Театрализованной игры ее значение в развитии речи ребенка
Наталья Галкина
Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста
«Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет
в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание
будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.
и вся история отдельного человека как деятеля
и работника может быть представлена в развитии игры
И в постепенном переходе её в работу…»
А. С. Макаренко
Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир дошкольного детства? Как открываем его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего, через самые разнообразные детские игры.
Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.
Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “ театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.
Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя,игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.
Умело поставленные воспитателем вопросы при подготовке к игре побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.
Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».
Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых.
Таким образом, участвуя в театрализованных играх, дети становятся более раскрепощёнными, открытыми, улучшается их речь и взаимопонимание.
ЛИТЕРАТУРА.
1.Радуга: Прогр. и руководтво для воспитателей второй младшей группы дет сада/ Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др. ; Сост. Т. Н. Доронова. – М.: Просвещение, 1993.
2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада — М., КНОРУС», 2003г.
3. Бочкарева Л. П. Воздействие книг и картин на игровые образы. В сб.: Воспитание детей в игре. — М., «КНОРУС», 2007.
4. Гербова В. В.Учусь говорить: Метод. Рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000 г.
5. Горбушина Л. А., Николичева А. П. «выразительное чтение и рассказывание с детьми дошкольного возраста»:Учебное пособие: М.: КНОРУС, 2005г.
6. Домашний театр – Серия «Через игру – к совершенству». – М.: «Лист», 2001г.
7. Зинкевич – Евстигнеева Практикум по Сказко-терапии. – СПб.: ООО «Речь», 2002г.
8. Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г. Кукольный театр дошкольникам: Театр картинок. Театр игр. Театр петрушек: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. – СПб.: 2003.
9. Маханева М. Д. Театрализованныезанятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001г.
10. Менджерицкая Д. В. Игра-драматизация. В сб.: Воспитание детей в игре. — М.: А. П. О., 1994.
11. Поляк Л. Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.
12. Фомичева М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»: пособие для воспитателей детского сада. – М. «Пресс», 2004.
Источник
Татьяна Попкова
Значение театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста
“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие детей…”
(Б. М. Теплов)
Театр, как известно, любят и дети, и взрослые. Роль театра в жизни ребенка — дошкольника несоизмеримо велика, т. к. здесь можно решать множество задач, связанных с его воспитанием и развитием.
Театральная деятельность близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё воплощение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.
По словам С. Л. Рубинштейна, речь маленького ребенка часто обладает яркой выразительностью, но она непроизвольна, неосознанна, выразительные моменты проявляются в качестве импульсивной эмоциональности. Чтобы добиться сознательной выразительности, необходима тщательная работа.
В настоящее время в массовой практике ДОУ театрализованная деятельность остается Золушкой, и ее судьба, как от злой мачехи зависит от желания и интересов педагога. В первую очередь это связано с загруженностью наших воспитателей, недопониманием значения театрализованной деятельности для развития ребенка — дошкольника.
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.
А ведь, играя роль, ребенок может не только представлять, эмоционально переживать поступки своего персонажа, но и пересказывает речь героя, ведёт диалог, с помощью интонации передаёт разное настроение, подражает голосам животных.
Именно поэтому велика роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребёнка:
• театрализованная деятельность помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств;
• позволяет формировать живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению;
• совершенствует артикуляционный аппарат;
• демонстрирует великую роль слова в создании игрового образа. Оно помогает ребенку выразить свои эмоции, мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия;
• формирует диалогическую, эмоционально насыщенную речь;
• театрализованная деятельность улучшает усвоение содержания произведения, логику и последовательность событий;
• помогает формировать грамматический строй речи: дети учатся образовывать и использовать в речи существительные мужского и женского рода в единственном и множественном числе, с уменьшительно- ласкательными суффиксами, использовать в речи предлоги В, НА, ПОД;
• участие в театрализованной деятельности дает возможность детям получать эмоциональный подъём;
• способствует развитиюэлементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса;
• стимулирует активную речь;
• процесс работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизирует словарь ребенка, совершенствует звуковую культуру речи;
• исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, стимулирует маленького актера ясно, четко, понятно изъясняться;
• театрализованная деятельность помогает налаживать общение друг с другом. Общение в ходе театрализованной деятельности позволяет проявить ребенку свою индивидуальность, показать свои возможности.
Таким образом, театрализованная деятельность — это эффективное средство развития личности ребенка, она помогает формировать связную речь, обогащать словарный запас, развивать умение общаться, развивает пальчиковую моторику у детей с нарушениями речи.
Учитывая положительное значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольниковв нашем Учреждении созданы все необходимые условия: следуя принципу интеграции, образовательные области речевое и художественно-эстетическое развитиепредставлены следующими центрами детской активности: центр литературно-речевого развития, направлен на создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей в речевом общении, обогащении словаря и насыщен речевыми играми и упражнениями, сюжетными и предметными картинками, альбомами и иллюстрациями для рассматривания, оформляются выставки книг, педагоги знакомят детей с писателями и их творчеством; центр изобразительной деятельности, где в свободном доступе для детей находится необходимый изобразительный материал. Данный центр часто используется детьми, особенно старшего дошкольного возраста, для изготовления атрибутов к театрализованным постановкам, играм, декораций, афиш, билетов и т. п. Особое внимание педагоги уделяют центру музыкально-театрализованной деятельности – он является одним из самых любимых у наших детей и никогда не пустует. В центре представлены детские музыкальные инструменты и разнообразные виды театров.
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Берёзка»
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Воспитатель
Халяпина Ирина Александровна
Первомайский 2012
Великий русский педагог К.Д. Ушинский сказал, что если учить ребёнка «…каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Процесс речевого развития, по словам О.В. Акуловой, «…рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей».
Актуальность создания системы педагогических мероприятий по активизации словаря детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность обусловлена тем, что она позволяет решить многие воспитательно-образовательные задачи. В ходе организации театрализованной игры происходит совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй.
Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить, а взрослые должны приложить немалые усилия, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно. Потому как всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.
Своевременное и полноценное овладение речью является первым важным условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития.
Речь – особая деятельность, существующая в двух формах: диалогическая и монологическая и являющаяся инструментом для осуществления всех остальных видов деятельности. Это средство общения, мышления, познания мира, воздействия, выражения эмоций и чувств, планирования деятельности, регуляции поведения. Следовательно, речь выполняет множество функций:
— коммуникативную;
— познавательную;
— экспрессивную;
— исследовательскую;
— планирующую.
Целью речевого развития детей дошкольного возраста является – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Реализуя цель развития речи детей в театрализованной игре, ставим перед собой следующие задачи:
— развитие словаря – обогащение словарного запаса детей в процессе ознакомления с окружающей жизнью;
— воспитание звуковой культуры речи – развитие речевого слуха, обучение правильному звукопроизношению, овладение средствами звуковой выразительности, выработка четкой дикции, формирование культуры речевого поведения;
— формирование грамматического строя речи – создание условий для практического освоения всех частей речи;
— развитие связной речи ;
— ознакомление с художественной литературой;
— подготовка детей к обучению грамоте.
Задачи развития речи дошкольников решаются как традиционными, так и нетрадиционными средствами. Одним из таких средств является организация театрализованной игры.
Театрализованная игра – это вид художественной деятельности, в процессе которого его участники овладевают родной речью и навыками речевого общения через художественные образы. Воспитательные возможности театрализованной игры огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованной игре, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Поэтому именно театрализованная игра позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования речи ребенка. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая отношение к добру и злу, познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенность в себе.
Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон речи ребенка:
— словаря;
— грамматического строя;
— диалогической и монологической речи;
— совершенствованию звуковой стороны речи;
Интенсивному речевому развитию способствует и самостоятельная театральная деятельность, которое включает в себя не только само действие детей с куклами и персонажами, или собственные действия по ролям, но также художественно – речевую деятельность:
— выбор темы;
— передача знакомого содержания;
— сочинение;
-исполнение от лица персонажа;
Одним из этапов работы по развитию речи в театрализованной игре является работа над выразительностью речи. Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя:
— вербальные средства – интонация, лексика, синтаксис;
— невербальные средства – мимика, жесты, поза;
В процессе работы над выразительностью речи активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, особенно диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Обучая детей выразительности, мы используем знакомые любимые сказки, которые концентрирует в себе всю совокупность средств русского языка, и предоставляют детям возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движение).
Работу по организации театрализованной игры мы проводим в три этапа:
- Художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
- Освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций ( «сценарист», «оформитель», «костюмер»).
- Самостоятельная, творческая деятельность детей.
Театрализованные игры можно разделить на две основные группы:
— игры – драматизации;
— режиссерские игры.
В играх – драматизациях – ребенок исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются:
— игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
— ролевые диалоги на основе текста;
— инсценировки произведений;
— постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
— игры – импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист» и «режиссер» управляет «артистами». Озвучивая «героев» и комментируя сюжет, он пользуется различными средствами выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием используемых театров.
Мы используем настольный, плоскостной, пальчиковый, бибабо, театр в коробке, кукольный, театр игрушек.
Театрализованная деятельность пронизывает все учебные и режимные моменты. В непосредственно образовательную деятельность мы включаем специальные игры на развитие мимики, пантомимики. Например,
— съешьте кислый лимон (дети морщатся) ;
— рассердитесь на драчуна (сдвигают брови);
— встретьте знакомую девочку (дети улыбаются);
— покажите высокого мальчика, маленького комарика, медведя;
— покажите направления: там, вверх, вниз, вокруг;
— полетим как птицы;
— волк крадется за зайцем.
Такие упражнения служат своеобразным прологом к драматизации. Благодаря таким упражнениям, движения детей приобретают большую уверенность. Проводим игры на развитие речевого дыхания: «надуй шар», «насос», «игра в слова», «чудо лесенка» — каждую последующую фразу дети произносят, повышая или понижая тон голоса.
Физкультминутки, пальчиковая гимнастика – прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности. А проговаривание стихов одновременно с движениями, делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной. Например,
На поляне дом стоит,
На двери замок висит,
За дверями стоит стол,
Вокруг дома — частокол
Тук-тук — дверь открой
Заходите, я не злой
Декламируя стихотворение, дети имитируют сюжет при помощи слов, мимики и жестов. Четкое проговаривание чистоговорок и скороговорок развивает звуковую культуру речи. Например, «Са-са-са – вот летит оса» (дети произносят, меняя силу голоса, т.е. тихо, громче, громко; и меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно).
При сочинении сказок, историй развивается как монологическая, так и диалогическая речь.
Играя с сюжетными игрушками, дети выполняют разнообразные действия с ними, используя при этом различные интонации, силу голоса и темп произношения.
При пересказе произведения добиваемся того, чтобы дети, воспроизводя диалог героев, использовали интонационную выразительность, жесты, мимику.
При разучивании потешек, прибауток, стихов учим детей не только правильно произносить звуки, но и изображать движения действующих лиц. Например, при расчесывании проговариваем и обыгрываем потешку:
«Расти коса до пояса»; при умывании – «Кран, откройся» или «Водичка, водичка». Дети с удовольствием читают потешку и выполняют движения, сопровождая жестами и мимикой.
Играя в подвижные игры, мы используем маски – шапочки или необходимые атрибуты. Такие игры, как «Теремок», «гуси – гуси», «Два мороза», «Горелки», наряду с двигательной активностью также развивают диалогическую и монологическую речь.
Инсценирование сказок очень увлекает детей, они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, речь их становится более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.
Особое внимание по развитию речи средствами театрализованной игры мы уделяем взаимодействию с семьей. Родители не находятся в роли сторонних наблюдателей или обычных зрителей, напротив, они участвуют в работе над театрализацией. Дома помогают детям разыгрывать полюбившиеся сказки, стихи, потешки, обсуждают персонажи, роли, которые предстоит сыграть. Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов и атрибутов. Целенаправленно они вместе с детьми посещают театры, читают книги, просматривают видеофильмы, рекомендуемые воспитателем, делятся с детьми своими впечатлениями. Это способствует развитию речи ребенка, расширению кругозора, обогащает внутренний мир.
Заканчивая, я хочу подчеркнуть, что на основе театрализованной игры можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей-дошкольников.
Источник