Связь рисования на развитие речи ребенка

Алла Мокрецова
Развитие речи детей в процессе рисования

Рисование очень тесно связано с работой по развитию речи детей. В процессе рисования, как и в процессе работы по развитию речи развиваются художественно-образные представления, мышление и речь, совершенствуются внимание и память.

Рисуя и экспериментируя, дети задают вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.

Во время рисования решаются специальные задачи по развитию речи детей, обогащается словарь, совершенствуется разговорная речь, подготавливается появление связной речи.

Рисование способствует воспитанию правильного движения, расширяет графические возможности детей. В этом виде деятельности задействованы различные группы мышц кисти руки.

Всем известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Вспомним такие детские игры как «Ладушки», «Сорока — белобока», «Коза рогатая» и другие, ведь в них не только развлекательное, а и развивающее воздействие. Дети выполняют движения руками и запоминают потешку.

Основной задачей обучения изобразительному искусству является воспитание у детей чувства прекрасного, понимания красоты в окружающей жизни, потребности в изображении предметов и явлений окружающей действительности, развитии изобразительных навыков, основанных на использовании различных способов выразительности -цвета, линии, формы, композиции, разнообразных материалов. Рисование позволяет решать коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать такие положительные качества, как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность.

Первым шагом в развитии понимания речи в процессе рисования является усвоение номинативной (назывательной) функции слова: все, что находится вокруг ребенка, все, что он делает и, как делает, получает название.

Для того чтобы слово-название стало словом-понятием, на него надо выработать большое число различных условных связей, в том числе и двигательных. Ребенок приучается вслушиваться в короткую фразу взрослого, понимать смысл постепенно усложняемых высказываний, новых слов, уточняет их лексические, фонетические, грамматические оттенки. Слово помогает ребенку в осмыслении процессов изображения.

При подготовке любой деятельности педагог думает: как её организовать так, чтобы достичь поставленной цели и задач, пробудить в детях стремление к знаниям, активности, самостоятельности, воспитывать у них трудолюбие и при этом не утратить интереса на протяжении процесса и не утомить?

Игровые упражнения, используемые в процессе рисования и тесно связанные с развитием речи.

«Узнай и назови».

Перед рисованием овощей и фруктов дети учатся различать предметы по форме и по цвету; а с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов у детей формируется навык согласования прилагательных с существительными разных родов: «У меня огурец – зеленый, овальный. У меня капуста – зеленая, круглая».

«Слово на ладошке» — Я ладошку раскрываю, слова ваши принимаю.

Дети проходят лексическую тему «Осень». Перед тем, как рисовать дерево, дети могут «сложить на ладошку» красивые слова об осенних листьях: багряные, золотые, легкие, воздушные, разноцветные, листопадные.

«Цветные страницы».

Детям читается произведение, ведётся беседа по прочитанному, закрепляются цвета и оттенки, услышанные в тексте, а затем дети сами выбирают какую страничку какого цвета они будут рисовать.

«Зоопарк».

Дети рисуют различных зверей. При этом повторяются и уточняются названия животных, обсуждаются их повадки, внешний вид, среда обитания.

«Назови жанр».

Рассматривание жанровых картин и заучивание стихов с использованием схемы.

«Из чего состоит?».

Дети разбирают картины по жанрам и должны составить описательные рассказы из чего состоит натюрморт (портрет, пейзаж).

«Узнай и назови сказку».

Перед рисованием по сказкам детям сначала читают сказку, проводят беседу по содержанию, загадываю загадки.

«Художественный салон».

Дети рассматривают выставленные в «художественном салоне» репродукции картин. Картину можно «купить» в том случае, если сумели рассказать, как называется произведение, почему картина понравилась.

Как писала Н. К. Крупская «Ребёнок очень рано начинает стремится самыми разнообразными способами выразить полученные им впечатления: движениями, словами, мимикой. Надо только дать ему возможность расширить область выражения складывающихся у него образов».

Литература:С. А. Миронова. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». – М. ; Просвещение, 19991год.

Н. В. Шайдуровна «Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста». М. : – 2010.

Источник

Знаете ли Вы, что рисование – это первая художественная деятельность, которой ребёнок занимается осознанно и самостоятельно. Это не просто веселое занятие, а сложный процесс, в котором мысленному образу или чувству придают видимую форму.

Рисование – одно из самых любимых занятий детей в нашем детском саду “Always You”. Рисование необходимо детям, чтобы полноценно развиваться, а нам, как воспитателям, рисование помогает больше понять каждого ребёнка. Потому, что по цветовой гамме рисунков, можно сделать выводы о проблемах ребенка. Преобладание серых и черных тонов, в рисунках, говорит об отсутствии жизнерадостности и пониженном фоне настроения, о большом количестве страхов, с которыми ребенок не может справиться самостоятельно. Яркие, светлые и насыщенные краски свидетельствуют об активном жизненном тонусе и оптимизме.

