Своими руками для развития мелкой моторики ребенка
Лариса Гацко
Пособия по развитию мелкой моторики своими руками
Тема:
«Пособия по развитию мелкой моторики своими руками».
Лариса Гацко
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его ручных умений. По умелости детской руки специалисты, на основе данных современных исследований, делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга.
Известный физиолог И. П.Павлов считал: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга.Можно сделать вывод: начало развитию мышления дает рука».
Руки- это наш рабочий орган. Именно через него мы получаем сведения о мире, играем, исследуем, творим.
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики руки? Дело в том, что в головном мозге человека, центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь, мышление, творчество. Формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук, стимулирует развитие нервной системы, всех психических процессов и речи. Игры на развитие мелкой моторики дают возможность развивать мышечные и тактильные ощущения, расширяют кругозор, стимулируют развитие творческого воображения. Благодаря таким играм, ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.
Работу по совершенствованию и коррекции мелкой моторики необходимо проводить как можно раньше.
Поэтому в группе необходимо иметь набор игр и игрового материала для моторного развития детей, которые необязательно покупать в магазине, а изготовить своими руками.
Предлагаю вам познакомиться с пособиями, которые я использую в своей работе.
1. Всем известная развивающая доска «Бизиборд».
2. Панель с тактильными дощечками, на которых наклеены материалы разной фактуры (мех, вельвет, драп, клеенка, спички, шнур, крупа, воск от свечки).
3. Панель с рамками-вкладышами.
4. Тактильные мешочки, наполненные разными крупами. Игра «Найди два одинаковых».
5. Цифры с нашитыми пуговицами.
6. Пособие «Сенсорный куб». Данное пособие можно использовать в работе с детьми на протяжении всего дошкольного детства.
7. Сушилка для белья.
Тренировать ручки и мозг ребятам помогут обычные прищепки. Здесь ребенок учится правильно открывать и закрывать прищепку, прицеплять их. Если вы в руки детям дадите платочки, одежду для кукол, картинки (по темам недели) и они будут развешивать их прищепками, то такая деятельность не может не понравиться маленькому человечку. Любимое занятие детей и передвигать прищепки палочкой.
Кроме того, для игр с прищепками используем старые пластинки, компьютерные диски, вырезанные из картона различные фигурки (ёжики, птички, солнышки и др.)
8. Пособия по шнуровке.
Шнуровка-очень полезное занятие для пальчиков. Существует множество вариантов шнуровки, предлагаю вашему вниманию некоторые из них.
9. Для развития ручной умелости помогают и катушки. Игра «Намотай ниточку».
10. Дощечки с набитыми гвоздиками.
11. Любимое занятие наших ребят собирать бусы.
12. Игра «Покорми мишку и колобка».
13. Игры с пинцетами.
14. Игра «Разложи фасоль» (футляры от градусников).
15. Игра «Вязаные «блинчики». (игра взята с интернета).
Дубы-дубы-дубочки, (дети перекладывают «блин» с ладошки на ладошку)
Пеку-пеку блиночки,
С одной стороны (переворачивают блин на полу — «сковороде» двумя пальцами)
С другой стороны,
Жарю в масле я блины.
Вот блин со сметаной (блин на ладошке-смазываем его сметаной)
Он самый румяный,
В трубочку сверну (сворачиваем)
Другу подарю
Кушай мой румяный блин
Завтра снова поедим.
16. Игры со скрепками.
И вот ещё некоторые.
Буду рада если данные пособия пригодятся кому-то в работе!
Благодарю за внимание! Творческих вам успехов!
Источник
Автор Teddy На чтение 8 мин. Просмотров 6.2k.
Обновлено 25.07.2018
Руки для человека очень важны. Ежедневно они выполняют тысячи разнообразных движений, большинство из которых делаются неосознанно. Поэтому в развитии ребенка следует особое внимание уделять мелкой моторике. Малыши любят трогать предметы, ощупывать их, пытаются выполнять простейшие движения руками.
Игрушки для развития мелкой моторики служат отличным практическим материалом, с помощью которого ребенок через игру занимается каждый день. Их можно изготовить самостоятельно, используя разнообразные подручные средства.
