Сущность режиссерской игры ее значение для социального развития ребенка
Режиссёрская игра ее особенности
и значение для развития ребенка-дошкольника
Игра режиссерская – особый вид индивидуальной игры, который строится ребенком в двух планах: за себя как режиссера и за игрушку, наделенную определенной ролью. Ребенок придумывает сюжет, который разыгрывает с помощью кукол или других предметов, действуя и говоря за них. Режиссерская игра . способствует развитию речи, мышления, воображения.
К.Н. Поливанова
Первая игра ребёнка дошкольного возраста — режиссёрская игра, которая является разновидностью детской игры и появляется в жизни дошкольника примерно после двух лет.
Это вид детской игры изучен менее всего. Интерес к ней возник в последнее десятилетие. Д.Б. Эльконин назвал режиссерские игры особым типом индивидуальной игры ребенка. В силу своего своеобразия они представляют особый интерес для психологии детской игры, так как именно в режиссерской игре проявляются личностные особенности ребенка.
По мнению Е. Е. Кравцовой, режиссерская игра в дошкольном возрасте не только является начальной ступенью развития игры, за ней развиваются образно-ролевая, сюжетно-ролевая и другие виды игр, но и она (режиссерская игра) завершает развитие игры в дошкольном возрасте, собирает важнейшие достижения других разновидностей игр, именно в ней, как в фокусе, проявляются все особенности воображения ребенка.
Режиссёрская игра дошкольника – это индивидуальная игра, в процессе которой ребёнок создаёт игровые ситуации с игрушками, предметами – заместителями. Конечно, каждого ребенка надо привлекать к коллективным играм, дети должны чувствовать и понимать других людей, но это не означает, что в детском саду не должно быть игр одиночных. Даже у самого общительного ребенка периодически появляется желание самостоятельно сделать постройку, поиграть с любимой игрушкой.
Педагогическая ценность режиссёрских игр:
– способствует социальному развитию ребенка, умению воспринимать и понимать жизненные ситуации, представлять отношения между людьми, их действия и поступки;
– помогают детям приобрести игровой опыт и тем самым создать предпосылки для перехода к развитым сюжетно-ролевым играм;
– развивают самостоятельность ребенка, умение занять себя в новой жизненной ситуации;
– помогают приобрести навыки и умения, необходимые для организации самостоятельной театральной деятельности;
– являются средством формирования у ребенка адекватной самооценки — необходимого компонента учебной деятельности и показателя готовности к школьному обучению;
– помогают детям преодолеть трудности общения, неуверенность, боязливость, стеснительность, замкнутость. Это основной доступный вид игр для детей, воспитывающихся в семье, детей-инвалидов; детей, тяжело адаптирующихся к общественным формам воспитания;
– дают возможность развиваться индивидуальным особенностям детей, игровому творчеству. Не скованный игровыми стереотипами и требованиями сверстников, ребенок отходит в построении сюжета от усвоенного образца. Он самостоятельно моделирует новую ситуацию из элементов знакомых сюжетов.
Особенности режиссёрской игры:
1. Ребёнок сам создаёт сюжет игры, в основе которой лежит личный опыт ребёнка. Как правило, в игре отражено событие, которое произвело на ребёнка неизгладимое впечатление (например, посещение детской поликлиники, или празднование дня рождения, или какое-то уличное происшествие). Очень часто сюжетом игры становятся знания ребёнка, полученные из мультфильмов, сказок, детских передач или рассказов других людей. Ребёнок в режиссёрской игре сам придумывает сценарий к своему «спектаклю», т.е. является режиссером, сам подбирает исполнителей ролей и сам исполняет за них роли.
2. Игрушки и предметы, которые ребёнок выбрал для игры, выполняют как прямую, так и переносную функции. Говоря другими словами, очень часто в режиссёрских играх ребёнком используются так называемые предметы-заместители. Например, диванная подушка превращается в лошадь, на которой ребёнок скачет в дальнее путешествие, или расчёска становится микрофоном для куклы, которая даёт концерт на сцене (в роли которой выступает диван) и т.д.
3. Главным компонентом режиссёрской игры является речь ребёнка. Малыш с удовольствием выразительно подражает взрослым. В речи ребёнка за время игры могут меняться интонация, громкость, темп, ритм высказываний. Например, девочка играет в домовёнка Кузю и хозяюшку. Хозяйка испекла блинов и приглашала гостей к себе домой. Так вот, девочка за Кузю говорила более грубым голосом, а за хозяйку говорила тоненьким голоском.
Так же речь может быть дикторской – текст за кадром. Например: «День рождения куклы Маши» Мама сказала спасибо за подарки, гости стали садиться за стол ит.д.
Речь может быть оценочной. Например: гости хорошие, они принесли мне много подарков.
4. Как правило, в детской режиссёрской игре используется много персонажей, но действует ребёнок только с 3 – 4 игрушками. Например, в игре в «Концерт» ребёнок рассаживает много игрушек, выполняющих роль зрителей, а также артистов, но играет он только с активными «артистами», которые выступают, остальные игрушки занимают пассивную позицию в «зрительном зале».
