Театрализованные игры на развитие эмоций у ребенка
Лариса Никитина
Развитие эмоций в театрализованной деятельности (из опыта работы)
Развитие эмоций в театрализованной деятельности
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога.
Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и, прежде всего, ребенка.
Как отмечали Г. Остер и П. Экман, человек рождается с уже готовым механизмом выражения эмоций с помощью мимики. Поэтому многие ученые считают главным каналом выражения и опознания эмоций – лицевую экспрессию. Экспрессия выражается через речевые, мимические, пантомимические средства. Помимо жестикуляции при сильно выраженных эмоциях наблюдаются двигательные акты – эмоциональные действия (подпрыгивание при радости, закрывания лица руками при стыде, плаче и т. д.)
Особую роль хотелось бы обратить на театрализованную деятельность в создании положительного эмоционального фона.
Театральная деятельность- это самый распространенный вид детского творчества. Она близко и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связано с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.
Занятие театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявление любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявление общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе,трудолюбия,что способствуют формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка, изобретательность, способность к импровизации. Занятие театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередований функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогают ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умение, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхание и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенные, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Именно поэтому для своей работы я выбрала тему: «Развитие эмоций в театрализованной деятельности». Поставила перед собой цели и задачи.
Цель: поиск путей социально – эмоционального развития детей и создание благоприятной психологической атмосферы и использование театрально-художественной деятельности для развития эмоциональной сферы детей.
Задачи:
• формировать умения детей создавать нужные эмоции;
• знакомить детей с видами театра;
• обеспечить поэтапное освоение детьми видов творчества;
• совершенствовать артистические навыки детей;
формировать умения регулировать свои эмоциональные состояния;
• формировать умения регулировать свои эмоциональные состояния;
• работать с детьми над речью, интонацией;
• пробуждать способность живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;
Работу над темой я начала с изучения литературы по данной теме и подбора комплекса игр, этюдов, упражнений для развития эмоциональной сферы детей ясельной группы. Наблюдая за детьми, я обратила внимания на то, как малыши внимательно и с интересом смотрели на показываемые мной потешки, стишки, сказки, с помощью театра игрушек, театра картинок, театра петрушек и с удовольствием повторяли за увиденным.
Мне кажется, благодаря таким игровым действиям наши ребята начали говорить, так как театральная деятельность является наиболее эффективным и доступным средством для понимания ребенка.
В этом же возрасте знакомила детей с пальчиковыми играми и пальчиковым театром.
Начинала с пальчиковой гимнастики. Обычно это инсценировка, каких то сказок, исполняемых при помощи пальцев. Ведь все происходящее в сказке или стихотворении дети показывали руками, например, придумывая как сложить ладошки «домиком» или показать бегущего человека.
Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, однако развить и обыграть сюжета пока не могут. Для этого проводились такие игра как «Наседка и цыплята», разыгрывали с ними сценки по литературным произведениям А. Барто «Игрушки», потешки «Идет коза рогатая», «Расти коса до пояса», «Ладушки» и др.
Потешки развивают мелкую моторику и эмоциональному развитию малыша, побуждая его к повторению действий. Также раздавала детям игрушки, предметы для повторений по образцу.
С детьми 1 младшей группы участвовали в открытом занятии — развлечении «Сюрприз для пчелки», где дети перевоплощались разных лесных зверей. Очень эмоционально передал образ медведя Никита Михеев, кокетливо изобразила лису Катя К., хорошо передали характер зайцев Аня Т., Полина К, Матвей Р.
Дети очень любят играть в хоровые игры, такие как «Зайка серенький сидит»,»Зайцы и лиса», «Мишка» и др. Я заметила, что детям очень нравится передавать повадки животных. Стала хвалить и поощрять тех, кто показывал образ животного по своему и с фантазией, при этом имитировали голоса животных (как ревет медведь, как кричит ворона,воробушки, как пыхтит ежик,проигрывали сценки из народных сказок, песенок, сказок(«Репка»,»Курочка ряба», «Теремок»).
Огромную роль в моей работе играют сюрпризные моменты, при помощи которых детям весело и радостно. Сюрпризом могут быть сказочные герои, игрушка, игра и т. д.
Чтобы систематизировать всю работу, я составила перспективный план театрализованной деятельности младших дошкольников. Занятие проводились один раз в неделю.
Любое занятие я начинаю с пальчиковой или дыхательной гимнастики. Такое начало занятий помогает детям сконцентрировать свое внимание, настроиться на тему занятий. Затем начинаем активизировать мышцы языка, губ, подготавливать артикуляционный аппарат детей, выполняя такие упражнения как «Чистим зубки», «Дудочка», «Заборчик». Шутки, потешки, небольшие стишки, чистоговорки, скороговорки помогают сделать занятие увлекательным, разнообразным. такой матерьял и использовался на каждом занятии.
Работая на темой, я решила сначала подобрать комплекс игр, этюдов, упражнений для развития эмоциональной сферы.
Большую роль во всей этой работе сыграли пиктограммы, с помощью которых дети учились передавать то или иное эмоциональное настроение.
Предлагала детям перед зеркалом друг другу показать радость, удивление, страх. Особенно эмоциональны оказались Никита Михеев, Полина Кудрявцева, Полина Протасова, Катя Кушакова, Матвей Рыбаков, .Андрей Голомидов, Аня Торопова.
Предлагала детям произнести с разной интонацией саамы привычные слова: «Возьми», «принеси», «помоги», «здравствуйте» (приветливо, просящее, требовательно).
Также произносили слова в грустной, веселой, удивленной, сердитой и радостной интонацией.
Особенно нравится детям упражнения для развитиявыразительной мимики:
1. Соленый чай.
2. Ем лимон.
3. Сердитый дедушка
4. Лампочка потухла, зажглась.
5. Тепло — холодно.
6Мне грустно.
7. Показать, как кошка выпрашивает колбасу.
8. Обиделись.
Материалом для сценического воплощения так же служат сказки. Их значение в развитии эмоций в театрализованной деятельности велико.
Для более глубокого осмысления сказочного материала обсуждаем сказку по вопросам. Рассматриваем иллюстрации в различных книгах, уделяя особое внимание анализу эмоциональных состояний героев
В группе мы совместно со вторым воспитателем и с родителями создали театральный уголок, где собраны разнообразные виды кукол. Так же здесь есть плоскостной театр, пальчиковый театр, театр из конусных игрушек, театр для фланелеграфа, настольный театр, куклы би-ба-бо. Также имеется театр масок с изображением персонажей. Есть различные виды декораций – дома, деревья, ширмы напольные, настольные. В задумках есть сделать варежковый театр эмоций, театр с использованием одноразовых ложек, театр с использованием форм от киндеров сюрпризов. Дети очень любят сказки. В основном на роль соглашались одни и те же.
Дети в группе все разные: кто – то общительный, кто – то застенчивый, агрессивны, гиперактивны. Для детей с различными особенностями я подбирала разные роли, сюжеты.
Так гиперактивным детям я предлагала роли, требующие усидчивости, умения держать себя (роль репки). Валерия Соколова застенчивый ребенок в группе, поэтому долга не хотела брать на себя какую-либо роль.Тогда я нашла выход: ребенок, стал с места предлагать какой либо текст. Агрессивным детям старалась избегать давать роли злых недобрых персонажей.
Так, дети начали включаться в театральные игры. Занимаясь с детьми я старалась вызвать положительные эмоции, побуждаю детей общаться с куклой, внимательно ее рассмотреть, поиграть, погладить игрушку. Детям очень нравится имитировать движения животных. Богаче и выразительнее стала речь детей, они стали эмоциональнее отзывчивее, раскрепощенные.
В свободное время, особенно по вечерам, дети могут взять любой из видов театральных реквизитов и поиграть сюжет из сказки или самим сочиняют сюжет, т. е занимаются самотворчеством.
Анализ результатов педагогической диагностики показал положительную динамику.
Работу по театрализованной деятельности буду проводить и дальше. Хочется познакомить детей не только с русскими народными сказками, доступные по возрасту, но и сказками других народов, и инсценировать их. Развивающую среду по театрализованной деятельности буду обобщать и дальше, привлекая родителей.
В заключении хочется сказать, что только в тесном сотрудничестве педагогов и родителей мы сможем добиться того, что наши дети будут радоваться и переживать с любимыми героями произведений, сопереживать друзьям и родным, сочувствовать животным и окружающему миру. Ведь театр научит многому: импровизировать игры, ситуации; развивать внимание, память, фантазию, воображение, образное мышление, действовать с воображаемыми игрушками, предметами. С помощью театрализованной деятельности ребенок растет и развивается.
Источник
Театрализованные игры — этюды на выражение эмоций
Цель. Знакомство детей с базовыми эмоциями, обучение их
вербальному и невербальному выражению через ролевые образы; освоение
понятийного содержания слов, обозначающих эмоции, переживания, оттенки
настроений, их соотнесённости с определённым состоянием человека, сказочного персонажа, ролевого образа; осознание и понимание детьми собственных эмоций и других людей
Этюды на выражение радости.
Изобразить: «Как ты обрадуешься, если тебе принесут подарок» «Пятачку подарили воздушный шарик» «Золушка поедет на бал!»
Этюды на выражение удивления
Изобразить: «Ты попал в сказку «Красная шапочка». «Фокусник открыл чемодан, в нем был котенок, закрыл, затем снова открыл — из чемодана выбежала собака!»
