Связность речи у ребенка 5 лет

Связность речи у ребенка 5 лет thumbnail

Формирование навыков овладения связной речью детьми 5-6 лет

Лариса Викторовна Шеремет, учитель-логопед

 ГБДОУ д/с № 35 Красносельского района, Санкт-Петербург

Развитие связной речи детей – одна из главных задач детского сада. Связная речь неотделима от мира мыслей: связная речь – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития.

       Связная речь включает развитие умений строить высказывания разных типов: описание, повествование, рассуждение.

Описание – это специальный текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, оценивающая предмет. На занятиях и в совместной деятельности мы учим описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, собственные рисунки или их замысел, явления природы, людей и животных.

Повествование – это сюжет, развертывающийся во времени и в логической последовательности. Дошкольники могут составлять разные типы повествований: реалистические рассказы, сказочные истории, рассказы по картинкам или серии сюжетных картин.

Рассуждение – это текст, включающий причинно – следственные конструкции, вопросы, оценку. Особенно важно развитие у дошкольников умения логически мыслить, рассуждать, доказывать, объяснять, делать выводы, обобщать высказанное, а эти умения развиваются в таком типе высказывания, как рассуждение.

Овладение связной монологической речью- одна из главных задач речевого развития дошкольников. Успешность ее решения зависит от многих условий: речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка, которые необходимо учитывать в процессе систематического, целенаправленного речевого воспитания. В дошкольный период ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строится по законам литературного языка.

Диалогическая форма речи является первичной формой языкового общения и состоит из обмена высказываниями, для которых характерны: вопрос, ответ, добавление, пояснение, возражение, реплики. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация, которые могут изменять значения слова. Диалог характеризуется сменой высказывания двух или нескольких говорящих на одну тему, связанную с какой-либо ситуацией. В диалоге представлены все разновидности повествовательных (сообщение, утверждение), побудительных (просьба, требование), вопросительных предложений с минимально синтаксической сложностью, используются частицы и междометия, которые усиливаются мимикой, жестами, интонациями. В спонтанном диалоге репликам не свойственны сложные предложения, в них встречаются фонетические сокращения, неожиданные формообразования и словообразования, а также нарушения синтаксических норм. Но именно в процессе диалога ребенок учится произвольности высказывания, у него развивается умение следить за логикой своего высказывания, то есть в диалоге зарождаются и развиваются навыки монологической речи.

Необходимо развивать у детей умение строить диалог: спросить, ответить, объяснить, попросить, поддержать, подать реплику, с использованием разных языковых средств в соответствии с ситуацией. С этой целью проводятся беседы на различные темы. Например: выбираем с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали (как вы недавно гуляли по набережной и смотрели праздничный салют; как вы отмечали День Рождения; как вы встречали бабушку на вокзале и т.д.). По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей- до тех пор, пока уже не сможете добавить ничего к сказанному. В диалоге дошкольник учится выслушивать собеседника, задавать вопросы, отвечать на поставленные перед ним вопросы. Владение связной монологической речью — основной и завершающий этап ее развития — высшее достижение речевого воспитания дошкольника. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи- лексической, грамматической, фонетической.

При обучении детей построению развернутого высказывания необходимо формировать у них элементарные знания о структуре текста (начало, середина, конец) и представление о способах связи между предложениями и структурными частями высказывания. Именно способы связи между предложениями выступают как одно из важных условий формирования связности речевого высказывания. Основными средствами этой связи являются местоимения (Прибежал ежик, Он любит яблоки.), лексический повтор (Зайчик прыгает. Зайчику холодно.), синонимическая замена (Белочка прыгает. Рыжик веселится.). Такая связь делает речь более гибкой и разнообразной, т.к., овладевая этим способом, дети учатся избегать повторений одних и тех же слов и конструкций.

Читайте также:  Красное шершавое пятно на коже у ребенка 5 лет

В обучении дошкольников построению связных текстов необходимо развивать умение раскрыть тему и основную мысль высказывания, умение озаглавить текст.

Большое значение в организации связного высказывания играет интонация, поэтому развитие умения правильно использовать интонацию отдельного предложения способствует оформлению структурного единства и смысловой законченности текста в целом.

Основные виды связного высказывания — рассказ и пересказ.

Обучение пересказу.