Один прекрасный пример режиссерской игры приведен в дневниках В.С. Мухиной. Ребенок, расставив вокруг себя игрушки, тихо лежит среди них около часа, не притрагиваясь к ним, и не производя никаких внешних действий. На вопрос, что он делает не заболел ли, отвечает: «Нет. Я играю». «Как же ты играешь?» — «Я на них смотрю и думаю, что с ними происходит».
Все это — проявления режиссерской игры, которая не всегда замечается и правильно оценивается сторонним наблюдателем.
Основная задача педагога в развитии режиссерской игры — направлять игровую деятельность детей, обогащать другие виды игровой деятельности, которые способствуют формированию режиссерской игры.
Педагогическое руководство в процессе игры имеет свои особенности: оно способствует развитию её замысла, расширению содержания, уточнению игровых действий, ролей, проявлению доброжелательных отношений. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы эти отношения закреплялись, становились реальными отношением детей и вне игры. Руководство игрой ни в коем случае не должно быть навязчивым, вызывать у дошкольников протест, выход из игры. Уместны наводящие вопросы, советы, рекомендации.
Педагог оказывает воспитывающее воздействие через роли, выполняемые детьми. Например, он спрашивает ребенка, выполняющего роль заведующего в игре в магазин, где касса, кто кассир, почему нет тех или иных предметов, удобно ли покупателю выбрать то, что он хочет купить, кто будет завёртывать покупки, подсказывает, что покупатели благодарят продавца, а продавец вежливо приглашает приходить в магазин за покупками.
Наиболее эффективным способом руководства является участие самого педагога в игре. Через выполняемую им роль, игровые действия он воздействует на развитие содержания игры, помогает включению в неё всех детей, особенно робких, застенчивых, пробуждает у них уверенность в своих силах, вызывает чувство симпатии к ним со стороны других детей.
По окончании игры воспитатель отмечает дружные действия детей, старших привлекают к обсуждению игры, подчеркивает положительные отношения её участников. Всё это способствует развитию интереса у детей к последующим играм.
Педагог должен проанализировать проведённую игру, оценить её воспитательное воздействие на детей и обдумать способы дальнейшего руководства сюжетно-ролевыми играми детей своей группы, воспитания у них коллективных начал.
Преимущества игры:
– Режиссёрские игры позволяют ребёнку упражняться во взаимоотношениях, в общении в процессе действий с куклами. В отличии от партнёра, куклы не требуют от ребёнка высокого уровня общения – с ними проще.
– В режиссёрской игре не надо учитывать позицию партнёра, не надо под него подстраиваться. Здесь ребёнок остаётся самим собой, ему не надо подчиняться каким – то общим требованиям, он сам придумывает свои правила и сам их выполняет, проявляет своё творчество, свои знания.
Учёные показывают, что режиссёрская игра типична для детей: не посещающих дошкольное учреждение, часто болеющих, с выраженным дефектом речи, замкнутых и малоактивных, детей плохо адаптирующихся в дошкольном учреждении. Такие дети склонны к уединению, а потребность в игре выражается через режиссёрскую игру.
Режиссёрская игра проявляется в начале 4 года жизни. Она является предпосылкой сюжетно – ролевой игры. В основе игры личный опыт. Сюжет очень беден. Дети выполняют только хорошо знакомые действия (кормят куклу, укладывают её спать, стирают и т.д.) Чаще всего у детей 2 младшей группы всего два персонажа.
На 5 году жизни в основе игры появляются сюжеты сказок, мультиков, увеличивается количество персонажей. В речи появляются ролевые и оценочные высказывания (хитрая лиса, злой волк). На 4-5 году у дошкольников наступает период хорошей сюжетно-ролевой игры, но режиссёрская игра остаётся широко распространённой, т.к. имеет выше перечисленные преимущества.
В старшем возрасте происходит заметный рост игровых умений. Часто используются предметы-заместители, роль за игрушкой не фиксируется (например, собака может быть и львом и чудовищем), сюжет более богатый и динамичный, расширяется и активизируется словарь ребёнка.
В процессе режиссерской игры ребенку ни в коем случае нельзя мешать, применять давление, сравнивать ребенка с другими детьми, осуждать его проявления, игнорировать его чувства и эмоции. Необходимо предоставлять детям свободу, возможность проявить внутреннюю активность. Поэтому необходимо создание индивидуального пространства, обеспечить их местом и временем.
Для успешного развития режиссерской игры необходимо создать ряд условий:
Первое из них – наличие у ребенка индивидуального пространства для игры. Сделать это помогут разные ширмы, как готовые, так и сделанные руками родителей, они могут быть в виде занавеса, в виде книжки-раскладушки, гибкие, при необходимости, принимающие разные формы. Но самым любимым местом для индивидуальной игры детей оказываются картонные коробки.
Второе необходимое условие – наличие у ребенка мелкого игрового материала. Сейчас в продаже имеются наборы мелких игрушек, объединенных одной темой («Зоопарк», «Домашние животные», «Армия» и др.). Если нет возможности приобрести эти наборы, то игрушки для режиссерской игры можно изготовить самим, при помощи бумаги, клея и красок. К игрушкам, изготовленным вместе с родителями, дети будут относиться с большей любовью, будут их беречь.
И, наконец, третье, самое важное условие организации режиссерской игры- умелое руководство развитием этой игры. Взрослые помогают детям найти интересные занятие. Задания, которые дают взрослые, могут служить толчком к режиссерской игре, они развивают и обогащают, создаваемый детьми сюжет. Часто взрослые могут быть в роли зрителя, но не пассивного, а такого, который интересуется происходящим, просит пояснить те или иные действия, эмоционально откликается на происходящие в игре события.
Выполнение всех условий обеспечит успешное развитие режиссерской игры в условиях ДОУ и семьи.
Таким образом, умелая организация режиссёрской игры, создание необходимых условий для её развития – способствуют усвоению детьми игровых умений и навыков, формированию личности ребенка, его социальной компетентности и воспитание гуманности.
Источник
Èãðà êàê îñîáàÿ ôîðìà îñâîåíèÿ ðåàëüíîé ñîöèàëüíîé äåéñòâèòåëüíîñòè ïóòåì åå âîñïðîèçâåäåíèÿ. Îñîáåííîñòü èãðû êàê äåÿòåëüíîñòè äåòåé ðàííåãî è äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Ñóùíîñòü, êëàññèôèêàöèÿ è îñíîâíûå ïåäàãîãè÷åñêèå óñëîâèÿ ðàçâèòèÿ ðåæèññåðñêèõ èãð.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà
íà òåìó: Ðåæèññåðñêèå èãðû, èõ ñóùíîñòü, íàçíà÷åíèå è îñîáåííîñòè
ïî äèñöèïëèíå: «Òåîðåòè÷åñêèå è ìåòîäè÷åñêèå îñíîâû èãðîâîé äåÿòåëüíîñòè äåòåé ðàííåãî è äîøêîëüíîãî âîçðàñòà»
Ñòóäåíòêè: Ãóñåâîé Îëüãè Âèêòîðîâíû
Ïðåïîäàâàòåëü: Ïåòðîâà Ò.Í.
ïãò. Ïåíî
Ñîäåðæàíèå
1. Îñîáåííîñòü èãðû êàê äåÿòåëüíîñòè
2. Ñóùíîñòü ðåæèññåðñêèõ èãð
3. Ïåäàãîãè÷åñêèå óñëîâèÿ ðàçâèòèÿ ðåæèññåðñêèõ èãð
Ñïèñîê ëèòåðàòóðû
1.Îñîáåííîñòü èãðû êàê äåÿòåëüíîñòè
Èãðà — ýòî îñîáàÿ ôîðìà îñâîåíèÿ ðåàëüíîé ñîöèàëüíîé äåéñòâèòåëüíîñòè ïóòåì åå âîñïðîèçâåäåíèÿ. Îíà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé òèï ñèìâîëèêî — ìîäåëèðóþùåé äåÿòåëüíîñòè. Èãðà êàê ìîäåëü ñîäåðæèò â ñåáå «êóëüòóðíûé êîä» äåòñêîãî ðàçâèòèÿ (Â.Ï. Çèí÷åíêî). Èãðà — ýìîöèîíàëüíî íàñûùåííàÿ äåÿòåëüíîñòü, îíà çàõâàòûâàåò ðåáåíêà öåëèêîì. Ìîòèâ èãðû ëåæèò â ñàìîì èãðîâîì ïðîöåññå; ôîðìóëà ìîòèâàöèè èãðû — íå âûèãðàòü, à èãðàòü. Âåäóùèé òèï äåÿòåëüíîñòè â äîøêîëüíîì âîçðàñòå — ñþæåòíî — ðîëåâàÿ èãðà. Ñþæåòíî-ðîëåâàÿ èãðà ãëóáîêî è âñåñòîðîííå èçó÷åíà â ðàáîòàõ Ë.