Рисование влияет на РАЗВИТИЕ РЕЧИ. А это и является основной целью в нашем детском садике. Поэтому, я расскажу вам, дорогие читатели, как связана речь ребёнка и рисование. Итак, начнём!

Читайте также:  Как правильно влиять на развитие ребенка

Во-первых, рисование стимулирует развитие ВОСПРИЯТИЯ в детском возрасте, заставляя ребенка изучать объекты для изображения и открывать в них новые качества, которых он раньше не замечал. Тренируется умение наблюдать и анализировать объект, что также способствует развитию МЫШЛЕНИЯ, так как все психические процессы взаимосвязаны и влияют друг на друга. Таким образом, по рисункам ребенка можно сделать выводы о развитии моторики и интеллекта.

Особенно большое значение в нашем детском саду мы придаем связи рисования и мышления, так как рисование представляет собой, по сути, тоже рассказ, но только не словами, а изобразительными средствами.

В раннем возрасте ребенок во время рисования проговаривает свои действия («сейчас я возьму синий карандаш и нарисую…»), что помогает ему их осознавать и лучше координировать. Наши воспитатели очень внимательно слушают рассказы детей о своих рисунках, задают наводящие вопросы о героях, сюжете и деталях изображения, тем самым стимулируя развитие связной речи и словарного запаса.

Речевая (и мыслительная) деятельность малыша активируется и при простом рассматривании готовых картинок. Дети охотно сочиняют по ним целые истории, причем развитие сюжета определяется именно рисунком.

Мы обучаем детей придумывать сюжет для своего рисунка. Многие дети, привыкнув, что на занятиях по рисованию дается определенная тема или пример, начинают испытывать трудности при самостоятельном выборе сюжета. Мы, как воспитатели, помогаем детям в этом. Для этого, в своей работе с детьми, обращаем внимание детей на происходящее вокруг и просим озвучивать все, что они видят. И, таким образом, постепенно приучаем ребёнка к тому, что каждое интересное наблюдение может лечь в основу нового сюжета для рисунка. Восприятие в детском возрасте еще несовершенно, и рисование стимулирует его развитие, заставляя малыша изучать, также, объекты для изображения и открывать в них новые качества, которых он раньше не замечал. Во время рисования тренируется умение наблюдать и анализировать объект. Это очень полезное для развития мышления и речи.

Чем разнообразнее и богаче жизненные впечатления ребенка, тем ярче и необычнее будет его фантазия. Поэтому мы устраиваем выставки из детских и совместных работ, придумывая названия картин. Такие выставки помогают нам развивать речь детей, когда они коллективно обсуждают выставленные работы и видят итог своих занятий рисованием.

Мы никогда не забываем, что мышление детей первых лет жизни преимущественно образное, и рисунок, давая наглядную основу, существенно облегчает процесс “сцепления” ассоциаций. Кроме того, наглядность и образность, а часто и красочность рисунка влияют на эмоциональную сферу ребенка: возникновение под карандашом или кисточкой изображения доставляет ему удовольствие, а всякая положительная эмоция, как известно, повышает тонус коры головного мозга, что облегчает протекание ассоциативных процессов.

Еще до того, как ребенок начнет изображать что-то конкретное, он уже «рассказывает» о своих каракулях и видит в них знакомые образы. Во время рисования дети часто комментируют то, что изображают, и рисунок становится живой картинкой — драмой, персонажи которой разыгрывают представление.

Мы против «молчаливого» рисования. «Молчаливое» рисование развивает речь менее интенсивно, образы беднее деталями, часто бывают шаблонными и заимствованными. Чтобы этого избежать, мы рисуем вместе с детьми. Рисование вместе со взрослыми помогает упрочить эмоциональный контакт, найти повод пообщаться, обогатить речь.

Особый интерес у ребенка вызывают нетрадиционные техники рисования. Они не требуют от ребенка больших умений и навыков, работа с новым материалом почти всегда вызывает огромное наслаждение. Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивать воображение, дает полную свободу для самовыражения и очень хорошо влияет на речь детей.

Сегодня мы затронули лишь одну грань развития творчества и поддержки талантов – это рисование. Но ведь есть ещё и музыка, пение, способность мастерить и многое другое, что может развивать речь вашего ребенка. Поэтому, что бы вы не делали, чем бы вы не занимались со своими детьми, всегда озвучивайте это и заставляйте детей много говорить. Уважаемые родители, помните, наша задача – создать для детей все условия для раскрытия их речевых способностей!