Развивать связную речь ребенка можно, разговаривая с малышом по поводу прочитанных ему книг. Главная опора при обучении пересказу – на память и понимание, поэтому, предложив ребенку пересказать текст, надо убедиться, что он его понял. Для этого надо уточнить значение слов, выражений, которые ему не понятны. Составляем план пересказа, путем подбора вопросов к тексту. Очень конкретные вопросы задавать не надо, чтобы пересказ не превратился в вопросно-ответную беседу по тексту. Главное, чтобы с помощью вопросов ребенок мог связать отдельные части текста между собой, не нарушив при этом последовательность событий.

Пересказывание стихотворного текста.

Лучше всего подходят для этого стихи — небылицы с однотипным эпизодом, ясной логической последовательностью событий. На отдельных занятиях дети могут сделать рисунки на сюжет пересказываемого текста. Рисование на сюжет рассказа с последующим оречевлением своего рисунка – эффективный прием работы над развитием связной речи дошкольников.

Драматизация как способ пересказа.

Сказку или текст можно разыграть с детьми, предоставив им возможность выбрать себе роли. Заинтересовать дошкольников можно с помощью кукольного театра. Куклами могут стать и обычные игрушки, главное — проявить желание поиграть.

Существуют такие стихи — перепутаницы, текст которых можно восстановить, исправив ошибки. Дошкольники с удовольствием этим занимаются и получают опыт творческого пересказа, развивая при этом наблюдательность, речевую память и логическое мышление.

Нравится детям пересказывать юмористические стихи, в которых незадачливый герой все делает наоборот. Обычно дети не затрудняются в поиске неправильных действий и, пересказывая стихотворения, комментируют действия героя и исправляют его ошибки.

Важное место в работе по развитию связной речи занимает обучение рассказыванию по картинкам. Известно, что наглядный материал облегчает овладение навыка составления связных развернутых высказываний. Роль наглядных средств, особенно картин, признается многими педагогами. Можно проводить различные виды работ с картинками: рассказывание по отдельной картинке, рассказывание по серии сюжетных картинок, описание пейзажной картины, восстановление порядка серии картинок и составление рассказа по ним. При рассказывании по серии сюжетных картинок дошкольники сначала составляют текст коллективно, при этом они сами должны распределить функции: кто будет рассказывать по первой картинке, кто- по второй и третьей, кто будет завершать рассказ. При такой распределении в рассказывание включается вся группа детей, при этом развивается умение выстраивать сюжетную линию в рассказе, использовать разнообразные средства связи между смысловыми частями высказывания, формируется элементарное осознание структурной организации текста. Большое место в формировании связной речи у дошкольников занимает обучение описанию предмета. Для этого можно использовать множество игровых приемов: загадывание загадок, описание предметов по наглядной схеме, по памяти и по рисунку, описание предмета без его называния, сравнение предметов. На первом этапе работы можно включать упражнения на узнавание предмета по его описанию, упражнения на сравнение предметов по существенным признакам, упражнения на составление словосочетаний и предложений с опорой на зрительное восприятие. Узнавание надо проводить в игровой форме с использованием лото, муляжей, картинок. Для составления рассказа должен быть образец педагога. По мере усвоения детьми навыков описания можно вводить новые приемы: описание по памяти, по своему рисунку. Не надо забывать и о загадках и отгадках, которые могут сочинять сами дети. Обучение рассказыванию с элементами творчества.

Здесь можно использовать следующие приемы: придумывание рассказа по аналогии, придумывание продолжения (завершения) к данному рассказу, составление рассказов по нескольким предметным картинкам или игрушкам, составление творческих рассказов «Кем работает мой папа?», «В гостях у бабушки».

Дети 5-6 лет любят фантазировать, придумывать свои сказки, новых сказочных героев. И если взрослый включится в эту игру, можно составить книжечки детских рассказов, записанных со слов ребенка, а он нарисует картинки.

Читайте также:  Почему ребенку 5 лет ничего не интересно

Одним из игровых приемов является моделирование сказочного сюжета.

Использование приема наглядного моделирования дает возможность:

  • самостоятельного анализа ситуации или объекта;
  • развития децентрации (умения менять точку отсчета);
  • развития замыслов-идей будущего продукта.