Ñ. Âûãîòñêîãî, Ä.Á. Ýëüêîíèíà, À.Â. Çàïîðîæöà, À.Ï. Óñîâîé, Ô.È. Ôðàäêèíîé è äð. Ðàññìîòðèì îñíîâíûå ñòîðîíû äåòñêîé èãðû: ñîäåðæàíèå è ñþæåò. Ðàçâèòèå ñþæåòíîé è ñîäåðæàòåëüíîé ñòîðîí äåòñêîé èãðû ïîêàçûâàåò âñå áîëåå ãëóáîêîå ïðîíèêíîâåíèå ðåáåíêà â æèçíü îêðóæàþùèõ âçðîñëûõ. Ñþæåò — îòðàæàåìàÿ â èãðå îáëàñòü, ñòîðîíà äåéñòâèòåëüíîñòè. Ðàçíîîáðàçèå ñþæåòîâ óâåëè÷èâàåòñÿ ïî ìåðå çíàêîìñòâà ðåáåíêà ñ íîâûìè àñïåêòàìè æèçíè âçðîñëûõ: èãðà «â ñåìüþ», «â äîêòîðà», «â ìàãàçèí», «â ïîãîíþ» è ò.ä. Ìëàäøèå äîøêîëüíèêè çàèìñòâóþò ñþæåòû èç íàáëþäåíèÿ ïîâñåäíåâíîé æèçíè ñâîåé ñåìüè, áëèçêîãî îêðóæåíèÿ. Çíà÷åíèå èãðû äëÿ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà äîøêîëüíîãî âîçðàñòà âåëèêî. Ä.Á. Ýëüêîíèí ïîä÷åðêèâàë, ÷òî çíà÷åíèå èãðû «îïðåäåëÿåòñÿ òåì, ÷òî îíà çàòðàãèâàåò íàèáîëåå ñóùåñòâåííûå ñòîðîíû ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè ðåáåíêà â öåëîì, ðàçâèòèÿ åãî ñîçíàíèÿ». Ãëàâíûå ëèíèè âëèÿíèÿ èãðû íà ðàçâèòèå ïñèõèêè:
1. Ðàçâèòèå ìîòèâàöèîííî — ïîòðåáíîñòíîé ñôåðû: îðèåíòàöèÿ â ñôåðå ÷åëîâå÷åñêèõ îòíîøåíèé, ñìûñëîâ è çàäà÷ äåÿòåëüíîñòè; ôîðìèðîâàíèå íîâûõ ïî ñîäåðæàíèþ ñîöèàëüíûõ ìîòèâîâ, â ÷àñòíîñòè ñòðåìëåíèÿ ê îáùåñòâåííî çíà÷èìîé è îöåíèâàåìîé äåÿòåëüíîñòè; ôîðìèðîâàíèå îáîáùåííûõ ñîçíàòåëüíûõ íàìåðåíèé; âîçíèêíîâåíèå ñîïîä÷èíåíèÿ, èåðàðõèè ìîòèâîâ.
2. Ðàçâèòèå ïðîèçâîëüíîñòè ïîâåäåíèÿ è ïñèõè÷åñêèõ ïðîöåññîâ. Ãëàâíûé ïàðàäîêñ èãðû ñîñòîèò â çàðîæäåíèè ôóíêöèè êîíòðîëÿ âíóòðè ñâîáîäíîé îò ïðèíóæäåíèÿ, ýìîöèîíàëüíî íàñûùåííîé äåÿòåëüíîñòè.  ðîëåâîé èãðå ðåáåíîê îðèåíòèðóåòñÿ íà îáðàçåö äåéñòâèÿ (ýòàëîí), ñ êîòîðûì îí ñðàâíèâàåò ñâîå ïîâåäåíèå, ò.å. êîíòðîëèðóåò åãî.  õîäå èãðû ñîçäàþòñÿ áëàãîïðèÿòíûå óñëîâèÿ äëÿ âîçíèêíîâåíèÿ ïðåäïîñûëîê ïðîèçâîëüíîãî âíèìàíèÿ, ïðîèçâîëüíîé ïàìÿòè, ïðîèçâîëüíîé ìîòîðèêè.
3. Ðàçâèòèå èäåàëüíîãî ïëàíà ñîçíàíèÿ: ñòèõèéíûé ïåðåõîä îò ìûøëåíèÿ â äåéñòâèÿõ (÷åðåç ýòàï ðàçìûøëåíèÿ î ïðåäìåòå çàìåñòèòåëå) ê ìûøëåíèþ â ïëàíå ïðåäñòàâëåíèé, ê ñîáñòâåííî óìñòâåííîìó äåéñòâèþ.
4. Ïðåîäîëåíèå ïîçíàâàòåëüíîãî ýãîöåíòðèçìà ðåáåíêà. Ïîçíàâàòåëüíàÿ äåöåíòðàöèÿ ôîðìèðóåòñÿ «äâîéíîé ïîçèöèåé èãðàþùåãî» (ñòðàäàåò êàê ïàöèåíò è ðàäóåòñÿ êàê õîðîøî èñïîëíÿþùèé ñâîþ ðîëü), êîîðäèíàöèåé ðàçëè÷íûõ òî÷åê çðåíèÿ (îòíîøåíèÿ «ïî
ðîëè» è ðåàëüíûå ïàðòíåðñêèå âçàèìîäåéñòâèÿ, ñîîòíåñåíèå ëîãèêè ðåàëüíîãî è èãðîâîãî äåéñòâèÿ). Çàêëàäûâàþòñÿ îñíîâû ðåôëåêñèâíîãî ìûøëåíèÿ — ñïîñîáíîñòè àíàëèçèðîâàòü ñâîè ñîáñòâåííûå äåéñòâèÿ, ïîñòóïêè, ìîòèâû è ñîîòíîñèòü èõ ñ îáùå÷åëîâå÷åñêèìè öåííîñòÿìè.
