Театрализованная деятельность как средство развития речи ребенка
Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста
Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная деятельность.
Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Театрализованная деятельность направлена на развитие у ее участников не только ощущений (сенсорики), чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее), она также оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
Знакомство детей с театром начинается с младшего дошкольного возраста.
Именно в этом возрасте формируется интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок.
Самыми доступными видами театра для младших дошкольников является пальчиковый и кукольный театры.
Пальчиковый театр– способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл этого театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.
К 4-5 годам происходит постепенный переход ребенка от театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Дети осваивают разные виды настольного театра: вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур и мягкой игрушки.
Театр картинок – этот вид театра способствует внесению разнообразия игры в группах детского сада. Такие игры развивают творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать двигающими, действующими, они получат еще большее удовольствие.
В старшем дошкольном возрасте дети освобождаются от комплексов и активно участвуют в театрализованных играх. Навыки кукловождения, приобретенные детьми, позволяют объединять в одной театрализованной игре несколько видов театральных кукол различных систем.
В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более многоплановыми характеристиками героев, трудными для постановки мизансценами, в них действуют наиболее сложные в управлении куклы. У детей вызывает большой интерес изготовление кукол, масок, декораций, афиш и других атрибутов.
При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребенок становиться и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Ребенок впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители. Во время игры в кукольный театр еще более интенсивно развивается речь, обогащается опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный запас.
Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре — слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.
С расширением кругозора детей, сценические представления усложняются: увеличивается число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты спектаклей. По мере увеличения знаний о театре, продолжается знакомство детей с его разными видами.
Вот некоторые примеры.
Театр на палочке — вырабатывается ловкость рук, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, соотносить движения с речью.
Вязаный театр –развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию. Формирует творческие способности, артистизм. Обогащает пассивный и активный словарь.
Конусный театр– помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
Театр –топатушки– помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие. Знакомит с народным творчеством. Обучает навыкам общения, игры, счета.
Театр на перчатке. Кукла – перчатка способна оказывать потрясающее терапевтическое воздействие. На занятии ребенок избавляется от мучивших его переживаний или страха путем решения конфликтной ситуации в игре с куклой – перчаткой. Куклотерапия дает очень хорошие результаты при работе с детьми с нарушениями речи, неврозами. Перчаточная кукла может передавать весь спектр эмоций, которые испытывают дети. Малыши увидят в кукле отражение своих переживаний, будут успокаивать, если она плачет, кормить кашей и так далее.
Таким образом, театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, а также развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.
Ну, и конечно, занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.
Список литературы
- Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: кн. Для воспитателей дет. сада [Текст] / Л.В.Артемова.- М.: Просвещение, 1991. – 127с.
- Гончарова, О.В. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания [Текст] / О.В. Гончарова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
- Ерофеева, Т.И. Игра-драматизация //Воспитание детей в игре [Текст] / Т.И.Ерофеева, Зверева, О.Л. — М.: Просвещение, 1994. – 128с.
- Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дет. садов [Текст] / М.Д.Маханева. – М.: Сфера, 2001. – 128с.
Источник
Ирина Кузьмина
Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь соседу справа, улыбнитесь соседу слева. И пусть ваши улыбки подарят всем хорошее настроение. А когда настроение хорошее все складывается и получается. И я надеюсь, что наша сегодняшняя встреча окажется успешной.
Сегодня мы с вами вместе постараемся взглянуть на развитие речи детей дошкольного возраста и понять важность театрализованной деятельности в развитии речи, педагогической деятельности, технологических приёмов.
Цель моего мастер – класса обучение участников мастер – класса применению театрализованной деятельности для развития речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить с методами и приемами развития речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
2. Познакомить с видами театра, научить изготавливать театр на дисках
3. Повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов
4. Вызвать у участников интерес к использованию театрализованной деятельности в работе с детьми.
В результате работы на мастер-классе участники:
• Узнают формы организации театрализованной деятельности в ДОУ.
• Познакомятся с разными видами театра
• Научатся применять полученные знания в практической работе с детьми.
Оборудование :разные виды театров, диски, ножницы, клей, прищепки, картинки смешариков, музыка.
Основные этапы мастер-класса:
1. Вводная часть. Выступление по теме «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
2. Основная часть. Изготовление театра на дисках и мини-постановка «Смешарики на дороге».
3. Заключительная часть. Рефлексия.
4. Подведение итогов.
Ход мастер – класса
Актуальность темы.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования связной речи ребенка.
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в системе народного образования, где происходит формирование речи подрастающего поколения. Овладение родным языком в дошкольном детстве – актуальная проблема в современном обществе.
В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.
Для формирования связной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Театрализованная деятельность это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.
При работе с детьми,я поставила перед собой цель: развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности.
Для реализации цели я определила ряд задач:
1. Совершенствовать речь детей: звуковую культуру речи, интонационную выразительность, диалогическую и монологическую речь.
2. Знакомить детей с театральной культурой и театральной игрой, ритмопластикой, со средствамивыразительности драматизации: поза, жесты, мимика, голос, движения.
3.Совершенствовать эмоциональный мир ребенка: развивать умение чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами; развивать психические процессы, умение общаться, развивать уверенность в себе.
4. Развивать интерес к творческой самостоятельности в организации театрализованных игр: раскрывать творческий потенциал, вовлекая их в различные театрализованные представления: игры в концерт, показ сценок, участие в кукольных постановках.
5. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей перед младшими детьми.).
Для правильной организации театрализованной деятельностиучитываю следующие принципы: 1. Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.
2. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации образовательной деятельности, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.
3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.
4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми. 5. Подготовленность и заинтересованность воспитателей. 6. Подбор игр и упражнений, сочетающих в себе движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.
В театрализованной деятельности использую такие формы организации
— Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей
— Театрализованное занятие
— Самостоятельная театрально-художественная деятельность
— Театрализованные игры и спектакли на праздниках, развлечениях
— Посещение детьми театров
Приемы развития речи:1. Чтение художественной литературы.
2. Чистоговорки и скороговорки 3. Беседа 4. Упражнения в употреблении речевых штампов 5. Постановка вопроса 6. Дидактический рассказ с инсценировкой
7. Инсценировка диалога в стихах 8. Режиссерские игры
Классификация театрализованных игр:
Театрализованныеигры можно разделить на две основные группы: игры драматизации и режиссерские.
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
Видами драматизации являются: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей ; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров,используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, и т. д.)
Условно развитие речи можно разделить по этапам в соответствии с возрастом детей.
На 1 этапе (младший дошкольный возраст)основными направлениями являются:
— обучение применению в речи дошкольников речевых штампов («Знакомство», ,«Просьба», «Извинение», «Игра»,
— развитие ЗКР — обучение простейшей драматизации русских народных потешек и сказок.
На 2 этапе (в старшем дошкольном возрасте)основными направлениями являются:
— развитие коммуникативных навыков — совершенствование речевого этикета
— освоение разных видов театрализованной игры – драматизации и режиссерской.
— развитие творчества, импровизации и перевоплощения
— совершенствование диалогической речи
Уважаемые педагоги, вы прослушали теоретическую часть моего мастер-класса. А теперь мы приступим к практической части.
Основная часть
«Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…» (Б. М. Теплов)
И сегодня я хочу познакомить вас с многообразием видов театра, которые использую в своей работе с детьми.
Виды театров
театр на дисках вырезной театр
театр би-ба-бо -фланелеграф
теневой театр пальчиковый театр
ложковый театр театр мягкой игрушки
театр в книжке Конусный театр
театр на кухонных лопатках платковый театр Платковый театр
Маски-шапочки
Я считаю, что изготовлением самого простого и доступного театра является изготовление театра на дисках. Есть несколько вариантов театра на дисках : Сделать героев в виде аппликации; нарисовать; вырезать готовую картинку из книжки, журнала ; или найти нужного героя в интернете.
Я предлагаю сделать всех известных героев из мультфильма «Смешарики».
Для этого нам понадобятся диски, клей, ножницы, картинки с героями и прищепки.
Все очень просто: вырезаем, наклеиваем и ставим на прищепках. Вот герои и
готовы,а теперь представление:
Сценарий спектакля по ППД.
Цель: пропаганда знаний Правил дорожного движения среди воспитанников детского сада.Оборудование: изображения знака, театр на дисках «Смешарики.»
Под фонограмму песни из мультфильма “Пластилиновая ворона”
Покажем мы вам сказку.
А может и не сказку.
А может быть и мультик.
Хотите посмотреть?
О правилах движения.
А может поведения
Ребята из дет сада
Пришли вам рассказать.
Историю про девочек,
А может и про мальчиков.
Да, нет же про смешариков.
Что ж приключилось там?
А вы, друзья, послушайте.
А лучше посмотрите.
А мы сейчас расскажем вам.
А может пропоем.
Звучит фонограмма из мультфильма “Смешарики”.
Ведущий: Жили-были Смешарики. Жили они в своём смешариковом лесу. И вот однажды стало им совсем скучно.
Ёж: До чего же скучно, братцы,
Каждый день в лесу слоняться.
Каждый день одно и то же.
Одичаем мы похоже?
Нюша: Где то город. суматоха.
Копатыч: Ну, а мне и здесь не плохо.
Вон,забот невпроворот:
Пчёлы, садик, огород.
Воздух, птички, лес — чудесно
Нюша: Фи! Как всё неинтересно.
Скукотища! Муть лесная!
Всё я в город уезжаю!
Кар Карыч: Это точно! Надо, братцы,
Нам из леса выбираться!
Не надолго, на чуть-чуть
Едем в город отдохнуть.
Ёж: Эй, Смешарики, вперёд!
Город нас к себе зовёт!
Я бегу, встречай, родимый! (Убегает)
Кар Карыч: Не спеши. Необходимо
Знать основы ПДД.
Нюша: Это что за ерунда?
Кар Карыч:Масса правил есть друзья:
Это можно, то нельзя.
Где ходить разрешено,
Ну, а где запрещено.
Город — это не игрушки.
Навострите ваши ушки
И послушайте урок!
Копатыч: Полно, Карыч, мой дружок!
Ты чего пугаешь нас?
Не в лесу же мы сейчас!
(Копатыч кричит из-за кулис)
Ай-я-яй! Какая жуть!
Помогите кто-нибудь!
Кар Карыч: Эй, Копатыч, я бегу!
Чем могу тем помогу (Убегает)
Капатыч: Ах, как больно и обидно!
Кар Карыч: А ещё должно быть стыдно!
Нюша: Мы ж в аварию пополи.
Очень-очень пострадали.
Копатыч: Ноги.
Нюша: Рученьки.
Вместе: Болят!
Кар Карыч: Ну, кто ж вам виноват?
Уж конечно не водители!
Вместе: Мы же.
Кар Карыч: Вы же нарушители!
Нюша: Что мы сделали не так! Кар Карыч.: Вот, друзья, пред нами знак.
Этот знак нам говорит:
Пешеходам путь закрыт!
Вы ж помчались по дороге
И … авария в итоге!
Пострадали вы и люди.
Нюша: Извините!
Копатыч: Мы не будем.
Нюша: Будем. правила учить,
Чтоб в беду не угодить.
Ёж: А я слушаться не буду
Кара Карыча — зануду.
Мне всё это надоело —
Поучает то и дело!
Я на велике помчуся по дороге настоящей,
И расступятся машины,удивляясь: Кто такой!
И душа моя запляшет, и забьётся сердце чаще,
И колючки засияют вмиг от скорости такой!
Нюша: Ёжик, ёжик ты чего?
Бараш: Твой поступок сей ужасен
И для общества — опасен!
Безобразия, друзья!
Так себя вести нельзя!
Ёж: В этом городе все злючки.
Поломали мне колючки.
Покатался. Что ж такого?
Ну, не знал я. Ну, чес слово.
Ну, не буду больше я!
Ну, простите же меня!
Копатыч: Что ж, Кар Карыч, делать нам?
Бараш: Нарушенья тут и там.
Нюша: Город — это не для нас.
Ёж: Пропадём, неровен час!
Кар Карыч: Ну, не так всё безнадёжно.
Всё, друзья, исправить можно.
Вам поможем, так и быть.
Будем правила учить.
(песня на мотив «Черный кот»)
Жил да был светофор на углу,
Подчинялись все люди ему.
Если красный горит, все стоят,-
Это знает любой из ребят.
Припев: говорят, не повезет,
Кто на красный свет
Дорогу перейдет,
А у нас наоборот-
На зеленый только
Сад наш и идёт!
3. Рефлексия. Игра «Настроение» При помощи рук и определённых жестов вы покажете своё отношение к занятию. Поднятая вверх одна рука — занятие понравилось. Поднятые вверх обе руки – занятие заинтересовало и подняло мне настроение. Опущенные вниз руки — ничего не изменилось в моём настроении. Спасибо всем за внимание! Вы настоящие зрители и некоторые из вас способные актёры. До новых встреч!
4. Подведение итогов
Источник