Таблицы закономерности и особенности развития ребенка от 3 до 7 лет
Возрастной этап
Признаки возрастного этапа
Социальная ситуация развития
Характеристика ведущей деятельности
Кризисные проявления
Основные новообразования
Характеристика познавательной, эмоциональной и мотивационной сфер развития
Особенности поведения и ведущие направленности жизнедеятельности.
Новорожденность (1-2 мес.)
Адаптация ребенка к новым, внеутробным условиям жизни.
Полная биологическая зависимость от матери.
—
Кризис новорожденности. Признаки: потеря в весе.
Комплекс оживления
Первые мгновений общения с матерью , заложение фундамента«симпатий и антипатий» .
Малое различие сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность ,установление эмоциональной связи с матерью.
Младенческий возраст ( от 2-х месяцев до 1 года )
Психика ребенка развивается в результате совместной деятельности ребенка и взрослого.
Неразрывная связь ребенка со взрослым. Ситуация “МЫ”
Непосредственно-эмоциональное общение, или ситуативно-личностное общение со взрослым.
Аффективные вспышки, если взрослые не понимают или не хотят выполн. его желания.
Ходьба или попытки ходьбы и первые слова. Потребность в общении со взрослым. Диффренцированные ощущения и эмоциональные состояния. Восприятие объектов. Автономная речь.Начальные формы наглядно-действенного мышления. Кратковременная фиксация на объектах.(непроизвольное внимание)
Основывается на потребности общения со взрослыми. Процесс общения становится более эмоц. Предметно-познавательная деят. Манипуляция с предметами. Логика многозначна и ситуативна.
Действия с предметами.
Раннее детство ( 1-3 года)
Единство эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру. Поведение ребенка ситуативно.
Сотрудничество со взрослым Ситуация “РЕБЕНОК — ПРЕДМЕТ — ВЗРОСЛЫЙ”. Познание мира окруж. Вещей.
Предметно-манипулятивная деятельность.
Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых.Упрямство, строптивость, своеволие, симптом обесценивания.
Речь и наглядно-действенное мышление. Сознание «Я сам». Возникает игра с сюжетом.
«Аффективное восприятие объектов и ситуаций. Наглядно-действенное мышление. Формирование внутреннего плана действий. Узнавание и воспроизведение. Непроизвольное внимание. Эмоциональная завышенная самооценка.
Способность к передвижению. Способность ориентироваться в пространстве. Благодаря этому возможность изучит большее кол-во окруж. Вещей.
Дошкольный возраст
(3 – 7 лет)
Познание мира человеческих отношений. Творчество. Первоначальное становление личности.
Отделение ребенка от взрослого. Две системы социальных отношений: “ребенок — взрослый” и “ребенок — дети”. Имитация мира человеческих отношений.
Сюжетно-ролевая игра.
Поведение теряет детскую непосредственность. Манерничанье, паясничанье, кривляние. Появление оспаривания выполнять родительскую просьбу, отказ от привычных дел и обязанностей. Демонстративная «взрослость».
Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Творчество.
Соподчинение мотивов. Самосознание. Правильная речь. Развитая непроизвольная память, начало развития произвольной памяти. Целенаправленное анализирующее восп. Наглядно-образное мышление, в конце преиода- переход к словестн. Мышл.
Игра.
Младший школьный возраст
(7 – 11 лет)
Начало школьной жизни, с преобретанием соответствующей позиции, мотивации, обязанностей.
Переход от свободного от постоянных обязанностей существования к обязательной, общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Социальный статус школьника.
Учебная деятельность.
«Я сам» в социальном смысле.Глубокий мотивационный кризис, когда мотивация, связанная с занятием новой социальной позиции исчерпана (учебе превратилась в житейскую обязанность), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют. Снижение продуктивности и способности к учебной. Негативизм.
Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия. Чувство компетентности.
Внутренняя позиция школьника, учебная мотивация. Теоретическое мышление. Анализирующие восприятие. Произвольная смысловая память. Произвольное внимание. Адекватная самооценка. Обобщение переживаний, логика чувств и появл. Внутр. Жизни.
«Школьная жизнь». Учеба.
Подростковый возраст
(11 – 15 лет)
Переход от детства к взрослости. Половое созревание.
Стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация поведения на нормы и ценности этого мира. Эмансипация от взрослых и группирование.
Интимно-личностное общение в процессе обучения и организационно-трудовой деятельности.
Становление человека как субъекта собственного развития.
Чувство «взрослости». (младший подростковый возраст)Самооценка. «Я-концепция»(старш. Подростк. Возраст).
Теоретическое рефлексивное мышление. Интеллектуализация восп. и памяти. Личностная рефлексия. Гипертрофированная потребность в общении со сверстниками.
Стремление подростка занять положение в группе сверстников.
Старший школьный возраст или ранняя юность (15 – 17 лет)
Переход к самостоятельной взрослой жизни. Стабилизация личности.
Первоначальный выбор жизненного пути.
Учебно-профессиональная деятельность.
Страх ошибок в выборе жизненного пути. Жизнь настоящим, смутное представление будущего. Ответственность за свой выбор перед собой и близкими. Философская интоксикация сознания, оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции.
Мировоззрение.
Профессиональное самоопределение.
Идеалы. Идентичность.
Дифференциация способностей. Ориентация на будущее. Нравственная устойчивость поведения.Формально-логическое, формально-операциональное мышление. Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа, синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства. эмоциональная восприимчивость часто сочетается с категоричностью и прямолинейностью юношескихоценок окружающего.
Учебно-профессиональная деятельность.
Юнность (от 17 до 20-23 лет )
Первый период взрослой, самостоятельной жизни.
Выбор жизненного пути. Уход из родительского дома.
Учебная, служба в армии или поиск работы.
—
Окончательное самоопределение.
Реализация жизненных планов или поиск себя.
Три варианта направленности: учеба в ВУЗе, поиск работы или служба в армии.
Молодость ( от 20-23 до 30 лет)
Осуществление жизненных целей. Расцвет любви и дружбы.
Выбор спутника жизни и создание семьи. Овладение выбранной профессией.
Труд.
Представления о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами, не удовлетворяют чел. Происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего Я.
Семейные отношения и чувство профессиональной компетентности. Рождение детей.
Осознание своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов; целостная оценка себя как чувствующего и мыслящего существа. Развиваются теоретическое мышление, умение абстрагировать, делать обобщения. Происходят качественные изменения в познавательных возможностях. Реальный «Я» — образ.
Поиск партнера. Создание семьи, профессиональный рост. Человек более-менее прочно утверждается во взрослой жизни.
Зрелость ( от 30 до 60-70 лет)
Человек должен раскрыть свой потенциал, реализовать себя во всех сферах, исполнить жизненное предназначение.
Реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношений. Осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми.
Труд. Творческий труд.
Проблема убывающих физических сил, привлекательности – жестокий удар по самооценке и Я-концепции. изменяются социальные ожидания. Пришло время оправдывать надежды общества и создать какой-то социально значимый продукт, материальный или духовный, иначе общество переносит свои ожидания на представителей более молодого поколения.
Продуктивность в профессиональном плане и в плане воспитания следующего поколения.
Совмещение процессов повышения, стабилизации и понижения функционального уровня отдельных функций и познавательных процессов. Обобщение на словесном материале. Способность самому ставить проблемы, достойные иногда усилий многих поколений Совершенствование профессиональной памяти.
Расцвет деятельности, передача опыта младшим поколениям.
Поздняя зрелость или старость ( после 60-70 лет)
Заключительный период жизни, включающий изменение позиции человека в обществе и играющий свою особую роль в системе жизненного цикла.
Смена общественной позиции, с выход на пенсию и удаление от активного участия в производительном труде. Отношения с родственниками. Стремление воспитывать, подготовить себе «достойную замену» на работе
Если пожилой человек стремится сохранить себя как личность, то в этом случае в качестве ведущей деятельности в старости можно рассматривать структуризацию и передачу опыта, наставничество молодых. Стремление «успеть» сделать то, что еще не успел
Встает ряд вопросов связанных со смертью. Отношение к ней зависит от направленности личности.( генодистическое –быстро заканчивают сущ, эгоистическое – интенсивное старение, доживание, духовно-нравственное – сохраняется содержание жизни.
Принятие своей жизни.
Жизненная мудрость.
Счастливая старость.
Интегрированность, цельность.
Снижение психического тонуса, силы и подвижности. Возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации и снижается скорость когнитивных процессов. Ведущим типом памяти становится логическая. Появляется выраженная озабоченность – не вполне осознаваемое состояние. Озабоченность собственным здоровьем, политическим и экономическим положением в стране, будущим детей и внуков – в целом все понемногу. Хроническая озабоченность помогает старым людям выработать тактику сбережения усилий и тем самым избежать фрустраций.
Другим характерным эмоциональным переживанием пожилых людей является возрастно-ситуативная депрессия при отсутствии жалоб на это состояние. Депрессия проявляется в ослаблении аффективного тонуса и живости.