Меры предосторожности
Существует множество мастер-классов, помогающих изготавливать дома игрушки детям любых возрастов. Многие современные родители стараются развивать моторику ребенку рано, пока он еще грудничок. Малышам всегда интересны новые предметы.
Однако, выбирая материалы и пошаговую инструкцию, стоит помнить о мерах предосторожности:
- Пришивайте все элементы игрушки покрепче, особенно мелкие — дети любят не только трогать, но и пробуют «на зуб» понравившийся предмет.
- Закончив поделку, проверяйте все ее элементы сами, причем несколько раз. Насколько крепко пришиты пуговицы? Легко расстегнуть молнию? Есть узкие места, где можно случайно защемить палец?
- Осмотрите игрушку. Помните, там не должно присутствовать никаких мелких острых концов, режущих краев и других опасных элементов, о которые малыш может пораниться.
- Используйте на игрушки для развития моторики рук для малышей только натуральные материалы, не содержащие никаких примесей или химии.
- Проявите фантазию. Ребятишки 0-3 лет и старше познают мир через тактильные ощущения. Вот почему они стараются все потрогать, даже попробовать. Делайте разные игрушки — мягкие и твердые, шершавые. Экспериментируйте с размерами и формой. Помните, даже месячный младенец сможет развиваться, изучая новые предметы.
Сенсорные мешочки
Такие игрушки своими руками для развития мелкой моторики у детей подойдут малышам 0-3 года и чуть старше. Внешне они выглядят как мягкие тканевые мешочки, набитые разнообразными материалами. Ребенок будет трогать их и обнаружит скрытые сюрпризы внутри.
Сова с секретом
Маленький мешочек — сова, внутри которого находятся различные материалы.
Что потребуется:
- фетровая ткань — разноцветные кусочки (белый — глаза, желтый — клюв и основной цвет для туловища);
- ленточки;
- нитки;
- иголки;
- тюль или иная прозрачная ткань;
- мелкие материалы (бусинки, звездочки, пуговицы);
- готовая выкройка.
Порядок изготовления:
- Дидактический материал можно скачать готовые или нарисовать самим. Основа — туловище совы в форме арки. Перенося готовые детали на ткань, стоит помнить, что одна сторона (задняя) — будет закрытой, а вторая (перед) — имеет небольшое круглое отверстие, через которое содержимое мешочка отлично просматривается.
- Вырежьте круг чуть больше отверстия из тюли. Аккуратно пришейте его к детали передней стороны (где было круглое отверстие).
- Соедините основные две детали, прошив машинкой. Только оставьте внизу небольшое отверстие, через которое набейте мешочек собранными мелкими деталями. Незачем класть много, лучше соберите разных штучек: звездочки, пуговицы, бисер.
- Закончив набивку, закройте отверстие. Теперь осталось украсить мешочек — вырежьте из мягкого белого фетра глаза, черным маркером можно добавить им зрачки, из желтого — треугольный клюв. А голову совы украсьте двумя яркими ленточками. Такие игрушки для мелкой моторики рук от года тоже подойдут. Они безопасны, ведь содержимое нельзя достать.
Тактильные мешочки
Можно смастерить несколько маленьких тканевых мешочков, набив их разнообразным содержимым: крупами, бисером, рисом.
Что потребуется:
- ткань;
- нитки, иголка;
- ножницы;
- содержимое — крупы, рис, бисер, бусинки.
Порядок работы:
- Раскроите несколько маленьких подушечек и аккуратно набейте каждую крупами, только смотрите, чтобы содержимое получилось разным. Например, в одной будет только рис, в другой — овсяная крупа и пр.
- Сшейте дополнительно для них большой тканевый мешок, где будете хранить самодельные игрушки.
- Чем набивать? Вариантов много: ракушками, рисом, ватой, камушками, бусинами. Главное, чтобы предметы были гладкие и безопасные.
Слингобусы грызунки и браслетики для грудничков
Такие игрушки больше подходят для грызения и ощупывания младенцам. В магазинах не всегда можно доверять ассортименту, нет гарантии в безопасности изделий. А дома можно смастерить их самим, используя пошаговую инструкцию.
Это самые ранние игрушки, внешне похожи на бусы или браслеты. Мамы часто надевают их, чтобы отвлекать ребенка, пока он находится в слинге или на руках.
Важно! Здесь потребуются навыки вязания именно крючком. Умение связывать предметы (браслеты, бусины) и связать отдельные элементы (фигурки животных, мягкие шарики).
Что потребуется:
- деревянные бусины;
- хлопковые нити;
- крючки;
- вощеный шнур/лента (основа);
- наполнитель (силиконовое волокно, вата);
- шуршащие или какие-нибудь гремящие предметы (по необходимости).
Порядок работы:
Заранее определитесь, будет это маленький браслет, полноценные бусы или игрушка — кусалка. Основой служит деревянный предмет.
Браслет — игрушка
Вариант 1. Возьмите небольшое деревянное кольцо и аккуратно обвяжите его так, чтобы вязаная ткань покрыла всю поверхность. Похожим образом обвяжите небольшую деревянную бусину — «голову» игрушки. Отдельно свяжите пару ушей к ней, оформите мордочку. Закончив, соедините детали.
Вариант 2. Здесь деревянные шарики чередуются с мягкими, вязаными. Можете обвязать несколько деревянных шаров — бусин или связать шарики, набив их ватой/поролоном. Пусть в браслете мягкие шарики чередуются с обычными деревянными. Соедините их, набрав на толстую, хлопковую нить.
Вариант 3. Браслет с разными шариками дополнен парой деревянных колец.
Вариант 4. Браслет — бегемотик. Обвяжите деревянную основу — браслет хлопковой нитью, только плотнее и закрепите концы. 4 ножки и голову бегемотика свяжите отдельно. Набейте их ватой или иным мягким наполнителем.
Вариант 5. Разноцветные вязаные шарики собраны вместе, с ними фигурка маленького бегемотика. Каждый шарик связывайте отдельно. Можно использовать разноцветные нитки, так игрушка получается ярче. Собирая готовые шарики, чередуйте их с небольшими бусинами. В центре пришейте вязаную фигурку зверушки.
Слингобусы выполняются похожим образом, только они большего размера. Мама носит такие как практическое пособие малыша, заодно отвлекающая вещь.
Подобные игрушки подходят и годовалым детям, 1-2, даже 1-3 лет. Можно со временем усложнять структуру бус или браслета, объясняя ребенку, из каких именно элементов он состоит.
Шнуровка
Дети постарше (3-4, также 4-5 лет) уже освоили азы пальчиковой моторики, пора им изучать мастерство завязывания шнурков. Конечно, большинство детской обуви делается на удобной застежке или липучке, но малышу все равно нужно уметь завязывать себе шнурки.
Лучше всего навык познается на практике. Поможет игрушка — шнуровка. Видно как развитие мелкой моторики рук помогает ребенку в жизни.
Что потребуется:
- фетр разноцветный;
- шнурки (обычные новые);
- картон — основа;
- кнопки (вернее, специальные кружки, которыми закрываются отверстия);
- нитки, иголка;
- ножницы;
- готовый шаблон.
Порядок работы:
Форма игрушки. Если шнуровку делаете для малыша помладше (2-4 года), тогда можно сделать любую зверушку. Например, улитку или дракона, на котором будет элемент шнуровки. Фактура изделия тканевая, мягкая. Чтобы игрушка заинтересовала, стоит выбирать любимого зверя ребенка. Нравятся динозавры — сделать динозавра, нравятся кошки — кота. Добавить элемент шнуровки несложно к любому.
Если ребенок постарше (5-6 лет), лучше изготовить пример обуви. Тогда он сможет практиковаться завязывать шнурки, вдевать их, вязать бантики, понимая, где это используется.
Улитка — шнуровка
Раскроите все детали будущей улитки: круглую раковину, туловище, два кружка — глаза, дополнительные детали — окружение. Основой будет лист плотного картона, сверху обшитый фетром или иной плотной тканью. Для удобства картон приклейте потом.
Сначала на ткань — основу пришейте элементы будущей улитки. Для оформления ее раковины прострочите несколько раз, делая шов в форме уменьшающейся спирали. Закончив, пришейте вручную бусинки, через которые потом нужно будет продевать шнурок.
Осталось пришить оставшиеся детали игрушки — туловище, глаза. Два шнурка будут рожками улитки. Сделайте поделку яркой, разноцветной, чтобы заодно развивать способность ребенка различать цвета (их названия, наименования предметов). Добавьте элементов к картине. Солнышко, травку, пенек.
Шнуровка — кеды
Скачайте шаблон кеды и перенесите его на ткань. Постарайтесь создать реалистичную обувь. Низ — темный фетр, носок — полукруг белой ткани, основа — детали из зеленого фетра. Основа — квадратный отрез ткани, к ней пришиваете детали игрушки.
Сначала пришейте черный низ. Сверху — белый полукруг-носок кеды. Делайте его чуть меньше, чтобы край низа был заметен. Сложнее всего — оформить дырочки. Купите специальные пластиковые «шлепки», и сделав круглые дырки, установите их сверху. Можно приклеить, чтобы ребенок потом не смог вытащить детали.
Такие сенсорные игрушки должны быть максимально реалистичными. Малыш станет ассоциировать их с настоящими кроссовками или ботинками.
Источник
Марина Осипова
Дидактические игры своими руками для развития мелкой моторики и сенсорики детей раннего возраста
Основной задачей раннего развития ребенка в 2-3 года является развитие сенсорики, мелкой моторики и координации движений. Хорошими помощниками в развитии мелкой моторики в нашей группе являются различные развивающие игры, которые я сшила сама.
Предлагаю вашему вниманию свои авторские дидактические пособия.
Подушечка «Солнышко»
На подушечке нашито «Солнышко», которое имеет много лучиков. Они выполнены из различных материалов: молнии (основные цвета, пуговицы, бусины (разной формы, цвета и размера, разноцветные ленты и резинки.
Играя с «Солнышком» дети учатся расстегивать и застегивать молнии,передвигать пуговицы через препятствия (резинки, передвигать бусины (большие и маленькие) вперед и назад, снимать резинки с пуговиц, а затем надевать. С этим пособием можно играть за столом, на ковре или повесить его на стену.
Играя с «Солнышком», дети изучают основные цвета, развивают мелкую моторику и весело проводят время!
«Волшебная подушечка»
Для работы с малышами я сшила подушечку. Почему я назвала ее волшебной? Да потому что в ней есть загадки, секреты и превращения!
Подушечка сшита из приятной мягкой ткани, на ней нашиты пуговицы и «липучки». На обратной стороне подушечки расположен карман, который закрывается на две молнии. В нем находятся наборы аппликаций, изготовленные из разной по фактуре ткани на группировку предметов: домашних и диких животных и местом их обитания. Каждый из предметов имеет петельку для пуговицы или «липучку».
Детям предлагается открыть молнии, достать фигурки домашних и диких животных и развести их по домам. Беря фигурку очень важно,чтобы ребенок правильно называл животное и проговаривал, где оно живет. Играя с данным пособием, дети учатся классифицировать животных на домашних и диких, а так же их место обитания. Учатся застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, «липучки» и с пользой проводить время! После игры фигурки отстегиваются, убираются в карман и застегиваются на молнии.
Таким образом, пособие решает задачи по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и мелкой моторики.
«Веселые медвежата и зайчата»
Малыши очень любят все яркое и разноцветное. Поэтому данную игру я расположила в красивой красной сумочке, на которой находятся три большие пуговицы. Дети, расстегивая их достают веселые» мордочки» медвежат и зайчат которые сшиты из фактурных тканей – основных цветов и пуговиц (которые служат глазками).
Играя с данным пособием, дети расстегивают пуговицы, которые держат ушки зайчика или медведя; затем застегивают пуговицы, собирая зайчика или медведя. Из двух и более разнообразных ушек находят ушки нужного цвета и пристегивают их к основе зайчика или медведя, чтобы они получились одного цвета. После игры все фигурки собираются в сумочку и застегиваются на пуговицы.