Этюд для выражения внимания, интереса, сосредоточения
Щенок принюхивается. Щенок увидел котенка. Оно мгновенно застывает в напряженной позе. Мордочка у него вытягивается вперед, глаза напряженно смотрят, а нос бесшумно втягивает запах. Зверята подружились.
Этюды на выражение гнева
«Баба Яга рассердилась: Аленушка убежала от нее» « На кого может рассердиться папа? мама? мышка? кошка? рыбка?» « Придумайте радостное продолжение, чтобы утешить героя».
Этюды на выражение страха, испуга
«Крошка Енот боится того, кто сидит в пруду» «На даче хозяин испугался грозы» « Вдруг кто-то царапается в дверь — это промокший щенок. Хозяин обрадовался!»
Этюды на выражение страдания и печали
«Гадкий утенок» (автор М. И. Чистякова)
Этюд построен на разыгрывании отрывка из сказки Г.- Х. Андерсена «Гадкий утенок» (сцена «На птичьем дворе»). В этом сюжете очень тонко и изящно описаны эмоции отвращения и презрения. Проигрывание этого сюжета помогает не только смоделировать эмоцию и понаблюдать ее внешнее выражение, но и почувствовать себя на месте того, кого отвергают и кем пренебрегают, ощутить»; насколько тяжело и обидно быть на месте этого человека.
«Все гнали бедного утенка, даже его братья и сестры. Они сердито говорили ему: «Хоть — бы кошка утащила тебя, несносный урод!» А мать прибавляла: «Глаза бы на тебя не глядели!» Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала корм, пинала ногой».
Утенок не выдержал пренебрежительного и враждебного отношения к себе. Он убежал через изгородь прочь с птичьего двора
Выразительные движения: отвращение птиц — голова откинута назад, брови нахмурены, глаза прищурены, ноздри раздуты, нос сморщен, уголки губ опущены или, наоборот, верхняя губа подтянута вверх. Униженность — голова опущена вниз, спина согнута, плечи сведены вперед.
Этюды на выражение гнева.
«Баба Яга рассердилась: Аленушка убежала от нее» « На кого может рассердиться папа? мама? мышка? кошка? рыбка?» « Придумайте радостное продолжение, чтобы утешить героя».
«Ролевая гимнастика» (автор В. Леви)
Цель: формировать умение детей выражать различные эмоции, совершенствовать образные исполнительские умения. Способствовать снятию напряжения.
Детям предлагается выполнить ряд упражнений.
1. Рассказать известное стихотворение: шепотом, с пулеметной скоростью, со скоростью улитки, как робот, как иностранец.
2. Походить, как: младенец, глубокий старик, лев, трусливый заяц.
3. Улыбнуться, как: кот на солнышке, само солнышко.
4. Посидеть, как: пчела на цветке, наездник на лошади, Карабас-Барабас.
5. Попрыгать, как: кузнечик, маленький зайчик, лягушка, кенгуру.
6. Нахмуриться, как: осенняя туча, рассерженная мама, разъяренный лев.
Упражнение «Изобрази»
Цель: формировать умение детей выражать различные эмоции, совершенствовать образные исполнительские умения. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа.
1. Нахмуриться, как: а) король, б) ребенок, у которого отняли игрушку, в) человек, скрывающий улыбку.
2. Улыбнуться, как: а) вежливый японец, б) собака своему хозяину,
в) мать младенцу, г) младенец матери, д) кот на солнце.
3. Сесть, как: а) пчела на цветок, б) наказанный Буратино, в) обиженная собака, г) обезьяна, изображавшая вас, д) наездник на лошади,
4. «Игра с платком». Предложить ребенку с помощью платка, движений, мимики изобразить: а) бабочку, б) лису, в) принцессу, г) волшебника,
д) бабушку, е) фокусника, ж) больного с зубной болью.
5. Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде носить ее с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (губки «надули»). Но это же мама — простили, улыбнулись (зубы сомкнуты).
6. Представьте себя собачкой в будке. Серьезная собачка. Ага, кто-то идет, надо предупредить (рычим).
7. Берем снежинку в руку и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро, пока не растаяла.
Игра «Колдовство»
Цель: закреплять умение выражать эмоции.
Предложить мимикой и жестами изобразить ту эмоцию, которая проговаривается в стихотворении.
Начинаем мы играть
Начинаем колдовать…(выполняются движения руками, как будто дети колдуют)
На всех нас без сомненья,
Влияет настроение. (На каждое слово хлопок руками)
Кто веселится… (изображение мимикой радости)
Кто грустит… (изображение грусти)
Кто испугался…
Кто сердит…
Игра «У зеркала»
Цель: закреплять умение выражать различные эмоции.
Чтение рассказа Э. Мошковской «Обида». Обсуждение: как и почему изменилось настроение главного героя, что бы чувствовали сами дети, оказавшись в подобной ситуации.
«Изобразить» перед зеркалом различные эмоции и рассказать, как меняется выражение лица (рта, бровей, глаз) у испуганного, удивленного, довольного человека.
Источник
Картотека игр с элементами театрализации на развитие эмоциональной сферы у младших дошкольников.
Цель: Развивать эмоционально-волевую сферу у детей младшего дошкольного возраста (способность распознавать эмоциональное состояние по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на место персонажей в различных ситуациях, выражать своё собственное отношение к добру и злу).
Игра: «Эмоции» (с зеркалами)
Воспитатель предлагает детям посмотреться в зеркало и:
— Улыбнуться как ясное солнышко.
— А затем нахмуриться как тёмная тучка (брови нахмурены);
— Удивитесь как зайчик, который встретил в лесу колобка (брови приподняты, рот слегка приоткрыт, глаза широко раскрыты);
— А теперь рассердитесь как злой голодный волк (брови нахмурены, зубы сжаты);
— Прищурьте глазки как хитрая лиса;
— А теперь обрадуйтесь как козлятки, когда их мама коза вернулась домой (широкая улыбка, смех).
Игру можно проводить с детьми утром или вечером в ходе режимных моментов. Также можно использовать одно большое зеркало или маленькие для каждого ребёнка.
Игра «Угадай настроение»
Воспитатель показывает детям героев из разных сказок (это могут быть фигуры из настольного театра, фланелеграфа, магнитного театра и т.д.), и предлагает определить кто это, какое у него настроение и из какой он сказки.
(Например, воспитатель помещает на магнитную доску изображение медведя из сказки «Маша и медведь», спрашивает «Кто это? (медведь) Попробуйте определить какое у него настроение? (он улыбается, значит мишка чему-то или кому-то обрадовался), затем воспитатель предлагает вспомнить сказку, в которой медведь был радостным.)
Игра «Солнышко и тучка»
Воспитатель показывает детям изображение солнышка и предлагает погреться. Дети прикрывают глазки, улыбаются, им тепло, подставляют солнышку одну щёчку, другую. Затем воспитатель прячет солнышко за изображение тучки и дети прячутся, сжимаясь в «комочек».
Игра «Изобрази настроение воробья»
Воспитатель вносит игрушку – воробья и читает детям стихотворение:
«Воробей по лужице прыгает и кружится».
Просит детей определить настроение воробышка и изобразить, как он прыгал и кружился, прыгая по лужице.
Игра «Определи настроение»
Воспитатель показывает детям героев из сказки «Курочка Ряба» и просит определить из какой они сказки.
Затем дети вместе с воспитателем вспоминают сказку и определяют какое настроение было у бабушки с дедушкой когда курочка принесла им яичко, когда яичко разбилось, как курочка жалела бабушку и дедушку. (Затем можно инсценировать сказку).
Игра «Изобрази зайку»
Воспитатель читает стихотворение А. Барто «Зайка». Проводит беседу с детьми по содержанию стихотворения: «О ком говорится в стихотворении? Что с ним случилось? Какое у него настроение?» Затем предлагает желающему ребёнку изобразить печального зайчика, а остальным детям пожалеть его, сказать ласковые слова.
Упражнение на развитие эмоций
В роли медведя ребёнок, остальные дети встают в круг вокруг него.
Воспитатель начинает читать стихотворение:
«Разозлился так Медведь,
Начал громко реветь: (у медведя сердитый взгляд, нахмуренные брови)
— Поломалась у меня кровать,
И книга порвалась у меня, (качает головой)
Что же мне делать?
— Не реви, не злись, медведь, (дети гладят медведя)
Склеим твою книгу,
Отремонтируем твою кровать. (медведь меняет выражение лица: добрый взгляд, ласковая улыбка)
Ты же на постели не прыгай, (дети грозят медведю пальчиком)
Спокойно книгу листай»
Мимическая зарядка
(меняем выражение лица соответственно тексту)
Игра развивает лицевые мышцы, а также умение передавать различные эмоции и настроение мимикой.
Воспитатель с детьми встают в круг. Воспитатель читает стихотворение:
«Вот мы сердимся с тобой,
Вот мы веселимся,
Вот немножко погрустим,
А теперь мы спать хотим…
А потом мы злимся, злимся,
А теперь вдруг все боимся,
Весело кривляемся,
Вместе удивляемся,
Мы такие милые,
А теперь капризные,
Все такие важные,
Ух, какие страшные!
Вот мы радуемся все,
вот мы огорчились,
мы все строгие такие, —
вот мы все какие!»
Источник