Таблица развитие общения ребенка со сверстниками
В табл. 24 включены сведения о развитии отдельных аспектов контактов детей первых 7 лет жизни с ровесниками. Анализ объединенных в таблице материалов позволяет представить схему развития общения детей со сверстниками в совокупности всех выделенных параметров, определить этапы’, проследить качественные преобразования общения в дошкольном возрасте во взаимосвязи различных проявлений этой деятельности.
Прежде всего, выделяются два отличающихся друг от друга этапа в развитии контактов детей со сверстником. Мы имеем в виду время, когда контакты со сверстником еще не стали собственно коммуникативной деятельностью и когда они уже конституировались как особая деятельность общения. Первый из них мы назвали предысторией общения; остановимся на нем подробнее. Этап предыстории общения охватывает время от рождения ребенка (по нашим данным, от 0,03 мес.) до 1,06—2,00 лет. В это время еще не сложилась коммуникативная потребность. Контакты ребенка со сверстником слиты с его познавательной деятельностью и общей
1 Под термином «этап» в дальнейшем мы будем иметь в виду отрезки генезиса общения детей со сверстниками в целом, качественно отличающиеся друг от друга.
Таблица 24
Динамика развития общения со сверстниками
у детей от рождения до 7 лет
Параметры общения | |||||||||||||||
Возраст, лет | 1. Содержание потребности (ведущий компонент подчеркнут) | 2. Основные мотивы | 3. Преобладающие средства | 4. Ситуативность — внеситуативность | 5. Выделенность в самостоятельные эпизоды | 6. Эффект «невидимого зеркала» | 7. Чувствительность к обращениям ровесника | ||||||||
0,03—0,08 = =0,10 | Потребности в общении нет.Есть два первых ее признака | Экспрессивно-мимические локомоции | Контакты полностью слиты с перцептивными действиями | Перцептивные контакты | Не «видит» другого (как субъекта) | Не слышит ровесника (как субъекта) | |||||||||
0,10—1,6= =2,0 | Потребности в общении нет.Происходит ее становление. Появляются эпизодически 3-й и 4-й ее признаки | Экспрессивно-мимические локомоции, предметные действия | Контакты полностью слиты с ситуацией и конкретными действиями | Возникает взаимодействие с предметом | Не «видит» другого (как субъекта) | Не слышит ровесника (как субъекта) | |||||||||
2-3 | В соучастии, в доброжелательном вни- мании | Личностно-деловые (стремление к эмоцио- нальной разряд ке) | Локомоции, экспрессивно-мимические, предметные действия, речь (5% контактов) | Ситуативно полностью | Полностью слито с игрой | Смотрится в другого, но видит себя | Слышит, но не слушает | ||||||||
Параметр общения | |||||||
Возраст, лет | 1 — Содержание потребности (ведущий компонент подчеркнут) | 2. Основные мотивы | 3. Преобладающие средства | 4. Ситуативность — внеситуативность | 5- Выделенность в самостоятельные эпизоды | 6. Эффект «невидимого зеркала» | 7. Чувствительность к обращениям ровесника |
3—4 | В самовыражении (соучастии), в доброжелательном внимании | Деловые | Речь (75% контактов) с опорой не зрительные контакты, эксирессивно-МгКмические, предметные действия | Ситуативно, 20% контактов выходят за рамки ситуации | Полностью слито с игрой | Смотрится в другого, но видит себя | Слышит, но не слушает |
4—5 | В сотрудничестве, в признании(уважении), в доброжелательном внимании | Деловые, личностные | Речь (85% контактов) с опорой на.зрительные контакты, предметные действия | Ситуативно, 30% контактов выходят за рамки ситуации | Переплетено с другими видами активности. Выделяются отдельные эпизоды (40% контактов) . | Смотрится в другого, видит партнера ревностным взглядом | Слышит и слушает |
5—6 | В сотрудничестве,в признании,в доброжелательном внимании | Деловые, личностные, познавательные | Речь (приобретает автономный характер); возможна без зрительных контактов; предметные действия | Возникает внеситуативное общение, 50% контактов внеситуативны | Выделяются отдельные эпизоды (50% контактов) | Смотрится в другого, видит партнера ревностным взглядом | Чувствителен к обращению партнера |
6—7 | В сотрудничестве,в уважении,в доброжелательном внимании, в сопереживании и взаимопонимании | Деловые, личностные, познавательные | Речь | Возникает внеситуативное общение | Выделяются отдельные эпизоды (60% контактов) | Рассматривает другого и лишь вторично сравнивает себя с ним | Чувствителен к обращению партнера |
активностью. Сверстник выступает для ребенка объектом его познавательной и двигательной активности, малыш не видит в нем субъекта (не видит и не слышит его как субъекта).