5. Ðàçâèòèå ÷óâñòâ, ýìîöèîíàëüíîé ñàìîðåãóëÿöèè ïîâåäåíèÿ.
6. Âíóòðè èãðû ïåðâîíà÷àëüíî âîçíèêàþò äðóãèå âèäû äåÿòåëüíîñòè (ðèñîâàíèå, êîíñòðóèðîâàíèå, ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü).
7. Ðàçâèòèå ðå÷è: èãðà ñïîñîáñòâóåò ðàçâèòèþ çíàêîâîé ôóíêöèè ðå÷è, ñòèìóëèðóåò ñâÿçíûå âûñêàçûâàíèÿ.
2. Ñóùíîñòü ðåæèññåðñêèõ èãð
Ðåæèññåðñêèå èãðû ÿâëÿþòñÿ ðàçíîâèäíîñòüþ òâîð÷åñêèõ èãð.  íèõ åñòü ìíèìàÿ èëè âîîáðàæàåìàÿ ñèòóàöèÿ. Ðåáåíîê ïðîÿâëÿåò òâîð÷åñòâî è ôàíòàçèþ, ïðèäóìûâàÿ ñîäåðæàíèå èãðû, îïðåäåëÿÿ åå ó÷àñòíèêîâ (ðîëè, êîòîðûå «èñïîëíÿþò» èãðóøêè, ïðåäìåòû). Ðåæèññåðñêàÿ èãðà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé îñíîâíóþ ôîðìó èíäèâèäóàëüíîé èãðû äîøêîëüíèêîâ â âîçðàñòå îò ÷åòûðåõ ñ ïîëîâèíîé äî ñåìè ëåò.
Ðåæèññåðñêàÿ èãðà òèïè÷íà äëÿ äåòåé, îãðàíè÷åííûõ â êîíòàêòàõ ñî ñâåðñòíèêàìè, èñïûòûâàþùèõ òðóäíîñòè â îáùåíèè. Îíè âûíóæäåíû èãðàòü îäíè — âåäü ó íèõ íåò ïàðòíåðà.
Èíäèâèäóàëüíàÿ èãðà ÿâëÿåòñÿ âàæíûì âèäîì äåÿòåëüíîñòè, íåîáõîäèìûì äëÿ ñòàíîâëåíèÿ è ðàçâèòèÿ èãðîâûõ íàâûêîâ. Îíà ñïîñîáñòâóåò òàêæå ðàçâèòèþ âîîáðàæåíèÿ, ìûøëåíèÿ, ðå÷è è äðóãèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé.
Íîñèòåëÿìè ðîëåé â èíäèâèäóàëüíîé ðåæèññåðñêîé èãðå âûñòóïàþò èãðóøêè (êóêëû, çâåðè) è äðóãèå ïðåäìåòû.
 îòëè÷èå îò ñîâìåñòíîé èãðû, ãäå ðåáåíêó ïðèõîäèòñÿ ó÷èòûâàòü ïîçèöèþ ïàðòíåðà, çäåñü îí ñàì îðãàíèçóåò èãðîâóþ ñèòóàöèþ, ðåãóëèðóåò âçàèìîîòíîøåíèÿ ïåðñîíàæåé è ìîòèâèðóåò èõ äåéñòâèÿ. Ïðè ýòîì ðåáåíîê ó÷èòñÿ ñìîòðåòü íà ñîáûòèå ñ ðàçëè÷íûõ ïîçèöèé, ìûñëåííî ñòàâèòü ñåáÿ íà ìåñòî êîíêðåòíîãî ïåðñîíàæà. Õàðàêòåðíî, ÷òî ðåáåíîê íå áåðåò íà ñåáÿ íèêàêîé ïîñòîÿííîé ðîëè, à, ðåãóëèðóÿ îòíîøåíèÿ äåéñòâóþùèõ ëèö, îðãàíèçóåò èãðó êàê ðåæèññåð.
 èíäèâèäóàëüíîé èãðå äåòè ìåíüøå ïîäâåðãàþòñÿ âëèÿíèþ ñëîæèâøèõñÿ â êîëëåêòèâå èãðîâûõ ñòåðåîòèïîâ, ÷òî ïîçâîëÿåò èì ïî ñâîåìó óñòðåìëåíèþ ðàçâèâàòü ñþæåò, èñïîëüçîâàòü ëþáûå èãðóøêè è ïðåäìåòû-çàìåñòèòåëè.  òàêèõ èãðàõ îò÷åòëèâî ïðîÿâëÿþòñÿ èíäèâèäóàëüíûå îñîáåííîñòè ðåáåíêà, åãî ëè÷íûå êà÷åñòâà.
Ñþæåòû èíäèâèäóàëüíûõ ðåæèññåðñêèõ èãð îòëè÷àþòñÿ ðàçíîîáðàçèåì, ñëîæíîñòüþ è íåñòàíäàðòíîñòüþ.
Äëÿ ýòèõ èãð â èõ ðàçâèòîé ôîðìå ñâîéñòâåííû êîìáèíèðîâàíèå âïå÷àòëåíèé èç ëè÷íîãî îïûòà ðåáåíêà ñ òåì, ÷òî îí óçíàë èç êíèã, íàáëþäåíèé, ìóëüòôèëüìîâ, ïðè÷óäëèâîå ñîåäèíåíèå ðåàëüíîãî è âûìûøëåííîãî.
 ðåæèññåðñêîé èãðå ðå÷ü — ãëàâíûé êîìïîíåíò. ×àñòî îíà çâó÷èò êàê «äèêòîðñêèé òåêñò çà ýêðàíîì».
 ðîëåâûõ ðåæèññåðñêèõ èãðàõ ðåáåíîê èñïîëüçóåò ðå÷åâûå âûðàçèòåëüíûå ñðåäñòâà äëÿ ñîçäàíèÿ îáðàçà êàæäîãî ïåðñîíàæà: ìåíÿþòñÿ èíòîíàöèÿ, ãðîìêîñòü, òåìï, ðèòì âûñêàçûâàíèé, ëîãè÷åñêèå óäàðåíèÿ, ýìîöèîíàëüíàÿ îêðàøåííîñòü.
2.Ïî ñîäåðæàíèþ (êàê äåÿòåëüíîñòü) èãðà ïðîõîäèò ïóòü îò ïðåäìåòíî-ïðàêòè÷åñêîé ê ñþæåòíî-îòîáðàçèòåëüíîé è, íàêîíåö, ê ñþæåòíî-ðîëåâîé, ðàçíîâèäíîñòüþ êîòîðîé ÿâëÿåòñÿ ðåæèññåðñêàÿ èãðà.
 ðàííåì è ìëàäøåì äîøêîëüíîì âîçðàñòå èãðà íîñèò ïðåèìóùåñòâåííî èíäèâèäóàëüíûé õàðàêòåð.  ïðåäìåòío-îòîáðàçèòåëüíûõ èãðàõ ðåáåíîê âïåðâûå óñâàèâàåò ñïîñîáû äåéñòâèé ñ ïðåäìåòàìè, îòðàáàòûâàåò ïîñëåäîâàòåëüíîñòü èãðîâûõ äåéñòâèé. Ïåðâûå íàâûêè ñþæåòíî-îòîáðàçèòåëüíîé èãðû ìàëûøó ïîìîãàåò ïðèîáðåñòè âçðîñëûé, à ðåáåíîê ïîâòîðÿåò ýòè äåéñòâèÿ ñ òåìè æå ñàìûìè èëè äðóãèìè èãðóøêàìè.
Ðàñøèðÿåòñÿ îïûò ðåáåíêà, ðàñòåò óðîâåíü åãî èãðîâûõ íàâûêîâ è óìåíèé — óñëîæíÿåòñÿ è ñþæåò èãðû.
Îäíîâðåìåííî èäåò ðàçâèòèå ìûøëåíèÿ è âîîáðàæåíèÿ ðåáåíêà, âîçðàñòàåò ñïîñîáíîñòü ê ïåðåíîñó ñïîñîáîâ äåéñòâèé íà äðóãèå îáúåêòû, îòíîøåíèé ìåæäó ëþäüìè — â èãðó. Òàêèì îáðàçîì, ñîçäàþòñÿ ïðåäïîñûëêè äëÿ ïåðåõîäà ê ðàçâèòîé ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðå. Íî îíà åùå íåâîçìîæíà áåç ñëîæèâøèõñÿ íàâûêîâ îáùåíèÿ. Îñîáåííîñòüþ ðåæèññåðñêîé èãðû ÿâëÿåòñÿ òî, ÷òî ïàðòíåðû (èãðóøêè, èõ çàìåñòèòåëè) — íåîäóøåâëåííûå ïðåäìåòû è íå èìåþò ñâîèõ æåëàíèé, èíòåðåñîâ, ïðåòåíçèé. Åñòåñòâåííî, ÷òî òàêîå èãðîâîå îáùåíèå äëÿ ìàëåíüêîãî ðåáåíêà ëåã÷å, ÷åì îáùåíèå ñî ñâåðñòíèêàìè, â êîòîðîì íåîáõîäèìî ó÷èòûâàòü ïîçèöèþ, íàñòðîåíèå ïàðòíåðîâ, èñêàòü ñ íèìè îáùèé ÿçûê.
Ïàðàëëåëüíî ñ ôîðìèðîâàíèåì íàâûêîâ ñîâìåñòíîé èãðû ïðîäîëæàåòñÿ ðàçâèòèå èíäèâèäóàëüíîé èãðû ñ èãðóøêàìè. Îíà ÿâëÿåòñÿ îñîáîé ôîðìîé èãðîâîé äåÿòåëüíîñòè ðåáåíêà, êîòîðàÿ äàåò åìó âîçìîæíîñòü ïðèìåíèòü ñîöèàëüíûé îïûò â èãðå ñ êóêëîé. Ýòîò îïûò ëåæèò â îñíîâå ïî÷òè âñåõ ñþæåòîâ èíäèâèäóàëüíûõ èãð, â èãðàõ æå äåòåé ðàííåãî è ìëàäøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ïðåîáëàäàåò.
Îïîñðåäîâàííûé îïûò ðåáåíêà ïðîÿâëÿåòñÿ â èãðå óæå â êîíöå ðàííåãî âîçðàñòà è, ïîñòåïåííî ðàñøèðÿÿñü, ëîæèòñÿ â îñíîâó ñþæåòîâ èíäèâèäóàëüíûõ èãð. Êàê ïðàâèëî, òàêîé îïûò ðåàëèçóåòñÿ â èãðå ñ ðàçëè÷íûìè, èíîãäà äîâîëüíî çíà÷èòåëüíûìè îòñòóïëåíèÿìè îò îðèãèíàëà — ñêàçêè, ðàññêàçà, ìóëüòôèëüìà. Àññîöèàòèâíàÿ äèíàìèêà ñþæåòà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé òèïè÷íóþ îñîáåííîñòü èíäèâèäóàëüíîé èãðû äîøêîëüíèêà.
3. Ðåæèññåðñêèå èãðû äåòåé ðàçíîãî âîçðàñòà èìåþò ñâîþ ñïåöèôèêó.
Îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ ýòèõ èãð ó äåòåé ÷åòâåðòîãî ãîäà æèçíè:
 èõ îñíîâå ëåæèò íåïîñðåäñòâåííûé îïûò ðåáåíêà, ò. å. ñîáûòèÿ, êîòîðûå îí íàáëþäàë èëè â êîòîðûõ ñàì ïðèíèìàë ó÷àñòèå.
1. Ñþæåòû èãð ñ èãðóøêàìè åùå ñðàâíèòåëüíî íåñëîæíû. ×àùå âñåãî îíè ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé êðàòêèå öåïî÷êè çíàêîìûõ ðåáåíêó äåéñòâèé (êóêëà îáåäàåò, ñïèò, èäåò ãóëÿòü). Êîëè÷åñòâî ïåðñîíàæåé îáû÷íî íåâåëèêî — îäèí-äâà, ðåäêî òðè. Îòíîøåíèÿ ìåæäó íèìè ðåáåíîê îïðåäåëÿåò ïî õîäó èãðû.
2. Çà êàæäîé èãðóøêîé çàêðåïëåíà ïîñòîÿííàÿ ðîëü, âûòåêàþùàÿ èç åå îáðàçíîãî ðåøåíèÿ.
3. Ñþæåòíûå ñîáûòèÿ â èíäèâèäóàëüíûõ ðåæèññåðñêèõ èãðàõ — ðåçóëüòàò àññîöèàòèâíîãî âîñïðèÿòèÿ ðåáåíêîì îêðóæàþùåãî ìèðà.
4.Ðå÷ü ÿâëÿåòñÿ ãëàâíûì êîìïîíåíòîì ðåæèññåðñêîé èãðû.
Îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ ðåæèññåðñêèõ èãð ó äåòåé ïÿòîãî ãîäà æèçíè:
1.  îñíîâå èãð ïî-ïðåæíåìó ëåæèò îïûò, íî íå íåïîñðåäñòâåííûé, ëè÷íûé, êîòîðûé òåïåðü èìååò âòîðîñòåïåííîå, âñïîìîãàòåëüíîå çíà÷åíèå, à îïîñðåäîâàííûé. Äåòè ïðîèãðûâàþò çíàêîìûå ñêàçêè, ñòèõè, ìóëüòôèëüìû è äèàôèëüìû, íåðåäêî îáúåäèíÿÿ â îäíîé èãðå ðàçëè÷íûå èñòî÷íèêè.
2. Ñþæåòû èãð îòëè÷àþòñÿ áîëüøåé ñëîæíîñòüþ è ðàçíîîáðàçèåì, ÷åì íà ïðåäûäóùåì ýòàïå.
3. Èíäèâèäóàëüíàÿ èãðîâàÿ äåÿòåëüíîñòü ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé äèíàìè÷íûé ïðîöåññ.
4. Ðàçâèòèå ñþæåòà ïî-ïðåæíåìó ïðîèñõîäèò íà îñíîâå âîçíèêàþùèõ àññîöèàöèé, êîòîðûå ó ðåáåíêà ïÿòîãî ãîäà æèçíè íîñÿò áîëåå ñëîæíûé õàðàêòåð è áåðóò íà÷àëî íå òîëüêî â îêðóæàþùåé åãî ïðåäìåòíîé ñðåäå.
5. Èãðà äåòåé ïÿòîãî ãîäà æèçíè ïðàêòè÷åñêè ïîñòîÿííî ñîïðîâîæäàåòñÿ ðå÷üþ. Íà ôîíå îïèñàòåëüíûõ âûñêàçûâàíèé ïîÿâëÿþòñÿ ðîëåâûå è îöåíî÷íûå.
Îñîáåííîñòè ðåæèññåðñêèõ èãð äåòåé 6-7 ëåò:
1) ñîäåðæàíèå èãð äèíàìè÷íîå, ñ ïðåîáëàäàíèåì ñîáñòâåííîãî ëèòåðàòóðíîãî òâîð÷åñòâà; äåòè ëþáÿò îáûãðûâàòü èçìåíåííûå ñîáñòâåííîé ôàíòàçèåé çíàêîìûå ñêàçêè, ìóëüòôèëüìû, âíîñÿò â ñîäåðæàíèå èãðû ìíîãî âûìûøëåííîãî;
2) âîçíèêàþùèå ñþæåòû îòëè÷àþòñÿ ñëîæíîñòüþ, äèíàìè÷íîñòüþ.  èãðó âêëþ÷àåòñÿ íåñêîëüêî äåéñòâóþùèõ ëèö, â ðîëè êîòîðûõ âûñòóïàþò èãðóøêè. Ðàçâèòèå ôàíòàçèè, âûñîêèé óðîâåíü îáîáùåíèÿ, óìåíèå äåéñòâîâàòü â ïëàíå ïðåäñòàâëåíèé ïîçâîëÿþò ðåáåíêó íàäåëÿòü èãðóøêó ðîëüþ âíå çàâèñèìîñòè îò åå îáðàçíîãî ðåøåíèÿ.
3) èñïîëüçîâàíèå ðàçëè÷íûõ ïðåäìåòîâ-çàìåñòèòåëåé;
4) âîçíèêàþò ñîâìåñòíûå ðåæèññåðñêèå èãðû. Îáúåäèíåíèÿ äåòåé îáû÷íî íåìíîãî÷èñëåííû — 2-3 ÷åëîâåêà. Äåòè âìåñòå ïðèäóìûâàþò ñþæåò, ïîäáèðàþò èëè ìàñòåðÿò íåîáõîäèìûå èãðóøêè, ïðåäìåòû, èñïîëíÿþò ðîëè (êàæäûé çà ñâîåãî ïåðñîíàæà). Äðóãèìè ñëîâàìè, â ñîâìåñòíîé ðåæèññåðñêîé èãðå ÿðêî âûðàæåí ñþæåòíî-ðîëåâîé õàðàêòåð. Òàêèì îáðàçîì, ðåæèññåðñêèå èãðû ñîçäàþò ðåàëüíûå ïðåäïîñûëêè äëÿ âîçíèêíîâåíèÿ ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû. Íî ñ ïîÿâëåíèåì ïîñëåäíåé ðåæèññåðñêèå èãðû íå èñ÷åçàþò: âçàèìîîáîãàùàÿñü, äîïîëíÿÿ äðóã äðóãà, îáà âèäà èãð ïðèñóòñòâóþò â æèçíè ðåáåíêà è çà ðóáåæîì äîøêîëüíîãî âîçðàñòà.
3. Ïåäàãîãè÷åñêèå óñëîâèÿ ðàçâèòèÿ ðåæèññåðñêèõ èãð
Óñëîâèÿ äëÿ ðàçâèòèÿ ðåæèññåðñêèõ èãð:
— ñîçäàíèå äåòÿì èíäèâèäóàëüíîãî ïðîñòðàíñòâà, îáåñïå÷åíèå ìåñòà è âðåìåíè äëÿ èãðû;
— îïîñðåäîâàííîå ðóêîâîäñòâî äåÿòåëüíîñòüþ ðåáåíêà;
— âîâëå÷åíèå äåòåé â ñîòâîð÷åñòâî ñ ïåäàãîãîì;
— ïîäáîð èãðîâîãî ìàòåðèëà äëÿ ðåæèññåðñêèõ èãð;
— ïðîäóìàííîå õðàíåíèå èãðîâîãî ìàòåðèàëà.
èãðà ðåæèññåðñêèé ïåäàãîãè÷åñêèé äîøêîëüíûé
Ñïèñîê ëèòåðàòóðû
1. Àíèêååâà Í.Ï. Âîñïèòàíèå èãðîé. — Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 1999.
2. Áîãóñëàâñêàÿ Ç.Ì., Ñìèðíîâà Å.Î. Ðàçâèâàþùèå èãðû äëÿ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. — Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 1993.
3. Áîíäàðåíêî À.Ê., Ìàòóñèê À.È. Âîñïèòàíèå äåòåé â èãðå. — Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 1985.
4. Âîðîíîâà Â.ß. Òâîð÷åñêèå èãðû ñòàðøèõ äîøêîëüíèêîâ. — Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 1983.
5. Çâîðûãèíà Å.Þ. ß èãðàþ! Ì. — «Ïðîñâåùåíèå» 2010
6. https://psyera.ru/4737/igra-kak-vedushchaya-deyatelnost-doshkolnogo-vozrasta Êàãåðìàçîâà Ë.Ö.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник