Странное поведение ребенка 2 года

Здравствуйте!
Буду очень благодарна, если прокомментируете и подскажите в каком направлении двигаться и есть ли у ребенка отклонения в поведении и психическом развитии?

Если я задала вопросы не в том разделе, к каким врачам и специалистам обратиться?

Заранее прошу прощение за большое количество текста, но для того, чтобы картина была более ясной, постаралась описать максимально много.

Девочка, возраст 1 год и 10 месяцев.
Проблем, которые очень волнуют много.
Девочка не разговаривает как положено по ее возрасту. Повторяет мама (если ей это необходимо), папа, баба, дед не говорит, а (аня имя мамы), та (если спросить как зовут — вита), та также называет и бабушку таню, машинка джжж, га-га, бе-е-е, пи-пи, ав-ав, на, дизь (десять), ди — один, кака, кука (кукла), тетя, дядя, дать (причем не говорить дай, а именно дать), динь-дить (нечетко), ля-ля-ля постоянно говорит ой, когда что-то не получается и ай, и другие мало различимые звуки животных и свои звуки такие как капка, ап, которыми она называет предметы, делает язычком как лошадка скачет. Любит дуть мыльные пузыри. За мной звуки не повторяет нивкакую, такое ощущение что хочет, но не может. Учили ее говорить как зовут дедушку — коля. В самом начале сказала и не говорит больше, произносить только какую-то кашу, напоминающую кля и так с другими словами. Если что-то хочет ведет меня за руку и показывает пальцем или визжит. Говорит «да». «Нет» никогда не говорила. Остальное время вместо общения постоянно экает и мычит, как бы общаясь с нами.

Ребенок не жует. Может грызть палец, все что угодно, кусать меня сильно, когда я кладу в рот, но еду не жует, ни ту что откусывает сам, ни ту что даю я. Когда я показываю как это делать по сто раз, делает движения как будто плямкает губами, по-другому не могу назвать и совсем не жует и даже не пытается зубами. Большие куски выталкивает и выплевывает. Вижу, что это скорее особенность поведения, так как неврологи говорят, что все впорядке. Момент был упущен и ребенок просто не хочет учится. Все глотает, не давится. Что делать? С чем это связано.

Также меня очень настораживает некоторые моменты в поведении.
Может вы сможете прояснить.

Дочка не любит гулять на детских площадках, да и вообще на одном месте. Постоянно куда-то бежит, чаще всего знает и помнит то направление куда она хочет пойти. Из-за этого мы не может гулять с другими детьми на улице, потому что на детской площадке она гуляет от силы 10 минут, а потом бежит куда-то, страха нет, зовешь не возвращается и рядом идет только когда ей это интересно и очень недолго. Дома гуляет нормально и спокойно. В основном все изучает что есть в квартире.

Было выпала из детской кроватки, все обошлось, но было больно, а страх так и не появился, все равно продолжала перекидывать ногу через перило. Это нормально, что ребенок не стал боятся?
Также не боится на улице уйти от мамы и не хочет идти рядом.
Хотя если чего-то испугается, бежит к маме и вылазит на руки.
При этом может долго и терпеливо ездить в коляске.

Ходим на развивающие занятия, там ей не очень нравится, часто дает мне сумку, чтобы мы уходили или бежит к двери. Мало что повторяет, держиттся отстраненно, все время держит меня за руку, просится на руки, только и ждет когда наступит время уходить. Хотя когда есть настроение может показать все что научилась, но на групповых занятиях это бывает очень редко. Иногда пытается что-то дать другому ребенку, но редко, повторяет за детьми, но не то что показывают, а разные глупости.
Со стороны может показаться, что она глупенькая и не развитая. Но когда приходит преподаватель на дом к нам, она очень хорошо с ней занимается и без моего присутствияменя и все делает и даже больше чем другие дети, то есть интеллект хороший. Отличная память, помнить где что лежит, что чем делать, где что находится. Знает и различает почти все предметы, которые называешь, цвета, цифры.
На мой непрофессиональный взгляд хорошее понимание речи, выполняет просьбы. Бывает я с кем-то разговариваю, она бежит и делает то что услышит.

Никогда не держала и не хотела держать бутылочку со смесью, всегда ждала, что это буду делать я. Только недавно я узнала что она может пить сама, когда она просто взяла обычную бутылку со спортивной соской со стола и стала пить сама не проливая.
Умеет пить с чашки, есть с ложки, но сама ест мало, хточет чтобы кормили.

Раньше была чрезмерно активна, сейчас стала спокойней. Давали ей попрыгать на батуте с другим ребенком,так там она уже не первый раз повторяла за ним буквально все. Остальные дети так не делают, только она.

Что также очень волнует и вызывает непонимание, так это то что раньше когда ей было полтора года она никому из детей не давала свои игрушки, все вырывала, но вот уже как месяца два, когда у нее пытаются что-то забрать стоит молча и все отдает, никогда и ничего не отбираеот, даже если очень хочет, только ноет, бывает даже если чужой ребенок что-то хочет взять, то что у нее в руках, он еще не успеет подойти она уже отпускает руки и роняет. Что это? Как себя вести?

С рождения дочь не давала брать себя за руку, ножку, постоянно выдергивает, но любит когда ее обнимают и лезет на руки. Когда боится чего-то то бежит ко мне или к бабушке.
Не любит играть с детьми, точнее вообще их особо не замечает, но любит улыбаться взрослым и привлекать их внимание. Играть в ку-ку, прятаться, стесняться.
Не играет в куклы, точнее вообще их не любит, из коляски выбрасывает и кладет в коляку предметы, такие как шарики, коробочки и возит.
Очень любит мячики и шарики, больше всех игуршек, это очень хорошо просматривается. В магазине просит купить только шарики и мячики.

Читайте также:  Ребенок 2 года горячая голова а температуры нет

Еще странный момент, дочь часто берет мои руки, руки мужа, бабушки и пытается что-то ими делать, например нажать кнопку, открыть книжку или что-то еще, не постоянно, но часто так делает, хотя может и сама. Это что за особенность?

Что еще настораживает, что ребенок до сих пор ходит на носочках, бывает перестает и не ходит, а потом заново, было три месяца когда не ходила на носках вообще. Потом пошли зубы, боли и все вернулось. Заметила что ходит так после стресса, переживаний или когда что-то болит. Из-за этого ходьба не совсем устойчива. Хотя активна, вылазит на стол, куда угодно и довольно быстро, бегает хорошо, не на носках.

Еще один очень важный момент — дочка постоянно сосет руку, особенно когда засыпает и спит, да и днем бывает. Это началось прямо с рождения. Грудь сосала до 7 месяцев, бросила, соску сосала до года, тоже бросила сама, а вот руку сосет постоянно, засовывает три пальца в рот и сосет. Неврологи по этому поводу говорят что повышена тревожность и все на этом.
Лекарств никаких по неврологии не пьем. Нейросонография делали несколько раз была в норме, единственное что один врач сказал, что в сосудахя не хватает кислорода, рекомендация гулять на улице побольше и все.

И весь наш букет завершает нежелание не то что ходить на горошек, а девочка даже не садится на него. Орет, визжит, а если усадить силой то аж дрожит. Не хочет садится и все. Хотя после года было время когда ребенок ходил на горшек и не сопротивлялся. Потом резко перестала, хотя прекрасно знает что нужно делать с горшком.

Дочь очень характерная и упряма, добивается своего, но только когда ей этого нужно и если она хорошо знакома с людьми, в колективе с детьми ведет себя как-то замкнуто и стеснительно на мой взгляд, требует моей поддержки постоянно. Как правильно воспитывать уверенность в таком маленьком ребенке?

Возможно часть проблем связана с неврологией.
Ребенок при родах шел ручкой вперед, была кривошея и видимо родовая травма, головку стала держать рано и переворачиваться рано в обе стороны. А вот села только в 9 месяцев устойчиво, до этого с 6 месяцеев стояла на четвереньках, а с 7 активно ползала. Пошла в год и месяц. Мелкая моторика хорошая.

С ребенком занимаюсь, читаю что нужно делать, но вижу что все не совсем благополучно, потому как есть вещи, которые она схватывает моментально, а есть такое что показывает хоть сотню раз, но результата нет. Не понимаю в чем проблема.
Мне не ясны те моменты, которые я описала выше. Не знаю как себя правильно вести и воспринимать ее поведение не знаю к кому и в какую очередь обращаться. Чувствую что моих знаний и понимания недостаточно. Боюсь упустить время.

Особенно это касается отсутствие
речи, слов, фраз. Может ли это быть связано с аутическими чертами в нашем случае? Или это не про моего ребенка?

Надеюсь получить отзыв и заранее большое спасибо!

Источник

Мальчики в 2 раза чаще страдают расстройствами развития, чем девочки. Причины нарушений различны: недоношенность, осложнения при родах, болезнь во время беременности, низкий вес при рождении и так далее. При этом любое расстройство, пусть и незначительно, осложняет дальнейшую жизнь, а вот проявляется с самого детства. Поэтому в наших же интересах вовремя выявить его, чтобы успешно устранить.

Мы в AdMe.ru выяснили, по каким признакам можно самостоятельно распознать наиболее частые нарушения в развитии: аутизм, дислексию, дисграфию и гиперактивность.

Аутизм

Начинает проявляться обычно в возрасте 2 лет, к 5 годам симптомы становятся более заметными. В это время и ставят диагноз. Интересно, что, по статистике, у девочек аутизм встречается в 4 раза реже.

Вопреки устоявшемуся стереотипу, аутизм не мешает людям развиваться и самореализовываться. Главная проблема, с которой они сталкиваются, — трудности в общении, особенно с незнакомцами. Впрочем, важно знать, что при сильном желании аутизм вполне успешно поддается коррекции.

Самостоятельно распознать расстройство можно по не вполне обычному поведению ребенка:

  • Он боится общения с незнакомыми людьми, а во время разговора не может держать зрительный контакт. Неспособен к эмпатии и, как следствие, не умеет сочувствовать: может смеяться, когда кто-то плачет, и наоборот.
  • Склонен к автоматическим действиям. Может раскачиваться, как маятник, ритмично стучать по какой-либо поверхности, расставлять игрушки в ряд по самостоятельно придуманному принципу. Занятие не вызывает скуки, ребенок может делать это в течение нескольких часов. Взгляд в это время обычно отсутствующий.
  • Не чувствует социального контекста: ведет себя одинаково дома, в садике или школе, в гостях у чужих людей. Общается со всеми в одной манере. Может говорить незнакомым взрослым «ты» или, наоборот, обращаться на «вы» к сверстникам.
  • Не может овладеть невербальной техникой общения. Не понимает жесты других людей, сам их почти не использует. В особенно тяжелых случаях отмечается полное отсутствие мимики.
  • Боится любых изменений. Даже незначительная перестановка мебели может спровоцировать истерику или приступ паники. То же самое относится к рациону питания, маршрутам в школу или садик и другим вещам, к которым ребенок привык.
  • Обладает развитыми рецепторами: любит ощупывать предметы, чувствует тончайшие запахи. Часто пристально рассматривает текстуры дерева, камня и подобных им материалов. Обычно имеет высокий болевой порог и может ради интереса пощипывать или покалывать собственную кожу.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Сокращенно — СДВГ. Вопреки общественному мнению, такое нарушение имеет смысл подозревать у детей не младше 4 лет и только в том случае, если признаки проявляются изо дня в день. Если симптомы есть, но они редки, ребенок абсолютно нормален. Это расстройство успешно лечат, часто медитативными техниками.

Читайте также:  Глиатилин для ребенка 2 года

Согласно статистике, СДВГ чаще встречается у близнецов и детей, которые родились чуть ранее положенного срока. Также в группе риска мальчики: такое расстройство у них встречается в 3 раза чаще.

На взрослую жизнь влияет слабо: человек принимает необдуманные решения, ведет себя беспокойно и может навязывать свое общество окружающим, с трудом выполняет рутинную сидячую работу.

Обнаружить СДВГ просто. Достаточно обратить внимание на поведение ребенка:

  • Не сидит на месте, постоянно ерзает, смотрит в разные стороны и в целом ведет себя так, будто к нему подключили моторчик. Причем действия не имеют цели: он просто хватает все, что попадается под руку, отбрасывает предмет спустя секунду и берет другой.
  • Не может долгое время концентрироваться на неинтересном занятии (уборка, выполнение домашнего задания), при этом играть в приставку, компьютер или собирать конструктор способен часами.
  • Часто отвлекается на внешние события. Например, может заниматься любимым делом и впасть в настоящую прострацию, если увидит в окне красный автомобиль или нечто не менее яркое.
  • Не контролирует собственные эмоции. Может закатить истерику, потому что не хочет стоять в очереди в магазине. Часто ругается с родственниками по мелочам, может выкрикивать обидные слова, а спустя несколько минут приходит извиняться.
  • На занятиях в садике или школе перебивает других учеников и даже учителя. Если решает тест, то обычно не дочитывает вопрос до конца (на это ему не хватает терпения) и выставляет галочки наугад.

