Строение тела ребенок 4 года

Итак, некоторые просили написать хотя бы часть лекций. для тех, кто осилит и кому интересно. Текста очень много. выдержка из одной лекции по анатомо-физиологическому развитию детей.

КОнечно, читать сухой текст трудно. Это не живая лекция с удивительным педагогом. Но… может кого то заинтересует.

Гармоничность пропорций тела является одним из критериев оценки развития и состояния здоровья.

При диспропорции в строении тела можно думать о нарушении ростовых процессов и обусловивших его причинах (эндокринных, хромосомных и др.).

Конституционные особенности телосложения становятся очевидными с ранних этапов развития ребенка: одни дети обладают хрупким, изящным (так называемым гранильным) телосложением, другие – крепкими мышцами и относительно короткими конечностями, третьи отличаются преобладанием жировой ткани над мышечной.

Предрасположенность к тому или иному типу телосложения определяется наследственностью ребенка, но проявляется и закрепляется она под воздействием факторов внешней среды.

По мере взросления организма конституциональные особенности закрепляются и проявляются в относительно стабильных вариациях нормативного развития организма, которые называют типами телосложения. В некоторой мере тип конституции ребенка можно определить уже в 6-7 лет и довольно точно – в 11-12 лет.

Типы телосложения

В нашей стране широкое распространение получила оценка телосложения детей и подростков с использованием схемы В. Г. Штефко – А. Д. Островского.

•Астеноидный

•Торакальный

•Мышечный

•Дигестивный

Примечание. Даже если Вы и Ваш ребенок являетесь ярким представителем того или иного типа, все свойства описанные в таблице могут быть, а могут и не быть: только вероятность их присутствия связана с телосложением, только возможность. Это не закон, это лишь правило.

АСТЕНОИДНЫЙ ТИП:

у таких детей высокий рост, относительно узкие плечи и таз, уплощенная, вытянутая и суженная книзу грудная клетка, тонкие кости, часто сутулая спина с выступающими лопатками, впалый или прямой живот.

Мускулатура развита слабо, тонус ее вялый, жироотложение незначительное, хорошо видны ребра, кости плечевого пояса, ноги в области бедер не смыкаются.

Среди дошкольников и детей младшего школьного возраста доля астеников составляет около 65%, среди юношей и подростков – около 50%, среди населения старше 50 лет – 30-35%.

Если у вашего ребенка именно такое телосложение, отдайте его на легкую атлетику.

ТОРАКАЛЬНЫЙ ТИП:

гранильное («изящное»), относительно узкое телосложение, грудная клетка цилиндрической формы, иногда немного уплощена, прямая спина, лопатки могут выступать, живот прямой. Умеренные жироотложение и развитие мускулатуры, тонус мышц может быть достаточно высоким даже при небольшой мышечной массе. По сравнению с предыдущим типом даже при слабом развитии жировой ткани хорошо развита грудная клетка и выражен мышечный тонус.

Важнейшие внешние признаки

Кости скелета узкие. Плечи немного шире бедер. Конечности относительно длинные. Угол между нижними ребрами острый

Некоторые функциональные свойства

Объем легких относительно большой. Мышечная сила малая. Выносливость очень высокая.

Повышенный риск заболеваний

Заболевания легких

Некоторые сопряженные психологические свойства

Необщительность. Эмоциональная сдержанность. Тяга к одиночеству в тяжелую минуту

Дети астеноидного и торакального типов телосложения невероятно энергичны и выносливы. Они добиваются больших успехов в цикличных видах спорта: лыжи, легкая атлетика, плавание, велогонки, гребля. Для девочек вполне подойдет художественная гимнастика и танцы.

МЫШЕЧНЫЙ ТИП:

имеет более массивный скелет, широкие плечи и тазовый пояс, а также лучше развитую мускулатуру, чем предыдущие типы. Грудная клетка цилиндрическая, живот прямой, мышечная ткань развита хорошо (объем мышц и их тонус), мышцы рельефные, жироотложение среднее, костный рельеф сглажен хорошо развитой мускулатурой.

Важнейшие внешние признаки

Кости скелета широкие. Плечи шире бедер. Конечности относительно средние. Угол между нижними ребрами прямой

Некоторые функциональные свойства

Объем легких относительно средний. Мышечная сила большая. Выносливость высокая.

Повышенный риск заболеваний

Инфаркт миокарда

Некоторые сопряженные психологические свойства

Любовь к приключениям. Эмоциональная черствость. Тяга к действию в тяжелую минуту

Универсальные спортсмены. Дети с такой конституцией способны добиться успехов в любых видах спорта. Они смело могут выбирать тот вид, к которому больше лежит душа.

Однако лучше всего им даются скоростно-силовые дисциплины: прыжки в длину, метание ядра и копья, бег, спортивная гимнастика, тяжелая атлетика и единоборства

ДИГЕСТИВНЫЙ ТИП:

имеет крупный, массивный скелет, коническую (короткую, расширенную книзу) грудную клетку, выпуклый, округлый живот, часто с жировыми складками. Ширина плеч и таза по сравнению с другими типами наибольшая, спина прямая или слегка уплощенная, мышечная масса обильная и имеет хороший тонус. Костный рельеф плохо просматривается из-за жировых складок на спине, боках, животе.

Важнейшие внешние признаки

Кости скелета широкие. Плечи не шире бедер. Конечности относительно короткие. Угол между нижними ребрами тупой

Некоторые функциональные свойства

Объем легких относительно малый. Мышечная сила большая. Выносливость низкая.

Читайте также:  Консультация для родителей речь ребенка 4 года

Повышенный риск заболеваний

Диабет, инсульт

Некоторые сопряженные психологические свойства

Любовь к комфорту. Жажда похвалы. Общительность. Тяга к людям в тяжелую минуту

Такие дети медлительны и неповоротливы. Активность будет для них мучением. Дети такого типа могут заниматься тяжелой атлетикой или борьбой.

Каждый тип телосложения дает его обладателю целый спектр достоинств, которыми нужно умело пользоваться, нейтрализуя тем самым недостатки, также присущие каждому типу (табл.).

Оценка типов телосложения в дошкольном возрасте затруднена из-за их несформированности, наиболее частым вариантом телосложения являются узкосложенный: астеноидный и торакальный типы (около 70% ).

Определить тип телосложения у ребенка в дошкольном возрасте можно тогда, когда произойдет «полуростовой» скачок (в период от 5 до 7 лет). В этот период наблюдается увеличение скорости роста тела в длину, причем конечности в это время растут быстрее, чем туловище. На этом основан так называемый «филиппинский тест».

Ребенку дают задание провести руку над головой и коснуться противоположного уха. Если полуростовой скачок еще не прошел, ребенок не может дотянуться до уха. Завершение полуростового скачка проявляется в том, что ребенок свободно дотягивается до верхнего края ушной раковины или даже до ее середины на уровне козелка.

<o:p>

</o:p>

Большинство людей не относятся точно к тому или иному типу, а представляют собой нечто промежуточное между двумя соседними типами телосложения.

<o:p>

</o:p>

Конституция и когда она формируется

Когда ребенок рождается – его конституция уже записана в генах каждой из клеточек его тела. Прочитать эти записи возможно постепенно по мере роста и развития. Завершается такая расшифровка к 25 годам.

Движения – один из наиболее характерных признаков типа конституции, поскольку именно во время движения проявляются многие свойства нервной системы, а в конечном счете именно от нервной организации и зависит этот самый тип.

По характеру движений (быстроте, точности, плавности и другим характеристикам) дети в 4-5 лет уже различаются по типам конституции сильнее, чем по половому признаку: мальчики и девочки одного типа (например, мышечного) более похожи друг на друга, чем мальчики мышечного и грудного типов.

Быстрее всего развиваются и растут дети брюшного типа. Чаще всего к 15 годам нередко достигают своих окончательных размеров, их организм созревает на 1-2 года раньше, чем у представителей других типов.

Из рассказов я запомнила один. Одну девочку, с самого раннего возраста отдали на гимнастику. Несмотря на то, что уже тогда было понятно, что она далеко не дюймовочка. Родители все думали похудеет, будет гибкой и все такое. В итоге, с возрастом, дигестивные черты становились более очевидными. Успехов малышка не добивалась, а держали ее тренеры просто для численности. В детском обществе девочку дразнили из-за ее комплекции (((( Но ее родителей жизнь столкнула с моим лектором. Они посовещались и был дан совет попробовать отдать эту девочку на борьбу. И тут, понеслась. У девчонки успехи, она ездит на сборы, занимает места. В школе забыли, что такое ее дразнить. Еще бы, она может на лопатки положить крупного мальчишку за секунду. Родители счастливы, девочка тоже, да к тому же самореализуется.

Источник

Дети четырехлетнего возраста уже относятся к дошкольникам: ребёнок приобретает первые представления о мире, которые расширятся с возрастом.

Четыре года ‒ этап, полный открытий для родителей и крохи. А чтобы открытия увенчались успехом, вам стоит опираться на возрастные особенности ребенка, помогая ему развиваться.

Психологическое состояние ребенка 4-х лет

Психологической особенностью четырёхлетнего ребенка является яркое проявление «чувств и чувствительности». Как отмечает советский психолог и педагог Мухина В.С., «в дошкольном возрасте, особенно в возрасте трех-четырех лет, чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им особую окраску и выразительность. Маленький ребенок еще не умеет управлять переживаниями, он почти всегда оказывается в плену у захватившего его чувства» (Мухина В. С. «Возрастная психология. Феноменология развития», 1999 г.).

Также учёный акцентирует внимание на том, что «чувства дошкольников трех-четырех лет хотя и ярки, но еще очень ситуативны и неустойчивы». Поэтому родителям не стоит принимать всерьёз сверхэмоциональную реакцию на события. Иногда дети специально шалят, чтобы посмотреть на реакцию окружающих и понять, какие эмоции у них вызывают проказы. Так ребёнок учится различать положительные и отрицательные стороны.

Теперь дети начинают осознавать происходящее более остро. У них появляются новые эмоции: стыд, обида, разочарование, грусть. Дети в 4 года становятся чуткими: они улавливают настроение близкого человека и сопереживают. Формируются нравственные качества: понимание, проницательность, доброта, отзывчивость.

Интеллектуальные особенности в 4 года

Интеллектуальные особенности ребенка в 4 года объясняются уровнем его анатомического развития. Мозг уже почти соразмерен мозгу взрослого человека. Но правое и левое полушария развиты в разной степени: правое полушарие, отвечающее за проявление эмоций и чувств, преобладает.

Читайте также:  Ребенок вздрагивает во сне и просыпается 4 года

Четвёртый год ‒ время повышенного интереса к изучению мира, проявления познавательной активности. Ребенок познает мир не только через книги и игрушки. Наступает пора осознанного знакомства с миром во время прогулки или посещения детского мероприятия.

Сына или дочку пора познакомить с алфавитом и простыми числами. Научите ребёнка выполнять простые арифметические вычисления и составлять из букв слова. Еще можно обучать ребенка иностранному языку. Существует много школ, предлагающих программы освоения иностранного для дошкольников. Или проводите занятия на дому.

Важно регулярно тренировать память. Например, разложите карточки с простыми изображениями и попросите запомнить последовательность. Перемешайте и предложите ребёнку восстановить по памяти порядок картинок. Чаще читайте небольшие детские сказки и стихотворения, предлагайте их заучить и рассказать по памяти.

Развитие речи занимает значимое место среди особенностей умственного развития детей 4 лет. Словарный запас уже включает примерно 1500 слов. Главная особенность речи – «переделка» и сокращение услышанных слов. Это те придуманные слова, которые вызывают смех и умиление, например, «копатка» вместо «лопатка», «сипед» вместо «велосипед». Исправляйте неверные варианты произношения слов и чётко повторяйте верные. Для улучшения разговорных навыков и повышения лексикона вместе произносите скороговорки, читайте книжки, много разговаривайте.

В 4 года приходит осознание пола: мальчики интересуются машинками и пистолетиками, а девочки ‒ куклами и украшениями. Не ругайте ребёнка, если он интересуется играми и игрушками, предназначенными для детей другого пола. Раскройте для него прелесть игрушки, которая рассчитана на ребят его пола.

Познавательные занятия и интеллектуальные игры помогут раскрыть таланты и развить способности. Чтобы понять, насколько уровень интеллектуального развития ребенка соответствует норме, ознакомьтесь с перечнем умений детей возрастом 4‒5 лет.

Ребенок умеет:

  • считать от 1 до 10, писать известные цифры, соотносить количество предметов с нужной цифрой, сравнивать количество предметов, распознавать геометрические фигуры.
  • в течение 5 минут выполнять задание, не отвлекаясь, собирать конструктор по образцу, делить простые слова (одушевленные и неодушевленные) на группы, находить сходства и различия между двумя похожими предметами.
  • строить фразы из 6-8 слов, находить предмет по внешнему описанию, поддерживать беседу с ровесником или взрослым;
  • обращаться с вилкой и ложкой, застегивать пуговицы молнии, завязывать шнурки;
  • заштриховывать фигуры, не выходя за контур, различать левую и правую руку.

Ребенок знает:

  • ФИО, возраст и место проживания;
  • какие существуют профессии (до 5-10), и что каждая из них представляет; овощи и фрукты, как они выглядят; животные, насекомые, птицы, рыбы;
  • сколько сезонов в году и чем они характеризуются.

Физические особенности детей 4-х лет

Основные показатели здорового развития – вес и рост. Показатели веса и роста варьируются в зависимости от пола и конституции.

Типы детского телосложения четырехлетнего ребёнка:

  • маленький – вес: 11,5-14,9 кг; рост: 96,1-101,2 см;
  • средний – вес: 15,4-18,6 кг; рост: 106,1-102,6 см;
  • большой – вес: 15,5-19,6 кг; рост: 106,2-114,1 см.

Незначительные отклонения от нормы не должны вызывать беспокойства. Но несоответствие строения показателям свидетельствует о нарушениях развития, на которые должен обратить внимание педиатр.

Физическая особенность детей 4 лет ‒ высокая подвижность. Маленьким дошкольникам нравится проверять возможности тела. Поэтому можно отдать непоседу в детскую спортивную секцию, где его будут учить координации движений. Также не забывайте про подвижные игры дома или на свежем воздухе. Если  желаете с ранних лет приучить ребёнка к спортивному образу жизни, то ежедневно проводите совместную зарядку. Она должна включать простые упражнения на разные группы мышц и не превышать 15 минут.

Полноценное физическое развитие ребенка в 4 года подразумевает формирование мелкой моторики рук. Для тренировки ловкости пальцев и подготовки руки к письму лепите из пластилина или глины, вырезайте ножницами крупные и средние элементы разной формы. Ещё рисуйте разными художественными инструментами (кисточками, фломатсерами, карандашами, мелками, пальчиковыми красками). Помощниками юного художника станут альбомы и раскраски. Продолжайте собирать пазлы и конструкторы.

Как воспитывать детей 4-х лет

От родительского воспитания зависит то, каким станут ваш сын или дочь. Поэтому ключевое правило для родителей ‒ быть внимательными к ребенку. Совместное времяпрепровождение сближает и устанавливает эмоциональную связь. Ребёнок, ощущающий любовь и заботу близких, имеет правильных пример семейных отношений.

Нет точных рекомендаций, как воспитывать детей. Каждый ребёнок индивидуален. Но есть общие принципы воспитания четырехлетних ребят:

  • Культурный досуг. Посещайте культурные мероприятия для приобщения ребенка к миру искусства. Походы в кино, кукольный театр, цирк, зоопарк, на праздничные городские гуляния социализируют и развивают воображение.
  • Похвала по маленьким и большим поводам. Хвалите даже за маленькие победы ‒ это даст уверенность и понимание того, что ребенком гордятся.
  • Навыки самообслуживания. Обучите соблюдать правила личной гигиены, пользоваться столовыми приборами, одеваться и раздеваться, выкидывать мусор в ведра, убирать игрушки на место.
  • Наблюдение у врача. Приводите ребёнка на плановые осмотры и тем более, если заподозрите какое-то заболевание. Ребёнок должен регулярно обследоваться у педиатра, окулиста, хирурга, ЛОРа, кардиолога и эндокринолога.
  • Здоровая пища. Обеспечьте сбалансированное питание, в котором будут белки, жиры и углеводы. Частота приёмов пищи для ребенка 4 лет ‒ 4-6 раз в сутки.
  • Режим. Установите распорядок дня: так вам легче контролировать его деятельность, а ему – привыкнуть к режиму.
  • Полезные игры. Обучайте в игровой форме: так занятия проходят веселее и легче.
  • Живая энциклопедия. Не игнорируйте и не злитесь на ребёнка, который задаёт вопросы. Четыре года ‒ возраст «почемучки», который хочет всё знать. Объясняйте явления, оставаясь терпеливыми и понимающими.
  • Поиск друзей. Помогайте налаживать контакты с детьми: давайте подсказки как подойти познакомиться, приглашайте в гости родителей и друзей крохи, проводите досуг вместе.
  • Правила без исключений. Заведите в семье правила и обязанности, которым нужно следовать всем членам семьи. Если ребёнок нарушает правила, наказывайте, но без унижения. Договоритесь с родственниками, что в случае наказания вы все будете действовать по одной схеме, без исключений из жалости или непонимания. Малыш должен научиться нести ответственность.
Читайте также:  Интеллектуальное развитие ребенка в 1 год и 4 месяца

Что влияет на развитие детей в 4 года

Не только физическое здоровье влияет на рост и развитие ребёнка в 4 года. Определяющая роль отводится родителям и педагогам. Если воспитатели будут придерживаться неверных методов воспитания, то ребёнок вырастет закрытым, агрессивным, необразованным. Поэтому важно стать хорошим воспитателем и найти того, кто поможет развить в навыки и таланты.

Вопрос «стоит ли отдавать ребёнка в дошкольное образовательное учреждение» зависит от материальных обстоятельств семьи и/или уровня развития. Психолог Олеся Гаранина считает, что «кому-то дополнительные занятия действительно нужны, кому-то – только рекомендуются для небольшой корректировки той или иной сферы развития».

Бывают безвыходные ситуации, когда обращение в ДОУ неизбежно, например, когда родителям не с кем оставить ребёнка или когда они на работе. Но если есть выбор, то взвесьте все «за» и «против». Обратите внимание на особенности развития малютки. «Нужно оценить степень психологической зрелости дошкольника – учитывается темперамент, зрелость нервной системы, способность утомляться и восстанавливаться. Педагог дошкольного образования (им может быть и воспитатель детского сада) должен объективно оценить уровень развития ребенка в соответствии с показателями нормы, принятой в том или ином возрасте» ‒ говорит О. Гаранина. Если причин для беспокойства нет, то можно определить малыша в ДОУ.

«Закон об образовании в Российской Федерации» от 1 сентября 2013 г., расценивает дошкольное образование как первый уровень общего образования. В отличие от общего образования, дошкольное остается необязательным, но существенным. «Дошкольное образование, помимо присмотра и ухода за ребенком, включает в различные методики обучения, раннего развития, курсы для детей».

Существуют ситуации, когда поступление ребёнка в ДОУ необходимо. Дошкольные образовательные учреждения следует посещать четырехлетнему ребенку в тех случаях, когда:

  • невозможно оставить ребенка под присмотром опытного человека;
  • он застенчив и малообщителен со сверстниками и посторонними людьми – требуется активная социализация;
  • нет возможности дать всестороннее воспитание и образование в домашних условиях;
  • малыш несамостоятелен, недисциплинирован – в ДОУ обучат самообслуживанию и самоорганизации;
  • он испытывает страх или злость при расставании с вами. Подобное поведение детей вызвано несамостоятельностью или психологической привязанностью к родителю.

Отдавать в дошкольное образовательное учреждение необязательно, если ребенок:

  • освоил на дому базовую программу, необходимую для поступления в начальную школу – это типичная ситуация в семьях с родителями-педагогами;
  • имеет проблемы с дееспособностью – установлена инвалидность или есть заболевание, не позволяющее посещать ДОУ;
  • испытывает недостаток родительского внимания – например, если вы мало видитесь ‒ это нужно менять.

Мозговой штурм для родителей

Интересны результаты опроса, проведенного в 2013 года британскими социологами. Суть состояла в подсчете количества вопросов, которые дети 2-10 лет задавали родителям в течение одного дня. Усреднённый показатель суммированных ответов 1000 опрошенных матерей составил 288 вопросов.

Самыми любознательными оказались девочки четырехлетнего возраста. Они ежедневно спрашивают о чём-то своих мамочек 390 раз. Факт напоминает не только о том, что на мамах лежит большой груз в виде маленького «почемучки»: любознательность детей надо поощрять и оставаться терпимыми к их любопытности.

Будьте с ребёнком одной командой, и тогда родительские обязанности принесут вам только радость.

Источник