Танец как средство развития личности ребенка

Несмотря на бурную скорость получения знаний детьми XXI века, родители стараются найти время ребёнку для дополнительных занятий. Не стоит разбрасываться на несколько кружков, лучше выбрать одно направление. И, в первую очередь, определиться с какой целью сын или дочь будут туда ходить.
Выбираем правильно кружок для ребенка
Что нравится вашему малышу, какие у него способности, какой характер, темперамент. Если у ребёнка явный талант, то нужно всячески способствовать развитию, может это будет его успешной профессией во взрослой жизни.
Бойким, выдумщикам, кроме занятий театром, пением, подойдут ещё и танцы. Полезны они и тем кто, без присмотра взрослых, подолгу смотрят телепередачи или играют в компьютерные игры. Также хорошо и для ребят, которые стесняются общаться со сверстниками.
В любом случае это должно нравиться, приносить радость и, скорее всего, оградит от плохих увлечений.
Почему – танцы?
Обычно танцевальные движения выполняются под музыку. Особенно это красиво, когда танцуют профессионалы. Их выступления заманивают и привлекают к себе внимание, появляется желание сделать также.
Начав заниматься, постигая атмосферу танца и его науку, окончательно попадаешь под их колдовские чары. Танцуя, можно открыть себя для других, показать своё понимание мира, используя эмоциональные движения, получая при этом удовольствие.
Продвигаясь дальше в хореографическом искусстве, полюбив выступления для зрителя, ребёнок окунётся в особый соблазнительный мир – сцену. Уроки в танцевальном классе помогут расслабиться и выплеснуть накопившуюся излишнюю энергию.
Танец, как и музыка, — постоянные спутники жизни человека. У первых людей на Земле, ещё не познавших речь, он был выражением чувств и одним из способов общения. Всё, что человек переживал или испытывал, отображал особыми движениями под определённый ритм. Так создавалась история и культура народа.
Выбираем стиль танца для ребенка
Чтобы выбрать для ребёнка кружок или студию лучше заранее познакомиться с характеристиками различных танцевальных направлений. Здесь главное, чтобы нравилось, чтобы было наслаждение от каждого урока.
- Занятия танцами разных народов дают знания о культуры своей и других стран. Воспитывают патриотизм, учат работать в коллективе. Все выступления построены на сюжете, который нужно исполнить с соответствующими эмоциями.
- Бальные (европейские и латиноамериканские) и спортивные – это работа в паре с партнёром, который поможет и поддержит. Дают возможность научиться подавать себя, красиво одеваться. Развивают внимание и равновесие.
- Чтобы девочка стала гибкой, изящной, уверенной в своей красоте, ей следует пойти на Восточные танцы.
- Мальчикам больше понравятся Хип-хоп и брейк-данс. Хорошая спортивная подготовка, возможность импровизировать. Это модно и стильно, можно выразить своё «Я». Одежда свободная, любимая современными детьми.
- Балет — основа, фундамент всех танцев. Очень красивый, сказочный, кажущийся недосягаемым. Это — большой труд и, к сожалению нередки травмы. Но ни один другой вид танца не укрепит так хорошо мышечный корсет, не выпрямит спину и не выработает идеальную осанку.
- Тектоник – самый обожаемый детьми. Танцующий уверенно выполняет руками и телом то, что подсказывает ему фантазия.
Польза для здоровья, интеллекта, характера
Танцы, несомненно, полезны для здоровья ребёнка и воспитания его как личности.
В процессе занятий танцами:
- развивается точность движений и баланс;
- улучшается восприятие музыки, ритма;
- способствуют воспитанию моральных и нравственных качеств;
- ярче проявляется талант и умение творить;
- появляется дисциплинированность, терпение, ответственность;
- повышается сообразительность, любознательность, учёба в школе;
- образуется правильная осанка, красивая фигура, грациозность в движениях;
- воспитывается элегантность и вкус к одежде, светские манеры;
- тренируют все физические качества и умение управлять своим телом;
- улучшается работа сердца и лёгких;
- учат ни пасовать, ни сдаваться, быть уверенным и стойким.
