Таблица развитие общения ребенка со сверстниками

В табл. 24 включены сведения о развитии отдельных аспектов контактов детей первых 7 лет жизни с ровесниками. Анализ объединенных в таблице материалов позволяет представить схему развития общения детей со сверстниками в совокупности всех вы­деленных параметров, определить этапы’, проследить качественные преобразования общения в дошкольном возрасте во взаимосвязи различных проявлений этой деятельности.

Прежде всего, выделяются два отличающихся друг от друга эта­па в развитии контактов детей со сверстником. Мы имеем в виду время, когда контакты со сверстником еще не стали собственно коммуникативной деятельностью и когда они уже конституировались как особая деятельность общения. Первый из них мы назвали преды­сторией общения; остановимся на нем подробнее. Этап предыстории общения охватывает время от рождения ребен­ка (по нашим данным, от 0,03 мес.) до 1,06—2,00 лет. В это время еще не сложилась коммуникативная потребность. Контакты ребенка со сверстником слиты с его познавательной деятельностью и общей

1 Под термином «этап» в дальнейшем мы будем иметь в виду отрезки генезиса общения детей со сверстниками в целом, качественно отличающиеся друг от друга.

Таблица 24

Динамика развития общения со сверстниками

у детей от рождения до 7 лет

   
Параметры общения
 
Возраст, лет 1. Содержание потребности (ве­дущий компонент подчеркнут) 2. Основные моти­вы 3. Преобладающие средства 4. Ситуативность — внеситуативность 5. Выделенность в самостоятельные эпизоды 6. Эффект «неви­димого зеркала» 7. Чувствитель­ность к обраще­ниям ровесника 
0,03—0,08 = =0,10 Потребности в общении нет.Есть два пер­вых ее признака   Экспрессивно-мимические локомоции Контакты пол­ностью слиты с перцептивными действиями Перцептивные контакты Не «видит» другого (как субъекта) Не слышит ровесника (как субъекта) 
0,10—1,6= =2,0 Потребности в общении нет.Происходит ее становление. Появляются эпизодически 3-й и 4-й ее признаки   Экспрессивно-мимические локомоции, пред­метные дейст­вия Контакты пол­ностью слиты с ситуацией и конкретными действиями Возникает взаимодейст­вие с предме­том Не «видит» другого (как субъекта) Не слышит ровесника (как субъекта)
2-3 В соучастии, в доброжела­тельном вни- мании Личностно-деловые (стрем­ление к эмоцио-
нальной разряд
ке)
Локомоции, экспрессивно-мимические,
предметные
действия, речь
(5% контактов)
Ситуативно полностью Полностью слито с игрой Смотрится в другого, но ви­дит себя Слышит, но не слушает
                

   
Параметр общения
Возраст, лет  
1 — Содержание потребности (ве­дущий компонент подчеркнут)
 
2. Основные моти­вы
 
3. Преобладающие средства
 
4. Ситуативность — внеситуативность
 
5- Выделенность в самостоятельные эпизоды
 
6. Эффект «неви­димого зеркала»
 
7. Чувствитель­ность к обраще­ниям ровесника
 
3—4
В самовыраже­нии (соучас­тии), в добро­желательном внимании  
Деловые
 
Речь (75% кон­тактов) с опо­рой не зритель­ные контакты, эксирессивно-МгКмические, предметные действия
 
Ситуативно, 20% контактов выходят за рамки ситуации
 
Полностью слито с игрой
 
Смотрится в другого, но ви­дит себя
 
Слышит, но не слушает
 
4—5
В сотрудни­честве, в при­знании(уваже­нии), в добро­желательном внимании  
Деловые, лич­ностные
 
Речь (85% контактов) с опорой на.зри­тельные кон­такты, предмет­ные действия
 
Ситуативно, 30% контактов выходят за рамки ситуации
 
Переплетено с другими ви­дами активнос­ти. Выделяются отдельные эпи­зоды (40% кон­тактов) .
 
