Стратегии воспитания в семье ребенка с нарушением в развитии
Как отмечалось выше, психофизическое развитие ребенка с нарушением слуха в большей степени определяется условиями, которые могут создать родители в семье. Именно от атмосферы в семье, от отношения к ребенку с нарушением слуха, к его дефекту, от взаимоотношений родителей друг с другом, зависит адекватность взаимодействия ребенка с социальной средой.
С.М. Хорош (1991), Е.И. Исенина (1996), Е.Г. Речицкая (2004), Г.Н. Пенин, З.А. Пономарева, О.А. Красильникова, Л.В. Кораблева (2005) выделяют различные типы родительских позиций по отношению к ребенку с проблемами в развитии и к его дефекту.
Отношение к ребенку с нарушением слуха может быть адекватным и неадекватным. Адекватным считается такое отношение, при котором ребенок воспринимается в семье как здоровый, но имеющий ряд особенностей, которые следует учитывать в процессе обучения и воспитания. Эта позиция становится необходимой предпосылкой создания в семье условий для полноценного развития ребенка. В семье создается установка на формирование с учетом возможностей ребенка тех же знаний, умений и навыков, которыми обладают и слышащие дети. При этом у ребенка воспитываются такие черты личности, которые способствуют его наилучшей адаптации в разных жизненных условиях (Хорош С.М., 1991).
По мнению В.М. Рахманова (1992) неадекватная реакция родителей по отношению к ребенку с проблемами в развитии, это защитная реакция на травмирующую ситуацию.
При неадекватном отношении родителей к ребенку с проблемами в развитии может приниматься и его дефект и он сам. Неадекватность, искаженность родительской позиции определяется тем, что родители освобождают ребенка от обязанностей, воспринимают его, как человека, нуждающегося в постоянной защите, опеке и помощи (Пенин Г.Н., Пономарева З.А., Красильникова О.А., Кораблева Л.В., 2005).
Д.Н. Исаев (1982), Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина (1991) отмечают, что в данной ситуации у родителей (чаще у матери) или близких родственников, ухаживающих за ребенком, может возникнуть чувство вины перед ним и, чрезмерно опекая его, они стараются таким образом искупить ее.
Одним из мотивом гиперопеки у родителей является латентно существующий страх несчастья с ребенком. Контролируя деятельность ребенка, исключая самостоятельность и возможность опасности, родители тем самым как бы освобождаются от постоянной тревоги (Захаров А.И., 1993). Родители, оберегая ребенка от всех трудностей, выполняя все за него, невольно внушают ему этим, что он больной и немощный (Усынина А.И., Мельникова Г.С., 1992).
М.И. Буянов (1986) считает, что такая жертвенная, безоглядная любовь приводит тому, что ребенок растет неприспособленным к жизни. В условиях гиперопеки быстро складывается эгоцентрическая позиция, которая мешает адаптации ребенка в коллективе сверстников (Хорош С.М., 1991). В данных условиях у ребенка может формироваться потребительская психология (Буткина Г.А., 1979).
Не менее опасной для становления и развития личности является противоположная позиция «безразличия»: неосознанные чувства и жизненные ценности родителей приводят к эмоциональному неприятию ребенка и его дефекта, которое проявляется в избежании общении с ним, отсутствии попыток понять, полюбить его.
По мнению Е.М. Мастюковой, А.Г. Московкиной (1991), А.Р. Маллера (1996) и др., родителям кажется, что наличие у них ребенка с проблемами в развитии означает крах всей их жизни. Когда родители в силу своих личных качеств и убеждений не видят никаких перспектив, их убивает слово «инвалид», то у них появляется желание избавиться от ребенка.
Если оба родителя занимают указанную позицию, то они, как правило, отказываются от ребенка. Отказ может быть как юридический, так и фактический — ребенок передается на воспитание, например, бабушке, а мать и отец практически в этом не участвуют (Хорош С.М., 1991). Обычно родители, занимающие данную позицию, очень зависимы в принятии своих решений от мнения окружающих: родственников, друзей, знакомых (Сагдуллаев А.А., 1990; Хорош С.М., 1991).
Весьма сложная ситуация создается в результате «нереалистичного отношения»: родители отказываются признать, что их ребенок глухой, ставят перед ним сложные задачи (Речицкая Е.Г., 2004; Пенин Г.Н., Пономарева З.А., Красильникова О.А., Кораблева Л.В., 2005). Такой ребенок начинает чувствовать себя одиноким и несчастным, так как не может соответствовать требованиям и отвергается близкими людьми (Хорош С.М., 1991; Пономарева З.А., Логинова Е.Т., 1997).
Опасность данной позиции заключается в том, что родители относятся к ребенку как к здоровому, не принимая в расчет специфические особенности нарушения. При этом не учитывается психофизическое состояние ребенка с проблемами в развитии, так как родители не допускают мысли о том, что они его не вылечат и ребенок не станет «таким как все» (С.Д. Забрамная, 1990; С.М. Хорош, 1991). Родители ставят перед ребенком нереальные цели, завышают его возможности.
Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей, как отмечает А.И. Захаров (1988), это ведущий патогенный фактор, вызывающий нервно психическое напряжение у ребенка.
Психическое развитие ребенка тормозится при позиции, характеризующейся как «неприятие»: родители смирились с дефектом, но самого ребенка не принимают. Данная позиция родителями не осознается, а объясняется нехваткой времени, материальными проблемами и другими причинами (Хорош С.М., 1991).
При такой позиции, как отмечает Г.А. Буткина (1979), происходит эмоциональное отчуждение родителей и членов семьи по отношению к ребенку с нарушением слуха. Ребенок замыкается в своем внутреннем мире, в который он не допускает родителей, а родители и не стремятся в него проникнуть. Для таких семей характерно отсутствие живой потребности в общении друг с другом. В некоторых случаях «неприятие» доходит до безнадзорности, как правило, в семьях, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем.
Гипоопека создает и обостряет у ребенка с проблемами в развитии чувство своей неполноценности и ничтожности. Это создает у него глубокую тревожность и заниженную самооценку (Буткина Г.А., 1979). Ребенок растет неприспособленным к жизни. Часто такое воспитание ведет к формированию асоциальных черт характера (М.И. Буянов, 1988). Если такое воспитание стабильно и длится достаточно долго, то это может привести даже к нервно-психическому заболеванию ребенка (Г.А. Буткина, 1979).
Таким образом, позиция и отношение родителей к ребенку с нарушением слуха, к его дефекту взаимосвязаны. Специалисты при работе с родителями, воспитывающих детей с нарушением слуха, должны учитывать вышеописанные реакции и типы взаимоотношений в семье.
Супруги могут придерживаться различных позиций по отношению к ребенку с нарушением слуха и его дефекту, что может привести к проблемам в семейной жизни, к конфликтам между супругами, в крайних случаях к разводу (Хорош С.М., 1991).
А.А. Сагдуллаев (1990), М.М. Семаго (1991), С.М. Хорош (1991), В.В. Ткачева (1998), Е.М. Мастюкова и А.Г. Московкина (2003) отмечают, что появление в семье ребенка с отклонением в развитии изменяет устоявшийся уклад и взаимоотношения между супругами. Пониженный фон настроения, постоянное беспокойство, раздражительность матери, полное самоотречение, сосредоточение ее внимания на ребенке, формирует у отца не проходящее чувство дискомфорта, эмоционально болезненное состояние (Мастюкова Е.М., Московкина А.Г., 2003).
В этот период брак испытывается на прочность. Многое зависит от семейной ситуации, сложившейся до рождения ребенка с проблемами в развитии. В тех случаях, когда взаимоотношения супругов и раньше были плохими, рождение больного ребенка является лишь поводом для развода (Сагдуллаев А.А., 1990).
После рождения ребенка с проблемами в развитии в семье возникает напряженность, так как родители начинают искать родственников с той или другой стороны, «ответственных» за наличие дефекта у их ребенка. Это приводит к взаимным обвинениям, недоверию, чувству вины и собственной неполноценности, а также может быть причиной дисгармонии супружеских отношений, поводом для развода и личной неприязни (Сагдуллаев А.А., 1990; Кондратов А.М., 1991).
Напряженная обстановка в семье, как отмечает Е.И. Исенина (1999), может возникнуть из-за соревнования между родителями и ближайшими родственниками за привязанность ребенка к кому-либо из них: кто лучше понимает, к кому идет малыш когда ему больно. Это может привести к чувству ущербности у одного из родителей и углублению кризиса семейной жизни.
Как отмечает Г. Юн (1987), у отцов возникает больше проблем психологического плана, особенно если ребенок с проблемами в развитии — единственный. Это связано с тем, что отец, как правило, больше поглощен мыслями, каким вырастет ребенок, что в дальнейшем ждет его. И если он не видит никаких перспектив, а жена полностью замкнулась, ушла в свой внутренний мир и при этом поглощена уходом за ребенком, то будущее ему начинает представляться совершенно беспросветным и муж может покинуть семью (Маллер А.Р., 1995, 2000).
Если семья неполная (матери — одиночки, родители находятся в разводе и т.д.), то в ней возникает функциональная пустота, когда одна из ролей необходимых для успешного функционирования семьи никем не выполняется (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1999). Сагдуллаев А.А. (1990) отмечает, что реакция девочек на развод обычно легче, чем у мальчиков, для которых психологически важны сохранившиеся контакты с отцом. У детей из распавшихся семей, как правило, наблюдаются более выраженные эмоциональные нарушения и трудности межличностного общения.
Большое значение в семье с ребенком с нарушением слуха имеет поведение родителей и других членов семьи. От поведения отца во многом зависит эмоциональное состояние матери, ее душевное равновесие. Невроз у матери, пишет А.И. Захаров (1993), предшествует развитию невроза у ребенка, способствуя возникновению конфликтных отношений в семье и проблем в воспитании ребенка.
Крайне неблагоприятное влияние на семейную атмосферу и на развитие ребенка с нарушением слуха оказывают грубые, неуважительные отношения между супругами, применение физических наказаний (Сагдуллаев А.А., 1990). Наиболее благоприятное отношение складывается в тех семьях, где каждый член семьи старается лучше понять проблемы ребенка с нарушением слуха, не забывая при этом о потребностях других. Но тяжелые переживания в первоначальный период, хотя и приглушаются со временем, все же не исчезают совсем и могут обостряться в определенный период жизни семьи в связи с важными событиями (Семаго М.М., 1991; Ткачева В.В., 1998).
Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина (2003) в своих работах указывают на то, что родители должны понимать, что семья, имеющая ребенка с проблемами в развитии, переживает не один, а целую серию кризисов, обусловленных как субъективными, так и объективными причинами. При этом семьи, имеющие лучшую психологическую и социальную поддержку, преодолевают эти кризисные состояния легче (Сагдуллаев А.А., 1990).
Таким образом, анализ литературных источников показывает, что именно в семье, как целостной системы, формируется и развивается гармоничная личность, и определяются особенности взаимоотношений с окружающим миром в дальнейшем.
Рождение ребенка с проблемами в развитии кардинально изменяет жизнь семьи, родители испытывают растерянность и стресс. При этом у родителей детей с нарушением слуха формируется как адекватное, так и неадекватное отношение к ребенку и его дефекту (Хорош С.М., 1991).
Рождение ребенка с нарушением слуха изменяет взаимоотношения между супругами, влияет на увеличение негативных эмоций в семье, что приводит к угрозе ее распада. Нарушение семейных взаимоотношений негативно оказывает влияние на формирование гармоничной личности. Поэтому для данных семей очень важна поддержка общества и оказание им психолого-педагогической помощи со стороны специалистов.
Источник
Появление в семье ребенка с нарушениями развития всегда ведет к созданию особенного психологического климата, который влияет на жизнь всех членов семьи. Основной задачей родителей, оказавшихся в таком положении, является преодоление психологического стресса и эмоциональных трудностей, так как без этого невозможно решать проблемы воспитания ребенка с нарушениями развития. Семья выполняет главную роль в воспитании детей с нарушениями слуха, речи, зрения и другими дефектами, поэтому родителям важно сформировать у себя правильную позицию по отношению к своему ребенку, а также знать об основных принципах воспитания детей с нарушениями развития и активно применять их в повседневной жизни.
Родительская позиция по отношению к ребенку
Очень большое значение в воспитании детей с различными нарушениями развития играет отношение родителей к ребенку. Правильным отношением является восприятие ребенка как здорового, но имеющего ряд особенностей, которые родители учитывают в процессе воспитания. Однако в большинстве семей формируются неадекватные позиции по отношению к ребенку:
- Гиперопека – в этой ситуации члены семьи относятся к ребенку как к беспомощному существу, которое нуждается в постоянной защите и контроле, ему не прививают навыков самостоятельности.
- Эмоциональное неприятие ребенка – родители смиряются с особенностями ребенка, но не принимают его самого, что ведет к недостатку или полному отсутствию необходимой педагогической и коррекционной работы.
- Неприятие дефекта ребенка – родители принимают ребенка, но не способны смириться с его дефектом, поэтому прилагают множество усилий, чтобы его исправить, растят ребенка в условиях «культа болезни», что негативно сказывается на его психическом развитии.
- Неприятие ребенка и его особенностей – родители не могут принять ни ребенка, ни его дефект, не видят будущего в его воспитании, поэтому либо совсем отказываются от него, либо передают на воспитание другим членам семьи.
Все перечисленные типы неадекватного отношения представляют собой защитную реакцию родителей на травмирующую ситуацию и особенно остро влияют на процесс воспитания детей с нарушениями интеллекта и дефектами речи. Эффективно решить эту проблему в большинстве случаев можно только с помощью семейной психотерапии, так как немногие родители способны самостоятельно прийти к осознанию, каким должно быть правильное восприятие ребенка с проблемами развития. Адекватное отношение к ребенку основывается на полном и безоценочном принятии. Родители не должны сравнивать его с другими, нормально развивающимися детьми.
Основные принципы семейного воспитания детей с нарушениями развития
Всем родителям, которые успешно справились с психологическим стрессом, сформировали у себя адекватное отношение к ребенку и желают активно заниматься его воспитанием, рекомендуется соблюдать следующие важные принципы:
- В процессе воспитания и обучения ребенка с проблемами развития должны принимать участие все члены семьи.
- Всем членам семьи необходимо иметь представление о природе нарушений развития, имеющихся у ребенка, правильной линии поведения с ним и способах коррекции дефектов.
- Помимо семейного воспитания, ребенку необходима профессиональная помощь специалистов, при этом степень их участия в процессе воспитания определяется в зависимости от тяжести дефектов развития ребенка.
Наиболее важным условием для эффективного воспитания детей с нарушениями зрения, слуха, речи и другими дефектами является гармоничная психологическая обстановка в семье. Все дети остро переживают дефицит любви и ласки, а дети с отклонениями в развитии отличаются особенной чуткостью. Ребенок должен быть уверен, что в семье его любят и ценят, и тогда он будет развиваться активнее, а необходимые знания и навыки будут формироваться у него более успешно. Также очень важно, чтобы оба родителя умели легко и бесконфликтно договориться о любых вопросах, связанных с воспитанием ребенка. Только такие условия гарантируют, что он будет расти и развиваться в условиях душевного комфорта и иметь чувство защищенности.
При воспитании детей с нарушениями слуха, зрения и речи родителям следует соблюдать принцип внимательного наблюдения за ребенком и оценки его состояния. Так, при воспитании детей с нарушениями речи обязательно нужно учитывать, что ребенок не всегда способен выразить свои потребности с помощью слов, поэтому родителям нужно учиться распознавать их по его выражению лица, жестам, интонациям голоса или позе.
Также необходимо соблюдать принцип формирования у ребенка навыков нормативного поведения, которое обеспечивает его нормальную социальную адаптацию. Особенно этот принцип важен при воспитании детей с нарушениями интеллекта. Родителям важно служить для ребенка эталоном правильного поведения в социуме, понимая, что их собственное неадекватное поведение обязательно будет иметь негативное влияние на психику ребенка и сформирует у него неверные установки.
Еще одним важнейшим принципом эффективного воспитания детей с нарушениями зрения, речи, слуха и другими проблемами развития является формирование у ребенка навыков самообслуживания. Ребенка с отклонениями в развитии необходимо приучать к опрятности и аккуратности. Важно, чтобы он умел следить за своим внешним видом, а также принимал посильное участие в выполнении домашней работы. Только так можно обеспечить гармоничное развитие ребенка, при котором он сможет чувствовать себя самодостаточной личностью, и не будет ощущать дискомфорта из-за своих физических недостатков.
Кроме того, необходимо обеспечить ребенку условия для развития его природных способностей. При воспитании детей с нарушениями речи можно делать упор на развитие способностей к танцам и творческой деятельности, при которой речевые дефекты не будут оказывать влияния на успешность занятий, а ребенку с двигательными патологиями нужно обеспечить условия для занятий такими видами искусства, которые не требуют передвижения.
Источник
Традиционно семья считается главным институтом воспитания ребенка. Именно в семье ребенок проводит большую часть времени, именно близкие взрослые имеют на него наибольшую степень влияния, и закладывают основы формирования личности ребенка.
Влияние семейного воспитания может быть как положительным, так и отрицательным для эмоционально-волевой сферы ребенка. Немалую роль в этом играют стратегии семейного воспитания.
Под стратегиями семейного воспитания понимают способ отношений родителей к ребенку.
1. Авторитарный стиль (стратегия)
При авторитарном стиле воспитания родители подавляют инициативу ребенка, жестко руководят и контролируют его действия и поступки. Воспитывая, используют физические наказания за малейшие проступки, принуждения, окрики, запреты. Дети лишены родительской любви, ласки, заботы, сочувствия. Таких родителей заботит лишь то, чтобы ребенок вырос послушным и исполнительным. Но дети вырастают либо неуверенными в себе, робкими, невротизированными, неспособными постоять за себя либо, наоборот, агрессивными, авторитарными, конфликтными.
При родителях такие дети могут казаться спокойными и исполнительными, но как только угроза наказания исчезает, поведение ребенка становится неуправляемым. По мере взросления ребенок становится все более нетерпимым по отношению к требованиям авторитарных родителей. В подростковом возрасте частые конфликты могут привести к плачевному исходу.
2. Либерально – попустительский стиль семейного воспитания (гипоопека)
При либерально-попустительском стиле общение с ребенком строится на принципе вседозволенности. Для самоутверждения ребенок использует капризы, требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», демонстративно обижается. Ребенок не понимает слово «Надо!», указания и требования взрослых не выполняет. Для родителей с либерально-попустительским стилем общения характерна неспособность или нежелание руководить, направлять ребенка.
Вследствие чего ребенок вырастает эгоистичным, конфликтным, постоянно недовольным окружающими людьми человеком, что не дает ему возможность вступать в нормальные социальные взаимоотношения с людьми.
В школе у такого ребенка возможны частые конфликты из-за того, что он не приучен уступать.
3. Гиперопекающий стиль семейного воспитания
При гиперопекающем стиле воспитания родители лишают ребенка самостоятельности в физическом, психическом, а так же социальном развитии. Они постоянно находятся рядом с ним, решают за него проблемы. Излишне заботятся и опекают его, боясь и тревожась за его здоровье.
Ребенок растет инфантильным, неуверенным в себе, невротизированным, тревожным. В последствии у него возникают трудности в социализации.
4. Отчужденный стиль семейного воспитания (индифферентный)
При отчужденном стиле семейного воспитания отношения подразумевают глубокое безразличие родителей к личности ребенка. Родители «не замечают», ребенка, не заинтересованы его развитием и духовным внутренним миром. Активно избегая общения с ним, держат его от себя на расстоянии. Такое безразличное отношение родителей делает ребенка одиноким и глубоко несчастным, неуверенным в себе. У него пропадает желание общаться, может сформироваться агрессивность к людям.
5. Хаотический стиль семейного воспитания (непоследовательный)
Некоторые психологи выделяют хаотический стиль семейного воспитания, характеризующийся отсутствием единого последовательного подхода к воспитанию ребенка. Возникает на почве разногласий родителей в выборе средств и методов воспитания. Конфликты в семье становятся все более частыми, родители постоянно выясняют отношения между собой и нередко в присутствии ребенка, что приводит к возникновению невротических реакций у ребенка. Ребенку необходима стабильность и наличие четких конкретных ориентиров в оценках и поведении. Родители, применяющие разные стили воспитания и общения лишают ребенка такой стабильности, формируют тревожную, неуверенную в себе, импульсивную, в некоторых случаях агрессивную, неуправляемую личность.
6. Демократический стиль семейного воспитания
При демократическом стиле воспитания родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают им, учитывают их нужды и потребности. Выражают ребенку свою любовь, доброжелательность, играют с ним на интересные ему темы. Родители позволяют детям принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии решений. А так же в свою очередь требуют осмысленного поведения от детей, проявляют твердость и последовательность в соблюдении дисциплины
Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, знают слово «надо», умеют дисциплинировать себя и строить отношения с одноклассниками. Дети растут активными, любознательными, самостоятельными, полноценными личностями с развитым чувством собственного достоинства и ответственностью за близких ему людей.
Демократический стиль воспитания, как утверждают многие психологи, является наиболее эффективным стилем семейного воспитания.
Инструкция
С помощью этого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа выберите самый для Вас предпочтительный.
1.Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека – наследственностью или воспитанием?
Преимущественно воспитанием
Сочетанием врожденных задатков и условий среды.
Главным образом врожденными задатками
Ни тем, ни другим, а жизненным опытом
2.Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?
Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.
Абсолютно с этим согласен.
Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.
Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.
3.Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?
Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)
Цель воспитания – научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)
Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)
Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер)
4.Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?
Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.
Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.
Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное – позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.
Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.
5.Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?
Если попросит, можно и дать.
Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.
Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.
Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.
6.Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?
Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.
Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.
Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.
7.Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?
Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.
Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.
Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.
Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.
8.Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?
Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.
Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.
Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.
Не вижу причины запрещать.
9.Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?
Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.
Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.
Расстроюсь
Попробую разобраться, что его побудило солгать.
10.Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?
Безусловно.
Стараюсь.
Надеюсь.
Не знаю.
Источник