На этапе предыстории общения ребенка со сверстником отчетливо выделяются два периода. Первый — это собственно предыстория общения. Он охватывает время до конца первого года жизни ребенка (0,03—0,10). В это время ясно обозначаются лишь два первых (неспецифических) признака коммуникативной потребности: интерес к другому ребенку и эмоциональная реакция на него. Контакты сверстников полностью слиты с их перцептивной деятельностью и базируются на потребности ребенка во впечатлениях (см. главу вторую).
Второй период предыстории общения (0,10—1,6—2,00) —время постепенного становления коммуникативной потребности. Появляются и к концу периода становятся стабильными третий и четвертый (специфические) признаки потребности в общении: инициативность и чувствительность к воздействиям другого ребенка. Резко (в 10 раз) возрастает количество контактов между детьми; основа контактов расширяется: они базируются не только на потребности во впечатлениях, но и на потребности в активном функционировании и общении со взрослым. Возникают игровое взаимодействие с включением предмета и первые, переходные элементы субъектного отношения к сверстнику. Наблюдается чувствительность к ласковым прикосновениям и проявлениям бурной радости ровесника (заражение ею), но отсутствуют реакции на протест и гнев партнера (см. главу третью).
Первый этап в развитии контактов сверстников подготавливает переход ко второму, большому — возникновению и развитию собственно общения, заканчиваясь оформлением коммуникативной потребности и становлением соответствующей деятельности.
Переходя к рассмотрению развития ставшей коммуникативной деятельности, мы обращаемся к понятию формы общения, с рассмотрения которого начали главу. Форма общения — это отдельные этапы развития уже возникшей деятельности, однако продолжающей трансформироваться в контексте изменения всей жизнедеятельности ребенка. Таким образом, рассмотрение развития общения детей 2—7 лет, с момента возникновения коммуникативной деятельности, позволяет говорить уже не о двух качественных этапах, а о нескольких. Первый — этап предыстории, подготавливающий возникновение общения. Другие выделяются на основе качественного своеобразия взаимосвязи всех параметров общения, выступающих как целостные структурные образования.
Источник
j6Ê¥,ýX^3M¥åô¾Äæ{}m(º¢ZÇ2)K*ʤr&ÒÕæ¼I»-aMéI¹L~Á¤4Mb 3ûbb&×=ZYP&ÞEÁÚXP&ÞEÒÛ¤M¼4ñ.èU߶uAkOÛ%&Ö*Æ[,O¬z_̦xb]ÐrÏv_äukl;ýV¡W
û(ÿ`b
endstream
endobj
5 0 obj
>
endobj
6 0 obj
>
endobj
7 0 obj
>
endobj
8 0 obj
>
endobj
9 0 obj
>
endobj
10 0 obj
>
endobj
11 0 obj
[ 12 0 R]
endobj
12 0 obj
>
endobj
13 0 obj
>
endobj
14 0 obj
>
endobj
15 0 obj
>
endobj
16 0 obj
[ 17 0 R]
endobj
17 0 obj
>
endobj
18 0 obj
>
endobj
19 0 obj
>
endobj
20 0 obj
>/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI] >>/MediaBox[ 0 0 595.32 841.92] /Contents 21 0 R/Group>/Tabs/S/StructParents 1>>
endobj
21 0 obj
>
stream
xÅKo举0ÿ¡É¡5|¤
t·ÝA,Ãܹ&§üÿkD²¬*_}õ/?þyy{ûñÛóïïu»]ïÏËãç÷o?^ö¢çIÍÿþþM_Ôö¾è°LÆB05ÿýþM]þÿ÷·ïß~Sfþ¸ÍÛ7¿Ü®6~¿o_^àRöfóGñ
÷ÈW{óñÇ×öIؾLú1¬éz?ùO·«Á+mùØ?nK}àöÛígÞç/páöåà¡.oÅÇ*¥õí_ÿøþíc;w>»é}ÖaRý÷¿þZï¼|üö¼85§î,iÖ0yw ÎOÖYÒ%qíf?_Âl&Õ[#?}¾hýÉÛ¢þ6¸{ÔA¥_o×õ¸T%lú1^Eedٸ̰ïQGZ½Õe¶Ëq5÷LjH?¾n×^ý¸Ñ}ÖUY2ª1}~ýlT§åI[‘>- íò¶·|ê¸ôp
Ç
òØpÆzÝ.^9g«¿ßðz¼ö= :/1Ãc*»êx§¿YÕù×ißBÂHfS¶£ahbYûQÇqÛÑÒÆ¥tº
/¾¡Í5O°A)? ¤¥£ *¸Ô³ÇÀÑÕÂÁå-DÔº#ôØMZ3ì#eàÕxèS©
E*zë!ØÈqÂ
$x0±ÚÂ8åðìª6´ê H É}l©ì«&~G-jÃp¾¼ZúýX³³ÚTa*ö5;cÈöøI¡uè©ÁH’í]s[¬^ÞæzèmÑx«d´Îâ³³4Ëï
7Ìá¹=Ïû¾ï[Ïˤ嶽+ða3V0»&öØ¡’4Û,V:ðø¹¤~Ô
¾òÖÇF¢÷7u,2kõ¤ô§EfíYH¾
)(Ø5JbG¿éÏa-£ôÕ£sÂiô:}d¹
êÍÆÈÛHX@ÉKÅ +£
@R
?xª«ÀÌ ¶¢?m¦B¹é{§n+ñÝwâ_BBU4Ðß^tLäÎÒzyé>r$ä,ËE ³9sÃx²OWªÏ¾½UÂ)Ç/sM$#üÜLê^éO^¨}{±Ëäoøëh¸²tw-í±õh³±&æi¯ågÜWû¹} úmÜg¡gñXKF¡£úmÌT¤ï¡½ÆWPJ£Ã~#½à&æóp@$$ïÌøz¦¼4©ªgÉìã9’CåI .¯1»-_úÁóNa+®Yl»
®©æ-`¹5ÄèPüÐüç¢%UE·3LK=#@åÐ
×mh©q+îÐô^HÂka^I¬
ð5}’oZMÁ2y;«¼í
¢?ðUSkð|¶´HiÐÜ/çìsW»T+3blþ+~=
t¨]ùè
?
ÕkAQ%Æ«©ºù
ù*©@]!/0¶ÚO&Fª
èÝuÛÝPùP}äEøêX§wk£ÓåWØD©·E (^;Ç% @rgÖe ¡ÄE cÃÒ+ÞuR¶.j¬Iª²uPcÝ5F^Ëó¨1úÖNéCª¤ UAü
8iS6 D7»Ú+P¢]Y7)˸!%VÜ´a$*âñÀ´zôIyJös¯Ö´ãX k¹ ÔdÆ/f
Íf¿Äaô Êþl¥0ßÒñÔgWÄÇf,AuAñúÞÅ9ó¥WM£7«þò¤å¨ÒQê_j«ý6!ág^×)Ì|Éý*VùæÕÆa^îò±ÛN°½ííNóh²;]§>^S$_¦ñA¹!/C|:Ûj9Ê#RWۮĺGfÓhÏ/¦Ç¾à÷*{7pT}¢ÁsYÒàø¾ÑÏÁÄK®÷YwRÄIÒ-Ä.eIí¨ôFªLeRçv7åùÈÖþ좶5ar=ÿ
VO®Ù¶êÒ5á6ð ²-ìßÖÜ%8yÛ[b,Èã-4¾µíŽ(%diXÄúÿdc¤¡P.ʵBÝtÐt-Mð&@Nü5¢±3WAÉL-dÏU«æèdk[w5^MÞo pô´Â~!1Ô¡öªÜdÛC®J:÷=ÝTÔÑȯW{Ó,®t¢^½ÏÑSꥰ>á})*cÙr·¥_CõZ«²Ô¹ JÛúwû´±+Kß7-C[ÝÜ7ò{[aõsÂæ|TYJ¢Ýay§¼K#Ùø) ãçPµlhÉÅñMxo@nà/øúBq}C°«tqSu_~4Î!PæîL¯?[@
ñÑÍî÷ä61)n?H(|ïëæU-O`&º·F>.4b(C?[+²³Ùî½¼ók×öù,RhÚ¬W1nçT.=
î®&3z4À ¨_§YW¬Òb*ÇáÝ¡$[»pTk8H«ígfÐÐé³fÌM[q´Söa¬w)´¶}àÈ»ÖÁ
§v
¡Yt=®bÕ
X^r¼yâM¤T:»Ûs£5öFìæ%Ä: {ªI.h0XRçZßÈÖË´kªbE°/®B{DA¹ËqúÄØ«cg߯ùý?¥Yâ P¯s×ÄÝN´ºò5gX9`=S×ÂÂ6}¦®?
æ¬ãpÕdÆ$9xÎ ÅòE}âWuf´,ÛÍ#¡Ð!f©¸èóz¢¬~æîcÎ)Ó°~ì*ÄÁëdȾp>XAIM0’HäRÌiír ÞÚF1DÁ¾Òò~;Cfè«é
àÞÂî>?§öÄ(°d
ÀαáXhøKö@,ÂäëT%ÑD’lñè@ôe²)MQ¢â,¨|
²Â´ÈLÛéfÌí(±9
ûñÍÍ´ûá~SWÌMm7±³mÓ`é7
Ømçô6dÆÝ oKHêXIÔRj:HL.íPårT
#õ=¥@Ø&ïJÞ;ÖÙKIÔ9è©v®MæÀ%ò¡ 9ãÑì,Vc°nl¹ÕWFL@R(¸,fªÿKfyg>ºohÿ¨Dë±±¿]È)*.;èÎþ9à¸u±å¤Íüm·¢ÉÆz¾³Ü©Æ²%hmìTOcY&ÓÍëv¼Ü4Ñ ,JºÜçpÒ°ß¿i’Ç7″êÜÒ¼ý((OU+íTÀéh
ëpïÇig!2²8ß{dïe)ß
I·¡ìÀú8K[ÈàѱÇÝá¼f»ôN±âÀbVË«Sg`¥ø».
9¹ô¹M9¬kI© ©æÓòÜ4xu ñºkd)¯~ÙÙ¶ò¥ÅëRÓðéß±ÉSGçEr¼cèGEÚb:´½ØzU0«R°ÀSa,v>çUU½)q,2èÆ?¶õÆ=ë
ØMEÈ_jsÖ$b&’¥Ò¤Ë;¼$É{{Ý 1ÅàÂÇkO,6³¹ú÷øH«È;åðù~óֽݤ¿y¯~ÿyͳ¤Ùê^:GMÍÃ8LÓ3uL@ÄOF¡3{A:ásâÖÛ×^LOΧI+ɸÛCFÚ6§ÛÛQ«ä#gÌZM»`5áÄôhý`¦á ÑÇF
yÊÿVÐå2òÝ’
d»ªóþ>½¼fâ3Vè_àb¼Ð¦§o|XõS¯
Ùl£~fUO%FâØJµÂÚ6äéþ¢
ßø]xd
DXßoÉ*þ½oÙé2cµ¶¨¥©|?²dÛWï5 ,®së4^}Möh_Kk¬ÅÈV®X6^ñFÔy
ËÙaQ,6?6Êòº«¨jv«[d¸Á;¥ïyìçâ¨Óyì»UÒlj`ã6%lÖ°j 7I4àóõÍsò£=óa²6ìlسËÇÏËÑPuBCu:ªÂr,`)*Ððýùäž ¨ÎDÁî] $nX.^lèÇuXZ%6ÃÁÈ vw¸¶©I6¨]zB¢Oîñí©ÚLóa%7yZÍæ Ùë?W-+
ZZ1WXäô¦m#74P
I3ߧ’ÏWsl¦ì+1d·ê¨=Ël4Ôqz вê$?³¥à ²è&G¦+ìêV?9]dÂFÝ íeÑVëÔoû¥¤?’8Ó[³a[ô_QBøÍë0»`vÇÀ©(³L5£YÐݸ³Ç,d¢ 0ïSÕ¿ªx¶É’c7ïæ¦ÊÖÀæÖÞ6,¼C»Óur ºd0f°[lfÔa樒 ãjÒQjEËgò²²ÄÿMØú
*»&~þwIhY¯t'(1ý0» 6Á¼9Få| ,|UH:ëÀ¬ödeѬÄç¢ùTaÂÔèÒ©£R¬SªïØFóJqK®xλÖÈlÄ 0!Ô_HuÒk!-ÎÓa*§ÙªIFÈcÞá-ÃÌO|u#O6Â{r¾F,S{CIÖRÀ½Ñx:ûpÿB©¦
6$ÏÅFÔcEB îKÓ9d0
FU5(Öh T3°esÏG½DM·lëù½Ú@Èü2¾«&BÔ(B¬8±cqÂÚ·|mga0)ívù¹’Qñ5`C[ë!ÀÕîCIDXâyoªT ªZ##×Kcî¥|$Eܪb;}®NïÁ*ØL°êܬ2̼px+U2®ãç§k:>®rôyU±uÁ¿ÅuéèäS»O»Ó8s¬µËókfVOø¶bS Åß·À!S&s¤ì¸oÆ][[5üY¼6SnU©tóÙÚ$S}¹¥3Ù¾ÃmrTFÂY²¥¨
SÍuØJLâDr¦Ãg§ñ[³åF¡Ìº
É¥ýÈp¢oϬ÷9xzº (eMI#êÖrP
÷ÐÒ
ÌMõÊ3¬¬ÅÛ±4fw1|¹ÙO;`2Ú¦ Ô£ÍÏô®¥¶2X@®èFðÏ*ÛR¦»øø» |£ÿNëH¡V¡;ÛϬåã6;O¶jXéÀ§¤ üC³ê|+YÆâió¥)¶QOZvÖI3Ù ùÈ)«M» aqÏüÅGý4 $ê
ÞÆé²ÙcªðtTç~p½ª6ìá¨ýjbáÙô¸¹ôa®Â»7ØegzKØ÷:Å.`äxa,ªJ³ÓÕ âI /Ð*û8SÓóMn2ÊÄôcÕ.» mÒ>oÑÑ©UeÐÆ)Ùë
1«¢*ùX¾5Ûzß¾@ýàzÝ»Sr:¢¾C7óã´l &ùÉ©»ä%ÙD=´P^(Ó×ÿ¹»ËªX×°|ìîÆ[áéDRÒòâFË2ýÃç6Y2ží)$CWv8³@EMà Baú´ í]DµvqÂËNB&®Êt×Ìtâ«ÿLÝê8dÉ÷záàLlo¢4Íâ
Ý4§¾ÔÕþ»Â¾ThÓ5
X>JÖê
u{½Ô~¾s¨J%¼ä ²q¬dmÏu[ð]J tÊïJîYVëÌy´FÞ²6úW(WØö’å
e N£ù3 g5è¥:á8bì`¯j¼ãÀ¬Rl§×/ï
ÿ)'[`!ÙÂ6ù7Gé8×¥?_ÊâۡŹZXOæ23!âeÃÞ¹Î|õ+ËåRîÐ3^Y4[ñ³6¤ÔÎ;c}BoúzýHbÐ(t¡ßTRMË0çÇ¢xÜü0äÓ(ÚF³¦ýÖÉÔµ6@}Óô9ín_=;_Ð2ȸ]ðßé7ÃÈ]M7ÊSõ£W#VTKM
T¥ßð7^¬q§¸G¶±~#µnf¾ÜÂÏ j¥3æ7rÚ
úU%Èr³Ü¸]J)%ÌG{§XöïõÁ;DU=¯©Ni §SزTÝ=*«ºEvB1«»¼gfgD4Ñ7íf®ÚËJ) bÞHîÇoAô^-ød³Iýëi3-ÎcÔó¥Õea÷áWÇPUÞáfÛÄ’Q?x§â;z[÷»îõ#]Üe³¿ø,ÑÕItE fh^þBîë@ÊàwOÚækÓ dpH6À6¬c®.cõ 8ÈKÓ.õí2õ¢6r/ÇejsÜÈîÙ{± &KÌ=,q«ÿ’Êj±h²¥«¯ìþj ?Éù¥mçV:Ý’LüôÀ}?ºÝC|qâV{ô
¶K8ZSb-eàÚÏÇF»HÞ#GÛ´q+!gÌ»HJWKæqüs9âJã·ì×pÚÚå·2JOXáÃ$zX2Ã
c«7Ê¿Ü
s#`:]8:Ib
º
çfÁÁM¥.ÈÇ÷ / mòÈW|{wÂÏÔa×u³ouUt:7cïßÕ X.Jªñí¬ä¯ M¨§Á©íúBa /ô»ºc!æt¤X
ÔÞÖÏ.baÏ:¨¥ÓGUÖU~f;DvoúÄLâ¼s8?Äøý%¤IÖI|
iO²nÂȹ÷ äxgþgù?Ý@Í
endstream
endobj
35 0 obj
>/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI] >>/MediaBox[ 0 0 595.32 841.92] /Contents 36 0 R/Group>/Tabs/S/StructParents 3>>
endobj
36 0 obj
>
stream
x½K¹
¾ðè£s²%©
4Ðé ÈÁ·ENÓþÿëêE¤¤jõz,¼ãé®RI||$?²|úþ¯Óûû÷ßnÿ¸Äù|ºÞo§ë¯_¾?ôI®XO?þûõqú_øßß¿~ùý]¨õã¼úv;¿éðóâÿX¡Bè³N_
+Ì5]áôÙ_þçÿ¨ø«Ûãõ&/¾
Êkºñ?öWû®g)êÓógþÛ¹Üy9ïïéS{;¿Å½º´/uê=®«ëºq÷þ«~üóë/$ÙͺEJ,ß¿-£wÖkõ²:zí ]{úøív:!ÍH¢u°ß¢wM¢N2Î’+ñ_e%íÃt¶Ë_7´WTñý¬¢1ø¼°ÛòstÔiÚí×
Mº4ß³åRÙOö7¬ÐܳñæÃòÄö6¯´hpötÐìèã-oÕ&IÁù·|ðåÜ©o u±yÇí
íXIµÅ$¶EéªØlÑÛ-ݨҺâÎwä}ã’GøØê%&ÚHXmHHî]!Þ
JÆ £1ìYÚÞH2«´Û´¯mâµ8¨áêG¾£J>*=Jå¿èuvñª°`¥j·A?`· Ĩ óBX&ÖXK]þPývÛQ½7!xRÚJv¥hÑÄ
°»O.ª®ÚYA¦IÆÒb’õÄÈÖÁvX£í^¨°SeLwEíX6hãqÃkr}¬0ªí R¶ÜèÖbÀzàDØWWë{רýÙ* G¨
|ŧÁáwðÏ’FdÝ¢R¸ÔåÓì3¨%{SÍþ£Ö½¿g«ùSmX@²hÑtpCÔ«§ÇOªYH
M}’ÎH^Æ_ãÝÀ¦LüHw}µu@=ïy Ç)}’ç¹LãBËdyLØÅjýÏÖ0Õå8cîÎ×#@·1pVÓ&ZQkHåÚ7$WÀ¡¸b¹ì·¢rpÓí $¿^¬)§)n!*F5J¼b/3h3ºë@K eÈ ÎLª[e¯Ú>
zjиBkð¸ñ SäiM9ø Hµ¬ï§´ÄUàëÍ´âÄâ@´QÛ¹p±J|ÑêaÓ=CJú%Æ_äiE_lÙR¶ÚH@â°³WѺÀçcUXºÇ%&%Ψ̰Â,ªb¾9Àî,å+îfEgi¡ÈxX+¥ÂK6ý¾ËSö0»
Источник
1.1. Особенности общения со сверстниками и его развитие в дошкольном возрасте
В своей работе «Проблемы в онтогенезе общения» М.И. Лисина дает следующее определение понятия общения. Общение – это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата[15, C.92].
В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у дошкольника она уже становится одной из главных.
Общения дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослыми.
Первая и наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстниками можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и.т.д. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.
Вторая яркая черта общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия со взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, характеризуется значительно более высокой аффективной направленностью. В общении со сверстниками у ребенка наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния – от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева.
Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстником дошкольники используют самые неожиданные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никакими образцами: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и звукосочетания, сочиняют разные небылицы и.т.д. Подобная свобода позволяет предположить, что общество сверстников помогает ребенку проявить свое самобытное начало. Естественно, что с возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако нерегламентированность и раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остаются отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста.
Еще одна особенность общения сверстников – преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответственной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает. Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения с другими детьми, чем со взрослыми.
Таким образом, перечисленные особенности отражают специфику детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста. Однако содержание общения существенно изменятся от трех к шести-семи годам [17, C. 74-77].
В дошкольном возрасте существенно возрастает значимость общения со сверстниками, в процессе которого дошкольник реализует нормы и ценности, усвоенные главным образом общении со взрослыми. Сверстник является партнером по совместной деятельности, чье доброжелательное внимание, уважение и признание становится важным для дошкольника. Выделяют три основных вида мотивов общения дошкольников со сверстником.
▪ деловой мотив, под влиянием которого сверстник побуждает ребенка к общению как партнер по практическому взаимодействию, дети испытывают положительные эмоции от самого процесса совместной деятельности;
▪ личностный мотив, выступающий в феномене «невидимого зеркала», т.е. ребенок видит в поведении сверстника отношение к себе и практически игнорирует в нем все остальное;
▪ познавательный мотив, под влиянием которого происходит общение со сверстником как с равным ребенку существом, которое можно использовать в целях познания и самопознания.
В дошкольном возрасте действуют все три вида мотивов: положение ведущих в 3-4 года занимают деловые с четко определившимися личностными; 4-5 лет – деловые и личностные, познавательные, при почти равном положении деловых и личностных и при тесном переплетении личностных и познавательных; в 6-7 лет – деловые и личностные.
В исследованиях М.И. Лисиной и А.Г. Рузской были выделены существенные особенности общения дошкольника со сверстниками, качественно отличающих его от общения со взрослым.
▪ большое разнообразие коммуникативных действий и широкий их диапазон, что определяется богатым функциональным составом общения сверстников и большим разнообразием коммуникативных задач;
▪ сильная эмоциональная насыщенность, что выражается в большом количестве экспрессивно-мимических проявлений и аффективной направленности действий по отношению к сверстнику;
▪ нестандартность и нерегламентированность общения детей, характеризующиеся особой раскованностью, ненормированность, действий, их незаданностью никакими образцами, использованием непредсказуемых и нестандартных средств общения;
▪ преобладание инициативных действий над ответными, что проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера и часто вызывает конфликты, протесты, обиды.
Выделяют три формы общения дошкольников со сверстниками: эмоционально-практическую, ситуативно-деловую и внеситуативно-деловую.
Эмоционально-практическая форма общения детей со сверстниками характерна для детей от двух до четырех лет. Ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединялся к его шалостям и, действуя с ним вместе или попеременно, поддержал и усилил общее веселье. Каждый участник такого эмоционально-практического общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. В сверстнике дети воспринимают лишь отношение к себе, а его самого (его действия, желания, настроения), как правила, не замечают. Эмоционально-практическое общение крайне ситуативно – и по своему содержанию, и по средствам осуществления. Оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера. На данном этапе общение детей еще не связано с их предметными действиями и отделено от них. Основные средства общения детей – локомоции или экспессивно-мимические движения.
Ситуативно-деловая форма общения складывается примерно к четырем годам и остается наиболее типичной до шестилетнего возраста. В это время сюжетно-ролевая игра становится коллективной — дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Общение с другими в ролевой игре разворачивается как бы на двух уровнях: на уровне ролевых взаимоотношений и на уровне реальных, т.е. существующих за пределами разыгрываемого сюжета. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество. При ситуативно-деловом общении дошкольники заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность своего партнера для достижения общего результата. Такого рода взаимодействие было названо сотрудничеством.
В конце дошкольного возраста у многих детей складывается внеситуативно-деловая форма общения. Значительно возрастает число внеситуативных контактов. В этом возрасте становится возможным «чистое общение», не опосредованное предметами и действиями с ними. Дети могут достаточно продолжительное время разговаривать, не совершая при этом никаких практических действий. Между старшими дошкольниками появляется умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления, но и некоторые внеситуативные, психологические аспекты его существования – желания, предпочтения, настроения. К концу дошкольного возраста возникают устойчивые избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки дружбы. Дошкольники «собираются» в небольшие группы (по 2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. На протяжении дошкольного возраста нарастает процесс дифференциации в детском коллективе: одни дети становятся популярными, другие отвергаемыми.
Таким образом, в дошкольном возрасте происходят значительные изменения в содержании, мотивах и средствах общения со взрослыми и сверстниками, среди которых общими являются переход к внеситуативным формам и преобладанию речевых средств. Все факторы, способствующие общению дошкольника со взрослыми и сверстниками в форме совместной деятельности, речевого общения или только мыслительного являются сильнейшими стимуляторами его психического развития.
Источник