Данное дидактическое пособие развивает у детей мелкую моторику, воспитывает познавательный интерес, развивает речь, совершенствует восприятие цвета и формы, учит собирать целое из трех частей, а также помогает формировать навыки самостоятельности и самообслуживания.
Книжка-малышка «Колобок»
Малыши очень любят, когда им рассказывают или читают сказки, но детям раннего возраста присуще наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, поэтому я сшила для них книжку-малышку в виде сказки «Колобок», чтобы они могли сами рассказывать и одновременно показывать ее.
Книжка-малышка сшита из приятной мягкой ткани с нашитыми на нее «липучками» и шнурком, по которому двигается «колобок». Фигурки животных выполнены из различных фактурных тканей с «липучками» на изнаночной стороне.
Малыши сначала снимают всех персонажей с основы книжки, а затем, рассказывая сказку, двигают «колобка» по дорожке (шнурку) к тому или иному персонажу, которого приклеивают на «липучку».
Данное дидактическое пособие направленно на развитие речи, мелкой моторики, познавательной сферы, зрительного и тактильно-двигательного восприятия, а также оно учит правильно называть диких животных, расставлять их в правильной последовательности в соответствии с сюжетом сказки. Воспитывает внимание и эмоциональную отзывчивость.
Источник
Галина Григорьева
Пособие своими руками для развития мелкой моторики ребёнка с 1–3 лет
Хочу представить вам поделки изготовленные своими руками для развития у детей мелкой моторики.Использую для этого различный материал: ткань, пластиковые бутылки, пряжу, фетр,пуговицы, замочки, липучки и многое другое. Дети с удовольствием играют в такие игры.
Занимательный куб. Учим детей заплетать косички девочке, застёгивать пуговки, замочки, застёжки, угадывать сказочных героев, прикрепляемых с помощью липучки.
Посади цветочки на полянку по цвету. Используем вязанные цветочки, которые пристёгиваем на пуговицы и с помощью липучек садим бабочек на полянку.
Занимательный коврик.
Сказочный поезд
Собери горошинки. В этом пособии дети крепят горошинки с помощью кнопок и липучек.
Игры с прищепками
Весёлые солнышки. Дети украшают солнышки с помощью фигурок на липучках, учим различать предметы на ощупь.
Найди предметы по цвету
Игры со шнуровками
Подбери бутылки по цвету и звуку
Найди кукле одинаковые варежки по размеру и цвету
Подбери крышку к банке
Публикации по теме:
Дидактическая игра-пособие «Елочка» для сенсорного развития малышей и развития мелкой моторики
Вязаные игрушки и пособия — это отличный тренажер для маленьких пальчиков. Поверхность вязаного пособия имеет ребристую структуру, которая.
Дидактическая игра «Солнышко» своими руками для развития мелкой моторики детей 2–3 лет
Детям очень нравятся игры с прищепками. Это спокойные игры, которые дают возможность сконцентрировать внимание и развивают мелкую моторику.
Дидактическое пособие для развития мелкой моторики
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу предоставить вашему вниманию пособие, очень простое, но интересное. Называется оно «Раскрась.
Дидактическое пособие своими руками для развития мелкой моторики
Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познаёт мир, начинает с ним общаться, набирается.
Игровые пособия для развития мелкой моторики пальцев рук своими руками
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому развивая речь и стимулируя моторику.
Игрушка для развития мелкой моторики своими руками
Игрушка для развития мелкой моторики своими руками. Для заинтересованных педагогов не составит труда сделать игрушки для мелкой моторики.
Игры для развития мелкой моторики рук ребёнка с задержкой психического развития
Все мы хорошо знаем, что уровень развития малышей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев их.
Игры для развития мелкой моторики своими руками
Предлагаю Вашему вниманию итог нашей работы с родителями наших маленьких воспитанников. На родительском собрании я выступила с докладом.
Пособие для развития мелкой моторики своими руками
Изготовленное пособие я использую не только для развития мелкой моторики, но и для развития тактильных ощущений, закрепления основных цветов,.
Развивающие книжки своими руками для развития мелкой моторики рук в первой младшей группе
Я работаю в первой младшей группе. Развитие мелкой моторики- одно из важных направлений в работе с детьми. Развивая детские пальчики мы.
Источник