Стыд в развитии ребенка
Как у детей развивается чувство стыда и что этому способствует? Вопрос, который родители задают не всегда своевременно. Чувство стыда может существенно навредить человеку во взрослой жизни, а может сделать из него приличного человека.
Испытывая постоянное чувство стыда, человек снижает самооценку, нередко вырастает неполноценной личностью. Ему бывает стыдно за все: за свою внешность, поведение, поступки, за то, что вообще существует.
При этом человек, лишенный этого чувства, не будет принят обществом. Как избежать развития постоянного чувства стыда у ребенка и выработать рациональный стыд – расскажем в статье.
Что такое стыд?
Чтобы понять механизм развития стыда как патологии, нужно знать, что такое стыд. Психологи считают, что стыдом называют эмоцию, возникающую при осознании несоответствия собственных действий правилам морали, принятых обществом.
Понятие «стыд» было введено в оборот в 1920-е годы. Различают понятия стыда по слабой и сильной выраженности.
Например, к формам слабовыраженного стыда можно отнести ситуацию, когда один человек обидел другого словом или резким действием, а потом раскаялся в этом. Обидчик приносит извинения и обещает более так не поступать, держать себя в руках.
В том случае, когда извинения произнесены искренне, в дальнейшем, чтобы избежать подобного, человек действительно будет себя сдерживать. Но если чувство стыда особо обострено, обидчик, принеся извинения, станет продолжать себя корить и вполне способен вскоре дойти до нервного истощения.
В качестве примера сильно выраженного типа стыда можно привести случай, когда человек не в состоянии простить себе что-то, пытается наказать себя путем нанесения телесных повреждений и даже увечий. Такие люди имеют выраженный комплекс неполноценности и не принимают себя.
Несмотря на то, что стыд относят к нравственному сознанию, он оказывает сильное влияние на эмоциональное сознание человека.
Стыд может сдерживать психическое развитие человека и напрямую влиять на поведение. Тем не менее, специалисты сходятся во мнении, что само по себе наличие чувства стыда является нормой и при правильном воспитании помогает индивиду избежать одиночества и неверных поступков.
Существуют люди, у которых чувство стыда присутствует, имеет внешние проявления, а также люди, напрочь лишенные этого чувства. Распознать их, конечно, можно по поведению и поступкам.
Признаки, указывающие на развитое чувство стыда:
- Человек испытывает замешательство в какой-то ситуации.
- Человек смущается при виде каких-либо вещей, в присутствии определенных людей или совершении неких поступков.
- Проявляет беспокойство, оказавшись свидетелем несвойственных для него событий или ситуаций.
- Старается защититься от неприличных, по его мнению, желаний, побуждений, притязаний.
Признаки, указывающие на полное отсутствие чувства стыда:
- Отсутствие чувства смущения в любых неприятных ситуациях.
- Отсутствие переживаний при виде неприемлемых обществом поступков или вещей.
- Спокойное отношение, приветствие проявлений безнравственности.
Когда ребенок начинает осознавать стыд?
Как понять, когда ребенок начинает осознавать стыд? В первую очередь, родителям надо усвоить, что стыд – не врожденная эмоция. Родившись, ребенок не понимает, за что испытывают стыд и когда это делать уместно.
Все, что он делает, он делает с ведома (или без ведома) взрослых. И именно они должны научить понятиям «плохо» и «хорошо». Но не криками и возмущениями типа «Ты что, совсем не понимаешь? Как тебе не стыдно?», а по-другому.
Да, например, маленький ребенок не понимает, почему неприлично приносить в зал, где сидят гости, свой горшок. Неприлично при всех снимать одежду и садиться на него. Ведь, когда дома только родители, это делать можно? Почему нельзя в этом случае?
Потому что родители не объяснили, что есть определенные правила поведения, личное пространство, интимная гигиена и т.д. Когда ребенку доходчиво объяснят, он поймет и больше не станет делать подобного.
С тех пор, как ребенок начинает осознанно воспринимать, что ему говорят, следует давать разъяснения о чувстве стыда и о ситуациях, в которых возможно его проявление. Определенных возрастных советов не имеется, но родители должны осознавать, что основные приличия следует усвоить к тому времени, как малыш пойдет в детский сад и школу.
Ребенок, которого часто просто стыдят, но не объясняют причин, регулярно получает серьезную психологическую травму. Он чувствует себя униженным, ему обидно, но он не понимает, за что.
Точно также чувствует малыш, который становится свидетелем того, как стыдят других детей. Он инстинктивно ощущает свою причастность к происходящему (хотя он может быть и ни при чем) и испытывает стыд.
Примеры неправильного вызывания чувства стыда встречаются в жизни очень часто. Например, в детском саду или школе воспитатель или учитель начинает стыдить ребенка за то, что он дольше всех рисовал, выполнял задание, переписывал текст.
«Ты слишком долго возился, поэтому тебе должно быть стыдно за то, что задерживаешь весь класс», «Из-за тебя вся группа позже вышла на прогулку, поэтому тебе должно быть стыдно за то, что гулять будут меньше» — такие фразы нередко звучат от взрослых. Формально формируется противопоставление одного виноватого ребенка всему классу. Все молодцы, а он один – хуже всех, за это ему должно быть стыдно.
Ребенок, однажды испытавший такое, знает, что теперь весь класс, благодаря взрослому, настроен против него, его начнут дразнить, с ним перестанут играть и общаться.
А воспитательница выглядит довольной, она искренне считает, что всё организовала правильно, что теперь виновник задержки будет наказан классом за провинность.
Она даже не осознает, что заставляет испытывать стыд, который перерастает в чувство вины и портит ребенку психическое развитие.
В чем состоит отличие вины от стыда?
В чем же главное отличие чувства вины от чувства стыда? В том, что вину можно признать и исправить то, что было сделано не так. А стыд исправить нельзя. Он «накатывает» на человека, гнетёт его, заставляет думать о себе плохо.
Например, испытывая вину за разбитую вазу, человек подумает и скажет: «Прости меня, я был неосторожен и нечаянно разбил вазу. Но я обещаю найти такую же и подарю ее тебе».
Человек, который стыдится того, что сделал, будет думать иначе: «Я неуклюжий, ужасный, неповоротливый. Я даже разбил вазу, теперь ты не захочешь со мной разговаривать. Я никудышный друг/сын».
Психологи различают понятие стыда и вины и приводят понятные примеры. Например, большинство представителей социума не приемлют показ интимных частей тела прилюдно. Это стыдно, потому что неприемлемо обществом.
Чувство стыда в этом случае соразмерно с чувством страха. Человек боится, что его увидят, осудят за неприличное поведение и нарушение общественных норм.
Племена, до сих пор проживающие вне цивилизации, продолжают ходить полуголыми. Для их общества это нормально, поэтому они не стыдятся своей наготы. Но ведь и развитыми людьми их тоже нельзя назвать.
Чувство стыда позволяет людям быть цивилизованными существами. Отсутствие чувства стыда давно бы превратило всех людей в жестоких и безнравственных особей.
Это воспитывается в семье и в той среде, в которой растет ребенок. Не стоит забывать, что взрослые являются главным примером для детей и их поведение копируется с завидной устойчивостью.
Например, когда мама ходит перед 5-6 летними детьми в одной футболке, а папа в трусах, для всей семьи это становится нормой. И дети, повзрослев, скорее всего, будут ходить дома также. А если им станут делать замечания, поначалу будут искренне возмущены, а потом, возможно, станут испытывать чувство стыда.
Если же родители всегда носят аккуратную домашнюю одежду и не раздеваются при малышах, объясняя, что это неприлично, дети станут поступать также.
Манипуляции стыдом и чувством вины
Нередко взрослые осуществляют манипуляции стыдом и чувством вины в общении с детьми. Используя эмоции в свою пользу, они пытаются добиться своей цели, не задумываясь о том, как это повлияет на ребенка.
Манипулируя стыдом и чувством вины, многие родители вымещают на ребенке плохое настроение, усталость, косвенно виня его во всех своих бедах.
Ребенок, которому говорят о стыде, но не объясняют, в чем он конкретно виноват, не всегда способен различить чувство вины и стыда.
Так, человек, который испытывает вину, осознает, что сделал кому-то больно, доставил неудобства и готов исправить ситуацию. В этом русле и следует воспитывать детей.
Например, мама, уходя на работу, попросила дочь прибраться на кухне и вымыть посуду. Вернувшись домой, она увидела, что беспорядок не исчез.
Правильные действия: «Милая, ты видимо забыла, что я просила навести порядок? Я очень расстроилась, увидев полную раковину грязной посуды. Думаю, что ты успеешь исправиться, пока я переодеваюсь и отдыхаю, твоя помощь мне очень нужна».
Неправильные действия: «Тебе совсем на мать наплевать? Просила посуду помыть, а ты весь день дурака валяешь, и тебе даже не стыдно, что кухне беспорядок! Вот опять придется самой все делать».
Подобные высказывания негативно влияют на детскую психику. Ребенок, не понимая, за что с ним так разговаривают, побоится об этом спросить. Ему будет проще промолчать и признать вину, за которую станет стыдно.
Со временем это превратится в постоянную защитную реакцию и норму поведения. С каждым эпизодом будет возрастать чувство неполноценности и собственной ущербности, а неуверенность в себе станет препятствием в жизненных достижениях.
Стыд будет мешать сказать слово, высказать мнение, о чем-то попросить и предложить свою помощь. Человек постыдится показать себя, обратить на себя внимание и презентовать собственные способности.
Стыд не даст человеку ощущения нужности, востребованности, уверенности в собственных силах. Жизнь, прожитая в стыде, ограниченна и безлика. Человек вроде есть, но ему стыдно за то, что он есть.
Как привить ребенку нормы приличия
Как можно привить ребенку нормы приличия? Есть несколько практических советов, которые позволят это сделать.
- Учитывайте возраст ребенка. Малыши не осознают многих ситуаций и не понимают некоторых норм. Поэтому не требуйте от них невозможного. Разговаривайте с ними на их языке, не употребляйте сложных слов и выражений. Не ругайте за то, чего они не понимают.
- Во всем будьте примером своим детям. Разговаривайте со всеми членами семьи спокойно, без обзывательств и ругательств. Помните, что дети усваивают плохое лучше, чем хорошее и если вы встречаете мужа словами: «Ну что, припёрся, опять напился, как свинья?», не удивляйтесь, если ребенок вскоре встретит отца теми же словами. При этом, если вы решите постыдить за такое поведение, малыш не поймет, в чем виноват.
- Разговаривайте с ребенком. При всех удобных случаях объясняйте причину поведения и последствия. Аргументируйте ситуации и рассказывайте об альтернативах.
- Используйте детскую литературу и кинематографию в воспитании. Всегда обсуждайте прочитанное и просмотренное, спрашивайте мнение ребенка об увиденном и делитесь своим.
- Выходя с ребенком на прогулку, проявляйте вежливость по отношению к другим людям и учите этому малыша.
Пропустите пожилую женщину вперед, уступите место больному человеку, выскажите благодарность, если уступили или помогли вам. Правила поведения в обществе формируются и таким образом. Ваш ребенок будет перенимать ту модель поведения, которую проявляете вы.
Не ругайте ребенка в присутствии посторонних людей, это унижает. Поговорите с ним наедине и объясните, что он сделал не так. Стыдить малыша при всех и за то, что он не понимает, не лучший способ воспитания.
Чувство стыда, присущее цивилизованным людям, всегда имеет место в реальной жизни. Человек может не всегда поступать хорошо и правильно, бывает, что он совершает поступки, за которые потом испытывает стыд.
Но это всего лишь одна из особенностей человеческой психики и интеллекта, позволяющая существовать обществу в рамках морали. Чтобы у взрослого человека было правильное чувство стыда, следует его воспитывать с детства.
Объясняя ребенку, что приемлемо, а что неприемлемо в обществе, вы обезопасите его от возможных проблем взрослой жизни. Показывая ему собственный пример, вы сможете воспитать достойную самодостаточную личность.
Источник
Стыд объединяет кучу негативных эмоций. Страх, гнев, обесценивание и ненависть к себе. Да и вряд ли кому-то хоть раз помогали фразы «как тебе не стыдно!» или «совсем стыд потерял?». Психолог и многодетная мама Катерина Дёмина объясняет, почему стыд никогда и ничему не научит ребёнка и как отличить чувство стыда от других чувств.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
От стыда хочется провалиться сквозь землю, испариться, исчезнуть. От стыда сгорают дотла и превращаются в камень. И, как можно догадаться, человек готов на многое, лишь бы не чувствовать ничего подобного. Особенно когда ты — маленький ребёнок и плохо понимаешь, чего от тебя ждут.
Пристыдить — один из самых простых и действенных способов заставить ребёнка слушаться. В этом действии спрятана угроза исключить ребёнка из членов семьи, сообщества «своих», людей, заслуживающих жить. Собственно, стыд и формируется (в норме) с этой целью: заставить человека соблюдать культурные и социальные нормы, принятые в этом месте и в это время. Не будешь придерживаться правил — мы тебя выгоним, нам тут преступники не нужны.
Но двух-трёхлетний человек ещё слишком мал, чтобы, во-первых, знать и принимать все эти сложные и витиеватые обстоятельства, а, во-вторых, не способен пока что сдерживать разные побуждения своей натуры, ему элементарно нечем это делать. Контроль и волевая сфера психики ещё не готовы, не созрели для того, чтобы управлять его поступками. Считается, что совесть и самоконтроль более-менее начинает функционировать к семи годам. А у ребёнка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, например, и того позже.
Когда ребёнок начинает понимать, что такое стыд. И как он появляется
Совершенно бессмысленно стыдить дошкольников, особенно в принятой у нас форме: «Ах ты, безобразник, как тебе не стыдно, зачем ты разлил молоко и разбросал хлопья по всему столу?». Затем, что не надо было оставлять в доступе, дорогие родители. И ему сейчас не стыдно, потому что он не понимает, какие социальные нормы нарушил (а вы понимаете, можете быстро назвать?). Ему просто очень страшно видеть ваш гнев.
Риторические вопросы «Зачем? Почему ты это сделал?» вносят ещё больший хаос, потому что не понятно, что отвечать. Разлил и разбросал, потому что хотел сделать себе завтрак, пока все спят, но пакет с молоком оказался слишком тяжёлым, а коробка с хлопьями открыта в неудобном месте. А потом уже было поздно что-то исправлять…
Основная воспитательная задача родителей детей от двух до семи лет — учить, а не наказывать
Вместо потрясания кулаками и призывания всяческих кар на голову недотёпы, можно и нужно объяснять, как нужно было поступить, показывать верные пути, делать вместе.
Ребёнок растёт, начинает ходить в садик, знакомится с правилами поведения в детской группе. Оказывается, можно «подвести товарищей», например, тем, что медленно ел, или одевался, или не спал — а наказывают всех. Круговая порука. Мало кто понимает, откуда взялись все эти воспитательные приёмчики «один за всех, а все за одного». Но опять и опять: обжигающее чувство стыда, когда стоишь в одних трусах перед всеми, тебя ругают и унижают, а друзья смеются, в основном от облегчения, что не их засекли в этот раз.
А родители могут голову себе ломать, что это ребёнок два дня в сад ходит — потом три недели болеет. Нестерпимо потому что. Более того, наблюдение за тем, как кого-то мучают, вызывает точно такую же внутреннюю реакцию, как и у жертвы. То есть вашего ребёнка, может, голым на подоконник и не ставили, но, если ставили кого-то другого — он тоже травмирован этим.
И в этом случае «стыжение» ничего не воспитывает, ничему не учит. Ребёнку стыдно, страшно, он беззащитен и бесправен. Единственное, чего он хочет — сжаться в комочек и спрятаться от глаз так, чтобы никто не нашёл. А страх блокирует все познавательные и мыслительные процессы, вы знали об этом? Пристыжённый ребёнок вряд ли извлечёт урок. Скорее, научится врать, прятаться и изворачиваться.
Когда мы взрослеем, мы усваиваем правила поведения, явные и скрытые нормы, законы и понятия. Что-то мы соблюдаем, потому что боимся наказания, что-то — потому что приняли всей душой, что «так правильно». Взрослый зрелый человек руководствуется давно установленной системой представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо. Называется «мораль». Или, как мальчик-второклассник, может проехать на красный, если уверен, что его никто не видит. Или убеждает себя, что все так делают.
Чем отличается чувство стыда от чувства вины
При правильном воспитании у ребёнка должно сформироваться чувство ответственности за свои поступки и способность чувствовать вину, если накосячил. Вина отличается от стыда прежде всего тем, что это не «я — плохой, негодный, ужасный, мне нет места среди людей», а «я — хороший, но сейчас сделал плохо, но это можно исправить». Чувствуя вину, можно извиняться, пытаться восполнить ущерб: «Я нечаянно сломал твою игрушку, мне очень жаль, если хочешь — возьми любую мою». С виноватым человеком хочется и возможно продолжать отношения, мириться.
Из стыда нет выхода. Единственное, что можно сделать — кровью искупить. Да и тогда не факт, что примут обратно
Именно поэтому стыд — последний рубеж обороны, то, что удерживает от совсем уж кромешных поступков.
У вины есть раскаяние. Когда мы становимся старше (и по идее взрослее), мы принимаем на себя обязательства и готовы отвечать за них. Вина — это печаль, сожаление. Мы расстроены, что сделали кому-то больно или неудобно. Именно на этом обстоятельстве надо делать упор, объясняя ребёнку, в чём его проступок. «Смотри, ты забыл о маминой просьбе, хотя согласился ей помочь. Мама очень расстроилась, когда пришла с работы и увидела, что посуда не убрана». Из этой ситуации есть быстрый и лёгкий выход: «Извини, мам, я сейчас всё сделаю!».
«Что ж ты за мерзавец такой, мать целыми днями на работе убивается, чтобы у тебя всё было, а не можешь задницу от дивана оторвать, чтобы ей помочь!» — это путь в никуда.
Что важно помнить всем родителям
- Стыдить маленького ребёнка — только пугать его, он не понимает, что вы от него хотите. Объясняйте простыми словами, называйте действия и эмоции, учите.
- Совесть как внутренний моральный регулятор формируется ближе к семи годам.
- Чувство стыда появляется у зрелого человека изнутри, это самый мощный ограничитель, который удерживает нас от аморальных поступков. Использовать его для коррекции поведения ребёнка — бессмысленно и жестоко.
- Выучите сами и научите ребёнка волшебной фразе, которая позволяет не сваливаться в стыд, когда вас пытаются туда загнать: «Не все оценочные суждения являются модификаторами поведения». Другими словами, не всё, что о вас говорят, должно заставлять вас измениться.
Фото: iStockphoto (volkovslava, dolgachov, Giuda90)
Источник