Желающие узнать дополнительную информацию о логопедическом
детском садике “Always You”, могут позвонить по телефону
(916) 412­9998.LIC# 343618493

Связь рисования на развитие речи ребенка

Источник

ВЛИЯНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Читайте также:  Методические рекомендации по развитию речи ребенка

Е.Ю. Евдокимова, воспитатель

МА ДОУ «Детский сад № 2»

г. Краснотурьинск

Правильная речь – одно из важнейших условий полноценного и всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Следует отметить, что именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для закладывания основ грамотной, четкой и красивой речи.
В последние годы проблема повышения речевой активности у детей стала одной из наиболее актуальных в педагогике. Для детей раннего возраста характерна потребность в общении с взрослым и сверстниками, поэтому формирование словаря у детей раннего возраста является основой для дальнейшего, нормального речевого развития. Главное в развитии детского словаря – освоение значения слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в котором происходит общение.

В условиях ФГОС, где дошкольное образование рассматривается как первый уровень общего образования, коммуникативная деятельность направлена на решение следующих задач:

учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения;

развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру; называть их местоположение; имитировать действия людей и движения животных;

обогащать словарь детей существительными, глаголами, прилагательными, наречиями;

способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей [3].

Многие исследователи (В.М. Бехтерев, А.В. Запорожец, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, М.М. Кольцова) сходятся во мнении, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Было отмечено, что речевые области мозга частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук, потому что между движениями рук и произнесением слова существует прямая и естественная связь. Образно говоря, руки – это манипуляторы мозга. Пальцы помогают говорить [1]!

Следовательно, для повышения речевой активности нужно тренировать пальцы рук. Чем же заинтересовать малыша, чтобы ему было интересно, и приносило максимум пользы. Конечно, ни для кого не секрет, что все дети любят рисовать. Ну а рисовать руками – это высшее наслаждение. Нетрадиционная техника рисования (ладошками, пальчиками) вот то занятие, которое создает атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, и относятся к спонтанному рисованию. Это не просто интересное занятие, это прекрасный инструмент, способствующий обогащению внутреннего мира ребёнка, раскрытию его личностных особенностей, проявлению творческого потенциала и реализации возможностей.При этом неизвестно, какое изображение получится, но будет успешен результат и это усиливает интерес детей к самому процессу деятельности, стимулирует их познавательную активность и исследовательские навыки. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, как хочешь и чем хочешь, можно даже придумать свою необычную технику.

Первое ознакомление детей с материалом для рисования было направлено на свободное экспериментирование. При этом не было задания нарисовать что-то конкретное. Главная задача заинтересовать детей, создать   приятную атмосферу, показать, как можно оставлять красочные следы на бумаге, как в процессе смешивания красок получаются другие цвета. Были показаны разные варианты отпечатков пальцами: кончиком пальца – точки, подушечкой пальца – следы, листочки, всем пальцем – палочки. Все действия сопровождались пояснениями.

Сначала дети были немного зажаты, неуверенно действовали своими пальчиками. После того как обмакнули пальчики в краску не спешили рисовать, а с удивлением рассматривали свои пальчики, пытались сжать кулачок, намазать другие пальчики. Замечено, что дети, которые говорят хорошо, были более активны и эмоциональны. И наоборот, дети, у которых речь развита плохо, были очень скованны, неуверенно действовали пальчиками, некоторые не хотели обмакивать в краску свои пальчики. Детям предлагалось поставить точки, сделать мазки, попробовать размазать краску по всему листу. Ребенку, который никак не решался совершить необходимые действия, предлагали помощь. Если ребенок соглашался, брали руку малыша в свою руку и управляли ею. В данной ситуации лучше помочь, подсказать ему, но ни в коем случае не настаивать.

На следующем этапе дети осваивали умение рисовать пальчиком «Дождик кап-кап», «Украсим матрешке фартук», «Листики на веточке», «Елочка красавица», «Ветка рябины», «Цветочки», «Дорожки».

Рисование с помощью отпечатков ладошки также вызывало большой интерес и восторг. Детям очень понравилось наблюдать за тем, как обычный отпечаток ладони превращается в разные немыслимые образы. Каждое действие сопровождалось разговором – вопросами, объяснениями, описаниями. Таким образом, у ребенка развивалась не только мелкая моторика, но и пополнялся словарный запас.