На пороге старости человек решает для себя вопрос: пытаться ему сохранить старые и создавать новые социальные связи или перейти к жизни в кругу интересов близких и своих собственных проблем, перейти к жизни индивидуальной. Этот выбор определяет стратегию адаптации – сохранение себя как личности (поддержание и развитие социальных связей) или сохранение себя как индивида.
Преподаватель: Великановская Л. А.
Источник
Возрастные особенности развития ребёнка до 1 года
СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
2-6 мес. Улыбка при общении со взрослым; комплекс оживления при общении. При виде матери беспокоится или оживляется, рассматривает окружающие предметы и людей.
6-12 мес. Внимательно рассматривает взрослых, прежде чем вступить в контакт, дифференцирует «своих» и «чужих». Игровой контакт со взрослым.
— лепет и жест как средство коммуникации (с 8 мес.);
— различные эмоциональные реакции при общении с матерью (с 9 мес.);
— голосом сигнализирует о биологических нуждах; избирательное отношение к окружающим (в конце года); требует к себе избирательного внимания, общается со взрослым с помощью звукосочетаний; выполняет некоторые инструкции, обращает внимание на лицо говорящего (в конце года).
ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК:
3-6 мес. Лежит на животе, опираясь на согнутые под прямым углом предплечья (4 м.);
— на вытянутые руки (5 мес.);
— приподнимает голову, поворачивается на бок (4-5 мес.);
— садится (6 мес.);
— хватает игрушки, ударяет по предметам, захватывает игрушки с любой стороны, чаще двумя руками (5 мес.);
— держит в каждой руке по предмету (6 мес.)
6-12 мес. Посаженный сидит, опираясь на руки, ползает на животе, поворачивается с живота на спину (7 мес.);
— садится и сидит, не опираясь, становится на четвереньки, ухватившись за опору, становится на колени (8 мес.)
— встает, ухватившись за опору, переступает, поддерживаемый за руки (9 мес.);
— стоит самостоятельно, ходит, держась одной рукой (10 мес.);
— уверенно стоит без опоры, приседает; ходит, держась одной рукой, делает несколько шагов без опоры (11 мес.);
— ходит без поддержки, приседает, встает (12 мес.);
— перекладывает предмет из руки в руку, похлопывает рукой по игрушке (7 мес.);
— манипулирует 2-3 предметами (8 мес.);
— берет мелкие предметы двумя пальцами (9 мес.);
— вкладывает пальцы в отверстие под контролем глаза; пальцевой захват мелких предметов (10 мес.);
— выбрасывает игрушки из кровати, вкладывает пальцы в отверстия на ощупь, подражает движениям перелистывания страниц книги (11 мес.);
— вкладывает один предмет в другой; открывает коробку, ящик, пользуется ложкой (12 мес.).
ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ:
3-6 мес. Направляет руки ко рту. Следит за движением рук. Под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его.
6-12 мес. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Может положить ложку в чашку, кубики в коробку.
ВОСПРИЯТИЕ, ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
0-6 мес. Слуховое сосредоточение. Прекращение или изменение характера плача на голос взрослого (с 1 мес.);
— локализует звук в пространстве (с 4 мес.);
— адекватная реакция на интонацию, голос матери: беспокоится или оживляется
(5 мес.);
— поворачивается на звук (с 6 мес.);
— фиксирует и прослеживает взглядом предмет (со 2-го мес.);
— смотрит на движение рук, ощупывает их (с 3-3,5 мес.);
— тянется к близко расположенному предмету, водит по нему руками, рассматривая одновременно и предмет, и свои руки (4 мес.);
— захватывает предмет (5-5,5 мес.);
— локализует предмет в пространстве из разных положений тела (лежа на спине, на животе, на руках у взрослого) (5-6 мес.);
— занимается с игрушкой (5-6 мес.).
6-12 мес. Под контролем зрения берет, рассматривает и ощупывает игрушки, перекладывает их из руки в руку. Стучит предметом о предмет и прислушивается к издаваемому звуку. Выделяет чужих. Слушает музыку и голосовые интонации. Узнает голоса близких (с 7 мес.); показывает части тела (с 11 мес.).
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
3-12 мес. Развивается контроль над движениями рук и ног. Захватывает, роняет, бросает, тянет к себе предметы. Проявляет недовольство, когда отбирают игрушку. Общение интонационно выразительными звуками и жестами.
ПОНИМАНИЕ РЕЧИ:
3-12 мес. Поворачивается на голос (с 5-6 мес.);
— узнает голоса близких (с 7 мес.);
— отвечает на имя (с 8-9 мес.);
— хлопает в ладоши по речевой инструкции, выполняет простые словесные инструкции, дополняемые жестами (с 9 мес.);
— прислушивается к речи, к музыке, понимает названия отдельных предметов
(с 11 мес.);
— обращает внимание на лицо говорящего (с 12 мес.)
Возрастные особенности развития ребёнка от 1 до 2 лет
СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
При необходимости обращается за помощью к взрослому, ищет внимания к себе и старается его сохранить. Взаимодействует, ждет, пытается помочь начинает проявлять гордость при достижении цели, проявляет эмоции возбуждения, восхищения, гнева, зависти. Наслаждается компанией сверстников. Развивается воля. Может играть один в присутствии взрослого.
ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК:
Ходит уверенно. Наклоняется, чтобы достать предмет с пола. Останавливается, идет в сторону и назад, бросает мяч. Короткое время стоит на одной ноге. При легкой поддержке ходит вниз по лестнице, поднимается сам, прыгает на месте, крутит педали трехколесного велосипеда. Держит два предмета в одной руке. Чертит карандашом, листает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков.
ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ:
Чертит штрихи и «каракули». Держит чашку, поднимает ее и пьет.
ВОСПРИЯТИЕ, ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Прослеживает движение мячика в помещении, снимает кольца с пирамиды. Выделяет выражение лица (плач, смех). Рассматривает картинки в книге.
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Начинает понимать назначение большинства окружающих предметов. Использует один предмет как инструмент, чтобы достать игрушку. Подбирает идентичные предметы. Знает свое имя и названия многих окружающих предметов. Узнает и называет свое отражение в зеркале. Называет от одного до пяти частей тела.
ПОНИМАНИЕ РЕЧИ:
Дает несколько предметов по просьбе. Смотрит на показываемые картинки в течение 2 мин. Указывает на знакомое лицо, животных игрушки и предметы по словесной инструкции. Показывает знакомые картинки, когда их называют. Реагирует на запрет «не трогай». Ассоциирует простые слова по категориям: «пища», «одежда».
Возрастные особенности развития ребёнка от 2 до 3 лет
СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры.
ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК:
Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы.
ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ:
Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест.
ВОСПРИЯТИЕ, ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Выделяет парную картинку по образцу.
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большой — маленький, мокрый — сухой и др.). Задает вопросы «Что это?». Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает «нет» на абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве (больше — меньше, полный -пустой).
ПОНИМАНИЕ РЕЧИ:
Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложноподчиненные предложения типа: «Когда мы придем домой, я буду…». Понимает вопросы типа: «Что у тебя в руках?». Слушает объяснения «как» и «почему». Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: «Сначала вымоем руки, затем будем обедать».
Возрастные нормы развития детей
от 3 до 4 лет
СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
Любит давать игрушки и брать их у других. Любит общаться с детьми и взрослыми. Развиваются навыки совместной игры. Любит помогать взрослым.
ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК:
Бросает мяч через голову. Хватает катящийся мяч, спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в течение 10 мин. Сохраняет равновесие при качании на качелях. Держит карандаш пальцами. Собирает и строит из 9 кубиков.
ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ:
Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы, в том числе форму шестигранника.
ВОСПРИЯТИЕ И ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Разбирает и складывает шестисоставную матрешку. Опускает фигурки в прорези путем целенаправленных проб. Конструирует из кубиков по подражанию. Складывает разрезную картинку из 2-3 частей путем проб.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
Интенсивное развитие речи. Определяет цвет, форму, фактуру, вкус, используя слова-определения. Знает назначение основных предметов. Понимает степени сравнений (самый близкий, самый большой). Определяет пол людей по роли в семье (он — папа, она — мама). Понимает время, использует прошедшее и настоящее время. Считает до пяти.
ПОНИМАНИЕ РЕЧИ:
Понимает названия цветов: «Дай красный мяч». Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двухсоставную инструкцию («Дай мне красный кубик и голубой шар»).
Возрастные нормы развития детей
от 4 до 5 лет
ВОСПРИЯТИЕ И ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Разбирает и складывает трехсоставную и четырехсоставную матрешку путем примеривания или зрительного соотнесения. Собирает пирамидку с учетом величины колец путем зрительного соотнесения. Складывает разрезную картинку из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения.
ПАМЯТЬ:
Выполняет поручение в виде 2-3 последовательных действий; по просьбе взрослого запоминает до 5 слов.
ВНИМАНИЕ:
Занимается интересной деятельностью в течение 15-20 минут.
РЕЧЬ:
Использует обобщающие слова; называет животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых, читает наизусть короткие стихотворения.
МАТЕМАТИКА:
Использует в речи слова много и один, называет круг, треугольник, квадрат, шар, куб. Умеет видеть геометрические фигуры в окружающих предметах. Правильно называет времена года, части суток. Различает правую и левую руку.
ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, МОТОРИКА РУК, ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ:
Рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой дом (квадрат и крыша), человека (2-3 части тела). Складывает бумагу более чем 1 раз. Нанизывает бусины средней величины на толстую леску или проволоку. Определяет предметы в мешке на ощупь. Прыгает на одной ноге, попеременно на одной и другой ноге, ходит по бревну. Подбрасывает вверх мяч и ловит его двумя руками. Лепит из пластилина, шнурует ботинки.
Возрастные нормы развития детей
от 5 до 6 лет
ОБЩАЯ МОТОРИКА:
Хорошо прыгает, бегает, прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге, бегает на носках. Катается на двухколесном велосипеде, на коньках.
ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ:
Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали к картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу. Обводит рисунки по контуру, заштриховывает фигуры.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.). К 6 годам знает и умеет писать печатные буквы алфавита. Определяет количество слогов в словах, количество звуков в словах, определяет место звука в слове (начало, середина, конец слова). Определяет ударные слоги, гласные. Понимает значение слов звук, слог, слово. Различает гласные и согласные звуки (буквы), твердые и мягкие согласные. Выразительно рассказывает стихотворения, пересказывает небольшие рассказы.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:
Пишет цифры от 0 до 10, соотносит цифру с количеством предметов. Умеет из неравенства делать равенство. Умеет писать и пользоваться математическими знаками. Умеет раскладывать предметы (10 предметов) от самого большого к самому маленькому и наоборот. Умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры. Выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры. Ориентируется на листе
бумаги.
Называет дни недели, последовательность частей суток, времен года. Дает им описание.
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Особенности памяти: Покажите ребенку по очереди 10 картинок. Время демонстрации
каждой картинки 1-2 сек. В норме ребенок запоминает 5-6 предметов из 10. Прочитайте ребенку 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, яблоко, собака, окно, диван, карандаш, ложка. Попросите его повторить слова. Ребенок должен вспомнить не менее 4-5 слов.
Называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.
Возрастные нормы развития детей
от 6 до 7 лет
ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:
Определяет время по часам. Называет цвета радуги. Называет дни недели, части суток, времена года, месяцы. Умеет писать числа от 0 до 20, решает примеры.
ПАМЯТЬ:
Попросите ребенка запомнить ряд цифр на слух (например, 5 8 3 9 1 2 4 0). Нормой для детей 6-7 лет считается повторение 5-6 цифр.
Запоминание 10 слов (например: год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын). Ребенок прослушивает этот ряд слов и повторяет те, которые он запомнил. После одного предъявления ребенок 6-7 лет должен вспомнить не менее 5 слов из 10, после 3-4 прочтений называет 9-10 слов, через 1 час забывает не более 2 слов.
МЫШЛЕНИЕ:
Умеет классифицировать предметы, называть сходства и различия между предметами и явлениями.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
Самостоятельно читает текст и передает его содержание. Умеет записывать простые слова.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ:
Хорошо, если ребенок имеет представления о природе – о диких и домашних животных, хищных и травоядных, о зимующих и перелетных птицах; о травах, кустарниках и деревьях, о садовых и полевых цветах, о плодах растений; о явлениях природы. Также необходим запас географических знаний – о городах и странах, реках, морях и озерах, о планетах. Ребенок должен быть ознакомлен с профессиями людей; видами спорта.
Иногда родители думают, что если ребенок перед школой умеет читать, писать и считать, то успех ему обеспечен. Однако не менее важно, чтобы у него были развиты такие познавательные процессы, как внимание, память, мышление, воображение, тонкая моторика.
Психологическая готовность к школе включает в себя следующие компоненты:
• личностная готовность
включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.
• интеллектуальная готовность
предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Должно быть развито аналитическое мышление (умение выделить основные признаки, сходства и различия предметов, способность воспроизвести образец), произвольная память, владение разговорной речью, развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательная координация.
• социально-психологическая готовность
этот компонент готовности включает в себя формирование тех качеств, которые позволяют общаться с другими детьми, учителем. Ребенок должен уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь подчиняться интересам и обычаям детской группы.
Источник