Театральные методы развития личности ребенка
Марина Столярова
Развитие творческой личности детей средствами театрализованной деятельности
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что даёт им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребёнку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Знакомство детей с театром необходимо начинать с ранних лет. Каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребёнка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности.
Театральная деятельность — это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развить внимание, речь, память, творческое воображение. Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребёнка, способствуют общему развитию.
Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости.
В театральной деятельности ребёнок раскрепощается, передаёт свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности; имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребёнка, его индивидуальности, творческого потенциала.
Наше дошкольное образовательное учреждение работает в соответствии с ФГОС ДО по направлению художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Одной и задач, поставленным ОУ является приобщение дошкольников к миру театра, развитие творческой личности ребёнка дошкольника средствами театрализованной деятельности. Решение этих задач невозможно без работы по речевому, художественно-эстетическому, социально-коммуникативному, физическому познавательному развитию детей, так как ориентированность современных концепций дошкольного образования является изменение подхода к личности ребёнка, а значит, направленность на удовлетворение потребностей растущей личности во всестороннем развитии.
Свою работу педагогическую строю исходя из понимания самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребёнка, ценности его своеобразия, опираясь на личностно-ориентированный подход. Исходя из выше сказанного,я поставила перед собой:
Цель: создать оптимальные условия для развития творческой личности и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности; объединить усилия педагогов и родителей для развития детей; повысить уровень профессиональной компетентности по теме.
Задачи: 1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме.
2. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
3. Приобщить дошкольников к театральной культуре (знакомить с обстановкой театра, театральными жанрами, с разными видами театров).
4. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе.
5. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановки совместных спектаклей с участием воспитанников, родителей, сотрудников, организовать выступления детей старших групп перед детьми младшего возраста).
6. Способствовать самореализации каждого ребёнка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника.
Работая в данном направлении со старшими дошкольниками, мною была составлена Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности по театрализованной деятельности «Теремок», в основу которой была положена авторская парциальная программа «Театр – Творчество – Дети», Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович (развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства). Реализация данной программы рассчитана на 2 года с детьми 5-7 лет и интегрируется с основной общеобразовательной программой, реализуемой в ДОУ по приоритетному художественно-эстетическому направлению развития дошкольников.
В дополнительной общеобразовательной программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, впервые научно обосновано распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства, использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения: музыкальная, литературная, игровая, коммуникативная, песенная, танцевальная, импровизация, игра на детских музыкальных инструментах, а также драматизация, кукловедение и театральная азбука.
Обогащать знания дошкольников об окружающем мире, развивать музыкально-двигательную эмоциональную сферу, эстетические чувства, формировать социальные навыки общения параллельно помогает интеграция образовательных областей в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ДО. Данная программа реализовалась в рамках кружковой работы по дополнительному образованию. В зависимости от наполняемости групп занятия проводятся по подгруппам или групповые, а также проводится индивидуальная работа с детьми.
Для каждой возрастной группы разработаны игры и упражнения, пластические этюды, пантомимы, этюды, обучающие детей приёмам кукловождения.
Для каждого вида театра предлагаются специально подобранные тексты, позволяющие педагогам поставить кукольные и драматические спектакли, провести театрализованные игры, развивающие у детей способности к песенному, музыкальному, игровому и танцевальному творчеству. В соответствии с программой разработан перспективный план на каждую возрастную группу (5-6 лет, 6-7 лет).
Театрализованная деятельностьв детском саду организационно пронизывает все режимные моменты: включение во все виды занятий, в совместную деятельность детей и взрослого в свободное время, осуществление в самостоятельной деятельности детей. Также продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли и др.) вносятся в содержание праздников. Так, мною проведены осенние праздники с включением драматизации по сказкам «Стрекоза и муравей», музыкальная сказка «Муха-цокотуха»., тематический праздник, посвященный Дню защитника Отечества с использованием драматизации сказки «Каша из топора», новогодние праздники на основе сказок «Снежная королева», «Щелкунчик» и др.
В рамках программы «Теремок» мною составлен и реализован педагогический проект «Театр для всех», целью которого было познакомить детей с разнообразием видов театра, рассказать об истории театра и о его роли в жизни человека, формирование у детей и родителей интерес к театру и совместной театральной деятельности. Так же были поставлены и выполнены соответствующие задачи. Работа над проектом построена в тесной взаимосвязи с сотрудниками ОУ, Сызранского Драматического театра им. А. Толстого.
В ходе реализации проекта использовала разнообразие форм, средств и методов работы с детьми и родителями, законными представителями воспитанников.Это: различные консультации и мастер-классы для родителей, беседы о видах театра; знакомство с театром, его историей и театральными профессиями через экскурсии; совместное посещение детских спектаклей; чтение литературных произведений детям; проведение различные дидактических, настольных, сюжетно-ролевых, словесных игр и упражнений, игр-драматизаций; пластических этюдов; упражнений на мимику, пантомиму и жесты; игры и упражнения на развитие сценической речи, на развитие четкости речи (скороговорки, чистоговорки, артикуляционная гимнастика); упражнения на дыхание; пальчиковые игры; обыгрывание мини-сценки по знакомым произведениям; импровизация под музыку; показ пальчикового и кукольного театров детям младшего возраста; продуктивные виды деятельности детей (рисование, аппликация, лепка, конструирование); совместное с родителями развлечение с использованием ЭОР и творческих заданий «Путешествие в театральную страну»; создание картотеки игр и упражнений, сборника сказок, придуманных детьми; создание уголка «Театр для детей»; привлечение родителей к изготовлению пособий и игр, атрибутов, костюмов, оборудования, разных видов детского театра в театральный уголок.
Для развития у детей навыков театрализованной деятельности мною было создано дидактическое пособие «Театр за ширмой».В набор входят: коробка, фигурки на палочках, фигурки для театра на прищепках, прищепки, наборы декораций, настольная ширма. Фигурками театра можно действовать, не только пересказывая любимые сказки, но и сочинять свои собственные. Что способствует развитию связной речи, воображения, фантазирования и мелкой моторики рук. Так же пособие можно использовать и в качестве проведения индивидуальной работы с детьми и во время образовательной деятельности по речевому развитию, используя наборы фигурок по выбору педагога, детей, по соответствующей тематике и т. д.
В ходе своей работы по развитию творческой личности детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности возникла идея составления мною Авторской парциальной программы по театрализованной деятельности «Театральная палитра» с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет, которая включает в себя курс подготовки по театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Занятия по театрализованной деятельности содействуют развитию социальной уверенности воспитанников, формированию позитивного отношения к сверстникам и окружающим людям, становлению индивидуальности каждого ребёнка.
Составленная мною парциальная программа «Театральная палитра» ориентирована на всестороннее развитие личности ребёнка, на развитие его природных способностей средствами театрального искусства и интегрируется с основной общеобразовательной программой, реализуемой в ДОУ по приоритетному художественно-эстетическому направлению развития дошкольников.
Целевой раздел программы состоит из пояснительной записки.
Поставлена цель: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи:
1. Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
2. Приобщать детей к театральной культуре: знакомство с устройством театра, театральными жанрами и видами театра (оперы и балета, юного зрителя, кукольный, драматический, пальчиковый, теневой, театр ложек, народный балаганный театр «Театр Петрушки»).
3. Обучать детей приемам манипуляции с куклами в различных видах театра.
4. Развивать актёрские способности детей, работая над выразительностью их речи, мимики, пластики.
5. Развиватьмузыкальные способности: эмоциональную отзывчивость на музыку, слух и чувства ритма, музыкальное мышление и память.
6. Поддерживать каждое творческое стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя музыкальное движение, позу, речевую интонацию, импровизацию.
7. Развивать мыслительные способности детей, воображение, фантазию, креативность.
8. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа.
9. Воспитывать дружеские партнёрские взаимоотношения, умение действовать сообща в коллективном творчестве; направлять усилия на создание добросердечной атмосферы.
10. Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности через постановку музыкально-драматических спектаклей, желание принимать активное участие в досугах, праздниках, концертах, развлечениях.
11. Создавать условий для совместной театрализованной деятельности детей и
взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей,
сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).
Сформулированы принципы к формированию программы: наглядность в обучении; доступность; проблемность; развивающий и воспитательный характер обучения; принцип создания условий для раскрытия личностного потенциала детей; принцип доступности материала и его увлекательности; принцип опоры на предыдущий жизненный опыт ребёнка и взращивания его опыта в специально моделируемых ситуациях.И подходы к формированию программы: личностно — ориентированный подход; деятельностный подход; индивидуальный подход; гендерный подход; дифференцированный подход; возрастной подход.
Описаны характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного возраста, составлены планируемые результаты освоения программы в виде мониторинга достижения планируемых результатов освоения программы.
В содержательном разделе программы описаны общее содержание; вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы; составлен учебно-тематический план, примерное тематическое планирование. А также особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; способы и направления поддержки детской инициативы; особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Организационный раздел состоит из: материально-техническое обеспечение программы; обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания; распорядок дня; особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации предметно-пространственной среды.
Имеются приложения: терминология театрального искусства; тексты для постановок драматизаций, спектаклей; картотека «Игр и упражнений по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста»; театр теней рук (более подробно с программой и опытом работы по ней можно ознакомиться в ОУ или на сайте ОУ).
В результате проведённой работы по развитию творческой личности средствами театрализованной деятельности я повысила свой уровень знаний по данной теме; у родителей повысился интерес к театрализованной деятельности и развитию творческих способностей детей; у детей появилась возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы; увлечённое использование театрального уголка детьми в группе в самостоятельной деятельности; повысились показатели «актёрского мастерства» детей (более совершенствуются детские исполнительские умения, развивается чувство партнёрства). А также развивается связная речь детей, происходит обогащение словаря, что способствует формированию и развитию коммуникативных навыков, раскрытию творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации); развитию психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы фантазии); личностных качеств (дружеские, партнёрские взаимоотношения, коммуникативные навыки).
Практическая значимость: данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных общеобразовательных учреждений, педагогами дополнительного образования.
Перспективы: продолжение систематической работы в данном направлении.
Литература:
1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А., Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017 г.
2. Григорьева Т. С. Программа «Маленький актёр» для детей 5-7 лет. М.: ТЦ «Сфера», 2012 г.
3. Додокина Н. В., Евдокимова Е. С. «Семейный театр в детском саду. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей 3-7 лет» (пособие) М.: Мозаика-Синтез, 2014 г.
4. Зацепина М. Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности (обзор программ дошкольного образования). М.: ТЦ «Сфера», 2010 г.
5. Комарова Т. С., Соломенникова О. А. Педагогическая диагностика в соответствии с ФГОС ДО. М.: «Мозаика — Синтез», 2015 г.
6. Маханёва М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М.: ТЦ «Сфера», 2009 г.
7. Мерзлякова С. И. «Фольклор-музыка-театр» М; 2003 г. — 2011 с.
8. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. Программа «Театр — творчество — дети». М.: АРКТИ, 2002 г.
9. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр: Программа «Театр – Творчество – Дети»: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. Рекомендовано Министерством образования РФ. М.: АРКТИ 2002 г.
10. Сорокина Н. Ф. «Сценарии театральных кукольных занятий.Календарное планирование: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов». М.: АРКТИ 2004 г.
11. Сорокина Н. Ф. «Пишем рабочую образовательную программу дополнительного образования дошкольников», Журнал «Современный детский сад». 2017 г.
Источник
Наталья Вавилина
Мастер-класс «Развитие творческой личности ребенка средствами театральной деятельности»
АКТУАЛЬНОСТЬ
Ориентированность федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на развитие, предполагает изменение самого подхода к личности ребенка. Наиболее важным в этих подходах является направленность на создание условий для всестороннего личностного развития ребенка, развитие его инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества в различных видах деятельности. Таким образом, приходим к выводу, что всю педагогическую работу надо строить исходя из понимания педагогом самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребенка, ценности его своеобразия. Это говорит о необходимости, принятия личностно ориентированных целей дошкольного образования, как приоритетных. В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Развитие личности и ее достижения на жизненном пути тесно связаны с такими индивидуально-психологическими особенностями человека, как способности, склонности, дарования. Детство-период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс становления личности. Наиболее ярко это выражается в творческой деятельности, позволяющей особенно полно раскрыть свой внутренний мир. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее (Л. С. Выготский).
Детское творчество — одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. И. Волков и многие др.
В. А. Сухомлинский подчеркивал, что в детском творчестве происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность.
Дошкольник живет в мире фантазий. В его сознании переплетаются реальные события и вымышленные, жизнь и сказка. Воображение проявляется во всех видах деятельности ребенка. И уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые всегда лучше выражаются в играх детей. Особое значение в развитии творчества детей от 2 до 7 лет имеют театрализованные игры. А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин А. В. Запорожец называют ролевую игру ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста.
Творчество – не новый предмет исследований, оно всегда привлекало внимание ученых и практиков. Мы педагоги усиленно ведем поиски профессиональных алгоритмов, которые позволили бы стабильно и эффективно решать эту задачу. Однако Синяя Птица Творчества все время ускользает. Мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть эту заветную дверь в мир детского сознания поможет игра. В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики, т. е., умения держать себя в обществе. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр и театрализованные игры.
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Анализ современной практики дошкольного образования позволяет говорить о том, что потенциальные возможности дошкольного детства для развития творчества не всегда используются полностью. В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Педагоги – практики отмечают, что если ребенок талантлив, он талантлив во многих сферах. Это говорит о том, что способности, проявляющиеся в одном виде деятельности, качественно влияют на развитие других. Поэтому обеспечение условий для творческой реализации личности в разнообразных видах деятельности как проблема, требующая научно-методического осмысления, привлекла мое внимание.
Таким образом, тема «Развитие творческой личности ребенка средствами театральной деятельности» является актуальной.
ЦЕЛЬ МАСТЕР — КЛАССА:
ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ, А ТАК ЖЕ НА РЕЧЕВОЕ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ, ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.
Ход МАСТЕР — КЛАССА:
Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться опытом своей работы по театрализованной деятельности и пополнить вашу методическую копилку играми, упражнениями, этюдами, которые направлены на развитие творческих способностей детей средствами театральной деятельности.
В мою работу включены методические разработки:
• Этюдный тренаж (работа над этюдами);
• Упражнения для тренировки голоса и выразительности речи;
• Мимика и пантомимика (развитие эмоций);
ЭТЮДНЫЙ ТРЕНАЖ
• «Одно и то же дело — по-разному»
Предлагаю назвать вам любое действие (думает, идет, сидит, слушает, читает). Сидит. Нам надо оценить правдивость, достоверность исполнения и обсудить особенности и различия, похожесть и нарушения правды в каждом исполнении.
Марина сидит у пруда, ловит рыбу.
Таня сидит у окна автобуса.
Лариса — перед телевизором.
Наташа — на уроке.
Если далее рассматривать то, как сидит ученик на уроке — как сидит прилежный, рассеянный, хулиган — все это разные поведения, разные последовательности действия. Хотя все случаи в быту определяются одним словом — сидит.
Аналогично можно задавать слова, несколько движений, жест, позу.
• Этюд «Превращение»
С помощью особых действий «превратить» группу, например, в лес. Во-первых, надо определить, как это сделать; во-вторых, суметь хорошо превратиться самому.
Предположим, если первый исполнитель, предложивший превратить группу в лес, сам превращается в медвежонка, то по цепочке все превращаются в кого-то или что-то. Предметы вокруг превращаются в деревья, кусты и т. д. И ко всем, принимающим участие в превращении, предъявляются требования правды, логичности и внимания к партнеру.
• «Тело в деле»
Исполнитель задает позу, по которой все остальные угадывают, где он находится и что делает, и придумывают, что можно делать вместе с ним, рядом.
Вот, например, угадав мою позу, вы становитесь каждый в свои позы, и должны будете мне подыгрывать.
Каждое из приведенных упражнений позволяет решить комплекс задач в формировании исполнительской театральной культуры ребенка. Это и собранность внимания на подлинности дела, это и импровизационный характер игры, и активизация воображения.Следующее задание для вас:
• Этюды на перевоплощение.
1 этюд — придумать и сыграть сцену с предложенным предметом (с палкой). Как вы думаете, что это может быть? (трость, шпала, ружье, указка)
Ведь зачастую в играх используется как пистолет для мальчиков, то есть происходит моментальное перевоплощение ребенка и абсолютная вера в предлагаемые обстоятельства, важно их определить и включить ребенка в эти предлагаемые обстоятельства. На эти качества указывал Станиславский, когда призывал своих актеров учиться играть у детей.