Не менее интересным и увлекательным занятием оказалось рисование штампами. В качестве штампа использовались поролоновая губка, ватная палочка, пробка от бутылки. Также такую забаву можно вырезать из картофеля или моркови, придав необходимую форму. В такой технике рисовали красивые бусы, звездное небо, новогоднее дерево.Сочетая разные штампики, создавали причудливые узоры. Вырезав из поролона геометрические фигурки, украшали шарфики, фартуки, подносы. После завершения работы спрашивали о форме, величине и  цвете фигур из которых состоит узор. Это развивало представление о предмете, зрительное восприятие, память, воображение. 

Читайте также:  Принципы и приемы изучения ребенка с отклонениями в развитии

Особую радость дети получили от совместного творчества. Коллективное творчество позволило детям, которые испытывают трудности в общении с другими детьми, быстрее преодолеть свою замкнутость, неуверенность, нерешительность, стеснительность.Были созданы коллективные работы «Букет для мамочки», «Солнышко», «Звездное небо».

Рисование на подносе также понравилось всем детям без исключения. В качестве наполнителя использовался песок или манка, насыпанная ровным слоем толщиной 2 — 3 миллиметра. Сыпучие материалы скрывают в себе огромное количество возможностей для развития мелкой моторики. Чтобы заинтересовать ребенка, показывали, как можно оставлять пальчиками следы, рисовать узоры и простые сюжеты. Рисовали разными пальчиками, одним или двумя кулачками, ладошками, использовали палочки, рисовали двумя руками одновременно. Детям нравилось рисовать хаотичные линии, почти круги и другие фигурки, заборы, тучи, лес, волны, следы и т.п.

Как показывает практика, упражнения с сыпучими материалами помогают развитию пальчиковой моторики. Особенно такие упражнения важны для детей, чьи пальчики излишне напряжены или, напротив, излишне вялые. А при одновременном действии обеими руками оба полушария мозга начинают работать синхронно, в результате чего процесс обучаемости проходит намного легче и эффективнее.Применяя данную технологию, мы также учитывали индивидуальные особенности каждого ребенка, чтопозволило создать каждому малышу ситуацию успеха в творческой деятельности, несмотря на его небольшой практический опыт, и тем самым поддержать положительный эмоциональный настрой.

Чтобы занятия проходили интересно и приносили максимум пользы, они проводились в игровой форме не более 10-15 минут. Так как, дети любят слушать сказки и с сочувствием относятся к главным героям, это с успехом использовалось для мотивации. Рассказывая детям небольшую сказку или рассказ, предлагалось с помощью фигурок, изобразить ее на песке, а потом рассказать ее по картинке. Придумывались веселые и увлекательные истории до, и во время рисования с ребенком. Действия детей дополнялись ритмичными, весёлыми стишками, доставляя удовольствие, и вызывая массу положительных эмоций. Следует отметить, что действия детей, сопровождаемые речью, в процессе рисования становились более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми и ритмичными. И происходило это естественно, поскольку все действия в процессе рисования ребенок выполнял самостоятельно.

Для решения поставленной цели не достаточно усилий только одного образовательного учреждения. Нельзя добиться хороших результатов в решении задач, если они не решаются совместно с семьей. При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками образовательного процесса. Поэтому на начальном этапе было проведено анкетирование родителей: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста», с цельюпривлечения внимания родителей к формированию активного словаря детей, и выявления необходимости получения дополнительной информации от специалистов детского сада по интересующим вопросам. После проведения консультаций «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста» родители поняли важность своевременного обогащения активного словаря детей. С целью   повышения компетентности родителей в применении данной технологии провели мастер-класс для родителей«Рисуем пальчиками и развиваем речь» с участием детей. Вниманию родителей были представлены работы детей и предложена совместная с ребенком творческая деятельность.

Такой подход к организации образовательной деятельности с применением нетрадиционной техники рисования показал, что по мере тренировки движений рук, совершенствовалось состояние речи. Были получены положительные результаты:

— у детей отметилось заметное улучшение произношения, речь стала более отчётливой;

— обогащение активного и пассивного словаря произошло за счет использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним, игры на развитие мелкой моторики рук;

-ускорился переход от пассивного словаря к его активному применению;

— стеснительные дети стали активны в речевых контактах с воспитателем и детьми.

Примененная технология в образовательной деятельности оказалась эффективна, так как всегда давала детям возможность находиться в ситуации выбора. Они сами придумывали тему и способы получения изображения своего рисунка. В процессе работы могли поменять замысел, использовать различные варианты нанесения краски. Но самое главное всегда были довольны полученным результатом.

Список использованных источников:

Кольцова М.М. Ребенок учится говорить — М.: «Сов. Россия» — 1973, 159 с.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Издательство: Каро – 2016, 96 с.

Программа ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ — основная общеобразовательная программа

дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. —

М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

Источник