритетами является привитие любви к спорту, активному и здоровому образу жизни.
Существуют ещё более специализированные основные программы дошкольного образования. К примеру, программа «Основы безопасности» предполагает подготовку дошкольников к возможным ситуациям опасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным происшествиям. «Дошкольник и экономика» — программа, рассчитанная на экономическое воспитание и формирование начальных финансовых и хозяйственных представлений.
4. Работа педагога с родителями
Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.
На что надо опираться в работе с родителями:
1. Использование навыков положительного общения.
1) Мы больше спрашиваем и слушаем родителей ребенка, чем указываем и даем советы.
2)Часто сообщаем родителям о прогрессе достижениях в развитии их ребенка:
используем индивидуальные формы направления информации семьям и получения сведения о них.
даем родителям понять, что мы готовы обсуждать с ними очень важные темы, касающиеся их ребенка.
своевременно и положительно реагируем на предложения, идеи, просьбы родителей.
сообщаем родителям о сильных сторонах, достижениях и положительных чертах характера ребенка, в ходе бесед, телефонных разговоров.
помогаем родителям понять, что они могут оказать существенное положительное влияние на жизнь своего ребенка.
Привлекаем родителей к обучению детей, используя при этом такие формы, которые позволят им чувствовать себя легко и комфортно;
Готовы принимать родителей в группе в любое время, на протяжении всего дня.
Помогаем родителям определяться с платными образовательными услугами (кружками, в открытии способностей, талантов детей.
Формы работы с семьей.
Групповые родительские собрания.
Разнообразные формы организации таких мероприятий:
«Круглый стол» с родителями в нетрадиционной форме, обстановке, с обязательным участием специалистов, старшего воспитателя, на котором обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания. Участники свободно общаются друг с другом.
Консультации для родителей. Они близки к беседам. Воспитатель стремиться дать родителям квалифицированный совет. Консультации могут быть плановыми, неплановыми, индивидуальными, групповыми, 3-4 раза в каждой возрастной группе. Продолжительность 30-40 минут. Консультация требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагога родителям. Какие консультации интересуют родителей, можно определить их заранее, опросив родителей или провести анкетирование.
Анкетирование родителей, одна из форм работы с родителями.Родители бывают разные: говорливые, молчуны, спокойные, невыдержанные, скромные, застенчивые и т. д. Не все могут поделиться с воспитателем о своей семье, о своем ребенке, трудностях и сложностях воспитания, успехах. Вот поэтому и необходимо анкетирование, чтобы знать мнение родителей, что им нравиться, а над чем надо поработать, что-то исправить.
Открытые занятия с детьми.
Посещение на дому.
Источник
Игра как ведущий вид деятельности
ПЛАН
1. Влияние взрослых и сверстников на развитие личности дошкольника. Роль волевых действий в поведении дошкольника.
2. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника. Особенности предметных и сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста.
3. Значение игры для психического развития ребенка.
Терминологический тезаурус: игра, игровые условия, игры с правилами, мотивационно-потребностная сфера, продуктивные виды деятельности детей, сюжетно-ролевая игра.
Вопросы для самопроверки:
1. Какой вид деятельности является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте?
2. Каковы особенности социальной ситуации развития в дошкольном возрасте?
3. Какие виды продуктивной деятельности характерны для дошкольников? Какова их роль в развитии психических процессов и личности ребенка?
4. Какова роль обучения в формировании произвольности психических процессов?
5. В чем суть понятий «самосознание» и «самооценка»? Каковы особенности личностного развития в дошкольном возрасте?
6. Как складывается индивидуальная система мотивов в дошкольном возрасте?
7. Какова сущность понятия «соподчинение мотивов» и покажите его проявление в дошкольном возрасте?
8. Какова сущность психологической готовности к школе?
9. Что включает в себя определение понятия «школьная зрелость»?
10. В чем сущность кризиса семи лет?
