Талантливый ребенок 5 лет

Талантливый ребенок 5 лет thumbnail

Мухина Маргарита
Индивидуальность и одаренность детей 5–6 лет

Для начала давайте определимся с определениями, что же подразумевается под детской одаренностью и индивидуальностью?

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Детский возраст — период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления — одаренности.

Понятие индивидуальности равнозначно по значению понятиям единичности, неповторимости, непохожести одного человека на другого. Индивидуальность — это возможность действовать по собственной программе, принимать собственные решения. В этом смысле индивидуальность проявляется очень рано — уже в первый месяц жизни.

Но, как известно, ребенок во многих ситуациях должен соблюдать определенные общественные требования или действовать по принуждению другого человека. Сопротивление такому принуждению — и есть проявление индивидуальности!

У каждого ребенка есть право проявлять свою индивидуальность, но есть и возможность потерять ее. Ценность индивидуальности складывается из бытовых отношений, в которых воплощаются ценности другого, ценности самого ребенка.

Родители порой удивляются — мы же говорим, как надо поступать, почему же он таким растет — ничего не хочет и не умеет делать, не умеет вести себя с людьми — застенчивый, у всех на поводу идет? Разве мы этому его учим?

Просто ребенка не учат поступать по-своему, не развивают способности, те самые, которые дают человеку силы быть самим собой, и индивидуальность становится безликостью.

Что же это за способности? Самая важная из них — способность вставать на точку зрения другого ребенка. Через ее развитие появляется возможность видеть мир более многогранным, ярким, бесконечно меняющимся, выходящим за рамки шаблонов и стереотипов. Благодаря этой способности ребенок получает возможность перевоплощения, у него появляется реальный шанс найти себя, стать самим собой.

Говоря об одаренности и индивидуальности ребенка 5-6 лет, могут быть выделены следующие виды одаренности:

— в практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную;

— в познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и т. д.);

— в художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность;

— в коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность;

— и, наконец, в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

Каждый вид одаренности ребенка предполагает одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности.

Например, музыкальная одаренность обеспечивается всеми уровнями психической организации, при этом на первый план могут выходить либо сенсомоторные качества (и тогда мы говорим о виртуозе, либо эмоционально-экспрессивные (и тогда мы говорим о редкой музыкальности, выразительности и т. д.).

Каждый вид одаренности по своим проявлениям охватывает в той или иной мере все пять видов деятельности ребенка.

Например, деятельность ребенка как музыканта-исполнителя, будучи по определению художественно-эстетической, также формируется и проявляется в практическом плане (на уровне моторных навыков и исполнительской техники, познавательном плане (на уровне интерпретации музыкального произведения, в коммуникативном плане (на уровне коммуникации с автором исполняемого произведения и слушателями) и духовно-ценностном плане (на уровне придания смысла своей деятельности в качестве музыканта).

И так, одаренный ребенок 5-6 лет, какой он?

У многих одаренных детей наблюдается повышенная впечатлительность и связанная с ней особая эмоциональная чувствительность,которая проявляется в самых разных формах: события, не слишком значительные для более обычных детей, становятся для этих детей источником самых ярких, иногда даже меняющих всю жизнь ребенка, переживаний.

Повышенная эмоциональность в некоторых случаях проявляется в склонности к бурным аффектам. В других же случаях она носит скрытый, внутренний характер, обнаруживая себя в излишней застенчивости в общении, трудностях засыпания, а иногда и некоторых психосоматических заболеваниях.

В целом, видимо, можно говорить об определенной неконформности ярко одаренных, творческих детей. Это, возможно, одна из причин несоблюдения ими социальных норм и требований коллектива.

Целый ряд психологических исследований и специальные наблюдения показывают, что одаренные дети в целом гораздо более благополучны,чем другие дети: не испытывают проблем в обучении, лучше общаются со сверстниками, быстрее адаптируются к новой обстановке. Их укоренившиеся интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешного личностного и профессионального самоопределения. Правда, и у этих детей могут возникать проблемы в том случае,если не учитываются их повышенные возможности: обучение становится слишком легким или же нет условий для развития их творческого потенциала.

В нашем образовательном учреждении создаются максимально комфортные условия для поддержки детской одаренности и индивидуальности.