Танец – это не только удовольствие и праздник, но и регулярный труд. Чтобы добиться результата и успеха, ребёнка надо научить дисциплине, объяснить правила поведения: на занятиях нельзя разговаривать, преподавателя слушать внимательно, много раз повторять одно движение для разучивания, примеривать на себя замечания другим, прислушиваться к музыке – она подскажет, не торопить события, терпеть небольшую боль.
Привыкнув к дисциплине здесь, дети и во взрослой жизни будут также корректны и пунктуальны.
Источник
Современный танец как средство развития физической и творческой личности школьника.
В статье рассматривается возможности формирования физической и творческой личности учащегося по средству современного танца. Так же в статье делается упор на тот факт что современный танец является своего рода импровизацией, которая в свою очередь и формирует творческую личность.
В условиях современного мира, где в последнее время уделяется особое
внимание развитию творческой личности человека, так как творчество является
одной из основных линий, на которых строятся и осуществляются инновационные преобразования. Развиваться творческая личность может многими путями,и современный танец является одним из таких.
Танец – это один из самых древних видов искусства, и наиболее совер-
шенный способ самовыражения человека из всех существующих. По средству
танца можно передать свои эмоции, желания, чувства. Танец является подлин-
ным выражением глубочайших душевных чувств.
Современный танец(contemporary dance)-направление искусства танца,
включающее танцевальные техники и стили конца XX начала XXI вв. сформи-
ровавшегося на основе американского танца модерн и постмодерн. На данном
этапе развития искусства современная хореография появляется путём смешение
различных танцевальных стилей и направлений, развивавшихся на протяжении
XX века, она существует как единое целое.
Для современного танца характерна исследовательская направленность
обусловленная взаимодействием танца с постоянно развивающийся философии
движения и комплексом знаний по возможностям человеческого тела и движе-
ниям, в свою очередь рассматривается как средство выражения внутреннего со-стояния танцовщика и хореографа, служит для создания индивидуальной хо-
реографической лексики.
Художественными приемами современного танца считается смесь танце-
вальных стилей и техник.
Возможно выделить главные техники современного танца:
а) технику релиз (основанную на освобождении разных групп мышц с це-
лью использования лишь тех, которые станут необходимы в ходе танца);
б) направление Соматик (совокупность дисциплин, изучающие взаимо-
связи в человеческом теле, влияние сознания и на функции и строение телес-
ных тканей и применяющих концепцию целостности тела, разума и духа);
в) контактную импровизацию (основой является физический контакт как
отправная точка для импровизации и исследования движения человеческого те-
ла).
Необходимо соотнести возможности выше представленных техник с их
педагогическими возможностями. Таким образом, техника релиза в практике
работы с детьми прежде всего бережёт их психологическое и физическое здо-
ровье, дает возможность расширить запас хореографических движений танцу-
ющего, учит его преодолевать зажимы как внутренние душевные так и мышеч-
ные, помогает расслабиться и раскрепостится.
Занятия танцем имеют большое значение для физического развития детей. Они начинают легко и свободно двигаться, приобретают правильную осанку, избавляются от сутулости, опущенной при ходьбе головы, привычки ставить ноги вовнутрь носками, физические недостатки постепенно исправляются. Также улучшается координация движений, сила мышц, развиваются динамические возможности и дыхательная система, укрепляется сердечно – сосудистая система. Так же занятия танцами позволяют разработать позвоночник, его гибкость, накачать мышечный корсет и определённые группы мышц, помогает растянуть ребёнка, избавить или предотвратить «косолапие», сколиоз, кифоз.
Главной особенностью обучения современной хореографии школьников, пришедших в коллектив без танцевальной подготовки, но с большим желанием овладеть техникой современного танца, является то, что педагогу необходимо не только сформировать танцевальные навыки у школьника, за короткий период времени, но и исправить недочеты в уже сформировавшемся теле учащегося. Важно обучить их терминологии современного танца, манере и технике его исполнения, развить физические данные, силу и выносливость. Авторский подход в методике преподавания современных направлений в хореографии показала известный отечественный теоретик и хореограф нашего поколения О. Н. Вернигора. Автор сосредоточил свое внимание, прежде всего, на определенном видении движенческих принципов и опирается в своей работе на некоторые положения, отражающие наиболее эффективные и продуктивные методы и приемы обучения современному танцу; организационную специфику, содержание и нормативы, соответствующие программным требованиям, предъявляемым государственным стандартом к данной дисциплине. Последовательная систематизация накопленных знаний является важной, но не единственной в процессе внедрения авторской методики. В соответствии с первым принципом педагогики природ сообразности, важным звеном в становлении являются физические данные, двигательные предпочтения, характерные для автора как для творческой индивидуальности в пластическом и хореографическом выражении своего телесного «Я». Данный принцип является генератором зарождения и становления пяти технических принципов методики преподавания современного танца. Занятие является базой для практической реализации авторской методики педагога, предоставляя ему возможность непрерывно модернизировать и совершенствовать её. Занятие, в соответствии с авторской методикой, начинается с партера, где выполняются упражнения на дыхание, упражнения для разогрева позвоночника, различные перевороты, перекаты и свинги. Далее изучаются более сложные кувырки, стойки на руках и трюковые элементы, характерные для данной возрастной категории. Такая динамика в начале занятия заставляет школьников быстро сконцентрироваться на техническом материале, а также подготовить свое тело для дальнейших нагрузок. Для лучшего усвоения материала, вторая часть занятия строится на контрасте с первой и посвящена изучению мелких движений в положении стоя, в основном делается акцент на мелкую моторику и координацию. За это время двигательный аппарат учащегося успевает отдохнуть от тяжелой физической нагрузки и переключиться на мелкую технику с меньшим физическим напряжением. Третья часть урока — танцевальные комбинации, где используются элементы из первой и второй частей урока, а также прыжки и вращения. Авторская методика заимствует основные принципы техник современного танца — во время занятия исполняются не только самые разнообразные движения тела, передвижения, акробатические трюки, но также большое внимание уделяется качеству исполнения: чередованию напряжения и расслабления, резким остановкам, падениям, подъемам, текучести и плавности движений. Танец полностью зависит от фантазии исполнителя и единения внутреннего мира танцора с окружающим его пространством. Это должен быть непрерывный поиск и эксперимент. Одним из основных теоретиков и исследователей в области современного танца является В. Ю. Никитин, который разработал собственную методику преподавания и изучения современного танца. Формы движений в современном танце, по его мнению, тесно связаны с понятием техники. Значение исполнительской техники движений заключается в практических результатах. Почти все практикуемые в жизни движения являются комбинациями простых движений отдельных частей тела, которые характеризуются рядом существенно важных элементов. К наиболее эффективному развитию силы движений, мышц у танцора с помощью современного танца относится такое упражнение как «диалог частей тела». В этом упражнении танцоры учатся осознавать силовые характеристики движений (тяжелые-воздушные), а также понимать их эмоциональную окраску. При постоянной практике данного упражнения, у танцоров укрепляется осознание взаимосвязи характера движения и силовой характеристики. Упражнение для индивидуальной работы. Следует мысленно поделить тело на 2 части. Как вариант — правая часть тела выполняет гармоничные и плавные движения, а левая часть жесткие и акцентированные. Исполнитель должен выстроить диалог между правой плавной частью и левой жесткой. Также делить тело можно и по горизонтали — верхняя часть, нижняя. Либо создавать диалог между рукой и ногой, и использовать различные части тела. На занятиях с учащимся, только начавшими свой танцевальный путь, важно уделить большое количество времени основам современного танца, терминологии и технике его исполнения. На первых этапах обучения основными формами занятий являются информационные и практические занятия. Информационное занятие предполагает беседы и лекции, знакомство с терминологией (специальные наименования, предназначенные для обозначения упражнений или понятий) современного танца. Некоторые движения современного танца заимствованы из движений классического танца, так как он является основой хореографического искусства. Поэтому и терминология современного танца состоит из терминов классического танца, на половину английских. Практическое занятие строится на изучении определенных элементов и соединений. В ходе изучения новых элементов, подросток развивается физически, также происходит воспитание музыкальности, выразительности исполнения. Именно в ходе практического занятия, педагог уделяет особое внимание формированию двигательных качеств. Художественными средствами современного танца выступает синтез различных техник и танцевальных стилей.
Из вышесказанного стоит сделать вывод о том, что, занимаясь хореографией, учащиеся получает не только хорошую физическую подготовку и пластичное тело, но и воспитывает в себе сильную личность, что в дальнейшем будет помогать справляться с жизненными трудностями. Это позволяет сделать вывод, что спецификой формирования начальных хореографических навыков при освоении учащимися современного танца является то, что занятие хореографией включает в себя не только разучивание и проработку техники движений современного танца, но и содержит различные комплексы упражнений с физической нагрузкой, для укрепления мышечного аппарата, силы мышц и выносливости учащегося.
Литература: Ашмарин Б. А. Двигательные и навыки. Теория и методика воспитания: Учеб. пос., .IV / Б. А. Ашмарин. — М., 2005. — с. 65 — . Гайворонский И. В. Анатомия мышечной системы / И. В. Гайворонский. — СПб.: Элби-СПб., 2006. -129 с. Хавилер Д. С. Медицинский взгляд на танцы и тренировки / Д. С. Халивер. — М.: Новое слово, 2004. — 143 с. Дружинин В. Н. Психология общих / В. Н. Дружинин. — СПб.: Изд. «Питер», 2010. — 362 с. Ивлева Л. Д. История преподавания танца / Л. Д. Ивлева. — Челябинск, . — 67 с. Лейтес Н. С. Возрастная одарённость школьников / Н. С. Лейтес. — М.: Изд. «Академия», 2000. — 320 с. Любомирский Л. Е. Возрастные особенности движений у и подростков / Л. Е. Любомирский. — М.: Педагогика, 1979. — с. Никитин В. Ю. Композиция и методика преподавания джаз танца / В. Ю. Никитин. — М., . — С. 94–248. Чурко Ю. М. Линия, уходящая в бесконечность / Ю. М. Чурко. — Минск, . — 220 с.
Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. – Екатерин-
бург : Деловая книга, 2002. – 704 с.Андреев, В. И. Педагогика : учебный курс для творческого саморазви-тия / В. И. Андреев. – Казань : ЦИТ, 2000. – 608 с.
Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим – Бат;
Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М. : Большая Рос-
сийская энциклопедия, 2003. – 528 с. Резвицкий, И. И. Философские основы теории индивидуальности /И. И. Резвицкий. – Спб. : Изд-во Ленинград. ун-та 1973. – 1173 с. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова [Электронный ресурс].– 6. Козлов, В. В. Интегративная танцевально-двигательная терапия / В. В.Козлов, А. Е. Гиршон, Н. И. Веремеенко. – 2-е изд., расшир. и дополн. – СПб. :Речь, 2006. – 286 с. Харькин, В. Н. Импровизация… Импровизация? Импровизация! / В. Н.Харькин. – М. : ИЧП «Издательство Магистр», 1997. – 288 с. Эльконин, Д. Б. Детская психология : Учеб. пособие для студ. высш.
учеб. заведений / Ред.-сост. Б. Д. Эльконин. – М. : Академия, 2004. – 384 с.
Источник
Щекочихина Наталья
Русский танец как средство формирования и воспитания личности дошкольника
В наше время, когда происходят глубокие изменения в жизни общества, когда страна нуждается в здоровом духовно и физически поколении, необходимо неуклонно вести планомерную работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры, которая является важнейшей частью нашей жизни. Благодаря ей воспитывается любовь к родному краю, к Отечеству, у детей расширяется кругозор, формируются лучшие человеческие качества. Дети способны оценить и освоить основы традиционной культуры — а это определяет их духовное и физическое здоровье. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое-это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Я обращаюсь в своей работе к народному творчеству не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому, что это наши истоки. Поэтому целью моей работы является воспитание ребёнка на традициях отечественной народной культуры, формирование бережного отношения к ней
Знакомство детей с народным искусством (поэтическим, музыкальным, танцевальным, декоративно-прикладным) в дошкольный период позволяет сформировать у них первичные представления о народной культуре, что очень важно для дальнейшего процесса обучения и воспитания.
Огромное значение как средство воспитания национального самосознания имеет танец. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной литературы, ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью, как изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом заключены основы национального характера, эстетической самобытности, выработанные в течение многих веков.
Пробудить в детях настоящий интерес к занятиям, зажечь в них огонёк творчества и инициативы – задача педагогов дополнительного образования, наш вклад в воспитание всесторонне гармонически развитого человека.
Опираясь на вышеизложенные факты и приступая к своей работе,я определила для себя следующие задачи:
1. Воспитывать интерес и любовь к народному танцу (он является культурой русского народа, которая в свою очередь представляет собой живое творческое явление, которое должно развиваться и включаться в современную жизнь подрастающего поколения).
2. Познакомить с многообразием русского народного танца (хоровод, кадриль, пляска, подговорки и др.) Русская народная тематика достаточно объёмна и многогранна и преподнести детям мне хотелось бы в более полном варианте.
3. Развивать эмоциональную сферу детей как важнейшую основу их внутреннего мира и способность воспринимать и понимать народный танец.
Выполнение данных задач возможно при условии следованию следующим принципам:
1. Принцип занимательности (занятия следует проводить в живой, яркой эмоциональной форме, поскольку это повышает у детей интерес, развивает творческие возможности, мышление).
2. Принцип доступности (следует разработать такую форму работы, которая будет понятна ребёнку дошкольного возраста).
3. Принцип последовательности (форма обучения – от простого к сложному).
4. Принцип непрерывности (занятия должны проводиться регулярно).
5. Принцип вариативности (свою работу следует планировать исходя из возможностей детей, уровня их подготовки).
6. Принцип сотрудничества (совместная работа с родителями, воспитателями, специалистами детского сада).
Каждое направление в практике педагога-руководителя имеет свою внутреннюю логику, свои закономерности и принципы реализации. Без их познания, критического анализа невозможна достаточно эффективная организация не только художественно- творческой, учебной, образовательно-репетиционной деятельности, но и обеспечение педагогического процесса в целом. Всю воспитательную работу я строю по принципу интереса, он является основным и определяющим. Он поддерживается постоянным изучением нового хореографического материала (движение, танцевальная комбинация, танцевальный этюд, номер, подготовка или проведение какого-то мероприятия и т. д.) Всё это вызывает положительные эмоции у детей, влияет на нравственный настрой и развитие их эстетической культуры.
Для достижения положительных результатов я использую следующие формы и методы воспитательной работы:
1. Приступая к постановочной работе, я рассказываю детям об истории, на основе которой делается постановка, о быте, костюмах, традициях, об образах и характерах, о мотивах их действий и т. д. Всё это стараюсь подготовить на доступном для детей языке, возможно с показом красочных иллюстраций, преподнести материал эмоционально и выразительно.
2. Просмотр специальных фильмов, прослушивание музыки. Коллективный просмотр сближает детей и педагога. Появляется общая тема для разговора, в котором я тактично направляю детей в русло правильных рассуждений.
3. Поддержание дисциплины. Внешняя дисциплина создаёт предпосылки к внутренней дисциплине. Дети становятся собранными, внимание на занятиях обостряется, они быстрее и чётче выполняют поставленные задачи.
4. Полезен совместный просмотр и совместное обсуждение концертных программ как профессиональных, так и любительских коллективов.
5. Проведение анализа выступлений на утренниках и других открытых мероприятиях. Необходимо рассмотреть как положительные, так и отрицательные моменты выступления. Вовремя сказанное доброе слово, проявление поддержки, одобрения во многом помогут раскрыться способностям детей.
6. Проведение вечеров отдыха с участием родителей и детей.
7. Важным моментом является полная занятость детей на занятиях. Это является стимулом для занятий, так как дети знают, что никто из них не останется в стороне.
Перед тем, как приступить с детьми к практической части урока я рассказываю детям об истории возникновения русского народного танца, о его особенностях, характерных чертах; с помощью иллюстраций, а так же благодаря костюмерной, которая имеется у нас в саду, я знакомлю детей с русским народным костюмом: объясняю, какой наряд предназначен для исполнения кадрилей и плясок, какой — для хороводов и медленных танцев.
При рассмотрении отдельно взятого раздела русского танца я не только рассказываю о нём, но и показываю с помощью видеокассет и дисков. Дети с огромным интересом просматривают выступления наших прославленных коллективов – Государственного академического хореографического ансамбля «Берёзка», Государственного академического ансамбля народного танца имени И. Моисеева и других известных коллективов. Просматривая танцы в их исполнении, дети находят уже знакомые им танцевальные движения, рисунки танцев, называют их, запоминают и учатся правильному исполнению.
С помощью аудиокассет и дисков дети имеют возможность познакомиться с разнообразием русских народных мелодий, определить, к какому танцевальному жанру относится та или иная композиция, какое русское движение следует под неё исполнить, какой танец можно сочинить. Такого рода импровизации детям очень нравятся. Они помогают каждому ребёнку раскрыться, проявить свои способности, благодаря им дети учатся действовать вместе, в коллективе; у них развивается чувство ответственности перед товарищами, умение считаться с их интересами.
Придерживаясь принципа последовательности я большое внимание уделяю изучению азов русского танцевального искусства, так как правильно разученные и хорошо усвоенные движения являются основой в дальнейшей работе. По мере отработки разученных движений я объединяю их в танцевальные комбинации, которые могут исполняться не только по одному, но и в парах, и коллективно.
Большую часть времени я уделяю изучению и отработке рисунков танца (расположение и перемещение танцующих по сценической площадке) – это важнейший элемент любого танца. Мы изучаем «восьмёрку», «воротца», круг в круге, «ручеёк», колонки, «змейки»; дети учатся из одного круга делать два и обратно, из линии – два круга или две колонки, из колонок — «улитку», из «восьмёрок» выходить на полукруг или линию и т. д. Существует множество всевозможных рисунков танца. Нельзя не отметить, что именно разучивая сначала рисунок танца, а затем и сам танец, дети учатся танцевать вместе, коллективно, двигаться одновременно в такт музыке, как единое целое. У них активно развивается моторная память (память на движения). По мере накопления знаний в данной области, я начинаю объединять их в этюды (мини – танцы). Русские народные танцы разноплановы и по характеру исполнения, и по содержанию, поэтому для одного этюда мы разучиваем мелкий шаг на полупальцах, для другого – тройной шаг, для третьего – переменный шаг. В одном этюде мы танцуем с платочками, в другом – с веночками, а в третьем используем шали. Данная тема занятия интересна детям и они с большим желанием её изучают, а также с удовольствием репетируют и отрабатывают все предложенные рисунки танца. Обычно трудность вызывает неумение выполнять необходимые движения танца вместе, как единое целое; но со временем, в результате планомерных репетиций, из урока в урок удаётся достичь нужного результата, что доставляет радость и приносит чувство глубокого удовлетворения и детям, и педагогу, и родителям.
В целях закрепления и проверки знаний на теоретических занятиях я провожу устный опрос моих воспитанников, а на практических устраиваю открытые занятия для родителей.
Для того чтобы проследить уровень развития хореографических способностей каждого ребёнка я провожу в начале и в конце года диагностику. Она базируется на четырёх критериях оценки:
1. Чувство ритма.
2. Пластика.
3. Моторная память.
4. Артистизм.
Через русский танец на доступном для детей уровне я стараюсь познакомить их с народными традициями, обычаями русского народа, народным календарём, помочь развитию познавательных способностей, развить интерес к самобытной русской культуре.
Источник