11. В чем выражается изменение самосознания ребенка в период кризиса семи лет?
Литература:
Для конспектирования:
1. Люблинская А.А. Активность и направленность дошкольника // Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пос. для студ.: сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна. –М.: Институт практической психологии, 1996. – С.216-229.
Основная:
1. Немов Р.С. Психология. Кн.2. – М., 1994. – С. 158-167.
2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.,1996. – С.238-270.
3. Мухина В.С Детская психология. – М., 1999. – С.88-160.
4. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2000. – С.98-163.
Дополнительная:
1. Башаева Т.В. Развитие восприятия: дети3-7 лет. – Ярославль. 2000.
2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб.пос. для студ. / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. – М., 1999. (кризис 7 лет).
3. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Возрастная и педагогическая психология: Тексты / Сост. И комм. Шуаре М.О. – М.: Изд-во Моск.ун-та, 1992. (формирование личности в дошкольном возрасте).
4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные педагогические труды/Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.-Воронеж, 1997.
5. Волков Б.С, Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. – М., 2002.
6. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – С.-Пб. – 1999.
7. Выготский Л.С. Кризис семи лет // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб.пос. для студ. / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. – М., 1999.
8. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.2.– М., 1996.
9. Головин С.Ю. Словарь практического психолога – Минск, 1997.
10. Добсон Д. Непослушный ребенок. – М., 1992.
11. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.,1996.
12. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь. – М., 1997.
13. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение: дети 5-7 лет. – Ярославль. 2000.
14. Козырева Л.М. Развитие речи: дети до 5 лет. – Ярославль. 2000.
15. Крайг Грейс. Психология развития. – СПб, 2000.
16. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М., 1998.
17. Симонова Л.Ф. Память: дети 5-7 лет. – Ярославль. 2000.
18. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995.
19. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб.пособие для студентов средних пед. учебных заведений. – М.:Изд. центр «Академия»,1999.
Тема 4. Психическое развитие ребенка младшего школьного возраста
ПЛАН
1. Общая ситуация развития ребенка младшего школьного возраста.
2. Учение — ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте
3. Особенности познавательной сферы детей младшего школьного возраста.
4. Мотивы учения младших школьников.
5. Новообразования в младшем школьном возрасте.
6. Технология творческого развития А.З. Рахимова
Терминологический тезаурус: внутренний план действия, учебная деятельность, позиция школьника, мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудач, престижная мотивация, произвольность психических процессов, произвольность поведения, творческое развитие.
Вопросы для самопроверки:
1. Какова социальная ситуация развития ребенка младшего школьного возраста?
2. Какой вид деятельности является основным видом деятельности в младшем школьном возрасте?
3. Каковы основные мотивы учебной деятельности в младшем школьном возрасте?
4. Какой вид мышления преобладает у младшего школьника?
5. Какую роль играет обучение в формировании произвольности познавательных процессов младших школьников?
6. Каковы особенности внимания у детей в младшем школьном возрасте?
7. Какова роль общения в развитии личности младшего школьника?
8. Как происходит усвоение норм и форм поведения в младшем школьном возрасте?
9. Какова роль родителей в формировании личностных качеств детей младшего школьного возраста?
10. Какова роль учителя в становлении самооценки и уровня притязаний младшего школьника?
Литература:
Для конспектирования:
1. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Хрестоматия по психологии: Учеб.пособие для студ.пед.инст / Сост.В.В.Мироненко; Под ред. А.В.Петровского. – М.:Просвещение, 1987. – С.408-412.
Основная:
1. Мухина М.В. Возрастная психология. М., 2000. – С.249-345.
2. Немов Р.С. Психология. М., 1994. – С.104-114, с.171-181.
3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2000. – С.320-338.
Дополнительная:
1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные педагогические труды/Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.-Воронеж, 1997.
2. Воронова А.А. Случаи школьной дезадаптации. Случай «школьного невроза» // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб.пос. для студ. / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. – М., 1999.
3. Давыдов В.В. Младший школьный возраст как особый возраст в жизни ребенка. Основные периоды психического развития ребенка // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб.пос. для студ. / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. – М., 1999.
4. Крутецкий В.А. Психологические особенности младшего школьника // Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пос. для студ.: сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1996.
5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М.,1997.
6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М., 2003.
7. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. М., 1992.
8. Рахимов А.З. Психодидактика. – Уфа, 1998.
Тема 5. Психологические особенности подросткового возраста
ПЛАН
1. Интимно-личностное общение со сверстниками – ведущий вид деятельности подросткового возраста.
2. «Чувство взрослости» – основное новообразование подросткового возраста.
3. Акцентуация характера.
4. Психологические причины отклоняющегося поведения трудных подростков и пути их коррекции.
Терминологический тезаурус: акцентуация характера, девиантное поведение, интимно-личностное общение, мотив самоутверждения, «чувство взрослости».
Вопросы для самопроверки:
1. Какой вид деятельности является ведущим видом деятельности в подростковом возрасте?
2. В чем проявляется явление очуждения от взрослых и эмансипации от близких?
3. В чем выражается появление половой идентификации в подростковом возрасте?
4. Каковы особенности личностного развития подростка?
5. В чем выражается сущность понятия «чувство взрослости»?
6. В чем проявляются самосознание, самоконтроль, самоуправление в подростковом возрасте?
7. В чем суть понятия «акцентуация характера»? Какие типы акцентуаций характера встречаются в подростковом возрасте?
8. Какова роль национального самосознания в психическом развитии подростка?
Литература:
Для конспектирования:
1. Воронков Б.В. Острые аффективные реакции и нарушения поведения // Возрастная психология: Детство. Отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб.пос. для студ.пед.вузов / Сост. и науч.ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. – М., 1999. – С.452-460.
Основная:
1. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1998. — С. 345-420.
2. Немов Р.С. Психология. Кн.2. – М., 1994. — С.181-193.
3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.,1996. — 338-363.
Дополнительная:
1. Амбрумова А.Г., Тройнина Е.Г. К вопросу о саморазрушающем поведении подростков // Возрастная психология: Детство. Отрочество, юность: Хрестоматия: / Сост. и науч.ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. – М., 1999.
2. Выготский Л.С. Динамика и структура личности подростка // Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пос. для студ.: сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. –М., 1996.
3. Драгунова Т.В. «Кризис» объясняли по-разному // Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пос. для студ.: сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. –М., 1996.
4. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста // Хрестоматия по психологии / Сост.В.В.Мироненко; Под ред. А.В.Петровского. – М.:Просвещение, 1987. – С.363-370 // Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пос. для студ.: сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. –М.,1996.
5. Личко А.Е. Особенности саморазрушающего поведения при различных типах акцентуации характера у подростков // Возрастная психология: Детство. Отрочество, юность: Хрестоматия. / Сост. и науч.ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. – М., 1999.
6. Моргун В.Ф., Седых К.В. Неформальные подростковые группы // Возрастная психология: Детство. Отрочество, юность: Хрестоматия: / Сост. и науч.ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. – М., 1999.
7. Попов Ю.В. Границы и типы саморазрушающего поведения у детей и подростков // Возрастная психология: Детство. Отрочество, юность: Хрестоматия. / Сост. и науч.ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. – М., 1999.
8. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.2.– М., 1996.
9. Головин С.Ю. Словарь практического психолога – Минск, 1997.
10. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь. – М., 1997.
11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М., 1998.
12. Рахимов А.З. Словарь-справочник по нравологии. – Уфа, 2000.
13. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка.- М.,87.
14. Крайг Г. Психология развития. – С-Пб,2000.
15. Наш проблемный подросток / под ред. Л.А. Регуш; – С-Пб, 1999.
16. Сафин В.Ф. Введение в психодиагностику личности школьника – Уфа-90.
Источник