В частности, разработаны индивидуальные маршруты развития для каждого воспитанника, учитывающие повышенные потребности одаренного ребенка и позволяющие максимально раскрыть возможности для развития и становления сильной личности.

Источник

фото из личного архива Н. Соколовой

Каждый ребенок особенный. Со своими сложностями и талантами. Кажется, нет родителя, который бы ни слышал этой фразы. Тем не менее, когда мы сталкиваемся с очень определенными вопросами воспитания, которые касаются наших собственных детей, эта фраза забывается и мы начинаем ориентироваться на стандарты. Кажется, что так проще.

Так действительно проще ориентироваться в новом и непонятном мире с названием «Я — родитель». Так действительно проще угомонить неуправляемую стихию в лице собственного дитя в краткосрочной перспективе: все так делают и ты так должен.

Но потом наступает «трудный возраст» и уж его переживают, кто как может.

Кстати, если вы считаете, что талант — это благо, то спешу вас разочаровать — талант — это огромная головная боль родителя. Талант, как и тяжелая болезнь — это «не норма». Это нечто, что отличает вашего ребенка от сверстников и того, что от него ожидают окружающие. Да, такие дети именно «выдаются» из общепринятого понятия о детях его года рождения.

Хотите знать, какие побочные эффекты есть у этих способностей?

— первое и самое тяжелое — такому ребенку, как правило, трудно общаться со сверстниками. Его просто не понимают. Нет, сверстники умные и отличные ребята, но говорят с талантливым ребенком на разных языках.

фото из личного архива Н. Соколовой

— второе: нет никакой силы, которая бы превосходила его желание заниматься тем, чем он хочет и НЕ ЗАНИМАТЬСЯ тем, чем он НЕ ХОЧЕТ. Выглядеть это может так: ребенку надо делать уроки, он не хочет и не делает. Можно манипулировать, угрожать, стоять над душой, но он не будет их делать. Найдет 1001 причину не делать, а если вы будете стоять за спиной, сделает половину, потому что вторую половину не записал, или же просто уснет на столе. Ну, и еще множество изобретенных способов не заниматься «ерундой». Для родителя это действительно очень тяжело, и очень часто именно по этой причине многие родители не замечают талантов своих детей, просто потому, что оценивают ребенка по стандартам, принятым в обществе. А в обществе принято — пошел в школу, делаешь уроки. Сам.

С одной стороны войну родителей за сделанные уроки понять можно: школьную программу никто не отменял и для того, чтобы в будущем ребенок мог заниматься тем, к чему лежит душа, да еще и питаться при этом, ему придется освоить школьную программу и сдать ее, чтобы поступить в тот ВУЗ, в котором он найдет таких же талантливых, как он сам.

Но объяснить это, скажем, десятилетнему ребенку практически невозможно, поскольку в силу своего возраста и физиологии он еще не может представить настолько далекую перспективу.

фото из личного архива Н. Соколовой

— третье. Поскольку в некоторых предметах он разбирается гораздо успешнее сверстников, у талантливого ребенка создается ложное представление о себе, как о совершенном человеке. Он талантлив, умен и обгоняет многих. Думаю, вы прекрасно понимаете перспективу такого представления о себе, точнее те неудовлетворительные последствия этого представления. Да, в чем-то безусловно он талантлив, но уметь завязывать шнурки тоже надо, хотя бы для того, чтобы придумать устройство, которое будет это делать за себя.

— четвертое. Если даже родитель понимает талант ребенка, дает себе отчет и учит ребенка трудиться, далеко не все взрослые разделяют ваши представления о его способностях. Многие просто считают таких детей выскочками. И тут ребенок сталкивается с очень недетской задачей — вписать себя в общество, с одной стороны не поломав себя, с другой — не нажив ненужных врагов. Сложная задача даже для взрослого, а для ребенка тем более. И без чуткой помощи родителей тут не обойтись.

Источник

Все ли дети талантливы?

Одна из основных особенностей талантливых детей – им присуща настоящая «жажда» знания. Психологи в таких случаях говорят о познавательной потребности – чем она сильнее выражена, тем больше вероятность выдающихся способностей. Доказано, что потребность в познании от природы присуща всем нормально развивающимся детям, почему же тогда одни вырастают одарёнными, а другие нет? Причина кроется в поведении родителей, которые нередко сами подавляют в своих чадах эту потребность. Примерно с 3х лет ребёнок входит в возраст «почемучек» – он начинает задавать множество вопросов о самых разных явлениях действительности. При этом вместо ответов взрослые порой грубо одёргивают «не мешай» «отстань, я занят(а)». В 2-3 года малыши ломают игрушки и вещи, чтобы посмотреть, что находится внутри, – не стоит этому препятствовать и, тем более, ругать, ведь таким способом они исследуют окружающий мир.

Когда и как развивать талант?

Существуют возрастные периоды , которые наиболее благоприятны для развития определенных способностей . В это время дети становятся особенно чувствительными к тем или иным сторонам действительности. Например, в период овладения речью (с 1,5 года до 3х лет) ребёнок демонстрирует удивительную лингвистическую одарённость – он очень быстро запоминает слова и научается соединять их в грамматические конструкции, поэтому в таком возрасте дети могут с лёгкостью выучить два и более языков.

Также известно, что в возрасте до 3х лет ребёнок наиболее восприимчив к музыке. Соответственно, если Вы хотите развить у ребёнка музыкальные способности, нужно, чтобы в возрасте до трех лет он слышал музыку (те же колыбельные), желательно пробовал сам что-либо спеть. Такой благоприятный период существует для каждой, без исключения, способности. Кроме того, у всех многочисленных видов таланта – будь-то математика или футбол (исследования показывают или существует единая основа – высокие умственные способности, которые формируются с 3-4 до 7 лет. В этот период ребенок приобретает определенное направление: либо по пути одаренного ребенка, либо по пути обыкновенного, либо по пути, увы, неспособного. Это еще не фатально, но с каждым годом все определеннее.

Надо ли заставлять ребёнка учиться?

Весьма распространённая, к сожалению, ошибка родителей и учителей – внушать ребёнку, что учёба – это его долг, обязанность. Талантливый ребёнок отличается тем, что сам хочет учиться, его никто не заставляет, им движет потребность в познании. Он может увлекаться только каким-то одним из школьных предметов ( с талантливыми детьми такое бывает часто), но зато уж в его изучении проявит необыкновенное усердие, самостоятельность и любопытство. Способности и таланты развиваются при одном обязательном условии – то, чем занимается ребёнок, должно ему нравиться, доставлять положительные эмоции. Никакие секции, кружки и другие дополнительные занятия не помогут пробудить талант, а то и помешают, если отсутствует искренний интерес к делу. Это, конечно, не означает, что обучение превращается в сплошное удовольствие или развлечение. Но чтобы в дальнейшем возник интерес к учёбе, её начало обязательно должно быть приятным, радостным. Если этого не произошло, и ребёнок не хочет учиться, требуется помощь психолога, чтобы сформировать у ребёнка познавательную мотивацию и изменить восприятие учёбы на более позитивное.

Что делать, если у ребёнка нет талантов?

Если Вам кажется, что у ребёнка нет никаких особых талантов, не спешите отчаиваться. Одарённость далеко не обязательно проявляется явно и в раннем возрасте. Вопреки одному из распространённых мифов, талантливые дети часто развиваются неравномерно. Есть множество случаев, когда признанные всеми гении плохо учились, а порой и считались чуть ли не умственно отсталыми, как это было, например с А. Эйнштейном. Случается, что родители и педагоги недооценивают ребёнка, поскольку некоторые одарённые дети не сразу обнаруживают свои способности. Ведь на развитие влияют множество факторов – отношения в семье, образовательная среда, мнение учителей и др.

Некоторые дети со «скрытой» одарённостью бывают рассеянными, погружёнными в свои фантазии. С другой стороны, те же самые симптомы характерны для ранних стадий психозов и неврозов. Поэтому чтобы точно понять, насколько талантлив Ваш ребёнок, необходима консультация психолога.

Источник

На чтение 7 мин. Просмотров 4.6k. Опубликовано 25.06.2019

Как утверждает официальная статистика, врожденный талант есть у 20% детей, то есть у каждого пятого ребенка. Показатель это довольно неплохой, но развить способности удается лишь единицам.

В наших ли силах изменить тенденцию? Ведь по мнению современных ученых, более одаренные чада радуют именно молодых мам, которые вступили в союз со зрелыми представителями противоположного пола. Разберемся, как правильно развить гения.

Найти и не запрятать: факторы определения таланта

Раскрытие способностей чада является одной из самых сложных родительских задач. Чем раньше она будет решена, тем лучше. Оптимальное время для достижения успеха – дошкольный возраст.

как распознать талант ребенка

В этот период необходимо обратить внимание на следующие факторы:

  1. Рекомендации астрологов – несмотря на некую оторванность от жизненных реалий, гороскопы могут составить полезную основу, от которой можно оттолкнуться. Например, выявить характерные черты индивидуальности, чтобы использовать их в дальнейшем по максимуму;
  2. Родословная – сила генетики бесспорна, поэтому ее необходимо учитывать, тщательно изучив способности и профессии представителей рода.
  3. Предпочтения самого ребенка: обращайте внимание на такие мелочи, как любимые занятия чада, отношение к музыке или книгам. Фильтруйте информационный поток и ищите правильные развивающие игры, принимая непосредственное участие в них.

Любому ребенку важна опора и, главное, похвала за успехи.

Так маленькая личность чувствует себя нужной, обретает уверенность в себе и смелость перед всем новым и неизведанным.

Домашняя методика поиска от психолога с мировым именем

Метод «шести кругов» Элиса Пола Торренса – это своеобразный тест способностей и образного мышления. Предложите чаду лист А4-формата, содержащий два ряда одинаковых кругов по три в каждом (приблизительный диаметр – 4,5 см).

Карапуз должен дорисовать и раскрасить фигуры так, чтобы получились новые предметы или даже полноценные сюжеты.

Готовое творение необходимо оценить по следующим параметрам:

  1. Продуктивность. Этот показатель определяется по количеству кругов, перевоплощенных маленьким мастером в образы.
  2. Разработанность. Степень полноты и разнообразия деталей, которые прослеживаются в изображенном.
  3. Оригинальность. Акценты на необычности образов.
  4. Качество выполнения рисунка. Оценка аккуратности работы, применения цвета и оттенков в дорисовывании и раскрашивании.

Вывод прост: чем выше перечисленные показатели, тем очевиднее детские таланты.

Талантливый во всем: ищем нужную сферу

Способность ребенка заметна с раннего возраста. Да, все дети танцуют, рисуют, бегают и лепят из пластилина.

Но одни делают это ради развлечения, а другие относятся к любимому занятию серьезно и даже ненасытно – им всегда его не хватает.

Талант художника

Любимое времяпровождение будущего творца — лепить, рисовать, делать аппликации. Самовыражаясь через свои «произведения», дитя демонстрирует чувства миру. При этом кроха не только отражает существующие предметы, которые его окружают, но и абстрактные явления.

Маленького художника можно узнать по способности различать больше цветов по сравнению с ровесниками, желанию описывать предметы оттенками и цветами, обращать внимание на детали, в том числе предметы, расположенные на заднем плане.

Это малыш-эстет, который предпочитает смотреть на красивые вещи и жить среди красоты.

Актерство и писательство

Склонный к управлению словом ребенок обожает все, что связано с книгами. Он с удовольствием листает все, что имеет страницы с буквами, а начинает читать с самого раннего возраста.

Наверняка такое чадо с ходу запоминает длинные стихотворения, легко пересказывает прочитанное или услышанное с любого места и любит декламировать тексты даже на публику.

Это человечек с богатым воображением, который может сочинить и собственные увлекательные истории, которым присущ логичный конец. Он поражает окружающих обширным словарным запасом, ярким выражением эмоций через слова и искренним желанием быть услышанным.

Немаловажный довод в пользу артистической способности ребенка – инициатива подражать своим любимым героям, активно используя для этой цели мимику и жесты.

Он обожает похвалу, поощрение и искренний восторг, потому что сам очень эмоционален.

Музыкальность

Потенциальный музыкант с легкостью воспроизведет многократно (в исключительных случаях и однократно) услышанную мелодию. У него врожденное чувство ритма и умение двигаться в такт.

музыкальные способности

Такой малыш не просто любит звуки во всех их проявлениях – он охотно воспроизводит услышанное без фальши, иногда в точности подражая тому, что слышит.

Также ребенок может интересоваться специальными инструментами и создавать мелодии собственного сочинения.

Спорт

Будущего чемпиона наверняка можно узнать по отменной физической форме и непоседливости, которую родители часто путают с гиперактивностью. Несмотря на несолидный возраст, кроху отличает ловкость, хорошая координация и выносливость.

будущий спортсмен

Это настоящий энерджайзер, для которого лучшим отдыхом является беготня, пешие прогулки, езда на велосипеде и других средствах передвижения.

Более того, он умеет контролировать свое тело, зная о нем все, что нужно, поэтому почти не устает от нагрузок.

Даже если это случается, будущий спортсмен просто «кайфует», получая моральное удовлетворение от того, что выдохся.

Это прирожденный лидер, готовый к состязанием и соревнованиям.

Наука и техника

С пеленок малыш проявляет неподдельный интерес к миру чисел. Проявляться это может через особое внимание к табличкам, деньгам, всему, что связано с исчислением.

Крохе легко сконцентрироваться на мелочах, поэтому он с удовольствием играет во все виды настольных игр, в большинстве случаев обыгрывая ровесников.

Такому ребенку интересно внутреннее устройство всех игрушек, а также четкий механизм их действия. Он отлично ориентируется во времени и рано начинает пользоваться часами, интересуется функционированием домашней бытовой техники.

Превращаем талант в гений: распространенные ошибки и секрет правильного развития

Итак, у вашего отпрыска обнаружились определенные способности. Безусловно, это повод для поздравлений, но на самом деле – лишь первый шаг длинного и тернистого пути. Что же делать дальше? Как раскрыть свой потенциал тому, кто только начинает жить?

Главная родительская ошибка – слишком раннее развитие. Талантливый ребенок – не робот, которого можно запрограммировать.

талантливый ребенок

Не нужно ставить двухгодовалого сорванца на коньки только потому что он хорошо держит равновесие, или сажать за музыкальный инструмент годовалую кроху, безупречно имитирующую звуки.

Подобный подход допустим, если в приоритете стоят не родительские амбиции и собственная самореализация посредством чада, а видимая потребность и, главное, желание ребенка принимать участие в занятиях.

Важно быть начеку: одномоментно ребенок может «включить бунтаря» и элементарно устать от занятия «всей своей жизни». Необходимо проявить мудрость, чтобы различить обычный детский каприз от реального «финиша».

Но не превращайте наблюдение за чадом в тотальный контроль – растите самостоятельную личность, приучайте ребенка к планированию.

Хвалите талант, но делайте это, в первую очередь, за усилия и достижения, активную деятельность и старания.

Развитие способностей у детей должно быть профильным:

  1. Художнику можно показать разные приемы и техники, применяемые даже в повседневных вещах. Это может быть скульптура из газет или ваза из бутылки. Лучше сохранять удачные произведения для создания детской персональной выставки в домашних условиях.
  2. Малыша-литератора или артиста, конечно, нужно водить в библиотеку, предоставляя полную свободу выбора книг. Чтение, придумывание рифм, игры в слова, рассказы, беседы и разговоры в постоянном режиме – все, что нужно для совершенствования навыков. Можно организовывать домашние литературные чтения и даже полноценный театр с разыгрыванием сценок на основе лично придуманных костюмов.
  3. Семейное караоке и посещение концертов – лучшие инвестиции в развитие музыкальности. Идеальными играми в семейном кругу могут стать угадывание мелодий, создание музыкальных инструментов из подручных материалов, сочинение аккомпанемента к понравившимся стихотворениям.
  4. Спорт – это активность. Посещайте бассейны, делайте семейные заезды на велосипедах, организовывайте матчи и принимайте участие в соревнованиях.
  5. Будущего деятеля науки нужно всегда вовлекать в работу с цифрами – от расчета ингредиентов для пирога до ревизии продуктов в холодильнике. Головоломки, логические упражнения, настольные игры и математические забавы должны стать вашими обязательными спутниками.

Заключение

Развитие самого яркого и эксклюзивного таланта не должно превращаться в «ставки». Ребенок – не породистый скакун и не бизнес-проект, требующий больших финансовых вложений, которые обязательно принесут желаемые дивиденды в будущем.

Это, в первую очередь, обычный малыш, которому хочется чувствовать себя таким же как все – родом из бесшабашного детства.

Источник