Дисграфия

Это расстройство не позволяет ребенку овладеть грамотным письмом. Встречается довольно часто, на взрослую жизнь особо не влияет. Нередко наблюдается у детей, которые уже имеют нарушения слуха и зрения или страдают гиперактивностью.

Устранить расстройство реально: необходимы систематические занятия по развитию мелкой моторики, укреплению мелких двигательных мышц в руках. Не обойтись и без прописей.

Определить дисграфию можно по следующим признакам:

  • Ребенок на письме постоянно путает похожие звуки, например «д» и «т», «з» и «с», «ц» и «тс». Иначе говоря, пишет так, как слышит.
  • Может добавлять в слово буквы, которых в нем на самом деле нет, менять местами слоги или пропускать их.
  • Многие слова (особенно с предлогами) пишет слитно, часто не согласовывая их между собой. Испытывает трудности с определением рода и числа, может писать «хороший мама», «светлая солнышко».

Слева: почерк 23-летнего человека, которому поставили диагноз «дисграфия» в 10 лет.

Справа: почерк человека, которому только что диагностировали дисграфию.

  • Обычно имеет трудно различимый почерк. Если пишет медленно и старается, буквы все равно выходят неровными.
  • В тяжелых случаях ребенок говорит так же неправильно, как и пишет. Скажем, слово «заяс» («заяц»), написанное таким способом, в речи будет звучать точно так же.

Дислексия

Если верить статистике, 70–80 % людей, которые плохо читают, на самом деле страдают дислексией. Расстройство обычно является врожденным и успешно корректируется, если ребенка вовремя отвести к специалисту. Диагноз ставят не ранее чем в 10–11 лет.

Во взрослой жизни расстройство не вызывает особых сложностей, кроме трудностей с беглым чтением. Иногда сам факт нарушения пугает окружающих, поэтому дислексик может это скрывать и вести себя немного скованно. Такое поведение считается нормальным.

Понять, что у ребенка дислексия, можно по следующим признакам:

  • Откровенно плохо читает, притом что другие навыки (математика, рисование, даже письмо) даются ему очень хорошо. IQ, как правило, в рамках нормы или даже выше, то есть дислексия с уровнем интеллекта не связана.
  • Отказывается упражняться в чтении и мотивирует это простым «не хочу». Может устроить истерику, если родители заставляют, или бездумно смотреть в книгу.
  • Читает, возможно, даже бегло, но не может пересказать только что прочитанное, потому что не понимает смысл текста.
  • Подолгу витает в облаках, переспрашивает, может не замечать, что вокруг что-то происходит. Как следствие, забывчив, не особенно уверен в себе и стремится уйти от действительности, чаще всего в творчество (рисование, музыку, писательство и так далее).
  • Часто неправильно или необычно держит ручку и карандаш. Например, зажимает пишущий предмет между безымянным и средним пальцами. Попытки переучить обычно ни к чему не приводят.

Может быть, среди ваших знакомых есть такие особенные дети? Расскажите нам в комментариях о трудностях, с которыми они сталкиваются в жизни.

Иллюстратор Leisan Gabidullina

специально для

AdMe.ru

Источник

Возбудимость, упрямство, истерики… Что с этим делать?

Содержание:

  • Освоение речи
  • Нормальные истерики: как с ними справляться?
  • Рано- и поздноговорящие дети
  • Любовь к традициям и важность режима
  • Возбудимость — общая особенность возраста
  • Малыш зависит от эмоционального состояния взрослого
  • Негативизм и упрямство — признаки взросления
  • Контакты со сверстниками

Поведение двухлетнего ребенка во многом похоже на поведение годовалого, но появляются в нем и новые черты. Какие?

Освоение речи

Одна из главных вех развития ребенка этого возраста — освоение речи. Как только маленький человек научается формулировать свои желания и мысли, он переходит на новую ступень. В целом, между 2 и 3,5 годами, когда в норме должна появляться фразовая речь, крика и расстройств становится меньше.

И все же полным объемом родного языка ребенок овладеет позже, только к 4 годам. Пока далеко не каждое свое желание или состояние малыш может сформулировать. И это может порождать самые разные недовольства и расстройства. Очень обидно, когда ты хочешь сказать о том, какую книжку тебе почитать, а тебя никто не понимает. Или же ты просишь надеть фиолетовую кофточку, а никто не реагирует, да еще спрашивают: «что-что?»

Все это может вызывать большие расстройства, крик и даже такие яркие формы поведения, как истерика и бросание на пол.

Нормальные истерики: как с ними справляться?

В среднем раз в неделю от малыша такого возраста можно ожидать расстройства до слез. Нормой можно считать истерики, случающиеся до 2-3 раз в неделю — многое зависит от темперамента и интенсивности развития ребенка. Но если истерики и слезы повторяются до 2-3 раз в день, то малыш либо проходит критический период развития, либо переживает длительный стресс. Если же ни то ни другое не верно, то стоит обратиться к специалисту: неврологу, или психологу, или гомеопату.

Без раздражения и истерик обходятся в возрасте 2-3 лет только будущие флегматики. То есть родителям стоит настраиваться на столкновения с эпизодами истерик и учиться правильно на них реагировать, верно себя вести.

Одно из главных родительских умений, которое приобретается в это время — сдерживание эмоционального сопротивления, раздражения и гнева ребенка. Что это такое?

Вот довольно типичный пример: ребенок не хочет, чтобы ему выключали мультики. Или не желает уходить из песочницы и по этому поводу орет. Ситуация, с которой мало кто из родителей не сталкивался. Как может выглядеть эмоциональное сдерживание?

Читайте также:  У ребенка 2 года кашель второй месяц

Во-первых, важно не подключаться к эмоции ребенка — не начинать говорить на повышенных тонах, кричать и сердиться.

Во-вторых, стоит спокойным голосом на доступном языке объяснить ребенку, что с ним происходит: «Ваня, ты очень расстроен, ты сердишься, ты не хочешь… уходить с прогулки. Многим деткам, которым 2 года, очень не хочется идти домой, когда пора обедать. Но…» А дальше вы перечисляете собственные аргументы, по которым домой идти обязательно надо.

Эта мера моментального результата не дает, наоборот, крик и плач в первые минуты после такого объяснения могут только усилиться.

Но зато долговременный, накопительный эффект очень хорош: со временем, когда пройдет 2-6 недель от начала использования этого метода интерпретации поведения, вы заметите, что ребенок начинает прочитывать не только собственное поведение, но иногда и ваше: «Мама устала, мама хочет полежать». Со временем ребенок способность лучше понимать свое состояние, а также чувства и желания других людей будет только развиваться.

Зачем это нужно? Несмотря на то, что наш малыш уже говорящее существо, мотивы и причины собственного поведения ему чаще всего непонятны. Даже когда слово «я» уже активно используется, малышу очень трудно понять и назвать причину собственной радости или расстройства. Сложные собственные желания и нежелания тоже не могут еще внятно формулироваться ребенком. И тут мама может очень помочь, как «переводчик с детского».

Интерпретация поведения ребенка — универсальный способ реагирования на истерики и другие сбои в его поведении.

Рано- и поздноговорящие дети

Очень многое зависит в этом возрасте от того, насколько велик активный словарный запас ребенка. Так, 2,5-летний человек может произносить сложные философские речи, а может едва уметь сказать фразу из двух слов.

И это определяет поведение. То есть психологический возраст хорошо и плохо разговаривающих детей будет разным при совпадении возраста календарного. И если ребенок еще не говорит активно, то особенности его поведения будут относиться скорее к возрасту 1-2 года, и это не задержка развития, а вариант нормы. А время освоения активной речи — это очень наследуемый фактор, и в каждой семье это происходит по-своему.

В результате взрослость ребенка и требования родителей к нему между 2 и 3 годами зависит от того, насколько хорошо ребенок говорит. И нередко к тем детям, которые начали говорить рано, родительские требования завышены, и эти требования порой становятся непосильной психологической нагрузкой для маленького человека.

Любовь к традициям и важность режима

Нервная система ребенка еще сохраняет черты ригидности, склонности к инерции. Это выражено не так ярко, как между годом и двумя, особенно когда малыш начинает свободно говорить, но вполне ощутимо. Маленькие дети — большие консерваторы, не любят новшеств в еде, одежде, расположении игрушек и последовательности событий в течение дня. Ребенку этого возраста сложно предложить не только новое, незнакомое блюдо, но и привычную еду в незнакомой посуде.

А во время выходных и отпусков, когда привычный режим сбивается, дети могут вести себя существенно хуже. Это происходит потому, что малыш сильно зависит от степени утомления и количества впечатлений. Это — еще одна особенность возраста 2-3,5 лет. Если малыш из привычного режима жизни выбит по тем или иным причинам, а впечатлений слишком много — он будет вести себя хуже, чем обычно.

И сделать тут ничего нельзя. Влиять на поведение ребенка такого возраста можно, только когда он спокоен, не слишком устал, сыт и не выбит из привычного ритма — в так называемом «зеленом» диапазоне. Но если хотя бы одно из описанных выше условий нарушено, любая попытка воздействовать на ребенка приведет к сложному поведению или истерике.

Возбудимость — общая особенность возраста

Малышу такого возраста гораздо проще перевозбудиться, чем успокоиться, и это не индивидуальная характеристика, а общая особенность возраста. На погашение возбуждения направлены многие средства народной педагогики: потешки, небылицы, колыбельные. Мы, современные родители, часто не очень умеем успокаивать. Мы настроены на развитие, на создание обучающей среды. Нас не учили успокаивать. Нам вообще часто кажется, что если ребенок плачет, значит, происходит что-то не то.

В родителях могут бороться две мысли. Первая: «Дети не должны плакать, нужно срочно сделать все, что он хочет» — это из репертуара вседозволенности. И вторая: «Как он смеет орать, ведь я же ему сказала…» — это из арсенала воспитательниц детского сада, с которыми мы общались в детстве.

Я совсем не сторонник того, чтобы дети много плакали. И тем не менее до 4-4,5 лет, пока не созреет контроль коры головного мозга за эмоциями и состояниями возбуждения, у темпераментного малыша слез и крика может быть много. Не потому, что вы — плохие родители, а потому, что возраст у ребенка такой.

Ну и, конечно, плач и расстройства стоит пытаться предугадывать заранее, по возможности не допускать и грамотно реагировать. Но в целом такое поведение нормально и ожидаемо.

Малыш зависит от эмоционального состояния взрослого

Ребенок зависит от состояния мамы, на него действует так называемый «закон заражения эмоциями». То есть малыш подключается к главной, наиболее сильной эмоции, которая преобладает у того взрослого, который в данный момент с ним находится. И если у родителей ссора или конфликт, ребенок начинает вести себя беспокойно или неадекватно — не потому, что ему так хочется, а просто потому, что не может иначе. Психологические защиты в этом возрасте еще не работают. И поэтому бесполезно говорить малышу «успокойся», когда вы сами нервничаете. Он не может создать островок спокойствия сам, а может только присоединиться к вашему острову спокойствия и уверенности.

Негативизм и упрямство — признаки взросления

Начинает проявляться собственное мнение ребенка и сопротивление тому, что говорят и хотят от него родители. Такое поведение — признаки кризиса 3 лет, и лучше всего в этих случаях переключать внимание ребенка, переводить ситуацию в игровую (об этом — в следующей статье). Но если начать «бодаться» с ребенком, спорить с ним на равных, упрямство только усилится, особенно у темпераментных деток.

Ребенка надо учить считаться с мнением мамы и слушаться, но делать это лучше в нейтральное время, а не в моменты негативизма.

Контакты со сверстниками

Между 2-3 годами у ребенка начинает проявляться устойчивый интерес к ровесникам, их играм, поведению. Ребенок выделяет кого-то из детей, называет их своими друзьями. На мой взгляд, в этом возрасте очень полезно посещать занятия, на которых дети присутствуют вместе с родителями. Это будет иметь максимальный развивающий эффект, потому что возраст отделения от мамы еще не наступил.

Дети чаще всего в это время играют не вместе, а около друг друга, с большим интересом посматривая в сторону ровесников. Это первая стадия совместной игры, и действия других деток стоит ребенку комментировать, объяснять. Это поможет ему в дальнейшем разбираться в поведении и отношениях других детей.

Подведем итоги:

Когда ребенок плачет или кричит, не думайте, что его можно моментально «выключить». Эмоциональные процессы в этом возрасте инертны.

Пользуйтесь любыми возможностями переключения внимания — это золотой ключик в воспитании ребенка этого возраста.

Не сравнивайте своего малыша с другими: темперамент и характер ребенка- это лотерейный билет, и на него мало возможностей влиять.

Источник