Рассказывая детям сказку, постарайтесь сопровождать повествование условными картинками – символами: можно использовать буквы – зверушки или цветные геометрические фигуры, обозначающие тот или иной персонаж. В дальнейшем дошкольники могут самостоятельно рассказывать сказки по опорным моделям и составлять схемы – модели сюжетов. По готовым схемам можно придумывать и новые сказки, варьируя последовательность сюжетной линии, добавляя героев, изменяя место действия.

Развитие речи в дошкольном детстве – процесс многоаспектный по своей природе. Прежде всего, этот процесс органически связан с умственным развитием, поскольку интеллектуально-языковые взаимосвязи, включенные в овладение родным языком, активно влияют на педагогический процесс обучения родному языку, развития, формирования речи.

Речь, во всем ее видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется.

Источник

Статья:

Старший дошкольный возраст — важный этап подготовки ребенка 5 лет к школе. У родителей еще есть пару лет, чтобы подтянуть речевые навыки чада до совершенства. Ведь чем лучше развитие речи, тем проще первокласснику будет учиться писать и читать, усваивать школьную грамоту.

Особенности развития речи 5 – 6 лет

Все компоненты речи в этом возрасте совершенствуются, ведь они необходимы для дальнейшего школьного обучения.

Фонетика: произношение звуков

Ребенок 5 лет готов выговаривать правильно все звуки. Но некоторым детям все еще не даются шипящие и «р» (его заменяют на «л»). Причем изолированно они могут правильно произносить «р», а в словах — нет. Даже те элементы, которые они говорят всегда правильно, могут «хромать» в словах со сложной слоговой структурой.

Характерная особенность развития речи ребенка 5 лет — он замечает, как говорят друзья и свои собственные ошибки, то есть появляется критичность.

Словарный запас дошкольников

Он насчитывает от 2500 до 3000 слов. Словарь дополняется обобщающими словами.

Еще одна особенность развития речи 5 – 6 лет— детки оперируют многими понятиями. Могут назвать природные явления, предметы быта, времена года, профессии, виды транспорта, животных (домашних-диких), птиц, фрукты-овощи.

Причем они имеют представление о том, к примеру, как выращивают фрукты, овощи, какие изменения происходят при разных сезонах, о том, какие животные обитают в лесу, а какие на ферме. Ориентируются в пространстве, знают названия месяцев, дней недели, праздников, правила дорожного движения для пешеходов.

Им нравится рассуждать о том, что они видят, о происходящем. Общение способствует развитию речи, и наоборот.

Простые слова они говорят правильно, не меняют и не пропускают слоги. Но вот сложные или малознакомые слова могут искажать.

Грамматический строй речи

В большинстве случаев детки говорят распространенными простыми предложениями, но появляются сложные. Предложения становятся более оформленными грамматически — в них присутствуют основные части речи.

Появляются собирательные существительные (детвора, белье, листва), прилагательные, которые обозначают свойства и состояние вещей (обледенелый, застывший). Детям доступны абстрактные понятия (душевный, милый, добрый).

Выделяют такие особенности развития речи 5 – 6 лет: ребята правильно применяют предлоги, спрягают существительные по падежам и числам, согласовывают существительные с числительными (три снегиря, пять шоколадок), образуют притяжательные прилагательные (мамин, лисий).

Ребята могут неправильно употреблять существительные в именительном, родительном падежах во множественном числе (карандаш — много карандашов) и приставки с пространственным значением (подошел, зашел, вошел). Это считается нормой развития речи в этом возрасте.

Связность речи

Дошкольники говорят вполне связно, последовательно и логично. Они могут составить рассказ по картинке или серии иллюстрацией, пересказать небольшую историю или сказку объемом 50 предложений. Могут вести монолог, оперируют фразами. У них достаточно сформированы речевые навыки, чтобы точно выражать свои мысли, желания, делиться впечатлениями.

Норма развития речи у ребенка 6 лет

В этом возрасте характерны следующие особенности:

  1. Словарный запас включает до 3000 слов, они запоминаются на лету;
  2. Дети выговаривают все звуки;
  3. Артикуляционный аппарат полностью сформирован;
  4. Словотворчество «отмирает»;
  5. Умеют управлять своим голосом — тональностью, громкостью;
  6. Доступен простой звуковой анализ: могут найти звук в слове и подобрать слова, которые начинаются на него;
  7. Оперируют обобщающими словами, разными категориями (посуда, транспорт, времена года, животный мир);
  8. Развитие связной речи 5 – 6 лет.
Читайте также:  Клацид суспензия ребенку 5 лет

Занимайтесь с ребенком. Разговаривайте много, ведите диалог, отвечайте на вопросы, читайте и обсуждайте книги, фильмы — все это способствует развитию речи. Эффективны упражнения, которые вы можете выполнять дома.

Игры на развитие речи дома

Предлагаем комплекс упражнений. Они проводятся в форме игры:

  1. Дни недели. Называем дни недели, хлопаем в ладоши — один хлопок на один слог. Потом родитель просто хлопает, а ребята угадывают день недели;
  2. Слушаем слова. Взрослый выбирает тематику, например «Ферма», и 3 слова на эту тему (корова, морковь, поле). Далее сочиняет историю с этими словами. Задача — каждый раз, когда взрослый говорит одно из трех слов, подпрыгивать;
  3. Рифмуем. Взрослый выбирает любое слово, придумывает рифмы к нему. Потом описывает его, не называя. К примеру, «велосипед» — «то, что посылают дедушке с бабушкой в письме» («привет»). Дошкольники должны угадать его;
  4. Если я… Взрослый придумывает фразы, которые начинаются на «Если я…», а дети должны их закончить. «Если я лягу спать в одежде», «Если я не съем кашу», «Если я вдруг стану большим»;
  5. Яблочная эстафета. Понадобятся яблоки со спичкам. В фрукты втыкают спички и дают малышу. Он должен вынимать по спичке, описывая яблоко: красное, наливное, круглое, спелое;
  6. Часть и целое. Для игры нужен мячик. Взрослый бросает его малышу, называет деталь какого-то предмета (крыло, экран, руль). Дошкольник должен сразу сказать, к какой вещи относится деталь и бросить мячик обратно;
  7. Договори слово. Понадобится мячик. Взрослый бросает его ребенку, говорит начальный слог любого слова. Задача дошкольника — договорить слово, кинув мячик обратно;
  8. Противоположности. Изучаем антонимы. Родитель говорит слово (сладкий, большой), а чадо говорит обратное по значению (кислый, маленький). С мячом играть еще интереснее;
  9. Сто вопросов. Папа или мама берет несколько предметов, которые хорошо известны чаду. Например, книгу, вилку, банан, игрушку. Еще понадобится 50 фишек. Игра заключается в том, что дитя задает вопросы относительно каждой вещи. Они могут быть самыми невероятными. За каждый вопрос малыш получает фишку. Играть можно и одному, но в компании из нескольких человек интереснее;
  10. Бессмыслица. Родитель рассказывает про разные приставки — не-, мини-, макси-, анти-, архи-. Нужно убедиться, что ребенок все понял и запомнил. Потом называет любое слово, а дошкольник к нему должен добавить приставку из перечисленных и рассказать о том, что получило новое название. К примеру, антисобака: какая она, где она живет, что любит, как выглядит. Если играет несколько ребят, взрослый «раздает» каждому одну приставку, а затем говорит слово — каждый участник добавляет к нему свою приставку.

В играх может принимать участие как один малыш, так и несколько его друзей (до 6-ти человек). Чем больше людей, тем веселее.

Симптомы задержки развития речи у детей 5 – 6 лет

Диагноз задержка речевого развития (ЗРР) ставят, если речь ребенка 6 лет сильно отстает от возрастных норм. Вот по каким критериям можно предположить, что у дошкольника имеются нарушения развития речи:

  • Скудный словарный запас: менее 2500 слов;
  • Не может составить рассказ по картинке или пересказать историю;
  • Не может выделить главное в рассказе;
  • Недостаточное развитие связной речи 5 – 6 лет;
  • Не выговаривает звуки;
  • Голос невнятный, нечеткий, монотонный, «глотаются» окончания;
  • Не может оценить действия героя, сравнить героев сказки, фильма, мультика.

Если имеются нарушения развития речи у детей 5 – 6 лет, обратитесь к логопеду-дефектологу. Не ждите, пока ваш малыш выговорится сам — этого не произойдет. Поэтому скорее консультируйтесь с логопедом и приступайте к коррекции. Ведь при нарушениях развития речи деткам намного тяжелее дается школьная программа, им сложно социализироваться, заводить друзей, со временем снижается самооценка.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник