Сумма на 1 ребенка 2014 года
Начиная с 2014 года вступили в действие поправки в законодательство, влияющие на размер социальных выплат и пособий.
Так, например, с 1 января 2014 года (с учетом ежегодной компенсации):
- Материнский (семейный) капитал установлен в размере 429 408,50 руб. (Федеральный закон от 02.12.2012г. №349-ФЗ).
- Ежегодная денежная компенсация инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников составляет 19 297 руб.
Государственные пособия гражданам, имеющим детей, индексируются в 2014 году на коэффициент 1,05.
Таким образом, в 2014 г.:
- Единовременное пособие при рождении ребенка — 13 741,99 руб.
- Пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности – 515,33 руб.
- Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет (минимальный размер) составит:
- за первым ребенком – 2 576,63 руб.,
- за вторым и последующими детьми – 5 153,24 руб.
На этот же коэффициент (1,05) необходимо проиндексировать размер ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, назначенной до 1 января 2014 года.
Кроме того, Федеральным законом от 02.12.2013г. №336-ФЗ внесены изменения в закон от 19.06.2000г. №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».
В соответствии с данными изменениями, с 1 января 2014 года устанавливается новый уровень минимального размера оплаты труда (МРОТ) в сумме 5 554 рублей в месяц.
Данное изменение повлияет на размер выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности, в случаях расчета данного пособия исходя из МРОТ, либо с учетом ограничения в размере МРОТ.
Увеличится и предельная сумма оплаты больничного листа.
В 2014 году эта сумма составит 1 479,45 руб. (при 100% среднего заработка), тогда как в 2013 году она составляет 1 335,62 руб. в день.
В статье будут рассмотрены некоторые особенности оплаты больничных листов, а так же действующий в 2014 году порядок расчета пособий по временной нетрудоспособности.
Порядок определения размера пособий
Как и раньше, в 2014г. пособия:
- по временной нетрудоспособности,
- по беременности и родам,
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком
исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления:
- временной нетрудоспособности,
- отпуска по беременности и родам,
- отпуска по уходу за ребенком,
в том числе, за время работы у другого (других) страхователя.
Средний заработок за время работы у другого страхователя не учитывается в случаях, если в соответствии с ч.2 ст.13 закона №255-ФЗ, пособия:
- по временной нетрудоспособности,
- по беременности и родам
назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы исходя из среднего заработка за время работы у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия.
В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось:
- в отпуске по беременности и родам,
- в отпуске по уходу за ребенком,
соответствующие календарные годы (год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
Порядок расчета пособий, действующий в 2014 году
1. Расчет больничного листа по временной нетрудоспособности в 2014г.
В 2014 году размер пособия по больничному листу рассчитывается аналогично расчетам в 2013 году.
Изменятся только размер МРОТ (5 554 руб. с 01.01.2014г.) и предельная сумма оплаты больничного листа.
Эта сумма увеличилась из-за изменения величин базы для начисления страховых взносов за 2 года: сумма базы за 2011 год уже не будет учитываться в расчетах, к базе за 2012 год будет прибавляться база за 2013г.
Сумма заработка за 2012 и 2013 год все так же делится на 730 (дней) и умножается на количество дней нетрудоспособности (с учетом ограничений кол-ва дней).
При этом сумма заработка за 2012 год для расчета пособия принимается не выше 512 000 руб., а за 2013 год – не выше 568 000 руб.
(512 000 + 568 000)/730 = 1 479,45 руб.
Согласно п.2 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее – Положение), в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются:
- все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в ФСС РФ в соответствии с Федеральным законом №212-ФЗ от 24.07.2009г.
В соответствии с п.14 Положения, премии и вознаграждения включаются в средний заработок с учетом следующих особенностей:
- ежемесячные премии и вознаграждения, выплачиваемые вместе с заработной платой данного месяца, включаются в заработок того месяца, за который они начислены;
- премии (кроме ежемесячных премий и вознаграждений, выплачиваемых вместе с заработной платой данного месяца), вознаграждения по итогам работы за квартал, за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет (стаж работы), иные вознаграждения по итогам работы за год, единовременные премии за особо важное задание включаются в заработок в размере начисленных сумм в расчетном периоде.
2. Расчет пособия по беременности и родам, по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2014г.
В соответствии с Положением (в редакции, действующей с 2013 года), средний дневной заработок для исчисления:
- пособия по беременности и родам,
- ежемесячного пособия по уходу за ребенком
определяется путем деления суммы начисленного заработка за двухгодичный период (указанный в п.1 ст.14 закона №255-ФЗ), на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды:
1) периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
2) дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом;
3) период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством РФ, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в ФСС в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» не начислялись.
Кроме того, напомним, что начиная с 2013 года, в соответствии с п.2 закона №343-ФЗ пособия:
- по беременности и родам,
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет,
уже не могут рассчитываться по правилам, действовавшим в 2010г., что позволялось до 31.12.2012г. включительно (среднедневной заработок можно было рассчитывать исходя из заработка за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления страхового случая).
Когда пособия рассчитываются исходя из МРОТ
Согласно п.11(1) Положения, в случае если застрахованное лицо в расчетные периоды*, не имело заработка, а также в случае если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается:
- Равным МРОТ, действующим на день наступления страхового случая.
Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.
Соответственно и размер пособия исходя из МРОТ необходимо рассчитать с использованием такой пропорции.
При этом во всех случаях ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком (в 2014 году — 2 576,63 руб. за первым ребенком, 5 153,24 руб. — за вторым и последующими детьми).
*Предыдущие 2 года (для страховых случаев, наступивших в 2014 году — 2013 и 2012 года), либо те года, на которые переносится расчетные периоды.
В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из МРОТ, размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.
На основании п.15(3) Положения, для исчисления пособий исходя из МРОТ:
- по временной нетрудоспособности,
- по беременности и родам,
средний дневной заработок определяется путем деления МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, увеличенного в 24 раза, на 730.
Таким образом, в 2014 году среднедневной заработок, рассчитываемый исходя из МРОТ составит:
- 5 554 руб.*24/730 = 182,60 руб.
Сроки обращения за пособиями
Сроки обращения за пособиями:
- по временной нетрудоспособности,
- по беременности и родам,
- ежемесячным пособием по уходу за ребенком,
установлены 12 статьей закона №255-ФЗ.
В соответствии с положениями данной статьи, пособия назначаются не позднее шести месяцев:
1. Со дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), а также окончания периода освобождения от работы в случаях ухода за больным членом семьи, карантина, протезирования и долечивания.
Для пособия по временной нетрудоспособности.
2. Со дня окончания отпуска по беременности и родам.
Для пособия по беременности и родам.
3. Со дня достижения ребенком возраста полутора лет.
Для ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет.
В соответствии с п.3 ст.12, при обращении за пособием:
- по временной нетрудоспособности,
- по беременности и родам,
- ежемесячным пособием по уходу за ребенком
по истечении шестимесячного срока, решение о назначении пособия принимается территориальным органом ФСС при наличии уважительных причин пропуска срока обращения за пособием.
Перечень уважительных причин пропуска срока обращения за пособием утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2007г. №74 «Об утверждении Перечня уважительных причин пропуска срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком».
В соответствии с данным Перечнем, уважительными причинами признаются следующие обстоятельства:
1. Непреодолимая сила, то есть чрезвычайные, непредотвратимые обстоятельства (землетрясение, ураган, наводнение, пожар и др.).
2. Длительная временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы продолжительностью более шести месяцев.
3. Переезд на место жительства в другой населенный пункт, смена места пребывания.
4. Вынужденный прогул при незаконном увольнении или отстранении от работы.
5. Повреждение здоровья или смерть близкого родственника.
6. Иные причины, признанные уважительными в судебном порядке, при обращении застрахованных лиц в суд.
Случаи снижения размера пособия по временной нетрудоспособности
В соответствии с положениями ст.8 закона №255-ФЗ предусмотрены следующие основания для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности:
1. Нарушение застрахованным лицом без уважительных причин в период временной нетрудоспособности режима, предписанного лечащим врачом.
2. Неявка застрахованного лица без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или на проведение медико-социальной экспертизы.
При этом возможна следующая ситуация:
Сотрудник представил несколько больничных листов.
В первом из них, допустим, с 3го по 10 августа 2013г., сделана отметка о нарушении режима — 7го числа сотрудник не явился на прием к врачу.
В последующих больничных листах, являющихся продолжениями первого, таких отметок нет.
В таком случае, при отсутствии уважительных причин нарушения режима, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ — со дня, когда было допущено нарушение, и до восстановления трудоспособности.
То есть, начиная с 7го августа и до дня, с которого сотрудник должен приступить к работе, указанного в последнем больничном листе.
При этом с 3го по 6е августа больничный лист оплачивается в обычном порядке.
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития от 29.06.2011г. №624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности», в строке «Отметки о нарушении режима» в зависимости от вида нарушения указывается следующий двухзначный код:
- 23 — несоблюдение предписанного режима, самовольный уход из стационара, выезд на лечение в другой административный район без разрешения лечащего врача;
- 24 — несвоевременная явка на прием к врачу;
- 25 — выход на работу без выписки;
- 26 — отказ от направления в учреждение медико-социальной экспертизы;
- 27 — несвоевременная явка в учреждение медико-социальной экспертизы;
- 28 — другие нарушения.
В строке «Дата» указывается дата нарушения, в поле «Подпись врача» ставится подпись лечащего врача.
3. Заболевание или травма, наступившие вследствие:
- алкогольного,
- наркотического,
- токсического
опьянения или действий, связанных с таким опьянением.
В таком случае в больничном листе в строке «причина нетрудоспособности» после двузначного кода проставляется трехзначный дополнительный код «021».
При наличии одного или нескольких вышеуказанных оснований для снижения пособия по временной нетрудоспособности, пособие выплачивается застрахованному лицу в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ, установленного федеральным законом.
В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате — в размере, не превышающем минимальный размер оплаты труда с учетом этих коэффициентов.
Данные санкции применяются:
При нарушении режима и неявке сотрудника на осмотр:
- со дня, когда было допущено нарушение.
Если заболевание или травма получены в следствии алкогольного (и др.) опьянения:
- за весь период нетрудоспособности.
При этом, работодателю следует помнить, что отметок, сделанных в больничном листе:
- об алкогольном опьянении,
- нарушении режима и неявки,
самих по себе недостаточно для снижения размера пособия.
Организации необходимо получить письменное объяснение сотрудника, провести расследование, получить медицинское заключение.
В противном случае сотрудник может обратиться в суд и обжаловать снижение размера пособия.
Случаи, когда пособие по временной нетрудоспособности не назначается
Основания для отказа в назначении пособия по временной нетрудоспособности предусмотрены ст.9 закона №255-ФЗ.
В соответствии с данной статьей, пособие по временной нетрудоспособности не назначается застрахованным лицам за следующие периоды:
- за период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством РФ, за исключением случаев утраты трудоспособности работником вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска;
- за период отстранения от работы в соответствии с законодательством РФ, если за этот период не начисляется заработная плата;
- за период заключения под стражу или административного ареста;
- за период проведения судебно-медицинской экспертизы;
- за период простоя, за исключением случаев, предусмотренных ч.7 ст.7 закона №255-ФЗ.
В соответствии с п.2 ст.9 закона №255-ФЗ, основаниями для отказа в назначении пособия по временной нетрудоспособности являются:
1. Наступление временной нетрудоспособности в результате установленного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью или попытки самоубийства.
2. Наступление временной нетрудоспособности вследствие совершения застрахованным лицом умышленного преступления.
Источник
Правительство планомерно продолжает воплощать в жизнь программы поддержки семей с детьми. Делается это не только для того, чтобы материально поддержать россиян, воспитывающих подрастающее поколение. Одной из основных целей такой социальной политики является восстановление уровня рождаемости в стране.
Как показывают исследования, благодаря реализации таких программ, как Материнский капитал и Молодая семья, во многих регионах демографическая ситуация стала улучшаться. Пока рано говорить об окончательном решении проблемы, но положительная динамика ощущается явно.
Порядок назначения и условия выплаты федеральных детских пособий в России регулируется несколькими законодательными актами, но прежде всего это Закон «О пособиях гражданам, имеющим детей» и «О дополнительных мерах государственной поддержки семей с детьми», а также Указ Президента «О мерах по реализации демографической политики РФ». Кроме этого в каждом субъекте федерации для урегулирования порядка предоставления муниципальной помощи местными органами законодательной власти издаются региональные нормативно-правовые документы.
В соответствии с этими документами в 2014 году выплачиваются следующие виды федеральных единоразовых пособий на детей:
- Беременным женщинам, при постановке на медицинский учет на сроке до 12 недель;
- По беременности и родам;
- Беременной жене военнослужащего, находящегося на срочной службе;
- При рождении, или передаче на воспитание ребенка;
- Материнский капитал.
Кроме этого, начисляются следующие ежемесячные выплаты:
- По уходу за ребенком до 1,5 лет (прекратит существование с 01 января 2014 года);
- По уходу до 3-х лет;
- На ребенка военнослужащего–срочника.
Кроме этого, практически во всех субъектах России действуют следующие региональные программы:
- Материнский капитал;
- Молодая семья;
- Дополнительные выплаты за третьего и последующих детей, порядок назначения которых в каждом регионе свой.
Размер и индексация в 2014 году
В основе ежегодных расчетов размера пособий лежат базовые суммы, установленные законами. Эти начальные значения ежегодно увеличиваются на коэффициент, который определяется Федеральным Законом «О государственном бюджете Российской Федерации» на каждый год, в том числе и на 2014-й.
Изначально такой механизм индексации был введен для того, чтобы сумма денежной помощи из года в год не обесценивалась из-за инфляции, которую до конца еще не побороли. Однако в последние два года федеральное правительство, используя коэффициент индексации, не только обеспечивает инфляционный рост, но и проводит политику постепенного увеличения размера поддержки семей с детьми.
Законодательно установлены следующие базовые показатели детских выплат:
При рождении | 8000 р. |
Беременной жене военнослужащего, находящегося на срочной службе | 14000 р. |
При ранней постановке на учет по беременности | 300 р. |
На ребенка военнослужащего — срочника | 6000 р. |
Минимальное значение по уходу за первым малышом | 1500 р. |
Минимальный размер по уходу за вторым и последующими детьми | 3000 р. |
Материнский капитал | 250000 р. |
В течение последних пяти лет происходило постепенное повышение выплат, и в итоге, в 2014 году их размер составит:
При рождении | 13741,99 р. |
Беременной жене военнослужащего, находящегося на срочной службе | 21761,88 р. |
При постановке на учет по беременности до 12 недель | 515,33 р. |
На ребенка военнослужащего — срочника | 9326,52 р. |
Минимальный размер при уходе за первенцем | 2578 р. |
Минимальное значение на второго и последующих деток | 5153 р. |
Материнский капитал | 429408,53 р. |
По сравнению с 2013 годом индексация размера выплат составила 5%. На пособиях, сумма которых невелика, этот увеличение может быть ощущается и не очень сильно, зато, например, размер материнского капитала увеличился на целых 27 000 р. А это совсем немаленькая сумма. Если же сравнить величину помощи в натуральном денежном выражении, которая оказывалась семьям в 2008 году, ту, которую начнут выплачивать с 1 января 2014 г., то ее рост очевиден.
Изменения и новости
Кроме чисто математической индексации размеров выплат, федеральное правительство постоянно оптимизирует сами механизмы их финансирования и принципы назначения. Ярким примером стал Федеральный Закон, принятый и подписанный президентом в июне. Согласно его положениям, финансирование детских пособий теперь будет осуществляться не из средств Фонда Социального Страхования, как это было ранее, а за счет Федерального бюджета.
Это с одной стороны снимет огромную финансовую нагрузку с активов государственного фонда, что, безусловно, необходимо при внедрении накопительной пенсионной системы. А с другой стороны, позволит государству напрямую регулировать финансирование этих начислений. Теперь выделение средств на оплату пособий, будет происходить из государственной казны в пользу местных бюджетов путем назначения субвенций соответствующих размеров.
Кроме этого, депутаты Государственной Думы планируют существенно увеличить Минимальный размер оплаты труда. Он повышается ежегодно и от его значения сильно зависит размер ежемесячной помощи по уходу за ребенком.
Но, пожалуй, самым ощутимым нововведением станет повышение до 3-х лет возраста малышей, до достижения которого выплачивается ежемесячное пособие по уходу за ними, на всей территории страны. Дело в том, что на протяжении многих лет этот вид поддержки выплачивался только до 1,5 летнего возраста.
С 2012 года началось планомерное введение нового порядка в отдельных субъектах Федерации. Так в 2012 году эта новация была реализована в 21-м регионе, в 2013-м охватила еще 24, а с 1 января 2014 начнет действовать в оставшихся 37.
Таким образом, новый год уравняет в правах и возможностях абсолютно всех мамочек страны в части получения ежемесячной помощи по уходу за детьми. Единственное в чем останется разница, так это в применении региональных коэффициентов при определении ее размера, но этот механизм используется для хоть какой-то компенсации за жизнь в сложных климатических условиях Крайнего Севера и Дальнего Востока, и в его справедливости практически никто не сомневается.
Право на получение соответствующих денежных сумм получат родители абсолютно всех детей до 3-х лет, в независимости от того, были остановлены им до этого начисления по достижению ребенком 1,5 летнего возраста, или нет.
Новости в регионах
Изменения в сфере детских пособий коснутся и регионов. Ни для кого не секрет, что во многих субъектах федерации местные власти совершенно по-разному подходят к вопросам социальной поддержки семей с детьми. В одних областях программы регионального Материнского капитала и материальная помощь многодетным семьям работают на полную мощность, оказывая реальную поддержку людям.
В других регионах по разным причинам этому вопросу уделяется гораздо меньше внимания, и это несмотря на программы, принимаемые на федеральном уровне.
К счастью в 2014 году ситуация начнет меняться в лучшую сторону. По крайней мере, как минимум еще в 53 регионах были приняты нормативные акты, которые вводят дополнительные меры поддержки семьям с тремя и более детьми.
В большинстве регионов им будут выплачиваться дополнительные денежные средства, а в некоторых бесплатно или на льготных условиях оказываться медицинские и образовательные услуги.
С января 2014 года во многих регионах значительно увеличивается помощь по программе региональный материнский капитал. А также начнут работать проекты, стимулирующие усыновление детей. Положительными примерами может послужить Башкирия и Сахалин, в которых местные власти готовы выделять семьям-усыновителям помощь из местного бюджета в размере от 500 тысяч до 1 миллиона рублей.
Таким образом, государственная бюджетная политика на деле становится социально-ориентированной не только на уровне федерального правительства, но также и на региональном. А это вселяет оптимизм в отношении нашего завтрашнего дня.
Источник