Театрализованные игры как средство развития связной речи у ребенка

Отдел по образованию администрации города Заринска

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад №1 «Березка»

Театрализованная  игра как средство развития связной речи дошкольников

Тазетдинова Алёна Евгеньевна

воспитатель

тел.: 71 – 2 — 49

e-mail: berezka.1966@mail.ru

Заринск 2013

Театрализованная  игра как средство развития связной речи дошкольников

Возможность говорить, общаться — это удивительный дар природы. И с этим даром нужно обращаться не только бережно, но и умело.

 Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет, поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Как общаются наши дети? Рубленые фразы, обиходный словарь. Что говорить о детях, если часто молодые люди не могут пересказать красочно сюжет фильма или историю, услышанную от кого-либо. Качество пересказа желает быть лучше. Одно дело пересказать текст сухо — т.е. изложить цепочку событий, а другое дело дар рассказчика, который включает в себя художественно-образное оформление речи.

Уровень речевого развития многих современных дошкольников, как показывает сегодняшняя реальность, не соответствует возрастной норме и вызывает серьезные опасения у специалистов, педагогов и родителей.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь — высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.

Связность речи, по мнению Рубинштейна С. Л., – это адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя.

Связная речь, по мнению Ерастова Н. П., характеризуется наличием четырех основных групп связей:

— логических – отнесенность речи к объективному миру и мышлению;

— функционально-стилевых – отнесенность речи к партнерам общения;

— психологических – отнесенность речи к сферам общения;

— грамматических – отнесенность речи к структуре языка.

Эти связи определяют соответствие высказывания объективному миру, отношение к адресату и соблюдение законов языка. Сознательно овладеть культурой связной речи — значит научиться выделять в речи различные виды связей и соединять их вместе в соответствии с нормами речевого общения.

Речь считается связной, если для нее характерны:

  — содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится);

 —  точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию);

 — логичность (последовательное изложение мыслей);

 — ясность (понятность для окружающих);

 — правильность, чистота, богатство (разнообразие).

Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Рассмотрим их более подробно.

Первичная по происхождению форма речи – диалоговая. Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребности непосредственного живого общения. Диалог как форма речи состоит из реплик (отдельных высказываний), их цепи последовательных речевых реакций, он осуществляется или в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов, или в виде разговора двух или нескольких участников речевого общения. Диалог опирается на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание предмета, о котором идет речь. В диалоге наряду с собственно языковыми средствами звучащей речи большую роль играют и невербальные компоненты – жест, мимика, а также средства интонационной выразительности.

Под монологической речью понимается связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся: односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольникавиды деятельности – игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование, театрализованная и другие виды деятельности.

 Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

 Театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.

 Характерное для театрализованной игры образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем егомногообразии. Вопросы, поставленные детям при подготовке к игре, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. Впроцессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выразить свои эмоции, мысли, чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия.

Читайте также:  Школьная зрелость диагностика влияние на развитие организма ребенка

Театрализованная игра – универсальное средство, которое отражается в каждой образовательной области, однако в контексте рассматриваемой проблемы необходимо особо обратить внимание на интеграцию театрализованной игры в такие образовательные области как «Коммуникация» и «Чтение художественной литературы»:

«Чтение художественной литературы»: развивается интерес к художественной литературе, навык слушания, формируется эмоциональное отношение к поступкам героев, умение высказывать его, умение описать характер героев; формируется и закрепляется умение выразительно читать стихи.

Обращается внимание детей на композицию произведения: как начинается, о чем рассказ или сказка, чем заканчивается, на его языковые особенности. Для закрепления прочитанного произведения, можно использовать пальчиковый театр, в котором действия и содержание производят сами дети. В случае затруднения, воспитатель оказывает необходимую помощь.

«Коммуникация»: формирование и развитие речи как средства общения. Развитие умения поддерживать беседу, совершенствовать диалогические формы речи, умение высказывать свою точку зрения. Развитие умения составлять рассказ о событиях из личного опыта. Придумывание своих концовок сказок, сочинение сказок на тему, предложенную воспитателем, а так же на свободную тему, разучивание диалогов.

 Развитие связной речи формируется у детей постепенно, по мере их развития мышления,взросления, а так же индивидуальных особенностей. В соответствии с возрастом детей подбираются театрализованные игры, виды театров, доступные детям и способствующие развитию связной речи.

На втором и третьем годах жизни ребенок наиболее полно понимает сказанное только с опорой на неречевой контекст. Поэтому, желая активизировать речевое развитие ребенка в этом возрасте, взрослый должен свою речь сочетать с совместными действиями и игрой.

В младшей группе прообразом театрализованных игр являются игры с ролью. З.М. Богуславская и Е.О. Смирнова считают, что малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и значительно легче справляются со многими задачами. Действуя от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, они учатся, причем незаметно для себя. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре.

 Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в собак, кошек и других знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Они лишь подражают животным, копируя их внешне, не раскрывая особенностей поведения, поэтому детей младшей группы важно научить некоторым способам игровых действий по образцу. О.С. Лапутина рекомендует с этой целью проводить игры «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата», «Зайчиха и зайчата», а на занятиях разыгрывать небольшие сценки из детского быта, организовывать игры по литературным произведениям: «Игрушки» А. Барто, «Котик и козлик» В. Жуковского.

 Формируя интерес к играм-драматизациям, необходимо как можно больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения.

 У детей среднего дошкольного возраста продолжается формирование импрессивного и экспрессивного словаря. Продолжается работа над накоплением пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, прилагательных, глаголов. Развивается связная речь и речевое общение. Дети учатся вслушиваться в обращенную речь,понимать ее содержание. Развивается реакция на интонацию и мимику. Ведется работа над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов. Развивается умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца. Формируется умение повторять за взрослым описательный рассказ из 2 -3 простых предложений, а затем составлять короткий описательный рассказ с помощью взрослого. Формируется навык пересказа знакомых сказок или небольших текстов с помощью взрослого и со зрительной опорой.

В средней группе можно уже учить детей сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц. Возможно использование обучающих упражнений, например «Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе».

 С группой наиболее активных детей целесообразно драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр (сказка «Колобок»). Привлекая к играм малоактивных детей, можно драматизировать произведения, в которых небольшое количество действий (потешка «Кисонька-мурысенька»).

Читайте также:  Раннее развитие ребенка оболонь

 У детей старшего дошкольного возраста расширяется и активизируется в речи словарный запас. Совершенствуется умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалоги, выслушивать друг друга до конца. Формируется умение составлять рассказы-описания, загадки-описания по образцу, по плану, выразительно читать стихи.

В старшей группе дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Воспитатель учит их самостоятельно находить способы образной выразительности. Драматический конфликт, становление характеров, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка — все это создает благоприятные условия для проведения игр-драматизаций на основе сказок.

 Наблюдая за играми старших дошкольников, Д.Б. Менджерицкая отмечала: такая игра сложнее для ребенка, чем подражание событиям из жизни, потому что в ней требуется понять и почувствовать образы героев, их поведение, выучить и запомнить текст произведения.

 У детей подготовительного к школе возраста расширяется и активизируется словарь на основе систематизации и обобщения полученных знаний. Экспрессивная речь обогащается сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами, словами-синонимами.

Развивается умение обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях. Формируется навык познавательного общения. Формируется навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика. Формируется умение высказывать суждения, оценку прочитанного произведения, поступков героев. Развивается чувство языка, прививается чуткость к поэтическому слову, к образным средствам, любовь к родному языку.

У дошкольников 6-7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, как в обычной игре. В этом же возрасте становятся доступными режиссерские игры, где персонажи — куклы и другие игрушки, а ребенок заставляет их действовать и говорить. Это требует от него умения регулировать свое поведение, обдумывать свои слова, сдерживать свои движения.

Как показывают практические наблюдения, особая роль в повышении умственной активности, совершенствовании речевых навыков, развитии психических процессов, повышении эмоциональной активности принадлежит театрализованным играм.

 Необходимо предоставлять детям возможность самовыражаться в своем творчестве (в сочинении, разыгрывании и оформлении своих авторских сюжетов).

Учиться творчеству можно только при поддержке взрослых, в том числе и родителей.

 Рекомендуемые формы работы с родителями: проведение досугов, тематических вечеров «Любимые сказки», «Театральные встречи», бесед, консультаций, домашнее сочинение сказок и различных историй и их разыгрывание, совместное изготовление атрибутов, костюмов.

 Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста включают в себя стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а так же время от времени возникающую потребность в уединении. Поэтому в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а так же «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один и «порепетировать» какую-либо роль перед зеркалом или еще раз посмотреть иллюстрации и т. д.

Таким образом, театрализованная игра один из самых эффективных способов развития связной речи дошкольников. Дети адекватно используют вербальные и невербальные средства общения, владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.

Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление и воображение.

Библиография

1. «Детский сад: теория и практика» № 3/2012 «Развитие связной монологической речи детей дошкольного возраста»

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т. Т.1. М.: Педагогика,

1989

3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Психология развития. — СПб: Питер, 2001

4.Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада М., КНОРУС», 2003

5. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001

Источник

Юлия
Театрализованная игра как средство формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Театрализованная игра как средство формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста

«Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности»

А. С. Макаренко

Сегодня развитие связной речи у старших дошкольников находится под стихийным, а потому негативным, влиянием зрительной наглядности, динамической и статической, избытка иллюстраций в книгах, видеоматериалов – фильмов и мультфильмов, телевидения, компьютерных игр. Наряду с увеличением нагрузки на зрительное восприятие уменьшается время общения как взрослых с детьми, так и детей между собой; кроме того, снижается качество общения, о чем свидетельствует упрощение словарного состава и грамматического содержания речи, а также снижение ее выразительного и действенного потенциала. Повсеместно констатируется спад культуры общения, в том числе потеря интереса к чтению, что также негативно сказывается на речевом развитии дошкольников, а затем и школьников. В то же время, в условиях активного социального и научного прогресса требования к речевому общению специалистов разных областей исключительно велики.

Читайте также:  Физиологическое развитие ребенка младшего школьного возраста

Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развитие дошкольников. Накопленный опыт познавательной, речевой, игровой деятельности, богатый запас представлений, развитие творческого воображения и фантазии позволяет детям творчески использовать богатство родного языка.

Л. С. Выготский рассматривал игру, как ведущую деятельность в дошкольном возрасте, составляющую основное содержание жизни самих детей.

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно-эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей и коммуникативных умений.

В активизации речевой деятельности дошкольников играют огромную роль театрализованные игры. Театрализованная игра один из самых эффективных способов воздействия на детей, оказывают большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулируют активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.

Совместная игра ребенка и ребенка создает условия для возникновения “детского общества” и реальных отношений в нем между детьми. Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “ театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.

В ряде исследований театрализованные игры классифицируются по средствам изображения в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности сюжета (Л. В. Артемова, Е. Л. Трусова).

В играх-драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима, производит собственные действия исполнения роли. В игре-драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.

Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.

Драматизации основываются на действиях исполнителя, который может использовать куклы. Л. В. Артемова выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников:

Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки. В традиционной педагогике игры-драматизации относят к творческим, входящим в структуру сюжетно-ролевой игры.

В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом, действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями. Эту самостоятельность в придумывании сюжета считают особенно важной для дальнейшего формирования игры и воображения (Е. Е. Кравцова). «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой. Важная особенность этих игр состоит в переносе функции с одного объекта реальности на другой. Их сходство с режиссерской работой в том, что ребенок придумывает мизансцены, т. е. организует пространство, сам исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским» текстом. В этих играх ребенок-режиссер приобретает умение «видеть целое раньше частей», которое, согласно концепции В. В. Давыдова, является основной особенностью воображения как новообразования дошкольного возраста.

Режиссерские игры могут быть групповыми: каждый ведет игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий.

Важнейшими источниками развития связной речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы. Наиболее плодотворно данная работа осуществляется в процессе театрально-игровой деятельности. Практика развития речи, основываясь на достижениях общепсихологической теории речи, нуждается в новых разработках, как теоретических, так и прикладных, в психологически и методически обоснованном использовании театрализованной игры.

Источник