Связь развития речи ребенка с развитием мышления
Взаимосвязь развития мышления и речи у детей дошкольного возраста.
Ребёнок рождается, не обладая ни мышлением, ни речью. Познание окружающей действительности начинается с ощущения и восприятия отдельных конкретных предметов и явлений, образы которых сохраняются памятью. На основе практического знакомства с действительностью, на основе непосредственного познания окружающего складывается у ребёнка мышление. Решающую роль в формировании мышления ребёнка играет развитие речи. Речь – это главный инструмент мышления. Информацию, которую нельзя передавать с помощью органов чувств, можно передать только с помощью речи.
Развитие речи ребёнка влияет на развитие мышления и всех познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия), а развитие мышления развивает речь. Таким образом, мы видим, что все психические процессы тесно взаимосвязаны между собой. При выполнении заданий направленных на развитие речи мы развиваем и умственные способности ребёнка и наоборот.
Развитие мышления и развитие речи у детей происходит не само собой, не стихийно. Им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребёнка. Опираясь на опыт, имеющийся у ребёнка, взрослые передают ему знания, сообщают ему понятия, до которых он не смог бы додуматься самостоятельно.
Под влиянием воспитания ребёнок усваивает не только отдельные понятия, но и выработанные человечеством логические формы, правила мышления. Подражая взрослым и следуя их указаниям, ребёнок постепенно приучается правильно строить суждения, правильно соотносить их друг с другом, делать обоснованные выводы.
Детям с ОНР свойственна леность мысли: им не хочется думать. Именно по этой причине они нередко отказываются от выполнения задания со словами: «Я не знаю, не умею». В то же время при участии взрослых они вполне способны сделать то, что им предлагают.
Во время занятий с ребёнком дома:
- Старайтесь ставить перед ними такие задачи, для решения которых требуются умственные усилия, создавайте ситуации, побуждающие их к активизации знаний, умений, прошлого опыта.
- Не давайте им готовые ответы, а помогайте в поисках способов действия. Побуждайте детей к творческой деятельности. Для развития этих качеств полезны занимательные задачи, загадки, посильные головоломки, развивающие игры и упражнения.
- Ребёнку с 0 и до 3 лет наиболее доступны задания, при выполнении которых он может действовать с предметами. Такие задания развивают наглядно-действенное мышление. Но с 4 лет ему очень полезны упражнения, в основе которых лежит умение представлять себе объекты и их преобразования, т.е. когда ребёнок действует не с самими предметами, а с их образами. Эти задания формируют наглядно-образное мышление. Развитию наглядно-образного мышления ребёнка способствуют занятия рисованием, лепкой, конструированием, игры, драматизация, инсценирование сказок, рассказов.
- Наиболее сложны для детей словесно-логические операции, выполнение которых протекает только в умственном плане. Их можно развивать обучая ребёнка анализу, синтезу, сравнению, обобщению.
Эти задания потребуют от ребёнка гибкости ума, доказательства рассуждений, способности устанавливать те или иные закономерности. При их выполнении ребёнок должен найти сходства и различия в предметах, сравнить предметы на основе выделенных признаков, сделать обобщения, умозаключения. Начинать нужно с более лёгких, посильных заданий во избежание отрицательных эмоций у ребёнка. Постоянно поощрять его в работе, чтобы он испытывал чувства удовольствия от занятий.
Какие бы задания с ребёнком вы не выполняли, непременно обращайте внимание на его речь. Она формируется в деятельности, в неразрывной связи с остальными психическими процессами. Повседневная жизнь изобилует возможностями постоянного речевого контакта. Разговаривайте с ребёнком на прогулке, играя, занимаясь различными домашними делами. Побуждайте его рассказывать вам, что он делал, что он видел, что слышал. Не бойтесь вводить в свою речь слова, заведомо не известные ребёнку. Объясните ему смысл сказанного, проследите за правильным употреблением и произнесением новых слов.
Постепенно новые слова войдут в активную речь ребёнка, обогащая её, облегчая общение с окружающими. Ребёнок сможет пользоваться речью, чтобы получать новую информацию.
Хорошо развивают мышление и речь дидактические игры. Это не требует специального времени для занятий, в них можно играть, гуляя с ребёнком: «Назови ласково», «Один — много», «Чего не стало?», «Скажи наоборот», «Доскажи словечко», «Придумай похожее слово».
Предлагаемые примерные задания не только способствуют активизации мыслительной и речевой деятельности, но и развивают такие психические процессы, как представление, память, воображение, эмоции.
Источник
Тема: Взаимосвязь развития речи и мышления.
Речь — великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формулирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени — ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка. Речь является одной из сложных высших психических функций человека, обеспечиваемой деятельностью головного мозга.
Физиологическую основу речи составляет вторая сигнальная система, условными раздражителями которой являются слова в их звуковой (устная речь) или зрительной форме (письменная речь). Вторая сигнальная система, свойственная человеку качественно особая форма высшей нервной деятельности — система речевых сигналов (произносимых, слышимых и видимых). Понятие, выдвинутое И. П. Павловым (1932) для определения принципиальных различий в работе головного мозга животных и человека. Мозг животного отвечает лишь на непосредственные зрительные, звуковые и другие раздражения или их следы; возникающие ощущения составляют первую сигнальную систему действительности. Человек же обладает помимо того способностью обобщать словом бесчисленные сигналы первой сигнальной системы; при этом слово, по выражению И. П. Павлова, становится сигналом сигналов. Анализ и синтез, осуществляемый корой больших полушарий головного мозга, в связи с наличием Второй сигнальной системы касается уже не только отдельных конкретных раздражителей, но и их обобщений, представленных в словах. Вторая сигнальная система возникла в процессе эволюции, в процессе общественного труда. Первая и вторая сигнальные системы — различные уровни единой высшей нервной деятельности, но вторая сигнальная система играет ведущую роль. Ее формирование происходит только под влиянием общения человека с другими людьми, т. е. определяется не только биологическими, но и социальными факторами. Характер взаимодействия двух систем может варьировать в зависимости от условий воспитания (социальный фактор) и особенностей нервной системы (биологический фактор). Для полноценного развития личности необходимо своевременное и правильное развитие обеих сигнальных систем. [1]
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.
Мышление – высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку. Мышление — процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира. Сущность его проявляется в отражении:
- общих и существенных свойств предметов и явлений, в том числе и таких свойств, которые не воспринимаются непосредственно;
- существенных отношений и закономерных связей между предметами и явлениями.
Мышление играет поистине огромную роль в познании. Мышление расширяет границы познания, дает возможность выйти за пределы непосредственного опыта ощущений и восприятия. Мышление дает возможность знать и судить о том, что человек непосредственно не наблюдает, не воспринимает. Мышление перерабатывает информацию, которая содержится в ощущениях и восприятии, а результаты мыслительной работы проверяются и применяются на практике.
В основе процесса мышления лежит сложная аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга в целом, но не каких-то отдельных ее участков. В основе мышления лежит образование второсигнальных временных нервных связей, опирающихся на первосигнальные связи. Второсигнальные нервные связи, образующиеся в коре головного мозга с помощью слов, отражают существенные отношения между предметами. Отражение связей и отношении между предметами становится возможным потому, что слова, как указывал И. П. Павлов, представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что, по мнению ученого, и составляет сущность человеческого мышления. Другими словами, вторая сигнальная система и открывает возможность обобщенного отражения окружающего мира.
Таким образом, речь и мышление являются продуктом общественно-исторического развития, в ходе которого стали выполнять ряд функций и заняли одно из самых значимых мест в психической и социальной жизни человека. Рассмотрим подробнее взаимосвязь развития речи и мышления.
Проблема взаимосвязи речи и мышления является едва ли не самым важным разделом психологии. Связанная с сознанием, речь человека включается в определенные взаимоотношения со всеми психическими процессами, но основным и определяющим для речи является ее отношение к мышлению.
Ребёнок рождается, не обладая мышлением. Оно складывается постепенно, на основе практического знакомства с действительностью, на основе непосредственного познания окружающего. Решающую роль в формировании мышления ребёнка играет развитие речи. Овладевая, в процессе общения с окружающими людьми, словами и грамматическими формами родного языка, ребёнок научается вместе с тем обобщать при помощи слова сходные явления, формулировать взаимоотношения, существующие между ними, рассуждает по поводу их особенностей и т. д.
Также под влиянием воспитания ребёнок усваивает не только отдельные понятия, но и выработанные человечеством логические формы, правила мышления, истинность которых проверена многовековой общественной практикой.
Развитие мышления у детей происходит не само собой, не стихийно. Интеллектуальная деятельность формируется сначала в плане действия. Ребенок манипулирует с предметами, не учитывая их специфических особенностей. Он выполняет лишь те или иные реакции или функции над попадающимся ему под руки материалом: продукты этого манипулирования для ребенка – сначала лишь случайные, побочные результаты его деятельности, не имеющие для него никакого самостоятельного значения. Но с того времени как результаты деятельности ребенка приобретают в его сознании некоторую самостоятельность и его действие начинает определяться объектом, на который оно направлено, действие ребенка приобретает осмысленный характер. Целесообразные предметные действия, направленные на объект и определяемые сообразно со специфической задачей, являются первыми интеллектуальными актами ребенка.
Мышление ребенка перестраивается и поднимается на новую ступень по мере того, как в процессе обучения ребенок овладевает системой знания различных «предметов», которая заключает обобщенный опыт, накопленный человечеством, и совсем по-иному расчленяет свое содержание, чем оно расчленено в восприятии. На эмпирической основе этого опытного знания формируется «рассудочная» мыслительная деятельность.
Новый этап в развитии мышления связан с овладением ребенком речью. Речь как сложная психическая функция возникает у ребенка на основе определенного уровня его когнитивного развития. По мнению Л. С. Выготского, развитие речи и мышления происходит непараллельно и неравномерно. До определенного уровня онтогенеза развитие мышления и речи осуществляется независимо друг от друга. Однако в возрасте около двух лет линии развития мышления и речи совпадают в своем развитии, перекрещиваются и возникает новое психическое образование – речевое мышление.
Слова, которыми овладевает ребенок, являются для него опорой для обобщений. Они очень быстро приобретают для него общее значение и легко переносятся с одного предмета на другой. Однако в значения первых слов нередко входят только какие-то отдельные признаки предметов и явлений, которыми ребенок и руководствуется, относя слово к этим предметам. Вполне естественно, что существенный для ребенка признак на самом деле является далеко не существенным. Слово «яблоко» детьми часто сопоставляется со всеми круглыми предметами или со всеми предметами красного цвета.
Кроме того, в процессе игры ребенок узнает некоторые чувственные свойства вещей. Реальный контакт с объективной действительностью, в котором протекает жизнь ребенка, существенно определяет – в особенности при правильной постановке педагогической работы – его умственный рост. Его умственное развитие не строится исключительно на узкой базе его личного практического опыта. С первых же шагов оно опосредовано итогами общественной практики, которые передаются ребенку окружающими и воспитывающими его взрослыми. Через посредство знаний, которые они ему сообщают, общественное сознание формирует развивающееся индивидуальное сознание ребенка.
Развитие мышления ребенка совершается, таким образом, в двух планах – непосредственно в действенном плане и в плане речевом. Оба эти плана, конечно, взаимодействуют и взаимопроникают друг в друга. Развитие мышления в действенном плане, все более разумное оперирование вещами является и предпосылкой и результатом развития речевого мышления; обусловливая развитие речевого мышления, все более разумная практическая деятельность ребенка в свою очередь развивается под его воздействием.
При этом все же первично мыслительные процессы, несомненно, совершаются как подчиненные компоненты какой-либо «практической» (хотя бы – у ребенка – игровой) внешней деятельности и лишь затем мышление выделяется в качестве особой, относительно самостоятельной познавательной деятельности.
[1] Павлов И. П., Поли. собр. трудов, т. 1—5, М. — Л., 1940—49; Красногорский Н. И., Труды по изучению высшей нервной деятельности человека и животных, т. 1, М., 1954;
Источник
Рудова Анна Серегевна, кандидат психол. наук, дефектолог, психолог, психотерапевт,
Директор Центра развивающих инновационных методик в области образования и культуры и студи инновационного развития «Арлекин».
Я рисую слово, я рисую мысли
Речь ребёнка от года до 2 лет — это повторение слогов и слов, то есть, эхолалия. Ребёнок сначала повторяет их ради удовольствия, без целенаправленности и не пытаясь вызвать ответ. До этого момента большинство родителей не подозревают, что у детей может быть задержка речевого развития. У большинства детей к двум годам появляется монологическая речь, эти дети говорят короткими фразами из 2-3 слов. К 2,5 годам внимательные родители начинают обращать внимание, что «наш-то по-прежнему только «мама» и «папа» выговаривает, а соседская Машенька уже стишки Барто наизусть шпарит»… Бывает и по-другому. Ребёнок заговорил, и понимает абсолютно всё, но вот его речь в пять лет состоит из коротких рубленых фраз. Так почему же ему ставят не задержка речевого, а психоречевого развития? Дело в том, что задержка речевого развития- это не проблемы с произношением, как ошибочно думают дилетанты-родители. Ребёнок в пять лет, по норме, может не выговаривать 10-13 звуков. Развитие речи тесно связано с развитием мышления.
Часто к нам в студию «Арлекин» приводят ребёнка, и мама с порога заявляет «научите говорить». Начинаются занятия. Но проходит месяц, два, и мама возмущённо заявляет: «зачем вы учите ребёнка всем этим глупостям – кубики, рисование каких-то там цветочков и усов котам. Я же для развития РЕЧИ его приводила!?» Почему-то в головах родителей складывается ошибочное мнение, что речь можно развивать, не развивая мышление.
Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваем про себя, т.е. мышление происходит в речевой форме. Люди, одинаково хорошо владеющие несколькими языками, совершенно четко осознают, на каком языке они мыслят в каждый данный момент. В речи мысль не только формулируется, но и формируется, развивается.
Специальными приборами можно зарегистрировать скрытые речевые (артикуляционные) микродвижения губ, языка, гортани, всегда сопровождающие мыслительную деятельность человека, например, при решении различного рода задач. Только глухонемые от рождения люди, не владеющие даже кинетической («ручной») речью, мыслят на основе образов.
Поскольку речь является формой существования мысли, между речью и мышлением существует единство. Слово — это не ярлык, наклеенный в качестве индивидуального названия на отдельный предмет. Оно всегда характеризует предмет или явление, обозначаемое им, то есть слово – это продукт мышления.
Как же родители могут воздействовать на развитие связки речь-мышление?
Посмотрим на это с позиции… рисунка ребёнка. Представим, что Ребёнок видит кошку, сидящую на снегу.
Двухлетний ребёнок говорит: «Киса — мяу-мяу! Киса бай-бай»
Двухлетний ребёнок просто констатирует факт – озвучивает, что видит. Ребёнок ни к кому не обращается, не пытается вызвать ответную реакцию. Если взрослый хочет наладить диалог, то ведущая роль – у взрослого. Ребёнок проговаривает имеющиеся знания, не делая логических связок: вот кошка. Кошка говорит мяу-мяу. И в его облегчённой речи эта часть озвучивания ситуации выглядит как «киса – мяу-мяу!». Ребёнок пока ещё упрощает то, что видит: кошка лежит, значит, она спит. Вот вам и «киса – бай-бай».
Если ребёнка попросить нарисовать кошку, то это будет, беспорядочное смешение линий, в которых ничего нельзя угадать, потому что у ребёнка мышление ещё не видит связки, только учится анализировать. Разбитие картинки на детали, поиск взаимосвязей – это ещё не то, что может двухлетний малыш. Развивая речь и мышление ребёнка, можно говорить с ним, заниматься по пособиям, а можно… рисовать!
Покажите кошку, обратите внимание на детали, которые из-за недостаточной развитости мышления ускользнули от ребёнка. Помогите ребёнку нарисовать пальчиковыми красками круглый животик, пальцами поставить тполосочки на теле кошки, фломастером нарисовать усы. Сделайте из пластилина глазки, соберите пальцы ребёнка в щепотку и пальчиковой краской ставьте на листе отпечатки – это кошка бежит по снегу – топ-топ-топ. Снег – брррр, холодный! Кошечка замёрзла. Вырежьте из цветной бумаги листик (это будет одеялко) и укройте киску на рисунке. Скажи киске – «бай-бай, спи, киска!»
Аналогично можно каждый день выбирать какой-то предмет и рисовать, развивая понятие ребёнка цветов, формы, природных явлений и остального. Так через первичное рисование будет развиваться и мышление, и речь.
Трёхлетний ребёнок говорит: «Мама, смотри, киса лежит. Красивая киса, чёрная. Она гуляет».
Речь ребёнка в 3 года грамматически более насыщена, она уже имеет направленность – обратить внимание другого человека на событие. Однако ребёнок ещё по уровню психического развития не готов вступать в обсуждения и делать сложные логические выводы. Он их делает сам и сообщает. Но некоторые логические связки уже производятся – хотя кошка лежит, это для трёхлетки уже не означает, что она спит, ведь у кошки поднята голова и раскрыты глаза. Пока ещё такие выводы не всегда логичны.
У ребёнка всё просто — если кошка не спит, значит, гуляет. При этом употребление связующих наречий вроде «потому что» встречается в этом возрасте ещё не всегда, так как употребление таких связок требует развитой связи между полушариями мозга хорошее логическое мышление. Если мама не согласится с ребёнком, предложив своё рассмотрение ситуации, например, скажет, что кошка ждёт тут свою хозяйку, ребёнок, скорее всего, согласится. Мыслительный процесс ещё очень мобилен, а речевое недоразвитие не позволяет отстаивать своё мнение. Проще согласиться.
С точки зрения творческого подхода в норме в этом возрасте начинается время «головоногов». Поэтому киса может быть похожа на колобок с множеством пап и хвостом. Ребёнок уже учится анализу и синтезу. Теперь он улавливает, что предметы могут дробиться на составляющие части (у кошки есть лапы, хвост, усы), а также может сделать синтез – из частей попытаться составить целое. Именно сейчас пришло время предложить ребёнку первые паззлы, сборные из частей конструкторы.
Особенность мышления, так ярко проявившаяся в рисовании — в предметах, так и в обращённой к нему речи, ребёнок видит только отдельные детали, а не всю картину. Поэтому и о том, что перед нами на рисунке о кошке можно догадаться только по отдельным признакам вроде хвоста.
Если вы выбрали художественно-эстетический метод развития ребёнка, пришло время познакомить вашего малыша с ориентацией в пространстве (кошка сидит на снегу ПОД деревом), начать учить сравнивать предметы (кошка маленькая, а девочка рядом- большая. Куст низкий, а дерево- высокое. Можно углубить знания цветовой палитры – голубой, розовый. На рисунке могут проявиться и математические познания – кошка на рисунке ОДНА, а снежинок из пайеток можно наклеить МНОГО.
Четырёх-пятилетка говорит: «Смотри, мама, какая красивая чёрная кошка! Она лежит, потому что гуляла и устала. Мама, а у кисы лапки не мёрзнут?»
В этом возрасте в норме ребёнок уже не просто говорит, фиксируя факты, а делает обобщения и логические выводы. И, если не может найти простого решения, спрашивает у собеседника. Это время «почемучки», ребёнок ежеминутно расширяет свои познания и словарный запас.
Мышление ребёнка осваивает логику.. Если вы развивали творческое мышление ребёнка , ему гораздо проще, чем остальным детям освоить этот этап развития. Теперь ребёнок учится делать отвлечённые выводы.
Теперь ребёнок может представить какой-то предмет, не видя его. Так, посмотрев на прозрачный лёд, прозрачный стакан и стекло, ребёнок сделает вывод, что такое «прозрачность». И когда вы в сказке прочитаете ему про «прозрачные крылышки», которые подарили эльфы Дюймовочке, в голове ребёнка возникнет конкретный образ этих крыльев.
Именно в этом возрасте, когда смотришь на детей, становится ясным, чьи родители сделали упор на суперинтеллектуальное развитие (счёт, чтение с пелёнок и т.д.), а чьи – на развитие мышления ребёнка в целом. В возрасте 5 лет наиболее развитыми оказываются именно те дети, с которыми не забывали заниматься творчеством. Посудите сами – у них развита мелкая моторика (они рисовали и лепили), развито объёмное и плоскостное видение мира, простимулировано развитие межполушарных связей благодаря работе с ножницами и пластилинографии. Им проще даётся математика, так как у них более чёткое представление о дроблении на части, о пространственной ориентации. Интересное наблюдение – если сравнить в группе детей, с которыми читали с пелёнок, делали задания по пособиям с упором на математику или чтение, и детей, которых развивали через творчество, то выяснится, что «творческие» дети более усидчивы, чем «суперинтеллектуалы», у них выше концентрация внимания, они внимательны к деталям. Если существует разница в познаниях, «творческие» дети быстро преодолевают этот разрыв и начинают заметно опережать детей из группы «суперинтеллектуалов».
Следуя за развитием мышления, речь ребёнка в возрасте 4,5-5 лет делает резкий скачок – появляются сложносочинённые и сложноподчинённые фразы, ребёнок использует в речи союз «потому что». Теперь ребёнок не просто сообщает что-то, а тут же делится выводами или своими знаниями, логическими причинно-следственными связками, пусть даже и не совсем верными. И именно в это время родители любят записывать за малышом его «перлы».
При нормальном развитии, в этом же возрасте мышление ребёнка наконец-то начинает лавинообразно соединять все знания, накопленные до сих пор. Ребёнок усваивает причинно-следственные связи, и его речь становится похожей на ходячую энциклопедию. Несмотря на это, в речи ребёнка часто встречаются многочисленные противоречия и объяснения одного и того же факта по-разному. Ребёнок в мышлении ещё не придерживается общих законов, он, скорее, оперирует частными объяснениями каждого факта наряду с иными частными объяснениями. Способности к обобщению и дедукции в этом возрасте ещё малоразвиты.
Однако мышление уже способно делать обобщения, что выражается не только в речи, но и в рисовании. Параметры нарисованной кошки вряд ли будут выдержаны, но кошка уже будет вполне угадываться по всем необходимым частям, вплоть до усов. Ребёнок может стараться придать картине эмоциональный характер. Например, с помощью когтей обозначить, что кошка сердитая, или с помощью нарисованного на шее кошки бантика подчеркнуть, что она домашняя. Но пока ещё ребёнок будет плохо отделять реальность от сказки и мыслить творчески примитивно. Например, чтобы изобразить добрую кошку, ребёнок нарисует кошке человеческую улыбку. А также кошка может быть изображена в юбке или сидящей за столом, как человек, или нереально бирюзового цвета. В этом возрасте дети эгоцентричны, им важнее донести до вас свою задумку в рисунке, а не нарисовать академически верный рисунок.
Ключевые слова:
— раннее развитие
— развитие ребенка
— мышление и речь
— задержка речевого развития
Обсуждение в форуме «Мама и малыш. Саратов»
Развитие ребенка: связь мышления и речи. Часть I
21.01.2011 10:10 mama.sarbc
Оценить статью
Статьи на эту тему
Ребенка с задержкой речи направили в СПЕЦ школу?
Особенности питания детей в возрасте от 1,6 до 2 лет
К полутора годам у детей уже, как правило, не меньше 12 -13 зубов и многие мамы потихоньку начинают переводить малышей на взрослый стол. Супы становятся на мясных бульонах, в рацион включаются сосиски и жареная картошка, а у кого- то даже пельмени! Это связано с тем, что в таком возрасте ребенок уже не младенец и кормить пюре его вроде как уже не нужно, а тогда чем? Об особенностях питания ребенка от полутора до двух лет мы и расскажем.
Детские страхи в период от 1,6 до 3 лет
После первого года жизни большинство детей начинают меньше беспокоиться по ночам, крепче спать, спокойнее реагировать на шум, чужих людей и любую перемену обстановки. В нормальной (эмоционально спокойной) семье в этом возрасте у ребенка уменьшаются все признаки невропатии, следствия трудностей течения беременности или родов. К сожалению, в семьях, где нередко вспыхивают, скандалы-дети воспринимают происходящее очень эмоционально и их психологическое состояние резко ухудшается…
Как карма проявляется через детей? Основы ведической культуры
Как печально, что вокруг почти никто не понимает, что жизнь-это сложнейший экзамен. Все хотят наслаждаться, получать удовольствие, удовлетворение, пытаются использовать друг друга для этого и расстраиваются, когда кто-то мешает им наслаждаться или не дает наслаждение.
Жена обижается на мужа, когда он её не развлекает, а развлекается отдельно от неё со своими друзьями или подругами. И это только начало вступления в действие семейной кармы, всю тяжесть которой мы ощущаем после рождения наших детей…Развитие речи у ребенка от 1 года до 1,6 лет
…Начитавшись подобного бреда, молодая мама продолжает спокойно ждать, когда же ее чадо заговорит и, как правило, проблема ЗРР выявляется слишком поздно. Малыш то заговорит в три года, но отставать в развитии он будет продолжать! Потому что ЗРР — это первый звоночек, что у ребенка минимальная мозговая дисфункция и ему надо немного помочь
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Источник