Смотрится в другого, видит партнера рев­ностным взгля­дом
 
Слышит и слу­шает
 
5—6
В сотрудни­честве,в при­знании,в доб­рожелательном внимании  
Деловые, лич­ностные, позна­вательные
 
Речь (приобре­тает автоном­ный характер); возможна без зрительных контактов; предметные действия
 
Возникает вне­ситуативное об­щение, 50% контактов вне­ситуативны
 
Выделяются отдельные эпи­зоды (50% кон­тактов)
 
Смотрится в другого, видит партнера рев­ностным взгля­дом
 
Чувствителен к обращению партнера
 
6—7
В сотрудни­честве,в ува­жении,в добро­желательном внимании, в со­переживании и взаимопонима­нии  
Деловые, лич­ностные, позна­вательные
 
Речь
 
Возникает вне­ситуативное об­щение
 
Выделяются от­дельные эпизо­ды (60% кон­тактов)
 
Рассматривает другого и лишь вторично срав­нивает себя с ним
 
Чувствителен к обращению партнера
 
Читайте также:  Стратегии коррекции развития ребенка

активностью. Сверстник выступает для ребенка объектом его познавательной и двигательной активности, малыш не видит в нем субъек­та (не видит и не слышит его как субъекта).

На этапе предыстории общения ребенка со сверстником отчет­ливо выделяются два периода. Первый — это собственно предысто­рия общения. Он охватывает время до конца первого года жизни ребенка (0,03—0,10). В это время ясно обозначаются лишь два первых (неспецифических) признака коммуникативной потребности: интерес к другому ребенку и эмоциональная реакция на него. Кон­такты сверстников полностью слиты с их перцептивной деятельностью и базируются на потребности ребенка во впечатлениях (см. главу вторую).

Второй период предыстории общения (0,10—1,6—2,00) —вре­мя постепенного становления коммуникативной потребности. Появ­ляются и к концу периода становятся стабильными третий и чет­вертый (специфические) признаки потребности в общении: ини­циативность и чувствительность к воздействиям другого ребенка. Резко (в 10 раз) возрастает количество контактов между детьми; основа контактов расширяется: они базируются не только на потреб­ности во впечатлениях, но и на потребности в активном функциони­ровании и общении со взрослым. Возникают игровое взаимодействие с включением предмета и первые, переходные элементы субъектно­го отношения к сверстнику. Наблюдается чувствительность к ласко­вым прикосновениям и проявлениям бурной радости ровесника (зара­жение ею), но отсутствуют реакции на протест и гнев партнера (см. главу третью).

Первый этап в развитии контактов сверстников подготавливает переход ко второму, большому — возникновению и развитию соб­ственно общения, заканчиваясь оформлением коммуникативной потребности и становлением соответствующей деятельности.

Переходя к рассмотрению развития ставшей коммуникативной деятельности, мы обращаемся к понятию формы общения, с рас­смотрения которого начали главу. Форма общения — это отдельные этапы развития уже возникшей деятельности, однако продолжающей трансформироваться в контексте изменения всей жизнедеятельности ребенка. Таким образом, рассмотрение развития общения детей 2—7 лет, с момента возникновения коммуникативной деятельности, позволяет говорить уже не о двух качественных этапах, а о несколь­ких. Первый — этап предыстории, подготавливающий возникновение общения. Другие выделяются на основе качественного своеобразия взаимосвязи всех параметров общения, выступающих как целостные структурные образования.

Источник

j6Ê¥,ýX^3M¥—åô¾Äæ{}›m(“º™¢Zdž2)œ‰K*ʤr&ÒÕæ¼IŽ»-a‚MéI¹L~Á¤4Mb 3ûbb—&×=‚Z”YP&ÞEÁÚXP&ÞE҃ۤM¼‹4ñ.èU߶”‰uAkOÛ%–&Ö*Æ[,O¬z_̦Ÿxb]ÐrÏv_ä‰ukl;šýV¡W…û(ÿ`b‰
endstream
endobj
5 0 obj
>
endobj
6 0 obj
>
endobj
7 0 obj
>
endobj
8 0 obj
>
endobj
9 0 obj
>
endobj
10 0 obj
>
endobj
11 0 obj
[ 12 0 R]
endobj
12 0 obj
>
endobj
13 0 obj
>
endobj
14 0 obj
>
endobj
15 0 obj
>
endobj
16 0 obj
[ 17 0 R]
endobj
17 0 obj
>
endobj
18 0 obj
>
endobj
19 0 obj
>
endobj
20 0 obj
>/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI] >>/MediaBox[ 0 0 595.32 841.92] /Contents 21 0 R/Group>/Tabs/S/StructParents 1>>
endobj
21 0 obj
>
stream
xœÅKo举0ÿ¡É¡5|ˆ¤
t·ÝA,Ãܹ&§üÿkD²Š¬*’’_}õ/?þyy{ûñÛóïïu»]ïÏËãç÷o?^ö¢çI͗ŸÿþþM_ÔöŸ¾è°LÆB0“5—ŸÿýþM]þÿ÷·ïß~Sfþ¸ÍÛ7¿Ü®6~¿o_^™à”RöfóGñ
÷ÈW{óñÇ×öIؾLú1¬éz?ù€OŸ·«Á+mùØ?nK}àöÛíŠgރ†ç/páöåà¡.oÅÇ*¥õí_—Ÿÿøþíc;w>»éœ}ÖaRžý÷¿þZï¼|üö¼ˆ85§î,iÖ0yw ÎO֟YҐ%q‘íf?_Âl&Õ[#?}¾hýšÉ‹Û¢þ6¸{ÔA¥_o×õ¸T%lú1^Eedٸ̰ïQGZ½Õe¶Ëq5÷LjH?¾nו^ý¸Ñ‹}ÖUY2ª1}š~ýlT§åI[‘>- í‘ò¶·|긗ôp
Ç
òØpƘzÝ.^9g«¿ßðz¼ö= :/1Ãc–*»êx§¿YՓù×ißBÂHžfS„™¶£a‹hbYûQÇq‡Û‰ÑÒƒ­Æ¥tº
’/¾¡Í5Oƒ°‰A)? ¤¥£ *¸Ô³ÇÀÑÕÂÁå-D”Ôº#ôŽØMZ3ì#eàÕxèS©
E*z뒝!ØÈq…ˆŽ$x0±ÚÂ8åð“Ÿìª6´­ê †H É}l—©ì«&~G-†jÃp¾¼Z‰™úýX³³ÚTa™*ö5;cÈöøI¡uè©ÁH’Ÿí]s[‹¬^ÞæzèmÑx«d´Î⛳ž³4Ëï…7Ìᑹ=ϓû¾ï[Ïˤ嶽+ða3V0»&ö؛¡’š‡4Û,V:ðø¹¤~Ԑ
¾òŸÖÇFŒ¢÷7u,2kõ¤ô§EfíYH¾
)(Ø5JbG¿éÏa-£ôÕ£sÂiô:}d¹
êÍÆÈÛHX@ÉKŌ +£…@R…?šxª«ÀÌ ¶¢?m¦B¹›é†˜{§n+ñÝwâ_BBU4Ðߙ^tLäÎÒzyé>r$䐭,ˎE Š³9s€Ã‘x˜²OWªÏ¾½UžÂ)ǒˆ/sMœ$‡#üŒÜ‘Lê^éO^¨}{±Ëä‰oøëh¸²tw-큝±õh³±&æi¯ågÜWû¹} úmÜg¡gñXKF†¡’£ú–mÌT¤“šï¡½Æ‚WPJ£Ã•~#½à&æóp@$$ïÌøz¦¼4Œ©ªgœÉìã9’CåI .¯1Ÿ»-_úÁóNa+®Yl“»

®©æ-`¹5ÄèPüÐüç¢%UŽE·3LK=#@åЅ׌mh©–q+îÐô^ŽHÂka^I¬Š… ð5ˆ}’oZMÁ2y;«­¼í
¢?†ð„USkð|¶´HiÐÜ/çìsW»T+3blþ+ˆ‘~š=
t¨‰]ù’è
?
ÕkAQ™%Æ«©ºù…ù*©‚@]!/0¶ÚŽO&Fª
èÝuÛÝPùP‡}äEøˆ‹êX§wk£ÓåWŽØD©·E (^;Ç% @rgփe ¡ÄE cNJÒ+ÞuR¶.j¬Iª“²uPcžÝ˜˜5F^ŽËó¨1úÖN“éCª¤ UAü
8iS6 D7Š»Ú+P¢]Y7)˸!%VÜ´a—$*âñÀ´zôI”yJös¯Ö´ã€X k¹ ԞdÆ/‹f…Íf¿Äaô Êþl™¥0ßҟñÔ“g€WÄÇf,AuAñœúÞÅ9ó¥WM£7«þò¤å¨ÒQê_j™«ý6!ág^×)Ì|Éý*ŸVùæÕƂa^Ü®ò±ÛN°½ííNó„h²ž;]‹“§>–^S›$_¦ñA¹!/C|:Ûj9ʈ#RWۮĺGfÓhÏ/¦‚Ǿà÷*{7pT‰}¢ÁsˆY“Òàø¾ÑÏÁĊK®÷YwRÄIÒ-Ä.eIí¨ôFªLŸe˜Rçvœ7åùÈÖþ좶5ar–=ÿ…VO®Ù¶”êÒ5á‚6ð ²-ìß֙Ü%8yÛ[b,’Èã-4¾µíŽ(%˜‰diXÄúÿd„c¤¡P.ʎµBÝtÐt-Mð&@Nü5Œ¢±3WAÉL-­dÏU«æèdk[šw5^˜MÞo p–ô´Â~!1–Ô¡öªÜdÛC®J:÷=ÝTÔÑȯW{Ó,®t¢^½ÏÑSꥰ>á})*cÙr·¥_C‹õZ«²Ô¹ JÛúwžû´±+Kß7‹-C[ÝÜ7ò{[aõsÂæ|TY“„J“‰¢Ýaˆy§¼KŠ#يø) ãçPµlhɒŃñ›Mxo@n†à/øú’Bšqž}C°«štqSu_~ˆ4Î!Pæî„L¯?[@
ñ„ÑÍî÷ä61)n?H(|ïëæU-“ŽO`&Žº·F>.4b(C?[+²³ŠÙ’î™“½¼ók™×öù,Rhړ¬W1nçT.=
 î‘®&3z4À™ ›¨_§YW¬Òœ”b*Çá„Ý¡$[»pTk8H‰’«•ígˆfÐÐ鳎f̖M[q´Söa¬’wžš)´¶}àÈ»ˆÖÁ…§v
¡Yt=®bՅX^r¼yâM¤T:»Ûs£­5öFìæ%Ä: {ƒªI.h0ŒX“Rç“ZßÈÖË´kªbE°/®B{DA‘¹ËqúÄØ«›”cg߯ùý‰?”¥Yâ P¯žsŽ×ÄÝN´ºò5gX9`=S׋™ÂÂ6}¦®?…æ¬ãpÕdÆ$9xΠÅòE}âWuf´,ÛÍ#¡Ð!‹f©¸èóšz¢¬~•æîcÎ)Ó°~ì­*ÄÁëdȾp>XAIM0’HäRÌiŠír œÞ‚ÚF1DÁ¾Òò~;Cfè«é
ˆàÞÂî>?§öÄ(°d
ÀαáXhøKš”™ö@,ÂäëT%ÑD’l‹ñè@ôe²Œ†)MšQ¢â,¨|–
Ž²žÂ´ÈLÛ道fÌí(±9…ûñÍÍ´ûá~SWÌMƒm7±™˜—³mÓ`é7
Ømç›ô6dÆÝ o‰KHêXIԕRj:HˆL.íPårT
#õ=¥@Ø&ïJÞ;ÖÙKIÔ9“è©v®MæÀ%Šò¡ 9ãÑì›,V‘c°n•l¹ÕWFL@R„(¸,f‹ª”ÿKfyg’>ºohÿ¨–“D둍±±¿]È)*.;èÎþ9à¸u±å¤ƒ”‹Íüm·š¢ÉƏz¾³Ü©žÆ²%hšmìTOcY&Ӝ‡Íëv¼Ü4Ñ ,JºÜçpÒ°ß¿i’Ç7″êÜÒ¼ý–((™OU+íTÀéh
ëpïÇi‚g!2²8ß{dïe)Œß
I·¡›ìÀú–8KŒ[Èàї±Çݒá¼f»ôN±âÀb”VË«Sg`¥’ø».
9¹ô¹M9¬kI© ©æÓòÜ4xu ‰ñºkd)¯~Ùٍ¶ò¥ÅëRÓðéß±ÉSGçEr¼cèGEˆÚb:´½ØzU0«R°˜ÀSa,v>çUU½)q,•Ž2è„Æ?¶õÆ=ë

ØMEÈ_j­sšÖ$b&€Œ’¥Ò¤‹Ë;Š¼$É{{ݛ 1–ŐàÂÇkO,6³¹ú÷ø—H«È;åðù~óֽ݇¤¿y¯~ÿyͳ¤Ùê^:–GMÍÃ8LÓ3uL•@āOF¡3{A:ásâ֍Û×^LO˜Î§I+ɸÛCFڗ™6§Û۔™Q«ä#ǧZM»`5áĖôhý`¦„á ÑÇF
­yÊÿVÐå2ò™Ý’
d­»ªóþ>½¼fâš3Vè_àb¼Ð¦‘§o|XõS¯
Ùl£~fUO%FâØJµÂÚ6äéþ¢
ßø]xŸd…DXßoŠÉ*þ½oÙé2cµ‚¶—Ÿ¨¥©‚|?²dÛWï5 ,®së4^}Möh_Kk¬ÅÈV®X6^ñFÔy…ËÙaQ,6?6Êòº‚«¨jv«˜[d¸Á;¥ïžy“ìçâ¨Ó–yšì»UÒlŠj`ã6%l‹Ö°j 7IŒ4àóõÍsò£=óa²6ìlØ³ËÇÏËÑPuBCu:ª—ƒr,`)*Ððýùäž ¨ÎDÁî] $n‚X.^lžœèÇu‚XZ%6ÃÁÈ vw”›¸Ž¶©I6¨]zB¢Oî™ñí©Ú•Lóa%7yZÍæ –”ىë?W-+…ZZ1WˆXäô¦m#74P
I3ߧ™’ÏWsl¦ì€+1d·ê¨=˓€’l4Ôqz вê$?³¥à ‚²‹ˆè&”G¦+ìêV?9]dÂFžÝ í›eÑVë—Ôoû¥¤?’8Ó[³a[Ÿô_QBøŽÍ‹†‘ë‘0»`vÇÀ©(³L‡5£™YÐݸ³Ç€,d¢ Ÿ0ŽïSÕ¿ªx¶É’c7ïæ¦ÊÖÀæÖÞ6,¼C»ÓuŸr ºd0f°[lfÔa樒 ãjÒQjEËgò²²ÄÿMØú

*»&~þwIhY¯t'(1ý0‡»‚ 6Á¼9Få|” ,|UH:ëÀ¬öde‰“ѬÄç—¢ùTaÂÔèÒ©£R¬SŽª†ïؑFóJqK®xλÖÈlÄ 0!Ô_H—uґkŸ!„-ÎÓa*§ÙªIFȝcÞáŸ-ÃÌO|u#‰O6Â{r¾F,˜S{CŸIÖRÀ†½Ñx:ûp’ÿB©¦…6$ϝÅFÔcEB îKÓ9d0
F‹šU5(Öh‡ T3›°ŒesÏG½DM·•lëù½Ú@Èü2¾«&BÔ(B¬“8±cqÂÚ·|mg›a0)š††ívù¹’Qñ5`C[ë˜!ÀÕîC€ID”XâyoªT ªZ##×Kcî¥|$Eܪb;}®„NïÁ*‘ØL°êܬ2‰Ì¼p‚Žx+U”2‡®ãŽ‹ç§k:>®rôyU±uÁ¿ÅuéèäS»O»Ó8s¬’µËókfVOø€¶bS Åß·À!S&s¤ì¸oÆ][[„5ü–Y¼6SnU©tóÙÚ$S–}¹¥3Ù¾ÃmrTF­ÂY²¥¨›“­…SÍuØJ‚LâD‘r¦Ã€g§ñ[³åF¡Ìº
É¥‘ýŠÈpš¢oϬ÷Š9xzº (eMI#ê֍rP
÷ÐÒ
…ÌMõÊ3¬¬Å”Û±š‹4fw1|¹•Ù‡O;`2Ú¦ Ô€€£ÍÏô®Ÿ‚¥¶2—X@®™˜èFðŠÏ*ÛR¦‰»øø™» |•£ÿN–ëH¡V¡;ÛϬåã6;O¶jXœéÀ‡§¤ üC³ê|+YƋâió¥)¶QO‚ZvÖI3ٓ ùÈ)š«M» aqÏü•ÅGý4 $ê
ÞÆé²Ù‰cªðtTç~p½ª6ìá¨ýjbáÙô¸ž¹ô‚a®Â»7ؚegzK؎÷”:Å.`äxa,ŠªJ³ÓՁ âI /Ð*û8SÓó’Mn2ÊÄôcÕ.» m҇ƒ>oÑÑ©UeÐÆ)Ùë
1«¢*ùX¾5Ûzß¾@ýàzÝ»Sr:“¢¾CŽ7óã´l &ùɂ©»ä%ÙD=´P^(Ӝ×ÿ¹»ƒËªX×°|ì™îÆ[áéDRҊˆòâF•šË”2ý–Ãç6Y2‹Å¾í)$CWv8‹³@EMàBaú´ ™í]Dµvq‡ÂËNB&š®Êt×Ìtâ«ÿLÝê8dŽÉ÷záàLlo¢4Íâ…ݘ4§¾ÔÕþ»Â‚¾T‹hӞ5
X>JžÖ˪
u{½Ô~¾™s¨J%¼ä ²q¬dmϛu[ð]‘J tʒïJîYV™”ëÌy´‹€žFÞ²Š6úW(WØö’å
e N£ùŽ3™ Žg5襑:á8bì`¯j¼ŸãÀ¬Rl˜§×/ï…ÿ)‘'[`!ْÂ6ùž–­7ˆžGé8×¥?_›ÊâۡŹ™‘ZXOæž23!âeÃފ¹Î|õ+ËåRšîÐ3^Y4•[ñ³6¤ÔÎ;c}Œ“BoúzýHbК(t¡ßTRMË0çÇ¢xÜü0äÓ(چF³¦ýÖÉÔµ6@}Óô9ín_=;_’­Ð2ȸ]ðŒßé7ÖÈ]M7ÊSõ£™W#VTKM
T¥Œßð7^¬q§¸›G¶±~#µnf¾ÜÂϔ Œj‚¥3“æ7rڅúU%ȎrŒ³Ü¸]J)%ÌG{§XöïõŽÁ;D›U=—Š¯ŒŒ©Ni” §”SزTÝ=*«ºEvB1«»¼gfgDš4Ñ7íf®ÚËJ) bÞHî’ÇoAô^-ød³Iýëi3-’ÎcÔó¥Õžea÷áWÇPUÞáfœÛÄ’Q?x§â;z[÷»îõ#]­Ü–e³¿Œø,ÑՋI­tE f–h‡^‘þBîë@ÊàwOڌŽækÓ dpH’6‰À6¬c®.‡cõ’ 8ÈKÓ.õí™2õ¢†6r/ÇejsÜÈîÙ{± &KÌ=,ƒq«ÿ•’Êj±h²¥«¯ìþj ?Éù¥mçV:Ý’LüôÀ}?ºÝ†C|qâV{ô
“¶ŠK8ZSbœ-e”àÚ­‡’ÏÇF»HÞ#GÛ´ƒq+!g‡Ì»H’JWKæqüs9âJã·ì×pÚÚå·2JOXáÃ$‰ŒzX2Ã
 c«7™Ê¿Ü
€s#`:]8:Ib
ºƒ …çfÁÁM¥.ÈÇ÷‡ / mòÈW|{wÂÏÔa×u³‰o—uUt:7ž”cï‹ßÕ X.Jªñí¬ä¯‘ M¨Ž§Á©íúBa› /ô»ƒºcŽ!æt¤X
‘ÔÞÖÏ.baÏ:¨¥ÓGUÖU~f;žD­voú™˜ÄLâ¼s8‰?˜Äøý%¤‰IփI”™|…iO²nÂȹ÷ äxgƒþgù?Ý@Í
endstream
endobj
35 0 obj
>/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI] >>/MediaBox[ 0 0 595.32 841.92] /Contents 36 0 R/Group>/Tabs/S/StructParents 3>>
endobj
36 0 obj
>
stream
xœ½K¹
¾ðè£s˜²%©
4Џé ÈÁ·EN’ÓþÿëêE‰¤¤jõz,¼ãé®RI||$?²|úþ¯Óûû÷ßnÿ¸ŸÄù|ºÞo§ë¯_¾?ôI®‹XO?þûõ‹qú_øßß¿~ùý]¨õã¼úv;¿éðóâÿX¡œBè³N_…+Ì5]áôن_þçÿ¨ø«Ûãõ&/¾…Ê•kºñ?öWû®g)êÓógþšÛ¹Üy9ïïéS{;¿Å½º´/u–ê=®«ëºq÷þ«Ÿ~üóë—/–$ÙͺŠEJ,›ß¿-£wÖkõ²:zí ]{úøív:!ÍH¢u’Š–°žß¢wM¢N2Î’+ñ_e%íÏt‡Ž¶Ë_7´˜WTñý¬¢1ˆø¼°˜ÛòstÔiڒíׅMº4šßŠ³åRٛO–ö—7“¬ÐܳñæÂòƒÄö6¯´h›pötÐìèã-oÕ&IÁù·|ðåÜ©oŠ u±yÇí…íXIµÅ$¶EéªØlÑÛ-ݨҺâÎwä}ã’GøØê%&ÚHXmHH™î]!ޅJÆ £1ìYÚÞH2«´Û´¯mâµ8¨áêG¾£J>*=J咿‹èuvñª°`¥j·A?`· Ĩ óBX&‰ÖXK]þPývÛQ½7œ!xRÚJv¥hÑÄ
°»O.ª®ÚYA¦IÆÒb’õ‘ÄÈÖÁv•X£›í^¨°ŠSeLwEíX6hãqÃkr}¬0ª‰í R¶ÜèÖb“ÀzୃDØWŒWë{רýÙ* G¨
|ŧÁáwðÏ’FdÝ¢‹R¸ÔåŸÓ€ì3¨%{SÍþ£Ö½”¿g«‹ùSmX@²hÑtpCԝ«§ÇOªYH
M}’ÎH^Æ_ã˜ÝÀ¦LüHw}µu@=y Ç)}›’ç¹LãœBËd›yLØÅjýÏÖ0˜Õå8cîÎ×#@‡·1pVÓ&ZQkHåښ7$WÀ¡ˆ¸b¹ì·¢rpÓí ˜$¿^š¬)§)n!*F5ˆJƒ¼b/3h3ºë@K eÈ ÎLª[™e¯Ú>
zšjи‹BŸkð¸ñ SäiM9ø ˜Hµ¬†ï—§´ÄUà„ëÍ´›âÄâ@´QÛ¹p±J|цêaÓ=CJú%Æ_äiE–_lÙR‘¶ÚH—@â°³WѺÀçc‹UXºÇ%‰&%Ψ̰Â,ªb‰¾9Àî,å+îfEgi¡ŒÈ•xX+¥Â˜K6ý¾Ë†Sö0»

Источник

1.1.         Особенности общения со сверстниками и его развитие в дошкольном возрасте

В своей работе «Проблемы в онтогенезе общения» М.И. Лисина дает следующее определение понятия общения. Общение – это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата[15, C.92].

Читайте также:  Общее развитие ребенка во 2 классе

В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у дошкольника она уже становится одной из главных.

         Общения дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослыми.

         Первая и наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстниками можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и.т.д. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.

         Вторая яркая черта общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия со взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, характеризуется значительно более высокой аффективной направленностью. В общении со сверстниками у ребенка наблюдается в 9-10  раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния – от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева.

         Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстником дошкольники используют самые неожиданные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никакими образцами: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и звукосочетания, сочиняют разные небылицы и.т.д. Подобная свобода позволяет предположить, что общество сверстников помогает ребенку проявить свое самобытное начало. Естественно, что с возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако нерегламентированность и раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остаются отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста.

         Еще одна особенность общения сверстников – преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответственной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает. Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения с другими детьми, чем со взрослыми.

         Таким образом, перечисленные особенности отражают специфику детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста. Однако содержание общения существенно изменятся от трех к шести-семи годам [17, C. 74-77]. 

         В дошкольном возрасте существенно возрастает значимость общения со сверстниками, в процессе которого дошкольник реализует нормы и ценности, усвоенные главным образом общении со взрослыми. Сверстник является партнером по совместной деятельности, чье доброжелательное внимание, уважение и признание становится важным для дошкольника. Выделяют три основных вида мотивов общения дошкольников со сверстником.

▪ деловой мотив, под влиянием которого сверстник побуждает ребенка  к общению как партнер по практическому взаимодействию, дети испытывают положительные эмоции от самого процесса совместной деятельности;

▪ личностный мотив, выступающий в феномене «невидимого зеркала», т.е. ребенок видит в поведении сверстника отношение к себе и практически игнорирует в нем все остальное;

▪ познавательный мотив, под влиянием которого происходит общение со сверстником как с равным ребенку существом, которое можно использовать в целях познания и самопознания.

         В дошкольном возрасте действуют все три вида мотивов: положение ведущих в 3-4 года занимают деловые с четко определившимися личностными; 4-5 лет – деловые и личностные, познавательные, при почти равном положении деловых и личностных и при тесном переплетении личностных и познавательных; в 6-7 лет – деловые и личностные.

Читайте также:  Уровень развития ребенка 6 лет ниже среднего

         В исследованиях М.И. Лисиной и А.Г. Рузской были выделены существенные особенности общения дошкольника со сверстниками, качественно отличающих его от общения со взрослым.

▪ большое разнообразие коммуникативных действий и широкий их диапазон, что определяется богатым функциональным  составом общения сверстников и большим разнообразием коммуникативных задач;

▪ сильная эмоциональная насыщенность, что выражается в большом количестве экспрессивно-мимических проявлений и аффективной направленности действий по отношению к сверстнику;

▪ нестандартность и нерегламентированность общения детей, характеризующиеся особой раскованностью, ненормированность, действий, их незаданностью никакими образцами, использованием непредсказуемых и нестандартных средств общения;

▪ преобладание инициативных действий над ответными, что проявляется в невозможности продолжить и развить  диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера и часто вызывает конфликты, протесты, обиды.

         Выделяют три формы общения дошкольников со сверстниками: эмоционально-практическую, ситуативно-деловую и внеситуативно-деловую.

Эмоционально-практическая форма общения детей со сверстниками характерна для детей от двух до четырех лет. Ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединялся к его шалостям и, действуя с ним вместе или попеременно, поддержал и усилил общее веселье. Каждый участник такого эмоционально-практического общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. В сверстнике дети воспринимают лишь отношение к себе, а его самого (его действия, желания, настроения), как правила, не замечают. Эмоционально-практическое общение крайне ситуативно – и по своему содержанию, и по средствам осуществления. Оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера. На данном этапе общение детей еще не связано  с их предметными действиями и отделено от них. Основные средства общения детей – локомоции или экспессивно-мимические движения.

         Ситуативно-деловая форма общения складывается примерно к четырем годам и остается наиболее типичной до шестилетнего возраста. В это время сюжетно-ролевая игра становится коллективной —  дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Общение с другими в ролевой игре разворачивается как бы на двух уровнях: на уровне ролевых взаимоотношений и на уровне реальных, т.е. существующих за пределами разыгрываемого сюжета. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится  деловое сотрудничество. При ситуативно-деловом общении дошкольники заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность своего партнера для достижения общего результата. Такого рода взаимодействие было названо сотрудничеством.

         В конце дошкольного возраста у многих детей складывается внеситуативно-деловая форма общения. Значительно возрастает число внеситуативных контактов. В этом возрасте становится возможным «чистое общение», не опосредованное предметами и действиями с ними. Дети могут достаточно продолжительное время разговаривать, не совершая при этом никаких практических действий. Между старшими дошкольниками появляется умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления, но и некоторые внеситуативные, психологические аспекты его существования – желания, предпочтения, настроения. К концу дошкольного возраста возникают устойчивые избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки дружбы. Дошкольники «собираются» в небольшие группы (по 2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. На протяжении дошкольного возраста нарастает процесс дифференциации в детском коллективе:  одни дети становятся популярными, другие отвергаемыми.

         Таким образом, в дошкольном возрасте происходят значительные изменения в содержании, мотивах и средствах общения со взрослыми и сверстниками, среди которых общими являются переход к внеситуативным формам  и преобладанию речевых средств. Все факторы, способствующие общению дошкольника со взрослыми и сверстниками в форме совместной деятельности, речевого общения или только мыслительного являются сильнейшими стимуляторами его психического развития.                   

Источник