2 этюд — на словесное действие, заключается в том, что одну и ту же фразу (например, «Подойди сюда») надо сказать от лица бабушки, мамы, учительницы, а так же от лица сказочных героев, зверей.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ГОЛОСА И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ
Выразительность речи ребенка формируется в течение достаточно длительного времени.Каждой возрастной группе соответствуют свои требования к овладению речевыми навыками:
Во II младшей группе формировать простейшие образно-выразительные умения, побуждать детей к активному общению, развивать речь и умение строить диалог. Использовать для этого можно любую потешку, любое стихотворение А. Барто, предложив роль желающим детям, где нужно обратить внимание на интонационную выразительность и на имитацию движений.
А. Б. «Лошадка».
В средней группе развивать элементы художественно-образных средств (интонация, мимика и пантомима, учить детей четко произносить слова чистоговорок с различными интонациями.
Мяч скучал на чердаке
Мячик ищут в сундуке
Ищут, ищут мячик
Девочка и мальчик
Эта скороговорка заучивается, затем предлагается произнести её с различными интонациями (сердито, с чувством отчаяния, сожаления).
Так же можно использовать диалоги в стихах, при этом, использовать маски.
В старших группах совершенствовать художественно-образные исполнительские умения и навыки, развивать творческую самостоятельность, побуждать детей к инсценированию знакомых произведений, развивать мелкую моторику пальцев, интонационную выразительность речи.
Серьезным помощником в работе над дикцией является скороговорка. Её надо вырабатывать через очень медленную преувеличенную чистую речь. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов, речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе.
Предлагаю варианты работы с новой скороговоркой:
1. Мысленно произнести про себя.
2. Активная артикуляция без участия голоса.
3. Медленное тихое проговаривание вслух.
4. Проговаривание вслух голосом обычной громкости с нарастанием темпа.
«Из — под топота копыт, пыль по полю летит»
А дальше можно включить интонационную выразительность, если делать ударение последовательно,на каждое слово:
1 на 1 слово,
2 на 2 слово,
3 на 3 слово.
проговаривая столько раз, сколько слов в скороговорке.
«Проворонила, ворона, вороненка»
Следующий вариант работы над интонацией — сказать скороговорку от лица какого-нибудь сказочного персонажа (волка, зайца, медведя и т. д.).
Сказать скороговорку радостно, вопросительно, грустно, с обидой.
.Для того чтобы разработать тембральный диапазон голоса можно использовать кричалки — диалоги :
— Что везешь?
— Сено.
— Какое сено! Ведь это дрова!
— А коли видишь, что спрашиваешь? и т. д.
На следующем этапе работы детям предлагаются игры — упражнения:
• «Кто говорит».
Дети распределяются на 2 команды: разделяются ширмой. Произносят фразы измененным голосом (писклявым, грубым, с заткнутым носом, с высунутым языком и т. д.).
• «Подбери голос».
Вспомним «Аленький цветочек». Обратиться к батюшке с просьбой. Кто ласковей скажет.
А привези мне батюшка, цветочек аленький….
• Фонетическая импровизация.
Произнести на любой слог (ля, бу, до) просьбу, приказ, возмутиться, обрадоваться, спросить.
Все эти упражнения не только способствуют развитию четкой дикции, но и помогают отработать интонацию — самую важную и самую сложную составляющую речи ребенка-дошкольника.
МИМИКА И ПАНТОМИМИКА
Чтобы обучить детей элементам техники выразительных движений, жестов, предлагаю следующие этюды-игры на тренировку, как отдельных групп мышц, так и на развитие внимания,связанного с координацией движений:
• Этюд «Спать хочется».
Ребенок долго борется со сном.
Выразительные движения: зевота, голова клонится вниз, глаза закрываются.
• Этюд «Дружная семейка»
Каждый занят своим делом, (придумать, каким)
Бабушка… папа….
Мама…. сестренка….
Дедушка…. брат…
(Имитация дел).
• «Прими позу» — болит живот, холодно, устал, жарко, смотрю телевизор и т. д.
• «Передай другому» —(мяч мал, большой, камень, ежик, котенок, песок и т. д.)
• «Тень», «Зеркало»-(работа парами, повторение всех действий как
отражение в зеркале, или тень).
• «Мы идём» (где).(по грязи, горячему песку, канату, траве и т. д.)
• «Передавалки», (Передать улыбку, сердилку, хлопок, испуг, страшилку, смешинку, приветствие).
Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Он базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка.Для правильной организации рекомендуется учитывать следующие принципы:
1. Ежедневное включение театральныхигр по все формы организации педагогического процесса: что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.
2. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.
3. Подготовленность и заинтересованность воспитателей.
Источник